Рабочая программа по математике на 2019-2020 учебный год разработана на основе следующих нормативных правовых документов и инструктивно-методических материалов:
Данная рабочая программа по математике для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.
Вид реализуемой программы – основная общеобразовательная.
Рабочая программа является основным документом («Закон Российской Федерации об образовании» ст. 32 п. 27). Программа конкретизирует содержание предметных тем Федерального государственного образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса.
В курсе математики 5 класса можно выделить следующие основные содержательные линии: арифметика; элементы алгебры; вероятность и статистика; наглядная геометрия. Наряду с этим в содержание включены две дополнительные методологические темы: множества и математика в историческом развитии, что связано с реализацией целей общеинтеллектуального и общекультурного развития учащихся. Содержание каждой из этих тем разворачивается в содержательно-методическую линию, пронизывающую все основные содержательные линии. При этом первая линия — «Множества» — служит цели овладения учащимися некоторыми элементами универсального математического языка, вторая — «Математика в историческом развитии» — способствует созданию общекультурного, гуманитарного фона изучения курса.
Содержание линии «Арифметика» служит фундаментом для дальнейшего изучения учащимися математики и смежных дисциплин, способствует развитию не только вычислительных навыков, но и логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, способствует развитию умений планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни.
Содержание линии «Элементы алгебры» систематизирует знания о математическом языке, показывая применение букв для обозначения чисел и записи свойств арифметических действий, а также для нахождения неизвестных компонентов арифметических действий.
Содержание линии «Наглядная геометрия» способствует формированию у учащихся первичных представлений о геометрических абстракциях реального мира, закладывает основы формирования правильной геометрической речи, развивает образное мышление и пространственные представления.
Линия «Вероятность и статистика» — обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования у учащихся функциональной грамотности — умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчёт числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.
При изучении статистики и вероятности обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации, и закладываются основы вероятностного мышления.
Согласно учебному плану МБОУ «Никольская СОШ» на изучение математики в 5 классе отводится 170 часов из расчета 5 часов в неделю при 34 рабочих неделях.
Изучение математики в 5 классах даёт возможность обучающимся достичь следующих результатов:
первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
Номер урока | Наименование разделов, тем, тема урока | Сроки изучения |
план | факт |
Тема 1. Линии (8ч.) | |
1 | Разнообразный мир линий | 02.09 | |
2 | Прямая. Части прямой. Ломаная | 03.09 | |
3 | Прямая. Части прямой. Ломаная. Отрезок и луч. | 04.09 | |
4 | Длина линии. | 05.09 | |
5 | Длина линии. Длина ломаной. Старинные единицы длины. | 06.09 | |
6 | Окружность. | 09.09 | |
7 | Окружность и круг. | 10.09 | |
8 | Самостоятельная работа по теме: Линии | 11.09 | |
Тема 2. Натуральные числа (13ч.) | |
9 | Как записывают и читают натуральные числа. | 12.09 | |
10 | Как записывают и читают натуральные числа. Десятичная система записи чисел. | 13.09 | |
11 | Натуральный ряд. Сравнение натуральных чисел. | 16.09 | |
12 | Натуральный ряд. Сравнение натуральных чисел. | 17.09 | |
13 | Числа и точки на прямой. | 18.09 | |
14 | Числа и точки на прямой. Изображение числа на координатной прямой. | 19.09 | |
15 | Округление натуральных чисел. | 20.09 | |
16 | Округление натуральных чисел. | 23.09 | |
17 | Решение комбинаторных задач. | 24.09 | |
18 | Решение комбинаторных задач. Дерево возможных вариантов. | 25.09 | |
19 | Решение комбинаторных задач.Логика перебора при решении комбинаторных задач. | 26.09 | |
20 | Подготовка к контрольной работе по теме «Линии. Натуральные числа». | 27.09 | |
21 | Контрольная работа №1по темам: Линии. Натуральные числа. | 30.09 | |
Тема 3. Действия с натуральными числами(22ч.) | |
22 | Сложение и вычитание. | 01.10 | |
23 | Сложение и вычитание. Взаимосвязь между сложением и вычитанием натуральных чисел. | 02.10 | |
24 | Сложение и вычитание. Нахождение неизвестных компонентов сложения и вычитания. Прикидка, оценка результатов. | 03.10 | |
25 | Умножение и деление. | 04.10 | |
26 | Умножение и деление.Умножение и деление натуральных чисел | 07.10 | |
27 | Умножение и деление.Нахождение неизвестного компонента умножения и деления. | 08.10 | |
28 | Умножение и деление. Прикидка и оценка результатов вычислений. | 09.10 | |
29 | Деление натуральных чисел. Прикидка и оценка результатов вычислений. | 10.10 | |
30 | Порядок действий в вычислениях | 11.10 | |
31 | Порядок действий в выражениях, содержащих действия разных степеней. | 14.10 | |
32 | Порядок действий в вычислениях. | 15.10 | |
33 | Порядок действий в вычислениях. Решение текстовых задач | 16.10 | |
34 | Степень числа. | 17.10 | |
35 | Степень числа (квадрат и куб числа). | 18.10 | |
36 | Порядок действий при вычислении значений выражений, содержащих степень. | 21.10 | |
37 | Задачи на движение (навстречу друг другу и в противоположных направлениях). | 22.10 | |
38 | Задачи на движение (навстречу и в одном направлении). | 23.10 | |
39 | Задачи на движение (по течению и против течения). | 24.10 | |
40 | Различные задачи на движение | 25.10 | |
41 | Различные задачи на движение. | 05.11 | |
42 | Подготовка к контрольной работе по теме: Действия с натуральными числами | 06.11 | |
43 | Контрольная работа №2 по теме:Действия с натуральными числами | 07.11 | |
Тема 4. Использование свойств действий при вычислениях (12ч) | |
44 | Свойства сложения и умножения. | 08.11 | |
45 | Применение свойств сложения и умножения при преобразовании числовых выражений. | 11.11 | |
46 | Распределительное свойство. | 12.11 | |
47 | Вынесение общего множителя за скобки. | 13.11 | |
48 | Преобразование числовых выражений на основе распределительного свойства. | 14.11 | |
49 | Задачи на части. | 15.11 | |
50 | Решение задач на части (в условии дается масса всей смеси). | 18.11 | |
51 | Решение задач на части (части в явном виде не указаны). | 19.11 | |
52 | Решение задач арифметическими способами. | 20.11 | |
53 | Задачи на уравнивание. | 21.11 | |
54 | Решение текстовых задач алгебраическим способом. | 22.11 | |
55 | Самостоятельная работа: Использование свойств действий при вычислениях | 25.11 | |
Тема 5.Углы и многоугольники (9ч) | |
56 | Как обозначают и сравнивают углы. | 26.11 | |
57 | Как обозначают и сравнивают углы. Виды углов. Биссектрисы углов. | 27.11 | |
58 | Измерение углов. | 28.11 | |
59 | Измерение углов. Построение углов заданной градусной меры с помощью транспортира. | 29.11 | |
60 | Измерение углов. Построение углов. | 02.12 | |
61 | Проверочная работа «Углы» | 03.12 | |
62 | Ломаные и многоугольники. | 04.12 | |
63 | Многоугольники. Периметр многоугольника | 05.12 | |
64 | Контрольная работа №3 «Использование свойств действий при вычислениях. Углы и многоугольники.» | 06.12 | |
Тема 6. Делимость чисел (15 ч) | |
65 | Делители и кратные. | 09.12 | |
66 | Делители числа. Наибольший общий делитель. | 10.12 | |
67 | Делители и кратные числа. Наименьшее общее кратное | 11.12 | |
68 | Простые и составные числа. | 12.12 | |
69 | Разложение составного числа на простые множители. | 13.12 | |
70 | Свойства делимости | 16.12 | |
71 | Делимость суммы и произведения. | 17.12 | |
72 | Контрольная работа за II четверть | 18.12 | |
73 | Признаки делимости на 2,на 5, на 10 | 19.12 | |
74 | Признаки делимости на 3, на 9, на 4, на 6 | 20.12 | |
75 | Признаки делимости натуральных чисел | 23.12 | |
76 | Деление с остатком. | 24.12 | |
77 | Нахождение неизвестных компонентов при делении с остатком | 25.12 | |
78 | Деление с остатком при решении задач. | 26.12 | |
79 | Тест: Делимость чисел | 27.12 | |
Тема 7. Треугольники и четырехугольники.(10ч.) | |
80 | Треугольники и их виды. | 30.12 | |
81 | Треугольники и их виды. Классификация треугольников по сторонам и углам. | 13.01 | |
82 | Прямоугольники. | 14.01 | |
83 | Прямоугольники. Свойства прямоугольников. | 15.01 | |
84 | Проверочная работа: Треугольники и прямоугольники | 16.01 | |
85 | Равенство фигур. | 17.01 | |
86 | Равенство фигур. | 20.01 | |
87 | Площадь прямоугольника. | 21.01 | |
88 | Площадь прямоугольника. Единицы площади. | 22.01 | |
89 | Контрольная работа №4: Делимость чисел. Треугольники и четырехугольники | 23.01 | |
Тема 8. Дроби.(18ч.) | |
90 | Доли. Как единица на доли делится | 24.01 | |
91 | Доли. Нахождение целого по его части | 27.01 | |
92 | Что такое дробь. Правильные и неправильные дроби. | 28.01 | |
93 | Что такое дробь. Изображение дробей точками на координатной прямой | 29.01 | |
94 | Что такое дробь. Решение задач на нахождение дроби от числа | 30.01 | |
95 | Основное свойство дроби. | 31.01 | |
96 | Основное свойство дроби. Приведение дробей к новому знаменателю. | 03.02 | |
97 | Основное свойство дроби. Сокращение дробей | 04.02 | |
98 | Приведение дробей к общему знаменателю. | 05.02 | |
99 | Приведение дробей к общему знаменателю. Приведение дробей к наименьшему общему знаменателю. | 06.02 | |
100 | Сравнение дробей. | 07.02 | |
101 | Сравнение дробей. Сравнение дробей на координатной прямой. | 10.02 | |
102 | Сравнение дробей. Различные приемы сравнения дробей | 11.02 | |
103 | Тест: Основное свойство дроби. Сравнение дробей. Преобразование дробей. | 12.02 | |
104 | Натуральные числа и дроби. | 13.02 | |
105 | Натуральные числа и дроби. | 14.02 | |
106 | Натуральные числа и дроби. Подготовка к контрольной работе. | 17.02 | |
107 | Контрольная работа №5 по теме: Обыкновенные дроби. Треугольники и четырехугольники | 18.02 | |
Тема 9. Действия с дробями.(34ч.) | |
108 | Сложение и вычитание дробей. | 19.02 | |
109 | Сложение и вычитание дробей .Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 20.02 | |
110 | Сложение и вычитание дробей. | 21.02 | |
111 | Сложение и вычитание дробей. Прикидка результатов. | 25.02 | |
112 | Сложение и вычитание дробей. Задачи на совместную работу | 26.02 | |
113 | Смешанные дроби. | 27.02 | |
114 | Смешанные дроби. Выделение целой части из неправильной дроби | 28.02 | |
115 | Смешанные дроби. Выделение целой части из неправильной дроби | 02.03 | |
116 | Сложение и вычитание смешанных дробей. | 03.03 | |
117 | Сложение и вычитание смешанных дробей. | 04.03 | |
118 | Сложение и вычитание смешанных дробей. Вычитание обыкновенных дробей | 05.03 | |
119 | Сложение и вычитание смешанных дробей. Вычитание дроби из целого числа | 06.03 | |
120 | Сложение и вычитание смешанных дробей. Самостоятельная работа. | 10.03 | |
121 | Умножение дробей. | 11.03 | |
122 | Умножение дробей. | 12.03 | |
123 | Умножение дробей. Умножение обыкновенных дробей. | 13.03 | |
124 | Умножение дробей. Умножение дроби на натуральное число. | 16.03 | |
125 | Умножение дробей. Умножение смешанных дробей. | 17.03 | |
126 | Умножение дробей. Возведение в степень обыкновенных дробей | 18.03 | |
127 | Деление дробей. | 19.03 | |
128 | Деление дробей. Деление обыкновенных дробей. | 20.03 | |
129 | Деление дробей. Деление обыкновенных дробей на натуральное число и числа на дробь. | 01.04 | |
130 | Деление дробей. Деление смешанных дробей. | 02.04 | |
131 | Деление дробей. Все случаи деления обыкновенных дробей | 03.04 | |
132 | Тест: Умножение и деление дробей | 06.04 | |
133 | Нахождение части целого и целого по его части. Нахождение дроби от числа и числа по его части. | 07.04 | |
134 | Решение задач на нахождение дроби от числа и числа по его части | 08.04 | |
135 | Решение задач на нахождение дроби от числа и числа по его части | 09.04 | |
136 | Нахождение части целого и целого по его части. Нахождение дроби от числа и числа по его дроби. | 10.04 | |
137 | Тест: Нахождение части целого и целого по его части | 13.04 | |
138 | Задачи на совместную работу. | 14.04 | |
139 | Задачи на совместную работу. | 15.04 | |
140 | Задачи на совместную работу. Подготовка к контрольной работе. | 16.04 | |
141 | Контрольная работа №6 по теме: Действия с дробями | 17.04 | |
Тема 10. Многогранники (10ч) | |
142 | Геометрические тела и их изображение | 20.04 | |
143 | Геометрические тела и их изображение. | 21.04 | |
144 | Параллелепипед. Прямоугольный параллелепипед. Куб. | 22.04 | |
145 | Параллелепипед. Прямоугольный параллелепипед. Развёртка многогранника. | 23.04 | |
146 | Проверочная работа: Прямоугольный параллелепипед | 24.04 | |
147 | Объем параллелепипеда. | 27.04 | |
148 | Объем прямоугольного параллелепипеда. | 28.04 | |
149 | Пирамида. | 29.04 | |
150 | Пирамида. Обобщающий урок по теме: Многогранники | 30.04 | |
151 | Самостоятельная работа по теме «Многогранники» | 04.05 | |
Раздел 11. Таблицы и диаграммы. (9ч) | |
152 | Чтение таблиц. | 05.05 | |
153 | Чтение и составление турнирных и частотных таблиц | 06.05 | |
154 | Построение таблиц | 07.05 | |
155 | Чтение и построение столбчатых диаграмм. | 08.05 | |
156 | Столбчатые и круговые диаграммы | 12.05 | |
157 | Обобщающий урок по теме: «Таблицы и диаграммы» | 13.05 | |
158 | Опрос общественного мнения. | 14.05 | |
159 | Опрос общественного мнения. | 15.05 | |
160 | Обобщающий урок по теме: «Опрос общественного мнения» | 18.05 | |
Тема 12. Повторение (10ч.) | |
161 | Действия с натуральными числами. | 19.05 | |
162 | Действия с натуральными числами. Порядок действий. | 20.05 | |
163 | Дроби. Действия с дробями. | 21.05 | |
164 | Дроби. Действия с дробями. Задачи на дроби. | 22.05 | |
165 | Текстовые задачи на движение. | 25.05 | |
166 | Текстовые задачи на совместную работу. | 26.05 | |
167 | Задачи на уравнивание. | 27.05 | |
168 | Задачи на части. | 28.05 | |
169 | Контрольная работа №7 по теме: Повторение курса 5 класса. Многогранники | 29.05 | |
170 | Анализ контрольной работы. | 30.05 | |