СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа и КТП 17 часов Тропинки в профессию 5 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа и КТП Тропинки в профессию для 5 класса 17 часов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и КТП 17 часов Тропинки в профессию 5 класс»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Оренбургской области

Управление образованием администрации муниципального образования

«город Бугуруслан»

МБОУ СОШ имени М.И. Калинина



Рассмотрено

Руководитель ШМО

_______/В.А.Филиппова/

Протокол № 1

от « 28 » августа 2024 г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР

________/ И.Г.Закирова/


« 29 » августа 2024 г.

Утверждаю:

Директор МБОУ СОШ

имени М.И. Калинина

______/В.А. Воробьев/

Приказ № 186

от « 31 » августа 2024г















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по внеурочным занятиям

«Тропинка в профессию»

для обучающихся 5 классов

на 2024 – 2025 учебный год























Бугуруслан 2024



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА"ТРОПИНКА В ПРОФЕССИЮ"

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения Программы основного общего образования с учётом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всём пространстве школьного образования: не только на уроке, но и за его пределами.

Актуальность реализации данной программы обусловлена потребностью подростков в самоопределении, в том числе в определении сферы будущей профессиональной деятельности. А это влечёт за собой необходимость в педагогическом сопровождении профессионального самоопределения школьников, в развитии мотивации школьника к осуществлению трудовой деятельности, в формировании готовности школьников к выбору профессионального пути и к обучению в течение всей жизни. Эти важные задачи лишь отчасти решаются в учебном процессе. Работа по программе внеурочной деятельности «Профориентация» позволит педагогу реализовать эти актуальные для личностного развития учащегося задачи.

Программа станет востребованной как школьниками, которые планируют после окончания основной школы продолжить обучение в колледжах и техникумах, так и теми, кто планирует получить среднее образование в стенах школы. Сегодня профессионалу любой сферы деятельности необходимо владеть набором универсальных навыков, поэтому программа ориентирована на всех школьников вне зависимости от профиля (направленности) предполагаемой будущей профессии.



ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ТРОПИНКА В ПРОФЕССИЮ»

Курс внеурочной деятельности «Профориентация» нацелен на помощь учащемуся:

  • в освоении над профессиональных компетенций (навыков общения, навыков работы в конфликтной ситуации, навыков сотрудничества, навыков принятия решений и ответственности за них т. д.). Эти навыки являются важными для любой профессии, владение ими позволит учащемуся в будущем реализовать себя как в профессиональной сфере, так и в личной жизни;

  • в ориентации в мире профессий и в способах получения профессионального образования. Это позволит учащемуся в большей степени самостоятельно делать выборы в профессиональной сфере, объективнее оценивать свои шансы на получение профессии, корректировать свой школьный образовательный маршрут;

  • в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей. Эти навыки помогут учащемуся стать увереннее в себе, честнее с самим собой, понимать и оценивать степень влияния других людей на свои решения, в том числе в сфере выбора профессии;

  • в формировании и развитии трёх компонентов готовности к профессиональному самоопределению: мотивационно-личностного (смыслового), когнитивного (карьерная грамотность) и деятельностного;

  • в планировании жизненного и профессионального пути. Это позволит учащемуся строить образ своего будущего, видеть задачи, которые предстоит решить для достижения этого образа;

  • в поддержании мотивации учащегося к осуществлению трудовой деятельности. Это позволит ему видеть социальный характер любого труда, понимать естественность каждодневных усилий как для повышения своего будущего профессионального уровня, так и для обычного труда в семье, во дворе своего дома.



МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа внеурочной деятельности социально-педагогической направленности

«Тропинка в профессию» предназначена для обучающихся 5 классов.

Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 0,5 часа в неделю, всего в 5 классе - 17 ч. в год.

Форма организации детского коллектива – классная. Всего программа содержит 17 часов.

При проведении занятий по курсу на первое место выйдут следующие формы организации работы:

-групповая,

-парная,

-индивидуальная;

методы работы:

-частично-поисковые,

-исследовательские.


Формы проведения занятий

  • беседы, лекции;

  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов; с использованием дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;

  • комплексная работа с текстом;

  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая)  со словарями разного типа;

  • поиск информации в интернете.

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов, сказок.

В каждом занятии прослеживаются три части: игровая; теоретическая; практическая.


Основные методы и технологии

  • технология  разноуровневого обучения;

  • развивающее обучение;

  • технология  обучения в сотрудничестве;

  • коммуникативная технология.


Программа внеурочной деятельности «Тропинка в профессию» предусматривает развитие образовательной среды школы. Программа может быть использована в образовательном учреждении в рамках проведения профориентационной работы, при планировании и реализации социально-значимых проектах классных коллективов, во внеурочной деятельности учителей начальных классов.


Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

«Тропинка в профессию»

В ходе реализации программы, обучающиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками.

К ним относятся:

когнитивные – знания обучающихся о труде, о мире профессий; мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к профессиям,

желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью; поведенческие - навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.

Метапредметными результатами программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  1. Регулятивные УУД:

Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

  1. Познавательные УУД:

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью

простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

  1. Коммуникативные УУД:

Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

    • Слушать

    • Средством диалога

    • Совместно

следовать им.

и понимать речь других.

формирования этих действий служит технология проблемного (побуждающий и подводящий диалог).

договариваться о правилах общения и поведения в школе и

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты освоения Программы основного общего образования представлены с учётом специфики содержания предметных областей, затрагиваемых в ходе профориентационной деятельности школьников.

Русский язык:

  • формирование умений речевого взаимодействия (в том числе общения при помощи современных средств устной и письменной речи): создание устных монологических высказываний на основе жизненных наблюдений и личных впечатлений, чтения учебно- научной, художественной и научно популярной литературы: монолог-описание; монолог- рассуждение; монолог-повествование;

  • участие в диалоге разных видов: побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации;

  • обсуждение и чёткая формулировка цели, плана совместной групповой деятельности;

  • извлечение информации из различных источников, её осмысление и оперирование ею, свободное пользование лингвистическими словарями, справочной литературой, в том числе информационно-справочными системами в электронной форме;

  • создание письменных текстов различных стилей с соблюдением норм построения текста: соответствие текста теме и основной мысли; цельность и относительная законченность; последовательность изложения (развёртывание содержания в зависимости от цели текста, типа речи); правильность выделения абзацев в тексте; наличие грамматической связи предложений в тексте; логичность.

Литература:

  • овладение умением использовать словари и справочники, в том числе информационно-справочные системы в электронной форме, подбирать проверенные источники в библиотечных фондах, Интернете для выполнения учебной задачи; применять ИКТ, соблюдать правила информационной безопасности. Иностранный язык:

  • овладение основными видами речевой деятельности в рамках знакомства со спецификой современных профессий;

  • приобретение опыта практической деятельности в жизни: соблюдать правила информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе в Интернете; использовать иноязычные словари и справочники, в том числе информационно-справочные системы в электронной форме. Информатика:

  • овладение основными понятиями: информация, передача, хранение, обработка информации, алгоритм, модель, цифровой продукт — и их использование для решения учебных и практических задач;

  • умение оперировать единицами измерения информационного объёма и скорости передачи данных;

  • сформированность мотивации к продолжению изучения информатики как профильного предмета на уровне среднего общего образования.

География:

  • освоение и применение системы знаний о размещении и основных свойствах географических объектов, понимание роли географии в формировании качества жизни человека и окружающей его среды на планете Земля, в решении современных практических задач своего населенного пункта;

  • умение устанавливать взаимосвязи между изученными природными, социальными и экономическими явлениями и процессами;

  • умение использовать географические знания для описания существенных признаков разнообразных явлений и процессов в повседневной жизни;

  • сформированность мотивации к продолжению изучения географии как профильного предмета на уровне среднего общего образования.

Физика:

  • умение использовать знания о физических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с бытовыми приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

  • понимание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;

  • расширенные представления о сферах профессиональной деятельности, связанных с физикой и современными технологиями, основанными на достижениях физической науки, позволяющие рассматривать физико-техническую область знаний как сферу своей будущей профессиональной деятельности;

  • сформированность мотивации к продолжению изучения физики как профильного предмета на уровне среднего общего образования.

Обществознание:

  • освоение и применение системы знаний о социальных свойствах человека, особенностях его взаимодействия с другими людьми, важности семьи как базового социального института; характерных чертах общества; содержании и значении социальных норм, регулирующих общественные отношения, включая правовые нормы,

регулирующие типичные для несовершеннолетнего и членов его семьи общественные отношения (в том числе нормы гражданского, трудового и семейного права, основы налогового законодательства); процессах и явлениях в экономической сфере (в области макро- и микроэкономики);

  • умение приводить примеры (в том числе моделировать ситуации) деятельности людей, социальных объектов, явлений, процессов определённого типа в различных сферах общественной жизни, их структурных элементов и проявлений основных функций; разного типа социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм;

  • умение классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать существенный признак классификации) социальные объекты, явления, процессы, относящиеся к различным сферам общественной жизни, их существенные признаки, элементы и основные функции;

  • овладение приёмами поиска и извлечения социальной информации (текстовой, графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций средств массовой информации (далее - СМИ) с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете;

  • приобретение опыта использования полученных знаний, включая основы финансовой грамотности, в практической (включая выполнение проектов индивидуально и в группе) деятельности, в повседневной жизни для реализации и защиты прав человека и гражданина, прав потребителя (в том числе потребителя финансовых услуг) и осознанного выполнения гражданских обязанностей; для анализа потребления домашнего хозяйства; для составления личного финансового плана; для выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере; для опыта публичного представления результатов своей деятельности в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом.

Биология:

  • владение навыками работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, графиков, диаграмм, моделей, изображений), критического анализа информации и оценки её достоверности;

  • умение интегрировать биологические знания со знаниями других учебных предметов;

  • интерес к углублению биологических знаний и выбору биологии как профильного предмета на уровне среднего общего образования для будущей профессиональной деятельности в области биологии, медицины, экологии, ветеринарии, сельского хозяйства, пищевой промышленности, психологии, искусства, спорта.

Изобразительное искусство:

  • сформированность системы знаний о различных художественных материалах в изобразительном искусстве; о различных способах живописного построения изображения; о стилях и различных жанрах изобразительного искусства; о выдающихся отечественных и зарубежных художниках, скульпторах и архитекторах.

Основы безопасности жизнедеятельности:

  • сформированность культуры безопасности жизнедеятельности на основе освоенных знаний и умений, системного и комплексного понимания значимости безопасного поведения;

  • овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций во время пребывания в различных средах (в помещении, на улице, на природе, в общественных местах и на массовых мероприятиях, при коммуникации, при воздействии рисков культурной среды).









Критерии успешности прохождения программы



Высокий уровень - умение самостоятельно подготовить развернутое описание профессии, определить способности, которые необходимы данной профессии, и подобрать задания для проверки этих способностей.

Средний уровень - умение подготовить с помощью родителей развернутое описание профессии, но недостаточно точно определяет способности, которые необходимы для данной профессии. Ему нужна помощь в подборе заданий для проверки этих способностей.

Низкий уровень - умение подготовить краткое описание профессии, но не определяет способности, которые необходимы для данной профессии.



Формы контроля

1. Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме.

2. По итогам курса обучающиеся выполняют проектную работу — по теме по выбору: «Кем и каким я хочу стать». «Какие бывают профессии», «Профессии, без которых не обойтись», «Служить Родине –профессия», «От увлечения к профессии».


































Тропинка в профессию ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс


п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

план

Дата изучения

факт

всего

контрольные работы

практические работы

1

Что такое профессия?

1

0

0





2

Кем я хочу стать Мои личные профессиональные планы.

1

0

0





3

Профессии моего города. Что такое трудовая династия

1

0

0





4

Забытые и редкие профессии

1

0

0





5

Профессия будущего. Реальность или фантастика.

1

0

0





6

Самая важная профессия в мире.

1

0

0





7

Профессии будущего. Атлас профессий.

1

0

0





8

Исследование «Необычная творческая профессия».

1

0

0





9

Ценностные ориентации при выборе профессии.

1

0

0





10

Темперамент человека и его роль в выборе профессии.

1

0

0





11

Человек-человек.



1

0

0



12

Человек-техника.

1

0

0





13

Человек-природа.

1

0

0





14

Человек - знаковая система.



1

0

0



15

Человек – художественный образ.

1

0

0





16

Отвечаем на вопросник Климова. Подготовка творческого проекта.

1

0

05





17

Итоговое повторение.

1

0

0






Итого

17 часов









Учебно-методическое обеспечение курса


1. Анохина Т. Педагогическая поддержка как реальность современного

образования. - М.: ИПИ РАО, 1998.

2. Асмолов, А.Г. Ягодин, Г.А. Образование как расширение возможностей развития

личности [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.А. Ягодин // Вопросы

психологии. – 2022. - №1. С.6-13.

3. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] /Л.И.

Божович. – М., 2024.

4. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. - М.:Знание, 2023.

5. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании. - М.:

Инноватор, 2023.

6. Дмитриев, Ю. Соседи по планете [Текст] / Ю. Дмитриев. – СП, «Юнисам»,2021.

7. Журкова,А.Я. Чистякова С.Н. Методика формирования профессионального

самоопределения школьников на различных возрастных этапах [Текс ]: учеб, пособие /

А.Я Журкова, С.Н. Чистякова.- Кемерово, 2024.

8. Загребина, Г.В. Давай устроим праздник [Текст] / Г.В. Загребина. -Ярославль, 2003.

9. Игумнова, Е. Банкир, фермер иль портной… кто же я буду такой?: учеб.

пособие для преподавателей / Е. Игумнова. - Новосибирск, 2023

10.Климов Е.А. Психология в профессиональном самоопределении. -Ростов-на-Дону, 2021.