ВВЕДЕНИЕ
Адаптированная индивидуальная образовательная программа (АООП) начального образования для ученика 1 класса (вариантом 8.2). В основу разработки АООП НОО обучающихся с РАС заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
В связи с особыми образовательными потребностями обучающегося с РАС и испытываемыми им трудностями социального взаимодействия, данный вариант АООН предполагает постепенное включение ученика в образовательный процесс за счет организации пропедевтического обучения в двух первых дополнительных классах и увеличения общего срока обучения в условиях начальной школы 5 лет.
Адаптированная индивидуальная программа составлена в соответствии с нормативными документами:
-
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
-
СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015г. № 26);
-
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования (ФКГОС), утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 №1089;
-
Адаптированная основная образовательная программа среднего общего образования МАОУ СОШ №5 имени Ю.А.Гагарина;
-
Календарный график школы на 2019-2020 учебный год
-
Учебный план школы.
Планируемые результаты освоения обучающегося с расстройствами аутистического спектра адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования
Результаты освоения обучающимися с РАС АООП НОО оцениваются как итоговые на момент завершения начального общего образования.
Освоение адаптированной образовательной программы начального общего образования (вариант 8.2.), созданной на основе ФГОС НОО обучающихся с РАС, обеспечивает достижение обучающимися с РАС трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты освоения АООП НОО обучающихся с РАС включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с РАС в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Достижение личностных результатов обеспечивается содержанием отдельных учебных предметов и внеурочной деятельности; овладением доступными видами деятельности; опытом социального взаимодействия.
Личностные результаты освоения АООП должны отражать динамику:
1) понимания причин и мотивов эмоциональных проявлений, поступков, поведения других людей;
2) принятия и освоения своей социальной роли;
3) формирования и развития мотивов учебной деятельности;
4) потребности в общении, владения навыками коммуникации и адекватными ритуалами социального взаимодействия;
5) развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях взаимодействия;
6) способности к осмыслению социального окружения, своего места в нем;
7) принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) овладения начальными навыками адаптации в динамично изменяющейся среде;
9) овладения социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела; владение речевыми средствами для включения в повседневные школьные и бытовые дела, навыками коммуникации, в том числе устной, в различных видах учебной и внеурочной деятельности).
Метапредметные результаты освоения АООП НОО, включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться) и межпредметными знаниями, а также способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем АООП основного общего образования.
Метапредметные результаты освоения АООП НОО соответствуют ФГОС НОО за исключением:
готовности слушать собеседника и вести диалог;
готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определения общей цели и путей ее достижения;
умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Предметные результаты освоения АООП НОО с учетом специфики содержания образовательных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать:
Филология
Русский язык. Литературное чтение.
Минимальный уровень:
практическое овладение языком как средством общения (в условиях предметно-практической, учебной и различных внеурочных видов деятельности), включая владение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения; использование словесной речи (в устной и письменной формах) для решения жизненных и образовательных задач;
умения выбрать адекватные средства вербальной и невербальной коммуникации в зависимости от собеседника;
сформированность интереса к чтению доступных литературных произведений, наличие положительного читательского опыта и личных читательских предпочтений.
Достаточный уровень:
понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
практическое овладение языком как средством общения (в условиях предметно-практической, учебной и различных внеурочных видов деятельности), включая владение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения; использование словесной речи (в устной и письменной формах) для решения жизненных и образовательных задач;
умения выбрать адекватные средства вербальной и невербальной коммуникации в зависимости от собеседника;
сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи, стремления к улучшению качества собственной речи;
овладение орфографическими знаниями и умениями, каллиграфическими навыками;
сформированность интереса к чтению доступных литературных произведений, наличие положительного читательского опыта и личных читательских предпочтений;
овладение техникой чтения вслух (реализуя возможности воспроизведения звуковой и ритмико-интонационной структуры речи) и про себя; владение элементарными приемами анализа и интерпретации текста, понимание смысла прочитанного, участие в обсуждении текста, оценивание поступков героев;
овладение различными видами чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое).
Математика и информатика
Математика:
Минимальный уровень:
приобретение начального опыта применения математических знаний в повседневных ситуациях;
умение выполнять арифметические действия с числами; накопление опыта решения доступных обучающемуся по смыслу и речевому оформлению текстовых задач; умение распознавать и изображать геометрические фигуры, составлять и использовать таблицы для решения математических задач, владение простыми навыками работы с диаграммами, умение объяснять, сравнивать и обобщать информацию, делать выводы (используя доступные вербальные и невербальные средства).
Достаточный уровень:
использование начальных математических знаний для познания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений в процессе организованной предметно-практической деятельности;
овладение простыми логическими операциями, пространственными представлениями, необходимыми вычислительными навыками, математической терминологией, необходимой для освоения содержания курса;
приобретение начального опыта применения математических знаний в повседневных ситуациях;
умение выполнять арифметические действия с числами; накопление опыта решения доступных обучающемуся по смыслу и речевому оформлению текстовых задач; умение распознавать и изображать геометрические фигуры, составлять и использовать таблицы для решения математических задач, владение простыми навыками работы с диаграммами, умение объяснять, сравнивать и обобщать информацию, делать выводы (используя доступные вербальные и невербальные средства).
приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
Обществознание и естествознание
Обществознание и естествознание Окружающий мир:
Минимальный уровень:
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
освоение доступных способов изучения природы и общества в условиях интересных и доступных для обучающегося видов деятельности; развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире (с учетом индивидуальных возможностей обучающегося).
Достаточный уровень:
сформированность чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоение доступных способов изучения природы и общества в условиях интересных и доступных для обучающегося видов деятельности; развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире (с учетом индивидуальных возможностей обучающегося).
Искусство
Изобразительное искусство:
Минимальный уровень:
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).
Достаточный уровень:
сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека;
развитие интереса к изобразительному искусству и изобразительной деятельности, потребности в художественном творчестве;
владение практическими умениями и навыками в восприятии произведений искусства;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).
Музыка:
Минимальный уровень:
сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека;
развитие интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
Достаточный уровень:
сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека;
развитие интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
Технология
Технология (труд):
Минимальный уровень:
получение первоначальных представлений о значении труда в жизни человека и общества, о профессиях;
формирование представлений о свойствах материалов;
приобретение навыков самообслуживания; овладение доступными трудовыми умениями и навыками использования инструментов и обработки различных материалов; усвоение правил техники безопасности;
приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.
Достаточный уровень:
получение первоначальных представлений о значении труда в жизни человека и общества, о профессиях;
формирование представлений о свойствах материалов;
приобретение навыков самообслуживания; овладение доступными трудовыми умениями и навыками использования инструментов и обработки различных материалов; усвоение правил техники безопасности;
развитие интереса и способностей к предметно-преобразующей деятельности, воспитание творческого подхода к решению доступных технологических задач;
приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.
Физическая культура
Физическая культура (адаптивная)
Минимальный уровень:
формирование умения следить за своим физическим состоянием, осанкой;
понимание простых инструкций в ходе игр и при выполнении физических упражнений; овладение в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями доступными видами физкультурно-спортивной деятельности.
Достаточный уровень:
формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека, физического развития;
формирование умения следить за своим физическим состоянием, осанкой;
понимание простых инструкций в ходе игр и при выполнении физических упражнений; овладение в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями доступными видами физкультурно-спортивной деятельности.
ПРИМЕРНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН ОБУЧЕНИЯ
Примерный годовой учебный план общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра(вариант 8.2.) (дополнительный первый класс) |
Образовательные области | Учебные предметы | Класс | Количество часов в год |
Обязательная часть |
| | 1 дополнительный | 165 |
Филология | Русский язык | 132 |
Литературное чтение |
Математика и информатика | Математика | 132 |
Обществознание и естествознание | Окружающий мир | 66 |
Искусство | Музыка | 33 |
Изобразительное искусство | 33 |
Технология | Технология | | 33 |
Физическая культура | Физическая культура | | 99 |
Примерный недельный учебный план начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.2.) (вариант 1 -5 лет) |
Предметные области | Классы Учебные предметы | Количество часов в неделю |
Обязательная часть | Iдоп. |
Филология | Русский язык | 5 |
Литературное чтение | 4 |
Математика и информатика | Математика | 4 |
Обществознание и естествознание | Окружающий мир | 2 |
Искусство | Музыка | 1 |
Изобразительное искусство | 1 |
Технология | Технология | 1 |
Физическая культура | Физическая культура | 3 |