ВВЕДЕНИЕ
Рабочая программа коррекционного курса «Формирование коммуникативного поведения» в 1 классе составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с расстройствами аутистического спектра на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3).
8.3 ― это образовательная программа, адаптированная для обучения категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Адаптированная рабочая программа начального общего образования для детей с РАС, вариант 8.3 составлена в соответствии с нормативными документами:
-
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
-
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
-
СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015г. № 26);
УМК для учителя:
-
Наглядный материал: буквы, слоги, слова. Карточки и наборы PECS, дидактический набор «Страна Монтесори».
Основной целью формирования коммуникативного поведения у обучающихся c РАС является активизация навыков вербальной и невербальной коммуникации в различных социальных ситуациях.
Цель программы: подготовка к жизни в обществе.
Задачи программы:
-обеспечение системного подхода к созданию условий для развития у детей с ограниченными речевыми способностями возможности выражать свои желания, быть услышанными своими близкими и обществом.
-
формирование мотивации к взаимодействию со сверстниками и взрослыми;
-
коррекция нарушений аффективного, сенсорно-перцептивного, коммуникативного и личностного развития, дезадаптивных форм поведения;
-
активизация навыков устной коммуникации, речевого поведения, включая выражение мыслей и чувств в самостоятельных высказываниях;
-
развитие коммуникативных навыков обучающихся, их использование в различных видах учебной и внешкольной деятельности.
Программа рассчитана на 24 учебные недели, по одному часу в неделю.
Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета
С учётом психофизических особенностей обучающихсяличностные результаты включают:
-
овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);
-
овладение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных и коммуникативных ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
-
овладение способами регуляции своего эмоционального состояния.
Оценка личностных результатовпредполагает, прежде всего, оценкупродвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Предметные результаты по формированию коммуникативного поведения включают освоение обучающимися с расстройством аутистического спектра специфические умения, знания и навыки для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Минимальный уровень:
-
применять элементарные правила речевого общения с помощью учителя (выражать свои просьбы, желания с использованием простых этикетных слов);
-
знать и применять элементарные правила речевого общения;
-
уметь употреблять базовые формулы речевого общения (сообщить элементарные сведения о себе – имя, домашний адрес);
Достаточный уровень:
-
участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребёнка;
-
выбирать правильные средства интонации, жестов и поз, ориентируясь на образец речи или анализ речевой ситуации;
-
использовать изученные речевые алгоритмы при общении;
-
использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях.
Содержание программы
Невербальная коммуникация (11 часов)
-
распознавание различных эмоциональных состояний
-
отслеживать жесты собеседника и правильно их воспринимать в процессе общения
-
демонстрация подходящих к случаю жестов
-
рассматривание разных поз людей в различных ситуациях
прослушивание звуковых эмоциональных записей - крик, плач, смех, вскрики, неразборчивый шёпот с оттенком тревоги, страха, радости и других эмоций.
Вербальная коммуникация (4 часов)
Подбор нужных этикетных и речевых формул приветствия и прощания, знакомства, извинения, просьбы.
Моделирование и разыгрывание типичных жизненных ситуаций (9 часов)
Проигрывание ситуаций из реальной жизни
Тематическое планирование
№ раздела | Наименование разделов | Количество часов | Контрольные работы | Другие формы контроля |
1 | Невербальная коммуникация | 11 | - | Текущий контроль |
2 | Вербальная коммуникация | 4 | | Текущий контроль |
3 | Моделирование и разыгрывание типичных жизненных ситуаций | 9 | | Текущий контроль |