СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа и ктп окружающий мир

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и ктп окружающий мир»



Аннотация к рабочей программе дисциплины «Окружающий мир»

1 класс

Нормативно-правовые документы

1.Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).

2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (Зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. № 19644) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

3.Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312)

4.Приказ Министерства просвещения РФ от 8 мая 2019 г. N 233 “О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 345”

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-126 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»

6.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях»

7. Примерная программа по начальному общему образованию по учебному предмету «окружающий мир»

8.Авторская программа: А. А Плешаков, «окружающему миру»:( УМК «Школа России» для 1-4 классов. М.: «Просвещение», 2014.

9. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Кадетская школа № 46 Пензенский казачий генерала Слепцова кадетский корпус» на 2020-2021 учебный год.

10. Учебный план МБОУ «Кадетская школа № 46 Пензенский казачий генерала Слепцова кадетский корпус» на 2020-2021 учебный год.

Цель изучения учебного предмета.

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе на­правлено на достижение следующих целей:

- развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и в обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Задачи курса:

- формировать в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.

- воспитывать любовь к своему городу (селу), к своей Родине.

- формировать опыт экологически и эстетически обоснованного поведения в природе и социальной среде.

- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

- духовно- нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

- владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.

Формы контроля.

   Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение тестовых работ.


Планируемые результаты учебного предмета

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета


Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального об­разования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской иден­тичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориен­тации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при­роды, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер­стниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый об­раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как регулятивных, познавательных и коммуникативных универсаль­ных учебных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и по­искового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

Познавательные универсальные учебные действия:

  1. использование знаково-символических средств пред­ставления информации для создания моделей изучаемых объ­ектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;



2) активное использование речевых средств и средств ин­формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

3) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном простран­стве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с ком­муникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

4) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при­знакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

5) овладение начальными сведениями о сущности и осо­бенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружа­ющий мир»;

6) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

7) умение работать в материальной и информационной сре­де начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».


Коммуникативные универсальные учебные действия:

1) готовность слушать собеседника и вести диалог; готов­ность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

2) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следу­ющие предметные результаты:

понимание особой роли России в мировой истории, вос­питание чувства гордости за национальные свершения, откры­тия, победы;

1) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

2) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

3) освоение доступных способов изучения природы и обще­ства (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, клас­сификация и др. с получением информации из семейных ар­хивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

4) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;

5) усвоение первоначальных сведений о сущности и особенно­стях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (доступных для осознания млад­шими школьниками);

6) сформированность умений наблюдать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающий людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов и характеризовать факты и события культу­ры, истории общества, религии;

7) понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;

9) сформированность умения работать с информацией, пред­ставленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, определитель, схема, Интернет);

10) сформированность умения осуществлять информативный поиск в словарях, справочниках, картах, определителях (в том числе на электронных носителях), в Интернете для выполнения учебного задания или для практических целей;

11) способность использовать готовые модели (глобус, карту, план, план-карту, схемы маршрутов) и их условные обозначения для поиска необходимой информации и объяснения социальных и природных явлений;

12) способность использовать готовые модели и другие источ­ники информации (расписания поездов, самолетов, пассажирских автобусов, схемы экскурсионных маршрутов) для поиска и при­менения необходимой информации в быту;

13) умение составлять список используемой литературы и Интернет-адресов;

14) способность сотрудничать и проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, учитывая позицию пар­тнера (сверстника, взрослого) при общении и взаимодействии, допуская возможность существования у партнера другой точки зрения, в том числе не совпадающей с его собственной точкой зрения;

15) способность выступать то в роли обучаемого, то в роли обу­чающего (консультант, экспериментатор, докладчик, председатель заседания школьного клуба «Мы и окружающий мир»).

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету

«Окружающий мир» к концу 1-го года обучения


В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся

научатся:

• сравнивать и различать природные объекты и изделия чело­века;

• различать предметы и выделять их признаки;

• проводить групповые исследования (опыты) на выявление признаков предметов с помощью органов чувств;

• объяснять, как с. помощью органов чувств мы различаем предметы и их признаки;

• сравнивать и различать деревья, кустарники, травы, называть их основные отличительные признаки, используя полученную ин­формацию в результате наблюдений и работы с иллюстрациями;

• называть условия, необходимые для жизни растений и жи­вотных;

• проводить несложные наблюдения за природными явлениями и проявлениями, такими, как смена дня и ночи, смена времен года;

• называть зимние, весенние, летние и осенние месяцы года;

• описывать сезонные изменения в природе (на основе наблю­дений);

• наблюдать взаимосвязи между жизнедеятельностью расте­ний, животных и сменой времен года;

• приводить примеры животных своего края: насекомых, рыб, птиц, зверей;

• приводить примеры диких и домашних животных (на основе наблюдений);

• проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Вре­мена года в нашем крае».


Обучающиеся получат возможность научиться:

• различать природные объекты и изделия человека, характе­ризуя их основные отличительные признаки;

• называть органы чувств человека и их основные функции;

• называть и характеризовать условия, необходимые для жиз­ни растений и животных;

• проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследо­вания на выявление признаков* предметов;

• оказывать помощь птицам в зимнее время года.


В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся

научатся:

• проводить наблюдения во время экскурсии по школе, нахо­дить свой класс и свое место в классе;

• различать и оценивать формы поведения, которые допусти­мы или недопустимы в школе: до урока, на уроке, на переменах;

• оценивать необходимость подготовки к уроку и подготавли­ваться к нему;

• называть имя своего города (села, поселка) и название своей улицы;

• называть столицу России, приводить примеры ее достопри­мечательностей;

• узнавать российский Государственный флаг и российский Государственный герб;

• выполнять правила поведения при прослушивании Государ­ственного гимна.


Обучающиеся получат возможность научиться:

• выполнять правила поведения, которые допустимы в шко­ле (до урока, на уроке, на переменах) и в других присутственных местах;

• подготавливаться к уроку, помогать подготавливаться к уро­ку одноклассникам;

• называть имя своего края, города (села, поселка), название своей школы, адрес школы;

• называть столицу России, рассказывать о ее достопримеча­тельностях;

• узнавать российский Государственный флаг среди флагов других стран;

• рассказывать о результатах экскурсии (при наличии усло­вий) по городу (селу, поселку), к местам исторических событий и памятникам истории и культуры родного края.


В результате изучения раздела

«Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:

• называть свои имя и фамилию, домашний адрес, телефон родителей, называть имя своего учителя и номер школы;

• использовать мобильный телефон для связи с родителями;

• выполнять правила перехода проезжей части улицы;

• называть и оценивать правила безопасного поведения на улице;

• называть и оценивать правила безопасного поведения во время зимних каникул (тонкий лед, игра в снежки, сыпучесть зимнего сугроба);

• приводить примеры распространенных шляпочных несъе­добных грибов своего края;

• рассказывать о правилах сбора лекарственных растений и оказания первой помощи при укусе пчелы и осы.



Обучающиеся получат возможность научиться:

• называть телефон своих родителей, имя и фамилию своего учителя, адрес школы;

• использовать при необходимости мобильный телефон для связи с родителями или учителем;

• соблюдать правила перехода проезжей части улицы;

• соблюдать правила безопасного поведения на улице;

• соблюдать правила безопасного поведения во время зимних каникул (тонкий лед, игра в снежки, сыпучесть зимнего сугроба);

• соблюдать правила сбора лекарственных растений;

• оказывать первую помощь при укусе пчелы и осы.


Содержание курса

Место курса в учебном плане

Согласно учебному плану МБОУ «Кадетская школа № 46 Пензенский казачий генерала Слепцова кадетский корпус» на 2020-2021 учебный год.программа рассчитана на 64 часа в расчете 2 часа в неделю.

Человек и природа (46 ч)

Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Природа живая и неживая (на примерах различения объектов живой и не­живой природы). Органы чувств человека (глаз, нос, язык, ухо, кожа). Признаки объектов живой природы и предметов, кото­рые можно определить на основе наблюдений с помощью орга­нов чувств (цвет, форма, сравнительные размеры, наличие вкуса, запаха; ощущение теплого (холодного), гладкого (шершавого)). Основные признаки живой природы (например, живые существа дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают).

Вода. Первоначальные представления о разных состояниях воды (жидкое и твердое — лед, снежинки) на основе наблюдений и опытных исследований.

Растения — часть живой природы. Разнообразие растений. Де­ревья, кустарники, травы. Условия, необходимые для жизни рас­тений (свет, тепло, воздух, вода). Части растений: стебель, корень, лист, цветок, семя, плод. Знакомство с разнообразием плодов и семян на основе наблюдений (по выбору учителя). Способы распространения рас­тений. Лекарственные растения. Распознавание растений своего края (по листьям, плодам, кронам и др.) на основе наблюдений.

Животные как часть живой природы. Разнообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери. Дикие и домашние животные.

Примеры явлений природы. Смена времен года.

Осень. Осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь). Призна­ки осени (созревание плодов и ягод, похолодание, листопад, от­лет перелетных птиц, подготовка зверей к зиме). Осенняя жизнь растений и животных и их подготовка к зиме.

Зима. Зимние месяцы (декабрь, январь, февраль). Признаки зимы (низкое солнце, короткая продолжительность дня, холод, замерзание воды). Жизнь деревьев, кустарников и трав в зимнее время года. Жизнь растений и животных подо льдом. Жизнь лес­ных зверей и птиц в зимнее время года. Помощь животным в зим­нее время года. Зимние игры.

Весна. Весенние месяцы (март, апрель, май). Признаки вес­ны (высокое солнце, тепло, увеличение продолжительности дня, таяние снега и льда, пробуждение природы, прилет птиц). Жизнь деревьев и кустарников весной. Травянистые раннецветущие растения. Жизнь животных весной (забота птиц о будущем по­томстве).

Лето. Летние месяцы (июнь, июль, август). Признаки лета (вы­сокое солнце, продолжительный день, тепло, цветение растений, потомство у животных). Летний отдых.


Человек и общество (14 ч)

Ознакомление с условными обозначениями учебника и их ис­пользование при работе с учебником.

Школьник и его жизнь в школе. Приход в школу, приветствие учителю, подготовка к уроку. Правила поведения в школе: в ком­пьютерном классе, на уроке, на перемене, в столовой. Правильная осанка во время письма. Правила подъема и спуска с лестницы. Спортивная форма и сменная обувь.

Первое знакомство с терминами «экология», «эколог», «Крас­ная книга России». Примеры животных из Красной книги России (изображение животных из Красной книги на юбилейных моне­тах России). Разработка экологических (предупредительных) знаков и их установка на пришкольном участке.

Труд людей в осенний период года.

Наша Родина — Россия. Иллюстрация территории и границ России. Россия — многонациональная страна. Москва — столи­ца России. Достопримечательности столицы — Красная площадь, Кремль, метро. Знакомство с государственной символикой Рос­сии: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослуши­вании гимна.


Правила безопасного поведения (4 ч)

Домашний адрес и адрес школы, телефон родителей. Дорога от дома к школе. Правила перехода проезжей части улицы. Правила безопасного поведения на улице.

Правила безопасного поведения во время зимних игр (тон­кий лед, игра в снежки, сыпучесть зимнего сугроба, снег не­съедобен).

Ознакомление с внешним видом наиболее распространенных шляпочных несъедобных грибов. Одно из основных правил сбора грибов (не трогай несъедобные и незнакомые тебе грибы).

Правила поведения при сборе лекарственных трав.

Первая помощь при укусе насекомыми (пчёлы, осы).

Тематическое планирование


Название темы

Кол-во часов

1

Вводный урок

1

2

«Что и кто?»

20

3

«Как, откуда и куда?»

12

4

«Где и когда?»

10

5

«Почему и зачем?»

21

Всего:

64















Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема урока и разделы

Кол-во часов

Введение

1.


Задавайте вопросы!

1

Что и кто?

2.


Что такое Родина?

1

3.


Что мы знаем о народах России?

1

4.


Что мы знаем о Москве?

1

5.


Проект «Моя малая родина».

1

6.


Что у нас над головой?

1

7.


Что у нас под ногами?

1

8.


Что общего у разных растений?

1

9.


Что растет на подоконнике?

1

10.


Что растет на клумбе?

1

11.


Что это за листья?

1

12.


Что такое хвоинки?

1

13.


Кто такие насекомые?

1

14.


Кто такие рыбы?

1

15.


Кто такие птицы?

1

16.


Кто такие звери?

1

17.


Что нас окружает дома?

1

18.


Что умеет компьютер?

1

19.


Что вокруг нас может быть опасным?

1

20.


На что похожа наша планета?

1

21.


Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» Презентация проекта «Моя малая родина».

1

Как, откуда и куда?

22.


Как живет семья? Проект «Моя семья».

1

23.


Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

1

24.


Откуда в наш дом приходит электричество?

1

25.


Как путешествует письмо.

1

26.


Куда текут реки?

1

27.


Откуда берутся снег и лед?

1

28.


Как живут растения?

1

29.


Как живут животные?

1

30.


Как зимой помочь птицам?

1

31.


Откуда берется и куда девается мусор?

1

32.


Откуда в снежках грязь.

1

33.


Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья».

1

Где и когда?

34.


Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа».

1

35.


Когда придет суббота?

1

36.


Когда наступит лето?

1

37.


Где живут белые медведи?

1

38.


Где живут слоны?

1

39.


Где зимуют птицы?

1

40.


Когда появилась одежда?

1

41.


Когда изобрели велосипед?

1

42.


Когда мы станешь взрослыми?

1

43.


Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа».

1

Почему и зачем?

44.


Почему Солнце светит днем, а звезды - ночью?

1

45.


Почему Луна бывает разной?

1

46.


Почему идет дождь и дует ветер?

1

47.


Почему звенит звонок?

1

48.


Почему радуга разноцветная?

1

49.


Почему мы любим кошек и собак?

1

50.


Проект «Наши домашние питомцы».

1

51.


Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

1

52.


Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

1

53.


Зачем мы спим ночью?

1

54.


Почему нужно есть много овощей и фруктов?

1

55.


Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

1

56.


Зачем нам телефон и телевизор?

1

57.


Зачем нужны автомобили?

1

58.


Зачем нужны поезда?

1

59.


Зачем строят корабли?

1

60.


Зачем строят самолеты?

1

61.


Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?

1

62.


Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?

1

63.


Зачем люди осваивают космос?

1

64.


Почему мы часто слышим слово «экология»?

1









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!