СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа и КТП по астрономии

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Архив содержит рабочую программу по астрономии (разработана в соответствии с учебником Чаругина) и КТП

Просмотр содержимого документа
«КТП астрономия 10-11»



Раздел

урока

Тема урока

Даты проведения

Оборудование

план

факт

Раздел 1. Введение

1/1

Введение в астрономию



Проектор, ноутбук, интерактивная доска Интерактивная карта неба http://spacegid.com/interaktivnaya-karta-neba.html


Раздел 2. Астрометрия

2/1

Звёздное небо



Проектор, ноутбук, интерактивная доска Интерактивная карта неба http://spacegid.com/interaktivnaya-karta-neba.html


3/2

Небесные координаты



Проектор, ноутбук, интерактивная доска, презентация «Небесные координаты», модель небесной сферы

4/3

Видимое движение планет и Солнца



Проектор, ноутбук, интерактивная доска Интерактивная карта неба http://spacegid.com/interaktivnaya-karta-neba.html


5/4

Движение Луны и затмения



Проектор, ноутбук, интерактивная доска, презентация «Движение Луны и затмения»

6/5

Время и календарь



Проектор, ноутбук, интерактивная доска, презентация «Время и календарь»

Раздел 3. Небесная механика

7/1

Гелиоцентрическая система мира



Проектор, ноутбук, интерактивная доска Планетарий http://spacegid.com/media/planetarium/start.html


8/2

Законы Кеплера.



Проектор, ноутбук, интерактивная доска, презентация «Законы Кеплера»

9/3

Космические скорости. Межпланетные перелёты.



Проектор, ноутбук, интерактивная доска, презентация «Космические скорости. Межпланетные перелёты»

Раздел 4. Строение Солнечной системы

10/1

Современные представления о Солнечной системе



Проектор, ноутбук, интерактивная доска, презентация «Современные представления о Солнечной системе»

11/2

Планета Земля



Проектор, ноутбук, интерактивная доска, презентация «Планета Земля»

12/3

Луна и её влияние на Землю



Интерактивная модель луны http://spacegid.com/media/moon/index.html

Луна в онлайн режиме (наблюдения за луной в реальном времени) http://spacegid.com/what-the-moon-looks-like-now.html


13/4

Планеты земной группы



Проектор, ноутбук, интерактивная доска, презентация «Планеты земной группы»

14/5

Планеты-гиганты.



Проектор, ноутбук, интерактивная доска, презентация «Планеты-гиганты»

15/6

Планеты-карлики и их свойства. Малые тела Солнечной системы



Проектор, ноутбук, интерактивная доска, презентация «Планеты-карлики. Малые тела Солнечной системы»

16/7

Метеоры и метеориты.



Проектор, ноутбук, интерактивная доска, презентация «Метеоры и метеориты»

Раздел 5. Практическая астрофизика и физика Солнца

17/1

Методы астрофизических исследований



Проектор, ноутбук, интерактивная доска, презентация «Методы астрофизических исследований»






ИТОГО: 17 часов

















Раздел

урока

Тема урока

Даты проведения

Оборудование

план

факт

Раздел 5. Практическая астрофизика и физика Солнца – 2 часа

1

Солнце

05.09


Проектор, ноутбук, интерактивная доска, презентация «Солнце»

2

Внутреннее строение и источник энергии Солнца


12.09


Проектор, ноутбук, интерактивная доска, презентация «Солнце»

Раздел 6. Звезды – 4 часа

3

Основные характеристики звёзд. Внутреннее строение звезд

19.09



4

Белые карлики, нейтронные звёзды, пульсары и чёрные дыры

26.09



5

Двойные, кратные и переменные звёзды

03.10



6

Новые и сверхновые звёзды Эволюция звёзд: рождение, жизнь и смерть звёзд.

Эволюция звёзд

10.10



Раздел 7. Млечный путь. Галактики – 6 часов

7

Газ и пыль в Галактике

17.10



8

Рассеянные и шаровые звёздные скопления

24.10



9

Сверхмассивная чёрная дыра в центре Млечного Пути

31.10



10

Классификация Галактик

14.11



11

Активные галактики и квазары

21.11



12

Скопления галактик

28.11



Раздел 8. Строение и эволюция Вселенной – 2 часа

11

Конечность и бесконечность Вселенной – парадокс классической космологии.

05.12



12

Расширяющаяся Вселенная

08.12



Раздел 9. Современные проблемы астрономии – 3 часа

13

Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия

12.12



14

Обнаружение планет возле других звёзд

19.12



15

Поиски жизни и разума во Вселенной

26.12



ИТОГО: 17 часов


Просмотр содержимого документа
«Р.П. Астрономия»

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, ДИНСКОЙ РАЙОН, СТАНИЦА СТАРОМЫШАСТОВСКАЯ

БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ ДИНСКОЙ РАЙОН

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 37»







УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от 31 августа 2017 года протокол №1

Председатель ________ Еремина Е.Е




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по астрономии


Уровень образования (класс) среднее общее образование, 10-11 классы


Количество часов 34


Учитель Пелипенко Татьяна Александровна

Программа разработана:

в соответствии с:

  • ФК ГОС начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Министерства образования России от 05.03.2004 № 1089) с изменениями утвержденными приказом Министерства образования и науки РФ от 07.06.2017 № 506;

  • Основной образовательной программой БОУ СОШ № 37 МО Динской район

на основе авторской программы В.М. Чаругина, опубликованной в сборнике «Астрономия. Методическое пособие 10–11 классы. Базовый уровень : учеб. пособие для учителей общеобразоват. организаций. — М. : Просвещение, 2017. — 32 с. — (Сферы 1-11). — ISBN 978-5-09-053966-1».


УМК:

Астрономия. 10-11 классы. Базовый уровень : учебник для общеобразоват. организаций.- М.: Просвещение, 2017.





1. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА «АСТРОНОМИЯ»

Рабочая программа по астрономии для ступени среднего общего образования разработана в соответствии с документами:

  • федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Министерства образования России от 05.03.2004 № 1089 );

  • приказом Министерства образования и науки РФ от 07.06.2017 № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, осн6овного общего, среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. №1089»;

  • письмом Министерства образования и науки РФ от 20.07.2017г. № ТС-194108 «Об организации изучения учебного предмета «Астрономия»;

  • приказом Министерства образования и науки РФ от 20.07.2017 г. № 581 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»


Раздел 1. Введение

Тема 1.1. Введение в астрономию

Строение и масштабы Вселенной, и современные наблюдения. Какие тела заполняют Вселенную. Каковы их характерные размеры и расстояния между ними. Какие физические условия встречаются в них. Вселенная расширяется. Где и как работают самые крупные оптические телескопы. Как астрономы исследуют гамма-излучение Вселенной. Что увидели гравитационно-волновые и нейтринные телескопы.

Раздел 2. Астрометрия

Тема 2.1. Звёздное небо. Звёздное небо и видимое движение небесных светил. Какие звёзды входят в созвездия Ориона и Лебедя. Солнце движется по эклиптике. Планеты совершают петлеобразное движение.

Тема 2.2. Небесные координаты. Что такое небесный экватор и небесный меридиан. Как строят экваториальную систему небесных координат. Как строят

горизонтальную систему небесных координат.

Тема 2.3. Видимое движение планет и Солнца

Петлеобразное движение планет, попятное и прямое движение планет. Эклиптика, зодиакальные созвездия. Неравномерное движение Солнца по эклиптике.

Тема 2.4. Движение Луны и затмения

Фазы Луны и синодический месяц, условия наступления солнечного и лунного затмений. Почему происходят солнечные затмения. Сарос и предсказания затмений

Тема 2.5. Время и календарь

Звёздное и солнечное время, звёздный и тропический год. Устройство лунного и солнечного календаря, проблемы их согласования Юлианский и григорианский календари.

Раздел 3. Небесная механика

Тема 3.1. Гелиоцентрическая система мира

Представления о строении Солнечной системы в античные времена и в средневековье. Гелиоцентрическая система мира, доказательство вращения Земли вокруг Солнца. Параллакс звёзд и определение расстояния до них, парсек.

Тема 3.2. Законы Кеплера

Открытие И.Кеплером законов движения планет. Открытие закона Всемирного тяготения и обобщённые законы Кеплера. Определение масс небесных тел.

Тема 3.3. Космические скорости. Межпланетные перелёты

Расчёты первой и второй космической скорости и их физический смысл. Полёт Ю.А. Гагарина вокруг Земли по круговой орбите.

Понятие оптимальной траектории полёта к планете. Время полёта к планете и даты стартов.

Раздел 4. Строение солнечной системы

Тема 4.1. Современные представления о Солнечной системе.

Состав Солнечной системы. Планеты земной группы и планеты-гиганты, их принципиальные различия. Облако комет Оорта и Пояс Койпера. Размеры тел солнечной системы.

Тема 4.2. Планета Земля

Форма и размеры Земли. Внутреннее строение Земли. Роль парникового эффекта в формировании климата Земли.

Тема 4.3. Луна и её влияние на Землю

Лунный рельеф и его природа. Приливное взаимодействие между Луной и Землёй. Удаление Луны от Земли и замедление вращения Земли. Прецессия земной оси и предварение равноденствий

Тема 4.4. Планеты земной группы

Исследования Меркурия, Венеры и Марса, их схожесть с Землёй. Как парниковый эффект греет поверхность Земли и перегревает атмосферу Венеры. Есть ли жизнь на Марсе. Эволюция орбит

спутников Марса Фобоса и Деймоса.

Тема 4.5. Планеты-гиганты

Физические свойства Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна. Вулканическая деятельность на спутнике Юпитера Ио. Природа колец вокруг планет-гигантов.

Тема 4.6. Планеты-карлики и их свойства. Малые тела Солнечной системы

Природа и движение астероидов. Специфика движения групп астероидов Троянцев и Греков. Природа и движение комет. Пояс Койпера и Облако комет Оорта. Природа метеоров и метеоритов.

Тема 4.7. Метеоры и метеориты

Природа падающих звёзд, метеорные потоки и их радианты. Связь между метеорными потоками и кометами. Природа каменных и железных метеоритов. Природа метеоритных кратеров.

Раздел 5. Практическая астрофизика и физика Солнца

Тема 5.1. Методы астрофизических исследований

Устройство и характеристики телескопов рефракторов и рефлекторов. Устройство радиотелескопов, радиоинтерферометры.

Тема 5.2. Солнце

Основные характеристики Солнца. Определение массы, температуры и химического состава Солнца. Строение солнечной атмосферы. Солнечная активность и её влияние на Землю и биосферу.

Тема 5.3. Внутреннее строение Солнца

Теоретический расчёт температуры в центре Солнца. Ядерный источник энергии и термоядерные реакции синтеза гелия из водорода, перенос энергии из центра Солнца наружу, конвективная зона. Нейтринный телескоп и наблюдения потока нейтрино от Солнца.

Раздел 6. Звёзды

Тема 6.1. Основные характеристики звёзд. Внутреннее строение звезд.

Определение основных характеристик звёзд: массы, светимости, температуры и химического состава. Спектральная классификация звёзд и её физические основы. Диаграмма «спектральный класс» — светимость звёзд, связь между массой и светимостью звёзд. Внутреннее строение звёзд

Строение звезды главной последовательности. Строение звёзд красных гигантов и сверхгигантов.

Тема 6.2. Белые карлики, нейтронные звёзды, пульсары и чёрные дыры

Строение звёзд белых карликов и предел на их массу — предел Чандрасекара. Пульсары и нейтронные звёзды. Природа чёрных дыр и их параметры.

Тема 6.3. Двойные, кратные и переменные звёзды

Наблюдения двойных и кратных звёзд. Затменно-переменные звёзды.

Определение масс двойных звёзд. Пульсирующие переменные звёзды, кривые изменения блеска цефеид. Зависимость между светимостью и периодом пульсаций у цефеид. Цефеиды — маяки во Вселенной, по которым определяют расстояния до далёких скоплений и галактик.

Тема 6.4. Новые и сверхновые звёзды. Эволюция звёзд

Характеристики вспышек новых звёзд. Связь новых звёзд с тесными двойными системами, содержащими звезду белый карлик. Перетекание вещества и ядерный взрыв на поверхности белого карлика. Как взрываются сверхновые звёзды. Характеристики вспышек сверхновых звёзд. Гравитационный коллапс белого карлика с массой Чандрасекара в составе тесной двойной звезды — вспышка сверхновой первого типа. Взрыв массивной звезды в конце своей

эволюции — взрыв сверхновой второго типа. Наблюдение остатков взрывов сверхновых звёзд.

Расчёт продолжительности жизни звёзд разной массы на главной последовательности. Переход в красные гиганты и сверхгиганты после исчерпания водорода. Спокойная эволюция маломассивных звёзд, и гравитационный коллапс и взрыв с образованием нейтронной

звезды или чёрной дыры массивной звезды. Определение возраста звёздных скоплений и отдельных звёзд и проверка теории эволюции звёзд.

Раздел 7. Млечный Путь. Галактики.

Тема 7.1. Газ и пыль в Галактике

Как образуются отражательные туманности. Почему светятся диффузные туманности. Как концентрируются газовые и пылевые туманности в Галактике.

Тема 7.2. Рассеянные и шаровые звёздные скопления.

Рассеянные и шаровые звёздные скопления. Наблюдаемые свойства рассеянных звёздных скоплений. Наблюдаемые свойства шаровых звёздных скоплений. Распределение и характер движения скоплений в Галактике. Распределение звёзд, скоплений, газа и пыли в Галактике. Сверхмассивная чёрная дыра в центре Галактики и космические лучи. Инфракрасные наблюдения движения звёзд в центре Галактики и обнаружение в центре Галактики сверхмассивной черной дыры. Расчёт параметров сверхмассивной чёрной дыры. Наблюдения космических лучей и их связь со взрывами сверхновых звёзд.

Тема 7.3. Галактики. Закон Хаббла

Как классифицировали галактики по форме и камертонная диаграмма Хаббла. Свойства спиральных, эллиптических и неправильных галактик. Красное смещение в спектрах галактик и определение расстояния до них.

Вращение галактик и тёмная материя в них.

Тема 7.4. Активные галактики и квазары

Природа активности галактик, радиогалактики и взаимодействующие галактики. Необычные свойства квазаров, их связь с ядрами галактик и активностью чёрных дыр в них.

Тема 7.5. Скопления галактик

Наблюдаемые свойства скоплений галактик, рентгеновское излучение, температура и масса межгалактического газа, необходимость существования тёмной материи в скоплениях галактик. Оценка массы тёмной материи в скоплениях. Ячеистая структура распределения галактики скоплений галактик.

Раздел 8. Строение и эволюция Вселенной

Тема 8.1. Конечность и бесконечность Вселенной — парадоксы

классической космологии.

Закон всемирного тяготения и представления о конечности и бесконечности Вселенной. Фотометрический парадокс и противоречия между классическими представлениями о строении

Вселенной и наблюдениями. Необходимость привлечения общей теории относительности для построения модели Вселенной. Связь между геометрических свойств пространства Вселенной с

распределением и движением материи в ней.

Тема 8.2. Расширяющаяся Вселенная

Связь средней плотности материи с законом расширения и геометрическими свойствами Вселенной. Евклидова и неевклидова геометрия Вселенной. Определение радиуса и возраста Вселенной. Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучения. Образование химических элементов во Вселенной. Обилие гелия во Вселенной и необходимость образования его на ранних этапах эволюции Вселенной. Необходимость не только высокой плотности вещества, но и его высокой температуры на ранних этапах эволюции Вселенной. Реликтовое излучение — излучение, которое осталось во Вселенной от горячего и сверхплотного состояния материи на ранних этапах жизни Вселенной. Наблюдаемые свойства реликтового излучения. Почему необходимо привлечение общей теории относительности для построения модели Вселенной.

Раздел 9. Современные проблемы астрономии

Тема 9.1. Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия

Наблюдения сверхновых звёзд I типа в далёких галактиках и открытие ускоренного расширения Вселенной. Открытие силы всемирного отталкивания. Тёмная энергия увеличивает массу Вселенной по мере её расширения. Природа силы Всемирного отталкивания.

Тема 9.2. Обнаружение планет возле других звёзд.

Наблюдения за движением звёзд и определения масс невидимых спутников звёзд, возмущающих их прямолинейное движение. Методы обнаружения экзопланет. Оценка условий на поверхностях экзопланет. Поиск экзопланет с комфортными условиями для жизни на них.

Тема 9.3. Поиски жизни и разума во Вселенной

Развитие представлений о возникновении и существовании жизни во Вселенной. Современные оценки количества высокоразвитых цивилизаций в Галактике. Попытки обнаружения и посылки сигналов внеземным цивилизациям.



Направления проектной деятельности

Влияние Луны на живые организмы
Влияние лунных фаз на земную жизнь
Влияние луны на природу
Влияние фаз Луны на успеваемость школьников
Влияние фаз Луны на рост и хранение растений на примере овощных культур
Загадки фаз Луны
Загадочная Луна
Затмения лунные
Здравствуй, Луна!
Изменчивая луна
Исследования Луны. Лунные базы будущего
Как Луна исследуется людьми
Наблюдение за Луной
Кто украл Луну?
Луна — естественный спутник Земли
Луна — первая станция на пути в космос
Лунные затмения
Мои наблюдения за Луной
Первая экспедиция на Луну
Почему Луна такая разная?
Почему Луна не падает на Землю?
Богатства, отданные людям. К. Э. Циолковским
Кто вы, астроном Галилео Галилей?
Михаил Васильевич Ломоносов: страницы жизни
Законы Ньютона и их применение
Законы движения планет в Астрономии
А знаем ли мы историю освоения космоса?
Биоскафандр для полета на другие планеты
Ведущие космические державы мира Россия, США, Китай
Взгляд из космоса
Небо и Земля космонавта – художника Алексея Леонова
Великие шаги в освоении космоса
День космонавтики
Доисторические обсерватории
Дорога в космос начинается с космодрома
Древние обсерватории мира и их значение в развитии астрономии
Женщины-космонавты
Животные в Космосе. Полет на геофизических ракетах
Животные штурмуют космос
Звездная жизнь, или Космические трагедии

Гиганты Солнечной системы
Жизнь на планетах Солнечной системы
Изучение названий небесных тел Солнечной системы
Рождение Солнечной системы
Модель Солнечной системы
На какой из планет Солнечной системы можно построить взлетно-посадочный модуль с жилым комплексом?
Планеты Солнечной системы
Планеты земной группы в картинах великих художников
Преобразование планет Солнечной системы
Проблемы полетов к планетам Солнечной системы
Путешествие по Солнечной системе
Сколько планет в Солнечной системе?
Солнечная система
Солнечная система: спутники планет-гигантов
Спор учёных: сколько планет в нашей Солнечной системе
Строение Солнечной системы
Существуют ли планеты вне Солнечной системы?
Тайны Солнечной системы

В ритме Солнца
Взаимодействие Солнца и Земли
Влияние активности Солнца на некоторые аспекты жизнедеятельности человека
Влияние солнечной активности на Землю
Влияние солнечной активности на некоторые аспекты жизнедеятельности человека
Влияние солнечной активности на человека
Закат солнца
Затмения солнечные
Звезда по имени Солнце
Изучение солнечной активности и параметров Солнца по данным спутника Коронас–Фотон
Интересные факты из жизни Солнца
Исследование движения солнечных пятен
Исследование энергии Солнца
Солнце — ближайшая к нам звезда
Магнитные бури и их влияние на здоровье человека и успеваемость школьников
Почему солнце называют звездой?
Прошлое, настоящее и будущее Солнца
Пусть всегда будет Солнце!
Самое интересное о Солнце
Солнечная активность и её влияние на здоровье человека.
Солнце. Влияние Солнца на жизнь Земли.
Солнечное затмение
Солнечное затмение и изменение погодных условий
Солнце и его влияние на окружающий мир
Солнце – двойная звезда?
Солнце: строение и влияние на Землю
Солнце – источник жизни. Современное состояние проблемы
Солнце. Что мы знаем о нём?
Солнце – источник жизни на Земле
Солнечные часы
Солнечный зайчик — что это?
Тайны Солнца
Эхо солнечных бурь.

Взаимодействие Солнца и Земли
Влияние космических процессов на ритмы Земли
Возникновение жизни на Земле
Гравитационные силы и их значение в масштабах планеты Земля
Если бы Земля была квадратной
Загадки северных сияний
Зарождение Земли
Затмения с Земли и из космоса
Земля и её соседи
Использование космических съемок для определения площадей земельных участков
Как тебе живется, планета Земля?
Космодромы планеты Земля
Космические аппараты для дистанционного изучения Земли.
Космические исследования Земли.
Магнитное поле Земли
Меняющаяся Земля
Мифы и гипотезы о происхождении и строении Земли
Планета Земля в азбуках и викторинах (поверхность Земли)
Полезные ископаемые Земли и космоса
Притяжение Земли
Происхождение Земли
Происхождение Земли и человека (на основе мифов разных народов)
Радиационные пояса Земли. Опасно ли летать в космос?
Радуга — одно из самых красивых явлений природы
Рождение планеты Земля
Полярное сияние — что это?
Почему появляется радуга
Создание системы защиты Земли от потенциально опасных космических объектов
Тайны третьей планеты
Теории возникновения Земли
Эволюция представлений о природе полярных сияний
Эмпирические доказательства вращения Земли

2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТА «АСТРОНОМИЯ»

Раздел

Количество часов

Тема

Количество часов

Основные виды деятельности обучающихся

10 класс (II-е полугодие; 1 час в неделю; 18 часов)

Раздел 1. Введение

1

Тема 1.1. Введение в астрономию

1

Знать/ понимать:

- что изучает астрономия;

- роль наблюдений в астрономии;

- значение астрономии;

- что такое Вселенная;

- структуру и масштабы Вселенной

Раздел 2. Астрометрия


5

Тема 2.1. Звёздное небо.

1

Знать/ понимать:

- что такое созвездие;

- названия некоторых созвездий, их конфигурацию, альфу каждого из этих созвездий;

- основные точки, линии и круги на небесной сфере:

- горизонт,

- полуденная линия,

- небесный меридиан,

- небесный экватор,

- эклиптика,

- зенит,

- полюс мира,

- ось мира,

- точки равноденствий и солнцестояний;

- теорему о высоте полюса мира над горизонтом;

- основные понятия сферической и практической астрономии:

- кульминация и высота светила над горизонтом; -прямое восхождение и склонение;

- сутки;

- отличие между новым и старым стилями;

- величины:

- угловые размеры Луны и Солнца;

- даты равноденствий и солнцестояний;

- угол наклона эклиптики к экватору;

- соотношения между мерами и мерами времени для измерения углов;

- продолжительность года;

- число звёзд, видимых невооружённым взглядом;

- принципы определения географической широты и долготы по астрономическим наблюдениям;

- причины и характер видимого движения звезд и Солнца, а также годичного движения Солнца.

Уметь:

- использовать подвижную звёздную карту для решения следующих задач:

а) определять координаты звёзд, нанесённых на карту;

б) по заданным координатам объектов (Солнце, Луна, планеты) наносить их положение на карту;

в) устанавливать карту на любую дату и время суток,

ориентировать её и определять условия

видимости светил.

- решать задачи на связь высоты светила в кульминации с географической широтой места

наблюдения;

- определять высоту светила в кульминации и его склонение;

-географическую высоту места наблюдения;

- рисовать чертёж в соответствии с условиями задачи;

- осуществлять переход к разным системам счета времени.

- находить стороны света по Полярной звезде и полуденному Солнцу;

- отыскивать на небе следующие созвездия и наиболее яркие звёзды в них:

- Большую Медведицу,

- Малую Медведицу (с Полярной звездой),

- Кассиопею,

- Лиру (с Вегой),

- Орёл (с Альтаиром),

- Лебедь (с Денебом),

- Возничий (с Капеллой),

- Волопас (с Арктуром),

- Северную корону,

- Орион (с Бетельгейзе),

- Телец (с Альдебараном),

- Большой Пёс (с Сириусом)

Тема 2.2. Небесные координаты

1

Тема 2.3. Видимое движение планет и Солнца

1

Тема 2.4. Движение Луны и затмения

1

Тема 2.5. Время и календарь

1

Раздел 3. Небесная механика

3

Тема 3.1. Гелиоцентрическая система мира

1

Знать/ понимать:

- понятия:

- гелиоцентрическая система

мира;

- геоцентрическая система

мира;

- синодический период;

- звёздный период;

- горизонтальный параллакс;

- угловые размеры светил;

- первая космическая

скорость;

- вторая космическая

скорость;

- способы определения размеров

и массы Земли;

- способы определения

расстояний до небесных тел и их

масс по закону Кеплера;

- законы Кеплера и их связь с

законом тяготения

Уметь:

- применять законы Кеплера и

закон всемирного тяготения при

объяснении движения планет и

космических аппаратов;

- решать задачи на расчёт

расстояний по известному параллаксу (и наоборот), линейных и угловых размеров небесных тел, расстояний планет от Солнца и периодов их обращения по третьему закону Кеплера

Тема 3.2. Законы Кеплера

1

Тема 3.3. Космические скорости. Межпланетные перелёты

1

Раздел 4. Строение Солнечной системы

7

Тема 4.1. Современные представления о Солнечной системе

1

Знать/ понимать:

- происхождение Солнечной

системы;

- основные закономерности в

Солнечной системе;

- космогонические гипотезы;

- система Земля–Луна;

- основные движения Земли;

- форма Земли;

- природа Луны;

- общая характеристика планет

земной группы (атмосфера,

поверхность);

- общая характеристика планет-

гигантов (атмосфера; поверхность);

- спутники и кольца планет-

гигантов;

- астероиды и метеориты;

- пояс астероидов;

- кометы и метеоры

Уметь:

- пользоваться планом Солнечной системы и справочными данными;


- определять по астрономическому календарю, какие планеты и в каких созвездиях видны на небе в данное время;


-находить планеты на небе, отличая их от звёзд;


- применять законы Кеплера и закон всемирного тяготения при объяснении движения планет и космических аппаратов;

- решать задачи на расчёт

расстояний по известному

параллаксу (и наоборот),

линейных и угловых размеров

небесных тел, расстояний планет

от Солнца и периодов их

обращения по третьему закону

Кеплера

Тема 4.2. Планета Земля

1

Тема 4.3. Луна и её влияние на Землю

1

Тема 4.4. Планеты земной группы

1

Тема 4.5. Планеты-гиганты.

1

Тема 4.6. Планеты-карлики и их свойства. Малые тела Солнечной системы

1

Тема 4.7. Метеоры и метеориты.

1

Раздел 5. Практическая астрофизика и физика Солнца

2

Тема 5.1. Методы астрофизических исследований

1

Знать/ понимать:

- основные физические

характеристики Солнца:

- масса,

- размеры,

- температура;

- схему строения Солнца и

физические процессы,

происходящие в его недрах и

атмосфере;

- основные проявления

солнечной активности, их

причины, периодичность и

влияние на Землю;

Уметь:

- применять основные положения

ведущих физических теорий при

объяснении природы Солнца

Тема 5.2. Солнце

1

11 класс (I-е полугодие; 1 час в неделю; 16 часов)

Раздел 5. Практическая астрофизика и физика Солнца

1

Тема 5.3. Внутреннее строение Солнца

1

Знать/ понимать:

- схему строения Солнца и

физические процессы,

происходящие в его недрах и

атмосфере;

Уметь:

- применять основные положения

ведущих физических теорий при

объяснении природы Солнца

Раздел 6. Звезды

4

Тема 6.1. Основные характеристики звёзд. Внутреннее строение звезд

1

Знать/ понимать:

- основные характеристики звёзд

в сравнении с Солнцем:

- спектры,

- температуры,

- светимости;

- пульсирующие и взрывающиеся

звезд;

- порядок расстояния до звёзд,

способы определения и размеров

звёзд;

- единицы измерения расстояний:

- парсек,

- световой год;

- важнейшие закономерности

мира звёзд;

- диаграммы «спектр–

светимость» и «масса–

светимость»;

- способ определения масс

двойных звёзд;

- основные параметры состояния

звёздного вещества:

- плотность,

- температура,

- химический состав,

- физическое состояние;

- важнейшие понятия:

- годичный параллакс,

- светимость,

- абсолютная звёздная

величина;

- устройство и назначение

телескопа;

- устройство и назначение

рефракторов и рефлекторов

Уметь:

- применять основные положения

ведущих физических теорий при

объяснении природы звезд;

- решать задачи на расчёт

расстояний до звёзд по

известному годичному

параллаксу и обратные, на

сравнение различных звёзд по

светимостям, размерам и

температурам;

- анализировать диаграммы

«спектр–светимость» и «масса–

светимость»;

- находить на небе звёзды:

- альфы Малой Медведицы,

- альфы Лиры,

- альфы Лебедя,

- альфы Орла,

- альфы Ориона,

- альфы Близнецов,

- альфы Возничего,

- альфы Малого Пса,

- альфы Большого Пса,

- альфы Тельца

Тема 6.2. Белые карлики, нейтронные звёзды, пульсары и чёрные дыры


1

Тема 6.3. Двойные, кратные и переменные звёзды


1

Тема 6.4. Новые и сверхновые звёзды Эволюция звёзд: рождение, жизнь и смерть звёзд.

Эволюция звёзд

1

Раздел 7. Млечный путь. Галактики.

6

Тема 7.1. Газ и пыль в Галактике

1

Знать/ понимать:

- понятие туманности;

- основные физические

параметры, химический состав и

распределение межзвёздного

вещества в Галактике;

- примерные значения следующих величин:

- расстояния между звёздами

в окрестности Солнца, их

число в Галактике, её

размеры,

- инфракрасный телескоп;

- оценка массы и размеров

чёрной дыры по движению

отдельных звёзд;

- основные физические

параметры, химический состав и

распределение межзвёздного

вещества в Галактике;

- примерные значения

следующих величин:

- основные типы галактик,

различия между ними;

- примерное значение и

физический смысл постоянной

Хаббла;

- возраст наблюдаемых небесных

тел

Уметь:

- объяснять причины различия

видимого и истинного

распределения звёзд,

межзвёздного вещества и

галактик на небе;

- находить расстояния между звёздами в окрестности Солнца,

их число в Галактике, её

размеры;

- оценивать массу и размер

чёрной дыры по движению

отдельных звёзд;

- объяснять причины различия видимого и истинного распределения звёзд, межзвёздного вещества и галактик на небе


Тема 7.2. Рассеянные и шаровые звёздные скопления

2

Тема 7.3.Галактики. Закон Хаббла

1

Тема 7.4. Активные галактики и квазары

1

Тема 7.5. Скопления галактик

1

Раздел 8. Строение и эволюция Вселенной

2

Тема 8.1. Конечность и бесконечность Вселенной – парадокс классической космологии.

1

Знать/ понимать:

- связь закона всемирного

тяготения с представлениями о

конечности и бесконечности

Вселенной;

- что такое фотометрический

парадокс;

- необходимость общей теории

относительности для построения

модели Вселенной;

- понятие «горячая Вселенная»;

- крупномасштабную структуру

Вселенной;

- что такое метагалактика;

- космологические модели

Вселенной

Уметь:

- использовать знания по физике

и астрономии для описания и

объяснения современной

научной картины мира


Тема 8.2. Расширяющаяся Вселенная

1

Раздел 9. Современные проблемы астрономии

3

Тема 9.1. Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия

1

Знать/ понимать:

- какие наблюдения подтвердили

теорию ускоренного расширения

Вселенной;

- что исследователи понимают

под тёмной энергией;

- зачем в уравнение Эйнштейна

была введена космологическая

постоянная;

- условия возникновения планет

около звёзд;

- методы обнаружения

экзопланет около других звёзд;

- об эволюции Вселенной и

жизни во Вселенной;

- проблемы поиска внеземных

цивилизаций;

- формула Дрейка

Уметь:

- использовать знания, полученные по физике и астрономии, для описания и объяснения современной научной картины мира;


- обосновывать свою точку зрения о возможности существования внеземных цивилизаций и их контактов с нами

Тема 9.2. Обнаружение планет возле других звёзд

1

Тема 9.3. Поиски жизни и разума во Вселенной

1

ИТОГО: 34 часа


СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания МО учителей предметов естественноматематичекого цикла

№1 от «___» августа 2017 г.

Руководитель МО

___________ Т.А. Пелипенко


СОГЛАСОВАНО

заместитель

директора по УВР

«___» августа 2017 г.

___________Л.В. Тихонова



Просмотр содержимого документа
«Титул КТП»

СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР

БОУ СОШ № 37

МО Динской район

__________Л.В. Тихонова

«____» августа 2018




КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, ДИНСКОЙ РАЙОН, СТАНИЦА СТАРОМЫШАСТОВСКАЯ

БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ ДИНСКОЙ РАЙОН

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 37»








КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


по астрономии

Класс 10 А


Учитель Пелипенко Татьяна Александровна


Количество часов: всего 17; в неделю 1 час (2 полугодие)



Планирование составлено на основе рабочей программы по астрономии для 10-11 классов учителя БОУ СОШ № 37 Пелипенко Татьяны Александровны, утверждённой решением педагогического совета от 31 августа 2017, протокол № 1

Планирование составлено на основе авторской программы В.М. Чаругина, (Астрономия. Методическое пособие 10–11 классы. Базовый уровень : учеб пособие для учителей общеобразоват. организаций. — М. : Просвещение, 2017. — 32 с. — (Сферы 1-11). — ISBN 978-5-09-053966-1).

В соответствии с ФКГОС-2004

Учебник:

Астрономия. 10-11 классы : учебник для общеобразовательных организаций : базовый уровень / В.М. Чаругин. – М.: Просвещение, 2018





СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

БОУ СОШ № 37

МО Динской район

__________Л.В. Тихонова

«____» августа 2018




КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, ДИНСКОЙ РАЙОН, СТАНИЦА СТАРОМЫШАСТОВСКАЯ

БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ ДИНСКОЙ РАЙОН

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 37»








КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


по астрономии

Класс 11 А


Учитель Пелипенко Татьяна Александровна


Количество часов: всего 17; в неделю 1 час (1 полугодие)



Планирование составлено на основе рабочей программы по астрономии для 10-11 классов учителя БОУ СОШ № 37 Пелипенко Татьяны Александровны, утверждённой решением педагогического совета от 31 августа 2017, протокол № 1

Планирование составлено на основе авторской программы В.М. Чаругина, (Астрономия. Методическое пособие 10–11 классы. Базовый уровень : учеб пособие для учителей общеобразоват. организаций. — М. : Просвещение, 2017. — 32 с. — (Сферы 1-11). — ISBN 978-5-09-053966-1).

В соответствии с ФКГОС-2004

Учебник:

Астрономия. 10-11 классы : учебник для общеобразовательных организаций : базовый уровень / В.М. Чаругин. – М.: Просвещение, 2018




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!