Каменносарминский филиал
Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения
«Красногвардейская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Российской Федерации Марченко Антона Александровича»
Бузулукского района Оренбургской области
«РАССМОТРЕНО» на заседании ШМО учителей -предметников Протокол №____ от «____»______2019г | «РАССМОТРЕНО» на заседании педагогического совета. Протокол №_______ от «___»_____2019 г. | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора школы по УВР _____ М.Н.Гильваншина «___»________ 2019 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МОБУ «Красногвардейская СОШ имени Марченко А.А.» ___ О.В. Пачина «__» _________ 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«БИОЛОГИЯ»
5 класс
Составитель:
учитель биологии
Фасахова А.В.
Составлена в соответствии с примерной программой «Биология», основной образовательной программой школы, ФГОС основного общего образования
с.Каменная Сарма
2019-2020 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
| |
Планируемые образовательные результаты ……………………...........3 | |
| |
Содержание учебного предмета ………………………………………6 | |
Учебно-тематический план ……………….. …………………………...7 | |
| |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса …....8 Приложение………………...…………………………………………... 11 | |
| |
| |
Планируемые образовательные результаты 5 класс
Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- реализация установок здорового образа жизни;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
- приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
- различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, лупы, микроскопы и др.).
4. В сфере физической деятельности:
- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
- Основные характеристики методов научного познания и их роль в изучении природы;
- Современную классификацию живой природы;
- Основные характеристики царств живой природы;
- Клеточное строение живых организмов;
- Основные свойства живых организмов;
- Типы взаимоотношений организмов, обитающих совместно;
- Приспособления организмов к обитанию в различных средах и возникающих под действием экологических факторов;
- Правила поведения в природе;
- Какое влияние оказывает человек на природу.
Учащиеся должны уметь:
- Работать с различными типами справочных изданий, создавать коллекции, готовить сообщения и презентации;
- Проводить наблюдения и описания природных объектов;
- Составлять план простейшего исследования;
- Сравнивать особенности строения и жизнедеятельности представителей различных царств живой природы;
- Давать объяснение особенностям строения и жизнедеятельности организмов в связи со средой их обитания;
- Составлять цепи питания в природных сообществах;
- Распознавать растения и животных своей местности, занесенных в Красные книги.
Живые организмы
Выпускник научится:
• выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
• аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;
• аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;
• осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
• раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
• объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;
• выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
• различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
• сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии,грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
• использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
• знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
• анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
• описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
• знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
• находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
• основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
• использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
• осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
• создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая
особенности аудитории сверстников;
• работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.
Цели и задачи курса:
- познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;
- систематизировать знания учащихся об объектах живой природы, которые были получены ими при изучении основ естественнонаучных знаний в начальной школе;
- начать формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного
исследования;
- развивать у учащихся устойчивый интерес к естественнонаучным знаниям;
- начать формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, на изучение биологии в 5 классе отводится 34 часа. Материал курса разделен на две главы. Им предшествует «Введение», в котором обучающиеся знакомятся с разнообразием биологических наук и методами изучения природы.
Первая глава «Мир биологии» формирует первичное представление учащихся об особенностях строения и функционирования основных объектов изучения биологии: бактерий, растений, грибов и животных. Особое внимание уделяется занимательности учебного материала и практической значимости, получаемых знаний. Идет процесс формирования интереса к изучению предмета, воспитания ответственного отношения к природе, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Во второй главе «Организм и среда обитания» учащиеся знакомятся с особенностями и многообразием организмов различных сред обитания. Вводятся понятия «экологические факторы» и «природные сообщества», школьники учатся устанавливать взаимосвязи между организмами и условиями, в которых они обитают. В конце изучения данной главы учащиеся в общих чертах знакомятся с растительным и животным миром материков планеты.
В заключение учащиеся обобщают и систематизируют знания о естественных науках и взаимосвязях, а также проводят проверку сформированности знаний о естественных науках.
Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода. Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 5 класса (34 ч., 1 ч. в неделю)
Введение (2 ч.)
Какие науки относятся к естественным, какие методы используются учеными для изучения природы. Основные понятия: естественные науки (астрономия, физика, химия, география, биология), методы изучения природы (наблюдение, эксперимент, измерение).
Персоналии: Жан Анри Фабр.
Глава 1. Мир биологии (18 ч.)
История развития биологии как науки; современная система живой природы; клеточное строение организмов; особенности строения, жизнедеятельности и значение в природе организмов различных царств; значение биологических знаний для защиты природы и сохранения здоровья.
Основные понятия: биология; биосфера; клетка: оболочка, ядро, цитоплазма; единицы классификации: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; половые клетки: яйцеклетка, сперматозоид; оплодотворение; наследственность; организмы-производители; организмы- потребители; организмы-разрушители; охраняемые территории: заповедники, национальные парки; ядовитые животные и растения.
Персоналии: Аристотель, Уильям Гарвей, Роберт Гук, Карл Линней, Грегор Мендель, Чарльз Дарвин, Владимир Иванович Вернадский.
Практическая работа «Устройство микроскопа»
Контрольная работа № 1 «Науки о природе. Клетка. Живые царства» ,«Мир биологии»
Глава 2. Организм и среда обитания. Повторение (14 ч.)
Как приспосабливаются организмы к обитанию в различных средах; какие факторы называются экологическими; какие организмы входят в состав природных сообществ и каков характер их взаимоотношений друг с другом и окружающей средой; какие растения и животные обитают на материках нашей планеты и кем населены воды Мирового океана.
Основные понятия: среда обитания: водная, наземно-воздушная, почвенная и организменная; экологические факторы: абиотические, биотические и антропогенные; круговорот веществ.
Самостоятельная практическая работа «Исследование показателей почвы различных видов», «Приспособленности животных к обитанию в почве (на примере дождевого червя)»
Игра «Мы изучаем материки нашей планеты». Обобщение знаний в игровой форме «Организм и среда обитания».
Экскурсия в природное сообщество (парк).
Контрольная работа № 2
Единство наук о природу. Обобщение и систематизация знаний о естественных науках и их взаимосвязях.
Контрольная работа № 3 по всему курсу биологии. Повторение.
ВПР 5 класс
Учебно-тематический план 5 класс
Раздел | Всего часов | В том числе |
Теория | Лабораторные, практические работы | Контроль знаний |
Введение в биологию | 2 | 2 | - | - |
Глава 1. Мир биологии | 18 | 16 | 1 | 1 |
Глава 2. Организм и среда обитания | 14 | 12 | - | 3 |
Всего | 34 | 30 | 1 | 4 |
Количество часов по четвертям
Всего часов: | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть |
34 | план | факт | план | факт | план | факт | план | факт |
| | | | | | | |
Л.р.-1 | | | | | | | | |
Лабораторные работы 5 класс
Лабораторная работа №1 «Устройство микроскопа»-
Контрольные работы 5 класс
№пп | Тема | Дата проведения |
1 | Контрольная работа № 1«Науки о природе. Клетка. Живые царства» ,«Мир биологии» | 7.02 |
2 | Контрольная работа № 2 «Организм и среда обитания» | 24.04 |
3 | Итоговая контрольная работа № 3 за курс 5 класса | 22.05 |
4 | ВПР 5 класс | |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Материально-техническое обеспечение
Используемая литература
Примерная программа, рабочие программы линии «Ракурс»:
Программа курса «Биология». 5-9 классы. Линия «Ракурс» / авт.-сост. Н.И. Романова. – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 64с.
Рабочая программа к учебнику А.А. Плешакова, Э.Л. Введенского. «Биология. Введение в биологию». 5 класс. Линия «Ракурс» / авт.-сост.: С.Н.Новикова, Н.И. Романова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 32 с.
Литература для обучающихся
Учебники линии «Ракурс»:
Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Линия «Ракурс» / А.А. Плешаков, Э.Л. Введенский. –3-е изд. – М.: ООО «Русское слово — учебник», 2016. – 128 с.
Методические пособия линии «Ракурс»:
5 класс
Казарян К.П., Криштопа А.Н. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Текущий и итоговый контроль: контрольно-измерительные материалы /К.П. Казарян, А.Н. Криштопа. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014. – 40 с.
Марина А.В. Методические рекомендации к учебнику А.А. Плешакова, Э.Л. Введенского. «Биология. Введение в биологию» для 5 класса общеобразовательных организаций / авт.-сост. А.В. Марина. – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016. – 120 с.
Новикова С.Н., Романова Н.И. Рабочая тетрадь к учебнику А.А. Плешакова, Э.Л. Введенского. «Биология. Введение в биологию» для 5 класса общеобразовательных организаций / С.Н. Новикова, Н.И. Романова. – 5-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016. – 48 с.
Дополнительная литература:
1. Белов И.Г., Корчагина В.А. Уроки ботаники в 5-6 классах. – М.: Просвещение, 1974.
3. Биологический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1989.
4. Биологические экскурсии: кн. для учителя / И.В. Измайлов, В.Е. Михлин, Л.С. Шубкина – М.: Просвещение, 1989. – 224 с.
5. Биология в таблицах и схемах. - 2-е изд. – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2004. – 128 с.
6. Биология в школе: ежемесячный научно-методических журналов ВАК.
7. Биология. Дидактические карточки: 6 класс. - М: Владос, 2001.
8. Бобров Р. Беседы о лесе. – М.: Молодая гвардия, 1982. – 240 с.
9. Верзилин Н.М. Как преподавать ботанику: краткое методическое пособие. – 2-е изд., исправ. и допол. – М: Академия педагогических наук РСФСР, 1953. – 360 с.
10. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. – М.: Просвещение, 2000. – 352 с.
11. В мире науки: ежемесячный научно-информационный журнал.
12. Гадасина А. Д. Плоды запретов. Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 80 с.
13. Горелов А. А. Экология: Учеб. пособие для вузов. – М.: Юрайт-М, 2002. – 312 с.
14. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. - М.: Народное образование, 2004. - 240 с.
15. Демьяненков Е.Н. Биология в вопросах и ответах. – М.: Просвещение, 1996.
16. Журкова Е.А, Ильина Е.Я. Комнатные растения. – М.: Просвещение, 1968.
Дополнительная литература:
1. Акимушкин И.И. Занимательная биология. – М.: Просвещение, 2008. – 192 с.
2. Анастасова Л. П. Человек. Культура. Здоровье: Я становлюсь старше. 5 кл. – М.: Просвещение, 1998. – 143 с.
3. Биология: Бактерии. Грибы. Лишайники. Растения. Атлас. Пособие для учащихся / И.В. Черепанов. - М.: Мнемозина, 2011.
4. Биология в таблицах и схемах. – 2-е изд. – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2004. – 128 с.
5. Биология для школьников: ежемесячный научно-популярный журнал.
6. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Д.И. Трайтак, Н.Д. Трайтак.
– 8-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2013. – 136 с.
7. Белоусов Ю.А. Школьный справочник. Биология. – Ярославль: Академия развития, 1998. – 255 с.
8. Верзилин Н.М. Лечебница в лесу. – М.-Л.: Издательство Детской литературы, 1994.
9. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. – М.: Просвещение , 1994.
10. Верзилин Н.М. Как сделать гербарий. – М.-Л.: Издательство Детской литературы,1947. - 10 с.
11. Верзилин Н.М. Как собирать лекарственные растения. – М.-Л.: Издательство Детской литературы, 1947.
12. Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями. – М.-Л.: Издательство Детской литературы, 1949.
13. Верзилин Н.М. Как ухаживать за комнатными растениями. – М.-Л.: Издательство Детской литературы, 1952. - 27 с.
14. Верзилин Н.М. Растения в жизни человека. – М.-Л.: Издательство Детской литературы, 1952.
15. Верзилин Н.М. Райский сад на подоконнике: Руководство по уходу за комнатными растениями. – М., 2000
16. Гэнери А. Что у растений внутри? / Пер. с англ. О. А. Коротковой. – М.: Слово, 1994. – 48 с.
17. Денисова Г.А. Удивительный мир растений. – М.: Просвещение, 1981.
18. Дмитриев Ю. Д. Соседи по планете: Земноводные и пресмыкающиеся / Науч. Ред. И. С. Даревский. – М.: Детская литература, 1978. – 272 с.
19. Жизнь на Земле. Большая энциклопедия знаний / Пер. с англ. В.В. Свечникова, О.И. Чибисовой. – М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2008. – 512 с.
20. Жмакин М. С. Энциклопедия удивительных фактов. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. – 256 с.
21. Залиопо М. Н. Туалетное мыло. – М.: Пищевая промышленность, 1967. – 77 с.
22. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене. – М.: Просвещение, 1989.
23. Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. – СПб.: Издание А.Ф. Девриена, 1994.
24. Ильин М. Покорение природы. – М.-Л.: Издательство Детской литературы, 1950.
25. Кожевников А. В. Весна и осень в жизни растений. – М.: Изд-во Моск. общ-ва испытателей природы, 1950. – 239 с.
26. Козлова Т. М. Биология в таблицах. 6 – 11 классы: справочное пособие / Авт.-сост. Т. А. Козлова, В. С. Кучменко. – 7-е изд., стереотип. – М.:
Дрофа, 2005. – 234 с.
27. Корин Стокли. Биология. Школьный иллюстрированный справочник. - М.: РОСМЭН, 1995.
28. Корсунская В. Из жизни растений. – М.-Л.: Издательство Детской литературы, 1951. – 80 с.
29. Корсунская В. Приключения плодов и семян. – М.-Л.: Издательство Детской литературы, 1953.
30. Красная книга. Растения России. 100 редких и исчезающих видов / О.В. Скалдина, Г.И. Мелихова. – М., 2013.
31. Кристоф Нидон, Иоханнес Петерман, Петер Шеффель, Бернд Шайба. Растения и животные. Руководство для натуралиста. – М.: Мир, 1991.
32. Лемеза Н.А. и др. Биология для поступающих в ВУЗы: Учебное пособие / Н. А. Лемеза, Л. В. Камлюк, Н. Д. Лисов; Под ред. Н. А. Лемезы. –
Минск: Юнипресс, 2004. – 624 с.
33. Ленц Н. Все рекорды / Пер. с нем. Е. Зись. – М.: Олимп, Астрель, АСТ, 2000. – 336 с.
34. Нетопина С. А. Школьникам об учебе и отдыхе: Кн. для учащихся 6 – 7 кл. – М.: Просвещение, 1983. – 80 с.
35. Новиков Ю. В. Природа и человек. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с.
36. Павлович С.А. Самодельные коллекции по ботанике и зоологии. – М.-Л.: Издательство Детской литературы, 1961. - 136 с.
37. Популярный атлас – определитель. Грибы / Л.В. Гарибова. – М.: Дрофа, 2011.
38. Популярный атлас – определитель. Дикорастущие растения. / С. Новиков, И.А. Губанов. – М.: Дрофа, 2010.
39. Природа и человек. Атлас / С.М. Говорушко. – М.: Дрофа, 2011.
40. Растения из красной книги России. / В.И. Сивоглазов, Т.А. Козлова. – М.: Дрофа, 2010.
41. Розанов Б.Г. Живой покров Земли. – М.: Педагогика, 1989.
42. Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 432 с.
43. Синадский Ю.В. Целебное лукошко. – М.: Педагогика, 1989.
44. Скорняков С.М, Зеленая родословная. – М.: Агропромиздат, 1989.
45. Суматохин С.В. Биология: Экология: Животные. Сборник заданий, задач и упражнений с ответами: Пособие для учащихся основной школы.
46. Сухова Т.С., Строганов В.И. Тайны природы. Пособие для учащихся 5-7 классов. – М.: Вентана-Граф, 2001.
47. Твой первый атлас-определитель растений леса / Т.А. Козлова, В.И. Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2010.
48. Твой первый атлас-определитель. Растения водоема / А. Козлова, В.И. Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2010.
49. Твой первый атлас-определитель. Растения / Е.В. Овсянникова, В.И. Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2010.
50. Твой первый атлас-определитель. Цветы садов и парков / Т.А. Козлова, В.И. Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2010.
51. Трайтак Д.И. Книга для чтения по биологии: Для учащихся 5-6 классов / Сост. Д.И. Трайтак. – 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1985. –
223 с.
52. Трайтак Д.И., Трайтак Н.Д. Сборник задач и упражнений по биологии растений, бактерий, грибов и лишайников. – М.: Мнемозина, 2008.
53. Умные растения. Как они приманивают и обманывают, предупреждают собратьев, защищаются и зовут на помощь, когда оказываются в
опасности / Авт.-сост. Арцт Ф. – М., 2014. – 240 с.
54. Хрестоматия по биологии: Бактерии. Грибы. Растения. / Авт.-сост. О.Н.Дронова. – Саратов: Лицей, 2002.
55. Цимбал В. Растения. Параллельный мир. – М., 2012.
56. Энциклопедия для детей. – М.: Аванта +, 2006.
57. Юный натуралист: ежемесячный советский и российский научно-популярный журнал для школьников.
Приложение 1
Каменносарминский филиал
Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения
«Красногвардейская средняя общеобразовательная школа имени Героя Российской Федерации Марченко Антона Александровича»
«Утверждаю»
Зам. директора по УВР
_______М.Н. Гильваншина
«__» __________20___г.
Календарно-тематический план
на 2019/2020 учебный год
Предмет Биология
Класс 5
Учитель Фасахова Анна Владимировна
Количество часов по учебному плану - 34
Количество часов в неделю - 1
Проверочных работ - 4
УМК: Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Линия «Ракурс» / А.А. Плешаков, Э.Л. Введенский. –3-е изд. – М.: ООО «Русское слово — учебник», 2016. – 128 с.
Рассмотрен на заседании ШМО Протокол № 1 от ___.08.2019г
Руководитель методического объединения _________......
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс, 34 часа
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
по плану | По факту |
| Введение в биологию | (2 ч) | | |
1 | Науки о природе. | 1 | 06.09. | 6.09 |
2 | Методы изучения природы. | 1 | 13.09. | 13.09 |
| Глава 1. Мир биологии | (18 ч) | | |
3 | Что изучает биология | 1 | 20.09. | 20.09 |
4 | Из истории биологии | 1 | 27.09. | 27.09 |
5 | Экскурсия в мир клеток. Практическая работа «Устройство микроскопа» | 1 | 04.10 | 4.10 |
6 | Как классифицируют организмы | 1 | 11.10 | 8.10 |
7 | Живые царства. Бактерии | 1 | 18.10 | 11.10 |
КАНИКУЛЫ 23.10-4.11 |
8 | Живые царства. Грибы. | 1 | 25.10 | 16.10 |
9 | Живые царства. Растения. | 1 | 8.11 | 25.10 |
10 | Живые царства. Животные | 1 | 15.11 | |
11 | Жизнь начинается | 1 | 22.11 | |
12 | Жизнь продолжается | 1 | 29.11 | |
13 | Почему дети похожи на родителей | 1 | 6.12 | |
14 | Нужны все на свете | 1 | 13.12 | |
15 | Как животные общаются между собой | 1 | 20.12 | |
КАНИКУЛЫ 30.12-11.01 |
16 | Биология и практика | 1 | 27.12 | |
17 | Биологи защищают природу | 1 | 17.01 | |
18 | Биология и здоровье | 1 | 24.01 | |
19 | Живые организмы и наша безопасность | 1 | 31.01 | |
20 | Мир биологии. Обобщение знаний. Контрольная работа № 1«Науки о природе. Клетка. Живые царства» ,«Мир биологии» | 1 | 7.02 | |
| Глава 2. Организм и среда обитания. Повторение | (14ч.) | | |
21 | Водные обитатели | 1 | 14.02 | |
22 | Между небом и землей | 1 | 21.02 | |
23 | Кто в почве живет | 1 | 28.02 | |
24 | Кто живет в чужих телах | 1 | 6.03 | |
25 | Экологические факторы | 1 | 13.03 | |
|
26 | Экологические факторы: биотические и антропогенные | 1 | 20.03 | |
27 | Природные сообщества | 1 | 3.04 | |
28 | Жизнь в Мировом океане | 1 | 10.04 | |
29 | Путешествие по материкам | 1 | 17.04 | |
30 | Организм и среда обитания. Обобщение знаний Контрольная работа № 2 «Организм и среда обитания» | 1 | 24.04 | |
31 | Единство наук о природе. | 1 | 8.05 | |
32 | Многообразие живых организмов | 1 | 15.05 | |
33 | Итоговая контрольная работа № 3 Повторительно-обобщающий урок за курс 5 класса | 1 | 22.05 | |
34 | ВПР 5 класс (резерв) | 1 | | |
| Итого: | 34ч | | |
Приложение 2
Используемые технологии обучения.
Формы организации образовательного процесса
Содержание курса строится на основе деятельностного подхода. Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, использование развивающих, исследовательских, личностно-ориентированных, проектных и групповых педагогических технологий, проведение экскурсий, применение методов: словестных (рассказ, беседа, объяснение, дискуссия, работа с учебником, биологической энциклопедией, словарем, научной статьей с журнала, публичное представление результатов исследований, их аргументированное обоснование), наглядных (фенологическое наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентация), практических (устные и письменные задания, лабораторно-практические работы). В рамках уроков биологии используются различные формы работы: коллективная, фронтальная, групповая, парная и индивидуальная (в том числе дифференцированная по трудности и по видам техники).
Формы и средства контроля
Аттестация обучающихся, проводимая в системе, позволяет, наряду с формирующим контролем предметных знаний, проводить мониторинг универсальных и предметных учебных действий.
Рабочая программа предусматривает следующие формы аттестации обучающихся:
1. Промежуточная (формирующая) аттестация:
самостоятельные работы по карточкам, понятийные диктанты (индивидуальные) (до 10 минут);
лабораторно-практические работы (от 20 до 40 минут);
фронтальные опыты (до 10 минут);
опрос (до 10 минут);
тестирование (остаточные знания по теме, усвоение текущего учебного материала, сопутствующее повторение) (индивидуальное) – 5 …15
минут;
защита текущих творческих работ, мини-проектов, презентация сообщений, докладов (групповых, индивидуальных по выбору).
2. Итоговая аттестация:
контрольные работы с разными типами заданий по разделам (40 минут);
Приложение 4
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Оценка устного ответа
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности;
- ответ самостоятельный.
Отметка «4»:
- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»:
- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»:
- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся
не может исправить при наводящих вопросах учителя или отсутствие ответа.
Оценка экспериментальных умений (лабораторные и практические задания)
Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.
Отметка «5»:
- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
- проявлены организационно-трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4»:
- работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»:
- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»:
- допущены более двух существенных ошибок в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работа, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;
- работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.
Оценка умений решать расчетные задачи
Отметка «5»:
- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;
Отметка «4»:
- в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»:
- имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении;
- отсутствие ответа на задание.
Оценка письменных контрольных работ
Отметка «5»:
- задания выполнены полностью и правильно, возможно несущественная ошибка.
Отметка «4»:
- задания выполнены не полностью или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Отметка «2»:
- работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок;
- работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования орфографического режима.
Оценка тестовых работ
Отметка «5» ставится при выполнении 90%-100%
Отметка «4» ставится при выполнении 76%-89%
Отметка «3» ставится при выполнении 50-75%
Отметка «2» ставится при выполнении 0-49%
Оценка сообщения, реферата
Оценивается по следующим критериям:
- соблюдение требований к его оформлению;
- необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;
- умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в работе;
- способность обучающегося понять суть задаваемых учителем вопросов и сформулировать точные ответы на них.
Приложение 5
Контрольная работа № 1«Науки о природе. Клетка. Живые царства» ,«Мир биологии»
Задание 1.Определение понятий: биология, цитология, ботаника, зоология, гифы, тематика, бактерии, мицелий, хлорофилл, хлоропласты, яйцеклетка, сперматозоид, оплодотворение, споры, производители, фотосинтез, генетика.
Задание 2. Перечислите главные части клетки. Чем отличается растительная клетка от животной?
Задание 3. Устройство светового микроскопа. Развернутый ответ.
Задание 4. Перечислите царства живой природы. Примеры.
задание 5. Оплодотворение. Половые клетки. Размножение растений и животных. Развернутый ответ.
Контрольная работа № 2 «Организм и среда обитания»
Задание 1.Определение понятий: среда обитания, компоненты природы, дыхание, почва, хозяин, паразит, симбионт, паразитизм, симбиоз, конкуренция, природные сообщества, потребители, разрушители, планктон, Африка, Австралия
Задание 2. Кто живет в чужих телах? Развернутый ответ.
Задание 3. Экологические факторы: биотические, абиотические, антропогенные. Развернутый ответ.
Задание 4. Пищевая сеть. Развернутый ответ. Примеры.
Задание 5. Евразия. Части света. Местность. Растения и животные
Итоговая контрольная работа № 3 за курс 5 класса
Тест № 1 Живые клетки.
Вариант 1
Выберите один правильный ответ.
Ж
ивая клетка представляет собой:
простое вещество 3) часть живого организма
сложное вещество 4) часть неживой природы
Полужидкое вещество, которое заполняет клетку, - это:
цитоплазма 3)наружная мембрана
хлоропласт 4) ядро
Женскую половую клетку называют:
хлоропласт 3) нервная
сперматозоид 4) яйцеклетка
При оплодотворении происходит слияние:
Половых клеток 3) хлоропластов
Сперматозоид 4) клеток крови
В
ерны ли следующие утверждения:
А. Живые клетки дышат и растут.
Б. Внутри клетки человека в цитоплазме расположен хлоропласт.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) неверны оба суждения
Закончите предложения, используя слова из словарика:
Тело растений имеет строение…
При делении из одной клетки получаются…
Живые клетки…
Словарик: А. Две. Б. Дышат. В. Клеточное
П
рочитайте текст. Вставьте в места пропусков буквы, соответствующие словам в словарике.
Все живые организмы имеют клеточное строение. Каждую живую клетку покрывает…(1), под ней находится вязкое полужидкое вещество…(2). У большинства клеток в центре расположено… (3). Отличие растительных клеток от других живых клеток заключается в том, что они содержат …(4).
Словарик: А. Цитоплазма. Б Хлоропласт. В. Наружная мембрана. Г. Ядро
Задание 2.