СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа и КТП по биологии 9 класса (ФГОС) на 2022-2023г.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рп+КТП по биологии 9 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и КТП по биологии 9 класса (ФГОС) на 2022-2023г.»

Каменносарминский филиал

Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения

«Красногвардейская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Российской Федерации Марченко Антона Александровича»

Бузулукского района Оренбургской области




«РАССМОТРЕНО»

на заседании ШМО учителей- предметников

Протокол №____

от «____»______2021г

«РАССМОТРЕНО»

на заседании педагогического

совета. Протокол №_______

от «___»_____2021 г.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора

школы по УВР

_____ М.Н.Гильваншина

«___»________ 2021 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОБУ «Красногвардейская СОШ имени Марченко А.А.» ___ О.В. Пачина

«__» _________ 2021 г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«БИОЛОГИЯ»

9 класс







Составитель:

учитель биологии первой категории

Фасахова Анна Владимировна





Составлена в соответствии с примерной программой «Биология», основной образовательной программой школы, ФГОС основного общего образования 







с.Каменная Сарма

2022-2023 учебный год



СОДЕРЖАНИЕ





Планируемые образовательные результаты ……………………...........3




Содержание учебного предмета ………………………………………5




Учебно-тематический план ……………….. …………………………...10




Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса …....12

Приложение………………...…………………………………………... 30






































Планируемые образовательные результаты 9 класс


Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:


- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

- реализация установок здорового образа жизни;

- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.


Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.


Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

- приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

- классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

- различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

- выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, лупы, микроскопы и др.).

4. В сфере физической деятельности:

- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

5. В эстетической сфере:

- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.


Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса


Учащиеся должны знать:

- Принципы современной классификации живых организмов, уровневую организацию живой материи;

- Признаки живых организмов: особенности химического состава, клеточное строение, обмен веществ и превращения энергии, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, эволюцию и связь со средой;

- Химический состав клеток, значение веществ, входящих в их состав;

- Существенные признаки строения и жизнедеятельности клетки, основные положения клеточной теории;

- Особенности основных процессов жизнедеятельности организмов;

- Критерии вида и популяции как основной единицы эволюции;

- Движущие силы, главные направления и результаты эволюции;

- Современные представления о возникновении жизни на Земле, основные этапы исторического развития органического мира;

- Структуру и взаимосвязи в природных экосистемах, различия естественных и искусственных экосистем;

- Распространение и роль живого вещества в биосфере;

- О взаимном влиянии факторов среды и человека, роль человека в биосфере;

- Современное состояние окружающей среды, способы сохранения динамического равновесия в экосистемах планеты;

- Значение современных биологических наук для народного хозяйства страны.

Учащиеся должны уметь:

- Работать с различными типами справочных изданий, готовить сообщения и презентации, создавать коллекции;

- Проводить наблюдения за состоянием здоровья, делать выводы по результатам наблюдения;

- Составлять план исследований, участвовать в проектной деятельности;

- Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки, типы тканей;

- Различать на таблицах и моделях органы и системы органов, называть их функции;

- Выделять отличительные признаки живых систем;

- Сравнивать химический состав организмов и тел неживой природы, делать выводы на основе сравнения;

- Выделять существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности клетки, выявлять взаимосвязи между строением и функциями клеток;

- Выделять существенные признаки процессов обмена веществ, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ в клетке и в организме;

- Выделять существенные признаки процессов роста, развития и размножения; объяснять механизмы наследственности и изменчивости;

- Выделять существенные признаки вида, объяснять формирование приспособленности организмов к среде обитания и причины многообразия видов;

- Выделять существенные признаки экосистемы, процессов круговорота веществ и превращений энергии в экосистемах, объяснять значение

биологического разнообразия;

- Выявлять типы взаимодействия разных видов в природе;

- Приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил поведения в природе;

- Аргументировать свою точку зрения на обсуждение вопросов, касающихся глобальных экологических проблем.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

БИОЛОГИЯ. 9 класс (68 ч.)


Курс биологии 9 класса знакомит учащихся с основами общей биологии, основными биологическими закономерностями и опирается на знания учащихся, полученные на уроках биологии в предыдущие годы, углубляя, расширяя и систематизируя их.

Цели и задачи курса:

- познакомить учащихся с основами общей биологии;

- систематизировать знания учащихся о мире живой природы;

- сформировать представление об общих биологических закономерностях;

- продолжить формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного

исследования;

- развивать у учащихся устойчивый интерес к естественнонаучным знаниям;

- продолжить формирование основ экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.

Материал курса разделён на десять глав.

Первая глава «Многообразие мира живой природы» формирует у учащихся представление об уровнях организации живой материи, расширяет и

углубляет их знания о свойствах живых организмов.

Во второй главе дается характеристика химической организации клетки, рассматриваются химические элементы, входящие в состав клеток и вещества, которые из них образуются.

Третья глава «Строение и функции клеток» посвящена изучению строения и функционирования клеток как самостоятельных биологических систем. Приводятся положения клеточной теории.

Четвертая глава «Обмен веществ и преобразование энергии в клетке» знакомит учащихся с пластическим и энергетическим обменом, протекающих в клетках. Особое внимание уделяется взаимосвязанности и взаимозависимости этих процессов. Отдельно рассматривается фотосинтез как особый пластический обмен растительной клетки.

В пятой главе дана подробная характеристика процессов полового и бесполого размножения, а также этапов развития организмов.

В шестой главе учащиеся знакомятся с основными понятиями генетики и генетическими законами.

Седьмая глава посвящена изучению методов и результатов селекции. Особое внимание уделяется значению селекционной работы.

Восьмая глава «Эволюция органического мира» знакомит учащихся с историей развития эволюционных представлений, эволюционными теориями Ж.Б. Ламарка и Ч. Дарвина. Формируется представление о движущих силах и направлениях эволюции. Приводятся доказательства эволюции органического мира.

В девятой главе «Возникновение и развитие жизни на Земле» рассматриваются современные представления о возникновении жизни на нашей планете. Учащиеся знакомятся с этапами эволюционных преобразований в растительном и животном мире, изучая крупные геологические периоды.

Десятая глава знакомит учащихся с основами экологии. Систематизируются знания учащихся об экологических факторах, экосистемах и их структуре, причинах устойчивости природных сообществ. Углубляются и расширяются знания о биосфере, ее границах и функциях живого вещества в биосфере. Особое внимание уделяется отличиям естественных природных экосистем от агроценозов и взаимоотношениям человека с природой.



ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 9 класса (68 ч., 2 ч. в неделю)


Тема 1. Многообразие мира живой природы (2 ч.)

Какие уровни организации живой материи известны; что можно считать биологической системой; какие свойства присущи живым (биологическим) системам.

Основные понятия: уровни организации живой материи: молекулярный, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный; биологическая система; свойства живых систем: обмен веществ, самовоспроизведение, наследственность, изменчивость, рост и развитие, раздражимость, дискретность, ритмичность, энергозависимость.


ЛР 1"Наблюдение тропизмов и таксисов на живых объектах"


Тема 2. Химическая организация клетки (4 ч.)

Какие химические элементы входят в состав клеток, как их классифицируют; Какие вещества входят в состав клеток, каково их строение и значение.

Основные понятия: неорганические вещества: вода, минеральные соли; органические вещества: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты; буферность; полимер, мономер; аминокислота; денатурация, ренатурация; структуры белка: первичная, вторичная, третичная (глобула), четвертичная; функции белка: строительная, каталитическая, двигательная, транспортная, защитная, энергетическая; углеводы: моносахариды, олигосахариды, полисахариды; липиды; нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК); комплементарность.


ЛР 2"Наблюдение денатурации белка"


Тема 3. Строение и функции клеток (4 ч.)

Каково строение прокариотической и эукариотической клетки; в чем основные отличия растительной и животной клетки; какие функции выполняют органоиды клеток, чем они отличаются от включений; как протекает процесс деления соматических клеток; каковы основные положения клеточной теории; какая форма жизни называется неклеточной.

Основные понятия: прокариоты; эукариоты; формы бактерий: кокки, бациллы, вибрионы, спириллы; скопления бактерий: диплококки, стрептококки, стафилококки; спорообразование; цитоплазматическая мембрана; цитоплазма; органоиды: эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи, митохондрии, рибосомы, лизосомы, клеточный центр; включения; ядро, ядрышко; ядерный сок, хроматин; кариотип; гомологичные хромосомы; диплоидный набор хромосом; гаплоидный набор хромосом; жизненный цикл клетки; митотический цикл клетки; интерфаза; фазы митоза: профаза, метафаза, анафаза, телофаза; клеточная теория; неклеточные формы жизни: вирусы и бактериофаги; капсид.

ЛР3 "Наблюдение явлений плазмолиза и деплазмолиза в живых клетках"

Контрольная работа №1 «Химическая организация. Строение и функции клеток»



Тема 4. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (4 ч.)

Каковы существенные признаки пластического и энергетического обменов, протекающих в клетках; как взаимосвязаны пластический и энергетический обмены; как протекает процесс фотосинтеза в растительной клетке; каково глобальное значение воздушного питания растений.

Основные понятия: пластический обмен (ассимиляция); биосинтез белка: транскрипция, трансляция; энергетический обмен (диссимиляция); АТФ (аденозинтрифосфорная кислота); этапы энергетического обмена: подготовительный, бескислородное расщепление (гликолиз), кислородное расщепление (дыхание); типы питания: автотрофный (фототрофный, хемотрофный), гетеротрофный; фотосинтез; хемосинтез.


Тема 5. Размножение и индивидуальное развитие организмов (7ч.)

Какие существуют типы размножения; чем бесполое размножение отличается от полового; как образуются половые клетки; как протекает процесс деления половых клеток; Каково значение двойного оплодотворения цветковых растений; какие этапы включает в себя эмбриональное развитие; какие существуют типы постэмбрионального развития; какое значение имеет развитие с превращением.

Основные понятия: бесполое размножение: митотическое деление, спорообразование, почкование, вегетативное размножение (черенками: стеблевыми, листовыми, корневыми; клубнями, усами, корневищами, луковицами, корневыми клубнями); гаметогенез: овогенез, сперматогенез; стадии гаметогенеза: размножение, рост, созревание (мейоз), формирование половых клеток; оплодотворение: наружное, внутреннее; зигота; двойное оплодотворение цветковых растений; эндосперм; этапы эмбрионального развития: дробление, гаструляция, органогенез; бластомеры; стадии развития зародыша: бластула, гаструла, нейрула; зародышевые листки: эктодерма, энтодерма, мезодерма; эмбриональная индукция; типы постэмбрионального развития: прямое, непрямое (с метаморфозом); типы роста: определенный, неопределенный; факторы среды; гомеостаз; стресс; регенерация: физиологическая, репаративная.

ЛР 4"Способы бесполого размножения"

ЛР 5"Наблюдение митоза в клетках корешках лука"

ЛР 6"Строение половых клеток позвоночных

Контрольная работа №2 "Обмен веществ и преобразование энергии в клетке. Размножение и индивидуальное развитие организмов"


Тема 6. Генетика (7 ч.)

Что изучает генетика, основные понятия науки; в чем суть гибридологического метода изучения наследственности; какие законы были открыты Г. Менделем и Т. Морганом; какое значение имеет генетика для народного хозяйства.

Основные понятия: генетика; наследственность; изменчивость; гены: доминантные, рецессивные; аллельные гены; генотип, фенотип; признак; свойство; гибридологический метод изучения наследственности; гибридизация; гибрид; моногибридное скрещивание; гомозиготность, гетерозиготность; закон доминирования; закон расщепления; закон чистоты гамет; скрещивание: дигибридное, полигибридное; закон независимого наследования; анализирующее скрещивание; закон Моргана (сцепленного наследования); группа сцепления; кроссинговер; морганида; взаимодействие генов; клетки: соматические, половые; хромосомы: аутосомы, половые; кариотип; наследование сцепленное с полом; дальтонизм; гемофилия;

изменчивость: ненаследственная (модификационная), наследственная (комбинативная и мутационная); норма реакции; мутагены.

Л/р №7 Решение генетических задач


Л.Р. «Построение вариационного ряда и кривой длины листьев»***


Контрольная работа № 3«Наследственность и изменчивость»





Тема 7. Селекция (3 ч.)

Что такое селекция, каково значение селекции; какими методами пользуются селекционеры; какие результаты достигнуты в области селекции; как можно охарактеризовать современный этап селекции.

Основные понятия: селекция; порода, сорт, штамм; методы селекции: отбор (массовый, индивидуальный), гибридизации (внутривидовая, отдаленная); гетерозис (гибридная сила); искусственный мутагенез; центры происхождения культурных растений; закон гомологических рядов наследственной изменчивости; биотехнология; генная инженерия; клеточная инженерия; воспитание гибридов; метод ментора; отдаленная гибридизация.

ЛР 8"Изучение результатов искусственного отбора на примере сортов капусты"

Контрольная работа №4 "Генетика. Селекция"


Тема 8. Эволюция органического мира (12 ч.)

Как развивались эволюционные представления; в чем суть эволюционной теории Ж.Б. Ламарка; в чем суть эволюционной теории Ч. Дарвина; каковы главные движущие силы эволюции; каковы направления биологической эволюции; что такое вид и каковы его основные критерии; что такое популяция и почему ее считают единицей эволюции; как возникают приспособления организмов в процессе эволюции; почему приспособленности

организмов носят относительный характер.

Основные понятия: креационизм; систематика; система живой природы; эволюционная теория; закон упражнения и неупражнения органов; закон наследования благоприобретенных признаков; предпосылки возникновения дарвинизма; искусственный отбор: методический, бессознательный; естественный отбор; борьба за существование: межвидовая, внутривидовая, борьба с неблагоприятными факторами среды; вид; критерии вида: морфологический, генетический, физиологический, биохимический, экологический и географический; ареал; популяция; изоляция: пространственная, репродуктивная; факторы эволюции: наследственная изменчивость, популяционные волны, изоляция (географическая, экологическая); дрейф генов; естественный отбор: движущий, стабилизирующий; адаптации: морфологические, поведенческие, физиологические; покровительственная окраска: скрывающая, предостерегающая; маскировка; мимикрия; относительный характер приспособленностей; микроэволюция, макроэволюция; биологический прогресс, биологический регресс; направления прогрессивной эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация; специализация; дивергенция; гомологичные органы; конвергенция; аналогичные органы; рудименты; атавизмы; промежуточные формы; филогенетические ряды; биогенетический закон; закон зародышевого сходства; необратимость эволюции.

Л/р № 9. «Описание вида по морфологическому критерию Изучение морф.критерия вида

ЛР 10"Определение ароморфозов и идиодаптаций у растений"


Л/р «Выявление изменчивости у особей одного вида»***

Л/р «Изучение приспособленности организмов к среде обитания»***

Лр.«Выявление приспособленностей организмов»***


Контрольная работа № 5 «Эволюция органического мира»


Тема 9. Возникновение и развитие жизни на Земле (7 ч.)

Каковы современные представления о возникновении жизни на Земле; в чем суть химической эволюции, биологической эволюции; как возникли первые одноклеточные организмы; в каких направлениях шло развитие органического мира; какие этапы выделяют в развитии мира растений и животных; какие крупные ароморфозы происходили в процессе эволюции; как современная антропология представляет историю возникновения предков человека, какие основные этапы эволюции человека выделяют ученые; в чем суть понятия «биосоциальная природа человека».

Основные понятия: химическая эволюция; коацерваты; биологическая эволюция; геохронологическая шкала; эры: архейская эра, протерозойская эра, палеозойская эра; периоды: кембрийский, ордовикский, силурийский, девонский, каменноугольный, пермский; риниофиты; псилофиты; стегоцефалы; котилозавры; антропология; вид Человек разумный, отряд Приматы; приспособления к древесному образу жизни: хватательная конечность, ключицы, круглый плечевой сустав, уплощенная в спинно-брюшном направлении грудная клетка, бинокулярное зрение; австралопитеки; прямохождение; Человек умелый; труд; древнейшие люди (архантропы): синантроп, питекантроп, гейдельбергский человек; древние люди (палеоантропы) – неандертальцы; первые современные люди (неоантропы) – кроманьонцы; расы: европеоидная, монголоидная, негроидная; биосоциальная природа человека.

Л/р «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»***

Контрольная работа № 6 «Возникновение и развитие жизни на Земле»


Тема 10. Основы экологии (13 ч.)

Как характеризуются среды обитания; какие факторы среды называются экологическими, какое влияние оказывают эти факторы на живые организмы; как организмы приспосабливаются к действию различных экологических факторов; какие взаимоотношения складываются между компонентами живой и неживой природы в экосистемах; на какие группы делятся организмы в зависимости от роли в круговороте веществ; какие закономерности функционирования и состава природных экосистем позволяют им поддерживать динамическое равновесие; почему происходит смена экосистем; что отражают экологические пирамиды; что такое биосфера и каковы ее границы; какие функции выполняет живое вещество в биосфере; как исторически складывались взаимоотношения природы и человека, как можно характеризовать их современный этап; какие существуют пути решения экологических проблем.

Основные понятия: экология; экологические факторы: абиотические, биотические и антропогенные; зона оптимума; пределы выносливости; диапазон выносливости; ограничивающий фактор; абиотические факторы среды: температура, свет, влажность; животные теплокровные и холоднокровные; терморегуляция; растения теневыносливые и светолюбивые; фотопериодизм; биотические факторы среды: симбиоз (нахлебничество, квартиранство), антибиоз (хищничество, паразитизм, конкуренция); микориза; гнездовой паразитизм; биоценоз (сообщество): фитоценоз, зооценоз; биотоп; экосистема; биогеоценоз; видовое разнообразие; плотность популяции; средообразующие виды; ярусность; листовая мозаика; продуценты, консументы, редуценты; круговорот веществ и энергии; трофические (пищевые) связи; трофические уровни; цепи питания; сети питания; правило экологической пирамиды; пирамиды: численности, биомассы, энергии; динамическое равновесие; зрелая экосистема, молодая экосистема; смена экосистем; разнообразие экосистем; агроценоз; биологические способы борьбы с вредителями сельского хозяйства; экологические нарушения; геосферы планеты: литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера; вещество биосферы: живое, биогенное, биокосное, косное; функции живого вещества биосферы: энергетическая, газовая, окислительно-восстановительная, концентрационная; палеолит; неолит; ноосфера; природные ресурсы: неисчерпаемые, исчерпаемые (возобновляемые, невозобновляемые); отрицательное влияние человека на животный и растительный мир: прямое, косвенное; кислотные дожди; парниковый эффект; истощение озонового слоя; смог; перерасход воды; загрязнение пресных вод; истощение почвы; эрозия (водная, ветровая); радиоактивное загрязнение; предельно допустимые концентрации (ПДК); очистные сооружения; технологии замкнутого цикла; безотходные и малоотходные технологии; комплексное использование ресурсов; лесонасаждения; заповедники; заказники.

Л/р № 11 «Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания)»

Л/р № 12 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности»

Л/р «Решение экологических задач»***

Л/р «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)»***

Л. р « Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах»***

Контрольная работа №7 "Основы экологии"


Повторение курса. Резерв (5 ч.)

Промежуточная аттестация по всему курсу биологии.

ВПР за курс 9 класса №8

Контрольная работа по линии РОО






Тематическое планирование по курсу 9 класса


Раздел

Модуль воспитательной программы "Школьный урок"

Всего часов

В том числе

Теория

Лабораторные работы, практические работы

Контроль знаний

Глава 1. Многообразие мира живой природы

Уроки мужества

2

1

1ЛР

-

Глава 2. Химическая организация клетки

Урок здорового питания

4

3

1ЛР

-

Глава 3. Строение и функции клеток

День РОССИЙСКОЙ НАУКИ

4

2

1ЛР

1

Глава 4. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке

Всероссийский урок "Экология и энергосбережение" в рамкахВсероссийского фестиваля энергосбережения #ВместеЯрче

4

4

-

-

Глава 5. Размножение и индивидуальное развитие организмов

Проведение видеолекториев с просмотром видеороликов «Мир без наркотиков»

7

3

3ЛР

1

Глава 6. Генетика

День борьбы со СПИДОМ

7

5

1ЛР

1

Глава 7. Селекция

День Толерантности

3

1

1ЛР

1

Глава 8. Эволюция органического мира

Участие в акции «Зелёный РОСТОК»

12

9

2ЛР

1

Глава 9. Возникновение и развитие жизни на Земле

Всемирный День воды

7

6

-

1

Глава 10. Основы экологии

Международный день памятников и исторических мест. Виртуальные экскурсии


13

10

2ЛР


1

Повторение курса

День неизвестного солдата

5

2

-

3

Всего


68

46

12ЛР


10


Количество часов по четвертям


Всего часов:

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть


68

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт









Л.р.-12











Лабораторные работы 9 класс


№пп

Тема

Дата проведения

1

Л/р № 1. "Наблюдение тропизмов и таксисов на живых объектах"


2

Л/р № 2 "Наблюдение денатурации белка"


3

Л/р № 3 "Наблюдение явлений плазмолиза и деплазмолиза в живых клетках"


4

Л/р № 4 "Способы бесполого размножения"


5

Л/р № 5 "Наблюдение митоза в клетках корешках лука"


6

Л/р № 6 "Строение половых клеток позвоночных


7

Л/р № 7 Решение генетических задач


8

Л/р № 8 "Изучение результатов искуственного отбора на примере сортов капусты"


9

Л/р 9 «Описание вида по морфологическому критерию» Изучение морф.критерия вида


10

ЛР10 "Определение ароморфозов и идиодаптаций у растений"


11

Л/р 11«Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания)»


12

Л/р 12 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности»





Контрольные работы 9 класс





Дата проведения

1

Контрольная работа №1 Химическая организация. Строение и функции клеток»


2

Контрольная работа №2 "Обмен веществ и преобразование энергии в клетке. Размножение и индивидуальное развитие организмов"


3

Контрольная работа № 3 "Наследственность и изменчивость"


4

Контрольная работа № 4"Генетика. Селекция"


5

Контрольная работа №5"Эволюция органического мира"


6

Контрольная работа №6 "Возникновение и развитие жизни на Земле"


7

Контрольная работа №7 "Основы экологии"


8

Промежуточная аттестация


9

ВПР за 9класс (резерв)


10

Контрольная работа по линии РОО (резерв)


11

Входное диагностическое тестирование (в рамках проекта "Цифровая школа Оренбуржья")
























Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса


Материально-техническое обеспечение


Используемая литература


Примерная программа, рабочие программы линии «Ракурс»:

Программа курса «Биология». 5-9 классы. Линия «Ракурс» / авт.-сост. Н.И. Романова. – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 64с.


Рабочая программа к учебнику С.Б. Данилова, Н.И. Романовой, А.И. Владимирской. «Биология». 9 класс. Линия «Ракурс» / авт.-сост.: С.Н.Новикова, С.Б. Данилов. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015. – 96 с.


Литература для обучающихся


Учебники линии «Ракурс»:


Биология. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Линия «Ракурс» / С.Б. Данилов, Н.И. Романова, А.И. Владимирская. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016. – 344 с.



Методические пособия линии «Ракурс»:


9 класс

Амахина Ю.В. Методические рекомендации по проведению лабораторных работ к учебнику С.Б. Данилова, Н.И. Романовой, А.И. Владимирской. «Биология» для 9 класса общеобразовательных организаций / Ю.В. Амахина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015. – 48 с.

Амахина Ю.В. Тетрадь для лабораторных работ к учебнику С.Б. Данилова, Н.И. Романовой, А.И. Владимирской. «Биология» для 9 класса общеобразовательных организаций / Ю.В. Амахина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015. – 64 с.


Дополнительная литература:

1. Абдулгамидов Ч.А. Биология. Человек. 8 кл.: Сборник заданий для тематического контроля знаний учащихся: Учебно-методическое пособие / Ч.А. Абдулгамидов, Н.И. Сонин. – М.: «Классикс Стиль», 2003.

2. Белов И.Г., Корчагина В.А. Уроки ботаники в 5-6 классах. – М.: Просвещение, 1974.

3. Биологический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1989.

4. Биологические экскурсии: кн. для учителя / И.В. Измайлов, В.Е. Михлин, Л.С. Шубкина – М.: Просвещение, 1989. – 224 с.

5. Биология в таблицах и схемах. - 2-е изд. – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2004. – 128 с.

6. Биология в школе: ежемесячный научно-методических журналов ВАК.

7. Биология. Дидактические карточки: 6 класс. - М: Владос, 2001.

8. Бобров Р. Беседы о лесе. – М.: Молодая гвардия, 1982. – 240 с.

9. Верзилин Н.М. Как преподавать ботанику: краткое методическое пособие. – 2-е изд., исправ. и допол. – М: Академия педагогических наук РСФСР, 1953. – 360 с.

10. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. – М.: Просвещение, 2000. – 352 с.

11. В мире науки: ежемесячный научно-информационный журнал.

12. Гадасина А. Д. Плоды запретов. Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 80 с.

13. Горелов А. А. Экология: Учеб. пособие для вузов. – М.: Юрайт-М, 2002. – 312 с.

14. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. - М.: Народное образование, 2004. - 240 с.

15. Демьяненков Е.Н. Биология в вопросах и ответах. – М.: Просвещение, 1996.

16. Журкова Е.А, Ильина Е.Я. Комнатные растения. – М.: Просвещение, 1968.

17. Иорданский Н. Н. Основы теории эволюции: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1979. – 190 с.

18. Классная биология в вашей школе: 5-8 классы: учебное пособие / авт.-сост. Н.А. Бравая. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.

19. Клинковская Н.И., Пасечник В.В. Комнатные растения в школе. – М.: Просвещение, 1986.

20. Кондаков А. М. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011. –342 с.

21. Кондаков А. М. Фундаментальное ядро содержания общего образования. - М.: 2011. – 50 с.

22. Конюшко В.С. Как подготовить урок биологии. – Минск: Народная Асвета, 1987.

23. Ксенофонтова ______________В.В., Машанова О.Г., Евстафьев В.В. Ботаника: Учебно-методическое пособие. – М.: Московский лицей, 1995.

24. Кузнецова В.И. Уроки ботаники. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985. – 173 с.

25. Кузнецова В.И. Уроки биологии: 6-7 кл.: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Кн. для учителя. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение,1991.

26. Кузнецова Л.В. Основы социальной психологии / Л.В. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под. ред. Л.В. Кузнецова. - М., 2002. - С.74.

27. Лисицын Ю. П., Копыт Н. Я. Алкоголизм: Социально-гигиенические аспекты. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1983. – 264 с.

28. Мамонтов С.Г. Основы биологии: книга для самообразования / С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Т.А. Козлова. - М.: Просвещение, 1992.

29. Маханова Г. С. Фитоценология с основами геоботаники: Методическое пособие / Г.С. Маханова. – Оренбунг: ОГПУ, 2004. – 35 с.

30. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни / Б.М. Медников. - М.: Просвещение, 1994.

31. Методическое пособие по биологии для поступающих в вузы (ответы на вопросы экзаменационной программы). – Часть I, II, III, IV/ Авт.-сост.Кленова А. В. – Волгоград, 1997.

32. Никишов А.И., Косорукова Л.А. Дидактический материал по ботанике. – М.: «РАУБ» «ТОПИКАЛ», 1994.

33. Николаев Л. А. Химия жизни. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1973. – 22 с.

34. Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. – М.: Дрофа, 2006.

35. Нога Г.С. Опыты и наблюдения над растениями. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980.

36. Одум Ю. Экология. - Т. 1 - 2. / Ю. Одум. - М.: Мир, 1986.

37. Папорков М.А., Клинковская Н.И., Миланова Е.С. Учебно-опытные работа на пришкольном участке. – М.: Просвещение, 1980.

38. Петерман И., Чирнер В. Интересна ли ботаника? – М.: Мир, 1979.

39. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. – М.: Просвещение,1991.

40. Поличка Н.П. Организационно-педагогические основы проектирования процесса обучения в условиях действия государственного образовательного стандарта общего среднего образования / Автореферат дис. доктора пед. наук. - М., 2000. – 37 с.

41. Пономарева И.Н. Методика обучения биологии: учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования / И.Н. Пономарева, О.Г. Роговая,В.П. Соломин; под ред. И.Н. Пономаревой. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 368 с.

42. Природа: ежемесячный естественно-научный иллюстрированный журнал Российской академии наук.

43. Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 432 с.

44. Симоненко В.Д. Современные педагогические технологии: учебное пособие / В.Д. Симоненко, Н.В. Фомин. - Брянск: БГПУ, 2001. - С. 394.

45. Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии: 6-8 кл.: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 1997.

46. Тарасов А.И. Эколого-ботанические экскурсии в природу. – Сургут: Северный дом, 1995. – 88 с.

47. Трайтак Д.И. Кабинет биологии. – М.: Просвещение, 1976. – 92 с.

48. Трайтак Д.И., Трайтак И.Д. Сборник задач и упражнений по биологии растений, бактерий, грибов и лишайников: Пособие для учащихся 6-7 классов общеобр. учрежд. – М.: Мнемозина, 1998. – 160 с.

49. Тяглова Е.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии: метод. пособие. – М.: Глобус, 2008. – 255 с.

50. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М., 2013. - С. 7.

51. Флинт Р. Биология в цифрах / Р. Флинт. - М.: Мир, 1992.

52. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. – 159 с.

53. Шавалин А.Г. Практические работы по ботанике с раздаточным и демонстрационным материалом, 5 класс. – Минск: Нар. Асвета, 1969. – 120с.

54. Шепелева В.И. Организация экскурсий в природу / Принципы организации внеклассной работы. – М.: Высшая школа, 2002. – 177 с.

55. Щербакова Ю.В., Козлова И.С. Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях. 6-9 классы. – М.: Глобус, 2008.

56. Экскурсии в природу: пособие для учителя / Т. Б. Державина. - М.: Мнемозина, 2010.

57. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь, 2000. - 112 с.

58. Яковлев Г.П., Аверьянов Л.В. Ботаника для учителя. Ч.І, ІІ. – М.: Просвещение, 1997.

59. Якушкина Е.А. Биология. 5-9 классы: проектная деятельность учащихся. – Волгоград: Учитель, 2009. – 186 с.


Интернет-ресурсы


1. Атлас дневных бабочек Центральной России / http://www.batt-ist.ru

2. Атлас рыб / http://www.aquaria.ru

3. Биология: журнал / http://www.bio.1september.ru

4. Виртуальная образовательная лаборатория / http://www.virtulab.net

5. Все о бобрах. Исследования, литература, фотографии, видеоролики, рисунки, и другая познавательная информация / http://www.bober.ru

6. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов / http://school-collection.edu.ru

7. Животные России. Электронный справочник / http://slovari.bibliofond.ru

8. Занимательно о ботанике. Жизнь растений / http://www.plant.geoman.ru

9. Изучаем биологию / http://learnbiology.narod.ru

10. Информационный портал Всероссийской олимпиады школьников / http://www.rosolymp.ru

11. Концепция современного естествознания: электронное учебное пособие / http://nrc.edu.ru

12. Медицинская энциклопедия. Анатомический атлас / http://med.claw.ru

13. Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области / http://www.priroda.samregion.ru

14. Мир насекомых и рептилий / http://www.insect.narod.ru

15. Насекомые / http://www.bugdreams.com

16. Незнайка. Подготовка к ОГЭ / http://www.neznaika.pro

17. Образовательный стандарт / http://standart.edu.ru

18. Опорно-двигательная система человека: образовательный сайт / http://www.skeletos.zharko.ru

19. Портал о растениях и животных / http://www.floranimal.ru

20. Редкие и исчезающие животные России. Различные классификации редких и исчезающих. Голоса животных. Фотографии. Коллекция ссылок /

http://nature.ok.ru

21. Сеть творческих учителей / http://www.it-n.ru

22. Совершенная жизнь: энциклопедия удивительных фактов о животном мире / http://www.school.edu.ru

23. Цифровые образовательные ресурсы Единой Коллекции / http://www.school-collection.iv-edu.ru

24. Федеральный институт педагогических измерений / http://www.fipi.ru

Приложение 1


Каменносарминский филиал

Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения

«Красногвардейская средняя общеобразовательная школа имени Героя Российской Федерации Марченко Антона Александровича»



«Утверждаю»

Зам. директора по УВР

_______М.Н. Гильваншина

«__» __________2021г.





Календарно-тематический план

на 2021/2022 учебный год

Предмет Биология

Класс 9

Учитель Фасахова Анна Владимировна

Количество часов по учебному плану - 68

Количество часов в неделю - 2

Проверочных работ - 10

УМК: Биология. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Линия «Ракурс» / С.Б. Данилов, Н.И. Романова, А.И. Владимирская. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016. – 344 с.




Рассмотрен на заседании ШМО Протокол № 1 от 30.08.2021г



Руководитель методического объединения _________......



Календарно-тематическое планирование

по биологии 9 класс, 68 часов

Тема урока

Кол-во

часов

Дата проведения

Домашнее задание

По плану

Фактически



Глава 1. Многообразие мира живой природы (2 ч)

2 ч




1

Биология как наука

1

01.09


Стр 3,6 термины

2

Уровни организации живой материи. Свойства и признаки живых систем. Обобщение

ЛР1 "Наблюдение тропизмов и таксисов на живых объектах"

1

03.09


П1-2, стр 9 вопросы


Глава 2.Химическая организация клетки

4 ч




3

Неорганические и органические вещества клетки.

1

08.09


П3-4, стр 18 вопросы

4

Углеводы и липиды в жизнедеятельности клетки

1

10.09


П.5,стр 30 вопросы

5

Строение и функции белков клетки

ЛР2 "Наблюдение денатурации белка"

1

15.09


П4

6

Нуклеиновые кислоты, АТФ клетки. Обобщение

1

17.09


П5


Глава 3. Строение и функции клеток




7

Методы цитологии. Клеточная теория строения организмов. Строение клетки. Ядро. Деление

1

22.09


Записи в тетради,п10

8

Входное диагностическое тестирование (в рамках проекта "Цифровая школа Оренбуржья")

1

24.09


П.8-9 вопросы

9

Сходства и различия в строении клеток прокариот и эукариот. Вирусы и бактериофаги

ЛР3 "Наблюдение явлений плазмолиза и деплазмолиза в живых клетках"

1

29.09


П6-7,п11

10

Контрольная работа №1 Химическая организация. Строение и функции клеток»

1

01.10


Повт гл 2-3


Глава 4. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке

4 ч




11

Пластический обмен (ассимиляция) и энергетический обмен (диссимиляция). Метаболизм    

1

06.10


П12-13,вопросы

12

Синтез белков в клетках. Генетический код  

1

08.10


П12 записи

13

Особенности пластического обмена растительной клетки. Фотосинтез.

1

13.10


П14,вопросы

14

Типы питания. Хемосинтез. Обобщение

1

15.10


П.14,Записи в тетради


Глава 5. Размножение и индивидуальное развитие организмов

7 ч




15

Типы размножения. Бесполое и половое размножение

ЛР4 "Способы бесполого размножения"

1

20.10


Стр 76,термины,

сообщение о К.М.Бэре

16

Бесполое размножение. Жизненный цикл клетки. Митоз. Деление клетки

ЛР5 "Наблюдение митоза в клетках корешках лука"

1

22.10


П15

17

Половое размножение. Образование половых клеток. Мейоз.

ЛР6 "Строение половых клеток позвоночных

1

27.10


П16 термины, стр 87 вопросы

18

Контрольная работа №2 "Обмен веществ и преобразование энергии в клетке. Размножение и индивидуальное развитие организмов"

1

29.10


П17-18 вопросы

Осенние каникулы 30.10-07.11

19

Оплодотворение. Онтогенез. Эмбриональное развитие.

1

10.11


П18 вопросы

20

Онтогенез. Постэмбриональное развитие.

1

12.11


П19,вопросы

21

Развитие организмов и окружающая среда.

1

17.11


Повт гл4-5


Глава 6. Генетика

7 ч




22

Основные понятия генетики. Гибридологический метод изучения наследственности. Генетика как наука.

1

19.11


П20 вопросы с113,термины

23

Законы Менделя. Моногибридное и дигибридное скрещивание

1

24.11


П21-22,термины задача в тетради

24

Сцепленное наследование генов. Взаимодействие генов

1

26.11


П23,задача

25

Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом


1

01.12


задача

26

Изменчивость. Фенотипическая изменчивость.


1

03.12


П25 термины задача

27

Л/р7 Решение генетических задач

1

08.12


П25,термины,гл6

28

Контрольная работа № 3 "Наследственность и изменчивость"

1

10.12


Повт гл6


Глава 7. Селекция




29

Методы селекции животных, растений и микроорганизмов. Генетические основы селекции организмов. Основные направления селекции ЛР8"Изучение результатов искусственного отбора на примере сортов капусты"

1

15.12


П26,28-29термины

30

Центры происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости Н.И.Вавилова.

1

17.12


П27

31

Контрольная работа № 4"Генетика. Селекция"

1

22.12


Повт гл7


Глава 8. Эволюция органического мира

12ч




32

Развитие биологии в додарвиновский период.Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка.

Предпосылки возникновения дарвинизма Основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина

1

24.12


П30-32 вопросы,записи

33

Вид. Критерии и структура вида.

Л/р9 «Описание вида по морфологическому критерию»Изучение морф.критерия вида

1

29.12


П.35,стр 189 вопросы

Зимние каникулы 30.12-09.01

34

Факторы эволюции. Изменчивость и наследственность организмов.

1

12.01


П36 термины

35

Учение Ч.Дарвина об искусственном и естественном отборе. Формы отбора.

1

14.01


П33-34,записи,термины

36

Формы естественного отбора.

1

19.01


П37 термины записи

37

. Формы естественного отбора.

1

21.01


Записи в тетради

38

Видообразование. Изолирующие механизмы

1

26.01


Записи в тетради

39

Результаты эволюции: приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора.


1

28.01


П38 термины вопросы

40

ЛР10 "Определение ароморфозов и идиодаптаций у растений"

1

02.02



41

Главные направления эволюции органического мира. Макроэволюция (ароморфоз,идиодаптация, дегенерация).Микроэволюция

1

04.02


П39 записи термины

42

Доказательства эволюции органического мира

1

09.02


П40 записи термины гл8

43

Контрольная работа №5"Эволюция органического мира"

1

11.02


Повт гл8


Глава 9. Возникновение и развитие жизни на Земле




44

Современные представления о возникновении жизни на Земле. Современная теория возникновения жизни на Земле.Фотосинтез

1

16.02


П41 термины вопросы

45

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры

1

18.02


П42 таблица

46

Развитие жизни в палеозойскую, мезозойскую и кайнозойскую эры

1

25.02


П43-44 таблица

47

Положение человека в системе животного мира

1

2.03


П45 систематика человека

48

Эволюция приматов. Доказательства эволюционного происхождения человека.

1

4.03


П46

49

Стадии эволюции человека. Биосоциальная сущность вида Человек разумный Человеческие расы, их родство и происхождение

1

9.03


П47,стр 260 вопросы гл9

50

Контрольная работа №6 "Возникновение и развитие жизни на Земле"

1

11.03


Повт гл9


Глава 10. Основы экологии (13 ч)

13 ч




51

Что изучает экология?

1

16.03


С262 сообщение

52

Приспособленность организмов к влиянию факторов среды

1

18.03


Записи в тетради


53

Экологические факторы воздействия на организмы

1

23.03


п48,термины

Весенние каникулы 24.03-2.04

54

Абиотические факторы среды

1

6.04


П49

55

Биотические факторы среды

1

8.04


П50прр

56

Биотические факторы среды

1

13.04


П50 термины

57

Структура экосистем. Биоценоз. Экскурсия №1


15.04


П51 термины

58

Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах. Экологические пирамиды

Л/р 11«Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания)»

1

20.04


П52 термины вопросы

59

Устойчивость и смена экосистем. Экологическая сукцессия

1

22.04


П53 термины

60

Биосфера. Структура и функции биосферы.

1

27.04


П55 термины

61

Роль живых организмов в биосфере. История взаимоотношений человека с природой. Рациональное использование природы и ее охрана.

1

29.04


56-57 термины

62

Агроценозы. Влияние человека на экосистемы. Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. Охрана природы и рациональное природопользование.

Л/р12 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности»

1

11.05


П.58-59, Повт гл10

П54

63

Контрольная работа №7 "Основы экологии"

1

13.05


Повт 1-10 главы


Повторение. Резерв




64

Годовая промежуточная аттестация

1

18.05


Повт 1-10 главы

65

Коррекция знаний по контрольной работе

1

20.05


Повт 1-10 главы

66

ВПР за 9класс №

1

25.05


Повт курс 8кл

67

Контрольная работа по линии РОО (14.02.19.02)

1



повторение

68

Коррекция знаний по контрольной работе

1



повторение

































Приложение 2


Используемые технологии обучения.

Формы организации образовательного процесса


Содержание курса строится на основе деятельностного подхода. Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, использование развивающих, исследовательских, личностно-ориентированных, проектных и групповых педагогических технологий, проведение экскурсий, применение методов: словестных (рассказ, беседа, объяснение, дискуссия, работа с учебником, биологической энциклопедией, словарем, научной статьей с журнала, публичное представление результатов исследований, их аргументированное обоснование), наглядных (фенологическое наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентация), практических (устные и письменные задания, лабораторно-практические работы). В рамках уроков биологии используются различные формы работы: коллективная, фронтальная, групповая, парная и индивидуальная (в том числе дифференцированная по трудности и по видам техники).


Формы и средства контроля


Аттестация обучающихся, проводимая в системе, позволяет, наряду с формирующим контролем предметных знаний, проводить мониторинг универсальных и предметных учебных действий.


Рабочая программа предусматривает следующие формы аттестации обучающихся:


1. Промежуточная (формирующая) аттестация:

 самостоятельные работы по карточкам, понятийные диктанты (индивидуальные) (до 10 минут);

 лабораторно-практические работы (от 20 до 40 минут);

 фронтальные опыты (до 10 минут);

 опрос (до 10 минут);

 тестирование (остаточные знания по теме, усвоение текущего учебного материала, сопутствующее повторение) (индивидуальное) – 5 …15

минут;

 защита текущих творческих работ, мини-проектов, презентация сообщений, докладов (групповых, индивидуальных по выбору).

2. Итоговая аттестация:

 контрольные работы с разными типами заданий по разделам (40 минут);


Приложение 3


Критерии и нормы оценки знаний обучающихся


Оценка устного ответа

Отметка «5»:

- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

- материал изложен в определенной логической последовательности;

- ответ самостоятельный.

Отметка «4»:

- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»:

- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2»:

- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся

не может исправить при наводящих вопросах учителя или отсутствие ответа.


Оценка экспериментальных умений (лабораторные и практические задания)

Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.

Отметка «5»:

- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

- проявлены организационно-трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4»:

- работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Отметка «3»:

- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2»:

- допущены более двух существенных ошибок в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работа, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;

- работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.


Оценка умений решать расчетные задачи

Отметка «5»:

- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;

Отметка «4»:

- в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»:

- имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении;

- отсутствие ответа на задание.


Оценка письменных контрольных работ

Отметка «5»:

- задания выполнены полностью и правильно, возможно несущественная ошибка.

Отметка «4»:

- задания выполнены не полностью или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

Отметка «2»:

- работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок;

- работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования орфографического режима.


Оценка тестовых работ

Отметка «5» ставится при выполнении 90%-100%

Отметка «4» ставится при выполнении 76%-89%

Отметка «3» ставится при выполнении 50-75%

Отметка «2» ставится при выполнении 0-49%


Оценка сообщения, реферата

Оценивается по следующим критериям:

- соблюдение требований к его оформлению;

- необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;

- умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в работе;

- способность обучающегося понять суть задаваемых учителем вопросов и сформулировать точные ответы на них.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!