Каменносарминский филиал
Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения
«Красногвардейская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Российской Федерации Марченко Антона Александровича»
Бузулукского района Оренбургской области
«РАССМОТРЕНО» на заседании ШМО учителей- предметников Протокол №____ от «____»______2021г | «РАССМОТРЕНО» на заседании педагогического совета. Протокол №_______ от «___»_____2021 г. | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора школы по УВР _____ М.Н.Гильваншина «___»________ 2021 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МОБУ «Красногвардейская СОШ имени Марченко А.А.» ___ О.В. Пачина «__» _________ 2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«БИОЛОГИЯ»
9 класс
Составитель:
учитель биологии первой категории
Фасахова Анна Владимировна
Составлена в соответствии с примерной программой «Биология», основной образовательной программой школы, ФГОС основного общего образования
с.Каменная Сарма
2022-2023 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
| |
Планируемые образовательные результаты ……………………...........3 | |
| |
Содержание учебного предмета ………………………………………5 | |
Учебно-тематический план ……………….. …………………………...10 | |
| |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса …....12 Приложение………………...…………………………………………... 30 | |
| |
| |
Планируемые образовательные результаты 9 класс
Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- реализация установок здорового образа жизни;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
- приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
- различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, лупы, микроскопы и др.).
4. В сфере физической деятельности:
- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса
Учащиеся должны знать:
- Принципы современной классификации живых организмов, уровневую организацию живой материи;
- Признаки живых организмов: особенности химического состава, клеточное строение, обмен веществ и превращения энергии, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, эволюцию и связь со средой;
- Химический состав клеток, значение веществ, входящих в их состав;
- Существенные признаки строения и жизнедеятельности клетки, основные положения клеточной теории;
- Особенности основных процессов жизнедеятельности организмов;
- Критерии вида и популяции как основной единицы эволюции;
- Движущие силы, главные направления и результаты эволюции;
- Современные представления о возникновении жизни на Земле, основные этапы исторического развития органического мира;
- Структуру и взаимосвязи в природных экосистемах, различия естественных и искусственных экосистем;
- Распространение и роль живого вещества в биосфере;
- О взаимном влиянии факторов среды и человека, роль человека в биосфере;
- Современное состояние окружающей среды, способы сохранения динамического равновесия в экосистемах планеты;
- Значение современных биологических наук для народного хозяйства страны.
Учащиеся должны уметь:
- Работать с различными типами справочных изданий, готовить сообщения и презентации, создавать коллекции;
- Проводить наблюдения за состоянием здоровья, делать выводы по результатам наблюдения;
- Составлять план исследований, участвовать в проектной деятельности;
- Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки, типы тканей;
- Различать на таблицах и моделях органы и системы органов, называть их функции;
- Выделять отличительные признаки живых систем;
- Сравнивать химический состав организмов и тел неживой природы, делать выводы на основе сравнения;
- Выделять существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности клетки, выявлять взаимосвязи между строением и функциями клеток;
- Выделять существенные признаки процессов обмена веществ, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ в клетке и в организме;
- Выделять существенные признаки процессов роста, развития и размножения; объяснять механизмы наследственности и изменчивости;
- Выделять существенные признаки вида, объяснять формирование приспособленности организмов к среде обитания и причины многообразия видов;
- Выделять существенные признаки экосистемы, процессов круговорота веществ и превращений энергии в экосистемах, объяснять значение
биологического разнообразия;
- Выявлять типы взаимодействия разных видов в природе;
- Приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил поведения в природе;
- Аргументировать свою точку зрения на обсуждение вопросов, касающихся глобальных экологических проблем.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
БИОЛОГИЯ. 9 класс (68 ч.)
Курс биологии 9 класса знакомит учащихся с основами общей биологии, основными биологическими закономерностями и опирается на знания учащихся, полученные на уроках биологии в предыдущие годы, углубляя, расширяя и систематизируя их.
Цели и задачи курса:
- познакомить учащихся с основами общей биологии;
- систематизировать знания учащихся о мире живой природы;
- сформировать представление об общих биологических закономерностях;
- продолжить формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного
исследования;
- развивать у учащихся устойчивый интерес к естественнонаучным знаниям;
- продолжить формирование основ экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.
Материал курса разделён на десять глав.
Первая глава «Многообразие мира живой природы» формирует у учащихся представление об уровнях организации живой материи, расширяет и
углубляет их знания о свойствах живых организмов.
Во второй главе дается характеристика химической организации клетки, рассматриваются химические элементы, входящие в состав клеток и вещества, которые из них образуются.
Третья глава «Строение и функции клеток» посвящена изучению строения и функционирования клеток как самостоятельных биологических систем. Приводятся положения клеточной теории.
Четвертая глава «Обмен веществ и преобразование энергии в клетке» знакомит учащихся с пластическим и энергетическим обменом, протекающих в клетках. Особое внимание уделяется взаимосвязанности и взаимозависимости этих процессов. Отдельно рассматривается фотосинтез как особый пластический обмен растительной клетки.
В пятой главе дана подробная характеристика процессов полового и бесполого размножения, а также этапов развития организмов.
В шестой главе учащиеся знакомятся с основными понятиями генетики и генетическими законами.
Седьмая глава посвящена изучению методов и результатов селекции. Особое внимание уделяется значению селекционной работы.
Восьмая глава «Эволюция органического мира» знакомит учащихся с историей развития эволюционных представлений, эволюционными теориями Ж.Б. Ламарка и Ч. Дарвина. Формируется представление о движущих силах и направлениях эволюции. Приводятся доказательства эволюции органического мира.
В девятой главе «Возникновение и развитие жизни на Земле» рассматриваются современные представления о возникновении жизни на нашей планете. Учащиеся знакомятся с этапами эволюционных преобразований в растительном и животном мире, изучая крупные геологические периоды.
Десятая глава знакомит учащихся с основами экологии. Систематизируются знания учащихся об экологических факторах, экосистемах и их структуре, причинах устойчивости природных сообществ. Углубляются и расширяются знания о биосфере, ее границах и функциях живого вещества в биосфере. Особое внимание уделяется отличиям естественных природных экосистем от агроценозов и взаимоотношениям человека с природой.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 9 класса (68 ч., 2 ч. в неделю)
Тема 1. Многообразие мира живой природы (2 ч.)
Какие уровни организации живой материи известны; что можно считать биологической системой; какие свойства присущи живым (биологическим) системам.
Основные понятия: уровни организации живой материи: молекулярный, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный; биологическая система; свойства живых систем: обмен веществ, самовоспроизведение, наследственность, изменчивость, рост и развитие, раздражимость, дискретность, ритмичность, энергозависимость.
ЛР 1"Наблюдение тропизмов и таксисов на живых объектах"
Тема 2. Химическая организация клетки (4 ч.)
Какие химические элементы входят в состав клеток, как их классифицируют; Какие вещества входят в состав клеток, каково их строение и значение.
Основные понятия: неорганические вещества: вода, минеральные соли; органические вещества: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты; буферность; полимер, мономер; аминокислота; денатурация, ренатурация; структуры белка: первичная, вторичная, третичная (глобула), четвертичная; функции белка: строительная, каталитическая, двигательная, транспортная, защитная, энергетическая; углеводы: моносахариды, олигосахариды, полисахариды; липиды; нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК); комплементарность.
ЛР 2"Наблюдение денатурации белка"
Тема 3. Строение и функции клеток (4 ч.)
Каково строение прокариотической и эукариотической клетки; в чем основные отличия растительной и животной клетки; какие функции выполняют органоиды клеток, чем они отличаются от включений; как протекает процесс деления соматических клеток; каковы основные положения клеточной теории; какая форма жизни называется неклеточной.
Основные понятия: прокариоты; эукариоты; формы бактерий: кокки, бациллы, вибрионы, спириллы; скопления бактерий: диплококки, стрептококки, стафилококки; спорообразование; цитоплазматическая мембрана; цитоплазма; органоиды: эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи, митохондрии, рибосомы, лизосомы, клеточный центр; включения; ядро, ядрышко; ядерный сок, хроматин; кариотип; гомологичные хромосомы; диплоидный набор хромосом; гаплоидный набор хромосом; жизненный цикл клетки; митотический цикл клетки; интерфаза; фазы митоза: профаза, метафаза, анафаза, телофаза; клеточная теория; неклеточные формы жизни: вирусы и бактериофаги; капсид.
ЛР3 "Наблюдение явлений плазмолиза и деплазмолиза в живых клетках"
Контрольная работа №1 «Химическая организация. Строение и функции клеток»
Тема 4. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (4 ч.)
Каковы существенные признаки пластического и энергетического обменов, протекающих в клетках; как взаимосвязаны пластический и энергетический обмены; как протекает процесс фотосинтеза в растительной клетке; каково глобальное значение воздушного питания растений.
Основные понятия: пластический обмен (ассимиляция); биосинтез белка: транскрипция, трансляция; энергетический обмен (диссимиляция); АТФ (аденозинтрифосфорная кислота); этапы энергетического обмена: подготовительный, бескислородное расщепление (гликолиз), кислородное расщепление (дыхание); типы питания: автотрофный (фототрофный, хемотрофный), гетеротрофный; фотосинтез; хемосинтез.
Тема 5. Размножение и индивидуальное развитие организмов (7ч.)
Какие существуют типы размножения; чем бесполое размножение отличается от полового; как образуются половые клетки; как протекает процесс деления половых клеток; Каково значение двойного оплодотворения цветковых растений; какие этапы включает в себя эмбриональное развитие; какие существуют типы постэмбрионального развития; какое значение имеет развитие с превращением.
Основные понятия: бесполое размножение: митотическое деление, спорообразование, почкование, вегетативное размножение (черенками: стеблевыми, листовыми, корневыми; клубнями, усами, корневищами, луковицами, корневыми клубнями); гаметогенез: овогенез, сперматогенез; стадии гаметогенеза: размножение, рост, созревание (мейоз), формирование половых клеток; оплодотворение: наружное, внутреннее; зигота; двойное оплодотворение цветковых растений; эндосперм; этапы эмбрионального развития: дробление, гаструляция, органогенез; бластомеры; стадии развития зародыша: бластула, гаструла, нейрула; зародышевые листки: эктодерма, энтодерма, мезодерма; эмбриональная индукция; типы постэмбрионального развития: прямое, непрямое (с метаморфозом); типы роста: определенный, неопределенный; факторы среды; гомеостаз; стресс; регенерация: физиологическая, репаративная.
ЛР 4"Способы бесполого размножения"
ЛР 5"Наблюдение митоза в клетках корешках лука"
ЛР 6"Строение половых клеток позвоночных
Контрольная работа №2 "Обмен веществ и преобразование энергии в клетке. Размножение и индивидуальное развитие организмов"
Тема 6. Генетика (7 ч.)
Что изучает генетика, основные понятия науки; в чем суть гибридологического метода изучения наследственности; какие законы были открыты Г. Менделем и Т. Морганом; какое значение имеет генетика для народного хозяйства.
Основные понятия: генетика; наследственность; изменчивость; гены: доминантные, рецессивные; аллельные гены; генотип, фенотип; признак; свойство; гибридологический метод изучения наследственности; гибридизация; гибрид; моногибридное скрещивание; гомозиготность, гетерозиготность; закон доминирования; закон расщепления; закон чистоты гамет; скрещивание: дигибридное, полигибридное; закон независимого наследования; анализирующее скрещивание; закон Моргана (сцепленного наследования); группа сцепления; кроссинговер; морганида; взаимодействие генов; клетки: соматические, половые; хромосомы: аутосомы, половые; кариотип; наследование сцепленное с полом; дальтонизм; гемофилия;
изменчивость: ненаследственная (модификационная), наследственная (комбинативная и мутационная); норма реакции; мутагены.
Л/р №7 Решение генетических задач
Л.Р. «Построение вариационного ряда и кривой длины листьев»***
Контрольная работа № 3«Наследственность и изменчивость»
Тема 7. Селекция (3 ч.)
Что такое селекция, каково значение селекции; какими методами пользуются селекционеры; какие результаты достигнуты в области селекции; как можно охарактеризовать современный этап селекции.
Основные понятия: селекция; порода, сорт, штамм; методы селекции: отбор (массовый, индивидуальный), гибридизации (внутривидовая, отдаленная); гетерозис (гибридная сила); искусственный мутагенез; центры происхождения культурных растений; закон гомологических рядов наследственной изменчивости; биотехнология; генная инженерия; клеточная инженерия; воспитание гибридов; метод ментора; отдаленная гибридизация.
ЛР 8"Изучение результатов искусственного отбора на примере сортов капусты"
Контрольная работа №4 "Генетика. Селекция"
Тема 8. Эволюция органического мира (12 ч.)
Как развивались эволюционные представления; в чем суть эволюционной теории Ж.Б. Ламарка; в чем суть эволюционной теории Ч. Дарвина; каковы главные движущие силы эволюции; каковы направления биологической эволюции; что такое вид и каковы его основные критерии; что такое популяция и почему ее считают единицей эволюции; как возникают приспособления организмов в процессе эволюции; почему приспособленности
организмов носят относительный характер.
Основные понятия: креационизм; систематика; система живой природы; эволюционная теория; закон упражнения и неупражнения органов; закон наследования благоприобретенных признаков; предпосылки возникновения дарвинизма; искусственный отбор: методический, бессознательный; естественный отбор; борьба за существование: межвидовая, внутривидовая, борьба с неблагоприятными факторами среды; вид; критерии вида: морфологический, генетический, физиологический, биохимический, экологический и географический; ареал; популяция; изоляция: пространственная, репродуктивная; факторы эволюции: наследственная изменчивость, популяционные волны, изоляция (географическая, экологическая); дрейф генов; естественный отбор: движущий, стабилизирующий; адаптации: морфологические, поведенческие, физиологические; покровительственная окраска: скрывающая, предостерегающая; маскировка; мимикрия; относительный характер приспособленностей; микроэволюция, макроэволюция; биологический прогресс, биологический регресс; направления прогрессивной эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация; специализация; дивергенция; гомологичные органы; конвергенция; аналогичные органы; рудименты; атавизмы; промежуточные формы; филогенетические ряды; биогенетический закон; закон зародышевого сходства; необратимость эволюции.
Л/р № 9. «Описание вида по морфологическому критерию Изучение морф.критерия вида
ЛР 10"Определение ароморфозов и идиодаптаций у растений"
Л/р «Выявление изменчивости у особей одного вида»***
Л/р «Изучение приспособленности организмов к среде обитания»***
Лр.«Выявление приспособленностей организмов»***
Контрольная работа № 5 «Эволюция органического мира»
Тема 9. Возникновение и развитие жизни на Земле (7 ч.)
Каковы современные представления о возникновении жизни на Земле; в чем суть химической эволюции, биологической эволюции; как возникли первые одноклеточные организмы; в каких направлениях шло развитие органического мира; какие этапы выделяют в развитии мира растений и животных; какие крупные ароморфозы происходили в процессе эволюции; как современная антропология представляет историю возникновения предков человека, какие основные этапы эволюции человека выделяют ученые; в чем суть понятия «биосоциальная природа человека».
Основные понятия: химическая эволюция; коацерваты; биологическая эволюция; геохронологическая шкала; эры: архейская эра, протерозойская эра, палеозойская эра; периоды: кембрийский, ордовикский, силурийский, девонский, каменноугольный, пермский; риниофиты; псилофиты; стегоцефалы; котилозавры; антропология; вид Человек разумный, отряд Приматы; приспособления к древесному образу жизни: хватательная конечность, ключицы, круглый плечевой сустав, уплощенная в спинно-брюшном направлении грудная клетка, бинокулярное зрение; австралопитеки; прямохождение; Человек умелый; труд; древнейшие люди (архантропы): синантроп, питекантроп, гейдельбергский человек; древние люди (палеоантропы) – неандертальцы; первые современные люди (неоантропы) – кроманьонцы; расы: европеоидная, монголоидная, негроидная; биосоциальная природа человека.
Л/р «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»***
Контрольная работа № 6 «Возникновение и развитие жизни на Земле»
Тема 10. Основы экологии (13 ч.)
Как характеризуются среды обитания; какие факторы среды называются экологическими, какое влияние оказывают эти факторы на живые организмы; как организмы приспосабливаются к действию различных экологических факторов; какие взаимоотношения складываются между компонентами живой и неживой природы в экосистемах; на какие группы делятся организмы в зависимости от роли в круговороте веществ; какие закономерности функционирования и состава природных экосистем позволяют им поддерживать динамическое равновесие; почему происходит смена экосистем; что отражают экологические пирамиды; что такое биосфера и каковы ее границы; какие функции выполняет живое вещество в биосфере; как исторически складывались взаимоотношения природы и человека, как можно характеризовать их современный этап; какие существуют пути решения экологических проблем.
Основные понятия: экология; экологические факторы: абиотические, биотические и антропогенные; зона оптимума; пределы выносливости; диапазон выносливости; ограничивающий фактор; абиотические факторы среды: температура, свет, влажность; животные теплокровные и холоднокровные; терморегуляция; растения теневыносливые и светолюбивые; фотопериодизм; биотические факторы среды: симбиоз (нахлебничество, квартиранство), антибиоз (хищничество, паразитизм, конкуренция); микориза; гнездовой паразитизм; биоценоз (сообщество): фитоценоз, зооценоз; биотоп; экосистема; биогеоценоз; видовое разнообразие; плотность популяции; средообразующие виды; ярусность; листовая мозаика; продуценты, консументы, редуценты; круговорот веществ и энергии; трофические (пищевые) связи; трофические уровни; цепи питания; сети питания; правило экологической пирамиды; пирамиды: численности, биомассы, энергии; динамическое равновесие; зрелая экосистема, молодая экосистема; смена экосистем; разнообразие экосистем; агроценоз; биологические способы борьбы с вредителями сельского хозяйства; экологические нарушения; геосферы планеты: литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера; вещество биосферы: живое, биогенное, биокосное, косное; функции живого вещества биосферы: энергетическая, газовая, окислительно-восстановительная, концентрационная; палеолит; неолит; ноосфера; природные ресурсы: неисчерпаемые, исчерпаемые (возобновляемые, невозобновляемые); отрицательное влияние человека на животный и растительный мир: прямое, косвенное; кислотные дожди; парниковый эффект; истощение озонового слоя; смог; перерасход воды; загрязнение пресных вод; истощение почвы; эрозия (водная, ветровая); радиоактивное загрязнение; предельно допустимые концентрации (ПДК); очистные сооружения; технологии замкнутого цикла; безотходные и малоотходные технологии; комплексное использование ресурсов; лесонасаждения; заповедники; заказники.
Л/р № 11 «Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания)»
Л/р № 12 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности»
Л/р «Решение экологических задач»***
Л/р «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)»***
Л. р « Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах»***
Контрольная работа №7 "Основы экологии"
Повторение курса. Резерв (5 ч.)
Промежуточная аттестация по всему курсу биологии.
ВПР за курс 9 класса №8
Контрольная работа по линии РОО
Тематическое планирование по курсу 9 класса
Раздел | Модуль воспитательной программы "Школьный урок" | Всего часов | В том числе |
Теория | Лабораторные работы, практические работы | Контроль знаний |
Глава 1. Многообразие мира живой природы | Уроки мужества | 2 | 1 | 1ЛР | - |
Глава 2. Химическая организация клетки | Урок здорового питания | 4 | 3 | 1ЛР | - |
Глава 3. Строение и функции клеток | День РОССИЙСКОЙ НАУКИ | 4 | 2 | 1ЛР | 1 |
Глава 4. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке | Всероссийский урок "Экология и энергосбережение" в рамкахВсероссийского фестиваля энергосбережения #ВместеЯрче | 4 | 4 | - | - |
Глава 5. Размножение и индивидуальное развитие организмов | Проведение видеолекториев с просмотром видеороликов «Мир без наркотиков» | 7 | 3 | 3ЛР | 1 |
Глава 6. Генетика | День борьбы со СПИДОМ | 7 | 5 | 1ЛР | 1 |
Глава 7. Селекция | День Толерантности | 3 | 1 | 1ЛР | 1 |
Глава 8. Эволюция органического мира | Участие в акции «Зелёный РОСТОК» | 12 | 9 | 2ЛР | 1 |
Глава 9. Возникновение и развитие жизни на Земле | Всемирный День воды | 7 | 6 | - | 1 |
Глава 10. Основы экологии | Международный день памятников и исторических мест. Виртуальные экскурсии | 13 | 10 | 2ЛР | 1 |
Повторение курса | День неизвестного солдата | 5 | 2 | - | 3 |
Всего | | 68 | 46 | 12ЛР | 10 |
Количество часов по четвертям
Всего часов: | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть |
68 | план | факт | план | факт | план | факт | план | факт |
| | | | | | | |
Л.р.-12 | | | | | | | | |
Лабораторные работы 9 класс
№пп | Тема | Дата проведения |
1 | Л/р № 1. "Наблюдение тропизмов и таксисов на живых объектах" | |
2 | Л/р № 2 "Наблюдение денатурации белка" | |
3 | Л/р № 3 "Наблюдение явлений плазмолиза и деплазмолиза в живых клетках" | |
4 | Л/р № 4 "Способы бесполого размножения" | |
5 | Л/р № 5 "Наблюдение митоза в клетках корешках лука" | |
6 | Л/р № 6 "Строение половых клеток позвоночных | |
7 | Л/р № 7 Решение генетических задач | |
8 | Л/р № 8 "Изучение результатов искуственного отбора на примере сортов капусты" | |
9 | Л/р 9 «Описание вида по морфологическому критерию» Изучение морф.критерия вида | |
10 | ЛР10 "Определение ароморфозов и идиодаптаций у растений" | |
11 | Л/р 11«Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания)» | |
12 | Л/р 12 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности» | |
| Контрольные работы 9 класс | |
| | Дата проведения |
1 | Контрольная работа №1 Химическая организация. Строение и функции клеток» | |
2 | Контрольная работа №2 "Обмен веществ и преобразование энергии в клетке. Размножение и индивидуальное развитие организмов" | |
3 | Контрольная работа № 3 "Наследственность и изменчивость" | |
4 | Контрольная работа № 4"Генетика. Селекция" | |
5 | Контрольная работа №5"Эволюция органического мира" | |
6 | Контрольная работа №6 "Возникновение и развитие жизни на Земле" | |
7 | Контрольная работа №7 "Основы экологии" | |
8 | Промежуточная аттестация | |
9 | ВПР за 9класс (резерв) | |
10 | Контрольная работа по линии РОО (резерв) | |
11 | Входное диагностическое тестирование (в рамках проекта "Цифровая школа Оренбуржья") | |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Материально-техническое обеспечение
Используемая литература
Примерная программа, рабочие программы линии «Ракурс»:
Программа курса «Биология». 5-9 классы. Линия «Ракурс» / авт.-сост. Н.И. Романова. – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 64с.
Рабочая программа к учебнику С.Б. Данилова, Н.И. Романовой, А.И. Владимирской. «Биология». 9 класс. Линия «Ракурс» / авт.-сост.: С.Н.Новикова, С.Б. Данилов. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015. – 96 с.
Литература для обучающихся
Учебники линии «Ракурс»:
Биология. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Линия «Ракурс» / С.Б. Данилов, Н.И. Романова, А.И. Владимирская. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016. – 344 с.
Методические пособия линии «Ракурс»:
9 класс
Амахина Ю.В. Методические рекомендации по проведению лабораторных работ к учебнику С.Б. Данилова, Н.И. Романовой, А.И. Владимирской. «Биология» для 9 класса общеобразовательных организаций / Ю.В. Амахина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015. – 48 с.
Амахина Ю.В. Тетрадь для лабораторных работ к учебнику С.Б. Данилова, Н.И. Романовой, А.И. Владимирской. «Биология» для 9 класса общеобразовательных организаций / Ю.В. Амахина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015. – 64 с.
Дополнительная литература:
1. Абдулгамидов Ч.А. Биология. Человек. 8 кл.: Сборник заданий для тематического контроля знаний учащихся: Учебно-методическое пособие / Ч.А. Абдулгамидов, Н.И. Сонин. – М.: «Классикс Стиль», 2003.
2. Белов И.Г., Корчагина В.А. Уроки ботаники в 5-6 классах. – М.: Просвещение, 1974.
3. Биологический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1989.
4. Биологические экскурсии: кн. для учителя / И.В. Измайлов, В.Е. Михлин, Л.С. Шубкина – М.: Просвещение, 1989. – 224 с.
5. Биология в таблицах и схемах. - 2-е изд. – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2004. – 128 с.
6. Биология в школе: ежемесячный научно-методических журналов ВАК.
7. Биология. Дидактические карточки: 6 класс. - М: Владос, 2001.
8. Бобров Р. Беседы о лесе. – М.: Молодая гвардия, 1982. – 240 с.
9. Верзилин Н.М. Как преподавать ботанику: краткое методическое пособие. – 2-е изд., исправ. и допол. – М: Академия педагогических наук РСФСР, 1953. – 360 с.
10. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. – М.: Просвещение, 2000. – 352 с.
11. В мире науки: ежемесячный научно-информационный журнал.
12. Гадасина А. Д. Плоды запретов. Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 80 с.
13. Горелов А. А. Экология: Учеб. пособие для вузов. – М.: Юрайт-М, 2002. – 312 с.
14. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. - М.: Народное образование, 2004. - 240 с.
15. Демьяненков Е.Н. Биология в вопросах и ответах. – М.: Просвещение, 1996.
16. Журкова Е.А, Ильина Е.Я. Комнатные растения. – М.: Просвещение, 1968.
17. Иорданский Н. Н. Основы теории эволюции: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1979. – 190 с.
18. Классная биология в вашей школе: 5-8 классы: учебное пособие / авт.-сост. Н.А. Бравая. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
19. Клинковская Н.И., Пасечник В.В. Комнатные растения в школе. – М.: Просвещение, 1986.
20. Кондаков А. М. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011. –342 с.
21. Кондаков А. М. Фундаментальное ядро содержания общего образования. - М.: 2011. – 50 с.
22. Конюшко В.С. Как подготовить урок биологии. – Минск: Народная Асвета, 1987.
23. Ксенофонтова ______________В.В., Машанова О.Г., Евстафьев В.В. Ботаника: Учебно-методическое пособие. – М.: Московский лицей, 1995.
24. Кузнецова В.И. Уроки ботаники. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985. – 173 с.
25. Кузнецова В.И. Уроки биологии: 6-7 кл.: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Кн. для учителя. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение,1991.
26. Кузнецова Л.В. Основы социальной психологии / Л.В. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под. ред. Л.В. Кузнецова. - М., 2002. - С.74.
27. Лисицын Ю. П., Копыт Н. Я. Алкоголизм: Социально-гигиенические аспекты. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1983. – 264 с.
28. Мамонтов С.Г. Основы биологии: книга для самообразования / С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Т.А. Козлова. - М.: Просвещение, 1992.
29. Маханова Г. С. Фитоценология с основами геоботаники: Методическое пособие / Г.С. Маханова. – Оренбунг: ОГПУ, 2004. – 35 с.
30. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни / Б.М. Медников. - М.: Просвещение, 1994.
31. Методическое пособие по биологии для поступающих в вузы (ответы на вопросы экзаменационной программы). – Часть I, II, III, IV/ Авт.-сост.Кленова А. В. – Волгоград, 1997.
32. Никишов А.И., Косорукова Л.А. Дидактический материал по ботанике. – М.: «РАУБ» «ТОПИКАЛ», 1994.
33. Николаев Л. А. Химия жизни. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1973. – 22 с.
34. Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. – М.: Дрофа, 2006.
35. Нога Г.С. Опыты и наблюдения над растениями. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980.
36. Одум Ю. Экология. - Т. 1 - 2. / Ю. Одум. - М.: Мир, 1986.
37. Папорков М.А., Клинковская Н.И., Миланова Е.С. Учебно-опытные работа на пришкольном участке. – М.: Просвещение, 1980.
38. Петерман И., Чирнер В. Интересна ли ботаника? – М.: Мир, 1979.
39. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. – М.: Просвещение,1991.
40. Поличка Н.П. Организационно-педагогические основы проектирования процесса обучения в условиях действия государственного образовательного стандарта общего среднего образования / Автореферат дис. доктора пед. наук. - М., 2000. – 37 с.
41. Пономарева И.Н. Методика обучения биологии: учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования / И.Н. Пономарева, О.Г. Роговая,В.П. Соломин; под ред. И.Н. Пономаревой. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 368 с.
42. Природа: ежемесячный естественно-научный иллюстрированный журнал Российской академии наук.
43. Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 432 с.
44. Симоненко В.Д. Современные педагогические технологии: учебное пособие / В.Д. Симоненко, Н.В. Фомин. - Брянск: БГПУ, 2001. - С. 394.
45. Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии: 6-8 кл.: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 1997.
46. Тарасов А.И. Эколого-ботанические экскурсии в природу. – Сургут: Северный дом, 1995. – 88 с.
47. Трайтак Д.И. Кабинет биологии. – М.: Просвещение, 1976. – 92 с.
48. Трайтак Д.И., Трайтак И.Д. Сборник задач и упражнений по биологии растений, бактерий, грибов и лишайников: Пособие для учащихся 6-7 классов общеобр. учрежд. – М.: Мнемозина, 1998. – 160 с.
49. Тяглова Е.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии: метод. пособие. – М.: Глобус, 2008. – 255 с.
50. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М., 2013. - С. 7.
51. Флинт Р. Биология в цифрах / Р. Флинт. - М.: Мир, 1992.
52. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. – 159 с.
53. Шавалин А.Г. Практические работы по ботанике с раздаточным и демонстрационным материалом, 5 класс. – Минск: Нар. Асвета, 1969. – 120с.
54. Шепелева В.И. Организация экскурсий в природу / Принципы организации внеклассной работы. – М.: Высшая школа, 2002. – 177 с.
55. Щербакова Ю.В., Козлова И.С. Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях. 6-9 классы. – М.: Глобус, 2008.
56. Экскурсии в природу: пособие для учителя / Т. Б. Державина. - М.: Мнемозина, 2010.
57. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь, 2000. - 112 с.
58. Яковлев Г.П., Аверьянов Л.В. Ботаника для учителя. Ч.І, ІІ. – М.: Просвещение, 1997.
59. Якушкина Е.А. Биология. 5-9 классы: проектная деятельность учащихся. – Волгоград: Учитель, 2009. – 186 с.
Интернет-ресурсы
1. Атлас дневных бабочек Центральной России / http://www.batt-ist.ru
2. Атлас рыб / http://www.aquaria.ru
3. Биология: журнал / http://www.bio.1september.ru
4. Виртуальная образовательная лаборатория / http://www.virtulab.net
5. Все о бобрах. Исследования, литература, фотографии, видеоролики, рисунки, и другая познавательная информация / http://www.bober.ru
6. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов / http://school-collection.edu.ru
7. Животные России. Электронный справочник / http://slovari.bibliofond.ru
8. Занимательно о ботанике. Жизнь растений / http://www.plant.geoman.ru
9. Изучаем биологию / http://learnbiology.narod.ru
10. Информационный портал Всероссийской олимпиады школьников / http://www.rosolymp.ru
11. Концепция современного естествознания: электронное учебное пособие / http://nrc.edu.ru
12. Медицинская энциклопедия. Анатомический атлас / http://med.claw.ru
13. Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области / http://www.priroda.samregion.ru
14. Мир насекомых и рептилий / http://www.insect.narod.ru
15. Насекомые / http://www.bugdreams.com
16. Незнайка. Подготовка к ОГЭ / http://www.neznaika.pro
17. Образовательный стандарт / http://standart.edu.ru
18. Опорно-двигательная система человека: образовательный сайт / http://www.skeletos.zharko.ru
19. Портал о растениях и животных / http://www.floranimal.ru
20. Редкие и исчезающие животные России. Различные классификации редких и исчезающих. Голоса животных. Фотографии. Коллекция ссылок /
http://nature.ok.ru
21. Сеть творческих учителей / http://www.it-n.ru
22. Совершенная жизнь: энциклопедия удивительных фактов о животном мире / http://www.school.edu.ru
23. Цифровые образовательные ресурсы Единой Коллекции / http://www.school-collection.iv-edu.ru
24. Федеральный институт педагогических измерений / http://www.fipi.ru
Приложение 1
Каменносарминский филиал
Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения
«Красногвардейская средняя общеобразовательная школа имени Героя Российской Федерации Марченко Антона Александровича»
«Утверждаю»
Зам. директора по УВР
_______М.Н. Гильваншина
«__» __________2021г.
Календарно-тематический план
на 2021/2022 учебный год
Предмет Биология
Класс 9
Учитель Фасахова Анна Владимировна
Количество часов по учебному плану - 68
Количество часов в неделю - 2
Проверочных работ - 10
УМК: Биология. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Линия «Ракурс» / С.Б. Данилов, Н.И. Романова, А.И. Владимирская. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016. – 344 с.
Рассмотрен на заседании ШМО Протокол № 1 от 30.08.2021г
Руководитель методического объединения _________......
Календарно-тематическое планирование
по биологии 9 класс, 68 часов
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Домашнее задание |
По плану | Фактически | |
| Глава 1. Многообразие мира живой природы (2 ч) | 2 ч | | | |
1 | Биология как наука | 1 | 01.09 | | Стр 3,6 термины |
2 | Уровни организации живой материи. Свойства и признаки живых систем. Обобщение ЛР1 "Наблюдение тропизмов и таксисов на живых объектах" | 1 | 03.09 | | П1-2, стр 9 вопросы |
| Глава 2.Химическая организация клетки | 4 ч | | | |
3 | Неорганические и органические вещества клетки. | 1 | 08.09 | | П3-4, стр 18 вопросы |
4 | Углеводы и липиды в жизнедеятельности клетки | 1 | 10.09 | | П.5,стр 30 вопросы |
5 | Строение и функции белков клетки ЛР2 "Наблюдение денатурации белка" | 1 | 15.09 | | П4 |
6 | Нуклеиновые кислоты, АТФ клетки. Обобщение | 1 | 17.09 | | П5 |
| Глава 3. Строение и функции клеток | 4ч | | | |
7 | Методы цитологии. Клеточная теория строения организмов. Строение клетки. Ядро. Деление | 1 | 22.09 | | Записи в тетради,п10 |
8 | Входное диагностическое тестирование (в рамках проекта "Цифровая школа Оренбуржья") | 1 | 24.09 | | П.8-9 вопросы |
9 | Сходства и различия в строении клеток прокариот и эукариот. Вирусы и бактериофаги ЛР3 "Наблюдение явлений плазмолиза и деплазмолиза в живых клетках" | 1 | 29.09 | | П6-7,п11 |
10 | Контрольная работа №1 Химическая организация. Строение и функции клеток» | 1 | 01.10 | | Повт гл 2-3 |
| Глава 4. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке | 4 ч | | | |
11 | Пластический обмен (ассимиляция) и энергетический обмен (диссимиляция). Метаболизм | 1 | 06.10 | | П12-13,вопросы |
12 | Синтез белков в клетках. Генетический код | 1 | 08.10 | | П12 записи |
13 | Особенности пластического обмена растительной клетки. Фотосинтез. | 1 | 13.10 | | П14,вопросы |
14 | Типы питания. Хемосинтез. Обобщение | 1 | 15.10 | | П.14,Записи в тетради |
| Глава 5. Размножение и индивидуальное развитие организмов | 7 ч | | | |
15 | Типы размножения. Бесполое и половое размножение ЛР4 "Способы бесполого размножения" | 1 | 20.10 | | Стр 76,термины, сообщение о К.М.Бэре |
16 | Бесполое размножение. Жизненный цикл клетки. Митоз. Деление клетки ЛР5 "Наблюдение митоза в клетках корешках лука" | 1 | 22.10 | | П15 |
17 | Половое размножение. Образование половых клеток. Мейоз. ЛР6 "Строение половых клеток позвоночных | 1 | 27.10 | | П16 термины, стр 87 вопросы |
18 | Контрольная работа №2 "Обмен веществ и преобразование энергии в клетке. Размножение и индивидуальное развитие организмов" | 1 | 29.10 | | П17-18 вопросы |
Осенние каникулы 30.10-07.11 |
19 | Оплодотворение. Онтогенез. Эмбриональное развитие. | 1 | 10.11 | | П18 вопросы |
20 | Онтогенез. Постэмбриональное развитие. | 1 | 12.11 | | П19,вопросы |
21 | Развитие организмов и окружающая среда. | 1 | 17.11 | | Повт гл4-5 |
| Глава 6. Генетика | 7 ч | | | |
22 | Основные понятия генетики. Гибридологический метод изучения наследственности. Генетика как наука. | 1 | 19.11 | | П20 вопросы с113,термины |
23 | Законы Менделя. Моногибридное и дигибридное скрещивание | 1 | 24.11 | | П21-22,термины задача в тетради |
24 | Сцепленное наследование генов. Взаимодействие генов | 1 | 26.11 | | П23,задача |
25 | Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом | 1 | 01.12 | | задача |
26 | Изменчивость. Фенотипическая изменчивость. | 1 | 03.12 | | П25 термины задача |
27 | Л/р7 Решение генетических задач | 1 | 08.12 | | П25,термины,гл6 |
28 | Контрольная работа № 3 "Наследственность и изменчивость" | 1 | 10.12 | | Повт гл6 |
| Глава 7. Селекция | 3ч | | | |
29 | Методы селекции животных, растений и микроорганизмов. Генетические основы селекции организмов. Основные направления селекции ЛР8"Изучение результатов искусственного отбора на примере сортов капусты" | 1 | 15.12 | | П26,28-29термины |
30 | Центры происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости Н.И.Вавилова. | 1 | 17.12 | | П27 |
31 | Контрольная работа № 4"Генетика. Селекция" | 1 | 22.12 | | Повт гл7 |
| Глава 8. Эволюция органического мира | 12ч | | | |
32 | Развитие биологии в додарвиновский период.Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка. Предпосылки возникновения дарвинизма Основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина | 1 | 24.12 | | П30-32 вопросы,записи |
33 | Вид. Критерии и структура вида. Л/р9 «Описание вида по морфологическому критерию»Изучение морф.критерия вида | 1 | 29.12 | | П.35,стр 189 вопросы |
Зимние каникулы 30.12-09.01 |
34 | Факторы эволюции. Изменчивость и наследственность организмов. | 1 | 12.01 | | П36 термины |
35 | Учение Ч.Дарвина об искусственном и естественном отборе. Формы отбора. | 1 | 14.01 | | П33-34,записи,термины |
36 | Формы естественного отбора. | 1 | 19.01 | | П37 термины записи |
37 | . Формы естественного отбора. | 1 | 21.01 | | Записи в тетради |
38 | Видообразование. Изолирующие механизмы | 1 | 26.01 | | Записи в тетради |
39 | Результаты эволюции: приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора. | 1 | 28.01 | | П38 термины вопросы |
40 | ЛР10 "Определение ароморфозов и идиодаптаций у растений" | 1 | 02.02 | | |
41 | Главные направления эволюции органического мира. Макроэволюция (ароморфоз,идиодаптация, дегенерация).Микроэволюция | 1 | 04.02 | | П39 записи термины |
42 | Доказательства эволюции органического мира | 1 | 09.02 | | П40 записи термины гл8 |
43 | Контрольная работа №5"Эволюция органического мира" | 1 | 11.02 | | Повт гл8 |
| Глава 9. Возникновение и развитие жизни на Земле | 7ч | | | |
44 | Современные представления о возникновении жизни на Земле. Современная теория возникновения жизни на Земле.Фотосинтез | 1 | 16.02 | | П41 термины вопросы |
45 | Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры | 1 | 18.02 | | П42 таблица |
46 | Развитие жизни в палеозойскую, мезозойскую и кайнозойскую эры | 1 | 25.02 | | П43-44 таблица |
47 | Положение человека в системе животного мира | 1 | 2.03 | | П45 систематика человека |
48 | Эволюция приматов. Доказательства эволюционного происхождения человека. | 1 | 4.03 | | П46 |
49 | Стадии эволюции человека. Биосоциальная сущность вида Человек разумный Человеческие расы, их родство и происхождение | 1 | 9.03 | | П47,стр 260 вопросы гл9 |
50 | Контрольная работа №6 "Возникновение и развитие жизни на Земле" | 1 | 11.03 | | Повт гл9 |
| Глава 10. Основы экологии (13 ч) | 13 ч | | | |
51 | Что изучает экология? | 1 | 16.03 | | С262 сообщение |
52 | Приспособленность организмов к влиянию факторов среды | 1 | 18.03 | | Записи в тетради |
53 | Экологические факторы воздействия на организмы | 1 | 23.03 | | п48,термины |
Весенние каникулы 24.03-2.04 |
54 | Абиотические факторы среды | 1 | 6.04 | | П49 |
55 | Биотические факторы среды | 1 | 8.04 | | П50прр |
56 | Биотические факторы среды | 1 | 13.04 | | П50 термины |
57 | Структура экосистем. Биоценоз. Экскурсия №1 | | 15.04 | | П51 термины |
58 | Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах. Экологические пирамиды Л/р 11«Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания)» | 1 | 20.04 | | П52 термины вопросы |
59 | Устойчивость и смена экосистем. Экологическая сукцессия | 1 | 22.04 | | П53 термины |
60 | Биосфера. Структура и функции биосферы. | 1 | 27.04 | | П55 термины |
61 | Роль живых организмов в биосфере. История взаимоотношений человека с природой. Рациональное использование природы и ее охрана. | 1 | 29.04 | | 56-57 термины |
62 | Агроценозы. Влияние человека на экосистемы. Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. Охрана природы и рациональное природопользование. Л/р12 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности» | 1 | 11.05 | | П.58-59, Повт гл10 П54 |
63 | Контрольная работа №7 "Основы экологии" | 1 | 13.05 | | Повт 1-10 главы |
| Повторение. Резерв | 5ч | | | |
64 | Годовая промежуточная аттестация | 1 | 18.05 | | Повт 1-10 главы |
65 | Коррекция знаний по контрольной работе | 1 | 20.05 | | Повт 1-10 главы |
66 | ВПР за 9класс № | 1 | 25.05 | | Повт курс 8кл |
67 | Контрольная работа по линии РОО (14.02.19.02) | 1 | | | повторение |
68 | Коррекция знаний по контрольной работе | 1 | | | повторение |
Приложение 2
Используемые технологии обучения.
Формы организации образовательного процесса
Содержание курса строится на основе деятельностного подхода. Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, использование развивающих, исследовательских, личностно-ориентированных, проектных и групповых педагогических технологий, проведение экскурсий, применение методов: словестных (рассказ, беседа, объяснение, дискуссия, работа с учебником, биологической энциклопедией, словарем, научной статьей с журнала, публичное представление результатов исследований, их аргументированное обоснование), наглядных (фенологическое наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентация), практических (устные и письменные задания, лабораторно-практические работы). В рамках уроков биологии используются различные формы работы: коллективная, фронтальная, групповая, парная и индивидуальная (в том числе дифференцированная по трудности и по видам техники).
Формы и средства контроля
Аттестация обучающихся, проводимая в системе, позволяет, наряду с формирующим контролем предметных знаний, проводить мониторинг универсальных и предметных учебных действий.
Рабочая программа предусматривает следующие формы аттестации обучающихся:
1. Промежуточная (формирующая) аттестация:
самостоятельные работы по карточкам, понятийные диктанты (индивидуальные) (до 10 минут);
лабораторно-практические работы (от 20 до 40 минут);
фронтальные опыты (до 10 минут);
опрос (до 10 минут);
тестирование (остаточные знания по теме, усвоение текущего учебного материала, сопутствующее повторение) (индивидуальное) – 5 …15
минут;
защита текущих творческих работ, мини-проектов, презентация сообщений, докладов (групповых, индивидуальных по выбору).
2. Итоговая аттестация:
контрольные работы с разными типами заданий по разделам (40 минут);
Приложение 3
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Оценка устного ответа
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности;
- ответ самостоятельный.
Отметка «4»:
- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»:
- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»:
- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся
не может исправить при наводящих вопросах учителя или отсутствие ответа.
Оценка экспериментальных умений (лабораторные и практические задания)
Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.
Отметка «5»:
- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
- проявлены организационно-трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4»:
- работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»:
- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»:
- допущены более двух существенных ошибок в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работа, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;
- работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.
Оценка умений решать расчетные задачи
Отметка «5»:
- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;
Отметка «4»:
- в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»:
- имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении;
- отсутствие ответа на задание.
Оценка письменных контрольных работ
Отметка «5»:
- задания выполнены полностью и правильно, возможно несущественная ошибка.
Отметка «4»:
- задания выполнены не полностью или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Отметка «2»:
- работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок;
- работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования орфографического режима.
Оценка тестовых работ
Отметка «5» ставится при выполнении 90%-100%
Отметка «4» ставится при выполнении 76%-89%
Отметка «3» ставится при выполнении 50-75%
Отметка «2» ставится при выполнении 0-49%
Оценка сообщения, реферата
Оценивается по следующим критериям:
- соблюдение требований к его оформлению;
- необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;
- умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в работе;
- способность обучающегося понять суть задаваемых учителем вопросов и сформулировать точные ответы на них.