СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по биологии ООО ФГОС

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» реализуется в учебниках биологии для 5-9 классов линии учебно-методических комплектов «Линия жизни» под редакцией профессора В. В. Пасечника. Содержательный статус программы – базовая. Программа определяет минимальный объем содержания курса биологии для основной школы и предназначена для реализации требований ФГОС второго поколения. К программе приложение КТП 5 класса.

Просмотр содержимого документа
«Программа по биологии ООО ФГОС»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Шелтозерская средняя общеобразовательная школа»

Прионежского района Республики Карелия



Рассмотрена Утверждаю

школьным методическим объединением Директор школы _______ Н.Ю. Быкова

учителей___________________________________

Руководитель _____________(________________) (приказ № ________ от _____________)

протокол № _____ от ______________)


Принята

педагогическим советом школы

(протокол № ___ от _____________)







Рабочая программа

по учебному предмету «Биология»

основной общеобразовательной программы

основного общего образования

сроком реализации 5 лет

5-9 классы






Составитель

Шамшина Ольга Викторовна,

учитель биологии

1 квалификационной

категории


















2015 г.

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основной общего образования, рабочей программы основного общего образования по биологии, которая реализуется в учебниках биологии для 5-9 классов линии учебно-методических комплектов «Линия жизни» под редакцией профессора В. В. Пасечника. ( Издательство «Просвещение»,2011) Содержательный статус программы – базовая. Программа определяет минимальный объем содержания курса биологии для основной общеобразовательной школы и предназначена для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся основной школы по биологии согласно ООП ООО МОУ «Шелтозерская СОШ». Срок реализации программы- 5 лет.

Биологическое образование в основной школе должно обеспечить формирование биологической и экологической грамотности, расширение представлений об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе, развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой.

Освоение учебного предмета «Биология» направлено на развитие у обучающихся ценностного отношения к объектам живой природы, создание условий для формирования интеллектуальных, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций. Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.

Учебный предмет «Биология» способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать лабораторное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.

Изучение предмета «Биология» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Физика», «Химия», «География», «Математика», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др.


Основными целями изучения биологии в основной школе являются:

  • формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях (клеточной, эволюционной Ч. Дарвина), элементарных представлений о наследственности и изменчивости (ген, хромосома, мутация, наследственные заболевания, наследственная и ненаследственная изменчивость, гаметы), об экосистемной организации жизни; овладение понятийным аппаратом биологии;

  • приобретение опыта использования методов биологической науки для изучения живых организмов и человека: наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описание биологических объектов и процессов; проведение несложных биологических экспериментов с использованием аналоговых и цифровых биологических приборов и инструментов;

  • освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведение наблюдений за состоянием собственного организма;

  • формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;

  • овладение приёмами работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, фотографий и др.);

  • создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению биологических знаний и выбора биологии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как: умения видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить учебные эксперименты, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как: умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д.


Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.


2.Общая характеристика учебной программы

Программа курса «Биология» входит в образовательную область «Естественнонаучные предметы».

Изучение предметной области "Естественнонаучные предметы" должно обеспечить:

формирование целостной научной картины мира;

понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;

овладение научным подходом к решению различных задач;

овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;

овладение экосистемной познавательной моделью и ее применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды;

осознание значимости концепции устойчивого развития;

формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач.


Учебное содержание курса биологии в серии учебно-методических комплектов «Линия жизни» сконструировано следующим образом:

    1. Основные признаки и закономерности жизнедеятельности организмов (5 и 6 классы).

    2. Многообразие живой природы (7 класс).

    3. Человек и его здоровье (8 класс).

    4. Основы общей биологии (9 класс).

Содержание для 5 и 6 классов нацелено на формирование у обучающихся знаний признаков и процессов жизнедеятельности (питание, дыхание, рост, развитие, размножение), присущих всем организмам, взаимосвязи строения и функций, разных форм регуляции процессов жизнедеятельности. Завершается курс рассмотрением организма как единого целого, согласованности протекающих в нём процессов и взаимодействия с окружающей средой.

В курсе биологии 7 класса обучающиеся расширяют знания о разнообразии живых организмов, осознают значимость видового богатства в природе и жизни человека, знакомятся с эволюцией растений и животных, изучают взаимоотношения организмов в природных сообществах, влияние факторов среды на жизнедеятельность организмов.

Основное содержание курса биологии 8 класса направлено на формирование у обучающихся знаний и умений в области основ анатомии, физиологии и гигиены человека, реализацию установок на здоровый образ жизни. Содержание курса ориентировано на углубление и расширение знаний обучающихся о проявлении в организме человека основных жизненных свойств, первоначальные представления о которых были получены в 5—7 классах.

Основное содержание курса биологии 9 класса посвящено основам общей биологии. Оно направлено на обобщение обширных фактических знаний и специальных практических умений, сформированных в предыдущих классах; тесно связано с развитием биологической науки в целом и характеризует современный уровень её развития.

Оценка предметных результатов ведётся учителем в ходе процедур текущей, тематической, промежуточной и итоговой оценки. Итоговая контрольная работа проводится в конце учебного года, позволяет установить уровень освоения обучающимися Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии на данном этапе изучения курса. Предлагаемая работа предполагает  включение заданий  предметного, метапредметного и личностного плана, что позволяет отследить сформированность УУД у учащихся.


       Для обучающихся с особыми образовательными потребностями (неуспевающие, часто болеющие и т.д.) данная программа предусматривает такие формы работы, как:

- индивидуальная работа (по рабочим тетрадям, карточкам, тренажер на CD- приложению к учебнику и т.д.),

- дифференцированные самостоятельные и проверочные работы (трехуровневые задания по степени трудности),

- дифференцированные тесты, в том числе с компьютерной поддержкой,

- общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного выполнения;

- использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий, составленных учителем-предметником

- передача знаний в электронном виде с помощью файлов, архивов, веб-страниц, лекции;

- проверку знаний и обучения с помощь. on-line технологии проверки знаний.

Основной формой работы с одаренными детьми является систематическая подготовка их к участию во Всероссийской олимпиаде школьников путем решения олимпиадных задач по биологии, а также подготовка и защита индивидуальных проектов, в рамках предметных недель, нестандартные формы проведения уроков, требующие дополнительной подготовки обучающихся.

Одной из форм работы с детьми с особыми образовательными потребностями: с ОВЗ, слабоуспевающими, часто болеющими, одаренными и т.д. является дистанционное обучение.

В процессе проведения обучения в дистанционном режиме используются: электронная почта ( рассылка учебных задании и материалов, вопросы преподавателя и к преподавателю, отслеживание истории переписки); использование ресурсов сети Интернет.


  1. Место курса биологии в учебном плане школы

Рабочая программа полностью соответствует авторской программе основного общего образования по биологии под ред. В.В.Пасечника. В учебном плане школы ООП ООО на изучение курса «Биология» в 5-9 классах отводится 280 учебных часов в год. На изучение биологии в 5 и 6 классах отводится по 35 учебных часов в год (1 час в неделю), в 7,8 и 9 классах по 70 учебных часов в год (2 часа в неделю в каждом классе).

В соответствии с учебным планом школы курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определённые биологические сведения. По отношению к курсу биологии данный курс является пропедевтическим. В свою очередь, содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе.


4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

курса биологии


Изучение биологии в основной школе обусловливает достижение следующих личностных результатов:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; знание языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

  3. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  4. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  6. развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  7. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  8. формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  9. формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  10. осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  11. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.



Метапредметные результаты :

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; -

  2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  6. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  7. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  8. смысловое чтение;

  9. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  10. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  11. формирование и развитие компетентности в области использования.



Предметными результатами :

  1. формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественно-научной картины мира;

  2. формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

  3. приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;

  4. формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

  5. формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

  6. освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

5.Содержание программы

Раздел 1. ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ

5 класс (35 часов, их них резервное время 2 час)

Биология как наука (7 часов)

Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Экскурсия

Разнообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных

Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов (10 часов)

Клеточное строение организмов. Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке. Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Клетка – основа жизнедеятельности организмов.

Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Лабораторная работа

Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними

Рассматривание строения растения с помощью лупы

Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука


Многообразие организмов (16 часов)

Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами.

Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.

Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний.

Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движение. Рост, развитие и размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные растительные сообщества. Усложнение растений в процессе эволюции.

Животные. Строение животных. Приспособление к различным средам обитания. Охрана редких и исчезающих видов животных.

Лабораторная работа

Особенности строения мукора и дрожжей

Строение цветковых растений


6 класс (35 часов, из них 5 часов - резервное время)

Жизнедеятельность организмов(15часов)

Процессы жизнедеятельности организмов. Обмен веществ. Питание. Способы питания организмов. Питание растений. Удобрения. Фотосинтез. Приспособленность растений к использованию энергии света, воды, углекислого газа.

Значение фотосинтеза. Хлорофилл, их роль в фотосинтезе. Управление фотосинтезом растений: условия, влияющие на интенсивность фотосинтеза. Значение фотосинтеза. Роль растений в образовании и накоплении органических веществ и кислорода на Земле. Проблема загрязнения воздуха. Питание бактерий и грибов. Разнообразие способов питания. Грибы сапротрофы и паразиты. Симбиоз у бактерий и грибов. Гетеротрофный тип питания. Пища как строительный материал и источник энергии для животных. Растительноядные животные, особенности питания и способы добывания пищи. Плотоядные и всеядные животные, особенности питания и способы добывания пищи. Хищные растения.

Дыхание как компонент обмена веществ, его роль в жизни организмов. Роль кислорода в процессе жизнедеятельности животных. Особенности газообмена у животных.

Дыхание растений, его сущность. Роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений. Применение знаний о дыхании при выращивании растений и хранении урожая.

Передвижение веществ в растении. Транспорт веществ как составная часть обмена веществ. Проводящая функция стебля. Передвижение воды, минеральных и органических веществ в растении. Запасание органических веществ в органах растений, их использование на процессы жизнедеятельности. Защита растений от повреждений .Передвижение веществ у животных. Кровь, её состав, функции и значение. Кровеносная система животных, органы кровеносной системы: кровеносные сосуды и сердце. Роль гемолимфы и крови в транспорте веществ в организме животного и осуществлении связи между его органами.

Выделение - процесс выведения из организма продуктов жизнедеятельности. Образование конечных продуктов обмена веществ в процессе жизнедеятельности живых организмов. Выделение у растений: удаление· продуктов обмена веществ из растительного организма через корни, устьица, листья. Листопад. Удаление продуктов обмена веществ из животного организма через жабры, кожу, лёгкие, почки. Особенности процесс а выделения у животных.

Лабораторная работа

Поглощение воды корнем

Выделение углекислого газа при дыхании

Передвижение веществ по побегу растения


Размножение, рост и развитие организмов (5 часов)

Размножение организмов, его роль в преемственности поколений. Размножение как важнейшее свойство организмов. Способы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение, его особенности. Половые клетки. Оплодотворение. Цветок - орган полового размножения растений, его строение и функции. Опыление. Усложнение полового размножения в процессе исторического развития. Значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира.

Рост и развитие организмов Рост и развитие - свойства живых организмов. Причины роста организмов. Продолжительность роста растений и животных. Особенности роста растений. Взаимосвязи процессов роста и развития организмов. Агротехнические приёмы, ускоряющие рост растений. Развитие животных с превращением и без превращения с превращением и без превращения

Влияние вредных привычек на развитие человека.

Лабораторная работа

Вегетативное размножение комнатных растений

Определение возраста деревьев по спилу


Регуляция жизнедеятельности организмов (10 ч)

Раздражимость - свойство живых организмов. Реакция растений и регуляции жизнедеятельности организма. Регуляция у растений животных на изменения в окружающей среде. Биоритмы в жизни организма. Гуморальная регуляция. Гормоны.

Эндокринная система, её роль в гуморальной регуляции организмов.

Нервная регуляция. Общее представление о нервной системе. Нейрон - структурная единица организмов. Поведение. Врожденное и приобретенное поведение. Поведение человека. Высшая нервная деятельность.

Движение - свойство живых организмов. Многообразие способов движения организмов.

Лабораторная работа

Изучение реакции аквариумных рыб на раздражители и формирование у них рефлексов


7 класс ( 70 часов, из них 5 часов - резервное время)



Многообразие организмов, их классификация (2 часа)

Систематика. Задачи и значение систематики. Систематические категории. Классификация организмов. Клад К. Линнея в развитие систематики. Вид. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы.


Бактерии, грибы, лишайники (6 часов)

Бактерии — доядерные организ­мы. Отличительные особенно­сти доядерных организмов. Бак­териальная клетка, особенности- строения, питания, размножения и распространения. Разнообразие бактерий. Роль бак­терий в природе и жизни человека Грибы — царство живой природы. Отличительные признаки царства грибов и особенности строения различных грибов. Сходство гри­бов с растениями и животными. Строение грибной клетки. Пита­ние грибов. Размножение грибов. Многообразие грибов, их роль в жизни человека. Съедобные, ядо­витые и плесневые грибы, осо­бенности их строения и процес­сов жизнедеятельности. Грибы — паразиты растений, жи­вотных и человека, особенности строения и жизнедеятельности. Меры борьбы с грибами-парази­тами. Правила сбора грибов. Лишайники — комплексные сим­биотические организмы. Особен­ности строения и жизнедеятель­ности лишайников. Разнообразие и распространение лишайников. Роль лишайников в природе. Ли­шайники — индикаторы степени загрязнения окружающей среды. Значение лишайников в жизни человека. Охрана лишайников.

Лабораторная работа

Изучение грибных спор

Выращивание бе­лой плесени

Строение и разнообразие шляпочных гри­бов


Многообразие растительного мира (25 часов)

Водоросли, общая характеристи­ка. Многообразие и среда обита­ния водорослей. Особенности строения и питания водорослей. Размножение водорослей. Многообразие одноклеточных и многоклеточных зелёных водо­рослей. Лабораторная работа «Строение зелёных водорослей». Особенности строения, многооб­разие и приспособленность к сре­де обитания красных и бурых во­дорослей. Значение водорослей в природе и жизни человека Высшие споровые растения, про­исхождение, общая характеристи­ка. Жизненный цикл высших споровых растений.

Мхи, строение и жизнедея­тельность. Роль мхов в при­роде, хозяйственное значе­ние. Папоротники, строение и жизнедеятельность. Много­образие папоротников, их роль в природе.

Семенные растения. Осо­бенности строения, жизне­деятельности и многообра­зие голосеменных. Роль голосеменных в природе, использование человеком. Покрытосеменные расте­ния, особенности строения, жизнедеятельности, много­образие. Классы покрытосеменных. Важнейшие сель­скохозяйственные культуры.

Лабораторная работа

Строение зеленых водорослей

Строение мха

Строение папоротника

Строение хвои и шишек хвойных растении

Строение семени двудольного растения

Строение семени однодольного растения

Стержневая и мочковатая корневая система

Корневой чехлик и корневые волоски

Строение почек. Расположение почек на стебле

Внутреннее строение ветки дерева

Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение

Строение кожицы листа

Строение клубня

Строение корневища

Строение луковицы

Строение цветка

Соцветия

Классификация плодов

Семейства двудольные

Строение злакового растения


Многообразие животного мира (25 часов)

Многообразие животного мира. Одноклеточные животные. Особенности строения, жизнедеятельности, многообразие одноклеточных. Роль одноклеточных в природе и жизни человека.

Многоклеточные животные. Особенности строения и жизнедеятельности. Ткани, органы, системы органов. Кишечнополосные. Особенности строения, жизнедеятельности, многообразие кишечнополостных. Рефлекс.

Черви. Особенности строения, жизнедеятельности, многообразие червей . Меру предупреждения заражения паразитическими червями.

Моллюски. Особенности строения, жизнедеятельности, многообразие моллюсков.

Членистоногие. Особенно­сти строения, жизнедея­тельности, многообразие членистоногих. Инстинкты. Пчеловодство. Роль беспоз­воночных в природе, их ис­пользование человеком, охрана.

Хордовые. Рыбы. Особен­ности строения, жизне­деятельность, многообразие рыб. Рыболовство и рыбо­водство. Земноводные. Осо­бенности строения и жизне­деятельности, многообразие земноводных. Пресмыкаю­щиеся. Особенности строе­ния и жизнедеятельности, многообразие пресмыкаю­щихся. Птицы. Особенно­сти строения и жизнедея­тельности. Многообразие птиц. Птицеводство. Млеко­питающие. Особенности строения и жизнедеятельно­сти. Многообразие млеко­питающих. Забота о потом­стве. Животноводство. Роль в природе, практическое значение и охрана позвоночных животных.

Лабораторная работа

Изучение многообразия свободнодвижущих простейших

Изучение многообразие тканей животных

Изучение пресноводной гидры

Изучение внешнего строения дождевого червя

Изучение внешнего строения рыбы

Изучение внешнего строения птицы

Экскурсия

Знакомство с птицами леса


Эволюция животных и растении, их охрана (3 часа)

Эволюция растений и жи­вотных. Этапы эволюции органического мира. Эво­люция растений: от одно­клеточных водорослей до покрытосеменных. Этапы развития животных: от одноклеточных к многокле­точным, от беспозвоночных к позвоночным.


Экосиситемы (4 часа)

Экосистемы.Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда обитания организмов. Приспособленность организмов к абиатическим факторам. Экологические фактора: биотические и антропогенные. Межвидовые отношения организмов. Искусственные экосистемы.


Раздел 2 .Человек и его здоровье

8 класс (70 часов, из них 5 часов – резервное время)



Наука о человеке (3 часа)

Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды обитания человека.


Общий обзор организма человека (3 часа)

Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различия человека и животных. Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Методы изучения организма человека.


Опора и движение (7 часов)

Опора и движение. Опорно-двигательная система человека. Профилактика травматизма. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы.

Лабораторная работа

Изучение микроскопического строения кости

Изучение внешнего вида отдельных костей скелета человека


Внутренняя среда организма (4 часа)

Транспорт веществ. Внутренняя среда человека, значение её постоянства. Кровеносная и лимфатическая система. Кровь. Группы крови. Лимфа. Переливание крови. Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки. Лабораторная работа

Изучение микроскопического строения крови


Кровообращение и лимфообращение (4 часа)

Органы кровообращения. Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Сердечно- сосудистые заболевания. Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях.

Лабораторная работа

Измерение кровяного давления


Дыхание (4 часа)

Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания. Регуляция дыхания. Газообмен в легких и тканях. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Инфекционные заболевания и меры их профилактики. Вред табакокурения.

Лабораторная работа

Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха

Определение частоты дыхания


Питание (5 часов)

Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика.

Лабораторная работа

Изучение действия ферментов желудочного сока на белок


Обмен веществ и превращение энергии (4 часа)

Обмен веществ и превращение энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных веществ, белков, углеводов, жиров. Витамины. Рациональное питание. Нормы и режим питания.

Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приёмы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Закаливание организма.



Выделение продуктов обмена (3 часа)

Выделение. Строение и функции выделительной системы. Заболевания мочевыделительной системы и их предупреждение.


Покровы тела (3 часа)

Наружные покровы тела. Строение и функции кожи. Болезни и травмы кожи. Гигиена кожных покровов.


Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности (7 часов)

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Эндокринная система. Гормоны, механизмы их действия на клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.


Органы чувств. Анализаторы (4 часа)

Органы чувств. Строение и функции органов зрения, слуха. Нарушения зрения, слуха, их предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувство. Обоняние. Вкус.

Лабораторная работа

Строение зрительного анализатора на модели)


Размножение и развитие человека (4 часа)

Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Половое созревание. Инфекции, передаваемые половым путём, их профилактика. ВИЧ-инфекция, её профилактика. Наследственные заболевания. Медико-биологическое консультирование. Оплодотворение, внутриутробное развитие. Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения, употребления алкоголя, наркотиков. Роды. Развитие после рождения.


Человек и окружающая среда (4 часа)

Поведение и психика человека. Безусловные и условные рефлексы. Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Внимание. Память. Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер. Особенности и одарённость. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека.

Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

Раздел 3. Общие биологические закономерности

9 класс 70 часов, их них 5 часов – резервное время


Биология в системе наук (2 час)

Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Методы изучения живых организмов.


Основы цитологии – науки о клетках (10 часов)

Отличительные признаки живых организмов. Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме.

Клеточное строение организмов. Строение клетки: клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Хромосомы. Многообразие клеток.

Обмен веществ и превращение энергии- признак живых организмов. Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма.

Лабораторная работа

Строение эукариотических клеток у растении, животных, грибов и прокариотических клеток у бактерии.

Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов (5 часов)

Рост, развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Влияние факторов внешней среды на онтогенез.

Основы генетики (10 часов)

Генетика как отрасль биологической науки. Методы исследования наследственности. Фенотип и генотип. Признаки живых организмов: наследственность и изменчивость. Наследственность и изменчивость- свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость.

Лабораторная работа

Описание фенотипов растении

Изучение модификационной изменчивости и построение вариационной кривой


Генетика человека (2 часа)

Методы изучения наследственности человека.

Практическая работа

Составление родословной


Основы селекции и биотехнологии (3 часа)

Основы селекции. Методы селекции. Достижения мировой и отечественной селекции. Биотехнология. Метод культурных тканей. Клонирование.


Эволюционное учение (8 часов)

Система и эволюция органического мира. Вид — основная систематическая единица. Признаки вида. Ч.Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность видов к среде обитания.


Возникновение и развитие жизни на Земле (5 часов)

Взгляды, гипотезы и теории о происхождений жизни на Земле. Органический мир, как регулятор эволюции. История развития органического мира. Происхождение и развитие жизни на Земле.


Взаимосвязи организмов и окружающей среды (20 часов)

Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда — источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов на организм. Экосистемная организация живой природы. Экосистема. Взаимодействия разных видов в экосистеме( конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращение энергии. Биосфера- глобальная экосистема. В.И.Вернадский- основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах.

Лабораторная работа

Изучение приспособленности организмов к определенной среде обитания

Строение растении в связи с условиями среды

Описани е экологической ниши организмов

Выявление пищевых цепей в искусственной экосистеме

Экскурсия

Сезонные изменения в живой природе



6.Планируемые результаты изучения учебного предмета

В результате изучения курса биологии в основной школе:

Выпускник научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.

Выпускник овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.

Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;

  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;

  • создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

Живые организмы

Выпускник научится:

      • выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;

      • аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;

      • аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;

      • осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

      • раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;

      • объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;

      • выявлять примерыи раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;

      • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

      • сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

      • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

      • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

      • знать и аргументировать основные правила поведения в природе;

      • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

      • описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

      • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

  • находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

  • основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.

  • использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

  • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

  • создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Человек и его здоровье

Выпускник научится:

  • выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;

  • аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными;

  • аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;

  • аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов;

  • выявлять примерыи пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;

  • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

  • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;

  • знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;

  • анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;

  • описывать и использовать приемы оказания первой помощи;

  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

  • объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;

  • находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

  • находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;

  • анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

  • создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Общие биологические закономерности

Выпускник научится:

  • выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;

  • аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;

  • аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;

  • осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

  • раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;

  • объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования;

  • объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процесс видообразования;

  • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;

  • сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов;

  • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

  • знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

  • описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;

  • находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов;

  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

  • понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и пути решения этих проблем;

  • анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека;

  • находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

  • создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.



  1. Система оценивания

Отметка ученических действий

Оценка «5» ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимися всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствия ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «4» ставится в случае:

1. Знания всего изученного программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Допущения незначительных (негрубых) ошибок, недочётов при воспроизведении изученного материала; соблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «3» ставится в случае:

1. Знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы, затруднения при самостоятельном воспроизведении, возникновения необходимости незначительной помощи преподавателя.

2. Умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличия грубой ошибки, нескольких грубых ошибок при воспроизведении изученного материала; незначительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «2» ставится в случае:

1. Знания и усвоения материала на уровне ниже минимальных требований программы; наличия отдельных представлений об изученном материале.

2. Отсутствия умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличия нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1.Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

2.Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные связи (на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий. Может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов.

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2.Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины.

3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).

Оценка "3" ставится, если ученик

1. Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.

2. Излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.

3. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.

2. Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.

3. При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.


Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за самостоятельные письменные и контрольные работы

Оценка «5» ставится, если ученик:

1. Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.

2. Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.

Оценка «4» ставится, если ученик:

1. Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.

2. Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но -допускает небольшие помарки при ведении записей.

Оценка «3» ставится, если ученик:

1. Правильно выполняет не менее половины работы.

2. Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов.

3. Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «2» ставится, если ученик:

1. Правильно выполняет менее половины письменной работы.

2. Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".

3. Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные работы

Оценка «5» ставится, если:

1. Правильной самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой ' последовательности проведения опытов, измерений.

2. Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.

3. Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.

4. Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.

Оценка «4» ставится, если ученик:

1. Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два — три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.

2. При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.

Оценка «3» ставится, если ученик:

1.1 Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.

2. Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.

3. Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.

4. Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.

2. Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.


Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за наблюдением объектов


Оценка «5» ставится, если ученик:

1. Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.

2. Выделяет существенные признаки у наблюдаемого объекта, процесса.

3. Грамотно, логично оформляет результаты своих наблюдений, делает обобщения, выводы.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1. Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.

2. Допускает неточности в ходе наблюдений: при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет второстепенные.

3. Небрежно или неточно оформляет результаты наблюдений.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. Допускает одну-две грубые ошибки или неточности в проведении наблюдений по заданию учителя.

2. При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет лишь некоторые из них.

3. Допускает одну-две грубые ошибки в оформлении результатов, наблюдений и выводов.

Оценка «2» ставится, если ученик:

1.Допускает три-четыре грубые ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.

2. Неправильно выделяет признаки наблюдаемого объекта, процесса.

3. Допускает три-четыре грубые ошибки в оформлении результатов наблюдений и выводов.


Общая классификация ошибок.

При оценке знаний, умений, навыков следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые), недочёты в соответствии с возрастом учащихся.

Грубыми считаются ошибки:

- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений, теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения, наименований этих единиц;

- неумение выделить в ответе главное; обобщить результаты изучения;

- неумение применить знания для решения задач, объяснения явления;

- неумение читать и строить графики, принципиальные схемы;

- неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, наблюдение, сделать необходимые расчёты или использовать полученные данные для выводов;

- неумение пользоваться первоисточниками, учебником, справочником;

- нарушение техники безопасности, небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.

К негрубым относятся ошибки:

- неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 1 — 3 из этих признаков второстепенными;

- ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы;

- ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;

- ошибки в условных обозначениях на схемах, неточность графика;

- нерациональный метод решения задачи, выполнения части практической работы, недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики изложения, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

- нерациональные методы работы со справочной литературой;

- неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.


Критерии оценивания тестовых заданий с помощью коэффициента усвоения (К)


К= А: Р А- число правильных ответов в тесте

Р- общее число ответов


Коэффициент  К

Оценка

0,9-1

«5»

0,8-0,89

«4»

0,7-0,79

«3»

Меньше 0,7

«2»









Критерии оценки проекта


Критерии оценки

Максимальный балл

1.Самостоятельность выполнения работы

5

2. Глубина разработки и научность материалов проекта

5

3. Умение логично и последовательно излагать материал проекта

5

4. Составление презентации, ее соответствие критериям.

5

5. Свободное владение материалом (ответы на вопросы)

5

6. Оформление проекта

3

7. Умение изложить материал в отведенное для доклада время (10 – 15 мин.)

2

Итого:

20

20 баллов – «5»

15-19 баллов—«4»

10-15 баллов –«3»


Оценочная таблица мультимедийной презентации



Создание слайдов

Максимальное количество баллов

  1. Титульный слайд с заголовком

5

  1. Библиография (с перечислением всех используемых ресурсов)

5

  1. Технологии, используемые в презентациях:

 

    1. Настройка анимации на объектах

5

    1. Смена слайдов

5

    1. Вставка графических объектов

5

    1. Мультемедиа. Использование звука, видео.

  1. Обоснованность выбора данных графических объектов

5

  1. Слайды представлены в логической последовательности

5

  1. Удобство навигации по слайдам (возможность управления, переход к любому слайду…)

10

  1. Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы

10

  1. Отсутствие ошибок

10

  1. Сохранение единого стиля

5

  1. Красивое оформление презентации

10

Итого

85


80-85 баллов –«5»

70-80 баллов-«4»

60-70 баллов –«3»



  1. Учебно-методического обеспечения образовательного процесса

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование

УМК серии «Линия жизни» под редакцией В. В.Пасечника с 5 по 9 класс.

• Биология. 5-6 классы: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе (DVD)/ В.В. Пасечник, В.С. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г. Гапонюк; под ред. В.В. Пасечника; Рос. акад.наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение», 2014.-160с.: ил.

• В. В. Пасечник и др. Биология. Рабочая тетрадь. 5 класс

• В. В. Пасечник и др. Биология. Рабочая тетрадь. 6 класс

• В. В. Пасечник и др. Биология. Поурочные разработки. 5—6 классы (пособие для

учителя)

• В. В. Пасечник и др. Биология. 7 класс (учебник)

• В. В. Пасечник и др. Биология. Рабочая тетрадь. 7 класс

• В. В. Пасечник и др. Биология. Поурочные разработки.7 класс (пособие для учителя)

• В. В. Пасечник и др. Биология. 8 класс (учебник)

• В. В. Пасечник и др. Биология. Рабочая тетрадь. 8 класс

• В. В. Пасечник и др. Биология. Поурочные разработки. 8 класс (пособие для учителя)

• В. В. Пасечник и др. Биология. 9 класс (учебник)

• В. В. Пасечник и др. Биология. Рабочая тетрадь. 9 класс

• В. В. Пасечник и др. Биология. Поурочные разработки. 9 класс (пособие для учителя)

• В. В. Пасечник и др. Биология. Рабочие программы. 5—9 классы



9.Материально – техническое обеспечение образовательного процесса

Средства на печатной основе:

демонстрационные печатные таблицы по биологии растений, зоологии, общей биологии.

Муляжи и модели: муляжи плодов, модель ДНК, рельефные таблицы, модели-аппликации.

Магнитные модель: деление клетки, законы Менделя, классификация растений и животных, синтез белка

Набор коллекций

Коллекции по ботаники

Коллекции по зоологии

Коллекции по общей биологии

Технические средства обучения

Компьютер

Проектор

Интерактивная доска

Оптические приборы

Микроскоп ученический

Лупа ручная

Натуральные объекты

Микропрепараты

Комплект микропрепаратов «Ботаники-1»

Комплект микропрепаратов «Ботаники-2»

Комплект микропрепаратов «Зоология»

Комплект микропрепаратов «Анатомия»

Комплект микропрепаратов «Общая биология»

Гербарии

Гербарий по ботанике

Гербарий по общей биологии


Электронные пособия

1.Биология 6 класс. В помощь учителю и ученику. ООО «Компэду», 2014

2.Интерактивные творческие задания. Биология 7-9 класс

3.Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс. Учебное электронное издание. Республиканский мультимедиа центр, 2004

4.Электронное приложение к учебнику. Биология. 5-6 классы. «Линия жизни»


Учебно-методическая литература для учителя


1. Гончаров О.В. Генетика. Задачи. – Саратов: Лицей, 2008. –352 с.

2. Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. – М.: Просвещение, 2002. – 67 с.

3. Мамонтов С.Г. и др. Основы биологии: Курс для самообразования/ С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Т.А. Козлова. – М.: Просвещение,1992 – 416 с. ил.

4. Олимпиадные задания по биологии. 6-11 классы/авт.Л.М. Кудинова. – Волгоград: Учитель,2007. – 119 с.

5. Пикеринг В.Р. Биология. школьный курс в 120 таблицах. –М.: Аст-пресс,1997

6. Подготовка к олимпиадам по биологии.8-11 классы /Т.А. Ловкова. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 128 с.

с.

6. Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. – М., Просвещение, 1992, 1995 гг.

7.Теремов А., Рохлов, В. Занимательная зоология: книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2010– 258с.: ил. – («Занимательные уроки»)


8. Шарова, И. Х. Зоология беспозвоночных: кн. для учителя. – М.: Просвещение,2011. – 304 с.


Учебно-методическая литература учащихся

1. Биология. 9 класс. Тематические тестовые задания / Р.А. Петросова, Н.А. Богданов. – М. : Дрофа, 2011. – 253, [3] с. – (Готовимся к экзаменам. ГИА).
2. Биология. 9 класс. ГИА. Тренировочные варианты к экзамену. – Саратов: Лицей, 2011. – 1443. Дмитриева, Т. А., Суматохин, С. В. Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6–7 кл.: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2010.– 128 с.: ил. – (Дидактические материалы).

3. Молис С.А. книга для чтения по зоологии. Для уч-ся 6-7 кл/ Сост. С.А. Молис. – 2-е изд. перераб. – М.: Просвещение, 1986 г. – 224с., ил.

4.Трайтак Д.И. Книга для чтения по ботанике: Для учащихся 5-6 кл./Сосст. Д.И. Трайтак. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985. – 223 с., ил.

5.Я познаю мир: Детск. энцикл. / Сост. Л.А. Богрова, Худож. А.В. Кардашук; под об. ред. О.Г. Хинн. – М.: Изд-во АСТ, 1999




10.Использованная литература и ресурсы Интернет


Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др. Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни» 5-9 классы, пособие для учителей общеобразовательной учреждении, Просвящение,2011


http://window.edu.ru/resource/594/75594/files/Programma_5_9.pdf - Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011.


минобрнауки.рф/документы/- федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!