СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Биология 6класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Рабочая программа составлена на основе ФГОС ООО, Образовательной программы ООО Школы, примерной программы основного общего образования по биологии, учебного плана Школы. Программа ориентирована на использование учебника В.В. Пасечника Биология. Многообразие покрытосеменных растений.6 класс: Дрофа,2015 год. Учебник входит в линию УМК «Биология 5-11 классы» В.В. Пасечника. Рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Биология 6класс»

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Торбеевская основная школа имени А.И. Данилова»


Принята:

на заседании педагогического

совета

Протокол № _____

от «_____» ______________2017 г.



Утверждаю:

Директор школы

_________/_____________/

Приказ № ______

от « ___» ___________ 2017 г.







Рабочая программа по предмету

«Биология»

6 класс


на 2017-2018 учебный год




Разработана: Петровой С.Г. учителем первой

квалификационной категории




Торбеево

2017





Рабочая программа составлена на основе ФГОС ООО, Образовательной программы ООО МКОУ «Торбеевская ОШ», примерной программы основного общего образования по биологии, учебного плана МКОУ «Торбеевская ОШ». Программа ориентирована на использование учебника В.В. Пасечника Биология. Многообразие покрытосеменных растений.6 класс: Дрофа,2015 год. Учебник входит в линию УМК «Биология 5-11 классы» В.В. Пасечника. Рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки обучающихся.

Цели реализации программы:

  • Формирование представления о целостной картине мира, методах научного познания и роли биологической науки в практической деятельности людей;

  • Приобретение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли и значении растительных организмов в природе и жизни людей;

  • Овладение умением применять полученные на уроках биологии знания в практической деятельности;

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за растительными организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • Систематизация знаний об объектах живой природы, которые обучающиеся получили при освоении курса биологии в 5 классе;

  • Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде.

Задачи обучения:

  • Ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее правлениях, здоровья своего и других; экологическое сознание, воспитание любви к природе;

  • Развитие познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формирование интеллектуальных умений;

  • Овладение ключевыми компетенциями: учебно0познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

  • Формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Общая характеристика курса:

Курс биологии в 6 классе опирается на знания обучающихся, полученные ими при освоении курса «Биология. Бактерии, грибы, растения» в 5 классе. Он направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях покрытосеменных растений, их многообразии и эволюции, а также воздействии человека и его деятельности на растительный мир.

Материал курса биологии 6класса разделен на 4 главы.

Глава 1 «Строение и многообразие покрытосеменных растений» знакомит с особенностями внешнего и внутреннего строения вегетативных и генеративных органов цветковых растений.

Глава 2 «Жизнь растений» посвящена изучению особенностей процессов жизнедеятельности растительных организмов.

Глава 3 «Классификация растений» содержит информацию о главных систематических группах цветковых растений и принципах современной классификации.

Глава 4 «Природные сообщества» знакомит обучающихся с принципами формирования и развития биоценозов. Особое внимание уделено факторам среды обитания, многообразию связей между организмами и приспособлениям организмов к совместному проживанию на общей территории.

Место предмета в учебном плане:

В учебном плане МКОУ «Торбееская ОШ» на изучение биологии отводится 1 час в неделю (всего 34 часа в год).


Планируемые результаты освоения курса.

Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 6 классе являются следующие умения:

Личностные результаты обучения биологии:

  • осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;

  • формирование и развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений(доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);эстетического восприятия живых объектов;

  • умение применять полученные знания в практической деятельности;

  • осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;

  • определение жизненных ценностей, ориентация на понимание причин успехов и неудач в учебной деятельности; умение преодолевать трудности в процессе достижения намеченных целей;

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • фомирование и развитие уважительного отношения к окружающим, умение соблюдать культуру поведения и проявлять терпимость при взаимодействии со взрослыми и сверстниками;

  • оценка жизненной ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

  • формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды-гаранта жизни и благополучия людей на Земле.


Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (формирование и развитие навыков и умений).

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  • Владеть основами самоконтроля и самооцеки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

  • Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; и

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

  • Вычитывать все уровни текстовой информации.

  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

  • Строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные УУД:

  • слушать и вступать в диалог, учувствовать в коллективном обсуждении проблем;

  • интегрироваться и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

  • адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

1) в познавательной(интеллектуальной)сфере:

– понимать смысл биологических терминов;

– характеризовать методы биологической науки (наблюдение , эксперимент, измерение) и оценивать их роль в познании живой природы;

- осуществлять элементарные биологические исследования;

- описывать особености строения и основные процессы жизнедеятельности покрытосеменных растений;

- распознавать органы цветковых растений;

- устанавливать взаимосвязь между особенностями строения органов и функциями, которые они выполняют в организме растений;

- различать на рисунках,таблицах и среди натуральных объектов основные систематические группы растений отдела Покрытосеменные;

- сравнивать особенности строения однодольных и двудольных растений;

- составлять морфологическое описание растений;

- выделять прогрессивные черты цветковых растений, позволившие им занять господствующее положение в растительном мире;

- находить сходство в строении растений разных систематических групп и на основе этого доказывать их родство;

- объяснять взаимосвязь особенностей строения растений с условиями среды обитания; приводить примеры приспособления растений к среде обитания;

- характеризовать взаимосвязи между растениями в природных сообществах;

- объяснять роль растительных организмов в круговороте веществ в биосфере;

- оценивать роль растительных организмов в круговороте веществ в биосфере;

-оценивать роль покрытосеменных растений в природе и жизни человека.

-обосновывать значение природоохранной деятельности человека для сохранения и умножения растительного мира;

- формулировать правила техники безопасности в кабинете биологии при выполнении лабораторных работ;

-проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты;пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления изучения препаратов;

2. в ценностно-ориентационной сфере:

– демонстрировать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

3. в сфере трудовой деятельности:

– соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

- создавать условия, необходимые для роста и развития растений;

- проводить наблюдения за растениями;

- определять всхожесть семян и правильно высеивать семена различных растений;

- проводить искусственное опыление растений;

4. в сфере физической деятельности:

-уметь оказывать первую помощь при отравлении ядовитыми растениями;

6.в эстетической сфере:

– оценивать с эстетической точки зрения растения и растительные сообщества.

Ученик научится:

- характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности растений как представителей самостоятельного царства живой природы;

- применять методы биологической науки для изучения растений-проводить наблюдения за растениями, ставить несложные опыты и объяснять их результаты;

- использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению растительных организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи)

- ориентироваться в системе познавательных ценностей-оценивать информацию о растительных организмах, получаемую из разных источников; практическую значимость растений в природе и жизни человека.

Ученик получит возможность научиться:

- находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

- основам исследовательской и проектной деятельности по изучению растений, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.

- использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, работы с определителями растений; размножения и выращивания растений;

- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

- осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

- создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

- работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы;

- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.


Содержание.


Тема 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (13 часов)

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней.

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.

Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.

Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.

Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

Демонстрация

Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.

Лабораторные и практические работы

Строение семян двудольных и однодольных растений.

Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы.

Корневой чехлик и корневые волоски.

Строение почек. Расположение почек на стебле.

Листья простые и сложные.

Строение кожицы листа. Клеточное строение листа.

Внутреннее строение ветки дерева.

Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица).

Строение цветка.

Различные виды соцветий.

Многообразие сухих и сочных плодов.


Тема 2. Жизнь растений (11 часов)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).

Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.

Демонстрация

Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.

Лабораторные и практические работы

Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.

Вегетативное размножение комнатных растений.

Определение всхожести семян растений и их посев.

Экскурсии

Зимние явления в жизни растений.

Тема 3 Классификация растений (5 часов)

Систематика растений. Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные. Семейства Пасленовые и Бобовые Семейство Сложноцветные. Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные.

Лабораторные и практические работы

Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

Экскурсия

«Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте»


Тема 4. Природные сообщества (4 часа)

Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе. Развитие и смена растительных сообществ

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир.

Экскурсия:

Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.



Тематическое планирование.


Тема

Кол-во часов

Лабораторные работы

Экскурсии

1

Строение и многообразие покрытосеменных растений


14ч.

1.Строение семян двудольных и однодольных растений.

2.Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы.

3.Корневой чехлик и корневые волоски.

4. Строение почек. Расположение почек на стебле.

5. Листья простые и сложные.

6.Строение кожицы листа. Клеточное строение листа

7.Внутреннее строение ветки дерева. 8.Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица).

9.Строение цветка.

10.Различные виды соцветий.

11. Многообразие сухих и сочных плодов


2

Жизнь растений

11ч.

1.Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.

2.Вегетативное размножение комнатных растений.

3.Определение всхожести семян растений и их посев.


1.Зимние явления в жизни растений (проводится во внеурочное время)

3

Классификация растений

5ч.

1.Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.


2.Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте.


4

Природные сообщества

4ч.


3.Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.


Итого 34 часа




Учебно-методическое обеспечение учебного процесса:

1. Пасечник В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений 6 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2014 г.

2. Пасечник В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника. Тестовые задания ЕГЭ. Вертикаль/ М.: Дрофа, 2014 г.

3. Пасечник В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2014 г.



Материально-техническое обеспечение учебного процесса:

электронное приложение к учебнику на www.drofa. ru ,

материально- техническое оборудование кабинета биологии (Приложение 2)

дидактический материал по предмету,

интернет-ресурсы, позволяющие полностью реализовать как теоретические, так и практические требования




КТП ( Приложение № 1)

Календарно тематическое планирование.

№ урока по пред-мету

№ урока по теме

Содержание программного материала

Количество

часов

Дата

Примечания


Тема 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 часов)


1

1

Строение семян двудольных растений. Л.р. «Строение семян двудольных растений.»

1


2

2

Строение семян двудольных растений. Л.р. «Строение семян двудольных растений.»




3

3

Виды корней и типы корневых систем. Л.Р. «Виды корней и типы корневых систем. Стержневая и мочковатая корневые системы»

1


4

4

Строение корней. Л.Р. «Корневой чехлик и корневые волоски»

1


5

5

Видоизменения корней.

1



6

6

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Л.р. «Строение почек. Расположение почек на стебле».

1



7

7

Внешнее строение листа. Л.р. «Листья простые и сложные, их жилкование и расположение»

1



8

8

Клеточное строение листа. Видоизменение листьев Л.Р. «Строение кожицы листа. Клеточное строение листа»

1



9

9

Строение стебля. Многообразие стеблей. Л.Р. «Внутреннее строение ветки дерева»

1



10

10

Видоизменение побегов. Л.р. «Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица)».

1



11

11

Цветок и его строение. Л.р. «Строение цветка»

1



12

12

Соцветия. Л.р. «Ознакомление с различными видами соцветий»

1



13

13

Плоды их классификация. Распространение плодов и семян. Л.Р. «Многообразие сухих и сочных плодов».

1



14

14

Обобщение по теме.

1



Тема 2. Жизнь растений (11 часов)


15

1

Питание минеральное и воздушное. Минеральное питание растений.

1



16

2

Фотосинтез

1



17

3

Дыхание растений.

1



18

4

Испарение воды. Листопад




19

5

Передвижение воды и питательных веществ в растении. Л.Р. «Передвижение воды и минеральных веществ по древесине»

1



20

6

Прорастание семян. Л.Р. «Определение всхожести семян растений и их посев»

1



21

7

Способы размножения растений.

1



22

8

Размножение споровых растений.

1



23

9

Размножение голосеменных растений.

1



24

10

Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Л.Р. «Вегетативное размножение комнатных растений».

1



25

11

Половое размножение покрытосеменных растений

1



Тема 3 Классификация растений (5 часов)

26

1

Систематика растений. Основы классификации растений.

1



27

2

Класс двудольные. Семейства Крестоцветные и Розоцветные. Л.р. «Выявление признаков семейства по внешнему строению растений».

1



28

3

Семейства Бобовые и Пасленовые. Семейство Сложноцветные.

1



29

4

Класс Однодольные. Семейства Злаковые и лилейные»

1



30

5

Важнейшие сельскохозяйственные растения. Экскурсия «Выращивание растений в защищенном грунте»

1



Тема 4. Природные сообщества (4 часа)

31

1

Растительные сообщества. Взаимосвязи в природном сообществе.

1



32

2

Развитие и смена растительных сообществ. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир.

1



33

3

Экскурсия:

Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.

1



34

4

Итоговый урок.

1




11