Данный курс направлен на предупреждение неуспеваемости обучающегося начальных классов, обусловленной отклонениями в речевом развитии (первичного характера). На занятиях данного курса уточняются речевые возможности ребенка, уровень сформированности языковых средств, определяется состояние коммуникативных умений и навыков, осуществляется развитие и совершенствование психологических предпосылок активной учебной деятельности, произвольность деятельности и общения. Формирование этих свойств неразрывно связано с развитием основных учебных умений, прежде всего, навыков и умений планировать и контролировать учебную работу, осуществлять ее по ориентирам основным и вспомогательным, что важно для полноценного овладения грамотой, чтением и письмом.
Отклонения в речевом развитии имеют различную структуру и степень выраженности. Одни из них касаются только произношения звуков; другие затрагивают процесс фонемообразования и, как правило, сопровождаются нарушениями чтения и письма; третьи – выражаются в недоразвитии как звуковой, так и смысловой сторон речи и всех ее компонентов.
Эти задачи составляют основное содержание коррекционного обучения на первом этапе коррекционно-развивающего обучения.
На втором этапе осуществляется работа по восполнению пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи:
I этап коррекционно-развивающего обучения детей составляет, примерно, 22 занятия. Основными задачами являются:
На занятиях I этапа проводится автоматизация поставленных звуков в процессе учебных занятий. В ходе фронтальной части занятий формируются фонематические процессы и уточняются представления о звуко-слоговом составе слова. Кроме того, методом устного опережения осуществляется работа по уточнению и активизации имеющихся у детей словарного запаса и моделей простых синтаксических конструкций. Необходимость такого подхода обусловлена основным принципом коррекционно-развивающего обучения а именно: одновременная работа над всеми компонентами речевой системы. В связи этим методом устного опережения, в занятия I этапа избирательно включаются элементы материала второго и третьего этапов. Фронтальная часть занятий складывается из следующих видов работы:
По мере устранения нарушений звукопроизношения фронтальная работа занимает всё больше времени, однако при этом она осуществляется при строго обязательном индивидуальном подходе каждому ученику с учётом его психологических особенностей, степени выраженности речевого дефекта и отработанности каждого звука.
В течение всего периода ведется активная работа над уточнением и постановкой дефектных звуков и параллельно – над развитием и совершенствованием фонематических представлений. Эта работа, проводимая на основе анализа звучащей речи, занимает на занятиях центральное место. В процессе реализации данного учебного комплекса дети уточняют практические представления о предложении, слове, слоге, ударении, букве, звуке, гласном, согласном.
Таким образом, в процессе реализации содержания II этапа занятий формируются умения и навыки полноценной речевой деятельности, в частности построения и свободного продуцирования связного учебного высказывания (типа доказательства, рассуждения).
Поскольку целью занятий является развитие полноценной речевой деятельности, в ходе выполнения любого упражнения нужно не только формировать средства языка (произношение, словарь, фонематические процессы, грамматический строй), но и учить детей свободно, адекватно пользоваться ими в процессе общения. Отрабатываются эти умения в процессе составления предложений и связных высказываний. На I и II этапах эти навыки формировались в процессе работы над развитием полноценных представлений о звуковом и морфемном составе слова. Совершенствованию этих умений отводится III этап
1. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова.
2. Коррекция дефектов произношения.
При завершении 1 этапа коррекционно-развивающего обучения следует провести проверку усвоения обучающимся содержания данного этапа. К этому времени у обучающегося должен быть:
называть звуки, из которых состоит слово, давать им характеристику (гласные – ударные и безударные; согласные – звонкие и глухие, твёрдые и мягкие);
1. Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счет развития умения активно пользоваться различными способами словообразования.
2. Уточнение значений используемых синтаксических конструкций.
3. Дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи путем овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций
По истечении 2 этапа коррекционно-развивающего обучения обучающийся должен уметь:
1. Развитие и совершенствование умений и навыков связного высказывания.
2. Программирование смысловой структуры высказывания, установление связности и последовательности его.
3. Отбор языковых средств, необходимых для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картинки).
№п\п | Дата | Тема занятий | Кол – во часов | Содержание по темам |
план | факт |
1 этапа. Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи – 41 час |
1 | 7.09 | 7.09 | Звук, слог, слово | 1 | Дифференциация речевых и неречевых звуков. Понятие об органах речи органах речи. (Игра «Что звучит»). Слияние звуков. Звуковая схема. Определение схемы собственного тела, правого и левого направлений в пространстве. Установление пространственных взаимоотношений объектов; последовательности предметного ряда, числового ряда. Активизация лексического запаса на заданную тему |
2 | 8.09 | 8.09 | Слово, предложение. | 1 | Формирование умения выделять из речи предложения, определять количество предложений в речи, умение составлять схемы предложений. Дать понятие о большой букве в начале и знаках препинания в конце предложения. Помочь в выводе, что является предложением. |
3 | 14.09 | 14.09 | Предложение: повествовательное, вопросительное, восклицательное | 1 | Выделение слов из предложений. Схема слова. Схема предложения. Предложение состоит из слов. _______________. Слова пишутся раздельно. ______ _______. Составление предложений с опорой на схему, делить предложения на слова, определять количество слов в предложении. Виды предложений. |
4 | 15.09 | 15.09 | Гласные звуки и буквы (и уже знакомые буквы). | 1 | Выделение гласного в слове, где он образует слог из одной буквы Э-ХО, И-ВА. Способствовать формированию правильной артикуляции гласных. Карточки -символ гласного звука. Роль гласного звука в слове. Обозначение гласного звука буквой. Игровое упр. «Парад букв». |
5 | 21.09 | 21.09 | Слогообразующая роль гласных звуков | 1 | Слог как часть слова. Составление слова из частей (слогов). Продолжить работу над правильной артикуляции гласных. Понятие о слогообразующую роли гласных звуков. Схема слога, слова, предложения; выделение гласных. |
6 | 22.09 | 22.09 | Деление слов на слоги | 1 | Формирование умения определять односложные, двухсложные, трёхсложные слова (делить слова на слоги), анализировать схемы, определять количество звуков и слогов в словах. Составление слов из предложенных слогов. Игра: «Слоги разбежались» |
7 | 28.09 | 28.09 | Ударение | 1 | Понятие об ударении. Определение сильной (ударной) позиции в слове. Смыслоразличительная роль ударения. Графическая схема ударных и безударных гласных. Совершенств. умения делить слова на слоги, определять количество звуков и слогов в словах, выделять ударные и безударные слоги, анализировать схемы. Учить детей разбираться в значении слов. Способствовать осознанию детьми смыслоразличительной роли ударения (со словами, типа, ЗАМОК-ЗАМОК). |
8 | 29.09 | 29.09 | Ударение. Ударный и безударный слоги. | 1 | Графическая схема ударных и безударных гласных а/о. Понятие об ударении. Смыслоразличительная роль ударения. Составление предложений об осени из двух слов с опорой на картинку. Пересказ полученного рассказа. |
9 | 5.10 | 6.10 | Согласные звуки (и знакомые уже буквы). | 1 | Выявить и расширить знания детей о согласных звуках, развивать умение находить согласные в слове. Помочь детям сделать выводы о согласных; провести разграничение понятий «звук» -«буква», «гласный звук» -«согласный звук». Сопоставление звука и буквы. Содействовать совершенствованию звукового и звуко-слогового анализа. Вычисление звонких по акустическим признакам из начала, середины, конца слова и серии слогов. |
10 | 6.10 | 5.10 | Гласные звуки (знакомые гл. буквы 2 ряда). | 1 | Выделение гласного в слове где он образует слог из одной буквы. Я-ма, ю-ла, е-жи. Сопоставление с гласными 1 ряда. Обозначение гласного звука буквой. Сопоставление звук-буква. |
11 | 12.10 | 6.10 | Твердые и мягкие согласные. | 1 | Помочь детям в различении твёрдости и мягкости согласных по акустическим и моторным признакам. Познакомить с символами –обозначением твёрдого и мягкого согласного звуков. Чтение и сравнение слогов ма-мя, но-нё. Определение позиции t и t' звуков. Дать понятие об обозначение на письме мягкости согласных гласными 2-го ряда. |
12 | 13.10 | 12.10 | Звонкие и глухие согласные. | 1 | Различие звонкости и глухости звуков по акустическим признакам. Познакомить детей с графической схемой слова с выделением согласного звука и его обозначением; с картинкой – символом обозначения звонких и глух. согласных звуков; со словами –паронимами: образование слов, путем замены звонкого согласного на глухой согласный звук. |
13 | 19.10 | 13.10 | Звуки ф -ф'. Буквы ф, Ф. | 1 | Формирование умений различать по акустическим и моторным признакам звуки ф-ф', определять и выделять согласные звуки ф-ф' в слогах, словах, предложениях. Помочь детям увидеть согласный в твёрдой и мягкой позиции; провести звуко-слоговой анализ слов, типа: ФОКУС, ФИЛИН; читать и печатать буквы Ф, ф. Совершенствовать навыки чтения и печатания слогов и слов, типа АФ, ФА, ФЛАГ, ЛИФТ, ШКАФ -ШКАФЫ при помощи упражнений с разрезной азбукой. |
14 | 20.10 | 19.10 | Звуки в -в'. Буквы В, в. | 1 | Формирование умений различать по акустическим и моторным признакам звуки в-в', определять и выделять согласные звуки в-в' в слогах, словах, предложениях. Помочь детям увидеть согласный в твёрдой и мягкой позиции; провести звуко-слоговой анализ слов, типа: ВЕТКА, ХВОСТ; читать и печатать буквы В, в. Совершенствовать навыки чтения и печатания слогов и слов с буквой в. |
15 | 26.10 | 20.10 | Различие звуков ф -в (ф' -в'). | 1 | Различение по акустическим и моторным признакам. Звуко-слоговой анализ на примере слов, типа, АЛФАВИТ. Активизация словаря словами-паронимами, типа, ВАТА ~ ФАТА, ВАНЯ –ФАНЯ, ВЕНЯ –ФЕНЯ. Составление предложения по сюжетной картинке: НА СТОЛЕ В ВАЗАХ ЛЕЖАТ КОНФЕТЫ И ВАФЛИ. |
16 | 27.10 | 26.10 | Звуки п -п'. Буквы П,п. | 1 | Формирование умений различать по акустическим и моторным признакам звуки п -п определять и выделять согласные звуки п -п' в слогах, словах, предложениях. Помочь детям увидеть согласный в твёрдой и мягкой позиции, провести звуко-слоговой анализ слов, типа: плот, пила. Звукобуквенный анализ, чтение и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами. |
17 | 9.11 | 27.10 | Звуки б -б'. Буквы Б, б. | 1 | Формирование умений различать по акустическим и моторным признакам звуки б -б' определять и выделять согласные звуки б -б' в слогах, словах, предложениях. Помочь детям увидеть согласный в твёрдой и мягкой позиции, провести звуко-слоговой анализ слов, типа: бант, бинт. Упражнять в чтении с ускорением темпа, изменением последовательности и различны м ударением слогов, типа Ба –бо –бу, Бо –ба –бу, Бу –бо –ба. Звукобуквенный анализ, чтение и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами. |
18 | 10.11 | 9.11 | Различие звуков п -б (п' -б') | 1 | Различения по акустическим и моторным признакам в слогах, словах предложениях. Сравнить палка - балка. Чем похожи, чем отличаются? Активизации словаря словами-паронимами, типа, палка –балка, почка –бочка. Помогать детям находить и сравнивать лексическое значение слов-паронимов. Составление предложений со словами-паронимами по сюжетным картинкам. |
19 | 16.11 | 10.11 | Звуки т -т'. Буквы Т, т. | 1 | Формирование умений различать по акустическим и моторным признакам звуки т -т'. Помочь детям увидеть согласные звуки т -т' в твёрдой и мягкой позиции; определять и выделять данные звуки в слогах, словах, предложениях; соотносить их с буквой; читать и печатать буквы т, Т; способствовать формированию умения писать строчную букву т, различать её среди других букв; содействовать дифференциации букв, имеющих кинетическое сходство п и т. |
20 | 17.11 | 16.11 | Звуки д -д'. Буквы д, Д. | 1 | Формирование умений различать по акустическим и моторным признакам звуки д -д'. Помочь детям увидеть согласные звуки д - д' в твёрдой и мягкой позиции; определять и выделять данные звуки в слогах, словах, предложениях; соотносить их с буквой; читать и печатать буквы д, Д; формирование умения писать строчную букву д, умения различать её среди других букв; содействовать дифференциации букв, имеющих кинетическое сходство д -б. Звукобуквенный анализ, чтение и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами. Продолжить работу над совершенствованием умений и навыков звукового анализа на примере слов, типа: дрозд, драп, день, дверь. |
21 | 23.11 | 17.11 | Различие звуков т -д (т' -д') | 1 | Совершенствование умений и навыков звуко-слогового анализа на примере слов-паронимов, типа: дом –том, дачка -тачка. Чем похожи, чем отличаются? Определение лексического значения слов-паронимов. Составление предложений со словами-паронимами; по сюжетной картине «Стадо на пастбище» (Из трубы идет дым. Доярка сидит на стульчике. Пастух сидит под деревом.) |
22 | 24.11 | 30.11 | Звуки к -к'. Буквы к, К. | 1 | Формирование умений различать по акустическим и моторным признакам звуки к -к'. Помочь детям увидеть согласные звуки к -к' в твёрдой и мягкой позиции; определять и выделять данные звуки в слогах, словах, предложениях; соотносить их с буквой. Формирование умений читать и печатать буквы к, К, писать строчную букву к, различать её среди других букв. Звукобуквенный анализ, чтение и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами (Казань, Кама). Продолжение цикла бесед о нашем крае. «Казань –столица нашей республики». Составление цепочек слов, типа: коза –поза –пол а –полк –волк. |
23 | 30.11 | 1.12 | Звуки г -г'. Буквы г, Г. | 1 | Формирование умений различать по акустическим и моторным признакам звуки г -г'. Помочь детям увидеть согласные звуки г -г в твёрдой и мягкой позиции; определять и выделять данные звуки в слогах, словах, предложениях; соотносить их с буквой. Формирование умений читать и печатать буквы г, Г, писать строчную букву г, различать её среди других букв. Звукобуквенный анализ, чтение и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами (гимн, герб, флаг). «Гимн, герб, флаг –символы Республики Татарстан». |
24 | 1.12 | 4.12 | Различие звуков к -г (к' -г') | 1 | Сравнительный звуко-буквенный и звуко-слоговой анализ слов типа: Кол –гол. Корка –горка. Определить лексическое значение слов-паронимов, типа: Кол –гол. Корка -горка Выявить и расширить словарный запас детей по темам «Овощи», «Фрукты». Добавление предложения по картинке: В землю вбили… В ворота забили…. |
25 | 7.12 | 5.12 | Звуки с - с'. Буквы с, С. | 1 | Формирование умений различать по акустическим и моторным признакам звуки с –с. Помочь детям увидеть данные звуки в твёрдой и мягкой позиции; определять и выделять их в слогах, словах, предложениях; соотносить их с буквой. Формирование умений читать и писать буквы с, С, различать их среди других букв (сопоставление написания с-е). Звукобуквенный анализ, чтение и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами. Звукобуквенный и звуко-слоговой анализ слов типа слон, стол, пост, страх, столб. Подбор слов к звуковым схемам. |
26 | 8.12 | 7.12 | Звуки з - з'. Буквы з, З. | 1 | Формирование умений различать по акустическим и моторным признакам звуки з-з'; определять и выделять их в слогах, словах, предложениях; соотносить их с буквой. Формирование умений читать и писать буквы з, З, различать их среди других букв (сопоставление написания з -э). Звукобуквенный и звуко-слоговой анализ слов, чтение и письмо слогов, слов, типа: звонок, стрекоза; предложений с изученными буквами. Подбор слов к звуковым схемам. Понятие о непроизносимой согласной на конце слова. |
27 | 14.12 | 8.12 | Различие звуков с -з (с' -з') | 1 | Находить предмет по данному слогу: сан, за, со (санки, замок, собака). Звуко-слоговой анализ слов типа сказочник, стрекоза, кузовок. Дид. упр-е «Прятки». Упражнять в применении правила о написании непроизносимой согласной на конце слова. Игровое упр-е «Кто с кем вышел на прогулку. Кто без кого вышел на прогулку». |
28 | 15.12 | 14.12 | Звук ш. Буквы ш, Ш | 1 | Помочь детям увидеть согласный звук ш в твёрдой позиции; определять и выделять его в слогах, словах, предложениях; соотносить с буквой; способствовать формированию умения писать буку ш, различать её среди других букв (сопоставление ш, и). Составление слов из слогов (.шко…, шля…). Выделение заданного звука в тексте (на примере выделения слов со звуком ш в стихотворении Г. Тукая «Мышь, попавшая в молоко»). |
29 | 21.12 | 15.12 | Звук ж. Буквы ж, Ж | 1 | Помочь детям увидеть согласный звук ж в твёрдой позиции; определять и выделять его в слогах, словах, предложениях; соотносить с буквой; формирование умения писать буку ж, различать её среди других букв (сопоставление ж, х). Звукобуквенный анализ, чтение и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами |
30 | 22.12 | 21.12 | Различие звуков ш – ж | 1 | Звуко-слоговой анализ слов типа: одежда, пижама, шарф, шорты, шапка, рубашка. Активизация словаря по теме «Одежда». Образование слов Р.п, мн. числа. Составление развёрнутого ответа на вопрос «В какой чемодан положишь одежду со звуком Ш?». Почему. |
31 | 11.01 | | Различие звуков с – ш | 1 | Графическое изображение звуков с –ш. Звуко-слоговая схема слова с написанием согласного с и ш слов типа: Саша, старушка. Игровое упр-е «Буква потерялась». Введение в речь предлога от. Составление предложений типа: Груша от грушевого дерева. Слива от сливого дерева. |
32 | 12.01 | | Звуки р -р'. Буквы р, Р. | 1 | Формирование умений различать по акустическим и моторным признакам звуки р -р'; определять и выделять их в слогах, в словах, предложениях. Звуко-слоговой анализ слов, типа: трактор, бульдозер, кран. Чтение, звуковой анализ и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами |
33 | 18.01 | | Звуки л - л'. Буквы л, Л. | 1 | Формирование умений различать по акустическим и моторным признакам звуки л -л'; определять и выделять их в слогах, в словах, предложениях. Звуко-слоговой анализ слов, типа: клубника, пластинка, солдатик. Чтение, звуковой анализ и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами. |
34 | 19.01 | | Различие звуков л – р (л' -р') | 1 | Выявление различий по акустическим и моторным признакам звуков л –р (л' -р'); Звуко-слоговой анализ слов типа здравствуйте. Активизация словаря по теме «Театр»: артист, ария, опера, балет, балерина, партер бельэтаж, ложа. Игра «Наоборот» грустный –веселый. Составление предложений по картинке «В театре». Способствовать формированию умения пересказывать только что составленный по сюжетной картинке рассказ из 3 –5 предложений. |
35 | 25.01 | | Звук ч. Буквы ч, Ч. | 1 | Помочь детям определять и выделять звук ч в слогах, словах, предложениях; соотносить звук с буквой; способствовать формированию умения писать буку ч, различать её среди других букв (сопоставление У - Ч). Ззвуко-слоговой анализ слов, типа: пограничники. Чтение, звуковой анализ и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами |
36 | 26.01 | | Различие звуков ч - т' | 1 | Различение по акустическим и моторным признакам звуков ч - т'. Звуко-слоговой анализ слов типа: КРИЧАТЬ. Сравнительный звукобуквенный и звуко-слоговой анализ слов-паронимов, типа: печь – петь. Активизация словаря словами паронимами. Определить лексическое значение слов-паронимов: ПЕЧЬ – ПЕТЬ; ВЕЧЕР -ВЕТЕР. ПЕТЬКА – ПЕЧКА. ТЁЛКА-ЧЁЛКА. МЯТЬ – МЯЧ, БИТЬ -БИЧ |
37 | 1.02 | | Звук щ. Буквы щ, Щ. | 1 | Формирование умений определять по акустическим и моторным признакам согласный звук щ; выделять его в слогах, словах, предложениях; соотносить с буквой; способствовать формированию умения писать буку щ, различать её среди других букв (сопоставление ш, щ). Звуко-слоговой анализ слов, типа: щенок, ящерица, плащ. Чтение, звуковой анализ и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами. |
38 | 2.02 | | Различие звуков ч –щ | 1 | Различение по акустическим и моторным признакам звуки ч - щ . Продолжить формирование навыков звуко-слогового анализа на примере слов, типа: щучка. Различение букв ч - щ. Активизации и уточнению словаря словами, типа чемодан – чемоданчик –чемоданище, волк –волчонок –волчище. Правила правописания «Ча–ща», «Чу – щу». Дополнить предложение словом со звуком ч (Я ищу … ключ, очки, ручку). |
39 | 8.02 | | Звук ц. Буквы ц, Ц. | 1 | Формирование умений определять звук ц по акустическим и моторным признакам; выделять его в слогах, словах, предложениях; соотносить с буквой; способствовать формированию умения писать буку ц, различать её среди других букв (сопоставление ц – и). Звуко-слоговой анализ слов, типа: страница, сестрица. Чтение, звуковой анализ и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами |
40 | 9.02 | | Различие звуков т -ц | 1 | Различение по акустическим и моторным признакам звуков т -ц. Звуко-слоговой анализ слов типа: цыплята, отец, пти-цы, цветы. Способствовать активизации и уточнению словаря по теме «Детёныши животных» («У кого кто?» У курицы цыплята. У лисицы лисята.) Составление предложения по сюжетной картинке «Перелётные птицы улетают на юг». |
41 | 15.02 | | Повторение и обобщение основных изученных понятий | 1 | Обобщение и систематизация знаний детей о звуках. Определение количества звуков в слогах, словах, их характеристика. Закрепление умений употреблять учебную терминологию: звуки и буквы, гласный и согласный, ударение, звонкий и глухой, твёрдый и мягкий. |
2 этап. Восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи – 10 часов |
Коррекционная работа на уровне слова – 6 часов |
42 | 16.02 | | Слово, обозначающее предмет | 1 | Подбор слов к звуковой схеме. Чем отличаются схемы? Вопрос к слову. Что это? Кто это? Почему поставили этот вопрос? Графическое изображение слова предмета ___ Слово -часть предложения. Разбор предложения: Дети насыпали корм птицам. Насыпали корм кому? (птицам). Насыпали когда? (зимой). Распространение предложения по вопросам. |
43 | 22.02 | | Слово, обозначающее действие предмета. | 1 | Подбор слов к звуковой схеме. Что делает? Графическое изображение слова-действия: ====== Подбор слов-действий к картинкам. Тает снег. Бегут ручьи. Появились проталины. Возвращаются птицы. Озаглавливание текст. Пересказать его. |
44 | 1.03 | | Дифференциация предмет -действие. | 1 | Подбор слов к звуковой схеме СТРИЖ. Графическое изображение слов -предметов и действий. Игра «Будь внимательнее». Выделение слов из предложения. Рыба плавает. Солнце светит. |
45 | 2.03 | | Слово обозначающее признак предмета. | 1 | Подбор слов к слоговой структуре. Перестановка буквы в слове МАРКА –РАМКА. Графический диктант. Подбор слов признаков к предмету. Вопрос -какой? Игровое упр. «Кто больше увидит слов-признаков» |
46 | 15.03 | | Дифференциация предмет, действие, признак | 1 | Образование слов путем замены гласных: мал -мял –мул. Графический диктант. Игровое упр. «Кто больше подберет слов-предметов к словам-действиям «Назови профессию людей по их действию». Грамматическое кое оформление предложения |
47 | 16.03 | | Повторение | 1 | Обобщение и систематизация знания детей о словах, обозначающих предметы, действия и признаки предметов. Упражнения в выработке умения правильно употреблять их в речи. Графический диктант. Разбор предложений с выделением членов предложения. |
Коррекционная работа на уровне словосочетания – 4 часа |
48 | 22.03 | | Согласование слов в числе | 1 | Практическое употребление словосочетаний в роде(жен., муж., ср.) Игра «Какого цвета?». У меня синий шар. У меня жёлтое ведро. У меня красная смородина. Закончить предложение Груша сладкая, а лимон... Дерево высокое, а куст... Молоко жидкое, а сметана ... |
49 | 23.03 | | Согласование слов в роде | 1 | Практическое употребление словосочетаний в роде(жен., муж., ср.) Игра «Какого цвета?». У меня синий шар. У меня жёлтое ведро. У меня красная смородина. Закончить предложение Груша сладкая, а лимон... Дерево высокое, а куст... Молоко жидкое, а сметана ... |
50 | 5.04 | | Практическое усвоение словосочетаний образованных по типу управления. | 1 | I. Уточнение формы вин. падежа. Игра «Кто самый наблюдательный 2.Уточнение формы Д. падежа. Игра «Кому нужны эти вещи?», «Профессии». 3.Уточнение формы Р. падежа. Игра «Угадай, чьи это вещи?» 4.Уточнение формы Т. падежа. Игра «Кто с кем?» 5.Уточнение формы П. падежа. Игра «Кто где живет?». Закончить предложение. Стол изготовлен из ... . Платье сшито из .... Шаль связана из |
51 | 6.04 | | Практическое усвоение словосочетаний, образованных по типу примыкания. | 1 | Употребление словосочетаний с наречиями: громко, быстро, тихо, медленно и т.д. Составить предложение из данных слов: мальчик, бежать, быстро. дети, кричать, громко и т.д. |
3 этап. Восполнение пробелов в формировании связной речи – 15 часов |
Коррекционная работа на уровне предложения – 7 часов |
52 | 12.04 | | Практическое овладение построением простого нераспространенного предложения. Предложения с однородными членами. | 1 | Согласование глагола с именем существительным. Главные члены предложения. Практическая работа с текстом «Весна». |
53 | 13.04 | | Практическое овладение умением выделять в предложении главные члены. Дифференциация «Словосочетание -предложение» | 1 | Практическое усвоение сочетаемости слов. Осознанное построение предло-жений. Главные члены предложения. Составление предложений из данных словосочетаний |
54 | 19.04 | | Практическое овладение умением выделять в предложении главные члены. Дифференциация «Словосочетание -предложение» | 1 | Практическое усвоение сочетаемости слов. Осознанное построение предло-жений. Главные члены предложения. Составление предложений из данных словосочетаний |
55 | 20.04 | | Практическое овладение распространением предложения за счёт дополнения в В.п. и Р.пад. с предлогом и без в ед. и мн.ч. | 1 | Практическое употребление вин. пад. ед. и мн. числа. Беспредложное управление. Обогащение словаря профессиями людей. Предложения с однородными членами. Графическая схема предложения. Связь слов в простом предложении. Дети слепили бегемота. Практическое употребление род. п. ед. и мн. ч. Игра «Угадай, чего не стало?» Чтение и анализ «Чей хвост лучше» |
56 | 26.04 | | Распространение предложения путем введения определения к дополнению. | 1 | Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе. Поздняя весна - ранняя весна. Составление предложений из 4-х слов по схеме |
57 | 27.04 | | Практическое овладение распространением предложения за счёт дополнения в Т. пад. и Д. падеже. с предлогом и без предлога в ед.ч. | 1 | Практическое употребление Т. падежа. Игровое упражнение «Что между чем». Составление предложений по схеме: кто? что? чем? Мальчик забивает гвоздь молотком. Согласование им прилагательного с им. сущ. в падеже. Практическое употребление дат падежа. Чтение и анализ сказки «Три медведя» |
58 | 3.05 | | Распространение предложения с опорой на вопрос. | 1 | Активизация и обогащение словаря. Количественное увеличение слов в предложении. Составление предложений по картине «Скворец». Чтение текстов без окончаний, нахождение предложений заданной конструкции. |
Коррекционная работа на уровне текста – 8 часов |
59 | 4.05 | | Текст. | 1 | Связь предложений в тексте. Практическое применение навыков согласования и управления. Виды текстов. Анализ текста. Коллективное составление текста из предложений по теме «Весна» («Осень») |
60 | 10.05 | | Дифференциация текст, предложение. Последовательный пересказ | 1 | Практическое употребление навыка согласования. Деление сплошного текста на отдельные предложения. Типы предложений по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное; по интонации: восклицательное и невосклицательное; |
61 | 11.05 | | Практическое овладение составлением рассказа из данных предложений. Последовательный пересказ | 1 | Составление предложений из данных словосочетаний. Деформированный текст. Закрепление умений составления теста из данных предложений («Сон», «Лиса и козёл»). Последовательный пересказ. Составление связного текста из деформированных предложений |
62 | 17.05 | | Практическое овладение составлением рассказа из данных предложений. Последовательный пересказ | 1 | Составление предложений из данных словосочетаний. Деформированный текст. Закрепление умений составления теста из данных предложений («Сон», «Лиса и козёл»). Последовательный пересказ. Составление связного текста из деформированных предложений |
63 | 18.05 | | Практическое овладение составлением плана к рассказу. Последовательный пересказ научно - художественного текста | 1 | Составление плана (коллективное). Дробление текста на части и озаглавливание их. Правила оформления плана. Последовательное описание собаки, щенят, конуры. |
64 | 24.05 | | Практическое овладение кратким пересказом текста «На катке». Изложение. | 1 | Однородные члены предложения (сказуемые). Согласование в роде и падеже. Грамматически верное оформление собственного высказывания предложениями сложной синтаксической конструкции. Большая буква в предложении. Грамматически правильное оформление плана и каждой новой части. Красная строка в тексте. Пересказ с опорой на рисунок. |
65 | 25.05 | | Практическое овладение составлением рассказа по сюжетной картине | 1 | Однородные члены предложения (подлежащие). Графическое изображение предложений. Правила написания однородных членов предложения. Согласование в роде и падеже. Самостоятельное составление плана. |
66 | 25.05 | | Практическое овладение составлением рассказа по серии сюжетных картинок и данному плану | 1 | Активизация словаря: животные нашего края. Беседа о животных нашего края. Составление рассказа по серии сюжетных картинок и по готовому плану. |