СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа и КТП по литературе к учебнику Г.С. Меркина. 5 класс. В соответствии с требованиями ФГОС

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе к учебнику Г.С. Меркина . 5 класс. В соответствии с требованиями ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и КТП по литературе к учебнику Г.С. Меркина. 5 класс. В соответствии с требованиями ФГОС»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа имени Героя Социалистического Труда Н.Г.Зырина р.п. Измайлово» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области


«СОГЛАСОВАНА» «УТВЕРЖДАЮ»

Заместитель директора по УВР Директор МОУ СОШ

им.Н.Г.Зырина р.п.Измайлово

_____________О.В. Лазарева ____________В.Т. Жидкова

27 августа 2020 г Приказ ОУ № 241 от 01.09.2020г



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО _ литературе

(указать учебный предмет, курс)


Срок реализации 2020- 2021 учебный год


Уровень образования (класс) основное общее образование- 5 класс

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием классов)


Количество часов: в неделю 3 часа, всего за год 105


Учитель Борзова Н.И.. (высшая категория)


Программа :

«Программа курса «Литература». 5-9 классы. Авторы – составители Г.С. Меркин, С.А. Зинин. ФГОС. Москва, «Русское слово», 2020 г.

(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)


Учебник: « Литература» 5 класс». В 2-х частях. Автор Г.С. Меркин. Москва. «Русское слово», 2020г.


(указать название учебника, год издания, издательство)















«Рассмотрена и принята на заседании ШМО

учителей гуманитарного цикла»

Руководитель ШМО

___________/____________________

Протокол №1 от__________2020г




Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература»

Личностные:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты:

  1. в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы; 

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; 

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; 

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;


4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.



К концу 5 класса ученик научится:

-определять авторов и знать содержание изученных художественных произведений;

- основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 5 классе: жанры фольклора: сказки, пословицы, поговорки; стихотворения в прозе; лирический герой (начальные представления);

- видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;

- объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;

- видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;

- сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода

- сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать её с точки зрения выражения авторской позиции.



Ученик получит возможность научиться:

Устно: правильно, бегло и выразительно читать вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть. Устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный ( небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки).

Давать развернутый ответ на вопрос, рассказывать о литературном герое, составлять характеристику героя или героев .

Строить отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Владеть навыками подготовки сообщений, диалога литературных героев .

Свободно владеть монологической и диалогической речью в объеме изучаемых в этих классах произведений.

Использовать словари (орфографические, орфоэпические, литературные, энциклопедические, мифологические, словарей имен и т. д.)

Письменно: развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы в 5 классе.

Создавать рассказ-характеристику одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика). Создать небольшой отзыв на самостоятельно прочитанную книгу.

Создавать план будущего сочинения (простого и сложного).

Свободно владеть письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5 классе.













Содержание учебного предмета «Литература»

Введение(1ч.)

Книга и ее роль в духовной жизни чело­века и общества (родина, край, искусство, нравственная па­мять). Литература как искусство слова. Писатель — книга — читатель. Книга художественная и учебная.

Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, справочный аппарат, иллюстрации и т. д.). Теория литературы: автор, герой, художественная литература

Из мифологии (3ч.)

Рассказ о мифе и мифологии. Миф — своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию ми­ра. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.

Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». Мифы «пять веков» , «Прометей», «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о времени, человеческой истории, героизме.

Теория литературы: миф, мифологиче­ский сюжет; мифологический персо­наж ,античная мифология.

Развитие речи: подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа, словесное рисование, выбороч­ное чтение отдельных эпизодов и их пересказ.

Связь с другими искусствами: гомеровские сюжеты в изо­бразительном искусстве и книжной графике.

Краеведение: легенды, мифы и предания в регионе.

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии (или вечер одного стихотворения) — чтение наизусть стихо­творений из античной поэзии.

Из устного народного творчества (8ч.)

Истоки устного народного творчества, его основные виды.

Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в вол­шебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление пре­пятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказ­ка: «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от вол­шебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходства и различия. Сказки народов России. «Падчерицам.

Теория литературы: загадки, пословицы, поговорки (разви­тие представлений); антитеза, антонимы, иносказание. Сказка. Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпи­теты, сравнения и пр.). Сказочный персонаж. Типы сказочных персонажей. Образы животных, образ-пейзаж.

Развитие речи: работа со словарями, составление словар­ной статьи; сказывание сказки; сочинение собственной сказки.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, книжная выставка, кинофильмы и мультипликации по мотивам сказочных сюжетов.

Краеведение: сказки и другие жанры фольклора в регионе.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер сказок, фольклорный праздник, предметная неделя и др.

Входная диагностическая контрольная работа (тест №1)

Из древнерусской литературы(3ч.)

Создание первичных представлений о древнерусской лите­ратуре.

Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). История: исторические собы­тия, факты жизни государства и отдельных князей и их отраже­ние в древнерусской литературе (право на вымысел у древнерус­ского автора); нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы.

Теория литературы: начальное понятие о древнерусской литературе; летопись.

Развитие речи: пересказ текстов древнерусской литера­туры;

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Краеведение: родной край в произведениях древнерусской литературы.

Басни народов мира (1ч.)

Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басня «Ворон и Ли­сица». Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хи­трость, сообразительность, глупость, жадность; элементы ди­дактизма в басне.Жан де Лафонтен. Краткие сведения о баснописце. Басня «лисица и виноград»

Теория литературы: басня, притча, синонимы, сюжет, притча, эзопов язык, аллегория, иносказание, олицетворение

Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ри­сунки учащихся.

Русская басня(5ч.)

Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Нравствен­ная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просве­щение и невежество — основные темы басен. Русская басня в XX веке.

М.В. Ломоносов. Краткие сведения о писателе. Басня «Случились вместе два Астронома в пиру…».

А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Во­роной Лиса».

И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отно­шение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Те­матика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова.

С.В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.

Теория литературы: басенный сюжет; мораль, аллегория, сравнение, гипербола.

Развитие речи: различные типы чтения (в том числе чтение наизусть, конкурс на лучшее чтение, чтение по ролям); инсце­нирование басни.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; мультипликации басен И.А. Крылова.

Краеведение: заочная экскурсия («У памятника И.А. Кры­лову»); сбор материалов о баснописцах региона.

Возможные виды внеурочной деятельности: «В литератур­ной гостиной» — конкурс на лучшую инсценировку басни; уст­ный журнал «Дедушка Крылов».

Из русской литературы XIX века (6ч.)

А.С. ПУШКИН

Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С. Пушкин и няня Арина Родионовна. Сти­хотворение «Няне*. Образы природы в стихотворениях поэта «Зимняя дорога». «Сказка о мертвой царевне и о семи бога­тырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница народ­ной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке...». Литературная сказка и ее от­личия от фольклорной; добро и зло в сказке А.С. Пушкина; чувство благодарности; верность, преданность, зависть, под­лость; отношение автора к героям. Поэма «Руслан и Людми­ла» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразитель­ных средств.

Теория литературы: пейзажная лирика (первое представление); риторическое обращение; фольклорные элементы. Обращение, эпитет, интонация, ритм рифма

Развитие речи: выразительное чтение, в том числе наи­зусть; письменный ответ на вопрос; рассказ о герое; словесное рисование.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, портреты поэта. Кинематографические и музыкальные произ­ведения на сюжеты сказок А.С. Пушкина.

Краеведение: литературная викторина («Пушкинские ме­ста в Москве и Петербурге»).

Возможные формы внеурочной деятельности: конкурс на лучшее знание сказок А.С. Пушкина, вечер пушкинской сказки.

Поэзия XIX века о родной природе (1ч.)

М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...» Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Весен­ние воды».

Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..» И.З.Суриков. «В ночном».

Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Весенние воды»,,»Есть в осени первоначальной…»

А.А. Фет. «Чудная картина...»

Теория литературы: лирика природы, образ-пейзаж, деталь, рефрен, олицетворение, эпитет

Контрольная работа (тест №2) по итогам 2 триместра


М.Ю. ЛЕРМОНТОВ (5ч.)

Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворе­ние «Бородино». История создания стихотворения. Бородин­ская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонто­ва. Художественное богатство стихотворения. История и литература; любовь к родине, верность долгу.

Теория литературы: эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах); инверсия. Риторические восклицания, звукопись, повествование, монолог, диалог

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письмен­ный ответ на вопрос учителя, творческая работа «На Бородин­ском поле», составление кадров кинофильма (мультфильма).

Связь с другими искусствами: портрет, работа с иллюстра­циями, в том числе с материалами о Бородинской панораме в Москве.

Краеведение: литературная игра «Что? Где? Когда?» или викторина («Тарханы — Москва»; «На поле Бородина»).

Н.В. ГОГОЛЬ (3ч.)

Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судь­бе Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством». Отраже­ние в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести.

Теория литературы: мифологические и фольклорные моти­вы в художественном произведении; фантастика; сюжет; ху­дожественная деталь, автобиографическая деталь, портрет, речевая характеристика.

Развитие речи: краткий выборочный пересказ, подбор мате­риала для изложения с творческим заданием, формулировка уча­щимися вопросов для творческой работы, словесное рисование.

Связь с другими искусствами: выставка «Различные изда­ния повести Н.В. Гоголя».

Краеведение: литературная викторина «На родине Н.В. Го­голя».

Возможные виды внеурочной деятельности: написание сце­нария, инсценирование фрагментов повести.

И.С. ТУРГЕНЕВ (6ч.)

Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя. Рассказ «Мужу». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные; образ Герасима, об­раз Муму. Тематика и социально-нравственная проблематика рассказа.

Теория литературы: рассказ; углубление представлений о теме художественного произведения; прототип, сравнение, эпизод, конфликт (развитие представлений).

Развитие речи: краткий выборочный пересказ, сопоставле­ние персонажей, рассказ о герое по плану, письменный отзыв на эпизод, словесное рисование (портрет героя), составление вопросов и заданий для литературной викторины (конкурс), чтение наизусть.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ри­сунки учащихся, экранизация рассказа И.С. Тургенева.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскур­сия «Спасское-Лутовиново».

Н.А. НЕКРАСОВ (4ч.)

Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение авто­ра к персонажам стихотворения.

Теория литературы: фольклорные элементы в художе­ственном произведении; строфа; эпитет, сравнение (развитие представлений), ритм, рифма, строфа

Развитие речи: выразительное чтение, рассказ о герое, ра­бота со словарями.

Связь с другими искусствами: иллюстрации к поэме.

Краеведение: страницы устного журнала о Н.А. Некрасове. («Грешнево — Карабиха».)

Л.Н. ТОЛСТОЙ (5ч.)

Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Ясно­полянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедли­вость; свобода, неволя в повести. Две жизненные позиции (Жи­лин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. От­ношение писателя к событиям.

Теория литературы: рассказ (развитие представлений); портрет; контраст, конфликт, сюжет и фабула, фабульные элементы: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог

Развитие речи: различные виды чтения, письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, письменная формулировка выво­да, дискуссия.

Связь с другими искусствами: выставка-конкурс рисунков учащихся.

Краеведение: материалы к выставке о Л.Н. Толстом («Ясная Поляна »).

А.П. ЧЕХОВ (5ч.)

Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни А.П. Чехова. Рассказы «Пересолил» «Злоумышленник»', темы; приемы созда­ния характеров и ситуаций; отношение писателя к персона­жам. Жанровое своеобразие рассказа.

Теория литературы: рассказ, юмор (юмористическая ситуация), ко­мическая ситуация, ирония, комизм, роль детали в создании художе­ственного образа; антитеза, метафора, градация, диалог

Развитие речи: чтение по ролям, пересказ юмористическо­го произведения, отзыв об эпизоде, подготовка учащимися вопросов и заданий для экспресс-опроса.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

Краеведение: создание диафильма «По чеховским местам (Мелихово)».

Из литературы XX века

И.А. БУНИН (4ч.)

Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влия­ние на формирование личности. Книга в жизни И.А. Бунина. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема при­роды и приемы ее реализации; художественное богатство стихо­творения; второй план в стихотворении. Рассказы «В деревне» ,»Подснежник»: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа. Выразительные средства создания образов.

Теория литературы: стихотворение-размышление, образ-пейзаж, образы животных (развитие представлений) метафора, эпитет, портрет, автобиографическое произведение

Развитие речи: пересказ и чтение наизусть, цитатный план, письменный ответ на вопрос.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскур­сия «Литературный Орел».

Л.Н. АНДРЕЕВ (3ч.)

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта). Роль эпи­зода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала.

Теория литературы: тема, эпизод, финал, кольцевая композиция, контраст, деталь, эпитет, прототип, персонаж

Развитие речи: пересказ краткий, выборочный; состав­ление вопросов; письменный ответ на вопрос.

А.И. КУПРИН (3ч.)

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух». Тема, особенности создания образа.

Теория литературы: рассказ (расширение и углубление представлений); финал, деталь, сравнение, эпитет, портрет героя.

Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

А.А. БЛОК (2ч.)

Детские впечатления А. Блока. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово). Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей; стихотворение «Полный месяц встал над лугом...»: образная система, художественное свое­образие стихотворения.

Теория литературы: антитеза, пейзаж, цветопись

Развитие речи: выразительное чтение, рассказ с использо­ванием ключевых слов, альтернативное изложение.

Краеведение: подбор материала о блоковском Петербурге и имении Шахматове

С.А. ЕСЕНИН (3ч.)

Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы... ». Единство человека и природы. Малая и большая родина.

Теория литературы: образ, эпитет, метафора, сравнение, олице­творение, ассонанс, аллитератция (развитие представлений о понятиях), неологизм.

Развитие речи: чтение наизусть, цитатный план.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ху­дожественными и документальными фотографиями.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскур­сия «Константинове — Москва».

П.П. БАЖОВ (4ч.)

Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова (труд и мастерство, вдох­новение). Приемы создания художественного образа.

Теория литературы: сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования, побывальщина, афоризм.

Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде. Связь с другими искусствами: рисунки учащихся. Краеведение: Екатеринбург П.П. Бажова.

А.П. ПЛАТОНОВ (3ч.)

Краткие биографические сведения о писателе. Рассказы «Ни­кита», «Цветок на земле». Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире). Образы главных героев. Своеобразие языка.

Теория литературы: тема, идея, фантастика (развитие представлений).

Развитие речи: рассказ о писателе, художественный пере­сказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

Контрольная работа (тест №3) по итогам 2 триместра

ИЗ ПОЭЗИИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ (2 ч.)

Н.И. Рыленков «Сестрица Алёнушка»., Ю. Друнина «На носилках, около сарая…», С. Орлов «Когда это будет, не знаю…», А.И. Фатьянов «Где же вы теперь, друзья-однополчане?», В.С. Высоцкий «Он не вернулся из боя»

Теория литературы: фольклорные образы, художественные средства и приёмы (повторы, риторические обращения, постоянные эпитеты, уменьшительно-ласкательные суффиксы.), идея, строфа.

Н.Н. НОСОВ (3ч.)

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов.

Развитие речи: пересказ.

В.П. А СТАФЬЕВ (2ч.)

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Васюткино озеро»: тема и идея рассказа; цельность произведения, взаимосвязь всех элементов повествования; глубина раскрытия образа.

Теория литературы: художественная идея, тема, сюжет, композиция.

Е.И. НОСОВ (3ч.)

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон пе­туха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ре­бенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспита­ние чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.

Теория литературы: юмор (развитие представлений), просторечия, синонимы, сравнение, эпитет

Развитие речи: пересказ (краткий и от другого лица), письменный ответ на вопрос, инсценированное чтение.

Возможные виды внеурочной деятельности: инсценирование.

Родная природа в произведениях писателей XX века (3ч.)

В.Ф. Боков. «Поклон »;

Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу»;

Р.Г. Гамзатов. «Песня соловья»;

В.И. Белов. «Весенняя ночь»;

В.Г. Ра с п у т и н. «Век живи век люби» (отрывок).

Теория литературы: лирическая проза, метафора, сравнение, олицетворение, эпитет, повесть

Из зарубежной литературы

Д. ДЕФО (2ч.)

Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновен­ные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отры­вок). Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчи­вость, смекалка), характеристика жанра.

Теория литературы: притча, приключенческий роман, ро­ман воспитания, роман-путешествие, сюжетные линии

Развитие речи: различные виды пересказа, изложение с элементами сочинения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ри­сунки учащихся.

Х.К. АНДЕРСЕН (2ч.)

Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, добро,благодарность.

Теория литературы: авторская сказка, авторский замысел, контраст.

Развитие речи: различные виды пересказов, письменный от­зыв об эпизоде.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ри­сунки учащихся.

Возможные виды внеурочной деятельности: написание сце­нария мультфильма, инсценирование сказки и ее постановка.

М.ТВЕН (3ч.)

Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобио­графические мотивы. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.

Теория литературы: юмор, приключенческая литература, композиция, сюжет, деталь.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, письмен­ный отзыв о герое.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ри­сунки учащихся.

Ж. РОНИ-СТАРШИЙ (2ч.)

Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоцио­нальный мир доисторического человека.

Теория литературы: художественная деталь, деталь. Приключенческая, историческая, фантастическая литература

Развитие речи: составление плана, письменная и устная ха­рактеристика героя.

ДЖ. ЛОНДОН (2ч.)

Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Ска­зание о Кише» (период раннего взросления в связи с обстоя­тельствами жизни; добро и зло, благородство, уважение взрос­лых).

Теория литературы: рассказ, герой (развитие представлений).

Развитие речи: различные виды пересказов, устный и письменный портрет героя.

А. ЛИНДГРЕН (2ч.)

Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги» (отрывок).

Возможные виды внеурочной деятельности: литературная викторина.

Контрольная работа (тест №4) по итогам 3 триместра

Итоговый урок (1ч.)

Встреча в литературной гостиной («Путешествие в мир книги»), или «Литературный карнавал», или литературный час («Я хочу рассказать вам...»).

Контрольная работа (тест №5) по итогам года

Тематическое планирование

Название раздела, темы

Количество часов, выделяемое на изучение раздела, темы

1

Введение

1

2

Из мифологии

3

3

Из устного народного творчества

8

4

Из древнерусской литературы

3

5

Басни народов мира

1

6

Русская басня

5

7

Из русской литературы ХIХ века

А.С. Пушкин


6

8

Поэзия ХIХ века о родной природе

1

9

М.Ю. Лермонтов

5

10

Н.В. Гоголь

3

11

И.С. Тургенев

6

12

Н.А. Некрасов

4

13

Л.Н. Толстой

5

14

А.П. Чехов

5

15

Из русской литературы ХХ века

И.А. Бунин


4

16

Л.Н. Андреев

3

17

А.И. Куприн

3

18

А.А. Блок

2

19

С.А. Есенин

3

20

П.П. Бажов

4

21

А.П. Платонов

3

22

Из поэзии о Великой Отечественной войне

2

23

Н.Н. Носов

3

24

В.П. Астафьев

2

25

Е.И. Носов

3

26

Родная природа в произведениях писателей XXвека

3

27

Из зарубежной литературы

Д.Дефо


2

28

Х.К.Андерсен

2

29

М.Твен

3

30

Ж. Рони-Старший

2

31

Д. Лондон

2

32

А.Лингрен

2

33

Путешествие в мир книги. Рекомендации для летнего чтения

1


Итого

105


Количество контрольных работ

Сочинений Классных -3 Домашних -0

Тестов -5

Входная диагностическая контрольная работа (тест №1)

Контрольная работа (тест №2) по итогам 2 триместра

Контрольная работа (тест №3) по итогам 2 триместра

Контрольная работа (тест №4) по итогам 2 триместра

Контрольная работа (тест №5) по итогам 2 триместра

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Количество часов

Дата

Дистанционное обучение(фор-мы проведения занятий)

План

Факт

1

Введение.

Книга и её роль в духовной жизни человека и общества.

1




2

Из мифологии

Рассказ о мифе и мифологии. Античный миф«Рождение Зевса»..

(3)

1




3

«Олимп».Прометей

1




4

Яблоки Гесперид

1






5

Унт

Истоки Фольклора. Его основные виды. Загадки. Пословицы и поговорки.

(8)

1




6

Пословицы и поговорки.

1




7

Литературная игра. Обобщение по темам: малые жанры фольклора

1




8

Сказка. Волшебная сказка «Царевна-лягушка».

1




9

«Царевна - лягушка» Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки

1




10

Сюжет и реальная основа в бытовой сказке «Чего на свете не бывает?»

Входная диагностическая контрольная работа (тест №1)

1




11

Сказки народов России. Бытовая сказка «Падчерица».

1




12

Р.р. Творческая мастерская. Сочиняем сказку


1




13

Из древнерусской литературы

Из «Повести временных лет»: «Расселение славян».

(3)

1




14

«Кий, Щек и Хорив»

1




15


«Дань хазарам».Нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы

1











16

Басни народов мира

Эзоп. «Ворон и лисица». «Лисица и виноград». Жан де Лафонтен. «Лисица и виноград»

1




17

Русская басня

М.В. Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…»

(5)



1




18

Жизнь и творчество И.А. Крылова

1




19-20

Басни И.А.Крылова. Тематика басен Крылова

2




21

Русская басня в XX веке. С.МВ. Михалков. Басни «Грибы», «Зеркало». Тематика. Проблематика

1




22

А.С.Пушкин.

Детские годы поэта. Стихотворение «Няне»

(6)

1




23

Образы природы в стихотворениях А.С. Пушкина. «Зимняя дорога», «Бесы».

1




24

А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Герои и персонажи сказки

1




25

Гуманистическая направленность сказки Пушкина. Сходства и различия волшебной и литературной сказки

1




26

А.С.Пушкин. «Руслан и Людмила» (отрывок).

1




27

Сказочные элементы в поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»

1




28

Поэзия XIX века о родной природе. Контрольная работа (тест №2) по итогам 2 триместра

1




29

М.Ю.Лермонтов.

Детские годы поэта. Стихотворение «Бородино». Историческая основа и прототипы героев.

(5)




30

М.Ю.Лермонтов. Заочная экскурсия «Тарханы». Стихотворение «Бородино». Бородинская битва и русский солдат

1




31-32

Р.р. Классное сочинение №1 «Путешествие на поле славы». (Повествование о событиях от лица их участников)

2




33

Работа над ошибками. Анализ сочинений

1




34

Н.В.Гоголь.

Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В.Гоголя.

(3)


1




35

Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Образы и сюжет повести

1




36

Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Зло и добро в повести

1




37

И.С.Тургенев.

Детские впечатления Спасское-Лутовиново в творческой биографии писателя.

(6)



1




38

И.С.Тургенев. Рассказ «Муму».

1




39-40

Образы рассказа. Образ Герасима.

2




41

Тематика и социально-нравственная проблематика рассказа

1




42

Р.р. Классное сочинение №2«Эпизод рассказа, который произвёл на меня самое сильное впечатление».

1






43-44

Н.А.Некрасов.

Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети».

(4)



2




45

Основная тема и способы её раскрытия. Отношение автора к персонажам произведения

1




46

Р.р. Составление рассказа о герое. Сообщение

1




47

Л.Н.Толстой.

Сведения о писателе. Яснополянская школа.

(5)



1




48

«Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы. Своеобразие сюжета.

1




49

«Кавказский пленник». Две жизни. Жилин и Костылин в плену.

1




50

Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Отношение писателя к событиям и героям

1




51

Р.р. Классное сочинение «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?»

1




52

А.П. Чехов.

Детские и юношеские годы А.П.Чехова. Семья А.П.Чехова. Врач Чехов и писатель Антоша Чехонте

(5)


1




53-54

Рассказ А.П.Чехова «Пересолил». Жанровое своеобразие рассказа.

2




55-56

Рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник». Приёмы создания характеров и ситуаций.

2




57

И.А. Бунин

Детские годы И.А.Бунина. Книга в жизни писателя.

Стихотворение «Густой зелёный ельник у дороги…».

(4)



1




58

И.А.Бунин. Рассказ «В деревне».

1




59

И.А.Бунин. Рассказ «Подснежник».

1




60

Р.р. Образы главных героев. Выразительные средства создания образов

Контрольная работа (тест №3) по итогам 2 триместра

1




61

Л.Н.Андреев.

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче».

(3)



1




62

Л.Н.Андреев. «Петька на даче». Тематика и нравственная проблематика рассказа.

1




63

Роль эпизода в создании образа героя. Природа в жизни мальчика. Значение финала

1




64

А.И.Куприн.

Краткие сведения о писателе.

(3)

1




65-66

Рассказ А.И.Куприна «Золотой Петух». Тема, особенности создания образа.

2




67

А.А. Блок

Детские впечатления А.А.Блока. Книга в жизни юного А.А.Блока. Блоковские места.

(2)



1




68

А.А.Блок. «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом…»

1




69-70

С.А.Есенин.

Детские годы. Единство человека и природы в лирике поэта. Малая и большая родина

(3)


2




71

Р.р. Классное сочинение – анализ поэтического текста С.А.Есенина.

1






72-73

П.П.Бажов.

Краткие сведения о писателе. Человек труда в сказе «Каменный цветок».

(4)

2




74-75

П.П.Бажов. «Каменный цветок». Приёмы создания художественного образа.

2




76

А.П.Платонов.

Краткие биографические сведения о писателе.

(3)

1




77

А.П.Платонов. Мир глазами ребёнка в рассказе «Никита».

1




78

А.П.Платонов Рассказ «Цветок на земле». Своеобразие языка

1




79-80

Из поэзии о Великой Отечественной войне

(2)




81

Н.Н.Носов.

Краткие сведения о писателе

(3)

1




82-83

Рассказ «Три охотника»

2




84-85

В.П. Астафьев

Рассказ «Васюткино озеро»

(2)




86

Е.И. Носов

Краткие сведения о писателе

(3)

1




87-88

Е.И. Носов. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас»

2




89

Родная природа в произведениях писателей XX века

В.Ф.Боков. «Поклон»; Н.М.Рубцов. «В осеннем лесу»; Р.Г.Гамзатов. «Песня соловья».

(3)

1




90-91

В.И.Белов. «Весенняя ночь»; В.Г.Распутин. «Век живи – век люби».

2




92

Д.Дефо Краткие сведения о писателе. Роман«Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо».

(2)

1




93

Д.Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». Сюжет, главный герой, жанр

1




94-95

Х.К.Андерсен.

Краткие сведения о писателе. Сказка «Соловей».

(2)




96

М.Твен.

Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы в произведениях М.Твена.

(3)


1




97-98

М.Твен. «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.

2




99-100

Ж.Рони-Старший.

Повесть «Борьба за Огонь». Гуманистическое изображение древнего человека.

(2)




101-

Д.Лондон.

Краткие сведения о писателе.

(2)

1




102

«Сказание о Кише»: период раннего взросления в связи с обстоятельствами.

1




103-104

А.Линдгрен.

Отрывки из романа «Приключения Эмиля из Леннеберги».

Контрольная работа (тест №4) по итогам 3 триместра

(2)




105

Путешествие в мир книги. Рекомендации для летнего чтения.

Контрольная работа (тест №5) по итогам года

1














Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УСТНОГО ОТВЕТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ



    1. Оценка «ОТЛИЧНО» ставится за исчерпывающий, точный ответ, демонстрирующий хорошее знание теста произведения, умение использовать литературно-критические материалы для аргументации и самостоятельных выводов; свободное владение литературоведческой терминологией; анализ литературного произведения в единстве содержания и формы; умение излагать материал последовательно, делать необходимые обобщения и выводы, а также умение выразительно читать наизусть программные произведения.

    2. Оценка «ХОРОШО» ставится за ответ, обнаруживающий хорошее знание и понимание литературного материала, умение анализировать текст произведения, приводя необходимые примеры; умение излагать материал последовательно и грамотно. В ответе может быть недостаточно полно развёрнута аргументация, возможны отдельные недостатки в формулировке выводов, иллюстративный материал может быть представлен не слишком подробно; допускаются отдельные погрешности в чтении наизусть и речевом оформлении высказываний.

    3. Оценка «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» ставится за ответ, в котором материал раскрыт в основном правильно, но схематично или недостаточно полно, с отклонениями от последовательности изложения. Анализ текста частично подменяется пересказом, нет полноценных обобщений и выводов; допущены ошибки в речевом оформлении высказывания; есть затруднения в чтении наизусть.

    4. Оценка «НЕУДОВЛЕТВАРИТЕЛЬНО» ставится, если ответ обнаруживает незнание текста и неумение его анализировать, если анализ подменяется пересказом; в овеете отсутствуют необходимые примеры; нарушена логика в изложении материала, нет необходимых обобщений и выводов; недостаточно сформированы навыки устной речи; есть нарушение литературной нормы.



Нормы оценки сочинений



Оценки за грамотность сочинения выставляются в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».



Отметка «5» ставится за сочинение:



  • глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

  • стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мысли;

  • написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию



Отметка «4» ставится за сочинение:



  • достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а так же делать выводы и обобщения;

  • логичное и последовательное изложение материала;

  • написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.



Отметка «3» ставится за сочинение:



  • в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

  • материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

  • обнаруживается владение основами письменной речи;

  • в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании пяти речевых недочётов.



Отметка «2» ставится за сочинение, которое: не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведении, состоит из путанного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений опирающихся на текст, характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.