Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа имени Героя Социалистического Труда Н.Г.Зырина р.п. Измайлово» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области
«СОГЛАСОВАНА» «УТВЕРЖДАЮ»
Заместитель директора по УВР Директор МОУ СОШ
им.Н.Г.Зырина р.п.Измайлово
_____________О.В. Лазарева ____________В.Т. Жидкова
27 августа 2020 г Приказ ОУ № 241 от 01.09.2020г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО _ литературе
(указать учебный предмет, курс)
Срок реализации 2020- 2021 учебный год
Уровень образования (класс) основное общее образование- 5 класс
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием классов)
Количество часов: в неделю 3 часа, всего за год 105
Учитель Борзова Н.И.. (высшая категория)
Программа :
«Программа курса «Литература». 5-9 классы. Авторы – составители Г.С. Меркин, С.А. Зинин. ФГОС. Москва, «Русское слово», 2020 г.
(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)
Учебник: « Литература» 5 класс». В 2-х частях. Автор Г.С. Меркин. Москва. «Русское слово», 2020г.
(указать название учебника, год издания, издательство)
«Рассмотрена и принята на заседании ШМО
учителей гуманитарного цикла»
Руководитель ШМО
___________/____________________
Протокол №1 от__________2020г
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература»
Личностные:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты:
в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
К концу 5 класса ученик научится:
-определять авторов и знать содержание изученных художественных произведений;
- основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 5 классе: жанры фольклора: сказки, пословицы, поговорки; стихотворения в прозе; лирический герой (начальные представления);
- видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;
- объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;
- видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;
- сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода
- сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать её с точки зрения выражения авторской позиции.
Ученик получит возможность научиться:
Устно: правильно, бегло и выразительно читать вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть. Устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный ( небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки).
Давать развернутый ответ на вопрос, рассказывать о литературном герое, составлять характеристику героя или героев .
Строить отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Владеть навыками подготовки сообщений, диалога литературных героев .
Свободно владеть монологической и диалогической речью в объеме изучаемых в этих классах произведений.
Использовать словари (орфографические, орфоэпические, литературные, энциклопедические, мифологические, словарей имен и т. д.)
Письменно: развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы в 5 классе.
Создавать рассказ-характеристику одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика). Создать небольшой отзыв на самостоятельно прочитанную книгу.
Создавать план будущего сочинения (простого и сложного).
Свободно владеть письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5 классе.
Содержание учебного предмета «Литература»
Введение(1ч.)
Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова. Писатель — книга — читатель. Книга художественная и учебная.
Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, справочный аппарат, иллюстрации и т. д.). Теория литературы: автор, герой, художественная литература
Из мифологии (3ч.)
Рассказ о мифе и мифологии. Миф — своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.
Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». Мифы «пять веков» , «Прометей», «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о времени, человеческой истории, героизме.
Теория литературы: миф, мифологический сюжет; мифологический персонаж ,античная мифология.
Развитие речи: подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа, словесное рисование, выборочное чтение отдельных эпизодов и их пересказ.
Связь с другими искусствами: гомеровские сюжеты в изобразительном искусстве и книжной графике.
Краеведение: легенды, мифы и предания в регионе.
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии (или вечер одного стихотворения) — чтение наизусть стихотворений из античной поэзии.
Из устного народного творчества (8ч.)
Истоки устного народного творчества, его основные виды.
Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказка: «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходства и различия. Сказки народов России. «Падчерицам.
Теория литературы: загадки, пословицы, поговорки (развитие представлений); антитеза, антонимы, иносказание. Сказка. Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения и пр.). Сказочный персонаж. Типы сказочных персонажей. Образы животных, образ-пейзаж.
Развитие речи: работа со словарями, составление словарной статьи; сказывание сказки; сочинение собственной сказки.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, книжная выставка, кинофильмы и мультипликации по мотивам сказочных сюжетов.
Краеведение: сказки и другие жанры фольклора в регионе.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер сказок, фольклорный праздник, предметная неделя и др.
Входная диагностическая контрольная работа (тест №1)
Из древнерусской литературы(3ч.)
Создание первичных представлений о древнерусской литературе.
Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). История: исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе (право на вымысел у древнерусского автора); нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы.
Теория литературы: начальное понятие о древнерусской литературе; летопись.
Развитие речи: пересказ текстов древнерусской литературы;
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Краеведение: родной край в произведениях древнерусской литературы.
Басни народов мира (1ч.)
Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басня «Ворон и Лисица». Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне.Жан де Лафонтен. Краткие сведения о баснописце. Басня «лисица и виноград»
Теория литературы: басня, притча, синонимы, сюжет, притча, эзопов язык, аллегория, иносказание, олицетворение
Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Русская басня(5ч.)
Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество — основные темы басен. Русская басня в XX веке.
М.В. Ломоносов. Краткие сведения о писателе. Басня «Случились вместе два Астронома в пиру…».
А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Вороной Лиса».
И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова.
С.В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.
Теория литературы: басенный сюжет; мораль, аллегория, сравнение, гипербола.
Развитие речи: различные типы чтения (в том числе чтение наизусть, конкурс на лучшее чтение, чтение по ролям); инсценирование басни.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; мультипликации басен И.А. Крылова.
Краеведение: заочная экскурсия («У памятника И.А. Крылову»); сбор материалов о баснописцах региона.
Возможные виды внеурочной деятельности: «В литературной гостиной» — конкурс на лучшую инсценировку басни; устный журнал «Дедушка Крылов».
Из русской литературы XIX века (6ч.)
А.С. ПУШКИН
Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С. Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне*. Образы природы в стихотворениях поэта «Зимняя дорога». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница народной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке...». Литературная сказка и ее отличия от фольклорной; добро и зло в сказке А.С. Пушкина; чувство благодарности; верность, преданность, зависть, подлость; отношение автора к героям. Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.
Теория литературы: пейзажная лирика (первое представление); риторическое обращение; фольклорные элементы. Обращение, эпитет, интонация, ритм рифма
Развитие речи: выразительное чтение, в том числе наизусть; письменный ответ на вопрос; рассказ о герое; словесное рисование.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, портреты поэта. Кинематографические и музыкальные произведения на сюжеты сказок А.С. Пушкина.
Краеведение: литературная викторина («Пушкинские места в Москве и Петербурге»).
Возможные формы внеурочной деятельности: конкурс на лучшее знание сказок А.С. Пушкина, вечер пушкинской сказки.
Поэзия XIX века о родной природе (1ч.)
М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...» Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Весенние воды».
Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..» И.З.Суриков. «В ночном».
Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Весенние воды»,,»Есть в осени первоначальной…»
А.А. Фет. «Чудная картина...»
Теория литературы: лирика природы, образ-пейзаж, деталь, рефрен, олицетворение, эпитет
Контрольная работа (тест №2) по итогам 2 триместра
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ (5ч.)
Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. Художественное богатство стихотворения. История и литература; любовь к родине, верность долгу.
Теория литературы: эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах); инверсия. Риторические восклицания, звукопись, повествование, монолог, диалог
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный ответ на вопрос учителя, творческая работа «На Бородинском поле», составление кадров кинофильма (мультфильма).
Связь с другими искусствами: портрет, работа с иллюстрациями, в том числе с материалами о Бородинской панораме в Москве.
Краеведение: литературная игра «Что? Где? Когда?» или викторина («Тарханы — Москва»; «На поле Бородина»).
Н.В. ГОГОЛЬ (3ч.)
Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести.
Теория литературы: мифологические и фольклорные мотивы в художественном произведении; фантастика; сюжет; художественная деталь, автобиографическая деталь, портрет, речевая характеристика.
Развитие речи: краткий выборочный пересказ, подбор материала для изложения с творческим заданием, формулировка учащимися вопросов для творческой работы, словесное рисование.
Связь с другими искусствами: выставка «Различные издания повести Н.В. Гоголя».
Краеведение: литературная викторина «На родине Н.В. Гоголя».
Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария, инсценирование фрагментов повести.
И.С. ТУРГЕНЕВ (6ч.)
Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя. Рассказ «Мужу». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные; образ Герасима, образ Муму. Тематика и социально-нравственная проблематика рассказа.
Теория литературы: рассказ; углубление представлений о теме художественного произведения; прототип, сравнение, эпизод, конфликт (развитие представлений).
Развитие речи: краткий выборочный пересказ, сопоставление персонажей, рассказ о герое по плану, письменный отзыв на эпизод, словесное рисование (портрет героя), составление вопросов и заданий для литературной викторины (конкурс), чтение наизусть.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, экранизация рассказа И.С. Тургенева.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Спасское-Лутовиново».
Н.А. НЕКРАСОВ (4ч.)
Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения.
Теория литературы: фольклорные элементы в художественном произведении; строфа; эпитет, сравнение (развитие представлений), ритм, рифма, строфа
Развитие речи: выразительное чтение, рассказ о герое, работа со словарями.
Связь с другими искусствами: иллюстрации к поэме.
Краеведение: страницы устного журнала о Н.А. Некрасове. («Грешнево — Карабиха».)
Л.Н. ТОЛСТОЙ (5ч.)
Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям.
Теория литературы: рассказ (развитие представлений); портрет; контраст, конфликт, сюжет и фабула, фабульные элементы: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог
Развитие речи: различные виды чтения, письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, письменная формулировка вывода, дискуссия.
Связь с другими искусствами: выставка-конкурс рисунков учащихся.
Краеведение: материалы к выставке о Л.Н. Толстом («Ясная Поляна »).
А.П. ЧЕХОВ (5ч.)
Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни А.П. Чехова. Рассказы «Пересолил» «Злоумышленник»', темы; приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.
Теория литературы: рассказ, юмор (юмористическая ситуация), комическая ситуация, ирония, комизм, роль детали в создании художественного образа; антитеза, метафора, градация, диалог
Развитие речи: чтение по ролям, пересказ юмористического произведения, отзыв об эпизоде, подготовка учащимися вопросов и заданий для экспресс-опроса.
Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.
Краеведение: создание диафильма «По чеховским местам (Мелихово)».
Из литературы XX века
И.А. БУНИН (4ч.)
Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни И.А. Бунина. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема природы и приемы ее реализации; художественное богатство стихотворения; второй план в стихотворении. Рассказы «В деревне» ,»Подснежник»: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа. Выразительные средства создания образов.
Теория литературы: стихотворение-размышление, образ-пейзаж, образы животных (развитие представлений) метафора, эпитет, портрет, автобиографическое произведение
Развитие речи: пересказ и чтение наизусть, цитатный план, письменный ответ на вопрос.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Литературный Орел».
Л.Н. АНДРЕЕВ (3ч.)
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала.
Теория литературы: тема, эпизод, финал, кольцевая композиция, контраст, деталь, эпитет, прототип, персонаж
Развитие речи: пересказ краткий, выборочный; составление вопросов; письменный ответ на вопрос.
А.И. КУПРИН (3ч.)
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух». Тема, особенности создания образа.
Теория литературы: рассказ (расширение и углубление представлений); финал, деталь, сравнение, эпитет, портрет героя.
Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.
Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.
А.А. БЛОК (2ч.)
Детские впечатления А. Блока. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово). Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей; стихотворение «Полный месяц встал над лугом...»: образная система, художественное своеобразие стихотворения.
Теория литературы: антитеза, пейзаж, цветопись
Развитие речи: выразительное чтение, рассказ с использованием ключевых слов, альтернативное изложение.
Краеведение: подбор материала о блоковском Петербурге и имении Шахматове
С.А. ЕСЕНИН (3ч.)
Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима — аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы... ». Единство человека и природы. Малая и большая родина.
Теория литературы: образ, эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, ассонанс, аллитератция (развитие представлений о понятиях), неологизм.
Развитие речи: чтение наизусть, цитатный план.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, художественными и документальными фотографиями.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Константинове — Москва».
П.П. БАЖОВ (4ч.)
Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова (труд и мастерство, вдохновение). Приемы создания художественного образа.
Теория литературы: сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования, побывальщина, афоризм.
Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде. Связь с другими искусствами: рисунки учащихся. Краеведение: Екатеринбург П.П. Бажова.
А.П. ПЛАТОНОВ (3ч.)
Краткие биографические сведения о писателе. Рассказы «Никита», «Цветок на земле». Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире). Образы главных героев. Своеобразие языка.
Теория литературы: тема, идея, фантастика (развитие представлений).
Развитие речи: рассказ о писателе, художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений.
Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.
Контрольная работа (тест №3) по итогам 2 триместра
ИЗ ПОЭЗИИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ (2 ч.)
Н.И. Рыленков «Сестрица Алёнушка»., Ю. Друнина «На носилках, около сарая…», С. Орлов «Когда это будет, не знаю…», А.И. Фатьянов «Где же вы теперь, друзья-однополчане?», В.С. Высоцкий «Он не вернулся из боя»
Теория литературы: фольклорные образы, художественные средства и приёмы (повторы, риторические обращения, постоянные эпитеты, уменьшительно-ласкательные суффиксы.), идея, строфа.
Н.Н. НОСОВ (3ч.)
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов.
Развитие речи: пересказ.
В.П. А СТАФЬЕВ (2ч.)
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Васюткино озеро»: тема и идея рассказа; цельность произведения, взаимосвязь всех элементов повествования; глубина раскрытия образа.
Теория литературы: художественная идея, тема, сюжет, композиция.
Е.И. НОСОВ (3ч.)
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.
Теория литературы: юмор (развитие представлений), просторечия, синонимы, сравнение, эпитет
Развитие речи: пересказ (краткий и от другого лица), письменный ответ на вопрос, инсценированное чтение.
Возможные виды внеурочной деятельности: инсценирование.
Родная природа в произведениях писателей XX века (3ч.)
В.Ф. Боков. «Поклон »;
Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу»;
Р.Г. Гамзатов. «Песня соловья»;
В.И. Белов. «Весенняя ночь»;
В.Г. Ра с п у т и н. «Век живи — век люби» (отрывок).
Теория литературы: лирическая проза, метафора, сравнение, олицетворение, эпитет, повесть
Из зарубежной литературы
Д. ДЕФО (2ч.)
Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок). Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчивость, смекалка), характеристика жанра.
Теория литературы: притча, приключенческий роман, роман воспитания, роман-путешествие, сюжетные линии
Развитие речи: различные виды пересказа, изложение с элементами сочинения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Х.К. АНДЕРСЕН (2ч.)
Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, добро,благодарность.
Теория литературы: авторская сказка, авторский замысел, контраст.
Развитие речи: различные виды пересказов, письменный отзыв об эпизоде.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария мультфильма, инсценирование сказки и ее постановка.
М.ТВЕН (3ч.)
Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.
Теория литературы: юмор, приключенческая литература, композиция, сюжет, деталь.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, письменный отзыв о герое.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Ж. РОНИ-СТАРШИЙ (2ч.)
Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека.
Теория литературы: художественная деталь, деталь. Приключенческая, историческая, фантастическая литература
Развитие речи: составление плана, письменная и устная характеристика героя.
ДЖ. ЛОНДОН (2ч.)
Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише» (период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни; добро и зло, благородство, уважение взрослых).
Теория литературы: рассказ, герой (развитие представлений).
Развитие речи: различные виды пересказов, устный и письменный портрет героя.
А. ЛИНДГРЕН (2ч.)
Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги» (отрывок).
Возможные виды внеурочной деятельности: литературная викторина.
Контрольная работа (тест №4) по итогам 3 триместра
Итоговый урок (1ч.)
Встреча в литературной гостиной («Путешествие в мир книги»), или «Литературный карнавал», или литературный час («Я хочу рассказать вам...»).
Контрольная работа (тест №5) по итогам года
Тематическое планирование
№ | Название раздела, темы | Количество часов, выделяемое на изучение раздела, темы |
1 | Введение | 1 |
2 | Из мифологии | 3 |
3 | Из устного народного творчества | 8 |
4 | Из древнерусской литературы | 3 |
5 | Басни народов мира | 1 |
6 | Русская басня | 5 |
7 | Из русской литературы ХIХ века А.С. Пушкин | 6 |
8 | Поэзия ХIХ века о родной природе | 1 |
9 | М.Ю. Лермонтов | 5 |
10 | Н.В. Гоголь | 3 |
11 | И.С. Тургенев | 6 |
12 | Н.А. Некрасов | 4 |
13 | Л.Н. Толстой | 5 |
14 | А.П. Чехов | 5 |
15 | Из русской литературы ХХ века И.А. Бунин | 4 |
16 | Л.Н. Андреев | 3 |
17 | А.И. Куприн | 3 |
18 | А.А. Блок | 2 |
19 | С.А. Есенин | 3 |
20 | П.П. Бажов | 4 |
21 | А.П. Платонов | 3 |
22 | Из поэзии о Великой Отечественной войне | 2 |
23 | Н.Н. Носов | 3 |
24 | В.П. Астафьев | 2 |
25 | Е.И. Носов | 3 |
26 | Родная природа в произведениях писателей XXвека | 3 |
27 | Из зарубежной литературы Д.Дефо | 2 |
28 | Х.К.Андерсен | 2 |
29 | М.Твен | 3 |
30 | Ж. Рони-Старший | 2 |
31 | Д. Лондон | 2 |
32 | А.Лингрен | 2 |
33 | Путешествие в мир книги. Рекомендации для летнего чтения | 1 |
| Итого | 105 |
Количество контрольных работ
Сочинений Классных -3 Домашних -0
Тестов -5
Входная диагностическая контрольная работа (тест №1)
Контрольная работа (тест №2) по итогам 2 триместра
Контрольная работа (тест №3) по итогам 2 триместра
Контрольная работа (тест №4) по итогам 2 триместра
Контрольная работа (тест №5) по итогам 2 триместра
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата | Дистанционное обучение(фор-мы проведения занятий) |
План | Факт |
1 | Введение. Книга и её роль в духовной жизни человека и общества. | 1 | | | |
2 | Из мифологии Рассказ о мифе и мифологии. Античный миф«Рождение Зевса».. | (3) 1 | | | |
3 | «Олимп».Прометей | 1 | | | |
4 | Яблоки Гесперид | 1 | | | |
5 | Унт Истоки Фольклора. Его основные виды. Загадки. Пословицы и поговорки. | (8) 1 | | | |
6 | Пословицы и поговорки. | 1 | | | |
7 | Литературная игра. Обобщение по темам: малые жанры фольклора | 1 | | | |
8 | Сказка. Волшебная сказка «Царевна-лягушка». | 1 | | | |
9 | «Царевна - лягушка» Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки | 1 | | | |
10 | Сюжет и реальная основа в бытовой сказке «Чего на свете не бывает?» Входная диагностическая контрольная работа (тест №1) | 1 | | | |
11 | Сказки народов России. Бытовая сказка «Падчерица». | 1 | | | |
12 | Р.р. Творческая мастерская. Сочиняем сказку | 1 | | | |
13 | Из древнерусской литературы Из «Повести временных лет»: «Расселение славян». | (3) 1 | | | |
14 | «Кий, Щек и Хорив» | 1 | | | |
15 | «Дань хазарам».Нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы | 1 | | | |
16 | Басни народов мира Эзоп. «Ворон и лисица». «Лисица и виноград». Жан де Лафонтен. «Лисица и виноград» | 1 | | | |
17 | Русская басня М.В. Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…» | (5) 1 | | | |
18 | Жизнь и творчество И.А. Крылова | 1 | | | |
19-20 | Басни И.А.Крылова. Тематика басен Крылова | 2 | | | |
21 | Русская басня в XX веке. С.МВ. Михалков. Басни «Грибы», «Зеркало». Тематика. Проблематика | 1 | | | |
22 | А.С.Пушкин. Детские годы поэта. Стихотворение «Няне» | (6) 1 | | | |
23 | Образы природы в стихотворениях А.С. Пушкина. «Зимняя дорога», «Бесы». | 1 | | | |
24 | А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Герои и персонажи сказки | 1 | | | |
25 | Гуманистическая направленность сказки Пушкина. Сходства и различия волшебной и литературной сказки | 1 | | | |
26 | А.С.Пушкин. «Руслан и Людмила» (отрывок). | 1 | | | |
27 | Сказочные элементы в поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» | 1 | | | |
28 | Поэзия XIX века о родной природе. Контрольная работа (тест №2) по итогам 2 триместра | 1 | | | |
29 | М.Ю.Лермонтов. Детские годы поэта. Стихотворение «Бородино». Историческая основа и прототипы героев. | (5) | | | |
30 | М.Ю.Лермонтов. Заочная экскурсия «Тарханы». Стихотворение «Бородино». Бородинская битва и русский солдат | 1 | | | |
31-32 | Р.р. Классное сочинение №1 «Путешествие на поле славы». (Повествование о событиях от лица их участников) | 2 | | | |
33 | Работа над ошибками. Анализ сочинений | 1 | | | |
34 | Н.В.Гоголь. Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В.Гоголя. | (3) 1 | | | |
35 | Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Образы и сюжет повести | 1 | | | |
36 | Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Зло и добро в повести | 1 | | | |
37 | И.С.Тургенев. Детские впечатления Спасское-Лутовиново в творческой биографии писателя. | (6) 1 | | | |
38 | И.С.Тургенев. Рассказ «Муму». | 1 | | | |
39-40 | Образы рассказа. Образ Герасима. | 2 | | | |
41 | Тематика и социально-нравственная проблематика рассказа | 1 | | | |
42 | Р.р. Классное сочинение №2«Эпизод рассказа, который произвёл на меня самое сильное впечатление». | 1 | | | |
43-44 | Н.А.Некрасов. Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». | (4) 2 | | | |
45 | Основная тема и способы её раскрытия. Отношение автора к персонажам произведения | 1 | | | |
46 | Р.р. Составление рассказа о герое. Сообщение | 1 | | | |
47 | Л.Н.Толстой. Сведения о писателе. Яснополянская школа. | (5) 1 | | | |
48 | «Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы. Своеобразие сюжета. | 1 | | | |
49 | «Кавказский пленник». Две жизни. Жилин и Костылин в плену. | 1 | | | |
50 | Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Отношение писателя к событиям и героям | 1 | | | |
51 | Р.р. Классное сочинение «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?» | 1 | | | |
52 | А.П. Чехов. Детские и юношеские годы А.П.Чехова. Семья А.П.Чехова. Врач Чехов и писатель Антоша Чехонте | (5) 1 | | | |
53-54 | Рассказ А.П.Чехова «Пересолил». Жанровое своеобразие рассказа. | 2 | | | |
55-56 | Рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник». Приёмы создания характеров и ситуаций. | 2 | | | |
57 | И.А. Бунин Детские годы И.А.Бунина. Книга в жизни писателя. Стихотворение «Густой зелёный ельник у дороги…». | (4) 1 | | | |
58 | И.А.Бунин. Рассказ «В деревне». | 1 | | | |
59 | И.А.Бунин. Рассказ «Подснежник». | 1 | | | |
60 | Р.р. Образы главных героев. Выразительные средства создания образов Контрольная работа (тест №3) по итогам 2 триместра | 1 | | | |
61 | Л.Н.Андреев. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче». | (3) 1 | | | |
62 | Л.Н.Андреев. «Петька на даче». Тематика и нравственная проблематика рассказа. | 1 | | | |
63 | Роль эпизода в создании образа героя. Природа в жизни мальчика. Значение финала | 1 | | | |
64 | А.И.Куприн. Краткие сведения о писателе. | (3) 1 | | | |
65-66 | Рассказ А.И.Куприна «Золотой Петух». Тема, особенности создания образа. | 2 | | | |
67 | А.А. Блок Детские впечатления А.А.Блока. Книга в жизни юного А.А.Блока. Блоковские места. | (2) 1 | | | |
68 | А.А.Блок. «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом…» | 1 | | | |
69-70 | С.А.Есенин. Детские годы. Единство человека и природы в лирике поэта. Малая и большая родина | (3) 2 | | | |
71 | Р.р. Классное сочинение – анализ поэтического текста С.А.Есенина. | 1 | | | |
72-73 | П.П.Бажов. Краткие сведения о писателе. Человек труда в сказе «Каменный цветок». | (4) 2 | | | |
74-75 | П.П.Бажов. «Каменный цветок». Приёмы создания художественного образа. | 2 | | | |
76 | А.П.Платонов. Краткие биографические сведения о писателе. | (3) 1 | | | |
77 | А.П.Платонов. Мир глазами ребёнка в рассказе «Никита». | 1 | | | |
78 | А.П.Платонов Рассказ «Цветок на земле». Своеобразие языка | 1 | | | |
79-80 | Из поэзии о Великой Отечественной войне | (2) | | | |
81 | Н.Н.Носов. Краткие сведения о писателе | (3) 1 | | | |
82-83 | Рассказ «Три охотника» | 2 | | | |
84-85 | В.П. Астафьев Рассказ «Васюткино озеро» | (2) | | | |
86 | Е.И. Носов Краткие сведения о писателе | (3) 1 | | | |
87-88 | Е.И. Носов. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас» | 2 | | | |
89 | Родная природа в произведениях писателей XX века В.Ф.Боков. «Поклон»; Н.М.Рубцов. «В осеннем лесу»; Р.Г.Гамзатов. «Песня соловья». | (3) 1 | | | |
90-91 | В.И.Белов. «Весенняя ночь»; В.Г.Распутин. «Век живи – век люби». | 2 | | | |
92 | Д.Дефо Краткие сведения о писателе. Роман«Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо». | (2) 1 | | | |
93 | Д.Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». Сюжет, главный герой, жанр | 1 | | | |
94-95 | Х.К.Андерсен. Краткие сведения о писателе. Сказка «Соловей». | (2) | | | |
96 | М.Твен. Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы в произведениях М.Твена. | (3) 1 | | | |
97-98 | М.Твен. «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых. | 2 | | | |
99-100 | Ж.Рони-Старший. Повесть «Борьба за Огонь». Гуманистическое изображение древнего человека. | (2) | | | |
101- | Д.Лондон. Краткие сведения о писателе. | (2) 1 | | | |
102 | «Сказание о Кише»: период раннего взросления в связи с обстоятельствами. | 1 | | | |
103-104 | А.Линдгрен. Отрывки из романа «Приключения Эмиля из Леннеберги». Контрольная работа (тест №4) по итогам 3 триместра | (2) | | | |
105 | Путешествие в мир книги. Рекомендации для летнего чтения. Контрольная работа (тест №5) по итогам года | 1 | | | |
Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УСТНОГО ОТВЕТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Оценка «ОТЛИЧНО» ставится за исчерпывающий, точный ответ, демонстрирующий хорошее знание теста произведения, умение использовать литературно-критические материалы для аргументации и самостоятельных выводов; свободное владение литературоведческой терминологией; анализ литературного произведения в единстве содержания и формы; умение излагать материал последовательно, делать необходимые обобщения и выводы, а также умение выразительно читать наизусть программные произведения.
Оценка «ХОРОШО» ставится за ответ, обнаруживающий хорошее знание и понимание литературного материала, умение анализировать текст произведения, приводя необходимые примеры; умение излагать материал последовательно и грамотно. В ответе может быть недостаточно полно развёрнута аргументация, возможны отдельные недостатки в формулировке выводов, иллюстративный материал может быть представлен не слишком подробно; допускаются отдельные погрешности в чтении наизусть и речевом оформлении высказываний.
Оценка «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» ставится за ответ, в котором материал раскрыт в основном правильно, но схематично или недостаточно полно, с отклонениями от последовательности изложения. Анализ текста частично подменяется пересказом, нет полноценных обобщений и выводов; допущены ошибки в речевом оформлении высказывания; есть затруднения в чтении наизусть.
Оценка «НЕУДОВЛЕТВАРИТЕЛЬНО» ставится, если ответ обнаруживает незнание текста и неумение его анализировать, если анализ подменяется пересказом; в овеете отсутствуют необходимые примеры; нарушена логика в изложении материала, нет необходимых обобщений и выводов; недостаточно сформированы навыки устной речи; есть нарушение литературной нормы.
Нормы оценки сочинений
Оценки за грамотность сочинения выставляются в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».
Отметка «5» ставится за сочинение:
глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мысли;
написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию
Отметка «4» ставится за сочинение:
достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а так же делать выводы и обобщения;
логичное и последовательное изложение материала;
написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.
Отметка «3» ставится за сочинение:
в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании пяти речевых недочётов.
Отметка «2» ставится за сочинение, которое: не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведении, состоит из путанного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений опирающихся на текст, характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.