Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Музыка» для 2 класса на 2019 – 2020 учебный год составлена на основе примерной программы начального общего образования по музыке для образовательных учреждений, программы общеобразовательных учреждений «Музыка» Т.В.Челышевой, В.В.Кузнецовой и УМК «Перспективная начальная школа
На изучение учебного предмета «Музыка» во 2 классе отводится 34 часа в год, 1 час в неделю.
Сведения о программе. Авторская программа Р.Г.Чураковой, О.Ф.Федотовой, Л.Г.Кудровой, Т.В.Челышевой, В.В.Кузнецовой, Т.М.Рагозиной, И.Б.Мыловой, М.Л. Каленчук, Н.А. Чураковой, Н.М. Лавровой, С.Н.Ямшиной, О.А.Захаровой, А.Г.Паутовой, В.А.Самковой. «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник, 2017 г. – Ч.2: 344 с. Проект «Перспективная начальная школа», разработанная на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г).
Программу обеспечивают:
1. Музыка. 2 класс.: Учебник / Т.В.Челышева, В.В.Кузнецова. – М.: Академкнига/Учебник, 2016
2. Музыка. 2 класс.: тетрадь для самостоятельной работы / Т.В.Челышева, В.В.Кузнецова. – М.: Академкнига/Учебник, 2018
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения музыки являются:
- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
- позитивная самооценка музыкально-творческих возможностей.
Предметными результатами изучения музыки являются:
- устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;
- элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.
Метапредметными результатами изучения музыки являются:
- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусства;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности;
- участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие, работа в команде) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
- наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.
Обобщенный результат освоения обучающимися учебной программы выражается в следующих личностных характеристикахвыпускника:
• любознательный, активно и заинтересованно познающий мир посредством музыкального искусства;
• владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной учебной и музыкально-творческой деятельности;
• любящий свой народ и его музыкальные традиции, свой край и свою Родину;
• уважающий и принимающий художественные ценности общества;
• готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
• стремящийся жить по законам красоты;
• доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
• обладающий развитым эстетическим чувством и художественным вкусом;
• использующий разные виды музыкально-творческой деятельности для охраны и укрепления своего психического, физического и духовного здоровья.
Обучающиеся получат возможность понимать
Жанры музыки (песня, танец, марш);
Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония и т.д.);
Особенности звучания знакомых музыкальных инструментов.
Обучающиеся получат возможность
Выявлять жанровое начало музыки;
Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;
Понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;
Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
Проявляет готовность поделиться своими впечатлениями о музыке и выразить их в рисунке, пении, танцевально-ритмическом движении.
Содержание учебного предмета
«Три кита» в музыке: песня, танец и марш» (9 часов)
Темы: Главный «кит» – песня. Мелодия – душа музыки. Каким бывает танец. Мы танцоры хоть куда! Маршируют все. «Музыкальные киты» встречаются вместе.
Смысловое содержание тем:
Идея четверти: три основные сферы музыки как самые понятные и близкие детям музыкальные жанры.
Восприятие второклассниками песни, танца и марша как давних и хороших знакомых. Ощущение разницы в характере музыки марша, танца и песни. Многообразие жизненных ситуаций, при которых звучат песни, танцы и марши. Разнообразие маршей (спортивный, солдатский, парадный, игрушечный и др.); танцев (менуэт, полька, вальс, пляска); песен (о Родине, колыбельные, хороводные, шуточные, песни – музыкальные картинки и др.). Осознание обучающимися мелодии как «души музыки». Определение сочетания в одной музыке разных музыкальных жанров – «киты встречаются вместе»
Характеристика деятельности обучающихся:
- Выявлять разницу в характере музыки марша, танца и песни.
- Сравнивать специфические особенности произведений разных жанров.
- Сопоставлять разнообразие маршей, танцев, песен с многообразием жизненных ситуаций, при которых они звучат.
- Определять мелодию как «душу музыки».
- Воплощать художественно-образное содержание народной и композиторской музыки в пении, слове, пластике, рисунке.
- Передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, пластические движения, инсценирование песен, драматизация и пр.) в процессе коллективного музицирования.
«О чем говорит музыка» (7 часов)
Темы: Маша и Миша узнают, что умеет музыка. Музыкальные портреты. Подражание голосам. Как музыка изображает движение? Музыкальные пейзажи.
Смысловое содержание тем:
Идея четверти: восприятие музыки как звучащего вида искусства, обладающего выразительными и изобразительными возможностями.
Осознание учащимися, что музыка может выражать чувства, мысли и настроение человека, рисует музыкальные портреты, выражает черты его характера. Музыка может подражать звучанию голосов разных музыкальных инструментов, изображать движение, разнообразные звуки, шумы и картины окружающей природы. Все это – музыкальное окружение жизни ребенка, прочувствованное и осознанное им как органичная часть самой жизни со сменой времен года, с каждодневными заботами и делами, с буднями и праздниками
Характеристика деятельности обучающихся:
- Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.
- Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки.
- Осознавать языковые особенности выразительности и изобразительности музыки.
- Исполнять, инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров.
- Воплощать музыкальное развитие образа в собственном исполнении (в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении)
- Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов
«Куда ведут нас «три кита» (10 часов)
Темы: «Сезам, откройся!». «Путешествие по музыкальным странам». Опера. Что такое балет? «Страна симфония». Каким бывает концерт?
Смысловое содержание тем:
Идея четверти: вхождение в мир большой музыки с помощью простейших музыкальных жанров – песни, танца и марша.
Образность песен, танцев и маршей. Песенные основы оперы, танцевальные основы балета. Оперные и балетные марши. Ощущение органичного перехода от песни – к песенности, от танца – к танцевальности, от марша – к маршевости. От народной песни – к симфонической музыке. Превращение песни в музыку фортепьянную, симфоническую, хоровую, оперную, балетную. Песня как основа любого крупного музыкального жанра. Самостоятельная жизнь танцевальной музыки. Танцевальность в разных областях музыки. Проникновение танца в оперу, балет, симфонию, концерт. Многоликость маршей: простые бытовые марши – марши для исполнения в концертах, марши в симфониях, в ораториях, операх, балетах. Взрослые и детские оперы. Знакомство с оперой «Волк и семеро козлят». Разучивание тем главных героев. Темы – песни, песни – танцы, песни – марши. Участие в исполнении финала оперы. Музыкальный театр – храм, где царят опера и балет.
Назначение концертного зала.
Характеристика деятельности обучающихся:
- Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности.
- Соотносить простейшие жанры (песни, танцы, марши) с их воплощением в крупных музыкальных жанрах.
- Различать крупные жанры: оперу, балет, симфонию, концерт.
- Передавать в собственном исполнении (пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) различные музыкальные образы.
- Ориентироваться в нотном письме, как в графическом изображении интонаций (вопрос-ответ, выразительные и изобразительные интонации и т. д.).
- Создавать на основе полученных знаний музыкальные композиции (пение, музыкально-пластическое движение, игра).
«Что такое музыкальная речь?» (8 часов)
Темы: Маша и Миша изучают музыкальный язык. Занятная музыкальная сказка. Главная песня страны.
Смысловое содержание тем:
Идея четверти: восхождение по ступенькам музыкальной грамотности.
Признаки, которые помогают различать музыкальные произведения, их характеры, настроение, жанры. Причины своеобразия каждого музыкального произведения. Осознание роли средств музыкальной выразительности как «строительных кирпичиков» музыкальных образов и их развития. Формирование музыкальной грамотности как особого «чувства музыки». Активное восприятие музыки через разные формы приобщения к ней: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, исполнение на музыкальных инструментах, игра. Обобщение темы года на терминологическом уровне.
Характеристика деятельности обучающихся:
- Сравнивать специфические особенности произведений разных жанров.
- Называть средства музыкальной выразительности.
- Соотносить различные элементы музыкальной речи с музыкальными образами и их развитием.
- Воплощать художественно-образное содержание народной и композиторской музыки в пении, слове, пластике, рисунке.
- Передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, пластические движения, инсценирование песен, драматизация и пр.).
- Импровизировать в соответствии с заданным либо самостоятельно выбранным музыкальным образом (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации).
- Участвовать в хоровом исполнении гимна Российской Федерации.
4. Тематическое планирование с указанием количества часов на каждую тему
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов по теме | Дата план | Дата факт |
1 | Главный «кит» — песня | 1 | | |
2 | Главный «кит» — песня | 1 | | |
3 | Мелодия — душа музыки | 1 | | |
4 | Мелодия — душа музыки | 1 | | |
5 | Каким бывает танец? | 1 | | |
6 | Каким бывает танец? | 1 | | |
7 | Мы танцоры хоть куда | 1 | | |
8 | Маршируют все | 1 | | |
9 | «Музыкальные киты» встречаются вместе | 1 | | |
10 | Маша и Миша узнают, что умеет музыка. | 1 | | |
11 | Маша и Миша узнают, что умеет музыка. | 1 | | |
12 | Музыкальные портреты. | 1 | | |
13 | Музыкальные портреты. | 1 | | |
14 | Подражание голосам | 1 | | |
15 | Как музыка изображает движение? | 1 | | |
16 | Музыкальные пейзажи | 1 | | |
17 | Сезам, откройся!» | 1 | | |
18 | Сезам, откройся!» | 1 | | |
19 | Опера | 1 | | |
20 | «Путешествие по музыкальным странам». | 1 | | |
21 | «Путешествие по музыкальным странам». | 1 | | |
22 | «Путешествие по музыкальным странам». | 1 | | |
23 | Что такое балет? | 1 | | |
24 | «Страна симфония». | 1 | | |
25 | Каким бывает концерт? | 1 | | |
26 | Каким бывает концерт? | 1 | | |
27 | Маша и Миша изучают музыкальный язык. | 1 | | |
28 | Маша и Миша изучают музыкальный язык. | 1 | | |
29 | Маша и Миша изучают музыкальный язык. | 1 | | |
30 | Маша и Миша изучают музыкальный язык. | 1 | | |
31 | Занятная музыкальная сказка. | 1 | | |
32 | Занятная музыкальная сказка. | 1 | | |
33 | Главная песня страны «Государственный гимн Российской Федерации». | 1 | | |
34 | Обобщение за год | 1 | | |