Личностные результаты |
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности; становление гуманистических и демократических ценностей ориентации; формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов; формирование интереса к духовной культуре истории Отечества; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, формирование умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование осознанной установки на миротворческое отношение в социуме; формирование уважительного отношения к иным мнениям, убеждениям (в том числе религиозным), к истории и культуре других регионов; наличие мотивации к получению знаний, труду, познавательной деятельности, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; воспитание эстетических чувств, формирование эстетических потребностей и ценностей; приобщение к культурным отечественным традициям; формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни; овладение начальными навыками адаптации в постоянно изменяющемся мире и культурного потребления информации; воспитание уважения к семье как личной и общественной ценности; |
Метапредметными результатами изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе являются формирование следующих универсальных учебных |
Овладение учащимися способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности и находить средства её существования; освоение разных способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять и выбирать наиболее эффективные способы достижения результата; формирование аналитических способностей, понимание причин успеха или неуспеха учебной деятельности, формирование способности конструктивно действовать в ситуации неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; формирование умений использования знаково-символических средств информации; формирование способностей активного адекватного использования речевых средств и средств информационных коммуникативных технологий ля решения коммуникативных и познавательных задач; формирование умений и навыков использования различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами учебного предмета и нормами информационной избирательности, этики и этикета (подготовка сообщений, рефератов, выступлений с аудио-, видео-, и графическим сопровождением, участие в диспутах); овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникаций; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, выводов, установления причинно-следственных связей, построения рассуждения, отнесения к известным понятиям; формирование умения высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию; готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и прав каждого человека иметь свою; корректно в соответствии со своими убеждениями излагать и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, явлений культуры и т.п.; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интереса сторон и сотрудничества. |
Предметные УУД |
Овладение ценностными установками и знаниевыми основаниями для осознанной мотивации к нравственному совершенствованию и духовному саморазвитию; готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; знание нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества; формирование первоначальных общих представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в развитии культуры, в истории и современности России; формирование представлений о православии и его роли в культуре Отечества и истории российской государственности; знакомство и формирование навыков понимания духовно – нравственного смысла народной мудрости; формирование внутренней установки личности поступать согласной своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни; овладение основными понятиями религиозной культуры; овладение основными понятиями православной культуры; знания об особенностях и традициях православия и их понимание; ознакомление в общих чертах с понятиями христианства и православия, с историей христианства и историей православия в России; формирование общего представления о Священном Писании и Священном Предании, о содержании Библии как Священном Писании христиан; овладение духовной и историко-культурологической лексики в объеме, предусмотренном требованиями Федерального государственного образовательного стандарта; ознакомление с главными православными праздниками, их происхождением и особенностями празднования; формирование представлений о Русской Православной Церкви, Таинствах Церкви; понимание религиозного и исторического основания православной культуры; формирование умений описывать различные явления религиозных традиций и культур; устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей; излагать сове мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества; соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры; строить уважительные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций. |
Россия – наша Родина |
Россия – наша Родина. Богатство и разнообразие природы нашей страны. Животный и растительный мир нашей страны, заповедники и национальные парки. Песни и стихи о Родине. Пейзажи России. Воспевание красоты родной земли – излюбленная тема в русской культуре. Понятие о другом официальном названии России – Российская Федерация. Главное в государстве – народ. Богатства России – заслуга народа, хранившего и приумножавшего её достояние, её культуру. Национальный состав России. Необходимость для всеобщего благополучия в государстве почтительно относиться к истории страны, её национальной культуре, традициям. Любовь к России, воспеваемая в поэзии, песенном творчестве. Понятия Родина, Отечество, понятие малая родина, родной край; разнообразие и богатство природы нашей страны, красота природы Тюменского края; Россия – общий дом для всех народов, ее населяющих, малая родина – часть великой страны. |
Православная духовная традиция |
Знакомство с разными историческими именами России. Формирование понятий духовности, традиции, духовной традиции, культуры, религии. Формирование представления о православной духовной традиции и её роли в формировании культуры Отечества. 988 год – дата крещения Руси. Князь Владимир Святой – креститель Руси. Понятие «государственная религия». Представление о символическом значении, о кресте как главном христианском символе; о государственных символах: флаге, гербе, гимне. Знакомство с текстом гимна России, символическими духовными смыслами элементов и цветов герба, государственного флага России и штандарта Президента России. Образ Георгия Победоносца на гербе Москвы и России. Символы :, герб, гимн, флаг Тюменской области. |
Что такое христианство? |
Новая эра и Рождество Христово. Современный отсчёт времени. Иисус Христос – Спаситель мира. Святая Земля, Вифлеем – место рождения Иисуса Христа. Священное Писание и Новый Завет. Четвероевангелие: Евангелие от Матфея, Марка, Дуки, Иоанна. Значение слова «Евангелие». Богочеловек – Сын Бога и Сын Человеческий. Боговоплощение от Духа Святого и Девы Марии. Иоанн Предтеча и Креститель Господа Иисуса Христа. Проповедь Царства Божия (Царства Небесного). Понятие «апостолы». |
Особенности восточного христианства. |
Три основных направления христианства: православие, католицизм, протестантизм. Синонимы, означающие православие: восточное христианство, византийская, греческая вера. Понятия инославия и иноверия. Вселенские соборы. Символ веры как краткая формулировка вероучительных истин. Празднование Пасхи. Традиция иконопочитания. Полное название Православной (Восточной, Византийской, Греческой) Церкви – Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь. Тюмень в начале ХХ века: гонение на Церковь, новомученики земли Тюменской. |
Культура и религия |
Происхождение культуры, происхождение термина «культура». Происхождение религии. Понятие богооткровения. Связь между культурой и религией в истории человеческого общества. Связь между культурой и религией в современном обществе. Основные существенные признаки культуры: результат деятельности человека, ценность и полезность для человека и общества. Мировоззрение. Этика. Особенности культуры родного края: архитектура ( здание Краеведческого музея – городская усадьба начала XIX века и современные многоэтажные жилые дома городов области - современная архитектура), народные промыслы, живопись. |
Добро и зло в православной традиции. |
Библия – Священное Писание. Традиционный – религиозный – взгляд на происхождение добра и зла. Сотворение мира духов. Отпадение Денницы. Сотворение первых людей и их пребывание в раю. Древо познания добра и зла. Грехопадение первых людей. Первородный грех. Ад. Спасение души. |
Во что верят православные христиане |
Вера как основа любой религии и синоним слова «религия». Догматы – вероучительные истины. Символ веры. Раскрытие смыслов членов Символа веры. Понятие о Святой Троице, Троице Единосущной, Ипостаси. Учение о Христе, Божественной и человеческой природах Иисуса Христа. Таинство Крещения как начало пути спасения. Главные заповеди в Евангелии. |
Золотое правило нравственности |
Свобода вероисповедания граждан России. Закрепление права на свободу вероисповедания, убеждений, национальную культуру, язык в Конституции России – Основном законе нашей страны. Золотое правило нравственности: формулировка, смысл правила, распространённость в разных культурах. |
Любовь к ближнему |
Повторение главных евангельских заповедей. Притча как форма проповеди. Притча о добром самарянине. Духовно-этический анализ притчи. |
Милосердие и сострадание |
Расширение и углубление духовно-этического смысла притчи о добром самарянине. Раскрытие понятий милосердия и сострадания. Примеры милосердия и сострадания из современной жизни и опыта школьников. |
Отношение к труду |
Книга «Бытие» о сотворении ми и человека. Сотворение мира как творческий труд Создателя. Божественный замысел сотворения человека и выполнение замысла. Труд человека в раю. Труд после грехопадения первых людей и изгнания их из рая. Духовный закон о труде, полученный через пророка Моисея. |
Долг и ответственность |
Долг и ответственность. Формирование чувства долга и ответственности в православной культуре. Библия об ответственности человека за мир. Всемирный потоп. Евангельская притча о талантах. Духовно-этический смысл притчи о талантах. |
Защита отечества |
Традиционное православное отношение к Отечеству. Понимание в православной традиции защиты Отечества как священного долга каждого гражданина. Лозунг русского воинства: «За веру царя и Отечество». Традиционное отношение в православной культуре к России как дому Пресвятой Богородицы. Первые ордена в России и их посвящение святым. Воинские награды. Орден Святого Георгия – высшая награда России. Имена великих русских полководцев (Г.К.Жуков) . Статья Конституции РФ о защите Отечества. |
Десять заповедей Божиих |
Понятие о заповедях Божиих. Миссия пророка Моисея. Получение заповедей Божиих на горе Синай. Скрижали. Содержание и толкование десяти заповедей Божиих. Распространение десяти заповедей Божиих по всему миру и принятие их в качестве нравственной нормы в человеческом обществе. |
Заповеди блаженства |
Понятие Царства Божия. Понятие о проповеди как поучающей речи. Нагорная проповедь Спасителя, ей содержание и значение. Понятие блаженства как высшей духовно-нравственной радости, высшего счастья. Заповеди блаженства. Религиозная преемственность и новизна в учении Христа. |
Православие в России |
Древнее предание о посещении святым апостолом Андреем Первозванным исконно русских земель. «Повесть временных лет» и «Степенная книга» как древнейшие литературные памятники русской культуры. Первые русские князья-христиане Аскольд и Дир. Княгиня Ольга. Принятие княгиней Ольгой святого крещения Константинополе (Царьград), столице Византии. Князь Владимир и его выбор веры. Крещение князя Владимира. Крещение Руси. Распространение православия на Руси после Её крещения и развитие православной культуры. |
Православный храм и другие святыни |
Традиционное понятие храма как общего дома Бога и верующих в него. Разнообразие храмовых построек, купол с водружённым крестом как главная отличительная особенность православных храмов. Внешнее и внутреннее устроение храма. Храмовые предметы. Понятие «святые мощи», их почитание в православной традиции. Знакомство с внешним и внутренним устроением храма посредством виртуальной экскурсии ; Храмы Тюменского района. Закрепление знаний, основных понятий во время экскурсии в храм Покрова Пресвятой Богородицы. |
Таинство Православной Церкви |
Таинства Церкви. Назначение церковных таинств. Семь церковных таинств: Крещение, Миропомазание, Исповедь, Причащение, Соборование, Венчание, таинство Священства. Литургия – Церковная служба, во время которого совершается таинство Причащения; |
Древнейшие чудотворные иконы |
Почитание икон как святынь. Понятие «чудотворные иконы». Спас Нерукотворный – первая икона. История появления иконы «Спас Нерукотворный». Первые иконы Пресвятой Богородицы. Первый иконописец – святой евангелист Лука. История Владимирской иконы Божией Матери. Древнейшие чудотворные иконы Пресвятой Богородицы. |
Молитва |
Понятие молитвы в православной традиции. Роль молитвы в жизни православных христиан. Молитва как жанр литературы в русской культуре, художественное произведение, поэтические переложения молитвы в русской литературе. Молитва Господня. Иисусова молитва. |
Православные монастыри |
Монастыри в православной культуре. Молитвенное призвание монахов, монахинь. Понятие о житиях святых. Названия знаменитых обителей России: Свято-Троице-Сергиева Лавра, Рождества Богородицы Свято-Павнутьев Боровский монастырь, Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Преподобный Сергий Радонежский – основатель Свято-Троице-Сергиевой Лавры. Понятие о Великой схиме как высшей степени посвящения Богу. |
Почитаемые святые в православной культуре |
Понятие святости. Местночтимые и общецерковные святые. Лики святости: святые апостолы; святые мученики и великомученики; святые равноапостольные, святые целители, бессребреники, святители, блаженные, юродивые. Наиболее почитаемые святые: апостолы от двенадцати, святые апостолы от семидесяти, апостол Павел, равноапостольные учители словенские Мефодий и Кирилл, великомученик и целитель Пантелеимон, Василий Блаженный, Святитель Николай Чудотворец Мирликийский. |
Символический язык православной культуры: храм |
Символичность православной культуры. Символ – условный знак, предмет или изображение, которое используется для обозначения какого-то важного понятия. Крест – главный символ христианства. Символическое значение креста и его составляющих частей. Крестное знамение как освящение помыслов, чувств и дел. Символическое значение храма и его частей.знакомство с храмовыми предметами посредством виртуальной экскурсии. |
Икона, фреска, картина |
Икона в жилом доме. Красный угол. Символический язык иконы. Ореол, нимб – символ святости, сияние духовной славы. Особенности создания иконы и символичность использования материалов для иконы. Паволока, левкас, темпера. Фреска – живопись водными красками по сырой штукатурке. Отличия иконы от картины на религиозную тему. Евангельские сюжеты в произведениях русских художников и в культуре европейских народов. |
Колокольные звоны и церковное пение |
Восприятие византийских традиций богослужения на Руси. Расцвет церковной музыки в России в XV–XVI вв. Понятие «стихира». Понятие о знаменном распеве. Крюки. Знамена. Понятие канона в церковном искусстве. Стоглавый Собор и его решения о строгом соблюдении канона. Партесное пение. Понятие акапеллы. Церковнославянский язык. Логос. Колокола как единственный музыкальный инструмент в православной традиции. Колокольные звоны и их использование: благовест, трезвон, перебор. |
Прикладное искусство |
Повторение, углубление и расширение изученного материала о символичности православной культуры. Понятие прикладного искусства. Райское древо жизни – символ рая, духовного сада. Виноградная лоза как символ Самого Христа, виноградные ветви как символ святых апостолов. Символическое значение золота в храмах. Названия храмовых предметов: киот, канун, аналой, паникадило, Потир. Знакомство с храмовыми предметами посредством виртуальной экскурсии. |
Православные праздники |
Понятие «праздничные иконы», церковные праздники; праздники переходящие и непереходящие; Пасха Господня – самый главный праздник; понятие о двунадесятых праздниках, двунадесятые праздники: Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Благовещение Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Сретение Господне, Крещение Господне, Преображение Господне, Вход Господень в Иерусалим, День Святой Троицы, Успение Пресвятой Богородицы, Воздвижение Креста Господня; |
Православный календарь |
Понятие о новом и старом календарном стиле. Юлианский календарь, организация церковной жизни по юлианскому календарю. Григорианский календарь, организация светской жизни по григорианскому календарю. Постановление Первого Вселенского Собора о времени празднования Пасхи Господней. Переходящие праздники, непереходящие праздники. |
Христианская семья и ее ценности. |
Понятие о православной семье как малой Церкви. Скрепление супружества Таинством Брака (Венчания). Преподобные Пётр и Феврония – образец супружества в православной традиции. Житие святых Петра и Февронии. 8 июля – День семьи, любви и верности. Русская народная мудрость о семье, семейном счастье. |
№ темы | Тема | Кол. часов | Виды учебной деятельности | Вид контроля | Дата |
1-2 | Россия – наша Родина | 2 | Подготовка выставки «Наша Родина». Беседа о красоте нашей Родины. Слушание рассказа учителя о географическом положении, богатствах России, разнообразии её природы. Понятия Родина, Отечество, понятие малая родина, родной край; разнообразие и богатство природы нашей страны, красота природы Тюменского края (РК) | Текущий | |
3-4 | Православная духовная традиция | 2 | Слушание рассказа учителя по новой теме с просмотром слайдов, икон, репродукций. Рассматривание фотографий, альбомов, иллюстраций в учебнике. Самостоятельная работа в тетради. Символы : герб, гимн, флаг Тюменской области. (РК) | Текущий | |
5 | Что такое христианство? | 1 | Постановка проблемы совместного исследования. Работа с плакатом «Рождество Христово и новая эра» | текущий | |
6 | Особенности восточного христианства | 1 | Вопросы, задаваемые последовательно для формирования представления об учебно-поисковой проблеме. Постепенное раскрытие учителем проблемы с использованием учебника, его иллюстраций, демонстрационных материалов, слайдов презентаций учителя. Тюмень в начале ХХ века: гонение на Церковь, новомученики земли Тюменской. (РК) | Текущий | |
7 | Культура и религия | 1 | Проверка первичных знаний, их уточнение и закрепление с помощью текстов учебника. Самостоятельная работа в тетради. Начало нового проекта «Религия в нашей жизни». Особенности культуры родного края: архитектура ( здание Краеведческого музея – городская усадьба начала XIX века и современные многоэтажные жилые дома городов области - современная архитектура), народные промыслы, живопись. (РК) | Текущий | |
8 | Добро и зло в православной традиции | 1 | Викторина на закрепление и повторение пройденного материала. Самостоятельная работа в тетради. | Текущий | |
9 | Во что верят православные христиане | 1 | Постепенное раскрытие учителем темы урока с использованием учебника, его иллюстраций, демонстрационных материалов, слайдов презентации учителя. | Текущий | |
10 | Золотое правило нравственности | 1 | Обсуждение , иллюстраций из жизни по теме. Проверка первичных знаний, их уточнение и закрепление в беседе и с помощью текстов учебника. Начало нового проекта «Полезные цитаты» | Текущий | |
11 | Любовь к ближнему | 1 | Рассказ учебника по теме. Чтение учащимися притчи из учебника. Рассмотрение иллюстраций к теме в учебнике, просмотр слайдов – других художественных изобразительных работ, посвященных притче о добром самарянине. Самостоятельная работа в тетради. | Текущий | |
12 | Милосердие и сострадание | 1 | Рассказ учителя. Рассмотрение иллюстрации к теме в учебнике, просмотр слайдов презентаций учителя к уроку. Начало нового проекта «Учимся милосердию и состраданию». | Текущий | |
13 | Отношение к труду | 1 | Чтение учебного и библейского текстов в учебнике. Анализ текста. Рассмотрение иллюстрации к теме в учебнике, просмотр слайдов презентации учителя к уроку. Самостоятельная работа в тетради. Начало новых проектов: «Что можно сделать во славу Божию»; «Учимся владычествовать над миром». | Текущий | |
14 | Долг и ответственность | 1 | Осмысление понятий долга и ответственности через прочтение и анализ текстов Священного Писания. Беседа для проверки первичных знаний, их уточнение и закрепление с помощью текстов учебника. Самостоятельная работа в тетради. | Текущий | |
15 | Защита Отечества | 1 | Рассказ учителя. Чтение учебного текста и иллюстрирующих цитат в учебнике. Анализ текста. Рассмотрение иллюстрации к теме в учебнике, просмотр слайдов презентации учителя к уроку. Начало нового проекта: «Готовимся к защите Отечества со школьной скамьи». | Текущий | |
16 | Десять заповедей Божиих | 1 | Рассказ учителя. Комментированное чтение заповедей Божиих, рассмотрение иллюстраций учебника, плаката демонстрационных материалов и слайдов презентации учителя. Самостоятельная работа в тетради. Начало нового проекта «Образ пророка Моисея в искусстве» | Текущий | |
17 | Заповеди блаженства | 1 | Комментированное чтение заповедей блаженства, рассмотрение иллюстраций учебника, плаката демонстрационных материалов. Беседа для проверки первичных знаний, их уточнение и закрепление с помощью текстов учебника. Самостоятельная работа в тетради | Текущий | |
18-19 | Православие в России | 2 | Постановка вопросов для мотивации получения нового материала. Рассказ учителя. Беседа для проверки первичных знаний. Начало новых проектов: «Как Русь стала православной: говорят литературные источники», «Как Русь стала православной: говорят произведения изобразительного искусства» | Текущий | |
20-21 | Православный храм и другие святыни | 2 | Рассказ учителя: заочная экскурсия в храм. Чтение учебника, рассмотрение иллюстраций учебника, плаката демонстрационных материалов по теме урока и слайдов презентации учителя. Самостоятельная работа в тетради. Храмы Тюменского района (РК) | Текущий | |
22 | Таинства Православной Церкви | 1 | Чтение учебника, рассмотрение иллюстраций учебника, слайдов презентации учителя. Самостоятельная работа в тетради. Начало нового проекта «Православный храм» | Текущий | |
23 | Древнейшие чудотворные иконы | 1 | Рассказ учителя. Беседа для проверки первичных знаний, их уточнение и закрепление с помощью текстов учебника. Начало нового проекта «Чудотворные иконы России» | Текущий | |
24 | Молитва | 1 | Викторина на закрепление и повторение пройденного материала. Самостоятельная работа по тетради | Текущий | |
25 | Православные монастыри | 1 | Постановка вопросов для мотивации получения нового материала | Текущий | |
26 | Почитание святых в православной культуре | 1 | Ответы школьников на вопросы в учебнике по теме. Беседа для проверки первичных знаний. | Текущий | |
27 | Символический язык православной культуры: храм, крест | 1 | Формирование мотивации изучения учебной проблемы для повторения и обобщения изученного материала | Текущий | |
28 | Христианское искусство. Икона, фреска, картина. | 1 | Чтение учебника, рассматривание иллюстраций учебника, слайдов презентации учителя. | Текущий | |
29 | Колокольные звоны и церковное пение | 1 | Проверка выполнения заданий в рабочей тетради, просмотр детских презентаций, чтение учебника, слушание фрагментов колокольных звонов, рассматривание иллюстраций учебника. | Текущий | |
30 | Прикладное искусство | 1 | Беседа для проверки первичных знаний, их уточнение и закрепление с помощью текстов учебника | Текущий | |
31 | Православные праздники | 1 | Проверка выполнения заданий в рабочей тетради, просмотр детских презентаций. Урок - игра «Народные игры» (РПВ) | Текущий | |
32 | Православный календарь | 1 | Формирование мотивации изучения темы урока6 постановка учебной проблемы для повторения предыдущей темы и её расширения с помощью дополнения содержания | Текущий | |
33 | Христианская семья и её ценности | 1 | Проверка выполнения заданий в рабочей тетради, просмотр детских презентаций, чтение учебника, слушание фрагментов колокольных звонов, рассматривание иллюстраций учебника. Творческий конкурс «Моя семья» (РПВ) | Текущий | |
34 | Итоговое повторение | 1 | Просмотр выставки лучших творческих работ, выполненных школьниками в течение года. Комментарии детей к их работам. Демонстрация проектов. | Текущий | |