Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, с учетом Программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России» ФГБОУ Всероссийский детский центр «Орлёнок». Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного образования в урочной и внеурочной деятельности.
Актуальность и назначение программы
Внедрение программы «Орлята России» в практику школ Российской Федерации позволяет решать одну из главных задач государственной политики в сфере образования – сохранение и развитие единого образовательного пространства России. Актуальность продиктована общим контекстом изменений в образовательной политике, связанных с усилением роли воспитания в образовательных организациях (поправки в ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»). Так, «активное участие в социально- значимой деятельности» артикулируется как в текстах последнего ФГОС начального общего образования, так и в Федеральной рабочей программе воспитания, в которой указывается, что «поощрение социальной активности обучающихся» может рассматриваться в качестве «основной традиции воспитания в образовательной организации».
Участие детей и педагогов в программе «Орлята России» способствует восстановлению богатого опыта воспитательной работы с подрастающим поколением и его дальнейшему развитию с учётом всех вызовов современного мира.
Цель курса: формирование у ребёнка младшего школьного возраста социально-ценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира на основе российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими поколениями,
воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности.
Задачи курса:
воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой Родине, общности граждан нашей страны, России;
воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего народа, семейным ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности;
формировать лидерские качества и умение работать в команде. Развивать творческие способности и эстетический вкус;
воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни, прививать интерес к физической культуре;
воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и потребность в безвозмездной деятельности ради других людей;
содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного отношения к окружающему миру;
формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную, поисковую и исследовательскую деятельность.
Место учебного курса внеурочной деятельности в учебном плане школы
На изучение учебного курса «Орлята России» отводится по 2 часа в неделю в 1- 4 классах начальной школы. Программа рассчитана на 4 года (1 класс - 33 недели; 2-4 класс - 34 учебных недели в год).
Формы проведения занятий: занятие-игра, беседа, конкурс, квест, пешеходная прогулка, экскурсия. Обучающиеся выполняют различные творческие задания и задания исследовательского характера. Проводятся дидактические, развивающие и ролевые игры, учебные диалоги. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в парке, в музее. Большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация
проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в разделах программы.
Форма промежуточной аттестации – ролевая игра
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с федеральной образовательной программой начального общего образования. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка.
Это проявляется:
в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в программе воспитания;
в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их вовлеченность в совместную с педагогом и сверстниками деятельность.
Содержание учебного курса внеурочной деятельности
1класс
Трек «Орлёнок – Эрудит». Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – конверт- копилка Трек «Орлёнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти. Именно к этому времени учебный процесс и все связанные с ним новые правила жизнедеятельности становятся для первоклассника более понятными. Данный трек позволит, с одной стороны, поддержать интерес к процессу получения новых знаний, с другой стороны, познакомить обучающихся с разными способами получения информации.
Трек «Орлёнок – Доброволец». Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота Символ трека – Круг Добра Реализация трека проходит для ребят 1-х классов осенью, но его тематика актуальна круглый год. Важно, как можно раньше познакомить обучающихся с понятиями
«доброволец», «волонтёр», «волонтёрское движение». Рассказывая о тимуровском движении, в котором участвовали их бабушки и дедушки, показать преемственность традиций помощи и участия. В решении данных задач учителю поможет празднование в России 5 декабря Дня волонтёра.
Трек «Орлёнок – Мастер». Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – Шкатулка мастера. В рамках данного трека дети знакомятся с тезисом, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлёнок – Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети – активные участники Мастерской Деда Мороза: готовят класс и классную ёлку к новогоднему празднику / участвуют в новогоднем классном и школьном празднике. Вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела и различных профессий (на уровне региона или страны); посещений мест работы родителей-мастеров своего дела, краеведческих музеев и пр.
Трек «Орлёнок – Спортсмен». Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни Символ трека – ЗОЖик (персонаж, ведущий здоровый
образ жизни) Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается определённая физическая и эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Надеемся, что дополнительные физкультурно- оздоровительные мероприятия, в том числе, позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период.
Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти». Ценности, значимые качества трека: семья, Родина Символ трека – альбом «Мы - хранители» В рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок должен открыть для себя значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края через понимание фразы «Я и моё дело важны для Родины». Основная смысловая нагрузка трека:Я – хранитель традиций своей семьи, Мы (класс) – хранители своих достижений, Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны. Решению задач трека способствует празднование Дня защитника Отечества, Международного женского дня и других праздников.
Трек «Орлёнок – Эколог». Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ трека – Рюкзачок эколога Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника и пр.
Планируемые результаты освоения учебного кура внеурочной деятельности
Личностные результаты:
Гражданско-патриотическое воспитание:
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и обязанности гражданина, качествах патриота своей страны.
Духовно-нравственное воспитание:
понимание связи человека с окружающим миром;
бережное отношение к среде обитания;
проявление заботы о природе; неприятие действий, приносящих
ей вред.
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям;
Эстетическое воспитание:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
Физическое воспитание, культура здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
бережное отношение к природе;
неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
проявление желания обогащать свои знания, способность к поисково-исследовательской деятельности.
Метапредметные результаты:
Универсальные учебные познавательные действия:
способность к демонстрации своих знаний и умений из личного жизненного опыта;
способность к применению своих знаний и умений, способность выражать свои мысли; умение составлять совместно с учителем общие правила поведения;
умение обобщать и систематизировать, осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов (под руководством педагога);
умение ориентироваться в мире книг и искать необходимую информацию (под руководством педагога);
умение понимать нравственные ценности общества: добро, человеколюбие, благотворительность (под руководством педагога);
умение приобретать опыт составления комплекса упражнений для
зарядки;
понимать, что информация может быть представлена в разной
форме – книга, фото, видео
Универсальные учебные коммуникативные действия:
умение проявлять инициативность, активность, самостоятельность;
умение проявлять готовность выступить в роли организатора, инициатора, руководителя, исполнителя;
умение сравнивать свои качества с качествами лидера, комментировать процесс решения поставленных задач, проявлять этику общения;
участие в совместной деятельности, умение согласовывать мнения в ходе поиска ответа;
умение высказывать свою точку зрения, договариваться с одноклассниками, работая в группе;
умение высказывать и отстаивать свое мнение;
умение рассуждать, вести повествование, строить своё высказывание в соответствии с поставленной задачей или вопросом;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
умение работать в группе, общаться со сверстниками на принципах взаимоуважения и помощи;
признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
умение высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать, приводя аргументы;
умение сотрудничать и работать в группе, выражать свои мысли ясно, корректно по отношению к окружающим;
умение ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности
Универсальные учебные регулятивные действия:
умение оценивать свои поступки и действия, свои возможности способствовать проявлению самостоятельности, инициативности, организованности;
умение планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность действий, объективно оценивать их; проявлять готовность изменять себя;
умение принимать и сохранять поставленную задачу, осуществлять поиск средств её достижения, самостоятельно формулировать цель после предварительного обсуждения, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
формирование умения оценивать свои поступки и действия, свои возможности;
формирование умения применять свои знания в практической деятельности.
Предметные результаты:
1 класс
умение раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах поведения в классе, школе, выражать своими словами понимание значимости дружбы в классе, формирование коллективных правил коллектива и желание им следовать, владеть правилами поведения в классе, школе; умение применять полученные знания из различных областей в совместной коллективной деятельности; представления о некоторых понятиях
и правилах решения логических задач; знание главных качеств эрудита: смекалка, ум, знание, любознательность, внимательность, увлеченность, изобретательность; узнавать главные источники знаний эрудита: книга, журналы, газеты; выполнять несложные коллективные работы проектного характера совместно со взрослыми; приобретать опыт художественно- эстетического наполнения предметной среды человека; умение выполнять в определенной последовательности комплекс утренней зарядки; расширять словарный запас новыми словами и терминами.
Тематическое планирование по проектно-исследовательской деятельности « Орлята России»
1 класс
№ п/п | Тема занятия | Кол-во уроков | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Подготовительный этап к участию в Программе | 1 | 02.09-06.09 | |
2 | Игровая программа «Играй, узнавай, найди друзей в классе» | 1 | | |
3 | Вводный «Орлятский урок» для детей первого года участия в Программе | 1 | 09.09-13.09 | |
4 | «Мы будем друзьями в классе» | 1 | | |
5 | «Кто такой эрудит?» | 1 | 16.09-20.09 | |
6 | «Правила настоящих друзей» | 1 | | |
7 | «Эрудит-это...» | 1 | 23.09-27.09 | |
8 | «Кто такой эрудит?» | 1 | | |
9 | «Всезнайка» | 1 | 30.09-04.10 | |
10 | Развиваемся, играя! | 1 | | |
11 | «Встреча с интересным эрудитом – книгой» | 1 | 07.10-11.10 | |
12 | Могу быть изобретателем | 1 | | |
13 | «Подведём итоги» | 1 | 14.10-18.10 | |
14 | «Доброволец – это доброе сердце» | 1 | | |
15 | «От слова к делу» | 1 | 21.10-25.10 | |
16 | Добровольцем будь всегда «Портрет добровольца» | 1 | | |
17 | «Спешить на помощь безвозмездно! » | 1 | 05.11-11.11 | |
18 | КТД «Братья наши меньшие» | 1 | | |
19 | «Совместное родительское собрание «Наша забота!» | 1 | 12.11-18.11 | |
20 | «Подведём итоги» | 1 | | |
21 | «Доброволец - это доброе сердце» «Подведём итоги» | 1 | 19.11-25.11 | |
22 | Мастер – это звучит гордо!» | 1 | | |
23 | «Мастер – это …» | 1 | 26.11-02.12 | |
24 | «В гости к мастерам» | 1 | | |
25 | «Мастерская Деда Мороза…» | 1 | 03.12-09.12 | |
26 | Мастер – это…«Россия мастеровая» | 1 | | |
27 | «Класс мастеров» | 1 | 10.12-16.12 | |
28 | «Классная елка!» «Новогоднее настроение» | 1 | | |
29 | ! Путь в мастерство» – подводим итоги | 1 | 17.12-23.12 | |
30 | О спорт, ты – мир! | 1 | | |
31 | «Утро начнем с зарядки!» | 1 | 24.12-27.12 | |
32 | Спортивная игра «У рекордов наши имена» | 1 | | |
33 | «Сто затей для всех друзей» | 1 | 09-01-15.01 | |
34 | Быстрее! Выше! Сильнее! «Азбука здоровья» | 1 | | |
35 | «Весёлые старты» «Самые спортивные ребята моей школы» | 1 | 16.01-22.01 | |
36 | Спортивная игра «Книга рекордов» | 1 | | |
37 | «Азбука здоровья» | 1 | 23.01-29.01 | |
38 | Хранитель семейных традиций | 1 | | |
39 | «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» | 1 | 30.01-05.02 | |
40 | Расскажи мне о России | 1 | | |
41 | «История школы – моя история» | 1 | 06.02-12.02 | |
42 | «Знать, чтобы хранить» | 1 | | |
43 | «Поход в музей» | 1 | 13.02-26.02 | |
44 | «Я – хранитель, мы – хранители» | 1 | | |
45 | «Историческое чаепитие» | 1 | 27.02-05.03 | |
46 | «Я – хранитель, мы – хранители» | 1 | | |
47 | «ЭКОЛОГиЯ » | 1 | 06.03-12.03 | |
48 | «Мой след на планете» | 1 | | |
49 | «Каким должен быть настоящий эколог?» | 1 | 13.03-19.03 | |
50 | Восхищаемся красивым миром | 1 | | |
51 | «В гости к природе» | 1 | 20.03-02.04 | |
52 | «Шагая в будущее – помни о планете» | 1 | | |
53 | «Мы друзья природе» | 1 | 03.04-09.04 | |
54 | Игра по станциям «Путешествие в природу» | 1 | | |
55 | «Орлята – экологи» | 1 | 10.04-16.04 | |
56 | «Я хочу быть лидером!» | 1 | | |
57 | «Лидер – это …» | 1 | 17.04-23.04 | |
58 | «Мы дружный класс» | 1 | | |
59 | «Я могу быть лидером!» | 1 | 24.04-30.04 | |
60 | «В команде рождается лидер» | 1 | | |
61 | «С командой действую!» | 1 | 05.05-08.05 | |
62 | Лидер – это… Я могу быть лидером | 1 | | |
63 | «Как становятся лидерами?» | 1 | 12.05-16.05 | |
64 | Подведение итогов участия в Программе в текущем учебном году | 1 | | |
65 | Подведение итогов участия в Программе в текущем учебном году | 1 | 19.05-23.05 | |
66 | Подведение итогов участия в Программе в текущем учебном году | 1 | | |
Итого:66 ч | | | |