Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа No 43 с углубленным изучением иностранных языков
«ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА»
Приморского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТА Педагогическим советом ГБОУ школы No 43 Приморского района Санкт-Петербурга Протокол № … от «30» августа 2021 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ школы No 43 Приморского района Санкт-Петербурга ________________Л.В. Расторгуева Приказ N …… от «30» августа 2021 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
7 «А», «Б», «Д» класс
2021 – 2022 учебный год
4 часа в неделю (всего 136 часов)
Автор-составитель:
учитель Василькова Ю.С.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2021
Планируемые результаты освоения предмета «Русский язык». 7 класс.
Личностные результаты
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
владение разными видами монолога и диалога;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты
Ученик научится
Раздел | Планируемый результат |
Орфоэпия | • правильно произносить употребительные слова изученных частей речи; • свободно пользоваться орфоэпическим словарём. |
Морфемика и словообразование | • объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные словообразовательные модели; • опознавать основные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, бессуффиксный, приставочно-суффиксальный, сложение разных видов); сращение, переход слова одной части речи в другую. |
Лексика и фразеология | • свободно пользоваться лексическими словарями разных видов. |
Морфология | • распознавать части речи; • знать морфологические признаки частей речи и систему формоизменения. |
Орфография | • характеризовать изученные орфограммы, объяснять их правописание; • правильно писать слова с изученными орфограммами; • свободно пользоваться орфографическим словарём. |
Синтаксис | • определять синтаксическую роль частей речи; • различать и правильно строить сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; • использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте; • соблюдать правильную интонацию предложений в речи. |
Пунктуация | • обосновывать и правильно употреблять знаки препинания на основе изученного в 5—7 классах. |
Ученик получит возможность научиться
Раздел | Планируемый результат |
Орфоэпия | • совершенствовать собственную речь. |
Морфемика и словообразование | • образовывать слова по типичным моделям слов разных частей речи; • расширить знания по этимологии; • различать значения слов- паронимов. |
Лексика и фразеология | • расширить словарный запас. |
Морфология | • познакомиться с другими частями речи. |
Орфография | • совершенствовать орфографическую грамотность. |
Синтаксис | • совершенствовать пунктуационную грамотность. |
Пунктуация | • совершенствовать пунктуационную грамотность. |
Содержание предмета «Русский язык». 7 класс.
О языке
Язык как развивающееся явление.
Речь
Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для разных типов и стилей речи.
Текст: прямой и обратный (экспрессивный) порядок слов в предложениях текста.
Стили речи: публицистический стиль (сфера употребления, задача речи, характерные языковые средства).
Типы речи: описание состояния человека. Композиционные формы: заметка в газету, рекламное сообщение, портретный очерк.
Закрепление и углубление изученного в 5 – 6 классах
Звуковая сторона речи: звуки речи; словесное и логическое ударение; интонация. Словообразование знаменательных частей речи. Правописание: орфография и пунктуация. Лексическая система языка. Грамматика: морфология и синтаксис. Глагол, его спрягаемые формы. Правописание личных окончаний глагола. Причастие и деепричастие. Правописание суффиксов глагола и причастия. Не с глаголами, причастиями, деепричастиями.
ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Морфология. Орфография
НАРЕЧИЕ
Наречие как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении.
Степени сравнения наречий.
Правописание не и ни в наречиях; не с наречиями на -о (-е); о и а в конце наречий; ь после шипящих в конце наречий; употребление дефиса, н и нн в наречиях; слитное и раздельное написание наречных слов. Разряды наречий по значению: определительные и обстоятельственные. Слова категории состояния (знакомство).
Свободное владение орфографическим, толковым, орфоэпическим, этимологическим словарями для получения необходимой справки по наречию.
Наречие в художественном тексте (наблюдение и анализ). Синонимия наречий при характеристике действия, признака.
Культура речи. Правильное произношение наиболее употребительных наречий. Использование местоименных наречий как средства связи предложений в тексте.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
ПРЕДЛОГ
Общее понятие о предлогах. Разряды предлогов: простые, сложные и составные; непроизводные и производные. Правописание предлогов.
Культура речи. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний (отзыв о книге, рецензия на книгу и т.д.). Употребление существительных с предлогами благодаря, согласно, вопреки. Правильное произношение предлогов.
СОЮЗ
Общее понятие о союзе. Разряды союзов: сочинительные и подчинительные. Употребление союзов в простом и сложном предложениях. Правописание союзов типа зато, чтобы, также, тоже, соотносимых с формами других частей речи.
Культура речи. Союзы как средство связи членов предложения и средство связи предложений. Правильное произношение союзов.
ЧАСТИЦА
Общее понятие о частице. Разряды частиц: формообразующие и модальные (отрицательные, вопросительные, выделительные, усилительные и др.). Правописание частиц не и ни с различными частями речи и в составе предложения. Частицы как средство выразительности речи.
Культура речи. Употребление частиц в соответствии со смыслом высказывания и стилем речи. Правильное произношение частиц.
МЕЖДОМЕТИЯ И ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА
Общее понятие о междометиях и звукоподражательных словах. Междометия, обслуживающие сферу эмоций, сферу волеизъявления, сферу речевого этикета. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями.
Культура речи. Правильное произношение и употребление междометий и звукоподражательных слов в речи.
Омонимия слов разных частей речи
Семантико-грамматический анализ внешне сходных явлений языка: по прежнему — по-прежнему, ввиду — в виду, стекло (гл.) — стекло (сущ.), что(мест.) — что (союз), обежать — обижать и т. п.
Повторение
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Изменяется ли язык с течением времени. | 1 |
2 | Р.Р. Что мы знаем о стилях речи. | 1 |
3 | Р.Р. Что мы знаем о типах речи. | 1 |
4 | Фонетика и орфоэпия. | 2 |
5 | Словообразование знаменательных изменяемых частей речи. | 3 |
6 | Р.Р. Текст. Способы и средства связи предложений. | 1 |
7 | О роли чтения и письма в жизни людей. Орфография и пунктуация. | 1 |
8 | Правила употребления некоторых букв: буквы Ъ и Ь как разделительные. | 1 |
9 | Правила употребления некоторых букв: Ь для обозначения мягкости. | 1 |
10 | Правила употребления некоторых букв: О-Ё после шипящих и ц в разных морфемах. | 1 |
11 | Правила употребления некоторых букв: Правописание приставок. | 2 |
12 | Обозначение на письме гласных и согласных звуков в составе морфем. | 3 |
13 | Правописание окончаний. | 2 |
14 | Слитно-дефисно-раздельное написание слов. | 2 |
15 | Словарное богатство русского языка. Русские лингвисты: Д.Н. Ушаков, С.И. Ожегов. | 1 |
16 | Грамматика: морфология и синтаксис. | 3 |
17 | Входная диагностическая работа. Диктант №1 Повторение, изученного в 5-6 классах. | 1 |
18 | Анализ диктанта. | 1 |
19 | Р.Р. Стили речи. Публицистический стиль речи. | 1 |
20 | Р.Р. Публицистический стиль речи. | 1 |
21 | Р.Р. Заметка в газету. | 1 |
22 | Р.Р. Обучающее сочинение. Сочинение №1 Заметка в газету. | 2 |
23 | Наречие как часть речи. | 2 |
24 | Отличие наречий от созвучных форм других частей речи. | 1 |
25 | Разряды наречий по значению. | 2 |
26 | Слова состояния. | 2 |
27 | Степени сравнения наречий. | 2 |
28 | Морфологический разбор наречий. | 1 |
29 | Проверочная работа №1. Тестирование по теме «Наречие». | 1 |
30 | Словообразование наречий. | 4 |
31 | Правописание наречий, образованных от существительных и местоимений. | 2 |
32 | Правописание НЕ с наречиями на -о(-е). | 2 |
33 | Буквы н/нн в наречиях на -о(-е). | 2 |
34 | Р.Р. Рассуждение-размышление. | 1 |
35 | Правописание наречий: буквы О и А в конце наречий. | 1 |
36 | Правописание наречий: дефис в наречиях. | 1 |
37 | Правописание наречий: НЕ и НИ в отрицательных наречиях. | 1 |
38 | Правописание наречий: буква Ь в конце наречий после шипящих. | 1 |
39 | Употребление наречий в речи. | 3 |
40 | Произношение наречий. | 1 |
41 | Обобщающий урок по теме «Наречие». | 1 |
42 | К.Р. Контрольная работа №1. Диктант №2 по теме «Наречие». | 1 |
43 | Анализ диктанта. | 1 |
44 | Р.Р. Описание состояния человека. | 1 |
45 | Р.Р. Обучающее сочинение. Сочинение №2 Сочинение-воспоминание «Как я первый раз…» | 2 |
46 | Предлог как часть речи. | 1 |
47 | Разряды предлогов. | 1 |
48 | Правописание предлогов. | 2 |
49 | Употребление предлогов в речи. | 2 |
50 | Проверочная работа №2. Тестирование по теме «Предлог». | 1 |
51 | Р.Р. Текст. Прямой порядок слов в спокойной монологической речи. | 2 |
52 | Р.Р. Обратный порядок слов. | 2 |
53 | Р.Р. Обучающее изложение. Изложение №1 «Поговорим о бабушках». | 2 |
54 | Союз как часть речи. | 1 |
55 | Разряды союзов. | 1 |
56 | Правописание союзов. | 2 |
57 | Употребление союзов в простых и сложных предложениях. | 2 |
58 | Проверочная работа №3. Тестирование по теме «Союз». | 1 |
59 | Р.Р. Текст. Описание внешности человека. | 2 |
60 | Р.Р. Текст. Описание предмета. | 1 |
61 | Частица как часть речи. | 1 |
62 | Разряды частиц. | 1 |
63 | Правописание частиц. | 2 |
64 | Употребление частиц в речи. | 2 |
65 | Произношение предлогов, союзов и частиц. | 2 |
66 | Обобщающий урок по теме «Служебные части речи». | 1 |
67 | К.Р. Контрольная работа №2. Диктант №3 по теме «Предлог. Союз. Частица». | 1 |
68 | Анализ диктанта. | 1 |
69 | Междометия. | 2 |
70 | Звукоподражательные слова. | 1 |
71 | Омонимия слов разных частей речи. | 2 |
72 | Р.Р. Характеристика человека. | 3 |
73 | Р.Р. Проверочная работа №4. Сочинение №3. Сочинение о человеке. | 2 |
74 | Повторение изученного. | 13 |
75 | Резервные уроки. | 10 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока в году | № урока по теме, разделу | Тема урока | Дата |
план | факт |
О ЯЗЫКЕ (1Ч) |
1 | 1 | Изменяется ли язык с течением времени. | | |
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ (8Ч) |
2 | 1 | Р.Р. Что мы знаем о стилях речи. | | |
3 | 2 | Р.Р. Что мы знаем о типах речи. | | |
4-5 | 3-4 | Фонетика и орфоэпия. | | |
6-8 | 5-7 | Словообразование знаменательных изменяемых частей речи. | | |
9 | 8 | Р.Р. Текст. Способы и средства связи предложений. | | |
ПРАВОПИСАНИЕ: ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ (ПОВТОРЕНИЕ И УГЛУБЛЕНИЕ) (19Ч) |
10 | 1 | О роли чтения и письма в жизни людей. Орфография и пунктуация. | | |
11 | 2 | Правила употребления некоторых букв: буквы Ъ и Ь как разделительные. | | |
12 | 3 | Правила употребления некоторых букв: Ь для обозначения мягкости. | | |
13 | 4 | Правила употребления некоторых букв: О-Ё после шипящих и ц в разных морфемах. | | |
14-15 | 5-6 | Правила употребления некоторых букв: Правописание приставок. | | |
16-18 | 7-9 | Обозначение на письме гласных и согласных звуков в составе морфем. | | |
19-20 | 10-11 | Правописание окончаний. | | |
21-22 | 12-13 | Слитно-дефисно-раздельное написание слов. | | |
23 | 14 | Словарное богатство русского языка. Русские лингвисты: Д.Н. Ушаков, С.И. Ожегов. | | |
24-26 | 15-17 | Грамматика: морфология и синтаксис. | | |
27 | 18 | Входная диагностическая работа. Диктант №1 Повторение, изученного в 5-6 классах. | | |
28 | 19 | Анализ диктанта. | | |
РЕЧЬ. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ. (5Ч) |
29 | 1 | Р.Р. Стили речи. Публицистический стиль речи. | | |
30 | 2 | Р.Р. Публицистический стиль речи. | | |
31 | 3 | Р.Р. Заметка в газету. | | |
32-33 | 4-5 | Р.Р. Обучающее сочинение. Сочинение №1 Заметка в газету. | | |
НАРЕЧИЕ. РЕЧЬ. (36Ч) |
34-35 | 1-2 | Наречие как часть речи. | | |
36 | 3 | Отличие наречий от созвучных форм других частей речи. | | |
37-38 | 4-5 | Разряды наречий по значению. | | |
39-40 | 6-7 | Слова состояния. | | |
41-42 | 8-9 | Степени сравнения наречий. | | |
43 | 10 | Морфологический разбор наречий. | | |
44 | 11 | Проверочная работа №1. Тестирование по теме «Наречие». | | |
45-48 | 12-15 | Словообразование наречий. | | |
49-50 | 16-17 | Правописание наречий, образованных от существительных и местоимений. | | |
51-52 | 18-19 | Правописание НЕ с наречиями на -о(-е). | | |
53-54 | 20-21 | Буквы н/нн в наречиях на -о(-е). | | |
55 | 22 | Р.Р. Рассуждение-размышление. | | |
56 | 23 | Правописание наречий: буквы О и А в конце наречий. | | |
57 | 24 | Правописание наречий: дефис в наречиях. | | |
58 | 25 | Правописание наречий: НЕ и НИ в отрицательных наречиях. | | |
59 | 26 | Правописание наречий: буква Ь в конце наречий после шипящих. | | |
60-62 | 27-29 | Употребление наречий в речи. | | |
63 | 30 | Произношение наречий. | | |
64 | 31 | Обобщающий урок по теме «Наречие». | | |
65 | 32 | К.Р. Контрольная работа №1. Диктант №2 по теме «Наречие». | | |
66 | 33 | Анализ диктанта. | | |
67 | 34 | Р.Р. Описание состояния человека. | | |
68-69 | 35-36 | Р.Р. Обучающее сочинение. Сочинение №2 Сочинение-воспоминание «Как я первый раз…» | | |
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (34Ч) |
Предлог. Речь. (13ч) |
70 | 1 | Предлог как часть речи. | | |
71 | 2 | Разряды предлогов. | | |
72-73 | 3-4 | Правописание предлогов. | | |
74-75 | 5-6 | Употребление предлогов в речи. | | |
76 | 7 | Проверочная работа №2. Тестирование по теме «Предлог». | | |
77-78 | 8-9 | Р.Р. Текст. Прямой порядок слов в спокойной монологической речи. | | |
79-80 | 10-11 | Р.Р. Обратный порядок слов. | | |
81-82 | 12-13 | Р.Р. Обучающее изложение. Изложение №1 «Поговорим о бабушках». | | |
Союз. Речь. (10ч) |
83 | 1 | Союз как часть речи. | | |
84 | 2 | Разряды союзов. | | |
85-86 | 3-4 | Правописание союзов. | | |
87-88 | 5-6 | Употребление союзов в простых и сложных предложениях. | | |
89 | 7 | Проверочная работа №3. Тестирование по теме «Союз». | | |
90-91 | 8-9 | Р.Р. Текст. Описание внешности человека. | | |
92 | 10 | Р.Р. Текст. Описание предмета. | | |
Частица. Речь. (11ч) |
93 | 1 | Частица как часть речи. | | |
94 | 2 | Разряды частиц. | | |
95-96 | 3-4 | Правописание частиц. | | |
97-98 | 5-6 | Употребление частиц в речи. | | |
99-100 | 7-8 | Произношение предлогов, союзов и частиц. | | |
101 | 9 | Обобщающий урок по теме «Служебные части речи». | | |
102 | 10 | К.Р. Контрольная работа №2. Диктант №3 по теме «Предлог. Союз. Частица». | | |
103 | 11 | Анализ диктанта. | | |
МЕЖДОМЕТИЯ И ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА. ОМОНИМИЯ СЛОВ РАЗНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ. (5Ч) |
104-105 | 1-2 | Междометия. | | |
106 | 3 | Звукоподражательные слова. | | |
107-108 | 4-5 | Омонимия слов разных частей речи. | | |
РЕЧЬ. (5Ч) |
109-111 | 1-3 | Р.Р. Характеристика человека. | | |
112-113 | 4-5 | Р.Р. Проверочная работа №4. Сочинение №3. Сочинение о человеке. | | |
ОБОБЩЕНИЕ И ПОВТОРЕНИЕ. (13Ч) |
114-126 | 1-13 | Повторение изученного. | | |
127-136 | 1-10 | Резервные уроки. | | |
Перечень оценочных процедур по русскому языку
Форма контроля | Цель контроля | Дата |
Входная диагностическая работа | Определение уровня готовности обучающихся к достижению планируемых результатов по учебному предмету | |
Проверочная работа № 1 | Определение уровня достижения планируемых результатов по теме «Наречие» | |
Проверочная работа № 2 | Определение уровня достижения планируемых результатов по теме «Предлог» | |
Проверочная работа № 3 | Определение уровня достижения планируемых результатов по теме «Союз» | |
Контрольная работа № 2 | Определение уровня индивидуальных образовательных достижений обучающихся по курсу русского языка за III четверть. | |
Проверочная работа № 4 | Определение уровня достижения планируемых результатов по теме «Сочинение о человеке» | |
ВПР | Определение уровня индивидуальных образовательных достижений обучающихся по курсу русского языка за учебный год. | |