1.Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу «Крымоведение» разработана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральным государственным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями), авторской программой А.Н. Рудякова, Л.В. Наумовой, А.В. Супрычевым «Крымоведение» (Крымоведение, Примерная образовательная программа учебного курса для начальной школы, 2-4 классы, Симферополь, 2017 г.). Срок реализации программы 1 год.
Объектами изучения «Крымоведения» являются природа, историческое прошлое, население, культура и хозяйство Крымского полуострова в целом и отдельных его территорий в частности.
Цель: заложить основы навыков исследования родного края, сформировать целостную картину мира через усвоение комплексных знаний о Крыме на основе краеведческого подхода.
Задачи:
сформировать представления о многообразии и уникальности природных и историко-культурных богатствах Крымского полуострова;
раскрыть значение природных ресурсов региона с целью развития ценностного отношения к природе родного края;
развивать умения наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать, рассуждать, решать творческие задачи;
формировать модель безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
2.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
формирование этнической и общероссийской гражданской идентичности, патриотических ценностей; чувства гордости за свою Родину, родной край, историю Крыма;
формирование целостного взгляда на мир;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в природе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям Крыма.
Метапредметные результаты:
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях крымских объектов (природных, социальных, культурных, исторических, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета;
освоение способов решения проблем исследовательского, творческого и поискового характера;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации о Крыме.
Предметные результаты:
формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, природе, истории, культуре нашего полуострова;
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;
освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
воспитание любви к крымской природе, ее уникальности;
формирование умений самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации о Крыме;
воспитание чувства гордости за Республику Крым.
3.Содержание учебного предмета
Программа построена по цикличному принципу и состоит из Введения и 5 разделов: «Крым – орден на груди планеты Земля», «Природные особенности и богатства Крыма», «Учимся путешествовать и дружить с природой», «Историко-культурное наследие Крыма», «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона».
Введение
Визитная карточка уникальных особенностей Крымского полуострова «Крымчане– это звучит гордо!».
«Прекрасны Вы – брега Тавриды…». «Волшебный край, очей отрада…».
«Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь!».
Цели и задачи курса.
Раздел I «Крым – орден на груди планеты Земля»
Мой Крым в составе Российской Федерации. Государственная символика: герб, флаг и гимн Республики Крым.
Формирование понятий «полуостров», «пролив». Главные особенности географического положения Крыма. Моря, омывающие крымские берега, береговая линия полуострова. Морские заливы и бухты.
Крым на карте России и мира. Знакомство с основными административными единицами (город, село). Мой регион на карте Крыма. Столица Крыма, крупные города.
Раздел II «Природные особенности и богатства Крыма»
«По горам, по долам…». Рельеф полуострова. Крымские горы и равнины. Ущелья, каньоны, овраги, балки. Крымские вулканы и гейзеры. Уникальный мир пещер. Самые известные крымские пещеры. Горные породы и минеральные ресурсы полуострова. Полезные ископаемые.
«У природы нет плохой погоды…». Особенности погодных условий на территории Крымского полуострова. Стихийные и неблагоприятные погодные явления. Правила безопасного поведения во время чрезвычайных погодных условий.
Водный мир Крыма: реки, водопады, пресные и соленые озера, подземные воды. Охрана вод.
Почва, виды почвы на территории Крымского полуострова, ее охрана от ветра, оползней и других стихий.
Растительный мир Крыма. Понятия об эндемиках, реликтах, первоцветах и экзотических растениях. Редкие растения Крыма. Ядовитые растения и грибы. Полезные растения. Моя «зеленая аптека».
Животный мир Крыма. Млекопитающие крымских лесов и степей. Птичий мир Крыма. Зимующие и перелетные птицы. Самые крупные и самые маленькие животные полуострова. Класс насекомых. Полезные и вредные насекомые. Знакомство с земноводными, пресмыкающимися. Морские и пресноводные рыбы.
Охрана растений и животных. Красная книга. Природно-заповедный фонд Крыма. Заповедники и заказники. Известные парки и музеи природы.
Черное и Азовское моря. Природные особенности, подводный растительный и животный мир. Экологические проблемы.
Раздел III «Учимся путешествовать и дружить с природой»
Экскурсия, путешествие, туризм.
Основы ориентирования на местности (компас, звезды, приметы местности, часы).
Правила поведения на природе во время экскурсий и походов. Правила безопасности во время чрезвычайных ситуаций (землетрясение, гололед, снегопад, наводнение и др.). Твоя аптечка. Первая помощь при несчастном случае во время экскурсий, походов.
Твоя посильная помощь живой природе. Проект «Как украсить школьный двор».
Раздел IV «Историко-культурное наследие Крыма»
Археологические и исторические памятники. Важнейшие исторические объекты полуострова. Социально-культурные объекты: музеи, библиотеки, театры. Крымские святыни. Древние города Крыма. Города-герои. Детские крымские поэты и писатели. Литературные и художественные произведения о Крыме. Крымские периодические издания для детей. Проекты «Крым в моих рисунках», «Я пишу о Крыме».
Раздел V «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона»
Виды хозяйственной деятельности в Крыму. Крупные промышленные предприятия. Особенности сельского хозяйства Крыма. Культурные растения крымских садов и полей. Овощи, фрукты, ягоды твоего региона. Животноводство. Домашние животные.
«Крым – кузница здоровья». Оздоровительные центры, лечебницы, дома отдыха. Экологические тропы.
Профессиональная деятельность в Крыму. Профессии родителей. Твой посильный вклад в развитие Крымского полуострова.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема | Количество часов |
| 2 класс | |
-
| Введение. «Прекрасны Вы – брега Тавриды…» | 2 |
-
| Раздел I «Крым – орден на груди планеты Земля» | 3 |
-
| Раздел II «Природные особенности и богатства Крыма» | 16 |
-
| Раздел III «Учимся путешествовать и дружить с природой» | 4 |
-
| Раздел IV «Историко-культурное наследие Крыма» | 5 |
-
| Раздел V «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона» | 4 |
| Итого | 34 |
Формы организации учебных занятий и основных видов учебной деятельности:
1) индивидуальная работа;
2) фронтальная работа;
3) групповая форма работы.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата план. | Дата факт. | Название разделов, тем уроков |
| |
1. | | | Введение «Прекрасны Вы – брега Тавриды…» Визитная карточка уникальных особенностей Крымского полуострова. «Крымчане – это звучит гордо!». |
2. | | | «Прекрасны Вы – брега Тавриды…». «Волшебный край, очей отрада…». «Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь!». Цели и задачи курса. |
3. | | | Раздел I «Крым – орден на груди планеты Земля» Мой Крым в составе Российской Федерации. Государственная символика: герб, флаг и гимн Республики Крым. |
4. | | | Формирование понятий «полуостров», «пролив». Главные особенности географического положения Крыма. Моря, омывающие крымские берега, береговая линия полуострова. Морские заливы и бухты. |
5. | | | Крым на карте России и мира. Знакомство с основными административными единицами (город, село). Мой регион на карте Крыма. Столица Крыма, крупные города. |
6. | | | Раздел II «Природные особенности и богатства Крыма» «По горам, по долам…». Рельеф полуострова. |
7. | | | Крымские горы и равнины. Ущелья, каньоны, овраги, балки. |
8. | | | Крымские вулканы и гейзеры. |
9. | | | Уникальный мир пещер. Самые известные крымские пещеры. |
10. | | | Горные породы и минеральные ресурсы полуострова. Полезные ископаемые. |
11. | | | «У природы нет плохой погоды…». Особенности погодных условий на территории Крымского полуострова. |
12. | | | Стихийные и неблагоприятные погодные явления. Правила безопасного поведения во время чрезвычайных погодных условий. |
13. | | | Водный мир Крыма: реки, водопады, пресные и соленые озера, подземные воды. Охрана вод. |
14. | | | Почва, виды почвы на территории Крымского полуострова, ее охрана от ветра, оползней и других стихий. |
15. | | | Растительный мир Крыма. Понятия об эндемиках, реликтах, первоцветах и экзотических растениях. Редкие растения Крыма. |
16. | | | Ядовитые растения и грибы. Полезные растения. Моя «зеленая аптека». |
17. | | | Животный мир Крыма. Млекопитающие крымских лесов и степей. Птичий мир Крыма. Зимующие и перелетные птицы. |
18. | | | Самые крупные и самые маленькие животные полуострова. Класс насекомых. Полезные и вредные насекомые. |
19. | | | Знакомство с земноводными, пресмыкающимися. Морские и пресноводные рыбы. |
20. | | | Охрана растений и животных. Красная книга. Природно-заповедный фонд Крыма. Заповедники и заказники. Известные парки и музеи природы. |
21. | | | Черное и Азовское моря. Природные особенности, подводный растительный и животный мир. Экологические проблемы. |
22. | | | Раздел III «Учимся путешествовать и дружить с природой» Экскурсия, путешествие, туризм. |
23. | | | Основы ориентирования на местности (компас, звезды, приметы местности, часы). |
24. | | | Правила поведения на природе во время экскурсий и походов. Правила безопасности во время чрезвычайных ситуаций (землетрясение, гололед, снегопад, наводнение и др.). Твоя аптечка. Первая помощь при несчастном случае во время экскурсий, походов. |
25. | | | Твоя посильная помощь живой природе. Проект «Как украсить школьный двор». |
26. | | | Раздел IV «Историко-культурное наследие Крыма» Археологические и исторические памятники. Важнейшие исторические объекты полуострова. |
27. | | | Социально-культурные объекты: музеи, библиотеки, театры. Крымские святыни. Древние города Крыма. Города-герои. |
28. | | | Детские крымские поэты и писатели. Литературные и художественные произведения о Крыме. Крымские периодические издания для детей. |
29. | | | Проекты «Крым в моих рисунках», «Я пишу о Крыме». |
30. | | | Проекты «Крым в моих рисунках», «Я пишу о Крыме». |
31. | | | Раздел V «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона» Виды хозяйственной деятельности в Крыму. Крупные промышленные предприятия. |
32. | | | Особенности сельского хозяйства Крыма. Культурные растения крымских садов и полей. Овощи, фрукты, ягоды твоего региона. Животноводство. Домашние животные. |
33. | | | «Крым – кузница здоровья». Оздоровительные центры, лечебницы, дома отдыха. Экологические тропы. |
34. | | | Профессиональная деятельность в Крыму. Профессии родителей. Твой посильный вклад в развитие Крымского полуострова. |
ЛИСТ КОРРЕКЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Название раздела, темы | Тема урока | Дата проведе-ния по плану | Причина корректировки | Корректирую- щее мероприятие | Дата проведе-ния по факту |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
14