| Оценка объектов и ситуаций. (1 час) Выявление положительных и отрицательных сторон объекта (игра "Хорошо - плохо"). Оценка знакомых объектов. Оценка знакомых ситуаций. Оценка конкретных свойств объектов. Оценка малознакомых объектов и ситуаций. Оценка измененных объектов. Что из чего состоит? (система - целое, состоящее из частей).(2 ч.) Любой предмет можно разделить на части; целое обладает новыми свойствами; мир системен - невозможно найти не систему; системы очень разные - технические, биологические, художественные, социальные (дети интуитивно разделяют игрушку на части, чтобы узнать, как она действует). Задания, предложенные в этой теме, помогают сделать процесс разделения или анализа сознательным и применять его к любым, даже самым сложным системам. Что где находится? (система - часть надсистемы).(2 ч.) Системы существуют не сами по себе, а в окружении и взаимосвязи с другими системами; любое изменение системы влияет на всю надсистему; все связано со всем. Что какое; кто какой? (свойства систем).(2ч.) Все системы похожи друг на друга и отличаются своими свойствами; нет двух совершенно не похожих друг на друга предметов: все неповторимо и уникально, нет в мире двух, настолько не похожих друг на друга предметов, чтобы невозможно было найти что-то общее между ними (подобные наблюдения обогащают мир образов ребенка, помогают взглянуть на мир глазами художника; для решения задач человек использует различные свойства систем (для решения задач необходимо активное использование детьми знаний о свойствах систем.) 2 класс « Город Фантазий» Признаки объектов и их восприятие человеком. (1 ч) Каналы восприятия - способов обнаружить. Простейшие задачи на обнаружение. Признаки, воспринимаемые зрительно: цвет, форма, размер. Признаки, воспринимаемые на слух: характер звучания, громкость, высота звука, зависимость от размеров источника, длительность. Признаки, воспринимаемые на ощупь: масса, рельеф, форма поверхности, температура. Запахи, вкусовые свойства. Морфологический анализ; метод фантастического вычитания.(1ч.) Достоинства и недостатки метода морфологических таблиц. Получение фантастических идей с помощью метода морфологической таблицы. Любая система развивается, преодолевая свои проблемы или разрешая противоречия. Для того, чтобы лучше понять функции той или иной сложной системы, бывает интересно посмотреть, что изменится, если эта система исчезнет. Необыкновенные обитатели г. Фантазий (прием оживления.)(1ч.) Подбирая черты характера, которыми может обладать тот или другой предмет, дети учатся анализировать и себя, и своих одноклассников, ведь вымышленный персонаж они невольно сравнивают с окружающими людьми. Необычный поворот знакомого тренинга дает повод еще раз поговорить о психологической инерции как о том, что мешает творческому мышлению. Необходимо обратить внимание и на работу по развитию речи. Как правило, запас слов для образного описания характера персонажа у второклассников далеко не большой, данная тема дает хорошую возможность сделать работу по развитию речи интересной и увлекательной. Придумывая нового героя для своей истории, ребята вместе с учителем пользуются вполне конкретными приемами, что является очень хорошей подготовкой к новым темам: приемы фантазирования, методика решения задач. Волшебный магазин (МФО: метод фокальных объектов).(1ч.) Метод фокальных объектов очень хорош для повторения и закрепления умений и навыков по выявлению и использованию свойств систем. Перенося свойства одной системы на другую, иногда очень далекую, дети учатся видеть связи между системами, глубже понимают, что стоит за тем или иным свойством. Сочинение сказок для рекламы столь необычного товара может стать хорошим началом для интересной творческой деятельности. Можно, например, организовать аукцион или ярмарку, устроить конкурс среди учеников на лучшую сказку или лучшую раскадровку сказки. Приемы фантазирования.(4ч.) Приемы фантазирования - центральная 2-го класса. Кроме того, выполняя задания по теме приемы фантазирования, можно обратить особое внимание на используемые в них понятия системности. Применяя приемы фантазирования для изменения окружающего мира, мы даем ребенку инструмент для познания этого мира. Хорошо известно, что для того чтобы узнать, как устроена игрушка, ребенок разделяет ее на части. Человек, природа, город - слишком велики и сложны, чтобы разделить их как игрушку. Применяя приемы фантазирования, сначала вместе с учителем, а затем и самостоятельно и, что очень важно, вполне осознанно, дети получают возможность разобрать весь мир по частям, почти как игрушку, чтобы затем, соединив, получить свой, оригинальный, нестандартный взгляд на мир, чтобы понять, как он устроен. На примере применения приема наоборот в художественных произведениях ("Королевство Кривых Зеркал", "Сказка о потерянном времени" и др.) можно показать, как с помощью приемов фантазирования получить фантастические ситуации и построить на их основе сказку или фантастическую повесть. Прием ускорение - замедление предоставляет хорошую возможность организовать для детей веселые, подвижные упражнения, причем использовать такие упражнения для отдыха, снятия напряжения, переключения на другой вид деятельности, можно на любом другом уроке. Перемещение во времени - еще один хороший пример для того, чтобы показать взаимосвязи внутри сложной системы: что было бы, если в современном городе появился старинный экипаж или шарманщик запел свою грустную песню? 3 класс Мир трудных задач. "Не было бы счастья, да несчастье помогло." (Противоречия). 1 ч Тема противоречия является одной из центральных тем всего курса РТВ. Хорошей подготовкой к восприятию этой темы является работа с приемами фантазирования, решение задач "да-неток". Изменяя систему и прогнозируя последствия такого изменения, дети фактически учились формулировать противоречия. Важно показать детям, что формулировка противоречия помогает, не перебирая множество вариантов, быстро найти решение задачи. Часто дети не сразу принимают новый способ поиска ответа на необычные ответы, ведь случается, что простая смекалка помогает решить несложную задачу. Предложите задачи посложнее, постарайтесь вместе с детьми найти проблемную ситуацию в жизни класса и, сформулировав противоречие, разрешить ее. "И холодное, и горячее..." Физическое противоречие. ( 1 ч) Тема физические противоречия - одна из самых трудных для понимания детьми. В данном случае большую роль может сыграть понимание и автоматическое использование знаний, умений и навыков по выявлению и нахождению противоположных свойств. Необходимо достичь понимания каждым учеником данного материала, т.к. он является базой для построения методики решения задач. Проверить, насколько глубоко усвоена тема, можно при решении задач, поэтому нужно предоставить каждому ученику в устной или письменной форме возможность самостоятельно решить 2-3 задачи. Можно выделить для этого отдельный урок или сделать из решения задач увлекательный конкурс, перенеся их решение домой. Это упражнение является одновременно и способом набрать фонд примеров применения приемов разрешения противоречий. Без этого фонда невозможно будет организовать поисковую деятельность детей при изучении приемов разрешения противоречий. И т.к. у детей будет возможность собрать такой фонд не только на уроке, но и дома, можно предложить им формуляр для оформления соответствующих карточек: Противоречие. Способ разрешения. Источник информации. "Ступайте, сани, домой сами..." (идеальность). Проект "Идеальная парта". (1 ч) Изучение данной темы полезно начать с повторения и закрепления знаний, умений и навыков, полученных при знакомстве с функциями систем. Повторение можно провести в форме небольшого тренинга, например, написать или нарисовать все работы, которые может выполнять расческа. Закон стремления к идеальности - один из основных законов развития технических систем. Дети легко находят в своей жизни примеры, подтверждающие его действенность. Идеал - это мечта, фантазия, как правило, недостижимая. Но стремление к идеальности - надежный критерий правильности выбранного направления решения задачи. И если противоречие показывает, где возникла задача, то ИКР задает направление возможного решения. Вот где потребуется по-настоящему дерзкий, смелый полет фантазии. Ведь решение, подсказанное правилами идеальности, похоже скорее на сказку, на волшебство. Надо сказать, что не каждый ребенок, в нашем рациональном мире, способен сразу воспринять столь необычный способ мышления, не испугаться новых неординарных идей, не отступить в последний момент. В этом состоит и главная трудность, с которой приходится сталкиваться на уроках РТВ: детская фантазия, которой, казалось бы, не должно быть границ, оказывается скованной психологической инерцией, вызванной огромным потоком информации. И если удается вместе с ребенком преодолеть сложившиеся стереотипы, какие удивительные открытия ждут вас на "неведомых дорожках" города Фантазий. Понятие ресурсы базируется на понятиях, изученных в теме свойства. Особое внимание нужно уделить способам обнаружить неявные свойства и способам изменить свойства. Урок по теме "Проект "идеальная парта" - особенный урок. Прогнозирование развития систем на основе законов, выявленных в ТРИЗ - одно из наиболее сложных и интересных направлений развития самой теории. В курсе РТВ для начальной школы дети, безусловно, получат только самое общее представление о прогнозировании методами ТРИЗ. Однако, даже небольшой учебный проект, проработанный вместе с учителем, - это настоящая исследовательская работа того уровня, который доступен ученикам младшей школы. "Используй то, что под рукой, и не ищи предмет другой" (2 ч.) Максимальное использование имеющихся в системе ресурсов - одно из самых важных условий решения творческой задачи. Какие бывают ресурсы. Решение задач. Мобилизация ресурсов для преодоления модельной конфликтной ситуации (задачи Робинзона). Информация, каналы восприятия, язык жестов, интонация, мотивы и т.п. - ресурсы для решения межличностных задач. Необычное использование привычных предметов. Решение задач из различных областей знаний.(4ч.) Использование изученных правил для решения задач из различных областей знаний (техника, биология, история и др.) Межличностные задачи. 4 класс «Планета неразгаданных тайн» Методика решения задач (повторение). Противоречия, идеальность, ресурсы. (2ч.) Для повторения методики решения задач можно выбрать самые разнообразные формы. Это могут быть и конкурсы на лучшие решения задач с подготовленными заранее призами. И уроки-путешествия в историю различных технических систем, на которых дети сами смогут сделать изобретения, встречающиеся на пути развития техники. И, наконец, это может быть путешествие на далекую неизведанную планету, жители которой давно решили проблемы современной техники и науки - вот где простор для фантазии, однако необходимо, чтобы все прогнозы и фантастические проекты были хорошо обоснованы и базировались на методике решения творческих задач. Итогом повторения может стать небольшая проверочная работа, в которой дети будут иметь возможность показать все умения и навыки, приобретенные ими по теме "методика решения задач". Основная трудность, с которой может столкнуться учитель во время подготовки этой темы и проверочной работы, - это необходимость большой и разнообразной картотеки задач. Приемы разрешения противоречий (3 ч.) Тема "Приемы разрешения противоречий" требует от детей и учителя свободного владения целым рядом правил и понятий. Это, прежде всего, системный оператор, свободное владение системными переходами. Очень важно и понимание тем "Противоречия", "ИКР", "ресурсы". Ведь одно из главных преимуществ методики Теории Решения Изобретательских Задач заключается в последовательном применении механизмов, позволяющих без пустого перебора вариантов изменять именно те свойства системы, именно теми приемами, которые позволяют достичь нужного результата при наименьших затратах времени, материалов и энергии. При работе по выявлению приемов разрешения противоречий дети еще раз убеждаются в преимуществах работы с фондом, организованным в картотеку. Схема решения задач (3ч.) При изучении схемы решения задач важно показать детям, что применение простых правил значительно сокращает поиск решения. Кроме того, решение, найденное по этим правилам, всегда сильнее, интереснее полученного долгим перебором вариантов. Для некоторых детей не просто бывает терпеливо искать по шагам методики, многие стремятся сократить путь к ответу, пробуя сразу применить один из приемов разрешения противоречий. Все эти проблемы постепенно исчезают по мере того, как каждый ребенок еще и еще раз разбирает задачу у доски. Поэтому не надо жалеет времени на решение задач по схеме, необходимо только быть настойчивым и последовательным в применении методики. |