СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа и презентации к занятиям ТРИЗ внеурочной деятельности ( начальная школа)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТРИЗ-методики с интересом воспринимаются детьми, вносят оживление и увлекательность в образовательный процесс. Занятия становятся эффективным помощником в деле формирования у детей творческого мышления, интеллектуальной смелости, готовности к принятию решений. Для учителей  и творческих людей, занимающихся с детьми предлагается рабочая программа по ТРИЗ во внеурочной деятельности и презентации для занятий, где  можно самостоятельно  творчески составлять задания к слайдам, проводить ассоциативные ряды с вещами и предметами, находить применение вещам в различных ситуациях.

Просмотр содержимого документа
«ТРИЗ 1-4»




Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5 с углубленным изучением математики»

города Магнитогорска




.

Утверждаю:

и. о. директора МОУ «СОШ № 5 УИМ»

____________/ Н. Н. Стоянкина



программа КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) »

для 1-4 классов










Составитель программы:

учитель начальных классов

высшей категории

Ермошина Т.А.





Магнитогорск, 2016 г.



Пояснительная записка

Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого. 


    Школьное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики ( когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у школьников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.
 

Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки педагогам инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. 
     Исходным положением тризовской концепции по отношению к школьнику является принцип

природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. 

Задачи курса:

  • убедить детей - мир полон тайн и загадок, которые они способны раскрыть СОБСТВЕННЫМИ силами;

  • обучить основным механизмам творческого воображения, позволяющим находить и раскрывать эти тайны;

  • использовать механизмы РТВ для психологической коррекции, развития восприятия, внимания, памяти, эмоций, мышления.
         ТРИЗ для школьников начальных классов – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. 
         "ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”, так считал основатель теории Г.С.Альтшуллер и его последователи. 
         Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач. Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по четким логическим этапам: корректируется первоначальная формулировка задачи; строится модель; определяются имеющиеся вещественно – полевые ресурсы; составляется ИКР (идеальный конечный результат); выявляются и анализируются физические противоречия; прилагаются к задаче смелые, дерзкие преобразования. 
         Алгоритм решения изобретательских задач 
    Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления. 
          На первом этапе дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в игровой форме. Это помогает увидеть в окружающей действительности противоречия и научить их формулировать. 

Обучение элементам ТРИЗ в начальной школе имеет две существенные особенности: с одной стороны, это особенности самой начальной школы. Именно в эти годы основным вектором обучения является развитие мышления. Знания, получаемые в школе, могут оказаться малоэффективными без умения использовать их в нестандартных ситуациях, при решении творческих задач. В средних и старших классах основной упор делается на приобретение новых знаний. С другой стороны, это особенности тех разделов ТРИЗ, которые направлены в первую очередь на развитие творческого воображения (РТВ), развитие системного мышления, приемы фантазирования и другие разделы ТРИЗ, связанные не со специальными приемами анализа и решения творческих задач, а с развитием мышления в целом.

При построении урока и информационных блоков важно учитывать, какие знания, умения и навыки необходимо сформировать прежде, чем приступать к разбору сложных тем. Так без хорошей подготовки системного и образного мышления, без построения системной картинки мира невозможна, на наш взгляд, хорошая работа по фантазированию и решению творческих задач. Поэтому в программе отражено постепенное усвоение тех или иных знаний, приобретение умений и навыков, увеличение уровня подготовки учеников.

При подготовке курса значимость общего планирования несколько уступает по важности умению оперативно формировать очередное занятие. Если быть более точным, то необходимо говорить не о плане курса, а о механизме формирования занятий. Преподаватель может точно и не знать, в какой день, какой именно теме будет посвящен урок, но он должен иметь максимально полный набор правил, по которым занятие будет сформировано (синтезировано). Можно перечислить некоторые правила синтеза занятий по ТРИЗ:

  • методы, приемы и правила РТВ, которые необходимо изучить;

  • общая сюжетная линия курса и способы создания мотивов обучения;

  • линии проведения занятий и модель урока;

  • модели заданий и подвижных игр;

  • личная картотека задач и примеров преподавателя;







МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ И ПРАВИЛА ТРИЗ:

  • системный оператор;

  • морфологический анализ;

  • метод фокальных объектов;

  • мозговой штурм;

  • приемы фантазирования (фантограмма, приемы Дж. Родари и др.);

  • механизмы решения изобретательских задач (противоречия, ИКР, ресурсы, приемы разрешения противоречий);

  • моделирование процессов и явлений в природе и технике методом маленьких человечков (ММЧ);

  • развитие речи на основе моделей построения различных литературных жанров(загадки, пословицы, сказки, фантастические рассказы);

  • изучение научной фантастики доступной этому возрасту.

ЛИНИИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ:

  • развитие ассоциативно-образного и системного мышления;

  • подходы к изобретательству;

  • работа с информацией (картотека);

  • работа по созданию конкретных творческих продуктов (загадки, пословицы, сказки, рассказы, модели технических систем, изделия из природного материала и др.)

  • психологическая коррекция и развитие речи.

МОДЕЛЬ УРОКА:

  1. Разминка:

    • упражнения на внимание;

    • совместить несовместимое.

  2. Вход в урок (да-нетка, фокус, загадка)

  3. Новая тема (игры в сюжете).

  4. Психотехнические игры.

  5. Упражнения на развитие речи или создание творческого продукта.

  6. Подведение итогов.




2. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

К концу прохождения программы формируются следующие умения у учащихся 1-2 классов

Линия восприятия - представления - воображения

  • Представлять ранее воспринятые объекты в 3-х каналах восприятия (визуальном, аудиальном, кинестетическом) и сохранять их в памяти;

  • представлять объект с разных точек зрения (в разных ракурсах) в зависимости от воображаемого положения зрителя относительно объекта;

  • представлять ранее воспринятый объект меняющим свойства, фиксировать свои представления в рисунке.

Линия инструментария

  • Мысленно делить целое на части, устанавливать простые связи между частями, объединять объекты в новое целое;

  • "видеть" объект во времени (в прошлом, настоящем, будущем), фиксировать последовательность изменений объекта или ситуации;

  • классифицировать объекты по значениям основных признаков;

  • находить различные варианты изменений значений признаков реальных объектов;

  • видеть в объектах "разделенные противоречия" (совмещение противоположностей);

  • находить положительные и отрицательные стороны объектов и событий в произвольно выбранных условиях (оценивать ситуации с разных сторон);

  • моделировать физические объекты методом маленьких человечков.

Линия информационного обеспечения

  • Знать 5 чувств человека (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус);

  • знать основные признаки объектов, воспринимаемые непосредственно человеком: цвет, форму, размер, характер, высоту, громкость и длительность звучания, температуру, рельеф поверхности, массу, запах, вкус;

  • знать 3 физических состояния вещества (твердое, жидкое, газообразное).

Продуктивная линия

  • Фиксировать решения задач, наблюдения в условных рисунках;

  • описывать словесно или зарисовывать воссозданные в воображении "картины";

  • рисовать несложные образы по описанию; делать "раскадровку" простых сюжетов;

  • составлять загадки, зарисовывая объект по частям;

  • составлять новые системы из множества одинаковых объектов;

  • составлять загадки по опорам, описывая объект через значения основных признаков;

  • рисовать загадки по Методу Маленьких Человечков;

  • решать изобретательские задачи, сформулированные в виде разрешенного противоречия.

Основная "нагрузка" падает на линию инструмента. Эта линия разделяется на 2 "ветки": изучение объектов и решения изобретательских задач, которые планируются отдельно. Продолжается работа на линии воображения, большое внимание уделяется развитию ассоциативного мышления . Существенное внимание в 3- 4 классах уделяется организации поисковой работы детей. Вторая особенность периода - отработка основных понятий ТРИЗ средствами решения изобретательских задач в режиме диалога.

Сюжетный план на этом этапе ослабевает и заменяется игровым. Представляется, что жесткие рамки сюжета на этом этапе могут тормозить поисковую работу учеников. Сохраняются, однако, герои уроков, среди которых обязательно присутствие волшебников, олицетворяющих приемы фантазирования, присутствует сюжетная мотивировка отдельных игр (игра в разведчиков, путешествие в Зазеркалье и т.д.).

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Инструментальная линия

Предполагается, что учащиеся 3-4 классов должны:

  • уметь составлять вопросы для описания объектов;

  • давать реальное и образное описание объектов,

  • выявлять скрытые свойства объектов,

  • мысленно изменять признаки объектов, определять характер изменений по заданному измененному объекту,

  • разделять объекты и множества объектов на части по заданным признакам, определять основание такого деления по заданному результату;

  • осуществлять системный поиск ресурса по заданному противоречию или ИКР при решении задач в диалоге;

  • строить "системный лифт" (не менее 5 уровней");

  • описывать объект через его части, место, окружение.

  • формулировать Идеальный Конечный результат в четко поставленных изобретательских задачах, ориентировать поиск ответа на ИКР;

  • оценивать ход решения задачи, выявляя некоторые "+" и "-" решения.

Линия воображения

  • отгадывать загадки - восстанавливать образ по заданному описанию;

  • уметь находить несколько ассоциации на один предложенный объект или ситуацию;

  • строить ассоциации по заданным ограничениям (сравнивать целое - с частью, строить простые системные сравнения);

  • представлять и описывать мир от имени других существ (объектов), пользуясь заданными словесными опорами.

Линия информации

  • знать не менее 7 признаков для классификации объектов, уметь классифицировать объекты по основным признакам;

  • знать спектры значений наиболее часто используемых признаков.

Продуктивная линия

  • составлять загадки по заданным опорным вопросам;

  • составлять загадки-шифровки при помощи морфологической таблицы;

  • придумывать новые объекты, пользуясь методом морфологического анализа;

  • фиксировать в кадрах процесс решения задачи.



3. Содержание курса «ТРИЗ теории решения изобретательских задач » для 1 – 4 –го классов


  1. класс « Знакомство с Вообразилией»



Оценка объектов и ситуаций. (1 час)

Выявление положительных и отрицательных сторон объекта (игра "Хорошо - плохо"). Оценка знакомых объектов. Оценка знакомых ситуаций. Оценка конкретных свойств объектов. Оценка малознакомых объектов и ситуаций. Оценка измененных объектов.

Что из чего состоит? (система - целое, состоящее из частей).(2 ч.)
Любой предмет можно разделить на части; целое обладает новыми свойствами; мир системен - невозможно найти не систему; системы очень разные - технические, биологические, художественные, социальные (дети интуитивно разделяют игрушку на части, чтобы узнать, как она действует). Задания, предложенные в этой теме, помогают сделать процесс разделения или анализа сознательным и применять его к любым, даже самым сложным системам.

Что где находится? (система - часть надсистемы).(2 ч.)
Системы существуют не сами по себе, а в окружении и взаимосвязи с другими системами; любое изменение системы влияет на всю надсистему; все связано со всем.

Что какое; кто какой? (свойства систем).(2ч.)
Все системы похожи друг на друга и отличаются своими свойствами; нет двух совершенно не похожих друг на друга предметов: все неповторимо и уникально, нет в мире двух, настолько не похожих друг на друга предметов, чтобы невозможно было найти что-то общее между ними (подобные наблюдения обогащают мир образов ребенка, помогают взглянуть на мир глазами художника; для решения задач человек использует различные свойства систем (для решения задач необходимо активное использование детьми знаний о свойствах систем.)

2 класс « Город Фантазий»

Признаки объектов и их восприятие человеком. (1 ч)

Каналы восприятия - способов обнаружить. Простейшие задачи на обнаружение. Признаки, воспринимаемые зрительно: цвет, форма, размер. Признаки, воспринимаемые на слух: характер звучания, громкость, высота звука, зависимость от размеров источника, длительность. Признаки, воспринимаемые на ощупь: масса, рельеф, форма поверхности, температура. Запахи, вкусовые свойства.

Морфологический анализ; метод фантастического вычитания.(1ч.)
Достоинства и недостатки метода морфологических таблиц. Получение фантастических идей с помощью метода морфологической таблицы. Любая система развивается, преодолевая свои проблемы или разрешая противоречия. Для того, чтобы лучше понять функции той или иной сложной системы, бывает интересно посмотреть, что изменится, если эта система исчезнет.

Необыкновенные обитатели г. Фантазий (прием оживления.)(1ч.)
Подбирая черты характера, которыми может обладать тот или другой предмет, дети учатся анализировать и себя, и своих одноклассников, ведь вымышленный персонаж они невольно сравнивают с окружающими людьми. Необычный поворот знакомого тренинга дает повод еще раз поговорить о психологической инерции как о том, что мешает творческому мышлению. Необходимо обратить внимание и на работу по развитию речи. Как правило, запас слов для образного описания характера персонажа у второклассников далеко не большой, данная тема дает хорошую возможность сделать работу по развитию речи интересной и увлекательной. Придумывая нового героя для своей истории, ребята вместе с учителем пользуются вполне конкретными приемами, что является очень хорошей подготовкой к новым темам: приемы фантазирования, методика решения задач.


Волшебный магазин (МФО: метод фокальных объектов).(1ч.)
Метод фокальных объектов очень хорош для повторения и закрепления умений и навыков по выявлению и использованию свойств систем. Перенося свойства одной системы на другую, иногда очень далекую, дети учатся видеть связи между системами, глубже понимают, что стоит за тем или иным свойством. Сочинение сказок для рекламы столь необычного товара может стать хорошим началом для интересной творческой деятельности. Можно, например, организовать аукцион или ярмарку, устроить конкурс среди учеников на лучшую сказку или лучшую раскадровку сказки.

Приемы фантазирования.(4ч.)

  • уменьшение - увеличение;

  • объединение - разъединение;

  • наоборот;

  • ускорение - замедление;

  • перемещения во времени.

  • бином фантазии (Дж. Родари).


Приемы фантазирования - центральная 2-го класса. Кроме того, выполняя задания по теме приемы фантазирования, можно обратить особое внимание на используемые в них понятия системности. Применяя приемы фантазирования для изменения окружающего мира, мы даем ребенку инструмент для познания этого мира. Хорошо известно, что для того чтобы узнать, как устроена игрушка, ребенок разделяет ее на части. Человек, природа, город - слишком велики и сложны, чтобы разделить их как игрушку. Применяя приемы фантазирования, сначала вместе с учителем, а затем и самостоятельно и, что очень важно, вполне осознанно, дети получают возможность разобрать весь мир по частям, почти как игрушку, чтобы затем, соединив, получить свой, оригинальный, нестандартный взгляд на мир, чтобы понять, как он устроен.
На примере применения приема наоборот в художественных произведениях ("Королевство Кривых Зеркал", "Сказка о потерянном времени" и др.) можно показать, как с помощью приемов фантазирования получить фантастические ситуации и построить на их основе сказку или фантастическую повесть.
Прием ускорение - замедление предоставляет хорошую возможность организовать для детей веселые, подвижные упражнения, причем использовать такие упражнения для отдыха, снятия напряжения, переключения на другой вид деятельности, можно на любом другом уроке.
Перемещение во времени - еще один хороший пример для того, чтобы показать взаимосвязи внутри сложной системы: что было бы, если в современном городе появился старинный экипаж или шарманщик запел свою грустную песню?

3 класс Мир трудных задач.

"Не было бы счастья, да несчастье помогло." (Противоречия). 1 ч
Тема противоречия является одной из центральных тем всего курса РТВ. Хорошей подготовкой к восприятию этой темы является работа с приемами фантазирования, решение задач "да-неток". Изменяя систему и прогнозируя последствия такого изменения, дети фактически учились формулировать противоречия. Важно показать детям, что формулировка противоречия помогает, не перебирая множество вариантов, быстро найти решение задачи. Часто дети не сразу принимают новый способ поиска ответа на необычные ответы, ведь случается, что простая смекалка помогает решить несложную задачу. Предложите задачи посложнее, постарайтесь вместе с детьми найти проблемную ситуацию в жизни класса и, сформулировав противоречие, разрешить ее.

"И холодное, и горячее..." Физическое противоречие. ( 1 ч)
Тема физические противоречия - одна из самых трудных для понимания детьми. В данном случае большую роль может сыграть понимание и автоматическое использование знаний, умений и навыков по выявлению и нахождению противоположных свойств. Необходимо достичь понимания каждым учеником данного материала, т.к. он является базой для построения методики решения задач. Проверить, насколько глубоко усвоена тема, можно при решении задач, поэтому нужно предоставить каждому ученику в устной или письменной форме возможность самостоятельно решить 2-3 задачи. Можно выделить для этого отдельный урок или сделать из решения задач увлекательный конкурс, перенеся их решение домой. Это упражнение является одновременно и способом набрать фонд примеров применения приемов разрешения противоречий. Без этого фонда невозможно будет организовать поисковую деятельность детей при изучении приемов разрешения противоречий. И т.к. у детей будет возможность собрать такой фонд не только на уроке, но и дома, можно предложить им формуляр для оформления соответствующих карточек:

  1. Противоречие.

  2. Способ разрешения.

  3. Источник информации.

"Ступайте, сани, домой сами..." (идеальность). Проект "Идеальная парта". (1 ч)
Изучение данной темы полезно начать с повторения и закрепления знаний, умений и навыков, полученных при знакомстве с функциями систем. Повторение можно провести в форме небольшого тренинга, например, написать или нарисовать все работы, которые может выполнять расческа. Закон стремления к идеальности - один из основных законов развития технических систем. Дети легко находят в своей жизни примеры, подтверждающие его действенность. Идеал - это мечта, фантазия, как правило, недостижимая. Но стремление к идеальности - надежный критерий правильности выбранного направления решения задачи. И если противоречие показывает, где возникла задача, то ИКР задает направление возможного решения. Вот где потребуется по-настоящему дерзкий, смелый полет фантазии. Ведь решение, подсказанное правилами идеальности, похоже скорее на сказку, на волшебство. Надо сказать, что не каждый ребенок, в нашем рациональном мире, способен сразу воспринять столь необычный способ мышления, не испугаться новых неординарных идей, не отступить в последний момент. В этом состоит и главная трудность, с которой приходится сталкиваться на уроках РТВ: детская фантазия, которой, казалось бы, не должно быть границ, оказывается скованной психологической инерцией, вызванной огромным потоком информации. И если удается вместе с ребенком преодолеть сложившиеся стереотипы, какие удивительные открытия ждут вас на "неведомых дорожках" города Фантазий. Понятие ресурсы базируется на понятиях, изученных в теме свойства. Особое внимание нужно уделить способам обнаружить неявные свойства и способам изменить свойства.

Урок по теме "Проект "идеальная парта" - особенный урок. Прогнозирование развития систем на основе законов, выявленных в ТРИЗ - одно из наиболее сложных и интересных направлений развития самой теории. В курсе РТВ для начальной школы дети, безусловно, получат только самое общее представление о прогнозировании методами ТРИЗ. Однако, даже небольшой учебный проект, проработанный вместе с учителем, - это настоящая исследовательская работа того уровня, который доступен ученикам младшей школы.

"Используй то, что под рукой, и не ищи предмет другой" (2 ч.)
Максимальное использование имеющихся в системе ресурсов - одно из самых важных условий решения творческой задачи. Какие бывают ресурсы. Решение задач. Мобилизация ресурсов для преодоления модельной конфликтной ситуации (задачи Робинзона). Информация, каналы восприятия, язык жестов, интонация, мотивы и т.п. - ресурсы для решения межличностных задач. Необычное использование привычных предметов.

Решение задач из различных областей знаний.(4ч.)

Использование изученных правил для решения задач из различных областей знаний (техника, биология, история и др.) Межличностные задачи.

4 класс «Планета неразгаданных тайн»

Методика решения задач (повторение). Противоречия, идеальность, ресурсы. (2ч.)
Для повторения методики решения задач можно выбрать самые разнообразные формы. Это могут быть и конкурсы на лучшие решения задач с подготовленными заранее призами. И уроки-путешествия в историю различных технических систем, на которых дети сами смогут сделать изобретения, встречающиеся на пути развития техники. И, наконец, это может быть путешествие на далекую неизведанную планету, жители которой давно решили проблемы современной техники и науки - вот где простор для фантазии, однако необходимо, чтобы все прогнозы и фантастические проекты были хорошо обоснованы и базировались на методике решения творческих задач. Итогом повторения может стать небольшая проверочная работа, в которой дети будут иметь возможность показать все умения и навыки, приобретенные ими по теме "методика решения задач". Основная трудность, с которой может столкнуться учитель во время подготовки этой темы и проверочной работы, - это необходимость большой и разнообразной картотеки задач.

Приемы разрешения противоречий (3 ч.)
Тема "Приемы разрешения противоречий" требует от детей и учителя свободного владения целым рядом правил и понятий. Это, прежде всего, системный оператор, свободное владение системными переходами. Очень важно и понимание тем "Противоречия", "ИКР", "ресурсы". Ведь одно из главных преимуществ методики Теории Решения Изобретательских Задач заключается в последовательном применении механизмов, позволяющих без пустого перебора вариантов изменять именно те свойства системы, именно теми приемами, которые позволяют достичь нужного результата при наименьших затратах времени, материалов и энергии. При работе по выявлению приемов разрешения противоречий дети еще раз убеждаются в преимуществах работы с фондом, организованным в картотеку.

Схема решения задач (3ч.)
При изучении схемы решения задач важно показать детям, что применение простых правил значительно сокращает поиск решения. Кроме того, решение, найденное по этим правилам, всегда сильнее, интереснее полученного долгим перебором вариантов. Для некоторых детей не просто бывает терпеливо искать по шагам методики, многие стремятся сократить путь к ответу, пробуя сразу применить один из приемов разрешения противоречий. Все эти проблемы постепенно исчезают по мере того, как каждый ребенок еще и еще раз разбирает задачу у доски. Поэтому не надо жалеет времени на решение задач по схеме, необходимо только быть настойчивым и последовательным в применении методики.






4. Тематическое планирование 1- 4 класс

N

Раздел

Тема

количество уроков.

1.

1 класс

Знакомство с Вообразилией. 

Оценка объектов и ситуаций. 
Введение игры "Хорошо – плохо".

1



Что из чего состоит (система - целое, состоящее из частей)

2



Что где находится? (система - часть надсистемы)

2



Что какое; кто какой? (свойства систем)

2


2 класс



1.

Город фантазий


Признаки, воспринимаемые зрительно:

ЦВЕТ;ФОРМА;РАЗМЕР. Загадки по признакам: цвет – форма – размер – состав; игра "Да – нетка".

1



Морфологический анализ; метод фантастического вычитания

1



Необыкновенные обитатели г. Фантазий (прием оживления.)

1



Волшебный магазин (МФО: метод фокальных объектов).

1



Приемы фантазирования.

  • уменьшение - увеличение;

  • объединение - разъединение;

  • наоборот;

  • ускорение - замедление;

  • перемещения во времени.

  • бином фантазии (Дж. Родари).


4


3

3 класс

МИР трудных задач

Не было бы счастья, да несчастье помогло." (Противоречия).

"И холодное, и горячее..." Физическое противоречие.
"Ступайте, сани, домой сами..." (идеальность). Проект "Идеальная парта".
"Используй то, что под рукой, и не ищи предмет другой"
Решение задач из различных областей знаний.

1



1

1

2

4


4


4 класс

Планета неразгаданных задач



Методика решения задач (повторение). Противоречия, идеальность, ресурсы

Приемы разрешения противоречий

Схема решения задач



2



3

3

























Просмотр содержимого презентации
«ТРИЗ 3 - 2»

ТРИЗ 2 занятие

ТРИЗ

2 занятие

Аукцион:  назвать как можно больше событий, произошедших в комнате за 3 секунды (пока я сосчитала до 3-х). Можно наложить ограничения: называть события, не связанные с учениками!
  • Аукцион:  назвать как можно больше событий, произошедших в комнате за 3 секунды (пока я сосчитала до 3-х). Можно наложить ограничения: называть события, не связанные с учениками!
Разминка

Разминка

  • Поспорил мужик, что не будет есть и пить 15 дней и не будет спать 15 ночей. И спор выиграл! Как это ему удалось?
АЛЕНУШКА И БРАТЕЦ ИВАНУШКА

АЛЕНУШКА И БРАТЕЦ ИВАНУШКА

ЗОЛУШКА

ЗОЛУШКА

КАК попасть на бал без волшебства доброй феи

КАК попасть на бал без волшебства доброй феи

Зимняя обувь

Зимняя обувь

  • Мама купила себе новые зимние ботинки, но подошва оказалась скользкой. Что сделать, чтобы мама могла спокойно передвигаться и по чистым улицам, и по гололедице?
Чтобы насекомые попадали в ловчую сеть пауков, нить паутины должна быть липкой и невидимой, прозрачной. Но вот беда: некоторые виды дневных пауков из-за невидимости сети страдают от пролетающих птиц. Можно, конечно, сделать сеть видимой, но тогда в нее не попадут насекомые. Что же делать? 
  • Чтобы насекомые попадали в ловчую сеть пауков, нить паутины должна быть липкой и невидимой, прозрачной. Но вот беда: некоторые виды дневных пауков из-за невидимости сети страдают от пролетающих птиц. Можно, конечно, сделать сеть видимой, но тогда в нее не попадут насекомые. Что же делать? 
ЗЛОЙ ГНОМ

ЗЛОЙ ГНОМ

  • У злого гнома есть волшебная палочка. С помощью этой палочки гном делает злые дела. Если отнять у гнома палочку, он умрет, но тогда умрет и тот, кто возьмет эту палочку в руки. Как быть?
Больше всего маленький львёнок любил сладкое кокосовое молочко, и очень обрадовался, когда обезьяна подарила ему много-много кокосов. Но однажды львёнок обнаружил, что все кокосы кончились, и вокруг осталась лишь кокосовая скорлупа. Сначала он хотел выбросить все скорлупки в озеро, но для этого их нужно было перетащить туда, да и черепаха вряд ли одобрила бы эту затею. Немного подумав, маленький львёнок решил закопать всю скорлупу в песок. Вскоре он отказался и от этого, потому что нужно было копать очень большую яму. «Просто не знаю, что делать с этими скорлупками!» -отчаялся львёнок. «О чём это ты?» - услышал он голос вернувшейся с озера черепахи. «Да вот, никак не могу приду- мать, как избавиться от этих скорлупок!» - маленький львёнок сердито фыркнул. «Зачем же от них- избавляться? -удивилась умная черепаха, - ведь они могут ещё пригодиться». «На что же могут сгодиться ненужные скорлупки от кокосов?» - заинтересовал

Больше всего маленький львёнок любил сладкое кокосовое молочко, и очень обрадовался, когда обезьяна подарила ему много-много кокосов. Но однажды львёнок обнаружил, что все кокосы кончились, и вокруг осталась лишь кокосовая скорлупа. Сначала он

хотел выбросить все скорлупки в озеро, но для этого их нужно было перетащить туда, да

и черепаха вряд ли одобрила бы эту затею. Немного подумав, маленький львёнок решил

закопать всю скорлупу в песок. Вскоре он отказался и от этого, потому что нужно было

копать очень большую яму.

«Просто не знаю, что делать с этими скорлупками!» -отчаялся львёнок. «О чём это

ты?» - услышал он голос вернувшейся с озера черепахи. «Да вот, никак не могу приду-

мать, как избавиться от этих скорлупок!» - маленький львёнок сердито фыркнул. «Зачем

же от них- избавляться? -удивилась умная черепаха, - ведь они могут ещё пригодиться».

«На что же могут сгодиться ненужные скорлупки от кокосов?» - заинтересовал

Просмотр содержимого презентации
«ТРИЗ занятие 1»

ТРИЗ Р ТВ Занятие 1 Ермошина Татьяна Александровна МОУ « СОШ № 5 УИМ»

ТРИЗ

Р ТВ

Занятие 1

Ермошина Татьяна Александровна

МОУ « СОШ № 5 УИМ»

«Знание только тогда становится знанием, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью »    Л. Н. Толстой

«Знание только тогда становится знанием, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью »

Л. Н. Толстой

«Я беру тебя с собой»

«Я беру тебя с собой»

  • Итак, я беру с собой морковку.
  • А что у вас?
« Да-нетки» 9 8 7 6 5 4 3 2 1

« Да-нетки»

9

8

7

6

5

4

3

2

1

« Да-нетки» 9 8 7 6 5 4 3 2 1

« Да-нетки»

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Чем мечтают стать некоторые предметы?

Чем мечтают стать некоторые предметы?

  • веник мечтает стать ...
  • мыльный пузырь ...
  • перышко ...
  • огородное чучело ...
  • снеговик...
Спасибо за сотрудничество!

Спасибо за сотрудничество!

Просмотр содержимого презентации
«ТРИЗ занятие 2»

ТРИЗ Р ТВ Ермошина Татьяна Александровна МОУ « СОШ № 5 УИМ» Занятие 2

ТРИЗ

Р ТВ

Ермошина Татьяна Александровна

МОУ « СОШ № 5 УИМ»

Занятие 2

«Знание только тогда становится знанием, когда оно приобретено усилиями СВОЕЙ МЫСЛИ, а не памятью »    Л. Н. Толстой

«Знание только тогда становится знанием, когда оно приобретено усилиями СВОЕЙ МЫСЛИ, а не памятью »

Л. Н. Толстой

ДА-НЕТКИ Сначала его сделали, чтобы съесть, потом он убежал, чтобы его съели. время пространство место

ДА-НЕТКИ

Сначала его сделали, чтобы съесть, потом он убежал, чтобы его съели.

время

пространство

место

ДА-НЕТКИ

ДА-НЕТКИ

Черно- белое

Черно- белое

Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто? 

Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто? 

ДА-НЕТКИ

ДА-НЕТКИ

Метод фокальных объектов Живет в жарких странах, точнее в Африке. Очень быстро бегает по земле и ловко лазает по деревьям. Может быстро догнать и достать фрукты с высокого дерева . . . 

Метод фокальных объектов

Живет в жарких странах, точнее в Африке. Очень быстро бегает по земле и ловко лазает по деревьям. Может быстро догнать и достать фрукты с высокого дерева . . . 

Метод фокальных объектов Живет в жарких странах, точнее в Африке.

Метод фокальных объектов

Живет в жарких странах, точнее в Африке.

Метод фокальных объектов

Метод фокальных объектов

Метод фокальных объектов

Метод фокальных объектов

Метод фокальных объектов Очень быстро бегает по земле

Метод фокальных объектов

Очень быстро бегает по земле

Метод фокальных объектов … и ловко лазает по деревьям.

Метод фокальных объектов

… и ловко лазает по деревьям.

Метод фокальных объектов  Может быстро догнать и достать фрукты с высокого дерева . . . 

Метод фокальных объектов

Может быстро догнать и достать фрукты с высокого дерева . . . 

обезьяпард

обезьяпард

обезьяпард

обезьяпард

Задача

Задача

Системный лифт

Системный лифт

Системный лифт класс Третий этаж Школа № 5 Улица Сталеваров Город Магнитогорск Челябинская область Российская Федерация

Системный лифт

класс

Третий этаж

Школа № 5

Улица Сталеваров

Город Магнитогорск

Челябинская область

Российская Федерация

Системный лифт Материк Евразия Северное полушарие Планета Земля Солнечная система Галактика млечный путь Вселенная

Системный лифт

Материк Евразия

Северное полушарие

Планета Земля

Солнечная система

Галактика млечный путь

Вселенная

Корм для рыбок У вас есть аквариум с рыбками, которые питаются циклопами. Вам нужно Уехать на несколько дней и решить проблему С кормлением. Попросить помочь вы никого Не можете. Запустить много циклопов за Один раз нельзя. Рыбки съедят и все равно Будут голодать. Как поступить в этом случае?

Корм для рыбок

У вас есть аквариум с рыбками,

которые питаются циклопами. Вам нужно

Уехать на несколько дней и решить проблему

С кормлением. Попросить помочь вы никого

Не можете. Запустить много циклопов за

Один раз нельзя. Рыбки съедят и все равно

Будут голодать.

Как поступить в этом случае?

Спасибо за сотрудничество!

Спасибо за сотрудничество!

Просмотр содержимого презентации
«ТРИЗ занятие 3»

ТРИЗ Р ТВ Ермошина Татьяна Александровна МОУ « СОШ № 5 УИМ» Занятие 3

ТРИЗ

Р ТВ

Ермошина Татьяна Александровна

МОУ « СОШ № 5 УИМ»

Занятие 3

«Знание только тогда становится , когда оно приобретено усилиями СВОЕЙ МЫСЛИ, а не памятью »    Л. Н. Толстой

«Знание только тогда становится , когда оно приобретено усилиями СВОЕЙ МЫСЛИ, а не памятью »

Л. Н. Толстой

Игра « Простые рисунки» 2 3 1 4 5

Игра « Простые рисунки»

2

3

1

4

5

Применение лишним  цветочным горшочкам

Применение лишним

цветочным горшочкам

Цветочные горшочки

Цветочные горшочки

Цветочные горшочки

Цветочные горшочки

Цветочный горшочек

Цветочный горшочек

Цветочные горшочки

Цветочные горшочки

Цветочные горшочки

Цветочные горшочки

Цветочные горшочки

Цветочные горшочки

Цветочные горшочки

Цветочные горшочки

Цветочные горшочки

Цветочные горшочки

Цветочные горшочки

Цветочные горшочки

«Ай, ай, ай! Ой! Ой! Ой! Как же мне идти домой? Ножку я себе ушиб, Как же ноженька болит! К ночи бы поспеть домой, Ведь закроют домик мой! А впереди ещё ручеёк!» (Ребята, как помочь муравьишке перебраться через ручеёк?)

«Ай, ай, ай! Ой! Ой! Ой! Как же мне идти домой?

Ножку я себе ушиб, Как же ноженька болит!

К ночи бы поспеть домой, Ведь закроют домик мой! А впереди ещё ручеёк!»

(Ребята, как помочь муравьишке перебраться через ручеёк?)

Противоречия Должен быть тупым, чтобы не пораниться Должен быть легким, чтобы легко перевозить Направо пойдешь, коня потеряешь Должен быть тяжелым, чтобы быть прочным Быть прямым Быть жидким Быть твердым Должен быть острым, чтобы легко резать Налево пойдешь, голову сложишь Быть кривым

Противоречия

Должен быть тупым, чтобы не пораниться

Должен быть легким, чтобы легко перевозить

Направо пойдешь, коня потеряешь

Должен быть тяжелым, чтобы быть прочным

Быть прямым

Быть жидким

Быть твердым

Должен быть острым, чтобы легко резать

Налево пойдешь, голову сложишь

Быть кривым

Задача Амазонская рыба живет у самой поверхности воды, и добывает себе пищу как под водой, так и над ней. Но тот, кто видит хорошо под водой, плохо видит в воздухе и наоборот. Поэтому у морских и сухопутных животных глаза устроены по – разному. Как быть амазонской рыбе? Каким должен быть ее глаз, чтобы хорошо видеть в воде, и над водой?

Задача

Амазонская рыба живет у самой поверхности воды, и добывает себе пищу как под водой, так и над ней. Но тот, кто видит хорошо под водой, плохо видит в воздухе и наоборот.

Поэтому у морских и сухопутных животных глаза устроены по – разному.

Как быть амазонской рыбе?

Каким должен быть ее глаз, чтобы хорошо видеть в воде, и над водой?

Задача

Задача

Задача Почему возникает задача? Сформулируйте противоречия Разрешить противоречия

Задача

Почему возникает задача?

Сформулируйте противоречия

Разрешить противоречия

Задача

Задача

Задача

Задача

Задача

Задача

тетрафтальмус

тетрафтальмус

Корм для рыбок У вас есть аквариум с рыбками, которые питаются циклопами. Вам нужно Уехать на несколько дней и решить проблему С кормлением. Попросить помочь вы никого Не можете. Запустить много циклопов за Один раз нельзя. Рыбки съедят и все равно Будут голодать. Как поступить в этом случае?

Корм для рыбок

У вас есть аквариум с рыбками,

которые питаются циклопами. Вам нужно

Уехать на несколько дней и решить проблему

С кормлением. Попросить помочь вы никого

Не можете. Запустить много циклопов за

Один раз нельзя. Рыбки съедят и все равно

Будут голодать.

Как поступить в этом случае?

Корм для рыбок

Корм для рыбок

Корм для рыбок

Корм для рыбок

Корм для рыбок

Корм для рыбок

Системный лифт

Системный лифт

Системный лифт класс Третий этаж Школа № 5 Улица Сталеваров Город Магнитогорск Челябинская область Российская Федерация

Системный лифт

класс

Третий этаж

Школа № 5

Улица Сталеваров

Город Магнитогорск

Челябинская область

Российская Федерация

Системный лифт Материк Евразия Северное полушарие Планета Земля Солнечная система Галактика млечный путь Вселенная

Системный лифт

Материк Евразия

Северное полушарие

Планета Земля

Солнечная система

Галактика млечный путь

Вселенная

Что на что похоже?

Что на что похоже?

  • настольная лампа на
  • тыква на ...
  • арбуз на …
  • люстра на ...
  • утюг на …
Задача

Задача

Спасибо за сотрудничество!

Спасибо за сотрудничество!

Просмотр содержимого презентации
«ТРИЗ занятие 4»

ТРИЗ Р ТВ Ермошина Татьяна Александровна МОУ « СОШ № 5 УИМ» Занятие 4

ТРИЗ

Р ТВ

Ермошина Татьяна Александровна

МОУ « СОШ № 5 УИМ»

Занятие 4

«Знание только тогда становится знанием, когда оно приобретено  СВОЕЙ МЫСЛИ, а не памятью »    Л. Н. Толстой

«Знание только тогда становится знанием, когда оно приобретено СВОЕЙ МЫСЛИ, а не памятью »

Л. Н. Толстой

Что на что похоже?

Что на что похоже?

  • настольная лампа на
  • тыква на ...
  • арбуз на …
  • люстра на ...
  • утюг на …
Корм для рыбок У вас есть аквариум с рыбками, которые питаются циклопами. Вам нужно Уехать на несколько дней и решить проблему С кормлением. Попросить помочь вы никого Не можете. Запустить много циклопов за Один раз нельзя. Рыбки съедят и все равно Будут голодать. Как поступить в этом случае?

Корм для рыбок

У вас есть аквариум с рыбками,

которые питаются циклопами. Вам нужно

Уехать на несколько дней и решить проблему

С кормлением. Попросить помочь вы никого

Не можете. Запустить много циклопов за

Один раз нельзя. Рыбки съедят и все равно

Будут голодать.

Как поступить в этом случае?

Корм для рыбок

Корм для рыбок

Корм для рыбок

Корм для рыбок

Корм для рыбок

Корм для рыбок

Дробилка

Дробилка

Соединялки

Соединялки

Соединялки

Соединялки

Соединялки

Соединялки

Соединялки

Соединялки

Самоделкин Самоделкин придумал способ оживления Различных предметов. Он оживил Карандаш. Предмет стал обладать Необычными свойствами: Дыхание Размножение Движение рост Используй свою фантазию, представь и нарисуй оживший Предмет. Чем он питается?

Самоделкин

Самоделкин придумал способ оживления

Различных предметов. Он оживил

Карандаш. Предмет стал обладать

Необычными свойствами:

Дыхание

Размножение

Движение

рост

Используй свою фантазию, представь и нарисуй оживший

Предмет. Чем он питается?

Самоделкин птицы дыхание насекомые движение рыбы рост животные размножение

Самоделкин

птицы

дыхание

насекомые

движение

рыбы

рост

животные

размножение

Самоделкин Человек дыхание легкие движение ноги, руки рост  высота размножение  пучкование

Самоделкин

Человек

дыхание

легкие

движение

ноги, руки

рост

высота

размножение

пучкование

Самоделкин

Самоделкин

Системный лифт

Системный лифт

Системный лифт класс Третий этаж Школа № 5 Улица Сталеваров Город Магнитогорск Челябинская область Российская Федерация

Системный лифт

класс

Третий этаж

Школа № 5

Улица Сталеваров

Город Магнитогорск

Челябинская область

Российская Федерация

Системный лифт Материк Евразия Северное полушарие Планета Земля Солнечная система Галактика млечный путь Вселенная

Системный лифт

Материк Евразия

Северное полушарие

Планета Земля

Солнечная система

Галактика млечный путь

Вселенная

Задача На незнакомой планете злые роботы Захватили вас в плен. Роботы выполняют приказ « Уничтожать все живое», Но могут выполнить одну просьбу. Что вы скажете роботу?

Задача

На незнакомой планете злые роботы

Захватили вас в плен.

Роботы выполняют приказ « Уничтожать все живое»,

Но могут выполнить одну просьбу.

Что вы скажете роботу?

Спасибо за сотрудничество!

Спасибо за сотрудничество!

Просмотр содержимого презентации
«ТРИЗ занятие 5»

ТРИЗ Р ТВ Ермошина Татьяна Александровна МОУ « СОШ № 5 УИМ» Занятие 5

ТРИЗ

Р ТВ

Ермошина Татьяна Александровна

МОУ « СОШ № 5 УИМ»

Занятие 5

Задача На незнакомой планете злые роботы Захватили вас в плен. Роботы выполняют приказ « Уничтожать все живое», Но могут выполнить одну просьбу. Что вы скажете роботу?

Задача

На незнакомой планете злые роботы

Захватили вас в плен.

Роботы выполняют приказ « Уничтожать все живое»,

Но могут выполнить одну просьбу.

Что вы скажете роботу?

Системный лифт

Системный лифт

Системный лифт класс Третий этаж Школа № 5 Улица Сталеваров Город Магнитогорск Челябинская область Российская Федерация

Системный лифт

класс

Третий этаж

Школа № 5

Улица Сталеваров

Город Магнитогорск

Челябинская область

Российская Федерация

Системный лифт Материк Евразия Северное полушарие Планета Земля Солнечная система Галактика млечный путь Вселенная

Системный лифт

Материк Евразия

Северное полушарие

Планета Земля

Солнечная система

Галактика млечный путь

Вселенная

Задача Максимально безопасный бассейн для людей, которые  не умеют плавать

Задача

Максимально безопасный бассейн

для людей, которые

не умеют плавать

Веревочное ограждение Выталкивающие дорожки Выталкивающие фонтаны Раствор концентрированной соли Уникальная конструкция Плавательные средства

Веревочное ограждение

Выталкивающие дорожки

Выталкивающие фонтаны

Раствор концентрированной соли

Уникальная конструкция

Плавательные средства

Нижнее белье Удерживающая пена Выталкивающие фонтаны Пузырь Уникальная мазь- пленка

Нижнее белье

Удерживающая пена

Выталкивающие фонтаны

Пузырь

Уникальная мазь- пленка

Задача Поспорил мужик,  что не будет есть и пить 15 дней  и не будет спать 15 ночей. И спор выиграл! Как ему это удалось?

Задача

Поспорил мужик,

что не будет есть и пить 15 дней

и не будет спать 15 ночей.

И спор выиграл! Как ему это удалось?

Задача Мужик 15 дней спал и 15 ночей пил и ел

Задача

Мужик 15 дней спал и 15 ночей пил и ел

Задача Как закрепить на гладкой деревянной Стене свечку, если есть только молоток и коробочка с гвоздями

Задача

Как закрепить на гладкой деревянной

Стене свечку, если есть

только молоток и коробочка с

гвоздями

Задача

Задача

Спасибо за сотрудничество!

Спасибо за сотрудничество!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!