от 31 августа 2016 г.
Г. Чайковский
В программе сохранены все цели, задачи и требования к ЗУНам учащихся, в том числе и требования к умениям после изучения каждого из разделов программы. В рабочую программу могут быть внесены изменения и дополнения, предусматривается корректировка часов.
№ урока / темы | Основные разделы | Лабораторные практические, проверочные работы | Требования к уровню подготовки обучающихся | Домашнее задание | Темы для самостоятельного изучения | Ссылка на информационный ресурс |
1. | 1. | Введение. Инструктаж по ТБ. Уровни организации живой материи. Свойства живых систем. | Комбинированный урок | Уметь показать уровневую организацию живых систем Перечислять элементы преобладающие в живых организмах, их свойства и значение Уметь доказывать, что природа сложно организованная иерархическая система | Записи в тетради, С. 3-5 | Организация диспута «Существенные признаки живого, или живые ли вирусы?» | http://moykonspekt.ru/biologiya/priznaki-zhivyx-organizmov/ http://fb.ru/article/207660/osnovnyie-priznaki-jivogo-organizma-osnovnyie-priznaki-jivoy-prirodyi https://www.gazeta.ru/science/virus/ |
Раздел I. Биологические системы: клетка, организм. 24 час. | | |
Глава 1. Химическая организация клетки, 9 часов. | | |
2. | 1. | Клетка: история и методы изучения. Клеточная теория. | Л.Р.1 Изучение клеток под микроскопом Использование мобильной лаборатории | Знать основные положения и авторов клеточной теории, особенности хим. состава клетки Уметь объяснять роль клеточной теории в формировании современной картины мира. Уметь показать отличие химического состава живых организмов от объектов неживой природы | | Оформление стенда «Ученые, внесшие вклад в изучении клетки» | https://botana.cc/uchebnik/biologiya/10/by001/p010.html https://dist-tutor.info/mod/resource/view.php?id=12797 |
3. | 2. | Содержание и роль неорганических веществ в клетке. | Л.р.2 «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках» | Знать основные особенности химического состава воды и ее значение в живых организмах Уметь показать виды и роль минеральных веществ в клетке и организме | Оформить л.р. в тетрадь, написать отчет | Создать видео с помощью цифрового микроскопа «Плазмолиз и деплазмолиз», презентовать на уроке | https://www.youtube.com/watch?v=bPycFpMg3j4 https://www.youtube.com/watch?v=P1TIVdyt3jA |
4. | 3. | Органические вещества клетки – углеводы, липиды. | Комбинированный урок | Знать и называть вещества, входящие в состав углеводов и липидов Уметь показать взаимосвязь между строением и выполняемыми ими функциями | | | |
5. | 4. | Биополимеры – белки. | Л.Р.3 «Расщепление органических вещ-в под действием ферментов» | Знать уровни организации белковой молекулы, значение белков в организме | Оформить л.р. в тетрадь, отчет | Дебаты «С чего началась жизнь» | https://www.gazeta.ru/science/2015/06/02_a_6741577.shtml |
6. | 5. | Биологические функции белков | Комбинированный урок | Уметь показать связь строения с выполняемыми функциями | | Моделирование молекул белков | https://www.ibm.com/developerworks/ru/library/l-bluegene/index.html |
7. | 6. | Нуклеиновые кислоты: ДНК и РНК | Комбинированный урок Использование мобильной лаборатории | Знать сходство и различие в строении ДНК и РНК. Виды и значение РНК в клетке. | №4, изготов. моделей ДНК | 100 великих открытий 20 века Сообщение «За что дали Нобелевскую премию Уотсону и крику» | http://www.publicevents.ru/pages/68.htm |
8. | 7. | Решение задач. | Практическое занятие | | Записи в тетради | Тренировочные задания по теме «Решение задач по молекулярной биологии» | http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/631232/ |
9. | 8. | АТФ и другие органические соединения в клетке. | | Знать строение и значение АТФ в клетке. | № 5, С.27 вопрос 4,5 письменно | Создание моделей АТФ, АДФ, АМФ | https://meduniver.com/Medical/Biology/202.html |
10. | 9. | Обобщающий урок по теме. | Контрольная работа | | | | |
Глава 2. Органоиды клетки и их функции, 6 часов. | | |
11. | 1 | Цитоплазма. Свойства и функции. Биологические мембраны. | Л.Р.4 Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука. | Знать основные элементы строения клеточной стенки, ее функции, отличие раст. животной клеток. | №6, таблица | Проектные задания для групп по отдельным органоидам | http://www.poznavayka.org/biologiya/organoidyi-kletki-i-ih-funktsii/ |
12. | 2. | Мембранные органоиды клетки | Л.Р.5. Рассматривание хлоропластов под микроскопом. | Знать основные элементы строения органоидов и их функции Уметь раскрывать взаимосвязь строения органелл и выполняемой ф-ей | №7, продолжение таблицы | Сочинение - рассуждение «Гипотезы происхождения клетки. Симбиотическая гипотеза» | http://doklad-referat.ru/%D0%A1%D0%B8%D0%BC%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%B7%D0%B0_(%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F)_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%81%D1%85%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D1%8D%D1%83%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BE%D1%82 https://studfiles.net/preview/5811065/page:5/ |
13. | 3. | Ядро. Строение, функции. | Беседа | Объяснять роль и значение хромосом для организма | №8, табл, сообщения |
14. | 4. | Клетки растений, грибов, животных. Строение прокариотической клетки | Комбинированный урок. Лабораторная работа «Рассмотрение разных клеток под микроскопом» | Знать способы приготовления микропрепаратов, провести наблюдения, сравнить, составить схему описания работы и наблюдения Уметь выявить отличие растительной, животной клеток, клеток грибов. | Письменно сравнить клетки разных царств | Создать фотогалерею с использованием цифрового микроскопа клеток организмов разных царств | https://studopedia.org/1-13608.html https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%BA%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%BA_%D0%B1%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B9,_%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9,_%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%82%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%B8_%D0%B3%D1%80%D0%B8%D0%B1%D0%BE%D0%B2 |
15. | 5. | Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги. | Комбинированный урок. | Знать особенности строения, размножения и значения вирусов а природе и жизни человека. Уметь ориентироваться в многообразии вирусов, специфике вызываемых заболеваний, мерах профилактики и лечения вирусных инфекций. | №9, сообщения про вирусные заболевания | Выпуск буклета про вирусные заболевания и их профилактика Подготовка лекции и выступление перед учащимися 10 классов | http://infeksiya.ru/zabolevaniya/virusnye-zabolevaniya-cheloveka.html http://sovets.net/15068-virusnye-zabolevaniya.html http://www.elenasemeniuk.com/virusy/ |
16. | 6. | Обобщение. | зачет | | | Диспут с приглашением педиатра « В чем польза и опасность прививок? | https://azbyka.ru/zdorovie/bolnaya-tema-privivki-na-voprosy-otvechaet-pediatr https://ria.ru/nsk/20130930/966668650.html |
Глава 3. Обеспечение клеток энергией, 4 часа | | |
17. | 1. | Обмен веществ и энергии в клетке. Ассимиляция. Диссимиляция. | Комбинированный урок Использование лабораторного оборудования | Знать особенности пластического и энергетического обмена веществ. Уметь доказывать взаимосвязь дух сторон обмена веществ. | Схема обмена веществ | Написание учебно-исследовательской работы «Изучение влияния спектрального состава света на интенсивность выделения кислорода с использованием цифровой лаборатории и датчика содержания кислорода» | https://multiurok.ru/files/laboratornaia-rabota-izuchieniie-vliianiia-spiektral-nogho-sostava-svieta-na-intiensivnost-fotosintieza-po-kolichiestvu-vydielivshieghosia-kisloroda-avtor-n-s-parkhomienko-uchitiel-biologhii-maou-sosh-10-nots-ghorod-chaikovskii-2015.html |
18. | 2. | Обеспечение клеток энергией вследствие окисления органических веществ. | Изучение нового материала | Уметь показывать последовательность протекания энергетического обмена, особенности протекания химических реакций на каждом этапе, роль АТФ | |
19. | 3. | Фотосинтез, его значение. Механизм фотосинтеза. | Изучение нового материала Использование датчика кислорода | Знать типы и особенности питания живых организмов, особенности протекания фотосинтеза | №10, фазы и их характеристика, Стр.51(таблица) | Заложить опыт, демонстрирующий прохождения фотосинтеза в листьях герани. Продемонстрировать результаты опыта перед классной аудиторией. | http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/551800/ https://www.scienceforum.ru/2016/1463/17752 |
20. | 4. | Обобщение, закрепление. | Контрольная работа | | | | |
Глава 4. Наследственная информация и реализация ее в клетке, 5 часов . | | |
21. | 1. | Генетическая информация. Репликация ДНК. | Изучение нового материала Изготовление модели ДНК | Знать роль ДНК, РНК, рибосом в биосинтезе белка. Объяснять матричный принцип | №11, вопрос 2 письменно | | |
22. | 2. | Транскрипция. Генетический код. | Изучение нового материала | Знать свойства генетического кода, особенности протекания процесса транскрипции | №12, свойства генетического кода | | |
23. | 3. | Биосинтез белка. | Изучение нового материала Использование датчика кислорода | Знать этапы биосинтеза белков Уметь показать строение и работу оперона, значение биосинтеза белка в организме | №13, вопрос 1,2 письменно, основные этапы и их характеристика | Создать действующую модель биосинтеза | http://b-pro.com.ua/ru/katalog/biologiya/gerbarii-ta-kolekcii/modeliapplikatsii/biosintezbelka |
24. | 4. | Решение задач. | Практическая работа | | | Решение задач на биосинтез белка | https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2014/02/10/distantsionnoe-obuchenie-reshenie-zadach-na-geneticheskiy-kod-i https://www.youtube.com/watch?v=sf9aV0mTT6w |
| | Генетическая и клеточная инженерия. | Комбинированный урок | Знать основные современные технологии, с какой целью они применяются, перспектива, трудности, опасности. | сообщения | Проектные задания группам «Достижения клеточной и генной инженерии» | http://www.km.ru/referats/02D3ED81BABF428EA7A713EEA203A1FA http://ours-nature.ru/lib/b/book/4198922748/37 |
25. | 5. | Обобщение | Контрольная работа | | | Дебаты «ГМО: за и против» | http://www.bestreferat.ru/referat-203977.html http://unit.photogdz.ru/%D0%A0%D0%B5%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82_%D0%93%D0%BC%D0%BE_%D0%9F%D0%BB%D1%8E%D1%81%D1%8B_%D0%98_%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D1%83%D1%81%D1%8B_- |
Раздел II. Размножение и индивидуальное развитие организма, 9 часов. |
Глава 5. Размножение организмов, 4 часа |
26. | 1. | Формы размножения организмов. | Комбинированный урок | Знать основные способы размножения организмов, их биологический смысл | №17, схема | Организовать в беседе обсуждение как учащиеся понимают выражение «Береги честь с молоду» | |
27. | 2. | Митоз. Амитоз. | Л.Р.6. Митоз в клетках кончика корня. | Уметь показать последовательность протекания процесса деления клетки по фазам, значение митоза | №18, этапы и их хар-ка, значение митоза | Фотогалерея, сделанная с помощью цифрового микроскопа «Фазы митоза», демонстрация на уроке | http://obrazovaka.ru/biologiya/tablica-fazy-kratko.html |
28. | 3. | Мейоз. | Изучение нового материала | Знать особенности и этапы протекания мейоза в клетке, значение мейоза Уметь объяснять биологическое значение кроссинговера | №19, сравнение митоза и мейоза | | |
29 | 4. | Гаметогенез. | Изучение нового материала | Знать основные этапы онтогенеза, особенности овогенеза и сперматогенеза Уметь показать биологическое значение гаметогенеза для живых организмов | №20, схемы и их анализ | Выпуск плаката «Особенности строения половых клеток. Стадии гаметогенеза» | http://mamki.info/index.php/beremennost-i-rody/planirovanie-beremennosti/stroenie-yajcekletki-i-spermatozoida/ https://kto.guru/biologia/11-stroenie-polovih-kletok.html |
Глава 6. Индивидуальное развитие организмов, 5 часов |
30. | 1. | Оплодотворение у растений. Онтогенез у растений. | Изучение нового материала | Знать основные этапы эмбриогенеза, особенности протекания эмбриогенеза и типы постэмбрионального развития. Причины нарушения развития. Репродуктивное здоровье | №22, сообщения | | |
31. | 2. | Онтогенез у животных. Постэмбриональное развитие. | Изучение нового материала | №21, таблица | | |
32. | 3. | Развитие организмов и окружающая среда. | Беседа, самостоятельная работа | Уметь прогнозировать влияние негативных факторов на здоровье человека, меры профилактики | сообщения | «Влияние факторов среды на развитие плода человека» | http://medkarta.com/vliyanie-vrednyih-faktorov-na-plod.htm http://www.mama.biz.ua/clauses.php?id=206 |
34. | 4 | Способы планирования семьи. | Просмотр видео, беседа | Знать основные способы планирования семьи Понимать ответственность за рождение ребенка, его здоровье | сообщения | Выпуск буклета «Способы планирования семьи» | http://refbox.org/3881-planirovanie-semi-kontracepciya.html |
35. | 5. | Обобщающий урок по теме. | Контрольная работа | | | | |