СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа и учебно-тематическое планирование по курсу «Общая биология, 10 кл» с включением самостоятельной работы учащихся, сопровождаемой электронными материалами

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данную программу предусматривает организацию и включение самостоятельной работы учащихся, при выполнении которой они могут использовать электронные материалы. Доля самостоятельной работы составляет 20 % от общего количества уроков.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и учебно-тематическое планирование по курсу «Общая биология, 10 кл» с включением самостоятельной работы учащихся, сопровождаемой электронными материалами»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10»

Новый образовательный центр


«Согласовано»

Зам. директора по УМР

МАОУ СОШ № 10 (НОЦ)

______ К. А. Новосельцева

31 августа 2016 г.

«Утверждаю»

Директор

МАОУ СОШ № 10 (НОЦ)

________ В. Н. Дерюшева

Приказ №

от 01 сентября 2016 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


Пархоменко Надежды Степановны


по биологии (базовый уровень), 10 кл




Рассмотрено на заседании Методического совета школы

Протокол №

от 31 августа 2016 г.







Г. Чайковский

2016-2017 учебный год


ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ


Вид программы

адаптированная

В данную программу предусматривает организацию и включение самостоятельной работы учащихся, при выполнении которой они могут использовать электронные материалы. Доля самостоятельной работы составляет 20 % от общего количества уроков.


Предмет

биология

Уровень (базовый, профильный)

базовый

Классы

10

Количество часов

(всего; в неделю)

Всего 35 ч

В неделю: 1 ч

Содержательные блоки (модули, темы), шт.

Модулей 2

Плановые контрольные работы, тесты, зачеты, шт.

Контрольные работы – 6

Лабораторных работ – 6

Практических работ на решение задач- 7

Планирование составлено на основе

Стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (2004);

Примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии ( базовый уровень) (2004);

С ориентацией на ФГОС СОО

  • Авторской программы по биологии для 10 класса «Общая биология» авторов В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т. Захаровой //Природоведение 5 класс. Биология 6-11 классы: Программы.- М.: Дрофа, 2006.- 138 с., полностью отражающей содержание примерной программы с дополнениями, не превышающей требования к уровню подготовки обучающихся.



Учебник


«Общая биология 10-11 класс» под редакцией Д.К.Беляева, профессора Г.М. Дымшица, профессора А.О. Рувинского, издательство Москва «Просвещение», 2002 год.




Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, примерной Программы основного общего образования на биологии для 10 класса «Общая биология» авторов В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т. Захаровой //Природоведение 5 класс. Бология 6-11 классы: Программы.- М.: Дрофа, 2006.- 138 с., полностью отражающей содержание примерной программы с дополнениями, не превышающей требования к уровню подготовки обучающихся.


Основной учебник для учащихся «Общая биология 10-11 класс» под редакцией Д.К.Беляева, профессора Г.М. Дымшица, профессора А.О. Рувинского, издательство Москва «Просвещение», 2002 год.

Всего по учебному плану часов в год - 35, часов в неделю – 1.


Цели курса: Формировать целостное и научное представление о живой природе, научить применять знания в практической деятельности, определить приоритеты по отношению к природе.


Задачи курса

I. Образовательные:

  • Создать условия для овладения учащимися теоретическими биологическими знаниями.

  • Предоставить возможность проявить приобретенные знания, умения, навыки в практической деятельности (на практических занятиях, экскурсиях и проч.).

  • Проводить тематический и промежуточный контроль по предмету, своевременно корректировать программу, анализировать образовательную ситуацию в классе.

II. Развивающие:

  • Создать условия для дифференцированного обучения учащихся в рамках предмета.

  • Содействовать личностному росту учащихся через предоставления им заданий творческого и поискового уровня.

III. Воспитательные.

  • Воспитывать в духе общечеловеческих нравственных ценностей.


IV. Развитие компетенций.

  • По сохранению собственного здоровья.

  • Правил поведения в природе


Вид учебной программы – адаптированная





В результате изучения предмета учащиеся 10 класса должны приобрести:

        1. знания об особенностях жизни как формы существования материи, роли физических и химических процессов в живых системах различного уровня организации (клетке и организме); о фундаментальных понятиях, связанных с биологическими системами; о сущности процессов обмена веществ, онтогенеза; об основных теориях биологии – клеточной; об основных областях применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;

        2. умения пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека; давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам; работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований; работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат; владеть языком предмета.

В программе сохранены все цели, задачи и требования к ЗУНам учащихся, в том числе и требования к умениям после изучения каждого из разделов программы. В рабочую программу могут быть внесены изменения и дополнения, предусматривается корректировка часов.

Возможные типы уроков – лекции, лабораторные, практические и контрольные работы, традиционные и комбинированные уроки, семинары. Для обеспечения контроля усвоения знаний предусмотрен поурочный и тематический контроль, тестирование, анкетирование. Большое внимание уделяется самостоятельному изучению предмета (тема «Цитология», строение и функции органоидов клетки).

Аттестация учащихся осуществляется по итогам триместров и за год, сдача экзамена экстернатом.


Учащимся, как альтернативные виды деятельности, предлагаются следующие виды работ, за которые они могут получить оценки:

  • организация дебатов и диспутов с социальной сети ВК в беседе для биологов школы

  • выпуск буклетов и плакатов

  • создание видеороликов

  • фотогалереи с использование цифрового микроскопа

  • написание исследовательских работ

  • выполнение дополнительных лабораторных работ с использованием цифровой лаборатории

  • практические работы на решение задач

  • создание моделей


Дополнительная литература:

Для учителя:

  1. Козлова Т.А., Сонин. Н.И.Методическое пособие к учебнику В.Б. Захарова, С.Г. Мамонтова , Н.И. Сонина «Общая биология».- М.: Дрофа, 2002.

  2. Грин н., Стаут у., Тейлор.Д Биология, т. 1-3.- М.: Мир, 1990.

  3. www. 1 september.ru-газета «Биология» (приложение к «Первому сентября»)

  4. Сивоглазов В.И, Сухова Т.С Происхождение жизни. Учение о клетке. Размножение и развитие орагнизмов: пособие для учителя.-М.: Айрис – Пресс, 2004

Для учащихся:

  1. Пособие по биологии для поступающих в вузы под ред Н.А Лемезы .- Минск: Экоперспектива, 2000.

  2. Богданова Т.А., Солодова Е.А..Биология; справочник для старшеклассников и поступающих в вузы.-М.: АСТ-Пресс школа, 2003.











Учебно-тематическое планирование по курсу «Общая биология» с включением самостоятельной работы учащихся, сопровождаемой электронными материалами

10 класс, 1 час в неделю, всего 35 часов

урока / темы


Основные разделы


Лабораторные практические, проверочные работы


Требования к уровню подготовки обучающихся

Домашнее задание

Темы для самостоятельного изучения

Ссылка на информационный ресурс


1.


1.

Введение. Инструктаж по ТБ. Уровни организации живой материи. Свойства живых систем.

Комбинированный урок

Уметь показать уровневую организацию живых систем

Перечислять элементы преобладающие в живых организмах, их свойства и значение

Уметь доказывать, что природа сложно организованная иерархическая система

Записи в тетради, С. 3-5

Организация диспута «Существенные признаки живого, или живые ли вирусы?»

http://moykonspekt.ru/biologiya/priznaki-zhivyx-organizmov/


http://fb.ru/article/207660/osnovnyie-priznaki-jivogo-organizma-osnovnyie-priznaki-jivoy-prirodyi


https://www.gazeta.ru/science/virus/



Раздел I. Биологические системы: клетка, организм. 24 час.





Глава 1. Химическая организация клетки, 9 часов.




2.

1.

Клетка: история и методы изучения. Клеточная теория.

Л.Р.1 Изучение клеток под микроскопом

Использование мобильной лаборатории

Знать основные положения и авторов клеточной теории, особенности хим. состава клетки

Уметь объяснять роль клеточной теории в формировании современной картины мира. Уметь показать отличие химического состава живых организмов от объектов неживой природы



Оформление стенда «Ученые, внесшие вклад в изучении клетки»

https://botana.cc/uchebnik/biologiya/10/by001/p010.html


https://dist-tutor.info/mod/resource/view.php?id=12797


3.

2.

Содержание и роль неорганических веществ в клетке.

Л.р.2 «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках»

Знать основные особенности химического состава воды и ее значение в живых организмах

Уметь показать виды и роль минеральных веществ в клетке и организме


Оформить л.р. в тетрадь, написать отчет

Создать видео с помощью цифрового микроскопа «Плазмолиз и деплазмолиз», презентовать на уроке

https://www.youtube.com/watch?v=bPycFpMg3j4



https://www.youtube.com/watch?v=P1TIVdyt3jA



4.

3.

Органические вещества клетки – углеводы, липиды.

Комбинированный урок

Знать и называть вещества, входящие в состав углеводов и липидов

Уметь показать взаимосвязь между строением и выполняемыми ими функциями




5.

4.

Биополимеры – белки.

Л.Р.3 «Расщепление органических вещ-в под действием ферментов»

Знать уровни организации белковой молекулы, значение белков в организме

Оформить л.р. в тетрадь, отчет

Дебаты «С чего началась жизнь»

https://www.gazeta.ru/science/2015/06/02_a_6741577.shtml


6.

5.

Биологические функции белков

Комбинированный урок

Уметь показать связь строения с выполняемыми функциями


Моделирование молекул белков

https://www.ibm.com/developerworks/ru/library/l-bluegene/index.html


7.

6.

Нуклеиновые кислоты: ДНК и РНК

Комбинированный урок

Использование мобильной лаборатории

Знать сходство и различие в строении ДНК и РНК. Виды и значение РНК в клетке.

№4, изготов. моделей ДНК

100 великих открытий 20 века Сообщение «За что дали Нобелевскую премию Уотсону и крику»

http://www.publicevents.ru/pages/68.htm


8.

7.

Решение задач.

Практическое занятие


Записи в тетради

Тренировочные задания по теме «Решение задач по молекулярной биологии»

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/631232/


9.

8.

АТФ и другие органические соединения в клетке.


Знать строение и значение АТФ в клетке.

№ 5, С.27 вопрос 4,5 письменно

Создание моделей АТФ, АДФ, АМФ

https://meduniver.com/Medical/Biology/202.html


10.

9.

Обобщающий урок по теме.

Контрольная работа






Глава 2. Органоиды клетки и их функции, 6 часов.




11.

1

Цитоплазма. Свойства и функции. Биологические мембраны.

Л.Р.4 Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука.

Знать основные элементы строения клеточной стенки, ее функции, отличие раст. животной клеток.

№6, таблица

Проектные задания для групп по отдельным органоидам

http://www.poznavayka.org/biologiya/organoidyi-kletki-i-ih-funktsii/


12.

2.

Мембранные органоиды клетки

Л.Р.5. Рассматривание хлоропластов под микроскопом.

Знать основные элементы строения органоидов и их функции

Уметь раскрывать взаимосвязь строения органелл и выполняемой ф-ей

№7, продолжение таблицы

Сочинение - рассуждение «Гипотезы происхождения клетки. Симбиотическая гипотеза»

http://doklad-referat.ru/%D0%A1%D0%B8%D0%BC%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%B7%D0%B0_(%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F)_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%81%D1%85%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D1%8D%D1%83%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BE%D1%82


https://studfiles.net/preview/5811065/page:5/


13.

3.

Ядро. Строение, функции.

Беседа

Объяснять роль и значение хромосом для организма

№8, табл, сообщения

14.

4.

Клетки растений, грибов, животных. Строение прокариотической клетки

Комбинированный урок. Лабораторная работа «Рассмотрение разных клеток под микроскопом»

Знать способы приготовления микропрепаратов, провести наблюдения, сравнить, составить схему описания работы и наблюдения

Уметь выявить отличие растительной, животной клеток, клеток грибов.

Письменно сравнить клетки разных царств

Создать фотогалерею с использованием цифрового микроскопа клеток организмов разных царств

https://studopedia.org/1-13608.html


https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%BA%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%BA_%D0%B1%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B9,_%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9,_%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%82%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%B8_%D0%B3%D1%80%D0%B8%D0%B1%D0%BE%D0%B2



15.

5.

Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги.

Комбинированный урок.

Знать особенности строения, размножения и значения вирусов а природе и жизни человека.

Уметь ориентироваться в многообразии вирусов, специфике вызываемых заболеваний, мерах профилактики и лечения вирусных инфекций.

№9, сообщения про вирусные заболевания

Выпуск буклета про вирусные заболевания и их профилактика




Подготовка лекции и выступление перед учащимися 10 классов

http://infeksiya.ru/zabolevaniya/virusnye-zabolevaniya-cheloveka.html


http://sovets.net/15068-virusnye-zabolevaniya.html



http://www.elenasemeniuk.com/virusy/



16.

6.

Обобщение.

зачет



Диспут с приглашением педиатра « В чем польза и опасность прививок?

https://azbyka.ru/zdorovie/bolnaya-tema-privivki-na-voprosy-otvechaet-pediatr


https://ria.ru/nsk/20130930/966668650.html




Глава 3. Обеспечение клеток энергией, 4 часа




17.

1.

Обмен веществ и энергии в клетке. Ассимиляция. Диссимиляция.

Комбинированный урок

Использование лабораторного оборудования

Знать особенности пластического и энергетического обмена веществ.

Уметь доказывать взаимосвязь дух сторон обмена веществ.

Схема обмена веществ

Написание учебно-исследовательской работы «Изучение влияния спектрального состава света на интенсивность выделения кислорода с использованием цифровой лаборатории и датчика содержания кислорода»

https://multiurok.ru/files/laboratornaia-rabota-izuchieniie-vliianiia-spiektral-nogho-sostava-svieta-na-intiensivnost-fotosintieza-po-kolichiestvu-vydielivshieghosia-kisloroda-avtor-n-s-parkhomienko-uchitiel-biologhii-maou-sosh-10-nots-ghorod-chaikovskii-2015.html


18.

2.

Обеспечение клеток энергией вследствие окисления органических веществ.

Изучение нового материала

Уметь показывать последовательность протекания энергетического обмена, особенности протекания химических реакций на каждом этапе, роль АТФ


19.

3.

Фотосинтез, его значение. Механизм фотосинтеза.

Изучение нового материала

Использование датчика кислорода

Знать типы и особенности питания живых организмов, особенности протекания фотосинтеза

№10, фазы и их характеристика, Стр.51(таблица)

Заложить опыт, демонстрирующий прохождения фотосинтеза в листьях герани. Продемонстрировать результаты опыта перед классной аудиторией.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/551800/


https://www.scienceforum.ru/2016/1463/17752


20.

4.

Обобщение, закрепление.

Контрольная работа






Глава 4. Наследственная информация и реализация ее в клетке, 5 часов

.



21.

1.

Генетическая информация. Репликация ДНК.

Изучение нового материала

Изготовление модели ДНК

Знать роль ДНК, РНК, рибосом в биосинтезе белка.

Объяснять матричный принцип

№11, вопрос 2 письменно



22.

2.

Транскрипция. Генетический код.

Изучение нового материала

Знать свойства генетического кода, особенности протекания процесса транскрипции

№12, свойства генетического кода



23.

3.

Биосинтез белка.

Изучение нового материала

Использование датчика кислорода

Знать этапы биосинтеза белков

Уметь показать строение и работу оперона, значение биосинтеза белка в организме

№13, вопрос 1,2 письменно, основные этапы и их характеристика

Создать действующую модель биосинтеза

http://b-pro.com.ua/ru/katalog/biologiya/gerbarii-ta-kolekcii/modeliapplikatsii/biosintezbelka


24.

4.

Решение задач.

Практическая работа



Решение задач на биосинтез белка

https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2014/02/10/distantsionnoe-obuchenie-reshenie-zadach-na-geneticheskiy-kod-i


https://www.youtube.com/watch?v=sf9aV0mTT6w




Генетическая и клеточная инженерия.

Комбинированный урок

Знать основные современные технологии, с какой целью они применяются, перспектива, трудности, опасности.

сообщения

Проектные задания группам «Достижения клеточной и генной инженерии»

http://www.km.ru/referats/02D3ED81BABF428EA7A713EEA203A1FA


http://ours-nature.ru/lib/b/book/4198922748/37


25.

5.

Обобщение

Контрольная работа



Дебаты «ГМО: за и против»

http://www.bestreferat.ru/referat-203977.html


http://unit.photogdz.ru/%D0%A0%D0%B5%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82_%D0%93%D0%BC%D0%BE_%D0%9F%D0%BB%D1%8E%D1%81%D1%8B_%D0%98_%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D1%83%D1%81%D1%8B_-



Раздел II. Размножение и индивидуальное развитие организма, 9 часов.


Глава 5. Размножение организмов, 4 часа

26.

1.

Формы размножения организмов.

Комбинированный урок

Знать основные способы размножения организмов, их биологический смысл

№17, схема

Организовать в беседе обсуждение как учащиеся понимают выражение «Береги честь с молоду»


27.

2.

Митоз. Амитоз.

Л.Р.6. Митоз в клетках кончика корня.

Уметь показать последовательность протекания процесса деления клетки по фазам, значение митоза

№18, этапы и их хар-ка, значение митоза

Фотогалерея, сделанная с помощью цифрового микроскопа «Фазы митоза», демонстрация на уроке

http://obrazovaka.ru/biologiya/tablica-fazy-kratko.html


28.

3.

Мейоз.

Изучение нового материала

Знать особенности и этапы протекания мейоза в клетке, значение мейоза

Уметь объяснять биологическое значение кроссинговера

№19, сравнение митоза и мейоза



29

4.

Гаметогенез.

Изучение нового материала

Знать основные этапы онтогенеза, особенности овогенеза и сперматогенеза

Уметь показать биологическое значение гаметогенеза для живых организмов

№20, схемы и их анализ

Выпуск плаката «Особенности строения половых клеток. Стадии гаметогенеза»

http://mamki.info/index.php/beremennost-i-rody/planirovanie-beremennosti/stroenie-yajcekletki-i-spermatozoida/


https://kto.guru/biologia/11-stroenie-polovih-kletok.html



Глава 6. Индивидуальное развитие организмов, 5 часов


30.

1.

Оплодотворение у растений. Онтогенез у растений.

Изучение нового материала

Знать основные этапы эмбриогенеза, особенности протекания эмбриогенеза и типы постэмбрионального развития. Причины нарушения развития. Репродуктивное здоровье


№22, сообщения



31.

2.

Онтогенез у животных. Постэмбриональное развитие.

Изучение нового материала

№21, таблица



32.

3.

Развитие организмов и окружающая среда.

Беседа, самостоятельная работа

Уметь прогнозировать влияние негативных факторов на здоровье человека, меры профилактики

сообщения

«Влияние факторов среды на развитие плода человека»

http://medkarta.com/vliyanie-vrednyih-faktorov-na-plod.htm


http://www.mama.biz.ua/clauses.php?id=206


34.

4

Способы планирования семьи.

Просмотр видео, беседа

Знать основные способы планирования семьи

Понимать ответственность за рождение ребенка, его здоровье

сообщения

Выпуск буклета «Способы планирования семьи»

http://refbox.org/3881-planirovanie-semi-kontracepciya.html


35.

5.

Обобщающий урок по теме.

Контрольная работа

























Биология, 10 класс

Вопросы для сдачи экзамена экстерном

              1. Уровни организации живой материи. Свойства живых систем.

              2. Клетка: история и методы изучения. Клеточная теория.

              3. Содержание и роль неорганических веществ в клетке. Роль воды в жизн клетки

              4. Органические вещества клетки – углеводы, липиды

              5. Биополимеры – белки.

              6. Биологические функции белков

              7. Нуклеиновые кислоты: ДНК и РНК, строение, функции. Решение задач.

              8. АТФ и другие органические соединения в клетке.

9. Цитоплазма. Свойства и функции. Биологические мембраны.

10. Мембранные органоиды клетки

11. Ядро. Строение, функции.

12. Клетки растений, грибов, животных. Строение прокариотической клетки. Функции и строение отдельных органоидов клетки

13. Обмен веществ и энергии в клетке. Ассимиляция. Диссимиляция.

14. Обеспечение клеток энергией вследствие окисления органических веществ.

16.Генетическая информация. Репликация ДНК.

17.Транскрипция. Генетический код.

18. Биосинтез белка.

19. Решение задач на биосинтез белка

20. Формы размножения организмов.

21. Митоз. Амитоз.

22. Мейоз.

23. Оплодотворение у растений. Онтогенез у растений.

24. Онтогенез у животных. Постэмбриональное развитие.

25. Развитие организмов и окружающая среда.

26. Способы планирования семьи.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!