СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Я исследователь"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Я исследователь"»

Управление образования администрации

Ковернинского муниципального округа Нижегородской области

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования

«Районный центр внешкольной работы»




Рассмотрено на педагогическом совете

МОУ ДО «РЦВР»

от «____» _______________ 2023 г.

Протокол № ______


«Утверждаю»

Директор МОУ ДО «РЦВР»

__________ / Н.А. Панина/

Приказ №____от «____» ___ 2023 г.













Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)

программа естественно - научной направленности

«Я - исследователь»










Возраст обучающихся:

с 8 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Салихова Наталья Александровна

педагог дополнительного образования








п. Ковернино

2024 г

Содержание

  1. Пояснительная записка……………………………………………………...…………………..3

  2. Учебный план…………………………………………………………………..………………..5

  3. Рабочая программа…………………………………………………………………………...….6

  4. Календарный учебный график……………………………………………….………………..19

  5. Формы аттестации…………………………………………………………………….………..20

  6. Оценочные материалы……………………………………………………...………………….21

  7. Методические материалы………………………………………………….…………………..28

  8. Организационно – педагогические условия………………….……………………………….30

  9. Список литературы……………………………………………………………………………..31















Пояснительная записка

Актуальность общеобразовательной (общеразвивающей) программы естественнонаучной направленности «Я исследователь» (далее -программы) определяется изменившимися социально-экологическими условиями в обществе. Антропогенная нагрузка на природную среду и возникающие в связи с этим экологические проблемы требуют разработки путей их решения. Одним из приоритетных направлений оптимизации природоохранной деятельности является изменение сознания людей и системы ценностей в обществе. Формированию экологического мышления способствуют знания о системах взаимосвязей в окружающей среде. В соответствии со спецификой естественнонаучных предметов одной из важнейших форм изучения экологических проблем является исследовательская деятельность.

Содержание программы актуально тем, что ребёнок с рождения окружён различными веществами и должен уметь обращаться с ними. Знакомство обучающихся с веществами, из которых состоит окружающий мир, позволяет раскрыть важнейшие взаимосвязи человека и веществ в среде его обитания.

Большое значение при изучении предметов естественнонаучного цикла имеют экспериментальные умения и навыки, которые формируются при проведении практических и лабораторных работ. Поэтому одной из задач программы является привитие обучающимся начальных элементарных умений обращения с самыми простейшими инструментами и приборами, навыков исследовательской деятельности.

Направленность программы – естественнонаучная, направление деятельности- биология, химия, экология.

Отличительные особенности программы. Программа построена на интеграции теории и практики, на взаимосвязи различных наук, таких как биология, химия, экология. Важным элементом в программе является наличие большого количества эксперимента, лабораторных занятий.

Программа реализуется в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», в части создания новых мест дополнительного образования детей.

Адресат программы. Программа рассчитана на обучающихся с 8 лет. Модуль «Юный исследователь» рассчитан на обучающихся 8-10 лет, модуль «Я исследователь» рассчитан на обучающихся 11-14 лет.

Цель программы – создание условий для формирования у обучающихся базовых знаний естественнонаучных дисциплин (биология, химия, экология) посредством исследовательской деятельности.

Задачи:

Обучающие:

  • создать условия для формирования целостного представления о природе и о всеобщей связи явлений природы;

  • формировать основы экологической культуры, систему базовых знаний в области изучения и сохранения окружающей среды;

  • обучить методам учебной- исследовательской деятельности.

Развивающие:

  • развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения биологического и химического эксперимента;

  • способствовать формированию творческой активности;

  • развивать умения ориентироваться в информационном пространстве.

Воспитательные:

  • воспитывать чувства гордости и ответственности за свою малую родину;

  • воспитывать потребность активно участвовать в экологической деятельности;

  • воспитывать самостоятельность, умение работать в коллективе.

Объём и срок освоения программы. Срок реализации программы - 1 год. 4 часа в неделю (по 2 академических часа в день с перерывом 10 минут), 144 часа в год. Продолжительность 1 академического часа – 45 минут.

Формы обучения. Основными формами обучения являются: коллективная, групповая, индивидуальная.

Формы проведения занятий: беседы, лекции, дискуссии, эксперименты, лабораторные и практические работы.

Ожидаемые результаты. Изучение курса обуславливает достижение следующих результатов:

Обучающийся будет знать:

- основные биологические, химические, экологические понятия;

- основные этапы организации учебно-исследовательской деятельности;

- правила техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Обучающийся будет уметь:

- грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;

- использовать различные методы учебно-исследовательской деятельности;

- применять различные методы биологической и химической наук, ставить эксперименты, проводить опыты, объяснять их результаты;

- соблюдать правила работы в кабинете, с приборами и инструментами, лабораторным оборудованием;

- осознанно соблюдать принципы и правила отношения к живой природе, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

- находить информацию в научно-популярной литературе, словарях и справочниках, интернете, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую.



Учебный план


№ п/п

Название дисциплины

Количество

Форма промежуточной аттестации

Всего

Теория

Практика

1

Юный исследователь

144

74

70

Устный опрос.

Выполнение практических заданий.

2

Я - исследователь

144

74

70

Устный опрос.

Выполнение практических заданий.



Рабочая программа Рабочая программа модуля «Юный исследователь»


№ п/п

Раздел, тема

Количество

Форма текущего контроля

Теория

Практика

Всего

1.

Тема 1 «Химическая лаборатория»

33

31

64

1.1.

«Введение»

4

4

8

1.2.

« Исследования в химии»

29

27

56

2.

Тема 2 «Биологическая лаборатория»

38

38

76

Устный опрос

2.1.

«Исследования в биологии»

31

31

62

2.2.

«Экология края»

7

7

14

2.3.

Текущий контроль

2


2

3.

Промежуточная аттестация

1

1

2

Устный опрос. Выполнение практических заданий.


ИТОГО

74

70

144



Содержание дисциплины

Тема 1 «Химическая лаборатория» (64 часов)

Введение (8 часов)

Тема 1.1

Теория. Введение. Знакомство с программой курса.

Инструктаж по ТБ. Что такое наука. Наука о веществах. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием. Правила

поведения в лаборатории - 1 час

Практика. Правила ТБ при работе с лабораторным оборудованием, инструментами, приборами - 1 час.

Тема 1.2

Теория. Дом, в котором «живут» химические элементы, или таблица химических элементов Д.И. Менделеева, жизнь и деятельность - 1 час.

Практика. Знакомство со структурой ПСХЭ, химические элементы, атомы, молекулы относительная атомная и молекулярная массы - 1 час

Тема 1.3

Теория. Простейшие операции с веществом - 1 час.

Практика. Выполнение операций наливания, насыпания, взвешивания. Очистка - 1 час.

Тема 1.4

Теория. Изменения обратимые и необратимые - 1 час

Практика. Проведение простейших химических реакций получения газа, осадка, воды - 1 час.

«Исследования в химии» (56 часов)

Тема 2.1

Теория. Вода, её свойства. Минеральные воды.

Жесткость воды - 1 час.

Практика. Определение жесткости воды.

Способы очистки воды в быту и её обеззараживание в туристическом походе - 1 час.

Тема 2.2

Теория. Определение пригодности воды для питья - 1 час.

Практика. Изучение свойств водопроводной воды и снега (прозрачность воды, интенсивность запаха). Очистка воды: отстаивание, фильтрование - 1 час.

Тема 2.3

Теория. Химия в природных явлениях - 1 час.

Практика. Изучение природных явлений, сопровождающиеся химическими процессами - 1 час.

Тема 2.4

Теория. Физические и химические явления - 1 час.

Практика. Выращивание кристаллов в домашних условиях - 1 час

Тема 2.5

Теория. Растворы и их свойства - 1 час.

Практика. Приготовление насыщенного раствора соли, измерение плотности (проведение

опытов «плавающий» картофель, ныряющее яйцо) - 1 час.

Тема 2.6

Теория. Вода и здоровье человека. Природные и синтетические индикаторы - 1 час.

Практика. Исследование рН различных растворов - 1 час

Тема 2.7

Теория. Неорганические и органические вещества вокруг нас: поваренная соль, пищевая сода, сахар, белки - 1 час.

Практика. Исследование свойств пищевой соды, поваренной соли, сахара

Определение показателей молока и кисломолочных продуктов - 1 час

Тема 2.8

Теория. Воздух, которым мы дышим - 1 час

Практика. Состав воздуха. Кислород. Озон. Получение кислорода и углекислого газа - 1 час

Тема 2.9

Теория. Что такое минеральные вещества?

Железо, кальций, натрий, содержание в продуктах, значение - 1 час.

Практика. Проведение тестирования на обеспеченность организма кальцием, железом. Обнаружение кальция в зубном порошке, зубной пасте, в кусочке мела, яичной скорлупе - 1 час.

Тема 2.10

Теория. Жиры и углеводы - 1 час.

Практика. Обнаружение жира в семенах подсолнечника, льна, орехах в сравнении с чипсами.

Обнаружение крахмала в муке, хлебе, крупах, картофеле. Превращение крахмала хлеба в глюкозу при пережёвывании - 1 час.

Тема 2.11

Теория. Чипсы, кока – кола и здоровье. Проблемы правильного питания. Пищевые добавки - 1 час.

Практика. Опыты с кока – колой: поглощение красителя активированным углём, обнаружение кислоты и углекислого газа. Кока – кола и молоко. Что происходит в желудке при употреблении этих продуктов - 1 час.

Тема 2.12

Теория. Энергетическая ценность пищи - 1 час

Практика. Вычисление энергетической ценности продуктов питания. Изучение пищевых добавках на этикетках продуктов - 1 час.

Тема 2.13

Теория. История открытия витаминов. Витамины водо – и жирорастворимые. Витамины А,В ,С , D, их значение, нахождение в продуктах. Авитаминоз. Витамины и возраст человека. Роль витаминов в жизни человека - 1 час.

Практика. Изучение содержания витаминов в продуктах питания (изучение упаковок).

Составление таблицы «Витамины» - 1 час.

Тема 2.14

Теория. Чай, состав, свойства, физиология действия на организм человека - 1 час

Практика. Изучение состава различных сортов чая. Опыты с напитком - 1 час.

Тема 2.15

Теория. Химия и лекарственные препараты - 1 час.

Практика. Лекарственные препараты, домашняя аптечка- содержимое. Правила использования и хранения лекарств - 1 час

Тема 2.16

Теория. О пользе и вреде шоколада - 1 час.

Практика. Изучение истории шоколада, состава, разнообразие, процесс производства - 1 час.

Тема 2.17

Теория. Жевательная резинка, состав, воздействие на зубы - 1 час.

Практика. Изучение состава жевательной резинки, история появления - 1 час

Тема 2.18

Теория. Химия в быту. Мыла, СМС, зубные пасты, средства ухода за волосами, кожей - 1 час.

Практика. Выявление моющих свойств мыла, синтетических моющих средств.

Определение эффективности использования различных зубных паст, шампуней и других средств ухода за кожей человека. Изготовление косметических масок в домашних условиях - 1 час.

Тема 2.19

Теория. Консерванты и их «соседи». Запрещенные пищевые добавки в России - 1 час.

Практика. Изучение этикеток продуктов на наличие пищевых добавок - 1 час

Тема 2.20

Теория. Химия в быту - 1 час

Практика. Сравнение поглощающих свойств промокательной бумаги, активированного угля, кукурузных палочек. Удаление чернильного пятна с помощью мела и одеколона. Очищение воздуха с помощью питьевой соды. Техника безопасного обращения с бытовыми химикатами - 1 час.

Тема 2.21

Теория. Косметика и химия. Лосьоны, духи, крема - 1 час.

Практика. Изучение состава лосьонов, духов, кремов. Классификация косметических средств. Состав рН - 1 час.

Тема 2.22

Теория. Азбука химчистки - 1 час.

Практика. Техника выведения пятен. Пятновыводители. Удаление пятен- жирных, от ягод, фруктов, овощей, соков, пищевых продуктов, крови, краски - 1 час.

Тема 2.23

Теория. Природные источники углеводородов, продукты их переработки, их роль в быту и промышленности - 1 час

Практика. Природные источники углеводородов – уголь, природный газ, нефть - 1 час.

Тема 2.24

Теория. Химические вещества – строительные материалы - 1 час.

Практика. Строительные материалы – известь, цемент, гипс, бетон, жидкое стекло, кирпич, стекло - 1 час.

Тема 2.25

Теория. Спички и бумага от истории до наших дней - 1 час.

Практика. Спички и бумага- строение, производство, использовании - 1 час

Тема 2.26

Теория. Стеклоделие. История, значение и применение стекла - 1 час.

Практика. История стеклоделия. Виды стекла - 1 час.

Тема 2.27

Теория. Керамика: от истории до наших дней - 1 час.

Практика. Изучение видов глины, состав, изделия - 1 час.

Теория: Закрепление знаний: интеллектуальная игра. (2 часа)

Тема 2 «Биологическая лаборатория» (76 часов)

«Исследования в биологии» (62 часов)

Тема 1.1

Теория. Среды обитания. Царства живой природы. Живые организмы, их приспособленность к средам обитания. Клетка – единица строения и жизнедеятельности организмов - 1 час

Практика. Изготовление модели клетки из пластилина - 1 час

Тема 1.2

Теория. Увеличительные приборы. Правила работы с увеличительными приборами - 1 час.

Практика. Приготовление простейших микропрепаратов, рассматривание их в микроскоп - 1 час

Тема 1.3

Теория. Основные процессы жизнедеятельности. Особенности процессов жизнедеятельности животных - 1 час.

Практика. Составление таблицы - 1 час.

Тема 1.4

Теория. Наблюдение за ростом, развитием комнатных растений - 1 час.

Практика. Вегетативное размножение комнатных растений - 1 час

Тема 1.5

Теория. Фотосинтез. Опыты по изучению фотосинтеза, транспирации - 1 час.

Практика. Влияние различных условий среды на прорастание семян. Определение всхожести семян - 1 час.

Тема 1.6

Теория. Низшие растения. Водоросли. Мхи. Папоротники - 1 час.

Практика. Определение растений по внешнему виду, особенности строения - 1 час

Тема 1.7

Теория. Высшие растения. Голосеменные - 1 час.

Практика. Определение растений по внешнему виду. Особенности размножения голосеменных растений - 1 час

Тема 1.8

Теория. Высшие растения. Покрытосеменные - 1 час.

Практика. Определение растений по внешнему виду. Особенности размножения покрытосеменных растений - 1 час

Тема 1.9

Теория. Вегетативные органы растений - 1 час

Практика. Вегетативные органы растений – лист стебель, корень - 1 час.

Тема 1.10

Теория. Генеративные органы растений - 1 час

Практика. Генеративные органы растений – цветок. Составление формул цветка покрытосеменных. Изготовление макетов цветков - 1 час.

Тема 1.11

Теория. Основные систематические категории у растений - 1 час.

Практика. Создание папки «Признаки растений, относящиеся к различным семействам». Составление формулы цветка - 1 час

Тема 1.12

Теория. Царство Грибы. Отличительные особенности грибов. Царство Грибы. Отличительные особенности грибов - 1 час.

Практика. Выращивание плесневого гриба, рассматривание его под микроскопом - 1 час

Тема 1.13

Теория. Основные систематические категории у животных - 1 час

Практика. Составление систематики животных - 1 час

Тема 1.14

Теория. Царство Животные. Разнообразие червей - 1 час.

Практика. Определение приспособлений у червей к среде обитания - 1 час.

Тема 1.15

Теория. Царство Животные. Моллюски - 1 час

Практика. Определение приспособлений у моллюсков к среде обитания - 1 час.

Тема 1.16

Теория. Царство Животные. Разнообразие ракообразных - 1 час.

Практика. Определение приспособлений у ракообразных к среде обитания - 1 час.

Тема 1.17

Теория. Царство Животные. Разнообразие Насекомых - 1 час

Практика. Определение приспособлений у насекомых к среде обитания - 1 час.

Тема 1.18

Теория. Царство Животные. Отличительные особенности класса рыбы - 1 час

Практика. Определение приспособлений у рыб к среде обитания. Определение возраста рыбы - 1 час

Тема 1.19

Теория. Царство Животные. Отличительные особенности животных класс земноводные - 1 час

Практика. Определение приспособлений у лягушки к среде обитания - 1 час.

Тема 1.20

Теория. Царство Животные. Отличительные особенности животных класс пресмыкающиеся - 1 час

Царство Животные. Отличительные особенности животных класс пресмыкающиеся

Практика. Определение приспособлений у крокодила, ящерицы, хамелеона к среде обитания - 1 час.

Тема 1.21

Теория. Царство Животные. Отличительные особенности животных класс птицы. Экологические группы птиц - 1 час.

Практика. Особенности строения пера. Определение приспособлений у птиц к полету - 1 час.

Тема 1.22

Теория. Царство Животные. Отличительные особенности животных. Раздражимость. Наблюдение за животными в окружающей среде или за домашними животными - 1 час.

Практика. Изучение зависимости активности  животных от разных факторов. Изучение зависимости поведения животных от разных факторов - 1 час

Тема 1.23

Теория. Царство Животные. Отличительные особенности животных - 1 час.

Практика. Изучение пищевых предпочтений разных животных, составление пищевого рациона домашнего любимца - 1 час

Тема 1.24

Теория. Человек. Отличия человека от животных. Антропометрия. Физиометрия - 1 час.

Практика. Проведение антропометрических и физиометрических измерений человека - 1 час

Тема 1.25

Теория. Основы селекции - 1 час

Практика. Селекция животных и растений - 1 час

Тема 1.26

Теория. Внутренний мир человека - 1 час

Практика. Основные системы человека – строение, значение - 1 час.

Тема 1.27

Теория. Первая медицинская помощь - 1 час.

Практика. Оказание ПМП при различных травмах - 1 час

Тема 1.28

Теория. Физическое состояние человека - 1 час

Практика. - Определение физической работоспособности путем

- определения дыхательных возможностей организма человека.

- Определение ЖЕЛ по формуле.

- Определение индекса физического состояния организма - 1 час

Тема 1.29

Теория. ЗОЖ. Влияние вредных привычек на организм человека - 1 час.

Практика. Плакат о вредных привычках - 1 час

Тема 1.30

Теория. Основы генетики. Основы генетики - 1 час.

Практика. Решение элементарных задач по генетике. Решение элементарных задач по генетике - 1 час.

Тема 1.31

Теория. Биометеорология. Медицинская география - 1 час.

Практика. Определение влияния различных факторов, погодных и ландшафтных условий на здоровье человека - 1 час

«Экология края» (14 часов)

Тема 2.1

Теория. Красная книга Нижегородской области - 1 час.

Практика. Плакат о бережном отношении к живому миру - 1 час

Тема 2.2

Теория. Красная книга Нижегородской области (Ковернинский район) - 1 час

Практика. Составление книги растений и животных, занесенных в красную книгу Ковернинского района - 1 час

Тема 2.3

Теория. Загрязнение планеты - 1 час.

Практика. Загрязнения атмосферы, гидросферы, литосферы. Источники. Последствия - 1 час.

Тема 2.4

Теория. Проект «Лекарственные растения Нижегородской области Ковернинского округа» - 1 час

Практика. Создание папки «Лекарственные растения Нижегородской области Ковернинского округа» - 1 час

Тема 2.5

Теория. Экскурсия в парк Разумовского - 1 час

Практика. Изучение растительного и животного мира, слушание пение птиц, распознавание природных объектов по внешнему виду - 1 час

Тема 2.6

Теория. Экскурсия на Уткинское озеро - 1 час.

Практика. Изучение растительного и животного мира, слушание пение птиц, распознавание природных объектов по внешнему виду - 1 час

Тема 2.7

Теория. Выпуск биологической газеты «Естественные и искусственные экосистемы» - 1 час

Практика. Создание газеты о разнообразных экосистемах - 1 час.

Теория: Текущий контроль. Устный опрос (2 часа)

Промежуточная аттестация – 2 часа (Устный опрос и выполнение практических заданий).


Рабочая программа модуля «Я исследователь»


№ п/п

Раздел, тема

Количество

Форма текущего контроля

Теория

Практика

Всего

1.

Тема 1 «Химическая лаборатория»

33

31

64

1.1.

«Введение»

4

4

8

1.2.

« Исследования в химии»

29

27

56

2.

Тема 2 «Биологическая лаборатория»

38

38

76

Устный опрос

2.1.

«Исследования в биологии»

31

31

62

2.2.

«Экология края»

7

7

14

2.3.

Текущий контроль

2


2

3.

Промежуточная аттестация

1

1

2

Устный опрос. Выполнение практических заданий.


ИТОГО

74

70

144



Содержание дисциплины

Тема 1 «Химическая лаборатория» (64 часов)

Введение (8 часов)

Тема 1.1

Теория. Введение. Знакомство с программой курса.

Инструктаж по ТБ. Что такое наука. Наука о веществах. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием. Правила

поведения в лаборатории - 1 час

Практика. Правила ТБ при работе с лабораторным оборудованием, инструментами, приборами - 1 час.

Тема 1.2

Теория. Дом, в котором «живут» химические элементы, или таблица химических элементов Д.И. Менделеева, жизнь и деятельность - 1 час.

Практика. Знакомство со структурой ПСХЭ, химические элементы, атомы, молекулы относительная атомная и молекулярная массы - 1 час

Тема 1.3

Теория. Простейшие операции с веществом - 1 час.

Практика. Выполнение операций наливания, насыпания, взвешивания. Очистка - 1 час.

Тема 1.4

Теория. Изменения обратимые и необратимые - 1 час

Практика. Проведение простейших химических реакций получения газа, осадка, воды - 1 час.

«Исследования в химии» (56 часов)

Тема 2.1

Теория. Вода, её свойства. Минеральные воды.

Жесткость воды - 1 час.

Практика. Определение жесткости воды.

Способы очистки воды в быту и её обеззараживание в туристическом походе - 1 час.

Тема 2.2

Теория. Определение пригодности воды для питья - 1 час.

Практика. Изучение свойств водопроводной воды и снега (прозрачность воды, интенсивность запаха). Очистка воды: отстаивание, фильтрование - 1 час.

Тема 2.3

Теория. Химия в природных явлениях - 1 час.

Практика. Изучение природных явлений, сопровождающиеся химическими процессами - 1 час.

Тема 2.4

Теория. Физические и химические явления - 1 час.

Практика. Выращивание кристаллов в домашних условиях - 1 час

Тема 2.5

Теория. Растворы и их свойства - 1 час.

Практика. Приготовление насыщенного раствора соли, измерение плотности (проведение

опытов «плавающий» картофель, ныряющее яйцо) - 1 час.

Тема 2.6

Теория. Вода и здоровье человека. Природные и синтетические индикаторы - 1 час.

Практика. Исследование рН различных растворов - 1 час

Тема 2.7

Теория. Неорганические и органические вещества вокруг нас: поваренная соль, пищевая сода, сахар, белки - 1 час.

Практика. Исследование свойств пищевой соды, поваренной соли, сахара

Определение показателей молока и кисломолочных продуктов - 1 час

Тема 2.8

Теория. Воздух, которым мы дышим - 1 час

Практика. Состав воздуха. Кислород. Озон. Получение кислорода и углекислого газа - 1 час

Тема 2.9

Теория. Что такое минеральные вещества?

Железо, кальций, натрий, содержание в продуктах, значение - 1 час.

Практика. Проведение тестирования на обеспеченность организма кальцием, железом. Обнаружение кальция в зубном порошке, зубной пасте, в кусочке мела, яичной скорлупе - 1 час.

Тема 2.10

Теория. Жиры и углеводы - 1 час.

Практика. Обнаружение жира в семенах подсолнечника, льна, орехах в сравнении с чипсами.

Обнаружение крахмала в муке, хлебе, крупах, картофеле. Превращение крахмала хлеба в глюкозу при пережёвывании - 1 час.

Тема 2.11

Теория. Чипсы, кока – кола и здоровье. Проблемы правильного питания. Пищевые добавки - 1 час.

Практика. Опыты с кока – колой: поглощение красителя активированным углём, обнаружение кислоты и углекислого газа. Кока – кола и молоко. Что происходит в желудке при употреблении этих продуктов - 1 час.

Тема 2.12

Теория. Энергетическая ценность пищи - 1 час

Практика. Вычисление энергетической ценности продуктов питания. Изучение пищевых добавках на этикетках продуктов - 1 час.

Тема 2.13

Теория. История открытия витаминов. Витамины водо – и жирорастворимые. Витамины А,В ,С , D, их значение, нахождение в продуктах. Авитаминоз. Витамины и возраст человека. Роль витаминов в жизни человека - 1 час.

Практика. Изучение содержания витаминов в продуктах питания (изучение упаковок).

Составление таблицы «Витамины» - 1 час.

Тема 2.14

Теория. Чай, состав, свойства, физиология действия на организм человека - 1 час

Практика. Изучение состава различных сортов чая. Опыты с напитком - 1 час.

Тема 2.15

Теория. Химия и лекарственные препараты - 1 час.

Практика. Лекарственные препараты, домашняя аптечка- содержимое. Правила использования и хранения лекарств - 1 час

Тема 2.16

Теория. О пользе и вреде шоколада - 1 час.

Практика. Изучение истории шоколада, состава, разнообразие, процесс производства - 1 час.

Тема 2.17

Теория. Жевательная резинка, состав, воздействие на зубы - 1 час.

Практика. Изучение состава жевательной резинки, история появления - 1 час

Тема 2.18

Теория. Химия в быту. Мыла, СМС, зубные пасты, средства ухода за волосами, кожей - 1 час.

Практика. Выявление моющих свойств мыла, синтетических моющих средств.

Определение эффективности использования различных зубных паст, шампуней и других средств ухода за кожей человека. Изготовление косметических масок в домашних условиях - 1 час.

Тема 2.19

Теория. Консерванты и их «соседи». Запрещенные пищевые добавки в России - 1 час.

Практика. Изучение этикеток продуктов на наличие пищевых добавок - 1 час

Тема 2.20

Теория. Химия в быту - 1 час

Практика. Сравнение поглощающих свойств промокательной бумаги, активированного угля, кукурузных палочек. Удаление чернильного пятна с помощью мела и одеколона. Очищение воздуха с помощью питьевой соды. Техника безопасного обращения с бытовыми химикатами - 1 час.

Тема 2.21

Теория. Косметика и химия. Лосьоны, духи, крема - 1 час.

Практика. Изучение состава лосьонов, духов, кремов. Классификация косметических средств. Состав рН - 1 час.

Тема 2.22

Теория. Азбука химчистки - 1 час.

Практика. Техника выведения пятен. Пятновыводители. Удаление пятен- жирных, от ягод, фруктов, овощей, соков, пищевых продуктов, крови, краски - 1 час.

Тема 2.23

Теория. Природные источники углеводородов, продукты их переработки, их роль в быту и промышленности - 1 час

Практика. Природные источники углеводородов – уголь, природный газ, нефть - 1 час.

Тема 2.24

Теория. Химические вещества – строительные материалы - 1 час.

Практика. Строительные материалы – известь, цемент, гипс, бетон, жидкое стекло, кирпич, стекло - 1 час.

Тема 2.25

Теория. Спички и бумага от истории до наших дней - 1 час.

Практика. Спички и бумага- строение, производство, использовании - 1 час

Тема 2.26

Теория. Стеклоделие. История, значение и применение стекла - 1 час.

Практика. История стеклоделия. Виды стекла - 1 час.

Тема 2.27

Теория. Керамика: от истории до наших дней - 1 час.

Практика. Изучение видов глины, состав, изделия - 1 час.

Теория: Закрепление знаний: интеллектуальная игра. (2 часа)

Тема 2 «Биологическая лаборатория» (76 часов)

«Исследования в биологии» (62 часов)

Тема 1.1

Теория. Среды обитания. Царства живой природы. Живые организмы, их приспособленность к средам обитания. Клетка – единица строения и жизнедеятельности организмов - 1 час

Практика. Изготовление модели клетки из пластилина - 1 час

Тема 1.2

Теория. Увеличительные приборы. Правила работы с увеличительными приборами - 1 час.

Практика. Приготовление простейших микропрепаратов, рассматривание их в микроскоп - 1 час

Тема 1.3

Теория. Основные процессы жизнедеятельности. Особенности процессов жизнедеятельности животных - 1 час.

Практика. Составление таблицы - 1 час.

Тема 1.4

Теория. Наблюдение за ростом, развитием комнатных растений - 1 час.

Практика. Вегетативное размножение комнатных растений - 1 час

Тема 1.5

Теория. Фотосинтез. Опыты по изучению фотосинтеза, транспирации - 1 час.

Практика. Влияние различных условий среды на прорастание семян. Определение всхожести семян - 1 час.

Тема 1.6

Теория. Низшие растения. Водоросли. Мхи. Папоротники - 1 час.

Практика. Определение растений по внешнему виду, особенности строения - 1 час

Тема 1.7

Теория. Высшие растения. Голосеменные - 1 час.

Практика. Определение растений по внешнему виду. Особенности размножения голосеменных растений - 1 час

Тема 1.8

Теория. Высшие растения. Покрытосеменные - 1 час.

Практика. Определение растений по внешнему виду. Особенности размножения покрытосеменных растений - 1 час

Тема 1.9

Теория. Вегетативные органы растений - 1 час

Практика. Вегетативные органы растений – лист стебель, корень - 1 час.

Тема 1.10

Теория. Генеративные органы растений - 1 час

Практика. Генеративные органы растений – цветок. Составление формул цветка покрытосеменных. Изготовление макетов цветков - 1 час.

Тема 1.11

Теория. Основные систематические категории у растений - 1 час.

Практика. Создание папки «Признаки растений, относящиеся к различным семействам». Составление формулы цветка - 1 час

Тема 1.12

Теория. Царство Грибы. Отличительные особенности грибов. Царство Грибы. Отличительные особенности грибов - 1 час.

Практика. Выращивание плесневого гриба, рассматривание его под микроскопом - 1 час

Тема 1.13

Теория. Основные систематические категории у животных - 1 час

Практика. Составление систематики животных - 1 час

Тема 1.14

Теория. Царство Животные. Разнообразие червей - 1 час.

Практика. Определение приспособлений у червей к среде обитания - 1 час.

Тема 1.15

Теория. Царство Животные. Моллюски - 1 час

Практика. Определение приспособлений у моллюсков к среде обитания - 1 час.

Тема 1.16

Теория. Царство Животные. Разнообразие ракообразных - 1 час.

Практика. Определение приспособлений у ракообразных к среде обитания - 1 час.

Тема 1.17

Теория. Царство Животные. Разнообразие Насекомых - 1 час

Практика. Определение приспособлений у насекомых к среде обитания - 1 час.

Тема 1.18

Теория. Царство Животные. Отличительные особенности класса рыбы - 1 час

Практика. Определение приспособлений у рыб к среде обитания. Определение возраста рыбы - 1 час

Тема 1.19

Теория. Царство Животные. Отличительные особенности животных класс земноводные - 1 час

Практика. Определение приспособлений у лягушки к среде обитания - 1 час.

Тема 1.20

Теория. Царство Животные. Отличительные особенности животных класс пресмыкающиеся - 1 час

Царство Животные. Отличительные особенности животных класс пресмыкающиеся

Практика. Определение приспособлений у крокодила, ящерицы, хамелеона к среде обитания - 1 час.

Тема 1.21

Теория. Царство Животные. Отличительные особенности животных класс птицы. Экологические группы птиц - 1 час.

Практика. Особенности строения пера. Определение приспособлений у птиц к полету - 1 час.

Тема 1.22

Теория. Царство Животные. Отличительные особенности животных. Раздражимость. Наблюдение за животными в окружающей среде или за домашними животными - 1 час.

Практика. Изучение зависимости активности  животных от разных факторов. Изучение зависимости поведения животных от разных факторов - 1 час

Тема 1.23

Теория. Царство Животные. Отличительные особенности животных - 1 час.

Практика. Изучение пищевых предпочтений разных животных, составление пищевого рациона домашнего любимца - 1 час

Тема 1.24

Теория. Человек. Отличия человека от животных. Антропометрия. Физиометрия - 1 час.

Практика. Проведение антропометрических и физиометрических измерений человека - 1 час

Тема 1.25

Теория. Основы селекции - 1 час

Практика. Селекция животных и растений - 1 час

Тема 1.26

Теория. Внутренний мир человека - 1 час

Практика. Основные системы человека – строение, значение - 1 час.

Тема 1.27

Теория. Первая медицинская помощь - 1 час.

Практика. Оказание ПМП при различных травмах - 1 час

Тема 1.28

Теория. Физическое состояние человека - 1 час

Практика. - Определение физической работоспособности путем

- определения дыхательных возможностей организма человека.

- Определение ЖЕЛ по формуле.

- Определение индекса физического состояния организма - 1 час

Тема 1.29

Теория. ЗОЖ. Влияние вредных привычек на организм человека - 1 час.

Практика. Плакат о вредных привычках - 1 час

Тема 1.30

Теория. Основы генетики. Основы генетики - 1 час.

Практика. Решение элементарных задач по генетике. Решение элементарных задач по генетике - 1 час.

Тема 1.31

Теория. Биометеорология. Медицинская география - 1 час.

Практика. Определение влияния различных факторов, погодных и ландшафтных условий на здоровье человека - 1 час

«Экология края» (14 часов)

Тема 2.1

Теория. Красная книга Нижегородской области - 1 час.

Практика. Плакат о бережном отношении к живому миру - 1 час

Тема 2.2

Теория. Красная книга Нижегородской области (Ковернинский район) - 1 час

Практика. Составление книги растений и животных, занесенных в красную книгу Ковернинского района - 1 час

Тема 2.3

Теория. Загрязнение планеты - 1 час.

Практика. Загрязнения атмосферы, гидросферы, литосферы. Источники. Последствия - 1 час.

Тема 2.4

Теория. Проект «Лекарственные растения Нижегородской области Ковернинского округа» - 1 час

Практика. Создание папки «Лекарственные растения Нижегородской области Ковернинского округа» - 1 час

Тема 2.5

Теория. Экскурсия в парк Разумовского - 1 час

Практика. Изучение растительного и животного мира, слушание пение птиц, распознавание природных объектов по внешнему виду - 1 час

Тема 2.6

Теория. Экскурсия на Уткинское озеро - 1 час.

Практика. Изучение растительного и животного мира, слушание пение птиц, распознавание природных объектов по внешнему виду - 1 час

Тема 2.7

Теория. Выпуск биологической газеты «Естественные и искусственные экосистемы» - 1 час

Практика. Создание газеты о разнообразных экосистемах - 1 час.

Теория: Текущий контроль. Устный опрос (2 часа)

Промежуточная аттестация – 2 часа (Устный опрос и выполнение практических заданий).

Календарный учебный график







Каникулы:































30 октября -5 ноября – осенние каникулы






31 декабря – 8 января – зимние каникулы






1 июня – 31 августа – летние каникулы























Праздничные дни: 4 ноября, 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая

Промежуточная аттестация: 20-31 мая







Формы аттестации

Формы промежуточной аттестации и текущего контроля представлены в соответствии с «Положением о текущем контроле успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся».

Формы текущего контроля – устный опрос. Текущий контроль проводится в конце второй темы.

Формы промежуточной аттестации – устный опрос и выполнение практических заданий. Промежуточная аттестация проводится 1 раза в год – в мае. Форма оценки результатов текущего контроля - высокий, средний, низкий уровень. Форма оценки результатов промежуточной аттестации – пятибалльная система. Критерии оценки прописаны в разделе «Оценочные материалы» данной программы.


Оценочные материалы

Оценочные материалы модуля «Юный исследователь»

Материалы текущего контроля

Вариант I

1. В лаборатории пробовать вещества на вкус:

а) можно; б) нельзя; в) можно, если вещество съедобно.

2. Для проведения опытов можно брать вещества:

а) любые; б) знакомые; в) указанные учителем.

3. Для проведения опыта необходимо взять пробирку:

а) грязную, целую; б) сухую, целую; в) грязную, треснутую.

4. Все опыты проводить:

а) над столом; б) над тетрадью; в) над коленками.

5. После работы рабочее место необходимо:

а) привести в порядок; б) оставить без изменения; в) оставить убирать соседу.

6. Чтобы загасить спиртовку необходимо:

а) задуть её; б) полить водой; в) накрыть сбоку колпачком.

7. Перемешивать раствор в пробирке необходимо:

а) постукиванием по сосуду; б) совершая круговые движения сосудом;

в) стеклянной палочкой.

8. Горючим веществом для спиртовки является:

а) вода; б) спирт; в) керосин.

9. Наименьшее содержание веществ примесей

а) в морской воде б) в речной воде в) в водопроводной воде

г) в дистиллированной воде

10. Установите соответствие между процессом и явлением.

1) замерзание водоемов зимой - А 2) изменение окраски листьев деревьев осенью-

А; 3) плавление алюминия - Б

А – физические явления                Б – химические явления

11. Единицей строения и развития живых организмов является: 
а)клетка   б)особь

12. Недостаток витамина А приводит: а) к болезни глаз б) к болезни костей

13. В чём состоит отличие растений от всех других живых существ?

а) при дыхании поглощают кислород

б) растут на протяжении всей жизни

14.  Основным органом выделительной системы позвоночных животных являются

а) сердце б) почки в) кости

15. По типу питания грибы являются организмами

а)гетеротрофными         б)автотрофными

16. Органы дыхания рыб:

а) легкие,                                  б) кожа                              в) жабры.

17. Особенности кожи земноводных

а) сухая б ) влажная в) содержит много желёз

18. Кожа ящерицы а– голая; б – влажная; в – чешуйчатая, сухая;

19. У птиц различают следующие виды перьев:

а) контурные, пуховые, пух

б) контурные, маховые, контурные покровные, пуховые, пух.

20. Какой орган не относится к внутренним органам организма:

а) почки; б) сердце; в) кожа;

21. Кого называют пассивными курильщиками?

а) кто курит сигареты с фильтром б) кто дышит табачным дымом от других

22. Найди растение, которое занесено в Красную книгу:

а) лотос б) камыш

Вариант II

1. Во время практической работы принимать пищу:

а) можно; б) нельзя; в) можно с разрешения учителя.

2. Твёрдые вещества можно брать:

а) сухой ложкой для веществ; б) насыпать из сосуда; в) брать руками.

3. Избыток взятого жидкого вещества необходимо:

а) отлить в другую пробирку; б) отлить в раковину; в) отлить обратно в склянку.

4. Для определения запаха вещества необходимо:

а) поднести сосуд близко к лицу; б) направить рукой воздух от сосуда к носу;

в) поднести сосуд к носу соседа.

5. Для укрепления частей химических установок при выполнении опытов служит:

а) штатив; б) спиртовка; в) пробирка.

6. Спиртовку зажигают:

а) горящей спичкой; б) от другой спиртовки; в) зажигалкой.

7. Горючим веществом для спиртовки является:

а) вода; б) спирт; в) керосин.

8. Для переливания жидкости из посуды с широким горлом в посуду с узким горлом используют: а) воронку; б) стакан; в) пробирку.

9. Укажите физическое свойство воды:

а) голубой цвет б) имеет приятный запах в) температура плавления 4 °C

г) хороший растворитель

10. Установите соответствие между названием объекта и типом смеси

1) морская вода - А 3) смесь песка и поваренной соли - Б

2) воздух - А

А – однородная смесь Б – неоднородная смесь

11. Органические вещества:

а) жиры, белки, вода б) жиры, белки, углеводы

12. Отвар шиповника, зеленый лук, смородину рекомендуют при недостатке витамина:

а) А б)С в) Д

13. К вегетативному размножению не относят

а) размножение частями побега       б)  размножение семенами

14. Функцию опоры в теле позвоночных животных выполняет

а) наружный скелет б) внутренний скелет

15. Взаимовыгодные отношения между растением и грибом-это пример

а) симбиоза          б) паразитизма         в) хищничества

16. Основной функцией плавательного пузыря является… 

а) дыхание рыб под водой  б)  обеспечение плавучести рыб 

17. Выберите признаки характерные для лягушек

а) Обитают в воде и на суше размножаются в воде

б) Имеют постоянную температуру тела

18. К пресмыкающимся относятся

а – жабы; б – лягушки; в – змеи;

19. Что предохраняет птиц от перегревания?

а) кожа                  б) легкие                       в) воздушные мешки

20. Газообмен у человека при дыхании происходит:

а) в носовой полости; б) в гортани; в) в лёгких.

21. Систематическое употребление спиртных напитков на протяжении длительного времени, всегда сопровождающееся выраженным опьянением, это:

а)Алкоголизм; б) Алкогольное опьянение.

22. Найди зверя, который занесён в Красную книгу:

а) слон б) олень в) зубр


Критерии оценивания: Правильный ответ – 1 балл

22-20 баллов - Высокий уровень обученности

19-16 баллов - Средний уровень обученности

11-15 баллов - Низкий уровень обученности


Материалы промежуточной аттестации.

1. Устный опрос «Распознавание живого организма и их классификация, особенности строения, жизнедеятельности».

  1. Особенности строения грибов. Разнообразие грибов, значение.

  2. Особенности строения моховидных. Значение и применение кукушкина льна и сфагнума.

  3. Особенности строения папоротников.

  4. Особенности строения голосеменных .Значение и применение голосеменных

  5. Особенности строения покрытосеменных. Значение и применение покрытосеменных

  6. Приспособления у рыб к водной среде обитания. Значение и применение рыб

  7. Особенности внешнего строения земноводных. Разнообразие земноводных

  8. Особенности внешнего строения пресмыкающихся. Разнообразие пресмыкающихся

  9. Приспособление у птиц к полету. Разнообразие птиц. Значение птиц

  10. Особенности внешнего строения зверей. Значение млекопитающих


Обучающиеся выбирают один билет, на котором изображен один из объект живой природы – грибы, мхи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Отвечают на вопросы, относящиеся к выбранному объекту.

Критерии оценивания:

Высокий уровень – обучающийся точно определяет объект живой природы, отвечает на все вопросы полным ответом, оперирует дополнительным материалом – 5 баллов.

Средний уровень – обучающийся определяет объект живой природы, отвечает на вопросы с помощью педагога (действие по наводящим вопросам) - 4 балла.

Низкий уровень – обучающийся определяет объект живой природы, отвечает частично на вопросы с помощью педагога (действие по наводящим вопросам) – 3 балла.


  1. Выполнение практических заданий:

  1. Работа с микроскопом – приготовить микропрепарат кожицы лука. Соблюдение техники безопасности.

  1. Выполнение химического эксперимента – получение осадка, газа. Соблюдение техники безопасности.

Критерии оценивания:

Высокий уровень – обучающийся выполняет практические задания самостоятельно, свободно оперируя усвоенной теорией. Соблюдает ТБ– 5 баллов.

Средний уровень – обучающийся выполняет практические задания, периодически прибегая к помощи педагога (действие по наводящим вопросам). Соблюдает ТБ- 4 балла.

Низкий уровень – обучающийся выполняет практические задания с помощью педагога. Соблюдает ТБ– 3 балла.


Результаты промежуточной аттестации обучающихся в объединении

«Юный исследователь»

Дисциплина «Я – исследователь» модуль «Юный исследователь»

Дата проведения аттестации

Форма аттестации: устный опрос, выполнение практического задания.

Ф.И.О. педагога:

Ф. И. О

1. Устный опрос. баллы

2. Практическое задание. .Работа с микроскопом. баллы

3 Практическое задание. Выполнение химического эксперимента . баллы

Итого. баллы








Оценочные материалы модуля «Я исследователь»


Материалы текущего контроля

Вариант I

1. В лаборатории пробовать вещества на вкус:

а) можно; б) нельзя; в) можно, если вещество съедобно.

2. Для проведения опытов можно брать вещества:

а) любые; б) знакомые; в) указанные учителем.

3. Для проведения опыта необходимо взять пробирку:

а) грязную, целую; б) сухую, целую; в) грязную, треснутую.

4. Все опыты проводить:

а) над столом; б) над тетрадью; в) над коленками.

5. После работы рабочее место необходимо:

а) привести в порядок; б) оставить без изменения; в) оставить убирать соседу.

6. Чтобы загасить спиртовку необходимо:

а) задуть её; б) полить водой; в) накрыть сбоку колпачком.

7. Перемешивать раствор в пробирке необходимо:

а) постукиванием по сосуду; б) совершая круговые движения сосудом;

в) стеклянной палочкой.

8. Горючим веществом для спиртовки является:

а) вода; б) спирт; в) керосин.

9. Наименьшее содержание веществ примесей

1) в морской воде 2) в речной воде 3) в водопроводной воде

4) в дистиллированной воде

10. Установите соответствие между процессом и явлением.

1) замерзание водоемов зимой - А 2) изменение окраски листьев деревьев осенью- А

3) плавление алюминия - Б

А – физические явления                Б – химические явления

11. Единицей строения и развития живых организмов является: 
а)клетка б) популяция в)особь г) биогеоценоз.

12. Недостаток витамина А приводит: а) к болезни глаз б) к рахиту в) к цинге

13. В чём состоит отличие растений от всех других живых существ?

а) при дыхании поглощают кислород в) распространяются на новые территории

б) растут на протяжении всей жизни г) при дыхании выделяют углекислый газ

14.  Основным органом выделительной системы позвоночных животных являются а) сердце б) яичники в) почки г) кости

15. По типу питания грибы являются организмами

а)гетеротрофными         в)автотрофными

г)фотосинтезирующими      д)хемосинтезирующими

16. Органы дыхания рыб:

а) легкие,                                  б) кожа                              в) жабры.

17. Особенности кожи земноводных

а) сухая б) влажная в) содержит много желёз

г) покрыта чешуёй д) участвует в газообмене

18. Кожа ящерицы а – голая; б – влажная; в – чешуйчатая, сухая; г– покрыта слизью.

19. У птиц различают следующие виды перьев:

а) контурные, пуховые, пух;                    в) контурные, маховые, пуховые;

б) контурные, маховые, пух;                    г) контурные, маховые, контурные покровные, пуховые, пух.

20. Какой орган не относится к внутренним органам организма:

а) почки; б) сердце; в) кожа; г) желудок.

21. Кого называют пассивными курильщиками?

а) кто мало курит б) кто курит не в себя

в) кто курит сигареты с фильтром г) кто дышит табачным дымом от других

22. Найди растение, которое занесено в Красную книгу:

а) лотос б) осока в) камыш

Вариант II

1. Во время практической работы принимать пищу:

а) можно; б) нельзя; в) можно с разрешения учителя.

2. Твёрдые вещества можно брать:

а) сухой ложкой для веществ; б) насыпать из сосуда; в) брать руками.

3. Избыток взятого жидкого вещества необходимо:

а) отлить в другую пробирку; б) отлить в раковину; в) отлить обратно в склянку.

4. Для определения запаха вещества необходимо:

а) поднести сосуд близко к лицу; б) направить рукой воздух от сосуда к носу;

в) поднести сосуд к носу соседа.

5. Для укрепления частей химических установок при выполнении опытов служит:

а) штатив; б) спиртовка; в) пробирка.

6. Спиртовку зажигают:

а) горящей спичкой; б) от другой спиртовки; в) зажигалкой.

7. Горючим веществом для спиртовки является:

а) вода; б) спирт; в) керосин.

8. Для переливания жидкости из посуды с широким горлом в посуду с узким горлом используют: а) воронку; б) стакан; в) пробирку.

9. Укажите физическое свойство воды:

а) голубой цвет б) имеет приятный запах б) температура плавления 4 °C

4) хороший растворитель

10. Установите соответствие между названием объекта и типом смеси

1) морская вода - А 3) смесь песка и поваренной соли - Б

2) воздух - А

А – однородная смесь Б – неоднородная смесь

11. Органические вещества: а) жиры, белки, вода


б)жиры, белки, минеральные соли в) жиры, белки, углеводы
г) жиры, белки, поваренная соль

12. Отвар шиповника, зеленый лук, смородину рекомендуют при недостатке витамина: а) А б)В в)С г) Д

13. К вегетативному размножению не относят

а) размножение частями побега       в) размножение клубнями

б) размножение частями корня         г)  размножение семенами

14. Функцию опоры в теле позвоночных животных выполняет

а) наружный скелет в) внутренний скелет

б) покровы тела г) спинной мозг

15. Взаимовыгодные отношения между растением и грибом-это пример

а) симбиоза          б) паразитизма               в) конкуренции     г) хищничества

16. Основной функцией плавательного пузыря является… 

а)  переваривание пищи                            в) дыхание рыб под водой 

б)  обеспечение плавучести рыб 

17. Выберите признаки характерные для лягушек

а) Обитают в воде и на суше размножаются в воде

б) Обитают в воде и на суше размножаются на суше

в) Холоднокровные животные

г) Имеют голую кожу

д) Имеют постоянную температуру тела

18. К пресмыкающимся относятся

а – жабы; б – лягушки; в – змеи; г – тритоны.

19. Что предохраняет птиц от перегревания?

а) кожа                  б) легкие                      в) желудок                       г) воздушные мешки

20. Газообмен у человека при дыхании происходит:

а) в носовой полости; б) в гортани; в) в трахее; г) в лёгких.

21. Систематическое употребление спиртных напитков на протяжении длительного времени, всегда сопровождающееся выраженным опьянением, это:

а) Пьянство; б)Алкоголизм; в) Алкогольное опьянение.

г) Употребление какого количества алкоголя может привести к алкогольному отравлению.

22. Найди зверя, который занесён в Красную книгу:
а) слон б) олень в) зубр


Критерии оценивания: Правильный ответ – 1 балл

22-20 баллов - Высокий уровень обученности

19-16 баллов - Средний уровень обученности

11-15 баллов - Низкий уровень обученности


Материалы промежуточной аттестации

1. Устный опрос «Распознавание живого организма и их классификация, особенности строения, жизнедеятельности».

  1. Особенности строения грибов. Разнообразие грибов, значение.

  2. Особенности строения моховидных. Размножение мхов. Значение и применение кукушкина льна и сфагнума.

  3. Особенности строения папоротников. Размножение папоротников.

  4. Особенности строения голосеменных. Различие в мужских и женских шишках. Размножение голосеменных. Значение и применение голосеменных. Разнообразие голосеменных

  5. Особенности строения покрытосеменных. Строение цветка. Размножение покрытосеменных. Разнообразие покрытосеменных. Формула цветка. Значение и применение покрытосеменных

  6. Особенности строения рыб. Приспособления у рыб к водной среде обитания. Как узнать возраст рыбы. Размножение рыб. Разнообразие рыб. Значение и применение рыб

  7. Особенности внешнего строения земноводных. Разнообразие земноводных. Размножение земноводных

  8. Особенности внешнего строения пресмыкающихся. Места обитания пресмыкающихся. Разнообразие пресмыкающихся

  9. Особенности строения птиц. Приспособление у птиц к полету. Разнообразие птиц. Размножение птиц. Значение птиц

  10. Особенности внешнего строения зверей. Разнообразие млекопитающих. Значение млекопитающих


Обучающиеся выбирают один билет, на котором изображен один из объект живой природы – грибы, мхи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Отвечают на вопросы, относящиеся к выбранному объекту.

Критерии оценивания:

Высокий уровень – обучающийся точно определяет объект живой природы, отвечает на все вопросы полным ответом, оперирует дополнительным материалом – 5 баллов.

Средний уровень – обучающийся определяет объект живой природы, отвечает на вопросы с помощью педагога (действие по наводящим вопросам) - 4 балла.

Низкий уровень – обучающийся определяет объект живой природы, отвечает частично на вопросы с помощью педагога (действие по наводящим вопросам) – 3 балла.


2. Выполнение практических заданий:


  1. Работа с микроскопом – приготовить микропрепарат кожицы лука. Соблюдение техники безопасности.

  2. Выполнение химического эксперимента – получение осадка, газа. Соблюдение техники безопасности.


Критерии оценивания:

Высокий уровень – обучающийся выполняет практические задания самостоятельно, свободно оперируя усвоенной теорией. Соблюдает ТБ – 5 баллов

Средний уровень – обучающийся выполняет практические задания, периодически прибегая к помощи педагога (действие по наводящим вопросам). Соблюдает ТБ- 4 балла.

Низкий уровень – обучающийся выполняет практические задания с помощью педагога. Соблюдает ТБ – 3 балла.

Результаты промежуточной аттестации обучающихся в объединении

«Я - исследователь»

Дисциплина «Я – исследователь» модуль «Я - исследователь».

Дата проведения аттестации

Форма аттестации: устный опрос, выполнение практического задания.

Ф.И.О. педагога:

Ф. И. О

1. Устный опрос. баллы

2. Практическое задание. .Работа с микроскопом. баллы

3 Практическое задание. Выполнение химического эксперимента. баллы

Итого (баллы)























Методические материалы


Методические разработки занятий:

  1. Вода, её свойства. Минеральные воды.

  2. Жесткость воды.

  3. Физические и химические явления.

  4. Вода и здоровье человека. Природные и синтетические индикаторы.

  5. Жиры и углеводы.

  6. Чипсы, кока – кола и здоровье.

  7. Проблемы правильного питания. Пищевые добавки.

  8. Энергетическая ценность пищи.

  9. История открытия витаминов. Витамины водо – и жирорастворимые. Витамины А,В ,С , D, их значение, нахождение в продуктах. Авитаминоз. Витамины и возраст человека. Роль витаминов в жизни человека.

  10. Химия в быту. Мыла, СМС, зубные пасты, средства ухода за волосами, кожей.

  11. Дом, в котором «живут» химические элементы, или таблица химических элементов Д.И. Менделеева, жизнь и деятельность.

  12. Химия в природных явлениях.

  13. Воздух, которым мы дышим

  14. Чай, состав, свойства, физиология действия на организм человека

  15. Химия и лекарственные препараты.

  16. О пользе и вреде шоколада.

  17. Жевательная резинка, состав, воздействие на зубы.

  18. Косметика и химия. Лосьоны, духи, крема. Косметика и химия. Лосьоны, духи, крема.

  19. Азбука химчистки.

  20. Природные источники углеводородов, продукты их переработки, их роль в быту и промышленности Природные источники углеводородов, продукты их переработки, их роль в быту и промышленности

  21. Химические вещества – строительные материалы.

  22. Спички и бумага от истории до наших дней.

  23. Стеклоделие. История, значение и применение стекла.

  24. Керамика: от истории до наших дней.

  25. Консерванты и их «соседи». Запрещенные пищевые добавки в России.

  26. Среды обитания. Царства живой природы. Живые организмы, их приспособленность к средам обитания.

  27. Клетка – единица строения и жизнедеятельности организмов.

  28. Увеличительные приборы. Правила работы с увеличительными приборами.

  29. Основные процессы жизнедеятельности. Особенности процессов жизнедеятельности животных.

  30. Наблюдение за ростом, развитием комнатных растений.

  31. Фотосинтез. Опыты по изучению фотосинтеза, транспирации.

  32. Низшие растения. Водоросли. Мхи. Папоротники.

  33. Высшие растения. Голосеменные.

  34. Высшие растения. Покрытосеменные.

  35. Вегетативные органы растений

  36. Генеративные органы растений

  37. Основные систематические категории у растений.

  38. Царство Грибы. Отличительные особенности грибов.

  39. Основные систематические категории у животных

  40. Царство Животные. Разнообразие червей. Царство Животные. Разнообразие червей.

  41. Царство Животные. Моллюски

  42. Царство Животные. Разнообразие ракообразных.

  43. Царство Животные. Разнообразие Насекомых

  44. Царство Животные. Отличительные особенности класса рыбы

  45. Царство Животные. Отличительные особенности животных класс земноводные

  46. Царство Животные. Отличительные особенности животных класс пресмыкающиеся

  47. Царство Животные. Раздражимость. Наблюдение за животными в окружающей среде или за домашними животными.

  48. Царство Животные. Отличительные особенности животных.

  49. Основы селекции

  50. Основы генетики.

  51. Внутренний мир человека

  52. Первая медицинская помощь.

  53. Человек. Отличия человека от животных. Антропометрия. Физиометрия.

  54. Физическое состояние человека

  55. ЗОЖ. Влияние вредных привычек на организм человека.

  56. Биометеорология. Медицинская география.

  57. Красная книга Нижегородской области.

  58. Красная книга Нижегородской области (Ковернинский район)Царство Животные. Отличительные особенности животных класс птицы. Экологические группы птиц

  59. Загрязнение планеты.

  60. Проект «Лекарственные растения Нижегородской области Ковернинского округа»

  61. Выпуск биологической газеты «Естественные и искусственные экосистемы».


Организационно-педагогические условия

Оборудование

  1. Цифровая лаборатория по экологии (полевая)/США – 2 шт.

  2. Датчик влажности почвы - 1 шт.

  3. Беспроводной мультидатчик погоды, исследование окружающей среды – 1 шт.

  4. Датчик мутности воды (турбидиметр) – 1 шт.

  5. Беспроводной датчик электрической проводимости – 1 шт.

  6. Беспроводной датчик температуры – 1 шт.

  7. Беспроводной мультидатчик света и цвета (освещенность, УФ-А, УФ-В, RGB) – 1 шт.

  8. Беспроводной датчик содержания кислорода – 1 шт.

  9. Микроскоп школьный Эврика 40х-1280х с видеоокуляром в кейсе – 2 шт.

  10. Набор препаратов «Зоология» - 2 шт.

  11. Набор препаратов «Анатомия» - 1 шт.

  12. Набор препаратов «Ботаника» - 1 шт.

Лабораторное оборудование

  1. Штатив для пробирок

  2. Пробирки

  3. Химические стаканы

  4. Спиртовка

  5. Предметные стекла

  6. Покровные стекла

  7. Чашка Петри

  8. Пипетка

  9. Воронка

  10. Фильтровальная бумага

  11. Мерный цилиндр

  12. Колба плоскодонная

  13. Универсальная индикаторная бумага

  14. Весы электронные

  15. Держатели для пробирок

  16. Лупа

Реактивы

  1. Соляная кислота

  2. Серная кислота

  3. Гидроксид натрия

  4. Уксусная кислота

  5. Сульфат меди

  6. Хлорид бария

  7. Нитрат серебра

  8. Хлорид железа (2), (3)

  9. Карбонат натрия

  10. Карбонат кальция

Материально-технические условия реализации программы

1. Компьютер

2. Ноутбук

3. Принтер

4. Экран и мультимедийный проектор.

Информационное обеспечение реализации программы

1. Видеоролики

2. Информационные материалы Интернет-сайтов

3. Презентации

Список литературы

Литература для педагога:

  1. Конституция Российской Федерации.

2. Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 747 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

3. Указ Президента РФ от 02.07.2021 г. № 400 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

4. Указ Президента РФ от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению российских духовно-нравственных ценностей».

5. Указ Президента РФ от 29 мая 2017 года № 240 «Об объявлении в Российской Федерации десятилетия детства».

6. Федеральный закон от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации».

7. Федеральный закон от 28.12.2022 г. № 568 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

8. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

9. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации».

10. Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».

11. Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программы».

12. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".

13. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (с изменениями и дополнениями).

14. Приказ Минтруда России от 22.09.2021 N 652н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых".

15. Алексинский В.Н. “Занимательные опыты по химии”: Книга для учителя. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2019.

16. Аликберова Л.Ю. “Занимательная химия”: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2020.

  1. Вологдина Е.В., Малофеева Н.Н., Травина И.В./Живая природа./ Энциклопедии для любознательных. – М., 2020.

  2. Гроссе Э., Вайсмантель Х. «Химия для любознательных». -3-е изд.- Ленинград: «Химия», 2021.

  3. Дмитриева А.И., Ильина Л.В. «Наш дом – наш быт» - М.: «Знание», 2019.

  4. Носаль  М. А. Лекарственные растения. Способы их при­менения в народе/ М.А. Носаль,  И. М. Носаль. – Ленинград, 2010.

  5. Пол Даузвелл. /В мире животных./Энциклопедии для любознательных./ Харьков, Белгород,  2008.

  6. Юдин А.М., Сучков В.М. «Химия в быту». – М.: «Химия», 2019.

Литература для обучающихся:

  1. Большой атлас природы России: иллюстрированная эн­циклопедия для детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2019.

  2. Цеханская А.Ф., Стренков Д. Г. / Новый атлас животных. / Москва, 2019.

  3. Аликберова Л.Ю. “Занимательная химия”: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2020.

Литература для родителей:

  1. Аликберова Л.Ю. “Занимательная химия”: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2020.

  2. Юдин А.М., Сучков В.М. «Химия в быту». – М.: «Химия», 2019.

  3. Пол Даузвелл. /В мире животных./Энциклопедии для любознательных./ Харьков, Белгород,  2021.

Интернет-ресурсы:

https://solncesvet.ru

https://nsportal.ru/shkola/biologiya

http://center.fio.ru/method

http://www.altai.fio.ru/projects/group4/potok13/site/index.html

http://nrc.edu.ru/est/.

http://bio.1september.ru/.

http://www.ecosystema.ru/.

http://evolution.powernet.ru/.

http://www.biodiversity.ru/publications/.

http://dronisimo.chat.ru/homepage1/ob.htm

http://www.kozlenkoa.narod.ru/.

http://www.livt.net/index.htm.

http://macroevolution.narod.ru/

http://charles-darwin.narod.ru/

http://www.learnbiology.ru/

http://school.holm.ru/predmet/bio/

http://catalog.alledu.ru/predmet/bio/

http://www.npacific.ru/np/library/publikacii/tokranov1/titul.htm