Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования №29» г. Тула
Рабочая программа по курсу внеурочной
деятельности
«Я — исследователь»
4 класс
Составитель: Коваленко С.А.
учитель
начальных классов.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка. 3 стр.
Общая характеристика курса. 6 стр.
Описание места курса в учебном плане. 8 стр.
Описание ценностных ориентиров содержания курса. 9 стр.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса. 10 стр.
Содержание курса. 12 стр.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся........................................................14 стр.
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности. 16 стр.
Литература для учителя 17 стр.
Литература для обучающихся 18 стр.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Практика использования методов исследовательского обучения в учебном процессе современной школы находит всё большее применение. Учитель-новатор уже в начальной школе все чаще стремится предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск.
Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах.
Успех исследования во многом зависит от его организации.
Исследовательская деятельность способствует развитию познавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоя- тельные умозаключения. Недостаток фундаментальных знаний порой не по — зволяет детям правильно оценить результат своего исследования, особенно если результат получился отрицательным. Деликатная помощь педагога здесь необходима не только для того, чтобы выяснить возможные причины неудачи, но и для того чтобы убедить ребёнка не разочаровываться и продолжать исследование.
Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школь - ников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обо— значенная тема должны быть актуальными для ребёнка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами.
Итогом исследовательской работы и главным этапом обучения юного исследователя является выступление на детской конференции. В отличие от
«взрослой» конференции здесь необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого школьника. Все работы независимо от их качества необходимо по- хвалить, чтобы у детей возникло желание продолжать исследовательскую деятельность.
Цель программы: трансформация процесса развития интеллектуально—творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе самораз- вития.
Задачи программы:
KOB;
обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска;
— формирование у младших школьников и педагогов представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
Принципами построения курса являются:
-научность и системность;
—единство теории и практики;
- наглядность и доступность.
Основной метод обучения — метод проектов. В основе проекта лежит какая - то проблема. Чтобы ее решить, учащимся требуется не только знание языка, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний для решения данной проблемы.
Виды деятельности. Работа с научной и научно-популярной литературой, проведение бесед и дискуссий, экскурсий, ознакомление с методами научного исследования: наблюдением, экспериментом.
Формы занятий. Реализация программы предполагает обоснованное сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности. Предусмотрены как теоретические, так и практические занятия, подготовка учащихся к участию в олимпиаде, конкурсах по окружающему миру.
В соответствии с особенностями и целями применения разного рода заданий предлагается следующая структура занятия:
4
I Организационный момент. Распределение учащихся по группам. II Актуализация знаний. Сообщение темы, целей работы.
Практическая работа. Коллективные игры — исследования, мыслительные эксперименты, доклады, презентации.
Итог занятия.
Формы контроля усвоения материала:
Отчеты по практическим работам;
Самостоятельные творческие работы;
Доклад, презентация по интересующей их проблеме или самостоятельную экспериментальную работу.
Материал программы курса опирается на следующие понятия: Проблема исследования как категория предлагает исследование неизвестного в науке: что предстоит открыть, доказать, изучить с новых
ПОЗИЦИЙ.
Тема исследования отражает проблему в её характерных чертах. Удачная, чёткая в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной смысл, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом.
Актуальность выбранной темы обосновывает необходимость проведения исследования.
Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь.
Объект исследования — это область, в рамках которой ведётся исследование совокупностей связей, отношений и свойств как источника необходимой для исследования информации.
Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, он устанавливает границы научного поиска в каждом объекте.
Предмет всегда изучается в рамках какого - то объекта.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА KYPCA
Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д. , что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется
другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в
6
течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления.
В предлагаемой программе создана система заданий и задач, направленных на развитие исследовательских процессов у младших школьников с целью усиления их всестороннего развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами.
ОПИСАНИЕ МЕСТА KYPCA В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Kypc «Я - исследователь» изучается в 4 классе по одному часу в неделю.
Общий объём учебного времени составляет 34 часа.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Ценность истины — это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности — осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма — одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностными результатами изучения курса «Я — исследователь» является формирование следующих умений:
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Я — исследователь» является формирование универсальные учебных действий:
Регулятивные УУД:
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
-Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно- научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметными результатами изучения курса «Я — исследователь» является формирование следующих умений:
различать основные понятия: исследовательский поиск, способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.);
различать историю возникновения символов Тульской области, выдающихся землепроходцев и исследователей земли Тульской;
отличать особенности своего края, его растительный и животный мир;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4 класс (34 ч).
Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске. Развивать умения выявлять проблему, строить гипотезу. Изучить способы фиксации, получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.)
Культура мышления. Исследовательская работа по темам «Найди возможную причину событий», «Герой в моем воображении».
Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии. Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами»
Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов. Практическая работа «Эксперимент с магнитом и металлом».
История возникновения символов Тульской области (герб, флаг, гимн). Работа с литературой.
Выдающиеся туляки. Просмотр кинофильма.
Погода Тульской области. Работа с литературой.
Леса и равнины Тульской области. Работа с картой, атласом.
Полезные ископаемые Тульской области. Исследование и составление отчета о полезных ископаемых Тульской области.
Реки и озера Тульской области. Просмотр документального фильма.
История в названиях рек, озер Тульской области. Работа с литературными источниками.
Почвы и природные зоны Тульской области. Изучение взаимосвязи почв и природных зон. Составление текстов исследования.
Растительный мир родного края. Деревья и кустарники. Самые древние травы наших лесов. Мир грибов. Мир цветов, ягод и лекарственных растений. Работа с научно — познавательной литературой.
14. Дикорастущие растения нашего региона. Составление таблицы дикорастущих растений нашего региона.
15. Культурные растения нашего региона. Составление таблицы культурных растений нашего региона.
16. Грибы Тульской области. Защита докладов.
17. Влияние факторов среды на рост и развитие растений. Изучение литературы.
18. Животный мир нашего края. Млекопитающие. Птицы Тульского края. Земноводные, живущие на территории нашего края. Насекомые. Мир рыб.
19. Разнообразие зверей. Защита презентаций.
20. Местные виды птиц. Защита презентаций.
21. Разнообразие рыб. Защита проектов.
Редкие и исчезающие виды растений и животных нашего края. Просмотр документального фильма.
Экология Тульской области. Правила поведения в экосистеме. Изучение экологической проблемы и нахождение путей решение проблем экологии. Составление памятки помощи экологии Тульского края.
Презентация исследовательской работы (индивидуальная работа). Выступление с докладами и презентациями по итогам собственных исследований.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
4 класс.
Раздел | Тема | Кол-во часов | Основные виды деятельности |
Теоретические основы исследования | Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске Культура мышления Умение выявлять проблемы. Ассоциации аналоги Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов | 1 1 1 1 | Уметь выявлять проблемы, ассоциации и аналоги |
Проведение исследований | История возникновения символов Тульской области (герб, флаг, гимн) Выдающиеся земляки Погода Тульской области Леса и равнины Тульской области Полезные ископаемые Тульской области Реки и озера Тульской области История в названиях рек, озер Тульского края Почвы и природные зоны Тульской области Растительный мир родного края Дикорастущие растения нашего региона Культурные растения нашего региона Грибы Тульской области Влияние факторов среды на рост и развитие растений Животный мир нашего края Разнообразие зверей Местные виды птиц Разнообразие рыб Редкие и исчезающие виды растений и животных нашего края Экология Тульского края Презентация исследовательской работы (индивидуальная работа) | 1 3 1 1 2 2 2 2 2 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 3 | Знать историю соей области, её богатства, почвы, растительный и животный мир Понимать учебную задачу занятия и стремиться её выполнить. Уметь готовить презентацию индивидуально по теме занятия |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Наглядные пособия
натуральные живые пособия — комнатные растения;
коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
изобразительные наглядные пособия — таблицы;
географические карты;
предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи;
измерительные приборы: весы, термометры, сантиметровые линейки, мензурки;
лупы;
глобус;
компьютер;
проектор.
Литература для учителя:
Кривобок, Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся [Текст] / Е. В. Кривобок. — Волгоград: Изд-во Учитель, 2011. — 138 с.
Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. [Текст] / А. И. Савенков. - Самара: Изд-во Учебная литература, 2007. — 156 с.
Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. [Текст] / А. И. Савенков. - Самара: Изд-во Учебная литература, 2007. - 173 с.
Литература для обучающихся:
Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. 4кл. Учебник: Ч І. / М.:Просвещение, 2022.
Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. 4кл. Учебник: Ч
II. / М.:Просвещение, 2022.
Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне. М.: Просвещение, 2012.
Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель. М.: Просвещение, 2018.
18
2