МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА » ПОСЁЛКА НОВОПОКРОВКА
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Я волонтер»
Направленность: социально-гуманитарная
Уровень программы: ознакомительный
Возраст учащихся: 13-16 лет (7-11 класс)
Количество часов в неделю: 2
Срок реализации: 1 год (68 часа)
Автор-составитель:Избаева Ю.Р.-
учитель информатики
П.Новопокровка
2023 г.
I. Пояснительная записка
Рабочая программа волонтерского клуба «Я- волонтер!» составлена для обучающихся 5-11 классов общеобразовательной школы, с учетом специфики образовательной организации и контингента обучающихся. Занятия проходят во внеурочное время 1 раз в неделю. Программа рассчитан на 68 часов. Задания направлены на освоение теоретической базы волонтѐрского движения, а также их практической реализации. Практические занятия проводится в форме бесед, игр, проектов, интерактивов, тренингов. Данная программа опирается на следующие нормативные документы:
- Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
- Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р;
- приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)")
- Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей)
- СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Уставом МОУ «СОШ»п.Новопокровка.
Актуальность программы:
Волонтерство - институт воспитания Семейственности, Честности, Справедливости, Дружбы, Верности, Милосердия, Вдохновения, Ответственности, Созидательности, Терпимости, Трудолюбия, Умеренности, Добра.
Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в средней школе, так и к содержанию образования. Важнейшими проблемами воспитания является размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности. Новые формы вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения/
Волонтѐрское движение - одна из таких форм работы.
Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием.
И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.
Волонтерство (добровольничество) - единый акт или группа акций социально значимого характера (физическая, экономическая, социальная, культурная поддержка), символ солидарности, созидательная и созерцательная сила, направленная на сохранение и укрепление человеческих ценностей (потребность в мире, свободе, безопасности, справедливости), на реализацию прав и обязанностей граждан, изучение их личностного роста и осознание полного человеческого потенциала.
Цель: создать волонтерский клуб в школе.
Задачи:
воспитание у учащихся активной гражданской позиции,
формирование лидерских и нравственно-этических качеств,
чувства патриотизма и др.;
содействие всестороннему развитию учащихся;
поддержка инициатив обучающихся в реализации программ; профилактической и информационно-пропагандистской направленности;
вовлечение учащихся в проекты, связанные с оказанием конкретной помощи; социально незащищенным слоям населения, охраной окружающей среды и др.
включать обучающихся в активную школьную жизнь, создать благоприятную атмосферу для их социализации.
Группа/категория учащихся, для которых актуальная программа (возраст,
особенности):
Программа рассчитана на обучающихся 7-11 классов в возрасте 13-16 лет.
Форма обучения: очная, групповая
Объем программы: 68 часов
Срок освоения программы : 1 учебный год (34 недели) с периодичностью 2 раз в неделю продолжительностью 90 минут с перерывом.
Планируемые результаты освоения курса:
Личностные результаты освоения программы должны отражать :
гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных,
общественных, государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные результаты освоения программы:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей.
Предметные результаты.
В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования по предметной области «Общественные науки» говорится о том, что её изучение должно обеспечить:
сформированность мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, российской гражданской идентичности, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым Конституцией Российской Федерации;
понимание роли России в многообразном, быстро меняющемся глобальном мире;
сформированность навыков критического мышления, анализа и синтеза, умений оценивать и сопоставлять методы исследования, характерные для общественных наук;
формирование целостного восприятия всего спектра природных, экономических, социальных реалий;
сформированность умений обобщать, анализировать и оценивать информацию: теории, концепции, факты, имеющие отношение к общественному развитию и роли личности в нём, с целью проверки гипотез и интерпретации данных различных источников;
владение знаниями о многообразии взглядов и теорий по тематике общественных наук.
По итогам освоения курса учащиеся должны:
знать:
историю волонтерского движения;
права и обязанности волонтеров;
основные направления деятельности волонтерских отрядов;
основные формы работы волонтеров.
Обучающиеся будут уметь:
организовывать и проводить различные мероприятия для соответствующих категорий нуждающихся в помощи;
проводить здоровьесберегающие акции, направленные на формирование здоровых привычек;
проводить профилактическую работу в школьном учреждении;
аргументировано отстаивать свою позицию;
адекватно общаться с учащимися и взрослыми;
издавать агитационную печатную и видео продукцию;
формировать собственное портфолио;
принимать общечеловеческие ценности.
II.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Учебно – тематический план
№ п/п | Темы | Кол-во час. |
1. | Инструктаж | 6 |
2. | Возникновение и развитие волонтерского движения | 14 |
3. | Работа по направлению «Спортивное волонтерство» | 13 |
4. | Участие в акциях и конкурсах. | 17 |
5. | Пропаганда здорового образа жизни. | 8 |
6. | Благотворительная деятельность волонтера. Милосердие – души усердие. | 10 |
Итого | | 68 |
I. Ведение
1. Вводное занятие
Вводный инструктаж:
инструкция по охране труда для обучающихся;
инструкция по профилактике негативных ситуаций во дворе, на улицах, дома и в общественных местах.
инструкция по охране труда при проведении прогулок, туристических походов, экскурсий.
2. Возникновение и развитие волонтерского движения
выборы председателя, заместителя объединения;
изучение нормативно — правовых документов;
изучение основных документов: кодекса волонтёра (волонтёрской) деятельности;
основные понятия, термины.
установление контакта между детьми.
занятие «Знакомство. Узнаём друг друга».
игра «Круг знакомства».
занятие с элементами тренинга «Умеем ли мы общаться» для развития навыков конструктивного взаимодействия и психологической готовности к сотрудничеству.
3.Работа по направлению «Спортивное волонтерство»:
пропаганда ЗОЖ;
Разработка агитационных буклетов, памяток, рекомендаций, презентаций о здоровом питании,издание печатной и видеопродукции (листовки, плакаты, фотоальбомы, видео ролики и т.д.)
участие учащихся в школьных соревнованиях «День здоровья»;
4.Пропаганда здорового образа жизни.
Безопасность школьников в сети интернет(радиолинейка)
Вредные привычки - беседа для 1-4 классов с показом презентации, вручение буклетов.
Выставка рисунков «Мы – за ЗОЖ!»
«День здоровья!» - спортивное мероприятие.
Фотовыставка «Я выбираю спорт»
Выставка социальной рекламы «Мы говорим Наркотикам НЕТ»(9-11 кл.)
«Вперед мальчишки», «Вперед девчонки»Спортивный праздник.(1-11 кл.)
5.Участие в акциях и конкурсах.
Подготовка к акции: разработка памяток о вреде курения.
Всемирный день борьбы со СПИДом
Участие в молодежных волонтерских акциях районного, муниципального, всероссийского уровнях.
Рейды: «Внешний вид обучающихся». Проверка внешнего вида обучающихся.
Всероссийский проект ”Классные встречи”
Участие в школьных спортивных мероприятиях
Веселые старты”
Районная акция “Вахта Памяти”
Районная акция “Георгиевская ленточка”
Районная акция “Я читаю имена”
Общешкольный сбор макулатуры.
6. Благотворительная деятельность волонтера. Милосердие – души усердие.
Мотивационная встреча. Круглый стол
Старшие младшим – интерактив со старшеклассниками
Участие в акции «Свеча памяти»
Участие в акции «Бессметный полк»
Участие в акции «Спасибо деду за победу»
«Я помню, я горжусь» - акция- создание газеты ко дню Победы
Акция «Школа – дом второй» - сбор мусора напришкольном участке
Организовать оформление фотоальбома с активистами ученического самоуправления школы
Отчетный сбор волонтерского клуба«ЭКСТРИМ». Рефлексия
Календарно – учебный график
№ п/п | № в теме | Наименование разделов, темы занятия | Общее Кол-во часов | теория | практика |
Инструктаж (6 ч.) | |
1. | 1. | Инструкция по охране труда для обучающихся | 2 | 1 | 1 |
2. | 2. | Инструкция по профилактике негативных ситуаций во дворе, на улицах, дома и в общественных местах. | 1 | 1 | |
3. | 3. | Инструкция по пожарной безопасности | 1 | 1 | |
4. | 4. | Инструкция по охране труда при проведении прогулок, туристических походов, экскурсий. | 1 | 1 | |
5. | 5. | Инструкция по правилам безопасного поведения на дорогах и на транспорте. | 1 | | 1 |
Возникновение и развитие волонтерского движения . (14 ч.) | |
7. | 1. | Выборы председателя, заместителя объединения | 1 | 1 | |
8. | 2. | Изучение основных документов: кодекса волонтёра. | 2 | 1 | 1 |
9. | 3. | Основные понятия, термины. | 1 | 1 | |
10. | 4. | Установление контакта между детьми. | 2 | 1 | 1 |
11. | 5. | Занятие «Знакомство. Узнаём друг друга». | 1 | | 1 |
12. | 6. | Игра «Круг знакомства». | 1 | | 1 |
13. | 7. | Тесты на лидерские, организаторские способности. | 2 | 1 | 1 |
14. | 8. | Занятие «Учимся сотрудничать» | 2 | 1 | 1 |
15. | 9. | Занятие с элементами тренинга «Умеем ли мы общаться» для развития навыков конструктивного взаимодействия и психологической готовности к сотрудничеству. | 2 | 1 | 1 |
Работа по направлению « Спортивное волонтерство» (13 ч.) | |
20. | 1 | Пропаганда ЗОЖ. | 2 | 1 | 1 |
21. | 2. | Разработка агитационных буклетов, памяток, рекомендаций, презентаций о здоровом питании,издание печатной и видеопродукции (листовки, плакаты, фотоальбомы, видео ролики и т.д.) | 9 | 3 | 6 |
22. | 3. | Участие в школьных соревнования «День здоровья» | 2 | | 2 |
Участие в акциях и конкурсах . (17 ч.) | |
23. | 1. | Подготовка к акции: разработка памяток о вреде курения. | 2 | 1 | 1 |
24. | 2. | Всемирный день борьбы со СПИДом | 2 | 1 | 1 |
25. | 3. | Участие в молодежных волонтерских акциях районного, муниципального, всероссийского уровнях. | 2 | | 2 |
26. | 4. | Рейды: «Внешний вид обучающихся». Проверка внешнего вида обучающихся. | 2 | | 2 |
27. | 5. | Всероссийский проект ”Классные встречи” | 2 | | 2 |
28. | 6. | Участие в школьных спортивных мероприятиях Веселые старты | 1 | | |
29. | 7. | Районная акция “Вахта Памяти” | 2 | | 2 |
30. | 8. | Районная акция “Георгиевская ленточка” | 1 | | 1 |
31 | 9. | Районная акция “Я читаю имена” | 1 | 1 | |
32 | 10. | Общешкольный сбор макулатуры | 2 | | 2 |
Пропаганда здорового образа жизни. (8 ч.) | |
33. | 1. | Безопасность школьников в сети интернет(радиолинейка) | 1 | | 1 |
34. | 2. | Вредные привычки - беседа для 1-4 классов с показом презентации, вручение буклетов. | 1 | | 1 |
35. | 3. | Выставка рисунков «Мы – за ЗОЖ!» | 2 | 1 | 1 |
36. | 4. | «День здоровья!» - спортивное мероприятие. | 1 | | 1 |
37. | 5. | Фотовыставка «Я выбираю спорт» | 1 | | 1 |
38. | 6. | Выставка социальной рекламы «Мы говорим Наркотикам НЕТ»(9-11 кл.) | 1 | | 1 |
39. | 7. | «Вперед мальчишки», «Вперед девчонки» Спортивный праздник.(1-11 кл.) | 1 | | 1 |
Благотворительная деятельность волонтера. Милосердие – души усердие. (10 ч.) | |
40. | 1. | Мотивационная встреча. Круглый стол | 1 | | 1 |
41. | 2. | Старшие младшим – интерактив со старшеклассниками | 1 | 1 | |
42. | 3. | Участие в акции «Свеча памяти» | 1 | | 1 |
43. | 4. | Участие в акции «Бессметный полк» | 2 | | 2 |
44. | 5. | Участие в акции «Спасибо деду за победу» | 2 | 1 | 1 |
45. | 6. | «Я помню, я горжусь» - акция- создание газеты ко дню Победы | 1 | | 1 |
46. | 7. | Акция «Школа – дом второй» - сбор мусора на пришкольном участке | 1 | | 1 |
47. | 8. | Организовать оформление фотоальбома с активистами ученического самоуправления школы | 1 | | 1 |
48. | 9. | Отчетный сбор волонтерского клуба «ЭКСТРИМ». Рефлексия | 1 | 1 | |
| | ИТОГО: | | 23 | 45 |
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
3.1.На этапах освоения образовательной программы используются индивидуальные и групповые формы организации учебных занятий. Для достижения цели программы на занятиях используются технологии, способствующие творческому саморазвитию и профессиональному самоопределению обучающихся. Выбор методов обучения определяется возрастными особенностями подростков, особенностями образовательной программы и тематикой конкретного занятия.
В первую очередь используются типовое занятие, сочетающее в себе объяснение и практические упражнения с использованием дискуссий, обсуждения, мозгового штурма, познавательных и развивающих игр. В работе применяется самостоятельная работа учащихся (сбор информации о добровольчестве, портфолио, поиск социальных объектов, требующих помощи), Творческие практикумы и дела: участие в различных добровольческих акциях, подготовка и проведение учащимися различного рода мероприятий, разработка проектов добровольческих акций.
3.2.Формы контроля.
Для определения эффективности реализации программы предполагается использование следующих форм отслеживания образовательных результатов:
анализ результатов организации и проведения мероприятий, тестирований, практических заданий;
отчёт;
портфолио обучающихся;
личная книжка волонтёра.
в качестве форм фиксации образовательных результатов:
материалы анкетирования, тестирования, анализ;
фото и видеоотчеты, презентации по итогам социально-значимых мероприятий и общественно-
полезной деятельности;
3.3. Средства контроля:
Критерии и способы определения результативности:
Для определения ожидаемого результата проводится входящая диагностика (сентябрь), промежуточная аттестация (декабрь) и итоговая аттестация обучающихся ( май). Данные виды контроля позволят педагогу и обучающимся увидеть результаты своей деятельности, что создаст хороший психологический климат в коллективе, простимулируют развитие активной гражданской позиции молодого человека.
Методы отслеживания результативности:
педагогическое наблюдение;
опрос;
организация и участие в мероприятиях, конкурсах и акциях.
Для отслеживания личностных и метапредметных результатов освоения программы используются следующие методики: диагностика личностных способностей , диагностика уровня саморазвития, педагогическое наблюдение, анкетирование, организация и участие в мероприятиях, конкурсах и акциях.
IV. Организационно-педагогические условия реализации программы
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса педагога
1.Федеральный закон от 5 февраля 2018 г. № 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)".
2.Волонтерское движение в гражданско-патриотическом воспитании
студенческой молодежи / Л. И. Батюк [и др.] // Теория и практика физической культуры. – 2017. – № 9. – С. 97-98.
3.Егорова Е. А. Интернет-волонтерство как форма развития компетенций для новых видов деятельности педагогов // Современное образование: традиции и инновации. – 2017. – № 1. – С. 99-102.
4.Князева Е.А. Волонтерская работа - безвозмездная помощь нуждающимся // Социальная работа. - 2010. - №1.
5.Лутошкин А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива. М., 1978. 6.Скороходова О.И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. М., 1972.
7.Галеева Н. Формирование организаторских умений у школьников/ Воспитание школьников – 2008.
8.Куприянов Б.В. Детские общественные организации: сущность, особенности, формы //Внешкольник: дополнительное образование,30
9.Cоциальное, трудовое и художественное воспитание детей — 2007. — №4 (121)
Литература для обучающихся.
1. Белогуров С.Б. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления подростковой наркомании. / С.Б. Белогуров, В.Ю. Климович. – М., 2004. – 101 с.
2. Волохов А.В. Программа деятельности волонтёров детских общественных объединений в системе дополнительного образования / А.В. Волохов, М.Р. Мирошкина, И.И. Фришман. – М.: Перспектива, 2011.
3. Кулинич Г.Г. Вредные привычки. Профилактика зависимостей/ Г.Г. Кулинич – М, 2008. – 272 с.
4. Макеева А.Г. Помогая другим, помогаю себе / А.Г. Макеева; под ред. М.М. Безруких; М-во образования Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2003. – 48 с.
5. Настольная книга лидера: из опыта работы штаба «Беспокойные сердца». / Сост. Г.В. Каледа. – Самара: ООО Офорт, 2008. – 211 с.
6. «Переходи на зелёное»: Методическое пособие по волонтёрству в экологической сфере. – М.: Эка, 2012. – 28 с.
7. Тетерский С.В. «Качели времени» и теория позитивного будущего. Научнометодическое пособие. Серия «Форсайт: известное будущее для счастливого настоящего»/ С.В. Тетерский, Н.Ю. Бубенкова, П.О. Бубенков, Е.О. Казаков, и др; под ред. С. В. Тетерского. – М.: АНО ДИМСИ и МФК «Мотиватор24», 2013. – 65 с.
8. Тетерский С.В. Как заглянуть в свое завтра: Инновационный учебник в комиксах/ С.В. Тетерский. – М.: Триумф, 2011. – 108 с.
9. Тимонин А.И. Сборник игр «Хочу быть лидером»/ А.И. Тимонин– Н. Новгород, 2008. – 65 с.
Интернет-источники:
1.Ильина, И. Волонтерство в России - http://www.isovet.ru/;
2.Практическое руководство для начинающих волонтеров
http://www.charite.org.ua/viewtopic.php?t=82;
Доброволец: Делать добро проще, чем кажется - http://www.dobrovolno.ru