СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Я волонтёр"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа волонтерского клуба «Я- волонтер!» составлена для обучающихся 5-11 классов общеобразовательной школы, с учетом специфики образовательной организации и контингента обучающихся. Занятия проходят во внеурочное время 1 раз в неделю. Программа рассчитан на 68 часов. Задания направлены на освоение теоретической базы волонтѐрского движения, а также их практической реализации. Практические занятия проводится в форме бесед, игр, проектов, интерактивов, тренингов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Я волонтёр"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА » ПОСЁЛКА НОВОПОКРОВКА








ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Я волонтер»


Направленность: социально-гуманитарная

Уровень программы: ознакомительный

Возраст учащихся: 13-16 лет (7-11 класс)

Количество часов в неделю: 2

Срок реализации: 1 год (68 часа)







Автор-составитель:Избаева Ю.Р.-

учитель информатики














П.Новопокровка

2023 г.

I. Пояснительная записка

Рабочая программа волонтерского клуба «Я- волонтер!» составлена для обучающихся 5-11 классов общеобразовательной школы, с учетом специфики образовательной организации и контингента обучающихся. Занятия проходят во внеурочное время 1 раз в неделю. Программа рассчитан на 68 часов. Задания направлены на освоение теоретической базы волонтѐрского движения, а также их практической реализации. Практические занятия проводится в форме бесед, игр, проектов, интерактивов, тренингов. Данная программа опирается на следующие нормативные документы:

- Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ;

- Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р;

- приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)")

- Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей)

- СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";

- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

- Уставом МОУ «СОШ»п.Новопокровка.

Актуальность программы:

Волонтерство - институт воспитания Семейственности, Честности, Справедливости, Дружбы, Верности, Милосердия, Вдохновения, Ответственности, Созидательности, Терпимости, Трудолюбия, Умеренности, Добра.


Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в средней школе, так и к содержанию образования. Важнейшими проблемами воспитания является размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности. Новые формы вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения/

Волонтѐрское движение - одна из таких форм работы.

Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием.

И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.

Волонтерство (добровольничество) - единый акт или группа акций социально значимого характера (физическая, экономическая, социальная, культурная поддержка), символ солидарности, созидательная и созерцательная сила, направленная на сохранение и укрепление человеческих ценностей (потребность в мире, свободе, безопасности, справедливости), на реализацию прав и обязанностей граждан, изучение их личностного роста и осознание полного человеческого потенциала.


Цель: создать волонтерский клуб в школе.

Задачи:

воспитание у учащихся активной гражданской позиции,

формирование лидерских и нравственно-этических качеств,

чувства патриотизма и др.;

содействие всестороннему развитию учащихся;

поддержка инициатив обучающихся в реализации программ; профилактической и информационно-пропагандистской направленности;

вовлечение учащихся в проекты, связанные с оказанием конкретной помощи; социально незащищенным слоям населения, охраной окружающей среды и др.

включать обучающихся в активную школьную жизнь, создать благоприятную атмосферу для их социализации.


Группа/категория учащихся, для которых актуальная программа (возраст,

особенности):

Программа рассчитана на обучающихся 7-11 классов в возрасте 13-16 лет.


Форма обучения: очная, групповая

Объем программы: 68 часов


Срок освоения программы : 1 учебный год (34 недели) с периодичностью 2 раз в неделю продолжительностью 90 минут с перерывом.


Планируемые результаты освоения курса:

Личностные результаты освоения программы должны отражать :

  • гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

  • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;

  • готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

  • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

  • навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

  • эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

  • осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных,

  • общественных, государственных, общенациональных проблем.

Метапредметные результаты освоения программы:

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

  • умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

  • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей.

Предметные результаты.

В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования по предметной области «Общественные науки» говорится о том, что её изучение должно обеспечить:

  • сформированность мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, российской гражданской идентичности, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым Конституцией Российской Федерации;

  • понимание роли России в многообразном, быстро меняющемся глобальном мире;

  • сформированность навыков критического мышления, анализа и синтеза, умений оценивать и сопоставлять методы исследования, характерные для общественных наук;

  • формирование целостного восприятия всего спектра природных, экономических, социальных реалий;

  • сформированность умений обобщать, анализировать и оценивать информацию: теории, концепции, факты, имеющие отношение к общественному развитию и роли личности в нём, с целью проверки гипотез и интерпретации данных различных источников;

  • владение знаниями о многообразии взглядов и теорий по тематике общественных наук.

По итогам освоения курса учащиеся должны:

знать:

  • историю волонтерского движения;

  • права и обязанности волонтеров;

  • основные направления деятельности волонтерских отрядов;

  • основные формы работы волонтеров.


Обучающиеся будут уметь:

  • организовывать и проводить различные мероприятия для соответствующих категорий нуждающихся в помощи;

  • проводить здоровьесберегающие акции, направленные на формирование здоровых привычек;

  • проводить профилактическую работу в школьном учреждении;

  • аргументировано отстаивать свою позицию;

  • адекватно общаться с учащимися и взрослыми;

  • издавать агитационную печатную и видео продукцию;

  • формировать собственное портфолио;

  • принимать общечеловеческие ценности.




II.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Учебно тематический план


№ п/п

Темы

Кол-во час.

1.

Инструктаж

6

2.

Возникновение и развитие волонтерского движения

14

3.

Работа по направлению «Спортивное волонтерство»

13

4.

Участие в акциях и конкурсах.

17

5.

Пропаганда здорового образа жизни.

8

6.

Благотворительная деятельность волонтера. Милосердие –

души усердие.

10

Итого


68


I. Ведение

1. Вводное занятие

Вводный инструктаж:

 инструкция по охране труда для обучающихся;

 инструкция по профилактике негативных ситуаций во дворе, на улицах, дома и в общественных местах.

 инструкция по охране труда при проведении прогулок, туристических походов, экскурсий.

2. Возникновение и развитие волонтерского движения

 выборы председателя, заместителя объединения;

 изучение нормативно — правовых документов;

 изучение основных документов: кодекса волонтёра (волонтёрской) деятельности;

 основные понятия, термины.

 установление контакта между детьми.

 занятие «Знакомство. Узнаём друг друга».

 игра «Круг знакомства».

 занятие с элементами тренинга «Умеем ли мы общаться» для развития навыков конструктивного взаимодействия и психологической готовности к сотрудничеству.


3.Работа по направлению «Спортивное волонтерство»:

 пропаганда ЗОЖ;

 Разработка агитационных буклетов, памяток, рекомендаций, презентаций о здоровом питании,издание печатной и видеопродукции (листовки, плакаты, фотоальбомы, видео ролики и т.д.)

 участие учащихся в школьных соревнованиях «День здоровья»;


4.Пропаганда здорового образа жизни.

 Безопасность школьников в сети интернет(радиолинейка)

 Вредные привычки - беседа для 1-4 классов с показом презентации, вручение буклетов.

 Выставка рисунков «Мы – за ЗОЖ!»

 «День здоровья!» - спортивное мероприятие.

 Фотовыставка «Я выбираю спорт»

 Выставка социальной рекламы «Мы говорим Наркотикам НЕТ»(9-11 кл.)

 «Вперед мальчишки», «Вперед девчонки»Спортивный праздник.(1-11 кл.)


5.Участие в акциях и конкурсах.


 Подготовка к акции: разработка памяток о вреде курения.

 Всемирный день борьбы со СПИДом

 Участие в молодежных волонтерских акциях районного, муниципального, всероссийского уровнях.

 Рейды: «Внешний вид обучающихся». Проверка внешнего вида обучающихся.

 Всероссийский проект ”Классные встречи”

 Участие в школьных спортивных мероприятиях

 Веселые старты”

Районная акция “Вахта Памяти”

Районная акция “Георгиевская ленточка”

Районная акция “Я читаю имена”

Общешкольный сбор макулатуры.


6. Благотворительная деятельность волонтера. Милосердие души усердие.


 Мотивационная встреча. Круглый стол

 Старшие младшим – интерактив со старшеклассниками

 Участие в акции «Свеча памяти»

 Участие в акции «Бессметный полк»

 Участие в акции «Спасибо деду за победу»

 «Я помню, я горжусь» - акция- создание газеты ко дню Победы

 Акция «Школа – дом второй» - сбор мусора напришкольном участке

 Организовать оформление фотоальбома с активистами ученического самоуправления школы

 Отчетный сбор волонтерского клуба«ЭКСТРИМ». Рефлексия





Календарно учебный график

п/п

в теме

Наименование разделов, темы занятия

Общее

Кол-во

часов

теория

практика

Инструктаж (6 ч.)


1.

1.

Инструкция по охране труда для обучающихся

2

1

1

2.

2.

Инструкция по профилактике негативных ситуаций во дворе, на улицах, дома и в общественных местах.

1

1


3.

3.

Инструкция по пожарной безопасности

1

1


4.

4.

Инструкция по охране труда при проведении прогулок, туристических походов, экскурсий.

1

1


5.

5.

Инструкция по правилам безопасного поведения на дорогах и на транспорте.

1


1

Возникновение и развитие волонтерского движения . (14 ч.)


7.

1.

Выборы председателя, заместителя объединения

1

1


8.

2.

Изучение основных документов: кодекса волонтёра.

2

1

1

9.

3.

Основные понятия, термины.

1

1


10.

4.

Установление контакта между детьми.

2

1

1

11.

5.

Занятие «Знакомство. Узнаём друг друга».

1


1

12.

6.

Игра «Круг знакомства».

1


1

13.

7.

Тесты на лидерские, организаторские способности.

2

1

1

14.

8.

Занятие «Учимся сотрудничать»

2

1

1

15.

9.

Занятие с элементами тренинга «Умеем ли мы общаться» для развития навыков конструктивного взаимодействия и психологической готовности к сотрудничеству.

2

1

1

Работа по направлению

« Спортивное волонтерство» (13 ч.)


20.

1

Пропаганда ЗОЖ.

2

1

1

21.

2.

Разработка агитационных буклетов, памяток, рекомендаций, презентаций о здоровом питании,издание печатной и видеопродукции (листовки, плакаты, фотоальбомы, видео ролики и т.д.)

9

3

6

22.

3.

Участие в школьных соревнования «День здоровья»

2


2

Участие в акциях и конкурсах . (17 ч.)


23.

1.

Подготовка к акции: разработка памяток о вреде курения.

2

1

1

24.

2.

Всемирный день борьбы со СПИДом

2

1

1

25.

3.

Участие в молодежных волонтерских акциях районного, муниципального, всероссийского уровнях.

2


2

26.

4.

Рейды: «Внешний вид обучающихся». Проверка внешнего вида обучающихся.

2


2

27.

5.

Всероссийский проект ”Классные встречи”

2


2

28.

6.

Участие в школьных спортивных мероприятиях

Веселые старты


1




29.

7.

Районная акция “Вахта Памяти”

2


2

30.

8.

Районная акция “Георгиевская ленточка”

1


1

31

9.

Районная акция “Я читаю имена”

1

1


32

10.

Общешкольный сбор макулатуры

2


2

Пропаганда здорового образа жизни. (8 ч.)


33.

1.

Безопасность школьников в сети интернет(радиолинейка)


1


1

34.

2.

Вредные привычки - беседа для 1-4 классов с

показом презентации, вручение буклетов.

1


1

35.

3.

Выставка рисунков «Мы – за ЗОЖ!»


2

1

1

36.

4.

«День здоровья!» - спортивное мероприятие.

1


1

37.

5.

Фотовыставка «Я выбираю спорт»

1


1

38.

6.

Выставка социальной рекламы «Мы говорим Наркотикам НЕТ»(9-11 кл.)

1


1

39.

7.

«Вперед мальчишки», «Вперед девчонки»

Спортивный праздник.(1-11 кл.)

1


1

Благотворительная деятельность волонтера. Милосердие души усердие.

(10 ч.)


40.

1.

Мотивационная встреча. Круглый стол

1


1

41.

2.

Старшие младшим – интерактив со

старшеклассниками

1

1


42.

3.

Участие в акции «Свеча памяти»

1


1

43.

4.

Участие в акции «Бессметный полк»

2


2

44.

5.

Участие в акции «Спасибо деду за победу»

2

1

1

45.

6.

«Я помню, я горжусь» - акция- создание

газеты ко дню Победы

1


1

46.

7.

Акция «Школа – дом второй» - сбор мусора на

пришкольном участке

1


1

47.

8.

Организовать оформление фотоальбома с активистами ученического самоуправления школы

1


1

48.

9.

Отчетный сбор волонтерского клуба

«ЭКСТРИМ». Рефлексия

1

1




ИТОГО:


23

45



  1. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

3.1.На этапах освоения образовательной программы используются индивидуальные и групповые формы организации учебных занятий. Для достижения цели программы на занятиях используются технологии, способствующие творческому саморазвитию и профессиональному самоопределению обучающихся. Выбор методов обучения определяется возрастными особенностями подростков, особенностями образовательной программы и тематикой конкретного занятия.

В первую очередь используются типовое занятие, сочетающее в себе объяснение и практические упражнения с использованием дискуссий, обсуждения, мозгового штурма, познавательных и развивающих игр. В работе применяется самостоятельная работа учащихся (сбор информации о добровольчестве, портфолио, поиск социальных объектов, требующих помощи), Творческие практикумы и дела: участие в различных добровольческих акциях, подготовка и проведение учащимися различного рода мероприятий, разработка проектов добровольческих акций.

3.2.Формы контроля.

Для определения эффективности реализации программы предполагается использование следующих форм отслеживания образовательных результатов:

 анализ результатов организации и проведения мероприятий, тестирований, практических заданий;

 отчёт;

 портфолио обучающихся;

 личная книжка волонтёра.

 в качестве форм фиксации образовательных результатов:

 материалы анкетирования, тестирования, анализ;

 фото и видеоотчеты, презентации по итогам социально-значимых мероприятий и общественно-

полезной деятельности;


3.3. Средства контроля:

Критерии и способы определения результативности:

Для определения ожидаемого результата проводится входящая диагностика (сентябрь), промежуточная аттестация (декабрь) и итоговая аттестация обучающихся ( май). Данные виды контроля позволят педагогу и обучающимся увидеть результаты своей деятельности, что создаст хороший психологический климат в коллективе, простимулируют развитие активной гражданской позиции молодого человека.

 Методы отслеживания результативности:

 педагогическое наблюдение;

 опрос;

 организация и участие в мероприятиях, конкурсах и акциях.


Для отслеживания личностных и метапредметных результатов освоения программы используются следующие методики: диагностика личностных способностей , диагностика уровня саморазвития, педагогическое наблюдение, анкетирование, организация и участие в мероприятиях, конкурсах и акциях.


IV. Организационно-педагогические условия реализации программы


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса педагога


1.Федеральный закон от 5 февраля 2018 г. № 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)".

2.Волонтерское движение в гражданско-патриотическом воспитании

студенческой молодежи / Л. И. Батюк [и др.] // Теория и практика физической культуры. – 2017. – № 9. – С. 97-98.

3.Егорова Е. А. Интернет-волонтерство как форма развития компетенций для новых видов деятельности педагогов // Современное образование: традиции и инновации. – 2017. – № 1. – С. 99-102.

4.Князева Е.А. Волонтерская работа - безвозмездная помощь нуждающимся // Социальная работа. - 2010. - №1.

5.Лутошкин А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива. М., 1978. 6.Скороходова О.И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. М., 1972.

7.Галеева Н. Формирование организаторских умений у школьников/ Воспитание школьников – 2008.

8.Куприянов Б.В. Детские общественные организации: сущность, особенности, формы //Внешкольник: дополнительное образование,30

9.Cоциальное, трудовое и художественное воспитание детей — 2007. — №4 (121)

Литература для обучающихся.

1. Белогуров С.Б. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления подростковой наркомании. / С.Б. Белогуров, В.Ю. Климович. – М., 2004. – 101 с.

2. Волохов А.В. Программа деятельности волонтёров детских общественных объединений в системе дополнительного образования / А.В. Волохов, М.Р. Мирошкина, И.И. Фришман. – М.: Перспектива, 2011.

3. Кулинич Г.Г. Вредные привычки. Профилактика зависимостей/ Г.Г. Кулинич – М, 2008. – 272 с.

4. Макеева А.Г. Помогая другим, помогаю себе / А.Г. Макеева; под ред. М.М. Безруких; М-во образования Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2003. – 48 с.

5. Настольная книга лидера: из опыта работы штаба «Беспокойные сердца». / Сост. Г.В. Каледа. – Самара: ООО Офорт, 2008. – 211 с.

6. «Переходи на зелёное»: Методическое пособие по волонтёрству в экологической сфере. – М.: Эка, 2012. – 28 с.

7. Тетерский С.В. «Качели времени» и теория позитивного будущего. Научнометодическое пособие. Серия «Форсайт: известное будущее для счастливого настоящего»/ С.В. Тетерский, Н.Ю. Бубенкова, П.О. Бубенков, Е.О. Казаков, и др; под ред. С. В. Тетерского. – М.: АНО ДИМСИ и МФК «Мотиватор24», 2013. – 65 с.

8. Тетерский С.В. Как заглянуть в свое завтра: Инновационный учебник в комиксах/ С.В. Тетерский. – М.: Триумф, 2011. – 108 с.

9. Тимонин А.И. Сборник игр «Хочу быть лидером»/ А.И. Тимонин– Н. Новгород, 2008. – 65 с.


Интернет-источники:


1.Ильина, И. Волонтерство в России - http://www.isovet.ru/;

2.Практическое руководство для начинающих волонтеров 

http://www.charite.org.ua/viewtopic.php?t=82;

Доброволец: Делать добро проще, чем кажется - http://www.dobrovolno.ru