МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Кагальницкий район
МБОУ Вильямсская СОШ № 3
РАССМОТРЕНО
методическим объединением
учителей начальных классов
______________ О.А. Фера
УТВЕРЖДЕНО
директор МБОУ Вильямсской СОШ№3
______________Н.И. Ермакова
Протокол № Приказ №
от "___" __________ 2022 г. от "___"_____________ 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 2680891)
учебного предмета
«Окружающий мир»
для 2 класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Фера Ольга Анатольевна
учитель начальных классов
ст. Кировская 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные документы
1.Закон 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании Российской Федерации»
2.Приказ Министерства Просвещения РФ № 286 от 31 мая 2021 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
3.Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания протокол 1/22 от 18.03.2022 г.).
4.Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. N 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями от: 8 июня, 28 декабря 2015 г., 26 января, 21 апреля, 29 декабря 2016 г., 8, 20 июня, 5 июля 2017 г.
5.Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ Вильямсской СОШ №3 (приказ от________№_____________)
6. Авторская программа по окружающему миру 2 класса авторов: А.А. Плешаков., Москва., изд. Просвещение, 2014г./
7.Учебный план начального общего образования МБОУ Вильямсской СОШ №3 , утвержденного приказов от ____________№________
8.Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год (приказ от ______№____).
9. Положения о рабочей программе педагогических работников МБОУ Вильямсской СОШ №3 ( приказ от___________№_____).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») включает: пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками; место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому
планированию.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения во 2 классе начальной школы. Содержание обучения во 2 классе завершатся перечнем универсальных учебных действий (УДД) - познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно
формировать средствами учебного предмета «Окружающий мир» с учётом возрастных особенностей младших школьников. В первом классе предлагается пропедевтический уровень формирования УУД, поскольку становление универсальности действий на этом этапе обучения только начинается. С учётом того, что выполнение правил совместной деятельности строится на интеграции регулятивных (определенные волевые усилия, саморегуляция, самоконтроль, проявление терпения и доброжелательности при налаживании отношений) и коммуникативных (способность вербальными средствами устанавливать взаимоотношения) универсальных учебных действий, их перечень дан в специальном разделе — «Совместная деятельность».
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за второй год обучения в начальной школе. В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам содержания обучения 2 класса, а также раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика деятельностей, которые целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы. Представлены также способы организации дифференцированного обучения.
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне 2 класса начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, Примерной программы воспитания, а также с учётом историко-культурного стандарта.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детей младшего школьного возраста и направлено на достижение следующих целей:
— Формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно этических понятий, представленных в содержании данного учебного предмета.
— Развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности.
— Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям народов РФ; освоение младшими школьниками мирового
культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме; обогащение духовного богатства обучающихся.
— Развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа»,«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержания курса«Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
— раскрытие роли человека в природе и обществе;
— освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа»,«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный предмет «Окружающий мир» входит в предметную область «Обществознание и естествознание», является обязательным для изучения и преподаётся в начальной школе с 1 по 4 класс включительно.
В учебном плане МБОУ Вильямсской СОШ №3 на 2022-2023 уч.год для обязательного изучения учебного предмета окружающий мир на уровне начального общего образования во 2 классе предусмотрено 68 часов в год (2 часа в неделю) для общеобразовательного класса, в соответствии с календарным учебным графиком МБОУ Вильямсской СОШ №3 на 2022-2023 уч.г. запланировано 68 часов в год
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек и общество
Наша Родина — Россия, Российская Федерация Россия и её столица на карте. Государственные символы России. Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Города России. Россия — многонациональное государство. Народы России, их традиции, обычаи, праздники. Родной край, его природные и культурные достопримечательности. Значимые события истории родного края. Свой регион и его главный город на карте; символика своего региона.
Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в жизни человека и общества.
Семья. Семейные ценности и традиции. Родословная. Составление схемы родословного древа, истории семьи.
Правила культурного поведения в общественных местах. Доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мнению и особенностям других людей — главные правила взаимоотношений членов общества.
Человек и природа
Методы познания природы: наблюдения, опыты, измерения. Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты. Чем Земля отличается от других планет; условия жизни на Земле.
Изображения Земли: глобус, карта, план. Карта мира. Материки, океаны. Определение сторон горизонта при помощи компаса. Ориентирование на местности по местным природным признакам, Солнцу. Компас, устройство; ориентирование с помощью компаса.
Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни растений. Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся: общая характеристика внешних признаков. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни животных.
Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги.
Заповедники, природные парки. Охрана природы. Правила нравственного поведения на природе.
Правила безопасной жизни
Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной активности) и рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион питания).
Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепленияздоровья. Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приёмах пищи и на пришкольной территории), в быту, на прогулках. Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро (ожидание на остановке, посадка, размещение в салоне или вагоне, высадка, знаки безопасности на общественном транспорте). Номера телефонов экстренной помощи.
Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в Интернете (коммуникация в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет.
Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень)
Познавательные универсальные учебные действия:
— ориентироваться в методах познания природы (наблюдение, опыт, сравнение, измерение);
— на основе наблюдения определять состояние вещества (жидкое, твёрдое, газообразное);
— различать символы РФ;
— различать деревья, кустарники, травы; приводить примеры (в пределах изученного);
— группировать растения: дикорастущие и культурные; лекарственные и ядовитые (в пределах изученного);
— различать прошлое, настоящее, будущее.
Работа с информацией:
— различать информацию, представленную в тексте, графически, аудиовизуально;
— читать информацию, представленную в схеме, таблице;
— используя текстовую информацию, заполнять таблицы; дополнять схемы;
— соотносить пример (рисунок, предложенную ситуацию) со временем протекания.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
1. ориентироваться в терминах (понятиях), соотносить их с краткой характеристикой:
— понятия и термины, связанные с социальным миром (индивидуальность человека, органы чувств, жизнедеятельность; поколение, старшее поколение, культура поведения; Родина, столица, родной край, регион);
— понятия и термины, связанные с миром природы (среда обитания, тело, явление, вещество; заповедник);
— понятия и термины, связанные с организацией своей жизни и охраны здоровья (режим, правильное питание, закаливание, безопасность, опасная ситуация);
2. описывать условия жизни на Земле, отличие нашей планеты от других планет Солнечной системы;
3. создавать небольшие описания на предложенную тему (например, «Моя семья», «Какие бывают профессии?», «Что «умеют» органы чувств?», «Лес — природное сообщество» и др.);
4. создавать высказывания-рассуждения (например, признаки животного и растения как живого существа; связь изменений в живой природе с явлениями неживой природы);
5. приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу России (на примере своей местности);
6. описывать современные события от имени их участника.
Регулятивные универсальные учебные действия:
— следовать образцу, предложенному плану и инструкции при решении учебной задачи;
— контролировать с небольшой помощью учителя последовательность действий по решению учебной задачи;
— оценивать результаты своей работы, анализировать оценку учителя и одноклассников, спокойно, без обид принимать советы и замечания.
Совместная деятельность:
— строить свою учебную и игровую деятельность, житейские ситуации в соответствии с правилами поведения, принятыми в обществе;
— оценивать жизненные ситуации с точки зрения правил поведения, культуры общения, проявления терпения и уважения к собеседнику;
— проводить в парах (группах) простые опыты по определению свойств разных веществ (вода, молоко, сахар, соль, железо), совместно намечать план работы, оценивать свой вклад в общее дело;
— определять причины возможных конфликтов, выбирать (из предложенных) способы их
разрешения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета "Окружающий мир" в 2 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
— проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;
— принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;
— применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
— понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
— использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе
информационной);
— приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
— осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
— осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира;
— осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательныеуниверсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
— понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
— на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть — целое; причина — следствие; изменения во времени и в пространстве);
— сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
— объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
— определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
— находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
— выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма.
2) Базовые исследовательские действия:
— проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
— определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;
— формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
— моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его
последствия; коллективный труд и его результаты и др. );
— проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина —следствие);
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
— использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;
— согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки;
— находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию;
— читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию);
— соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в Интернет (с помощью учителя);
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
— фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;
— признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
— соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;
— использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
— конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;
— находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;
— готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др. ) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия: 1) Самоорганизация:
— планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;
— выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль:
— осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
— находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
— предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
3) Самооценка:
— объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;
— оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.
Совместная деятельность:
— понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной
(практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);
— коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
— выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
— ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
— находить Россию на карте мира, на карте России - Москву, свой регион и его главный город;
— узнавать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона;
— проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе;
— распознавать изученные объекты окружающего мира по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
— приводить примеры изученных традиций, обычаев и праздников народов родного края;
важных событий прошлого и настоящего родного края; трудовой деятельности и профессий жителей родного края;
— проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные наблюдения и опыты с
природными объектами, измерения;
— приводить примеры изученных взаимосвязей в природе, при меры, иллюстрирующие значение природы в жизни человека;
— описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные культурные объекты (достопримечательности родного края, музейные экспонаты);
— описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные природные объекты и явления, в том числе звёзды, созвездия, планеты;
— группировать изученные объекты живой и неживой природы по предложенным признакам; — сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;
— ориентироваться на местности по местным природным при знакам, Солнцу, компасу; — создавать по заданному плану развёрнутые высказывания о природе и обществе; — использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;
— соблюдать правила нравственного поведения в социуме и в природе, оценивать примеры положительного и негативного отношения к объектам природы, проявления внимания, помощи людям, нуждающимся в ней;
— соблюдать правила безопасного поведения в школе, правила безопасного поведения
пассажира наземного транспорта и метро;
— соблюдать режим дня и питания;
— безопасно использовать мессенджеры Интернета в условиях контролируемого доступа в Интернет;
— безопасно осуществлять коммуникацию в школьных сообществах с помощью учителя в случае необходимости.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
всего | контрольные работы | практические работы |
Раздел 1. Человек и общество. |
1.1. | Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Россия и её столица на карте. | 1 | 0 | 0 | Рассказ учителя, рассматривание иллюстраций, чтение текстов о федеративном устройстве России, о многонациональном составе населения страны; | Устный опрос; | http://www.nachalka.com |
1.2. | Государственные символы России, символика своего региона. | 1 | 0 | 0 | Рассказ учителя, рассматривание иллюстраций, чтение текстов о федеративном устройстве России, о многонациональном составе населения страны; | Устный опрос; | http://school- collection.edu.ru) |
1.3. | Москва — столи ца. Достопримечательности Москвы. Страницы истории Москвы. | 2 | 0 | 0 | Игра-путешествие по теме «Работаем экскурсоводами, проводим экскурсии по Москве, Санкт-Петербургу»; | Устный опрос; | http://school- collection.edu.ru) |
1.4. | Города России. Свой регион и его столица на карте РФ. | 1 | 0 | 0 | Работа с картой: Россия, Москва, Санкт-Петербург, наш регион на карте РФ; | Устный опрос; Зачет; | http://nsportal.ru/ |
1.5. | Россия — многонациональное государство. Народы России, их традиции, обычаи, праздники. | 2 | 1 | 0 | Чтение текстов учебника о народах России, об их традициях, обычаях, праздниках; | Контрольная работа; | http://nsportal.ru/ |
1.6. | Родной край, его природные и культурные достопримечательности. | 1 | 0 | 0 | Составление сообщения об истории родного края (при помощи взрослых, с использованием дополнительных источников информации); | Устный опрос; | http://www.nachalka.com |
1.7. | Значимые события истории родного края. Свой регион и его главный город на карте. | 1 | 0 | 0 |
1.8. | Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в жизни человека и общества. | 1 | 1 | 0 | Учебный диалог по теме «Зачем чело век трудится?»; Дидактическая игра по теме «Профессии города и села»; | Контрольная работа; | http://easyen.ru/ |
1.9. | Семья — коллектив. Семейное древо. Семейные ценности. и традиции. | 2 | 0 | 0 | Учебный диалог по теме «Послушаем друг друга, расскажем о своей семье»; | Устный опрос; | http://www.nachalka.com |
1.10. | Совместный труд и отдых. Участие детей в делах семьи. | 1 | 0 | 0 | Практическая работа по теме «Составление схемы родословного древа семьи»; | Практическая работа; | http://www.nachalka.com |
1.11. | Правила культурного поведения в общественных местах. | 1 | 0 | 1 | Учебный диалог по теме «Оцени себя —умеешь ли ты сдерживать эмоции?»; | Устный опрос; Практическая работа; | http://easyen.ru/ |
1.12 | Доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мнению и особенностям других людей — главные правила взаимоотношений членов общества. | 2 | 1 | 0 | | Анализ ситуаций, раскрывающих примеры гуманного отношения к людям; | Устный опрос; Контрольная работа; | http://school- collection.edu.ru) |
Итого по разделу | 16 | |
Раздел 2. Человек и природа. |
2.1. | Наблюдения, опыты, измерения. Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты. | 3 | 0 | 1 | | Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) на тему «Звёздное небо Созвездия»; | Устный опрос; | http://school- collection.edu.ru) |
2.2. | Чем Земля отличается от других планет. Условия жизни на Земле. | 3 | 0 | 0 | | Учебный диалог по теме «Чем Земля отличается от других планет»; | Устный опрос; | https://uchi.ru/ |
2.3. | Изображения Земли: глобус, карта, план. | 3 | 0 | 0 | | Практическая работа с глобусом; | Устный опрос; | http://easyen.ru/ |
2.4. | Карта мира. Материки, океаны. | 3 | 0 | 0 | | Рассказ учителя, работа с текстом учебника: описание и особенности океанов и материков на Земле; | Устный опрос; | https://uchi.ru/ |
2.5. | Определение сторон горизонта при помощи компаса. Компас, его устройство, ориентирование на местности. | 3 | 0 | 1 | | Практическая работа с картой: «Как показывать объекты на настенной карте»; | Устный опрос; | http://www.nachalka.com |
2.6. | Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. | 3 | 0 | 0 | | Экскурсия в парк: сравнение деревьев, кустарников, трав; Игра-соревнование по теме «Кто больше вспомнит названий деревьев»; | Устный опрос; | http://school- collection.edu.ru) |
2.7. | Дикорастущие и культурные растения. | 3 | 0 | 0 | | Классификация растений (по иллюстрациям): дикорастущие — культурные; | Устный опрос; | https://uchi.ru/ |
2.8. | Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни растения. | 3 | 0 | 0 | | Практическая работа по теме «Рассматривание растений, обсуждение условий благополучного роста и развития растения»; | Практическая работа; | http://www.nachalka.com |
2.9. | Мир животных (фауна). | 3 | 0 | 0 | | Дидактическая игра по теме «Угадай животное по описанию»; | Устный опрос; | http://school- collection.edu.ru) |
2.10. | Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся: общая характеристика (особенности внешнего вида, движений, питания, размножения). | 3 | 0 | 0 | | Логическая задача по теме «Найди ошибку —какое животное попало в эту группу случайно»; | Устный опрос; | https://uchi.ru/ |
2.11. | Сезонная жизнь животных. | 1 | 1 | 0 | | Ролевая игра по теме «Собрание в лесу — кто как готовится к зиме»; | Контрольная работа; | https://uchi.ru/ |
2.12 | Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. | 2 | 0 | 1 | | Учебный диалог по теме «Что такое Красная книга?»; | Устный опрос; | http://school- collection.edu.ru) |
2.13 | Заповедники, природные парки. Охрана природы. Правила нравственного поведения на природе. | 1 | 1 | 0 | | Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) на тему: «Растения и животные Красной книги»; | Контрольная работа; | https://uchi.ru/ |
Итого по разделу | 34 | |
| | |
Раздел 3. Правила безопасной жизни. |
3.1. | Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной активности) и рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион питания). | 2 | 0 | 0 | | Учебный диалог по теме «Зачем нужен режим дня? Почему нужно правильно питаться?»; | Устный опрос; | https://uchi.ru/ |
3.2. | Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. | 2 | 0 | 0 | | Беседа по теме «Что может случиться на прогулке, на игровой площадке, дома и в школе, если не соблюдать правила безопасности»; | Устный опрос; | https://uchi.ru/ |
3.3. | Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приёмах пищи, а также на пришкольной территории). | 2 | 0 | 0 | | Ролевая игра по теме «Мы — пешеходы»; Анализ дорожных ситуаций.; | Устный опрос; | http://www.nachalka.com |
3.4. | Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро. Номера телефонов экстренной помощи. | 3 | 0 | 0 | | Беседа по теме «Что может случиться на прогулке, на игровой площадке, дома и в школе, если не соблюдать правила безопасности»; | Устный опрос; | http://school- collection.edu.ru) |
3.5. | Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в Интернете (коммуникация в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет. | 3 | 1 | 0 | | Практическая работа по теме «Правила пользования компьютером»; | Устный опрос; Контрольная работа; | https://uchi.ru/ |
Итого по разделу | 12 | |
Резервное время | 6 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | 6 | 4 | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Виды, формы контроля |
всего | контрольные работы | практические работы |
По плану | По факту |
1. | Родная страна | 1 | 0 | 0 | | | Устный опрос; |
2. | Город и село | 1 | 0 | 0 | | | Устный опрос; |
3. | Наши проекты «Родной город (село)» | 1 | 0 | 0.25 | | | Практическая работа; |
4. | Природа и рукотворный мир | 1 | 0 | 0 | | | Устный опрос; |
5. | Проверим себя и оценим достижения по теме: «Где мы мы живем» | 1 | 1 | 0 | | | Контрольная работа; |
6. | Неживая и живая природа | 1 | 0 | 0 | | | Устный опрос; |
7. | Явления природы | 1 | 0 | 0 | | | Устный опрос; |
8. | Что такое погода | 1 | 0 | 0 | | | Устный опрос; |
9. | В гости к осени | 1 | 0 | 0 | | | Устный опрос; |
10. | Звёздное небо | 1 | 0 | 1 | | | Практическая работа; |
11. | Заклянем в кладовые Земли | 1 | 0 | 0 | | | Устный опрос; |
12. | Про воздух… | 1 | 0 | 0 | | | Устный опрос; |
13. | …И про воду | 1 | 0 | 0 | | | Устный опрос; |
14. | Какие бывают растения | 1 | 0 | 0 | | | Устный опрос; |
15. | Какие бывают животные | 1 | 0 | 0 | | | Устный опрос; |
16. | Невидимые нити | 1 | 0 | 0 | | | Устный опрос; |
17. | Дикорастущие и культурные растения | 1 | 0 | 0 | | | Устный опрос; |
18. | Дикие и домашние животные | 1 | 0 | 0 | | | Устный опрос; |
19. | Комнатные растения | 1 | 0 | 0 | | | Устный опрос; |
20. | Животные живого уголка | 1 | 0 | 0 | | | Устный опрос; |
21. | Про кошек и собак | 1 | 0 | 0 | | | Устный опрос; |
22. | Красная книга | 1 | 0 | 0 | | | Устный опрос; |
23. | Будь природе другом | 1 | 0 | 0 | | | Устный опрос; |
24. | Наши проекты «Красная книга» или «Возьмем под защиту» | 1 | 0 | 0.25 | | | Практическая работа; |
25. | Проверим и оценим свои достижения по теме: «Природа» | 1 | 0 | 0 | | | Устный опрос; |
26. | Что такое экономика | 1 | 0 | 0 | | | Устный опрос; |
27. | Из чего что сделано | 1 | 0 | 0 | | | Устный опрос; |
28. | Как построить дом | 1 | 0 | 0 | | | Устный опрос; |
29. | Какой бывает транспорт | 1 | 0 | 0 | | | Устный опрос; |
30. | Культура и образование | 1 | 0 | 0 | | | Устный опрос; |
31. | Все профессии важны | 1 | 0 | 0 | | | Устный опрос; |
32. | Наши проекты "Профессии" | 1 | 0 | 0.25 | | | Практическая работа; |
33. | В гости к зиме | 1 | 1 | 0 | | | Устный опрос; |
34. | Проверим и оценим свои достижения по теме: «Жизнь города и села» | 1 | 1 | 0 | | | Контрольная работа; |
35. | Строние человека | 1 | 0 | 0 | | | Устный опрос; |
36. | Если хочешь быть здоров | 1 | 0 | 0 | | | Устный опрос; |
37. | Берегись автомобиля | 1 | 0 | 0 | | | Устный опрос; |
38. | Домашние опасности | 1 | 0 | 0 | | | Устный опрос; |
39. | Пожар | 1 | 0 | 0 | | | Устный опрос; |
40. | На воде и в лесу | 1 | 0 | 0 | | | Устный опрос; |
41. | Опасные насекомые | 1 | 0 | 0 | | | Устный опрос; |
42. | Проверим и оценим свои достижения по теме: «Здоровье и безопасность» | 1 | 1 | 0 | | | Контрольная работа; |
43. | Наша» дружная семья. Проект «Родословная» | 1 | 0 | 0.25 | | | Практическая работа; |
44. | В школе | 1 | 0 | 0 | | | Устный опрос; |
45. | Правила вежливости | 1 | 0 | 1 | | | Практическая работа; |
46. | Ты и твои друзья | 1 | 0 | 0 | | | Устный опрос; |
47. | Мы – зрители и пассажиры | 1 | 0 | 0 | | | Устный опрос; |
48. | Проверим и оценим свои достижения по теме: «Общение» | 1 | 1 | 0 | | | Контрольная работа; |
49. | Посмотри вокруг | 1 | 0 | 0 | | | Устный опрос; |
50. | Ориентирование на местности | 1 | 0 | 0.5 | | | Практическая работа; |
51. | Формы земной поверхности | 1 | 0 | 0 | | | Устный опрос; |
52. | Водные богатства | 1 | 0 | 0 | | | Устный опрос; |
53. | В гости к весне | 1 | 0 | 0 | | | Устный опрос; |
54. | Россия на карте | 1 | 0 | 0 | | | Устный опрос; |
55. | Россия на карте | 1 | 0 | 0 | | | Устный опрос; |
56. | Наши проекты «Города России» | 1 | 0 | 0.25 | | | Практическая работа; |
57. | Путешествие по Москве | 1 | 0 | 0 | | | Устный опрос; |
58. | Московский кремль | 1 | 0 | 0 | | | Устный опрос; |
59. | Город на Неве | 1 | 0 | 0 | | | Устный опрос; |
60. | Путешествие по планете | 1 | 0 | 0 | | | Устный опрос; |
61. | Путешествие по материкам | 1 | 0 | 0 | | | Устный опрос; |
62. | Путешествие по материкам | 1 | 0 | 0 | | | Устный опрос; |
63. | Страны мира | 1 | 0 | 0 | | | Устный опрос; |
64. | Страны мира | 1 | 0 | 0 | | | Устный опрос; |
65. | Наши проекты «Страны мира» | 1 | 0 | 0.25 | | | Практическая работа; |
66. | Проверим себя и оценим свои достижения по теме: «Путешествия» | 1 | 1 | 0 | | | Устный опрос; |
67. | Впереди лето | 1 | 0 | 0 | | | Устный опрос; |
68. | Повторение | 1 | 0 | 0 | | | Устный опрос; |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | 6 | 4 | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Окружающий мир (в 2 частях), 2 класс /Плешаков А.А., Новицкая М.Ю., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1.Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 2 класс (к УМК А.А. Плешакова («Школа России»),автор: Максимова Татьяна Николаевна
2.Культурные ценности России. Начальная школа. ФГОС Вако: Школьный словарик
3. Беседы о космосе. Методическое пособие Паникова, Инкина
4. Окружающий мир. 1-2 классы. Учебные фильмы. УМК "Школа России" (CD). ФГОС
Карышева Елена Николаевна
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Учи.ру https://uchi.ru
Российская электронная школа https://resh.edu.ru
Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru
Портал «Российское образование http://www.edu.ru
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ,
ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ
Гербарий,
Термометр
Глобус
Физические карты
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Учебные плакаты
Компьютер,
Интерактивная доска