МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования Вологодской области
Управление образования Администрации г. Вологды
МОУ "СОШ № 30"
РАССМОТРЕНО
на заседании ПО
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
УТВЕРЖДЕНО
Директор
Маковеева С. Л. Маковеева С. Л. Дорочинская С.В.
Протокол №1
от "29" 08 2022 г.
Протокол №2
от "29" 08 2022 г.
Приказ №178 - ОД от "29" 08 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 4469536)
учебного предмета
«Окружающий мир»
для 2 класса начального общего образования на 2022 - 2023 учебный год
Составитель: Седунова Ольга Витальевна
учитель
Вологда 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») включает: пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками; место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому планированию.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения во 2 классе начальной школы. Содержание обучения во 2 классе завершатся перечнем универсальных учебных действий (УДД) - познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами учебного предмета «Окружающий мир» с учётом возрастных особенностей младших школьников. В первом классе предлагается пропедевтический уровень формирования УУД, поскольку становление универсальности действий на этом этапе обучения только начинается. С учётом того, что выполнение правил совместной деятельности строится на интеграции регулятивных (определенные волевые усилия, саморегуляция, самоконтроль, проявление терпения и доброжелательности при налаживании отношений) и коммуникативных (способность вербальными средствами устанавливать взаимоотношения) универсальных учебных действий, их перечень дан в специальном разделе — «Совместная деятельность».
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за второй год обучения в начальной школе.
В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам содержания обучения 2 класса, а также раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика деятельностей, которые целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы.
Представлены также способы организации дифференцированного обучения.
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне 2 класса начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, Примерной программы воспитания, а также с учётом историко-культурного стандарта.
Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детей младшего школьного возраста и направлено на достижение следующих целей:
Формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно этических понятий, представленных в содержании данного учебного предмета.
Развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям народов РФ; освоение младшими школьниками мирового
культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме; обогащение духовного богатства обучающихся.
Развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа»,
«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержания курса
«Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
раскрытие роли человека в природе и обществе;
освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа»,
«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе, составляет 68 часов (два часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек и общество
Наша Родина — Россия, Российская Федерация Россия и её столица на карте. Государственные символы России. Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Города России. Россия — многонациональное государство. Народы России, их традиции, обычаи, праздники. Родной край, его природные и культурные достопримечательности. Значимые события истории родного края. Свой регион и его главный город на карте; символика своего региона. Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в жизни человека и общества.
Семья. Семейные ценности и традиции. Родословная. Составление схемы родословного древа, истории семьи.
Правила культурного поведения в общественных местах. Доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мнению и особенностям других людей — главные правила взаимоотношений членов общества.
Человек и природа
Методы познания природы: наблюдения, опыты, измерения. Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты. Чем Земля отличается от других планет; условия жизни на Земле.
Изображения Земли: глобус, карта, план. Карта мира. Материки, океаны. Определение сторон горизонта при помощи компаса. Ориентирование на местности по местным природным признакам, Солнцу. Компас, устройство; ориентирование с помощью компаса.
Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни растений. Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся: общая характеристика внешних признаков. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни животных.
Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Заповедники, природные парки. Охрана природы. Правила нравственного поведения на природе.
Правила безопасной жизни
Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной активности) и рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион питания). Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приёмах пищи и на пришкольной территории), в быту, на прогулках. Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро (ожидание на остановке, посадка, размещение в салоне или вагоне, высадка, знаки безопасности на общественном транспорте). Номера телефонов экстренной помощи.
Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в Интернете (коммуникация в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет.
Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень)
Познавательные универсальные учебные действия:
ориентироваться в методах познания природы (наблюдение, опыт, сравнение, измерение);
на основе наблюдения определять состояние вещества (жидкое, твёрдое, газообразное);
различать символы РФ;
различать деревья, кустарники, травы; приводить примеры (в пределах изученного);
группировать растения: дикорастущие и культурные; лекарственные и ядовитые (в пределах изученного);
различать прошлое, настоящее, будущее.
Работа с информацией:
различать информацию, представленную в тексте, графически, аудиовизуально;
читать информацию, представленную в схеме, таблице;
используя текстовую информацию, заполнять таблицы; дополнять схемы;
соотносить пример (рисунок, предложенную ситуацию) со временем протекания.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
ориентироваться в терминах (понятиях), соотносить их с краткой характеристикой:
понятия и термины, связанные с социальным миром (индивидуальность человека, органы чувств, жизнедеятельность; поколение, старшее поколение, культура поведения; Родина, столица, родной край, регион);
понятия и термины, связанные с миром природы (среда обитания, тело, явление, вещество; заповедник);
понятия и термины, связанные с организацией своей жизни и охраны здоровья (режим, правильное питание, закаливание, безопасность, опасная ситуация);
описывать условия жизни на Земле, отличие нашей планеты от других планет Солнечной системы;
создавать небольшие описания на предложенную тему (например, «Моя семья», «Какие бывают профессии?», «Что «умеют» органы чувств?», «Лес — природное сообщество» и др.);
создавать высказывания-рассуждения (например, признаки животного и растения как живого существа; связь изменений в живой природе с явлениями неживой природы);
приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу России (на примере своей местности);
описывать современные события от имени их участника.
Регулятивные универсальные учебные действия:
следовать образцу, предложенному плану и инструкции при решении учебной задачи;
контролировать с небольшой помощью учителя последовательность действий по решению учебной задачи;
оценивать результаты своей работы, анализировать оценку учителя и одноклассников, спокойно, без обид принимать советы и замечания.
Совместная деятельность:
строить свою учебную и игровую деятельность, житейские ситуации в соответствии с правилами поведения, принятыми в обществе;
оценивать жизненные ситуации с точки зрения правил поведения, культуры общения, проявления терпения и уважения к собеседнику;
проводить в парах (группах) простые опыты по определению свойств разных веществ (вода, молоко, сахар, соль, железо), совместно намечать план работы, оценивать свой вклад в общее дело;
определять причины возможных конфликтов, выбирать (из предложенных) способы их разрешения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета "Окружающий мир" в 2 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно- нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;
принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;
применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной);
приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира;
осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательныеуниверсальные учебные действия:
Базовые логические действия:
понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть — целое; причина — следствие; изменения во времени и в пространстве);
сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма.
Базовые исследовательские действия:
проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;
формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его
последствия; коллективный труд и его результаты и др. );
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
Работа с информацией:
использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки;
находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию;
читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию);
соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в Интернет (с помощью учителя);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;
признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;
использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;
находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;
готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др. ) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Самоорганизация:
планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;
выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
Самоконтроль:
осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
Самооценка:
объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;
оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.
Совместная деятельность:
понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);
коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
находить Россию на карте мира, на карте России - Москву, свой регион и его главный город;
узнавать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона;
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе;
распознавать изученные объекты окружающего мира по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
приводить примеры изученных традиций, обычаев и праздников народов родного края;
важных событий прошлого и настоящего родного края; трудовой деятельности и профессий жителей родного края;
проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные наблюдения и опыты с природными объектами, измерения;
приводить примеры изученных взаимосвязей в природе, при меры, иллюстрирующие значение природы в жизни человека;
описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные культурные объекты (достопримечательности родного края, музейные экспонаты);
описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные природные объекты и явления, в том числе звёзды, созвездия, планеты;
группировать изученные объекты живой и неживой природы по предложенным признакам;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;
ориентироваться на местности по местным природным при знакам, Солнцу, компасу;
создавать по заданному плану развёрнутые высказывания о природе и обществе;
использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;
соблюдать правила нравственного поведения в социуме и в природе, оценивать примеры положительного и негативного отношения к объектам природы, проявления внимания, помощи людям, нуждающимся в ней;
соблюдать правила безопасного поведения в школе, правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро;
соблюдать режим дня и питания;
безопасно использовать мессенджеры Интернета в условиях контролируемого доступа в Интернет;
безопасно осуществлять коммуникацию в школьных сообществах с помощью учителя в случае необходимости.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
всего | контрольные работы | практические работы |
Раздел 1. Человек и общество. |
1.1. | Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Россия и её столица на карте. | 1 | 1 | 0 | | Рассказ учителя, рассматривание иллюстраций, чтение текстов о федеративном устройстве России, о многонациональном составе населения страны; | Устный опрос; Контрольная работа; | https://resh.edu.ru Урок 1, 1 класс "Что такое Родина" Урок 2, 1 класс "Что мы знаем о Москве" |
1.2. | Государственные символы России, символика своего региона. | 1 | 0 | 0 | | Рассказ учителя, рассматривание иллюстраций, чтение текстов о федеративном устройстве России, о многонациональном составе населения страны; | Устный опрос; | https://resh.edu.ru |
1.3. | Москва — столи ца. Достопримечательности Москвы. Страницы истории Москвы. | 1 | 0 | 0 | | Рассказ учителя по теме «История возникновения Москвы»; | Устный опрос; | https://resh.edu.ru Урок 31 / 2 класс "Путешествие по Москве" |
1.4. | Города России. Свой регион и его столица на карте РФ. | 2 | 0 | 1 | | Работа с картой: Россия, Москва, Санкт- Петербург, наш регион на карте РФ; | Устный опрос; Контрольная работа; Практическая работа; | https://resh.edu.ru Урок 1/2 класс "Родная страна, город и село" |
1.5. | Россия — многонациональное государство. Народы России, их традиции, обычаи, праздники. | 1 | 0 | 0 | | Чтение текстов учебника о народах России, об их традициях, обычаях, праздниках; | Устный опрос; | https://resh.edu.ru |
1.6. | Родной край, его природные и культурные достопримечательности. | 1 | 0 | 0 | | Составление сообщения об истории родного края (при помощи взрослых, с использованием дополнительных источников информации); | Устный опрос; | https://resh.edu.ru |
1.7. | Значимые события истории родного края. Свой регион и его главный город на карте. | 1 | 0 | 1 | | Составление сообщения об истории родного края (при помощи взрослых, с использованием дополнительных источников информации); | Устный опрос; | https://resh.edu.ru |
1.8. | Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в жизни человека и общества. | 2 | 0 | 0 | | Учебный диалог по теме «Зачем чело век трудится?»; | Устный опрос; | https://resh.edu.ru |
1.9. | Семья — коллектив. Семейное древо. Семейные ценности. и традиции. | 2 | 0 | 1 | | Учебный диалог по теме «Послушаем друг друга, расскажем о своей семье»; Практическая работа по теме «Составление схемы родословного древа семьи»; | Устный опрос; Практическая работа; | https://resh.edu.ru Урок 23 / 2 класс "Наша дружная семья" |
1.10. | Совместный труд и отдых. Участие детей в делах семьи. | 1 | 0 | 1 | | Обсуждение обязанностей в семье, семейных традиций, совместный труд и отдых; | Устный опрос; Практическая работа; | https://resh.edu.ru |
1.11. | Правила культурного поведения в общественных местах. | 1 | 0 | 1 | | Учебный диалог по теме «Оцени себя — умеешь ли ты сдерживать эмоции?»; | Устный опрос; | https://resh.edu.ru Урок 24 / 2 класс "В школе. Правила вежливости" |
1.12 | Доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мнению и особенностям других людей — главные правила взаимоотношений членов общества. | 1 | 1 | 0 | | Анализ ситуаций, раскрывающих примеры гуманного отношения к людям; | Контрольная работа; | https://resh.edu.ru |
Итого по разделу | 15 | |
Раздел 2. Человек и природа. |
2.1. | Наблюдения, опыты, измерения. Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты. | 3 | 1 | 1 | | Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) на тему «Звёздное небо Созвездия»; | Устный опрос; Контрольная работа; | https://resh.edu.ru Урок 6/2 класс "Звёздное небо" |
2.2. | Чем Земля отличается от других планет. Условия жизни на Земле. | 2 | 0 | 0 | | Учебный диалог по теме «Чем Земля отличается от других планет»; | Устный опрос; | https://resh.edu.ru |
2.3. | Изображения Земли: глобус, карта, план. | 2 | 0 | 1 | | Практическая работа с глобусом; | Устный опрос; Практическая работа; | https://resh.edu.ru Урок 8 / 1 класс "Наша планета Земля" |
2.4. | Карта мира. Материки, океаны. | 3 | 1 | 2 | | Рассказ учителя, работа с текстом учебника: описание и особенности океанов и материков на Земле; Практическая работа с картой: «Как показывать объекты на настенной карте»; | Устный опрос; Контрольная работа; Практическая работа; | https://resh.edu.ru Урок 30 / 2 класс "Россия на карте" |
2.5. | Определение сторон горизонта при помощи компаса. Компас, его устройство, ориентирование на местности. | 1 | 0 | 1 | | Рассказ учителя об особенностях ориентирования на местности по природным признакам; Солнцу; компасу.; | Устный опрос; Практическая работа; | https://resh.edu.ru |
2.6. | Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. | 3 | 0 | 0 | | Коммуникативная деятельность: описание растений по иллюстрациям и живым объектам; | Устный опрос; | https://resh.edu.ru |
2.7. | Дикорастущие и культурные растения. | 4 | 0 | 0 | | Классификация растений (по иллюстрациям): дикорастущие — культурные; | Устный опрос; | https://resh.edu.ru Урок 9/2 класс "Дикорастущие и культурные растения" |
2.8. | Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни растения. | 5 | 0 | 1 | | Работа в группах с иллюстративным материалом: составление коллективного рассказа по теме «Каким бывает растение в разные сезоны»; | Устный опрос; | https://resh.edu.ru |
2.9. | Мир животных (фауна). | 1 | 0 | 0 | | Дидактическая игра по теме «Угадай животное по описанию»; | Устный опрос; | https://resh.edu.ru |
2.10. | Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся: общая характеристика (особенности внешнего вида, движений, питания, размножения). | 8 | 1 | 0 | | Учебный диалог с использованием иллюстративного материала по теме «Как живут животные в разные времена года»; Работа в группах: подготовьте вопросы о жизни животных для других групп; Рассказ учителя.; | Устный опрос; Контрольная работа; | https://resh.edu.ru |
2.11. | Сезонная жизнь животных. | 1 | 0 | 1 | | Учебный диалог с использованием иллюстративного материала по теме «Как живут животные в разные времена года»; | Устный опрос; Практическая работа; | https://resh.edu.ru |
2.12 | Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. | 1 | 0 | 1 | | Учебный диалог по теме «Что такое Красная книга?»; Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) на тему: «Растения и животные Красной книги»; Рассказ учителя: «Растения и животные нашего края, занесённые в Красную книгу»; Коллективное составление памятки по теме «Правила поведения в заповедных местах»; Работа в группе: чтение текстов учебника и использование полученной информации для подготовки собственного рассказа о Красной книге; Коллективное составление плана рассказа о редком растении и животном; | Устный опрос; Практическая работа; | https://resh.edu.ru Урок 11/2 класс "Красная книга" |
2.13 | Заповедники, природные парки. Охрана природы. Правила нравственного поведения на природе. | 1 | 0 | 0 | | Коллективное составление плана рассказа о редком растении и животном; | Устный опрос; | https://resh.edu.ru |
Итого по разделу | 35 | |
Раздел 3. Правила безопасной жизни. |
3.1. | Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной активности) и рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион питания). | 5 | 1 | 1 | | Учебный диалог по теме «Зачем нужен режим дня? Почему нужно правильно питаться?»; | Устный опрос; Контрольная работа; Практическая работа; | https://resh.edu.ru |
3.2. | Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. | 1 | 0 | 1 | | Беседа по теме: "Как сохранить своё здоровье?"; | Устный опрос; Практическая работа; | https://resh.edu.ru |
3.3. | Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приёмах пищи, а также на пришкольной территории). | 3 | 0 | 1 | | Беседа по теме «Что может случиться на прогулке, на игровой площадке, дома и в школе, если не соблюдать правила безопасности»; | Устный опрос; Практическая работа; | https://resh.edu.ru |
3.4. | Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро. Номера телефонов экстренной помощи. | 1 | 0 | 1 | | Анализ дорожных ситуаций.; Беседа по теме «Правила поведения в общественном транспорте»; | Устный опрос; Практическая работа; | https://resh.edu.ru Урок 19 / 2 класс "Берегись автомобиля ! " |
3.5. | Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в Интернете (коммуникация в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет. | 2 | 0 | 0 | | Практическая работа по теме «Правила пользования компьютером»; | Устный опрос; | https://resh.edu.ru |
Итого по разделу | 12 | |
Резервное время | 6 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | 6 | 17 | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Виды, формы контроля |
всего | контрольные работы | практические работы |
1. | Наблюдения, опыты, измерения. | 1 | 0 | 1 | | Устный опрос; Практическая работа; |
2. | Осенние работы на пришкольном участке. | 1 | 0 | 1 | | Устный опрос; Практическая работа; |
3. | Изображения Земли: глобус, карта, план. Почему на Земле день сменяется ночью? | 1 | 0 | 1 | | Устный опрос; Практическая работа; |
4. | Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
5. | Планеты. | 1 | 1 | 0 | | Устный опрос; Контрольная работа; |
6. | Движение Земли вокруг Солнца. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
7. | Как связаны живая и неживая природа? | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
8. | Чем Земля отличается от других планет. Условия жизни на Земле. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
9. | Карта мира. Материки. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
10. | Карта мира. Океаны. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
11. | Обобщение по теме: "Карта мира. Материки, океаны". | 1 | 1 | 0 | | Контрольная работа; |
12. | Определение сторон горизонта при помощи компаса. Компас, его устройство, ориентирование на местности. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
13. | Условия, необходимые для развития растений. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
14. | Корень, стебель и лист. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
15. | Питание растений | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
16. | Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
17. | Цветковые и хвойные растения | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
18. | Папоротники, мхи и водоросли | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
19. | Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Правила поведения на природе. Красная книга Вологодской области. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
20. | Дикорастущие и культурные растения. Для чего люди выращивают культурные растения? | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
21. | Какие части культурных растений используют люди? | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
22. | Можно ли все огородные растения высаживать одновременно? От чего зависит урожай зерновых? | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
23. | Растения сада. Сколько живут растения? Размножение растений своими частями. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
24. | Обобщение по теме «Культурные растения. Продолжительность жизни растений» | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
25. | Грибы. Можно вырастить грибы на кусочке хлеба? | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
26. | Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Грибы Вологодского края. Как правильно собирать грибы? | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
27. | Мир животных (фауна). Разнообразие животных. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
28. | Насекомые, общая характеристика (особенности внешнего вида, движений, питания, размножения). Насекомые Вологодского края. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
29. | Рыбы, общая характеристика (особенности внешнего вида, движений, питания, размножения). Рыбы вологодского края. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
30. | Земноводные, общая характеристика (особенности внешнего вида, движений, питания, размножения). Земноводные Вологодского края. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
31. | Пресмыкающиеся, общая характеристика (особенности внешнего вида, движений, питания, размножения). Пресмыкающиеся Вологодского края. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
32. | Птицы, общая характеристика (особенности внешнего вида, движений, питания, размножения). Знакомство с представителями Вологодского края. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
33. | Звери, общая характеристика (особенности внешнего вида, движений, питания, размножения). Знакомство с представителями Вологодского края. Как животные защищаются. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
34. | Домашние животные. Живой уголок. Значение диких животных.. Человек в ответе не только за тех, кого приручил. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
35. | Заповедники, природные парки. Охрана природы. Правила нравственного поведения на природе. Заповедники или заказники родного края. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
36. | Обобщение по теме «Человек и животные». | 1 | 1 | 0 | | Контрольная работа; |
37. | Человек разумный - часть природы. Про тебя. | 1 | 0 | 0 | | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
38. | Что умеет человек? | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
39. | Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной активности) и рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион питания). Расти здоровым. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
40. | Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной активности) и рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион питания). Питание и здоровье. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
41. | Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной активности) и рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион питания). От кого зависит твой режим дня? | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
42. | Чистота – залог здоровья. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
43. | Берегись простуды! | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
44. | Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
45. | Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приёмах пищи, а также на пришкольной территории). | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
46. | Урок – практикум «Твоя безопасность на улице». | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
47. | Твоя безопасность дома | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
48. | Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро. Номера телефонов экстренной помощи. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
49. | Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в Интернете (коммуникация в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
50. | Обобщение по теме «Как уберечь себя от беды?» | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
51. | Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Россия и её столица на карте. Имя города, села, посёлка. | 1 | 1 | 0 | | Контрольная работа; |
52. | Государственные символы России, символика своего региона. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
53. | Москва — столица. Достопримечательности Москвы. Страницы истории Москвы. История Московского Кремля. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
54. | Города России. Свой регион и его столица на карте РФ. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
55. | Экскурсия в город. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
56. | Россия — многонациональное государство. Народы России, их традиции, обычаи, праздники. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
57. | Родной край, его природные и культурные достопримечательности. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
58. | Значимые события истории родного края. Свой регион и его главный город на карте. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
59. | Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в жизни человека и общества. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
60. | Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в жизни человека и общества. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
61. | Семья — коллектив. Семейное древо. Семейные ценности. и традиции. | 1 | 0 | 1 | | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
62. | Общий дедушка. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
63. | Совместный труд и отдых. Участие детей в делах семьи. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
64. | Правила культурного поведения в общественных местах. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
65. | Доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мнению и особенностям других людей — главные правила взаимоотношений членов общества. | 1 | 1 | 0 | | Контрольная работа; |
66. | День Победы День Конституции. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
67. | Годовая контрольная работа. | 1 | 1 | 0 | | Контрольная работа; |
68. | Обобщение по теме «В родном краю!» | 1 | 0 | 0 | | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | 6 | 17 | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Окружающий мир (в 2 частях), 2 класс /Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Издательство
«Академкнига/Учебник»; Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Федотова О.Н., Трафимова Г.В. Окружающий мир, учебник
Окружающий мир, 2 класс. Методическое пособие, Федотова О.Н.,Кудрова Л.Г.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Ресурсы РЭШ
http://www.it-n.ru Здесь Вы найдете всевозможные материалы и ресурсы, касающиеся использования ИКТ в учебном процессе. Сообщество учителей начальной школы - «ИКТ в начальной школе» http://interneturok.ru Видеоуроки по основным предметам школьной программы.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе. Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой.
Мультимедийный компьютер. Цифровая лаборатория
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ
Классная магнитная доска.
Настенная доска с приспособлением для крепления картинок.
Колонки.
Компьютер. 5.Термометр.
Гербарий.
Колбы.
Пробирки.
Штатив.
Географическая карта.
Глобус.