СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 4469536) учебного предмета «Окружающий мир» для 2 класса начального общего образования на 2022 - 2023 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета окружающий мир 

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 4469536) учебного предмета «Окружающий мир» для 2 класса начального общего образования на 2022 - 2023 учебный год»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Департамент образования Вологодской области



Управление образования Администрации г. Вологды



МОУ "СОШ № 30"







РАССМОТРЕНО

на заседании ПО

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

УТВЕРЖДЕНО

Директор

Маковеева С. Л. Маковеева С. Л. Дорочинская С.В.

Протокол №1

от "29" 08 2022 г.

Протокол №2

от "29" 08 2022 г.

Приказ №178 - ОД от "29" 08 2022 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 4469536)

учебного предмета

«Окружающий мир»



для 2 класса начального общего образования на 2022 - 2023 учебный год








Составитель: Седунова Ольга Витальевна

учитель










Вологда 2022


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») включает: пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование.

Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками; место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому планированию.

Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения во 2 классе начальной школы. Содержание обучения во 2 классе завершатся перечнем универсальных учебных действий (УДД) - познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами учебного предмета «Окружающий мир» с учётом возрастных особенностей младших школьников. В первом классе предлагается пропедевтический уровень формирования УУД, поскольку становление универсальности действий на этом этапе обучения только начинается. С учётом того, что выполнение правил совместной деятельности строится на интеграции регулятивных (определенные волевые усилия, саморегуляция, самоконтроль, проявление терпения и доброжелательности при налаживании отношений) и коммуникативных (способность вербальными средствами устанавливать взаимоотношения) универсальных учебных действий, их перечень дан в специальном разделе — «Совместная деятельность».

Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за второй год обучения в начальной школе.

В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам содержания обучения 2 класса, а также раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика деятельностей, которые целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы.

Представлены также способы организации дифференцированного обучения.

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне 2 класса начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, Примерной программы воспитания, а также с учётом историко-культурного стандарта.

Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детей младшего школьного возраста и направлено на достижение следующих целей:

  • Формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно этических понятий, представленных в содержании данного учебного предмета.

  • Развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности.

  • Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям народов РФ; освоение младшими школьниками мирового

культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме; обогащение духовного богатства обучающихся.

  • Развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности.

Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа»,

«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержания курса

«Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

  • раскрытие роли человека в природе и обществе;

  • освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа»,

«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».

Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе, составляет 68 часов (два часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Человек и общество

Наша Родина — Россия, Российская Федерация Россия и её столица на карте. Государственные символы России. Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Города России. Россия — многонациональное государство. Народы России, их традиции, обычаи, праздники. Родной край, его природные и культурные достопримечательности. Значимые события истории родного края. Свой регион и его главный город на карте; символика своего региона. Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в жизни человека и общества.

Семья. Семейные ценности и традиции. Родословная. Составление схемы родословного древа, истории семьи.

Правила культурного поведения в общественных местах. Доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мнению и особенностям других людей — главные правила взаимоотношений членов общества.

Человек и природа

Методы познания природы: наблюдения, опыты, измерения. Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты. Чем Земля отличается от других планет; условия жизни на Земле.

Изображения Земли: глобус, карта, план. Карта мира. Материки, океаны. Определение сторон горизонта при помощи компаса. Ориентирование на местности по местным природным признакам, Солнцу. Компас, устройство; ориентирование с помощью компаса.

Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни растений. Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся: общая характеристика внешних признаков. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни животных.

Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Заповедники, природные парки. Охрана природы. Правила нравственного поведения на природе.

Правила безопасной жизни

Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной активности) и рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион питания). Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приёмах пищи и на пришкольной территории), в быту, на прогулках. Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро (ожидание на остановке, посадка, размещение в салоне или вагоне, высадка, знаки безопасности на общественном транспорте). Номера телефонов экстренной помощи.

Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в Интернете (коммуникация в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет.

Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень)

Познавательные универсальные учебные действия:

  • ориентироваться в методах познания природы (наблюдение, опыт, сравнение, измерение);

  • на основе наблюдения определять состояние вещества (жидкое, твёрдое, газообразное);

  • различать символы РФ;

  • различать деревья, кустарники, травы; приводить примеры (в пределах изученного);

  • группировать растения: дикорастущие и культурные; лекарственные и ядовитые (в пределах изученного);

  • различать прошлое, настоящее, будущее.

Работа с информацией:

  • различать информацию, представленную в тексте, графически, аудиовизуально;

  • читать информацию, представленную в схеме, таблице;

  • используя текстовую информацию, заполнять таблицы; дополнять схемы;

  • соотносить пример (рисунок, предложенную ситуацию) со временем протекания.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  1. ориентироваться в терминах (понятиях), соотносить их с краткой характеристикой:

    • понятия и термины, связанные с социальным миром (индивидуальность человека, органы чувств, жизнедеятельность; поколение, старшее поколение, культура поведения; Родина, столица, родной край, регион);

    • понятия и термины, связанные с миром природы (среда обитания, тело, явление, вещество; заповедник);

    • понятия и термины, связанные с организацией своей жизни и охраны здоровья (режим, правильное питание, закаливание, безопасность, опасная ситуация);

  2. описывать условия жизни на Земле, отличие нашей планеты от других планет Солнечной системы;

  3. создавать небольшие описания на предложенную тему (например, «Моя семья», «Какие бывают профессии?», «Что «умеют» органы чувств?», «Лес — природное сообщество» и др.);

  4. создавать высказывания-рассуждения (например, признаки животного и растения как живого существа; связь изменений в живой природе с явлениями неживой природы);

  5. приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу России (на примере своей местности);

  6. описывать современные события от имени их участника.

Регулятивные универсальные учебные действия:

    • следовать образцу, предложенному плану и инструкции при решении учебной задачи;

    • контролировать с небольшой помощью учителя последовательность действий по решению учебной задачи;

    • оценивать результаты своей работы, анализировать оценку учителя и одноклассников, спокойно, без обид принимать советы и замечания.

Совместная деятельность:

    • строить свою учебную и игровую деятельность, житейские ситуации в соответствии с правилами поведения, принятыми в обществе;

    • оценивать жизненные ситуации с точки зрения правил поведения, культуры общения, проявления терпения и уважения к собеседнику;

    • проводить в парах (группах) простые опыты по определению свойств разных веществ (вода, молоко, сахар, соль, железо), совместно намечать план работы, оценивать свой вклад в общее дело;

    • определять причины возможных конфликтов, выбирать (из предложенных) способы их разрешения.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Изучение предмета "Окружающий мир" в 2 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно- нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:

Гражданско-патриотического воспитания:
    • становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире;

    • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;

    • сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам;

    • первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества.

Духовно-нравственного воспитания:
    • проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;

    • принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;

    • применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.

Эстетического воспитания:
    • понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

    • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
    • соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной);

    • приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

Трудового воспитания:
    • осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

Экологического воспитания:
    • осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.

Ценности научного познания:
    • ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира;

    • осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Познавательныеуниверсальные учебные действия:
  1. Базовые логические действия:

    • понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;

    • на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть — целое; причина — следствие; изменения во времени и в пространстве);

    • сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;

    • объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;

    • определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;

    • находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;

    • выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма.

  2. Базовые исследовательские действия:

    • проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;

    • определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;

    • формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

    • моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его

последствия; коллективный труд и его результаты и др. );

    • проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);

    • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).

  1. Работа с информацией:

    • использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;

    • согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

    • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки;

    • находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию;

    • читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию);

    • соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в Интернет (с помощью учителя);

    • анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

    • фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).

Коммуникативные универсальные учебные действия:
    • в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;

    • признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;

    • соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;

    • использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;

    • создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

    • конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;

    • находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;

    • готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др. ) к тексту выступления.

Регулятивные универсальные учебные действия:
  1. Самоорганизация:

    • планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;

    • выстраивать последовательность выбранных действий и операций.

  2. Самоконтроль:

    • осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;

    • находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);

    • предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.

  3. Самооценка:

    • объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;

    • оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.

Совместная деятельность:
    • понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);

    • коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

    • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

    • выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого;

    • ответственно выполнять свою часть работы.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:

    • находить Россию на карте мира, на карте России - Москву, свой регион и его главный город;

    • узнавать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона;

    • проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе;

    • распознавать изученные объекты окружающего мира по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;

    • приводить примеры изученных традиций, обычаев и праздников народов родного края;

важных событий прошлого и настоящего родного края; трудовой деятельности и профессий жителей родного края;

    • проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные наблюдения и опыты с природными объектами, измерения;

    • приводить примеры изученных взаимосвязей в природе, при меры, иллюстрирующие значение природы в жизни человека;

    • описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные культурные объекты (достопримечательности родного края, музейные экспонаты);

    • описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные природные объекты и явления, в том числе звёзды, созвездия, планеты;

    • группировать изученные объекты живой и неживой природы по предложенным признакам;

    • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;

    • ориентироваться на местности по местным природным при знакам, Солнцу, компасу;

    • создавать по заданному плану развёрнутые высказывания о природе и обществе;

    • использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;

    • соблюдать правила нравственного поведения в социуме и в природе, оценивать примеры положительного и негативного отношения к объектам природы, проявления внимания, помощи людям, нуждающимся в ней;

    • соблюдать правила безопасного поведения в школе, правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро;

    • соблюдать режим дня и питания;

    • безопасно использовать мессенджеры Интернета в условиях контролируемого доступа в Интернет;

    • безопасно осуществлять коммуникацию в школьных сообществах с помощью учителя в случае необходимости.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. Человек и общество.

1.1.

Наша Родина Россия, Российская Федерация. Россия и её столица на карте.

1

1

0


Рассказ учителя, рассматривание иллюстраций, чтение текстов о федеративном устройстве России, о многонациональном составе населения страны;

Устный опрос; Контрольная работа;

https://resh.edu.ru Урок 1, 1 класс "Что такое Родина" Урок 2, 1 класс "Что мы знаем о Москве"

1.2.

Государственные символы России, символика своего региона.

1

0

0


Рассказ учителя, рассматривание иллюстраций, чтение текстов о федеративном устройстве России, о многонациональном составе населения страны;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru

1.3.

Москва столи ца. Достопримечательности Москвы. Страницы истории Москвы.

1

0

0


Рассказ учителя по теме «История возникновения Москвы»;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru Урок 31 / 2 класс "Путешествие по Москве"

1.4.

Города России. Свой регион и его столица на карте РФ.

2

0

1


Работа с картой: Россия, Москва, Санкт- Петербург, наш регион на карте РФ;

Устный опрос; Контрольная работа; Практическая работа;

https://resh.edu.ru Урок 1/2 класс "Родная страна, город и село"

1.5.

Россия многонациональное государство. Народы России, их традиции, обычаи, праздники.

1

0

0


Чтение текстов учебника о народах России, об их традициях, обычаях, праздниках;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru

1.6.

Родной край, его природные и культурные достопримечательности.

1

0

0


Составление сообщения об истории родного края (при помощи взрослых, с использованием дополнительных источников информации);

Устный опрос;

https://resh.edu.ru

1.7.

Значимые события истории родного края. Свой регион и его главный город на карте.

1

0

1


Составление сообщения об истории родного края (при помощи взрослых, с использованием дополнительных источников информации);

Устный опрос;

https://resh.edu.ru

1.8.

Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в жизни человека и общества.

2

0

0


Учебный диалог по теме «Зачем чело век трудится?»;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru

1.9.

Семья коллектив. Семейное древо. Семейные ценности. и традиции.

2

0

1


Учебный диалог по теме «Послушаем друг друга, расскажем о своей семье»; Практическая работа по теме «Составление схемы родословного древа семьи»;

Устный опрос; Практическая работа;

https://resh.edu.ru Урок 23 / 2 класс "Наша дружная семья"

1.10.

Совместный труд и отдых. Участие детей в делах семьи.

1

0

1


Обсуждение обязанностей в семье, семейных традиций, совместный труд и отдых;

Устный опрос; Практическая работа;

https://resh.edu.ru

1.11.

Правила культурного поведения в общественных местах.

1

0

1


Учебный диалог по теме «Оцени себя — умеешь ли ты сдерживать эмоции?»;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru Урок 24 / 2 класс "В школе.

Правила вежливости"

1.12

Доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мнению

и особенностям других людей главные правила взаимоотношений членов общества.

1

1

0


Анализ ситуаций, раскрывающих примеры гуманного отношения к людям;

Контрольная работа;

https://resh.edu.ru

Итого по разделу

15


Раздел 2. Человек и природа.

2.1.

Наблюдения, опыты, измерения. Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты.

3

1

1


Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) на тему «Звёздное небо Созвездия»;

Устный опрос; Контрольная работа;

https://resh.edu.ru Урок 6/2 класс "Звёздное небо"

2.2.

Чем Земля отличается от других планет. Условия жизни на Земле.

2

0

0


Учебный диалог по теме «Чем Земля отличается от других планет»;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru

2.3.

Изображения Земли: глобус, карта, план.

2

0

1


Практическая работа с глобусом;

Устный опрос; Практическая работа;

https://resh.edu.ru Урок 8 / 1 класс "Наша планета Земля"

2.4.

Карта мира. Материки, океаны.

3

1

2


Рассказ учителя, работа с текстом учебника: описание и особенности океанов и материков на Земле;

Практическая работа с картой: «Как показывать объекты на настенной карте»;

Устный опрос; Контрольная работа; Практическая работа;

https://resh.edu.ru Урок 30 / 2 класс "Россия на карте"

2.5.

Определение сторон горизонта при помощи компаса. Компас, его устройство, ориентирование на местности.

1

0

1


Рассказ учителя об особенностях ориентирования на местности по природным признакам;

Солнцу; компасу.;

Устный опрос; Практическая работа;

https://resh.edu.ru

2.6.

Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы.

3

0

0


Коммуникативная деятельность: описание растений по иллюстрациям и живым объектам;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru

2.7.

Дикорастущие и культурные растения.

4

0

0


Классификация растений (по иллюстрациям): дикорастущие — культурные;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru Урок 9/2 класс "Дикорастущие и культурные растения"

2.8.

Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни растения.

5

0

1


Работа в группах с иллюстративным материалом: составление коллективного рассказа по теме «Каким бывает растение в разные сезоны»;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru

2.9.

Мир животных (фауна).

1

0

0


Дидактическая игра по теме «Угадай животное по описанию»;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru


2.10.

Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся: общая характеристика (особенности внешнего вида, движений, питания, размножения).

8

1

0


Учебный диалог с использованием иллюстративного материала по теме «Как живут животные в разные времена года»;

Работа в группах: подготовьте вопросы о жизни животных для других групп;

Рассказ учителя.;

Устный опрос; Контрольная работа;

https://resh.edu.ru

2.11.

Сезонная жизнь животных.

1

0

1


Учебный диалог с использованием иллюстративного материала по теме «Как живут животные в разные времена года»;

Устный опрос; Практическая работа;

https://resh.edu.ru

2.12

Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги.

1

0

1


Учебный диалог по теме «Что такое Красная книга?»;

Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) на тему: «Растения и животные Красной книги»;

Рассказ учителя: «Растения и животные нашего края, занесённые в Красную книгу»; Коллективное составление памятки по теме

«Правила поведения в заповедных местах»; Работа в группе: чтение текстов учебника и использование полученной информации для подготовки собственного рассказа о Красной книге;

Коллективное составление плана рассказа о редком растении и животном;

Устный опрос; Практическая работа;

https://resh.edu.ru Урок 11/2 класс "Красная книга"

2.13

Заповедники, природные парки. Охрана природы. Правила нравственного поведения на природе.

1

0

0


Коллективное составление плана рассказа о редком растении и животном;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru

Итого по разделу

35


Раздел 3. Правила безопасной жизни.

3.1.

Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной активности) и рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион питания).

5

1

1


Учебный диалог по теме «Зачем нужен режим дня? Почему нужно правильно питаться?»;

Устный опрос; Контрольная работа; Практическая работа;

https://resh.edu.ru

3.2.

Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

1

0

1


Беседа по теме: "Как сохранить своё здоровье?";

Устный опрос; Практическая работа;

https://resh.edu.ru

3.3.

Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приёмах пищи, а также на пришкольной территории).

3

0

1


Беседа по теме «Что может случиться на прогулке, на игровой площадке, дома и в школе, если не соблюдать правила безопасности»;

Устный опрос; Практическая работа;

https://resh.edu.ru


3.4.

Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро. Номера телефонов экстренной помощи.

1

0

1


Анализ дорожных ситуаций.;

Беседа по теме «Правила поведения в общественном транспорте»;

Устный опрос; Практическая работа;

https://resh.edu.ru Урок 19 / 2 класс "Берегись автомобиля ! "

3.5.

Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в Интернете (коммуникация в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет.

2

0

0


Практическая работа по теме «Правила пользования компьютером»;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru

Итого по разделу

12


Резервное время

6


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

6

17



ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Виды, формы контроля

всего

контрольные работы

практические работы

1.

Наблюдения, опыты, измерения.

1

0

1


Устный опрос; Практическая работа;

2.

Осенние работы на пришкольном участке.

1

0

1


Устный опрос; Практическая работа;

3.

Изображения Земли: глобус, карта, план. Почему на Земле день сменяется ночью?

1

0

1


Устный опрос; Практическая работа;

4.

Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба.

1

0

0


Устный опрос;

5.

Планеты.

1

1

0


Устный опрос; Контрольная работа;

6.

Движение Земли вокруг Солнца.

1

0

0


Устный опрос;

7.

Как связаны живая и неживая природа?

1

0

0


Устный опрос;

8.

Чем Земля отличается от других планет. Условия жизни на Земле.

1

0

0


Устный опрос;

9.

Карта мира. Материки.

1

0

1


Практическая работа;

10.

Карта мира. Океаны.

1

0

1


Практическая работа;

11.

Обобщение по теме: "Карта мира. Материки, океаны".

1

1

0


Контрольная работа;

12.

Определение сторон горизонта при помощи компаса. Компас, его устройство, ориентирование на местности.

1

0

1


Практическая работа;

13.

Условия, необходимые для развития растений.

1

0

0


Устный опрос;

14.

Корень, стебель и лист.

1

0

0


Устный опрос;

15.

Питание растений

1

0

0


Устный опрос;

16.

Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы.

1

0

0


Устный опрос;

17.

Цветковые и хвойные растения

1

0

0


Устный опрос;

18.

Папоротники, мхи и водоросли

1

0

0


Устный опрос;

19.

Красная книга России, её значение, отдельные

представители растений и животных Красной книги. Правила поведения на природе. Красная книга Вологодской области.

1

0

1


Практическая работа;

20.

Дикорастущие и культурные растения. Для чего люди выращивают культурные растения?

1

0

0


Устный опрос;

21.

Какие части культурных растений используют люди?

1

0

0


Устный опрос;

22.

Можно ли все огородные растения высаживать одновременно? От чего зависит урожай зерновых?

1

0

0


Устный опрос;

23.

Растения сада. Сколько живут растения?

Размножение растений своими частями.

1

0

0


Устный опрос;

24.

Обобщение по теме

«Культурные растения. Продолжительность жизни растений»

1

0

0


Устный опрос;

25.

Грибы. Можно вырастить грибы на кусочке хлеба?

1

0

0


Устный опрос;


26.

Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Грибы Вологодского края. Как правильно собирать грибы?

1

0

0


Устный опрос;

27.

Мир животных (фауна). Разнообразие животных.

1

0

0


Устный опрос;

28.

Насекомые, общая характеристика (особенности внешнего вида, движений, питания, размножения). Насекомые Вологодского края.

1

0

0


Устный опрос;

29.

Рыбы, общая характеристика (особенности внешнего вида, движений, питания, размножения). Рыбы вологодского края.

1

0

0


Устный опрос;

30.

Земноводные, общая характеристика (особенности внешнего вида, движений, питания, размножения).

Земноводные Вологодского края.

1

0

0


Устный опрос;

31.

Пресмыкающиеся, общая характеристика (особенности внешнего вида, движений, питания, размножения).

Пресмыкающиеся Вологодского края.

1

0

0


Устный опрос;

32.

Птицы, общая характеристика (особенности внешнего вида, движений, питания, размножения). Знакомство с представителями Вологодского края.

1

0

0


Устный опрос;


33.

Звери, общая характеристика (особенности внешнего вида, движений, питания, размножения). Знакомство с представителями Вологодского края. Как животные защищаются.

1

0

0


Устный опрос;

34.

Домашние животные. Живой уголок. Значение диких животных.. Человек в ответе не только за тех, кого приручил.

1

0

0


Устный опрос;

35.

Заповедники, природные парки. Охрана природы. Правила нравственного поведения на

природе. Заповедники или заказники родного края.

1

0

0


Устный опрос;

36.

Обобщение по теме

«Человек и животные».

1

1

0


Контрольная работа;

37.

Человек разумный - часть природы. Про тебя.

1

0

0


Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;

38.

Что умеет человек?

1

0

0


Устный опрос;

39.

Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной активности) и рациональное питание (количество приёмов

пищи и рацион питания). Расти здоровым.

1

0

0


Устный опрос;

40.

Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной активности) и рациональное питание (количество приёмов

пищи и рацион питания). Питание и здоровье.

1

0

1


Практическая работа;


41.

Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной активности) и рациональное питание (количество приёмов

пищи и рацион питания). От кого зависит твой режим дня?

1

0

0


Устный опрос;

42.

Чистота – залог здоровья.

1

0

0


Устный опрос;

43.

Берегись простуды!

1

0

0


Устный опрос;

44.

Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

1

0

1


Практическая работа;

45.

Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приёмах пищи, а также на пришкольной территории).

1

0

1


Практическая работа;

46.

Урок – практикум «Твоя безопасность на улице».

1

0

1


Практическая работа;

47.

Твоя безопасность дома

1

0

0


Устный опрос;

48.

Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро. Номера телефонов экстренной помощи.

1

0

1


Практическая работа;

49.

Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в Интернете (коммуникация в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет.

1

0

0


Устный опрос;

50.

Обобщение по теме «Как уберечь себя от беды?»

1

0

0


Устный опрос;


51.

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Россия и её столица на карте. Имя города, села, посёлка.

1

1

0


Контрольная работа;

52.

Государственные символы России, символика своего региона.

1

0

0


Устный опрос;

53.

Москва — столица. Достопримечательности Москвы. Страницы истории Москвы. История Московского Кремля.

1

0

0


Устный опрос;

54.

Города России. Свой регион и его столица на карте РФ.

1

0

0


Устный опрос;

55.

Экскурсия в город.

1

0

1


Практическая работа;

56.

Россия — многонациональное государство. Народы России, их традиции, обычаи, праздники.

1

0

0


Устный опрос;

57.

Родной край, его природные и культурные достопримечательности.

1

0

0


Устный опрос;

58.

Значимые события истории родного края. Свой регион и его главный город на карте.

1

0

1


Практическая работа;

59.

Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в жизни человека и общества.

1

0

0


Устный опрос;

60.

Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в жизни человека и общества.

1

0

0


Устный опрос;


61.

Семья — коллектив. Семейное древо. Семейные ценности. и традиции.

1

0

1


Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;

62.

Общий дедушка.

1

0

0


Устный опрос;

63.

Совместный труд и отдых. Участие детей в делах семьи.

1

0

1


Практическая работа;

64.

Правила культурного поведения в общественных местах.

1

0

1


Практическая работа;

65.

Доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мнению и особенностям других людей — главные правила взаимоотношений членов общества.

1

1

0


Контрольная работа;

66.

День Победы День Конституции.

1

0

0


Устный опрос;

67.

Годовая контрольная работа.

1

1

0


Контрольная работа;

68.

Обобщение по теме «В родном краю!»

1

0

0


Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

6

17



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Окружающий мир (в 2 частях), 2 класс /Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Издательство

«Академкнига/Учебник»; Введите свой вариант:

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Федотова О.Н., Трафимова Г.В. Окружающий мир, учебник

Окружающий мир, 2 класс. Методическое пособие, Федотова О.Н.,Кудрова Л.Г.


ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Ресурсы РЭШ

http://www.it-n.ru Здесь Вы найдете всевозможные материалы и ресурсы, касающиеся использования ИКТ в учебном процессе. Сообщество учителей начальной школы - «ИКТ в начальной школе» http://interneturok.ru Видеоуроки по основным предметам школьной программы.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе. Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой.

Мультимедийный компьютер. Цифровая лаборатория

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ
  1. Классная магнитная доска.

  2. Настенная доска с приспособлением для крепления картинок.

  3. Колонки.

  4. Компьютер. 5.Термометр.

  1. Гербарий.

  2. Колбы.

  3. Пробирки.

  4. Штатив.

  5. Географическая карта.

  6. Глобус.