МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ ВЕЧЕРНЯЯ ШКОЛА № 2»
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании ШМО Зам. директора по УВР приказ директора
Протокол № ___ _________Л.В. Ибатуллина __ _______ Т.А. Бачюлене
« » ________ 2021 г. « » ___________2021 г. « » __________ 2021 г.
Рабочая программа
индивидуально-групповых занятий
Курс «Психология: Познай себя (начальный этап)»
(8 класс)
Составитель
Езимова И.И., педагог-психолог,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Екатеринбург
2021 г.
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ «ПСИХОЛОГИЯ: ПОЗНАЙ СЕБЯ (НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП)» (8 КЛ.)
Данный курс индивидуально-групповых занятий по психологии предлагается обучающимся 8 класса как начальный этап знакомства с психологической наукой и одна из возможностей «плавной» адаптации и социализации в новом для школьников образовательном пространстве, повышения личностной компетентности в поисках и коррекции жизненного пути, а также самопознания, развития коммуникативных навыков, способов творческой деятельности и ресоциализации в последующем после отбывания наказания в ФКУ ИК-10.
Занятия по предлагаемой Программе формируют у восьмиклассников новые знания в сфере психологии, развивают самосознание, чувство собственного достоинства, адекватную самооценку; помогают раскрыть сущность личностной направленности (потребностей, желаний, целей, смыслов, идеалов, ценностных ориентаций); способствуют развитию эмоциональной сферы (чувств, переживаний, настроений) и пониманию чувств и переживаний других людей.
В программе курса больше времени отводится на активные формы работы в связи с тем, что одной из главных задач занятий с обучающимися является формирование устойчивых навыков конструктивного общения, развитии социальной компетентности. Психотехнические игры, элементы психологического тренинга, разыгрывание ситуаций и ролевые игры позволяют учащимся получить «обратную связь», сформировать навыки анализа интересов, чувств, мотивов партнеров по общению, а также навыки конструктивного ведения диалога.
Программа предполагает дискуссии, игры, в ходе которых учащиеся будут иметь возможность проверить эффективность различных моделей поведения, отработать навыки принятия решения. В практические занятия включён блок упражнений, способствующих развитию мышления, воображения; упражнений и игр, требующих взаимодействия и сотрудничества, совместного поиска решений или их вариантов.
Рабочая программа курса психологии ориентирована на индивидуальные занятия и групповую форму работы. Планируемые результаты освоения курса носят личностный характер.
Программа индивидуально-групповых занятий (начальный этап) в текущем учебном году рассчитана на 17 часов: соответственно по 0.5 часа в неделю.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В тексте Федерального государственного образовательного стандарта основного и среднего общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания образования, является гуманистическая направленность. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности школьника, его творческого потенциала. Современному обществу нужна активная, мыслящая молодёжь, умеющая взять на себя ответственность, дать оценку себе и своим современникам, принимать осознанное решение по различным вопросам. Настоящая Программа, составленная на основе авторской программы под редакцией И.В. Дубровиной, является перспективной и функциональной, имеющей потенциал совершенствования и гибкого реагирования на различные изменения, происходящие в социуме.
Цель программы: создание условий для адаптации школьников к новым условиям обучения в вечерней школе на базе ФКУ ИК-10; обеспечения индивидуального подхода к каждому ученику; формирования и развития личности; пропаганда здорового образа жизни; оказание помощи в социализации/ресоциализации личности, профессиональном самоопределении.
Программа направлена на решение следующих задач:
обеспечение обучающегося средствами самопознания;
повышения представлений школьника о собственной значимости, ценности;
укрепление у него чувства собственного достоинства;
развитие навыков и умений, необходимых для уверенного поведения, для преодоления затруднений в учебе, в общении;
формирование мотивации самовоспитания и саморазвития.
Программа рассчитана на учеников вечерней школы 19 – 29 лет, так как основной контингент обучающихся 8-12 классов в ГКОУ СО «Екатеринбургская вечерняя школа № 2» при ФКУ ИК-10 составляют школьники именно такого возраста. Недельная нагрузка – 0.5 часа. Срок реализации программы – 1 год. Количество учащихся в группе до 15 человек. Состав участников может меняться.
Мониторинг программы направлен на отслеживание адаптации обучающихся, их социализации в новом образовательном пространстве и последующей ресоциализации при освобождении из ФКУ ИК-10, а также личных достижений школьников.
Форма занятий: индивидуальная и групповая. Занятия теоретические и практические. Занятия проходят в форме бесед, тестирований, тренингов, социально-психологических ролевых игр.
Организационно-методическое обеспечение программы.
Занятия проводятся в хорошо оснащенном кабинете, где имеются компьютер, проектор, телевизор, библиотечка психолога с необходимой психологической и художественной литературой, видеотека с воспитательной, профориентационной и психологической тематикой.
Прогностическая оценка индивидуально-групповых занятий по предлагаемой программе «Психология: Познай себя (начальный этап)».
После вовлечения в деятельность по освоению названной программы у учащихся предполагается развить психологическое мышление, достичь психологического комфорта, ознакомить с методами выхода из трудных жизненных ситуаций, ускорить адаптационные процессы к новым условиям обучения.
Программа призвана развивать в школьниках определенные качества, которые можно объединить в понятие социальная компетентность.
Под социальной компетентностью понимается следующее:
Умение принимать решение и делать выбор.
Готовность брать на себя ответственность за свой выбор и свои поступки.
Способность конструктивно строить свои взаимоотношения с окружающими.
Умение анализировать ситуацию, мотивы, интересы, чувства, поступки других.
Вера в себя, свои способности и собственную возможность быть эффективным в избранных сферах деятельности;
Умение быть независимым, отстаивать свою позицию конструктивными способами.
Способность ставить перед собой близкие и дальние цели, вырабатывать способы их достижения.
Осознание возможности и необходимости быть субъектом общественной жизни и деятельности.
Все эти качества свойственны людям, имеющим позитивное отношение к себе (Я-концепцию), чувство собственного достоинства.
Методической особенностью данной программы является проблемно-диалогический подход в обучении. Особую роль в творческом освоении новых знаний старшеклассниками имеют проблемные вопросы. Их постановка позволяет включить учащихся в обсуждение, побудить высказать свою точку зрения, задуматься о неожиданных аспектах привычных событий или отношений. Выслушивая разные мнения, педагог-психолог должен поощрять активность учащихся, удерживаться от критических замечаний и категоричных оценок.
Диалогический характер обучения призван способствовать самостоятельному «открытию» школьниками различных аспектов психологических явлений и фактов; осознанию необходимости учета позиций, мнений, интересов и потребностей других людей в процессе межличностного взаимодействия, преимуществ конструктивных взаимоотношений с людьми для достижения собственных жизненных целей.
Основным принципом осуществления данной Программы является создание атмосферы доверия и раскрепощенности, обстановки творческого поиска, в которой обучающиеся смогут свободно высказывать свое мнение, разыгрывать ситуации, участвовать в ролевых играх, выполнять упражнения, что требует от преподавателя владения активными методами обучения, умения вести дискуссии, обсуждения, организовывать работу в малых группах, применять элементы психологического тренинга.
При проведении уроков преподаватель/психолог выступает как фасилитатор – человек, организующей конструктивное общение участников, что предполагает применение навыков активного слушания, гибкости и творческого подхода.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
В СООТВЕТСТВИИ С ПРИНЦИПАМИ ФГОС
В результате изучения данного курса обучающиеся получают возможность формирования метапредметных результатов.
Личностные УУД: в психологии личностные результаты определяются как качественные особенности психики, т.е. психические новообразования. Они определяют сознание школьников, его отношение к окружающей действительности, обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся в социальных ролях и межличностных отношениях, принимать нормы поведения в обществе, правильно оценивать себя и свои поступки, объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей, а также самостоятельно определяться в жизненных ценностях и действовать в соответствии с ними.
Коммуникативные УУД: осуществление коммуникативного взаимодействия, учет разных мнений и позиций собеседников; организация сотрудничества; использование большого арсенала коммуникативно-речевых стратегий и тактик устно-речевого общения, передачи информации.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. Регулятивные УУД обеспечивают возможность управлять своей познавательной и учебной деятельностью, способствуют последовательному переходу к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности для будущего профессионального образования.
Специальные умения и навыки
Распознавания эмоционального состояния людей.
Использование в общении различных речевых средств.
Анализ проявления психологических защит в поведении человека.
Преодоления барьеров в общении.
Конструктивно реагировать на негативные эмоции партнеров.
Умение строить отношения с окружающими.
Умение быть толерантным.
Способность к рефлексии и самосовершенствованию.
Выработка собственной личностной позиции.
Способность конструктивно строить взаимоотношения с окружающими.
Осознание возможности и необходимости быть субъектом общественной жизни.
Основное содержание программы
Особенности содержания курса «Психология: Познай себя (начальный этап» для обучающихся вечерней школы 19-20 лет. Содержание данной части в большей степени отводится на использование активных форм работы в связи с тем, что одной из главных задач курса является формирование устойчивых навыков конструктивного общения, развитие социальной компетентности.
При освоении технологий эффективной коммуникации внимание уделяется анализу конфликтных ситуаций, отработке навыков конструктивного общения в деловом, личностном и семейном общении.
Каждая тема содержит материал, который отрабатывается в течение одного занятия. В структуре каждого занятия традиционно выделяется следующие этапы хода учебной деятельности: целеполагание, ознакомление с новым материалом, практическая работа по теме, рефлексия и подведение итогов.
Формы и методы, используемые на занятиях: обсуждение проблемных вопросов; дискуссии; анализ ситуаций; имитационные и ролевые игры; элементы социально-психологического тренинга; психогимнастика; рисуночные методы; техники и приемы саморегуляции; метод направленного воображения и другие; проведение и анализ результатов ролевых игр, психологического тестирования.
Оценочная деятельность в освоении Программы.
Учитывая основные цели и задачи настоящей Программы индивидуально-групповых занятий, формализованная (отметочная) система оценивания не используется. При организации диалога с обучающимися, их ответах на проблемные вопросы, высказываниях во время дискуссий, выполнении тестов и упражнений, а также подготовке презентаций применение системы оценок также нецелесообразно.
Учебно-методическое обеспечение, интернет-ресурсы:
Базовый учебник | Дополнительная литература для учителя и учащихся | Перечень интернет-ресурсов и других электронных информационных источников |
НЕТ | Для учителя: Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 г. Реан А.А., Гатанов Ю.Б., Баранов А.А. «Психология 8-11 класс. Учебник». – СПб.: Издательство «Питер», 2007. Для учащихся: Крысько В.Г. Социальная психология: словарь - справочник. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2007. Платонов К. «Занимательная психология». – СПб.: Издательство «Питер», 2003. Платонов К. Краткий психологический словарь, М.: АСТ, 2005. Зуева Ф.А. Основы профессионального самоопределения. Предпрофильная подготовка. – Челябинск: Взгляд, 2008. | http://5fan.ru/wievjob.php?id=10551 http://moikompas.ru/compas/temperament http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=992 http://pro-psixology.ru/edinstvo-mira-i-problema-razvitiya-psixiki/20-tipologiya-i-teorii-emperamenta.html http://pro-psixology.ru/glava1/21-kratkij-yekskurs-v-istoriyu-psixologii.html http://psychotype.ru/article/a-15.html http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-3338/ http://www.jv.ru/blog/entry/26398 http://www.mirpozitiva.ru/topics/topics44.html http://ru.wikipedia. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ (8 КЛАСС)
№ п/п | № ур. | Наименование раздела, темы | Предметные результаты и основные понятия | Требования к уровню подготовки учащихся | План (неделя) | Факт (дата) |
ВВЕДЕНИЕ (1 ЧАС) |
1 | 1 | Знакомство. Цели и задачи индивидуально-групповых занятий. Ожидания. | Формирование общих представлений о психологии как науке. Пробуждение интереса к другим людям и самому себе | Личностные: формирование «стартовой» мотивации к занятиям по психологии, желания научиться «видеть» других людей вокруг себя; формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности Метапредметные: Познавательные: уметь выделять необходимую информацию из учебника/лекции/беседы; определять понятия, создавать обобщения. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной/справочной литературе. | 1 неделя | |
РАЗДЕЛ 1: АДАПТАЦИЯ, ДЕЗАДАПТАЦИЯ И РЕАДАПТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА (4 ЧАСА) |
2 | 1 | Адаптация человека, ее место и роль в социальном развитии, социализации | Психологическая терминология по теме занятия. Адаптационные возможности личности. | Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общества и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. Метапредметные: Познавательные: уметь определять понятия, создавать обобщения. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; формулировать и удерживать учебную задачу. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи. | 2 неделя | |
3 | 2 | Дезадаптация человека, ее причины, предупреждение и преодоление | Терминология и понятия по теме. Определение личности. Индивид. Человек и общество. Личность. Индивидуальность. | Личностные: формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, познанию законов психологии. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. . Формирование ответственного отношения к учению на на Метапредметные: Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию; уметь ставить и формулировать проблему. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность; проявлять способность к волевому усилию. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, уметь аргументировать свою точку зрения. | 3 неделя | |
4 | 3 | Взаимосвязь адаптации и социализации, дезадаптации и десоциализации. | Терминология по теме занятия Взаимозависимость адаптации и социализации. Самопознание, потребность в самопознании, источники самопознания; социальное сравнение | Личностные: формирование мотивации к обучению, к индивидуальной и коллективной творческой деятельности. Метапредметные: Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из различных источников; определять понятия, создавать обобщения. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной/справочной литературе. | 4 неделя | |
РАЗДЕЛ 2: СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ И СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ (13 ЧАСОВ) |
5 | 1 | Общение. Структура и средства общения. Позиции в общении | Психологическая терминология по теме занятия. Общение как неотъемлемая часть человеческого в человеке. | Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку. Метапредметные: Познавательные: уметь структурировать знания, извлекать необходимую информацию из прослушанного или из прочитанного текста; уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения практических задач. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний; планировать алгоритм ответа/действия, работать самостоятельно. Коммуникативные: формировать собственную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. | 5 неделя | |
6 | 2 | Вербальные и невербальные средства общения. | Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Терминология по теме занятия Характеристики средств общения. | Личностные: формирование уважительного и доброжелательного отношения к мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, религии, традициям, языкам; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. Метапредметные: Познавательные: уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием; уметь устанавливать аналогии при решении ситуативных задач. Регулятивные: уметь выполнять учебные действия; планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | 6 неделя | |
7 | 3 | Стили общения. Манипулирова ние. | Психологическая терминология и понятия по теме занятия. Стили общения: примитивный, деловой, общение-диалог, манипулятивный. | Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля; устойчивой мотивации к обучению и самосовершенствованию; выполнения задачи при консультативной помощи психолога. Метапредметные: Познавательные: уметь самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, уметь ставить и формулировать проблему. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность; проявлять способность к волевому усилию. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач; уметь аргументировать свою точку зрения | 7 неделя | |
8 | 4 | Умение сказать «Нет». | Жизненная стойкость, нравственные ценности, совесть. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни. | Личностные: освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества. Метапредметные: Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию; уметь выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа; уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено. Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки окружающих; уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено. | 9 неделя | |
9 | 5 | Механизмы межличностного восприятия. Каналы восприятия мира человеком. | Психологическая терминология по теме занятия. Виды информации. Каналы обработки информации. | Предметные: освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; стремление к поиску наиболее эффективных способов деятельности. Метапредметные: Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из беседы, лекции, учебного пособия; определять понятия, создавать обобщения; уметь объяснять значение изученного, выбирать материал для чтения/изучения в зависимости от поставленной цели, определять понятия. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность; выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к психологу, учебной литературе; строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи. | 10 неделя | |
10 | 6 | Психологические защиты. | Психологическая терминология и понятия: отрицание, вытеснение, регрессия, компенсация, проекция, замещение, интеллектуализация, реактивное образование. Фрейд о механизмах психологической защиты. | 11 неделя | |
11 | 7 | Барьеры в общении. | Терминология и понятия по теме занятия: угрозы, похвала, приказы, соревнование, негативная критика, оскорбления, советы не вовремя и т.д. Понимание психологических механизмов постановки барьеров. | Личностные: формирование устойчивой мотивации к коллективной творческой деятельности. Метапредметные: Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию; уметь выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа; уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено. Коммуникативные: формировать навыки коллективного взаимодействия при самодиагностике; уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности. | 12 неделя | |
12 | 8 | Эмоции и чувства человека. | Психологические термины по теме занятия: чувства, эмоции, эмпатия. Способы выражения чувств. | Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. Метапредметные: Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию; уметь выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа; уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено. Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки окружающих. | 13 неделя | |
13 | 9 | Практикум: Конструктивное общение. Контроль эмоций. | Психологические термины по теме занятия: чувства, эмоции, эмпатия. Способы выражения чувств. | Личностные: освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; стремление к поиску наиболее эффективных способов деятельности. Метапредметные: Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного; узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием (формировать умения работать по алгоритмам); уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения ситуативных задач. Регулятивные: уметь анализировать и осознавать усвоенный материал, качество и уровень усвоения. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; формировать навыки коллективного взаимодействия; уметь формулировать своё мнение и свою позицию. | 14 неделя | |
14 | 10 | Практикум: Всегда ли люди слышат друг друга? | Активное и пассивное слушание. | 15 неделя | |
15 | 11 | Практикум: как не вступить в конфликт и как выйти из него? | Самопрезентация. Приемы расположения к себе. | 16 неделя | |
16 | 12 | Рефлексия. Кто я? Какой я? Навыки бесконфликтного поведения. | Самохарактеристика. | Личностные: формирование устойчивой мотивации к коллективной творческой деятельности. Метапредметные: Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию; уметь выделять и формулировать личностно значимые цели и задачи. Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа; уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено. Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки окружающих, овладевать умениями диалогической речи. | 17 неделя | |
17 | 13 | Резервный урок | | | | |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПЛАНИРОВАНИЕ «ПСИХОЛОГИЯ: ПОЗНАЙ СЕБЯ (НАЧАЛЬНЫЙ КУРС)»
№ занятия | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата проведения |
План | Факт |
ВВЕДЕНИЕ (1 ЧАС) |
1 | Знакомство. Цели и задачи курса. Ожидания. | 1 | | |
РАЗДЕЛ 1: АДАПТАЦИЯ, ДЕЗАДАПТАЦИЯ И РЕАДАПТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА (4 ЧАСА) |
2 | Адаптация человека, ее место и роль в социальном развитии, социализации. | 1 | | |
3 | Дезадаптация человека, ее причины, предупреждение и преодоление. | 1 | | |
4 | Взаимосвязь адаптации и социализации, дезадаптации и десоциализации. | 1 | | |
РАЗДЕЛ 2: СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ И СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ (13 ЧАСОВ) |
5 | Общение. Структура и средства общения. Позиции в общении | 1 | | |
6 | Вербальные и невербальные средства общения. | 1 | | |
7 | Стили общения. Манипулирование. | 1 | | |
8 | Умение сказать «Нет». | 1 | | |
9 | Механизмы межличностного восприятия. Каналы восприятия мира человеком. | 1 | | |
10 | Психологические защиты. | 1 | | |
11 | Барьеры в общении. | 1 | | |
12 | Эмоции и чувства человека. | 1 | | |
13 | Практикум: Конструктивное общение. Контроль эмоций. | 1 | | |
14 | Практикум: Всегда ли люди слышат друг друга? | 1 | | |
15 | Практикум: как не вступить в конфликт и как выйти из него? | 1 | | |
16 | Рефлексия. Кто я? Какой я? Навыки бесконфликтного поведения. | 1 | | |
17 | Резервный урок. | 1 | | |
ИТОГО ЧАСОВ | 17 | | |