СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по подготовке к ОГЭ "На пути к грамотности" (35 ч)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по подготовке к ОГЭ по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по подготовке к ОГЭ "На пути к грамотности" (35 ч)»






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


индивидуально-групповых занятий (ИГЗ)

по подготовке к ОГЭ

для учащихся 9 класса


«На пути к грамотности»




Пояснительная записка


Статус документа


Рабочая программа ИГЗ по русскому языку для 9 класса разработана в соответствии с федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г.,

  • приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,

  • приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. №1644«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17.12.2010 г. № 1897»,

  • приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17.12.2010 г. № 1897»,

  • федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования;

  • учебным планом Лицея;

  • на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, примерной программы по русскому языку для 5-9 классов . (Стандарты второго поколения. - М.: Просвещение, 2010);

  • с учетом гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».


Программа ИГЗ «На пути к грамотности» предназначена для учащихся 9 класса, готовящихся сдавать экзамен по русскому языку в формате ОГЭ. Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта.

В современном мире востребованы грамотные люди, способные логично и точно формулировать свои мысли. Данная рабочая программа помогает учащимся комплексно использовать знания по орфографии, синтаксису, пунктуации, овладеть навыками речи, учит избегать грамматических и речевых ошибок, строить высказывания с соблюдением норм, составлять тексты и сообщения, редактировать их.






Структура курса:

Программа включает 5 разделов:

1. Введение. Структура экзаменационной работы по русскому языку в формате ОГЭ.

2. Построение сжатого изложения.

3. Орфография.

4. Пунктуация.

5.Тренировочные тесты в формате ОГЭ.

Программа кружка опирается на те знания, умения и навыки, которые были получены учащимися в процессе изучения базового курса русского языка.

Основные формы организации кружковых занятий – семинары и практические занятия. Формами контроля за достижениями учащихся служат самостоятельно подготовленные сообщения, презентации, письменные работы и тесты в формате ОГЭ.




Цель изучения курса

Данная программа нацелена на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, социокультурного деятельного подхода к обучению русскому языку; направлен на обеспечение качественной подготовки учащихся по предмету на основе обобщения и систематизации знаний и совершенствования различного вида компетенций по текстоведению, имеющих важнейшее значение для формирования коммуникативной личности; на помощь учащимся разобраться в трудных вопросах орфографии и пунктуации, систематизации знаний по этим разделам, отработке шагов и звеньев для решения конкретной орфографической или пунктуационной задачи в целом, подготовке учащихся к успешному прохождению государственной итоговой аттестации.

Задачи изучения курса

Основные образовательные задачи курса:

  • расширить знания по русскому языку, предусматривающие формирование устойчивого интереса к предмету;

  • повысить уровень логического мышления учащихся;

  • создать условия для формирования языковой компетенции ;

  • восполнить пробелы по указанным выше разделам лингвистики;

  • выработать навык комплексного анализа текста;

  • совершенствовать навыки работы над изложением.


Развивающие задачи курса:

  • развивать умение применять алгоритм решения орфографической и пунктуационной задачи;

  • способствовать развитию речи учащихся;

  • совершенствовать навык работы с книгой (учебником, словарем, справочной литературой);

  • способствовать эффективной подготовке учащихся к итоговой аттестации по русскому языку.


Воспитательные задачи курса:

  • формировать ключевые компетенции;

  • повышать интерес к гуманитарному образованию;

  • воспитывать грамотного гражданина РФ.


По окончании курса учащиеся должны знать:

  • принципы русской орфографии и пунктуации;

  • основные орфографические и пунктуационные правила, ранее представлявшие определенную трудность;

  • алгоритм написания сжатого изложения.


По окончании курса учащиеся должны уметь:

  • использовать основные приемы информационной переработки текста;

  • оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления;


  • использовать основные словари, справочники, необходимые для совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности;

  • применять теоретические знания по разделам «Орфография» и «Пунктуация» на практике.

  • применять алгоритм написания сжатого изложения;

  • уметь работать с текстами ОГЭ по русскому языку;

  • грамотно, свободно и эстетично излагать свои мысли в устной и письменной формах;

  • владеть предметными компетенциями (языковой, лингвистической, культуроведческой).



Место курса в учебном плане

В учебном плане заложена возможность личностной ориентации и индивидуализации образовательного процесса (вариативная часть) . В целях повышения грамотности и культуры речи обучающихся 9 класса  предложен  кружок «На пути к грамотности», который рассчитан на 34 часа: 1 ч в неделю.




Планируемые результаты


Главным результатом освоения курса является готовность учащихся к участию в ОГЭ. К концу данного курса учащиеся обобщают и закрепляют лексико-грамматический материал и отрабатывают определенные умения и навыки по всем разделам.


 Личностные: развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре; понимание роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей; формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик 9 класса научится:

• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

• планировать пути достижения целей;

• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

Ученик 9 класса получит возможность научиться:

• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

• построению жизненных планов во временной перспективе;

• при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик 9 класса научится:

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

Ученик 9 класса получит возможность научиться:

• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в сотрудничестве;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик 9 класса научится:

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Ученик 9 класса получит возможность научиться:

• основам рефлексивного чтения;

• ставить проблему, аргументировать её актуальность;

• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента

Предметные:  

Ученик 9 класса научится:

· владеть качествами хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство);

· моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

· расширять сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения;

· совершенствовать умение осуществлять речевой самоконтроль, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их;

· работать над расширением словарного запаса;

· применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.

Ученик 8 класса получит возможность научиться:

иметь представление:

- о роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей;

- о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

- о нормах речевого поведения в  различных сферах общения.

определять:

- основные понятия культуры речи, основные качества речи;

- показатели индивидуальной культуры человека;

- языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;

- изобразительные возможности словообразования, выразительные средства лексики и фразеологии, грамматические средства выразительности речи;

- основные нормы литературного языка;

- назначение речевого этикета;

- значение различных видов словарей в жизни человека.

- качества хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство).












СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Раздел 1. Введение. (1 час)

Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оценивания. Тренировочные задания по оформлению бланков.

Раздел 2. Построение сжатого изложения. (5 часов)

Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения.

Контроль знаний: построение сжатого изложения.

Раздел 3. Орфография.( 14 часов)

Орфограммы в корнях слов. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н – нн в различных частях речи. Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Правописание производных предлогов, союзов, частиц. Частицы НЕ-НИ. Текстовые иллюстрации орфографических норм.

Раздел 4. Пунктуация. (10 часов)

Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Однородные и неоднородные члены предложения. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении, в предложениях с обособленными обстоятельствами и определениями. Знаки препинания при обращении и прямой речи, оформлении цитат. Тире и двоеточие в предложениях. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.

Контроль знаний: тренировочные упражнения; тестовые задания в форме ОГЭ.

Раздел 5.Тестирование. (4 часа)

Систематизация знаний, умений, навыков по русскому языку при сдаче Государственной итоговой аттестации.




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

индивидуально-групповых занятий

по подготовке учащихся 9-х классов к ОГЭ

«НА ПУТИ К ГРАМОТНОСТИ»



Наименование разделов, тем

Количество часов

Теоретическая часть

Практическая часть

1

Введение.

1

1

-

2

Построение сжатого изложения.

5

5

1

3

Орфография.

14

11

3

4

Пунктуация.

10

8

2

5

Тестирование.

5

-

4


Итого

35

25

10





Календарно-тематическое планирование ИГЗ "На пути к грамотности"

35 часов (1 час в неделю)



№п/п

Темы занятий

Дата

по плану

Дата по

факту

1

I. Введение. Инструктаж по ТБ. Структура экзаменационной работы по русскому языку . Знакомство с демоверсией ОГЭ 2022



2

II. Построение сжатого изложения. Тема и проблема текста. Способы их формулирования.



3

Композиция текста. Абзацное членение. Представление об абзаце как микротексте.



4

Понятие о микротеме. Соотношение микротем текста и его абзацного строения.



5

Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении темы текста.



6

Основные способы сокращения текста: исключение, обобщение, упрощение.



7

Практическая работа № 1 «Написание сжатого изложения».



8

III. Орфография. Отработка 5 задания ОГЭ «Орфографический анализ». Строение орфографических правил. Алгоритмы их применения.



9

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне. 0,Ё после шипящих в корне.



10

Правописание чередующихся гласных в корне слова.




11

Правописание согласных в корне слова.



12

Практическая работа №2. «Орфограммы в корнях слов».



13

Практическая работа № 3. Правописание приставок. Изменяющиеся и неизменяющиеся на письме приставки. Написание приставок, зависящих от значения.



14

Правописание Н, НН в разных частях речи.



15

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.



16

Сложные слова. Слитные, раздельные, дефисные написания.



17

Правописание союзов, частиц, производных предлогов.



18

ТЕСТОВАЯ РАБОТА по разделу «Орфография» .



19

IV. Пунктуация

Пунктуация как система обязательных норм письменной речи (пунктуационная норма).



20

Знаки препинания в сложном предложении. Сочинительные и подчинительные союзы. Сложное предложение: союзное и бессоюзное.



21

Знаки препинания в ССП.



22

Трудные случаи употребления знаков препинания в СПП. Практическая работа № 7.



23

Знаки препинания при однородных и неоднородных членах предложения.



24

Трудные случаи употребления знаков препинания в предложениях с обособленными обстоятельствами и определениями.



25

Знаки препинания при обращении и прямой речи, оформлении цитат,



26

Тире и двоеточие в БСП.



27

Тестовая работа по разделу «Пунктуация».



28

Изучение структуры сочинения 9.1 (Сочинение на лингвистическую тему)



29

Изучение структуры сочинения 9.2 (Сочинение по цитате)



30

Изучение структуры сочинения 9.3 (Объяснение понятия)



31

Написание контрольного сочинения- рассуждения в формате ОГЭ.



32

Пробный тест в формате ОГЭ.



33

Работа над ошибками.



34

Пробный тест в формате ОГЭ.



35

Работа над ошибками.



















Список литературы для учителя


1. И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостева, Г.Т.Егораева. Русский язык. ОГЭ-9. Типовые тестовые задания. - М.: Экзамен, 2013.

2. Н.А.Сенина, С.В.Гармаш, С.А.Диденко, Г.Н.Кобякова. Русский язык 9 класс. Подготовка к ОГЭ. - Ростов-на-Дону: Легион, 2012.

3. Г.Т.Егораева. Русский язык. ОГЭ 9 класс. - М.: Экзамен, 2012.

4. Е.А.Гингель, Е.В.Бузина, Н.Ю.Бабанова (под редакцией И.П.Цыбулько) Русский язык. Тематический контроль ОГЭ ФГОС. 9 класс. - М.: Национальное образование, 2012.

5. Л.М.Рыбченкова, В.Л.Склярова. Русский язык. Сборник текстов - М.: Дрофа, 2010.

6. В.И.Капинос, Н.Н.Сергеева, М.С.Соловейчик. Изложения: тексты с лингвистическим анализом. - М.: Линка-Пресс, 2010.

7. Корчагина Е.В. Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА. Русский язык. Сжатое изложение, М., «Астрель», 2011

8. Л.А.Введенская, Л.Г.Павлова, Е.Ю.Кашаева. Русский язык и культура речи. - Ростов-на-Дону, 2004.

9. А.Б.Малюшкин. Русский язык. Комплексный анализ текста. - М.: Сфера, 2003.

10. С.А.Диденко, Л.В.Диденко. Готовимся к экзамену по русскому языку: сочинение, изложение. - М.: МарТ, 2005.

11. Н.М.Шанский, М.Т.Баранов, М.М.Разумовская. Оценка качества подготовки выпускников по русскому языку. - М.: Дрофа, 2000.

12. Л.М.Серегина, О.А.Хорт. Русский язык. 9 класс. Коварные знаки препинания: элективный курс. - Волгоград: Учитель, 2007.

13. Н.В.Козловская, Ю.Н.Сивакова. Русский язык. Анализ текста. - Санкт-Петербург: Сага, 2004.




Список литературы для учащихся

1. Баранова М.М. Полный справочник для подготовки к ГИА. Русский язык. М, «Астрель», 2013.

2. Корчагина. Е.В. Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА. Русский язык. Сжатое изложение, М., «Астрель», 2011

3. Симакова Е.С. Русский язык. 40 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки и ГИА, М. «Астрель»,2011

4. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста Рабочая тетрадь для 8 класс.М. «Эксмо», 2013

5 Цыбулько И.П. ГИА. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты.

М, «Национальное образование», 2014


Общедоступные ресурсы международной сети Интернет


http://fipi.ru

http://gia.edu.ru