СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 08.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа индивидуальной работы с детьми академическими трудностями (ДАТ)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети с академическими трудностями относятся к группе поддержки. В этой группе обучаются дети с медленным темпом учебной деятельности, с низким уровнем развития ОУУН (скорости письма, вычислений, чтения, скорости речи). Они склонны подменять общее задание своим собственным; часто не сотрудничают с учителем, а подражают ему, требуют точных инструкций; некоторые не умеют выделять главное, часто не справляются со сложными заданиями; у иных плохо развита речь, воля, внимание, легко формируется школьная тревожность и отсутствуют действенные мотивы учения. Количество таких детей в классе составляет примерно 10-15 %. Для работы с данной категорией детей необходима систематизированная деятельность всех служб образовательного учреждения. Основу такой работы может составлять Положение о деятельности педагогического коллектива для работы с детьми с академическими трудностями и их родителями.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа индивидуальной работы с детьми академическими трудностями (ДАТ)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Загустайская средняя общеобразовательная школа















Рабочая программа

индивидуальной работы

с детьми академическими трудностями (ДАТ)



3 класс

(русский язык, математика)

























с. Тохой

2017 год



Пояснительная записка

Рабочая программа по математике и русскому языку для учащихся 3 «Б» класса МБОУ Загустайская СОШ составлена для работы с категорией детей с академическими трудностями. Данная программа направлена на выявление, помощь детям с академическими трудностями, обучающимся в массовой школе и на удовлетворение потребностей учителя, родителей и школы.

Дети с академическими трудностями относятся к группе поддержки. В этой группе обучаются дети с медленным темпом учебной деятельности, с низким уровнем развития ОУУН (скорости письма, вычислений, чтения, скорости речи). Они склонны подменять общее задание своим собственным; часто не сотрудничают с учителем, а подражают ему, требуют точных инструкций; некоторые не умеют выделять главное, часто не справляются со сложными заданиями; у иных плохо развита речь, воля, внимание, легко формируется школьная тревожность и отсутствуют действенные мотивы учения. Количество таких детей в классе составляет примерно 10-15 %. Для работы с данной категорией детей необходима систематизированная деятельность всех служб образовательного учреждения. Основу такой работы может составлять Положение о деятельности педагогического коллектива для работы с детьми с академическими трудностями и их родителями.

Основная проблема – это несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования, особенностей личности каждого ребенка, затруднения в обучении, связанные с состоянием здоровья, занятия спортом, видами художественного творчества, неблагоприятной обстановкой в семье. На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное внимание от учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которых заключена продуманная система помощи ребенку, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество на отработку навыка.

Таким образом, очевидна необходимость привлечения внимания педагогического коллектива школы, родителей к проблеме детей с академическими трудностями, поиска возможностей для оптимизации этого направления, составления рабочей программы для индивидуальной работы с детьми данной категории.

Программа содержит алгоритм действий учителя, родителей, психологической службы школы. Реализация программы позволит работу с детьми с академическими трудностями поднять на более качественный уровень.


Цели и задачи программы


Основная цель программы заключается в создании условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных способностей и возможностей детей данной категории в общеобразовательном учреждении.


Задачами данной программы являются:

- выявление знаний, умений и навыков по русскому языку и математике у детей с низким уровнем развития;

- ликвидация пробелов у детей;

- развитие положительной учебной мотивации;

- повышение познавательной деятельности детей с академическими трудностями;

- создание развивающей образовательной среды, оказывающую позитивное влияние на ребёнка;

- привлечение родителей в индивидуальную образовательную траекторию собственного ребёнка.


Принципы педагогической деятельности в работе с детьми с академическими трудностями:

- принцип создания комфортных условий для совместной работы детей при максимальном участии учителя;

- принцип создания условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности;

- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

- принцип ответственности, поддержки и доверия.


Инновационность:

- объединение урочной и внеурочной деятельности в единый образовательный процесс;

- вовлечение в социально-значимые акции, коллективно-;

- вовлечение в систему дополнительного образования.

Контроль за учебной деятельностью:

- листы самооценки деятельности на уроке;

- листы самооценки выполнения домашнего задания;

- листы индивидуальных достижений;

- оценочные листы;

- листы индивидуального учёта знаний, умений и навыков по русскому языку;

- листы индивидуального учёта знаний, умений и навыков по математике.


Направления реализации программы


I. Изучение нормативных документов, рекомендаций и опыта работы учителей по проблеме работы с категорией ДАТ


п/п

Мероприятия

Дата

Ответственные

1

Положение о деятельности педагогического коллектива для работы с детьми с академическими трудностями и их родителями

сентябрь

учитель

2

Знакомство с новинками педагогической литературы

в течение года

учитель


3

Изучение специальных исследований педагогов и психологов

в течение года

учитель

II. Создание банка данных ДАТ класса


п/п

Мероприятия

Дата

Ответственные

1

Изучение интеллектуального потенциала, способностей и возможностей, уровня навыков в целях оптимизации индивидуальной работы с ДАТ

сентябрь

учитель

2

Анкетно – биографические сведения по ДАТ

сентябрь

учитель, родители


III. Психологическая помощь ДАТ


п/п

Мероприятия

Дата

Ответственные

1

Регулярные психологические консультации для ДАТ

в течение года

психолог

2

Психологические тренинги, направленные на повышение эмоциональной устойчивости


в течение года

психолог


IV. Создание условий для работы с ДАТ во внеурочное время


п/п

Мероприятия

1

Дополнительные занятия по русскому языку

2

Дополнительные занятия по математике

3

Участие в социально – значимых акциях

4

Участие в коллективно – творческих делах

5

Участие в кружках

6

Участие в секциях


V. Система работы с ДАТ в урочной деятельности



п/п

Мероприятия

1

Проведение контрольного среза по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения с целью:

а) определение фактического уровня знаний детей с академическими трудностями;

б) выявление в знаниях детей пробелов, которые требуют ликвидации

2

Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть

3

Организация индивидуальной и дифференцированной работы с категорией детей с академическими трудностями

4

Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания детям данной категории, фиксировать это в плане урока

5

Вести тематический учет знаний, умений детей по русскому языку и математике

6

Отражать индивидуальную работу с ребёнком данной категории в рабочих или специальных тетрадях по предмету

7

Планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов

8

Алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок (применение основных алгоритмов развития общеучебных знаний, умений и навыков, систематическая работа над ошибками)

9

Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности (использование инструкций, работы по образцу, повторное объяснение материала)

10

Использование педагогических технологий: индивидуализация образовательного процесса, поисковая и проектная деятельность

11

Использование ИКТ: медиатеки, интернета, электронных энциклопедий

12

Применение на уроках здоровьесберегающих технологий


13

Проведение нестандартных форм уроков: урок – сказка, урок – путешествие, урок – игра, урок – творческая мастерская

14

Применение различных форм обучения: диалоговая, игровые, парная и групповая работа

15

Проведение опережающих консультаций

16

Контроль за учебной деятельностью (частый опрос ученика на уроке, оценка знаний и умений с учётом возможностей учащихся, систематический контроль домашних заданий, организация самоконтроля)

17

Заполнение листов самооценки деятельности ребёнка на уроке

18

Заполнение листов самооценки выполнения домашнего задания

19

Проводить собеседования с детьми, проверять запись домашнего задания в дневнике, контролировать посещение уроков

20

Различные формы взаимопомощи (закрепление за слабым учеником сильного, контроль их работы, консультации сильных учеников)

21

Стимулирование учебной деятельности (поощрения для исключения неуверенности в себе и страха перед «двойкой», создание ситуации успеха, побуждение к активному труду, создание в классе моральной обстановки, способствующей раскрытию положительных качеств)

22

Дополнительные занятия учителя с учеником




VI. Проведение мероприятий с родителями ДАТ


п/п

Мероприятия

1

Установление причин отставания детей через беседы с классным руководителем, школьным психологом, врачом, родителями и ребенком

2

Анкетирование родителей с целью определения их основных подходов к детям данной категории

3

Индивидуальная консультация школьного психолога

4

Информационные лектории с элементами практикума

5

Информационно – практические беседы

6

Рекомендация родителям методической литературы

7

Приглашение родителей на уроки с целью определения уровня ребёнка на фоне классного коллектива

8

Создание коррекционных тетрадей

9

Обмен информацией между учителем и родителем об итогах практических заданий

10

Создание папки – копилки для накапливания заданий по развитию логического мышления

11

Проведение индивидуальных (групповых) консультаций для родителей



Планируемые результаты



Личностные:                                    

- осознание себя носителем родного языка, являющегося универсальным средством общения и неотъемлемой частью национальной культуры;

- устойчивый познавательный интерес к родному языку, его устройству и особенностям функционирования в речи;

- понимание необходимости соблюдения языковых и речевых норм в устном и письменном общении для более точной передачи его содержания;

- способность к самооценке и стремление к самосовершенствованию адекватности выбора языковых средств для более успешного решения коммуникативных задач в различных ситуациях общения.                            

Метапредметные: 

-умение обнаруживать границу (дефицит) своих знаний и формулировать вопросы (задачи) для ее преодоления;

- умение строить развернутое рассуждение, приводить аргументы для обоснования своей точки зрения, приводить примеры для демонстрации своих тезисов;

- умение вести диалог, слушать и слышать собеседника, оценивать обоснованность его мнения; стремление к более точному выражению своей позиции;

- умение пользоваться справочной литературой (словарями, справочниками) с целью установления норм правописания и произношения (или каких-либо иных норм и точных сведений), нахождения нужной информации определений, правил, исключений из них и т.п.). 
Предметные:

- общее представление о ведущем принципе и закономерностях русского правописания, необходимости овладения его нормами;

- практическое соблюдение норм современного русского литературного языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных и пр.) в собственной устной и письменной речи (в рамках изученного в начальной школе);

- умение объективно оценивать свое владение этими нормами (в условиях коллективно-распределенной деятельности на уроке);

- общее представление о знаковой системе языка, взаимосвязи его единиц на разных уровнях (звук, фонема; морфема; слово как лексическая единица и часть речи, слово как член предложения; словосочетание и простое предложение;) умение характеризовать существенные признаки указанных единиц и их функции в (объёме изученного).

 





Планируемые результаты

Личностные:

• познавательный интерес, установка на поиск способов решения математических задач;

• способность характеризовать собственные знания, устанавливать, какие из предложенных задач могут быть решены.

Метапредметные:

• оценивать свои возможности перед решением задачи;

• высказывать предположения о неизвестном, предлагать способы проверки своих гипотез, инициировать поиск и пробы известных (или неизвестных) способов действий/средств.

Предметные:

• использовать свойства умножения для поиска рациональных способов вычислений;

• воспроизводить по памяти результаты табличных случаев умножения и деления;

• выполнять устные вычисления в пределах 100;

• выполнять все действия с именованными числами;

• решать уравнения вида: а • х = Ь, х • а = Ь, а; х = Ь, x: a = Ь;

• анализировать задачи с однородными величинами (выделять описываемые в тексте величины и связывающие их отношения) и представлять результаты анализа на моделях (чертежах и схемах);

• читать чертежи и схемы, выполнять по ним вычисления.



Индивидуальная карта учёта знаний, умений и навыков по русскому языку


Учени___ 3 «б» класса, фамилия_____________имя__________



ЗУНы

Я знаю

Я умею

1

Названия падежей



2

Типы орфограмм



3

Способ проверки орфограмм



4

Нефонемные написания



5

о-е после шипящих в окончаниях слов, называющих предметы



6

ь после шипящих у слов, называющих предметы



7

Окончания –ого и –его



8

Буква и в окончаниях –ий, -ия, -ие



9

и, ы после ц в окончаниях и корнях



10

Способы проверки орфограмм –ться, -тся



11

Многозначность слова



12

Склонение существительных



13

Определение падежа



14

Проверка падежных окончаний слов, называющих предметы



15

Проверка падежных окончаний слов, называющих признаки



16

Определение спряжения глагола



17

Проверка окончаний у слов, называющих действия



18

Словарь



19

Изменение и определение числа у слов, называющих предметы



20

Изменение и определение числа у слов, называющих признаки



21

Приставки и предлоги



22

Согласные и гласные в приставках



23

Суффиксы –ек, -ик



24

Синонимы и антонимы



25

Гласные в слабой позиции



26

Разбор слова по составу



27

Выделение основы слова



28

Выделение корня



29

Подбор родственных слов



30

Парные звонкие и глухие согласные



31

Непроизносимые согласные



32

Конструирование связного текста



33

Списывание



34

Запись под диктовку



35

Сочинение по серии картинок



36

Изложение (умение передать содержание)




Индивидуальная карта учёта знаний, умений и навыков по математике


Учени___ 3 «б» класса, фамилия_____________имя__________

ЗУНы

Я знаю

Я умею

1

Таблица умножения однозначных чисел



2

Таблица деления чисел в пределах 100



3

Сетка классов чисел



4

Основные приёмы устных вычислений



5

Скобки как действие



6

Единицы измерения площади



7

Периметр. Формула



8

Единицы измерения величин



9

Переместительное свойство сложения



10

Переместительное свойство умножения



11

Сочетательное свойство сложения, умножения



12

Распределительное свойство умножения



13

Сравнение чисел



14

Взаимосвязь между действиями



15

Умножение круглых чисел



16

Деление круглых чисел



17

Устные приёмы умножения двузначного на однозначное



18

Устные приёмы деления двузначного на однозначное



19

Устные приёмы деления двузначного на двузначное



20

Деление с остатком



21

Порядок действий



22

Оформление решения задач:

- по действиям с вопросом;

- с пояснением;

- выражением.



23

Составление чертежа, схемы к задаче



24

Увеличить на



25

Увеличить в



26

Уменьшить на



27

Уменьшить в



28

Вычисление площади. Формула



29

Решение уравнений



30

Решение задач



31

Целое, часть, число частей



32

Нахождение целого



33

Нахождение части



34

Нахождение числа частей




Лист самооценки на уроке



Да

Нет

1

Регулярно выполнял (а) домашние задания



2

По необходимости консультировался (ась) с учителем



3

Улучшал (а) свои знания и исправлял (а) оценки



4

Регулярно вел (а)записи в тетради



5

Знаю, как работать со справочной литературой



6

Умею конспектировать тему



7

Умею самостоятельно находить материал по заданной теме



8

Делал (а) устное сообщение



9

Участвовал (а) в беседах по изучаемому материалу



10

Я задавал вопросы, если мне встречалось непонятное слово



11

Я могу рассказать о том, что я сегодня узнал на уроке




.

Лист самооценки выполнения домашнего задания




Да

Нет

1

Я сделал домашнее задание



2

Я сразу понял, что требуется сделать



3

У меня не возникало трудностей при выполнении



4

Я выполнил все грамматические задания



5

Я выделил орфограммы



6

Я проверил свою работу, исправил ошибки



7

Я работу выполнил старательно, аккуратно



8

Я выполнил работу над ошибками





Оценочный лист к самостоятельной работе по карточкам дома

Умения

Номера карточек

Моя оценка

(+/-)

Оценка учителя

Ошибки,

комментарии

Сравнение чисел

1, 2, 4, 5, 6, 7,

8, 9, 10, 17




Взаимосвязь между действиями

2, 3, 6, 7, 8, 10, 11, 13, 14, 20




Умножение круглых чисел

12, 15, 16,

18, 19, 25




Деление круглых чисел

30, 31,

32, 33




Устные приёмы умножения двузначного на однозначное

21, 22, 23,

24, 26, 27,

28, 29, 34




Устные приёмы деления двузначного на однозначное

35, 36, 37





.




Приложения


Планирование различных видов дифференцированной работы с ДАТ

1. Указание типа задачи, правила.

2. Дополнение к заданию (рисунок, схема, чертёж, инструкция).

3. Запись условия в виде значков, матриц, таблиц и словесно.

4. Указание алгоритма решения или выполнения.

5. Указание аналогичной задачи, решённой раньше.

6. Объяснение хода выполнения подобного задания.

7. Предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение предложенного.

8. Наведение на поиск решения определённой ассоциацией.

9. Указание причинно – следственных связей, необходимых для решения задачи, выполнения задания.

10. Выдача ответа или результата выполнения задания.

11. Расчленение сложного задания на элементарные составные части.

12. Постановка наводящих вопросов.

13. Указание правил, на основании которых выполняется задание.

14. Предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах при выполнении задания.

15. Программирование дифференцирующих факторов в самих заданиях.

Профилактика неуспеваемости ДАТ

I. В процессе контроля за подготовленностью учащихся

1. Контролировать усвоение вопросов, вызывающих у учащихся наибольшие затруднения.

2. Анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах.

3. Выявить типичные для учащихся ошибки и концентрировать внимание на их устранение.

4. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки.

5. По окончании усвоения темы или раздела, обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков учащимися, выявлять причины отставания.

II. При изложении нового материала

1. Проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала.

2. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала.

4. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний.

5. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал.

III. В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке

1. Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, меньшим числом упражнений в определённой системе.

2. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах.

3. Инструктировать о порядке выполнения работы.

4. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе.

5. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность.

6. Учить умениям планировать работу, выполнять её в должном темпе и осуществлять контроль.

IV. При организации самостоятельной работы дома

1. Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих наибольшие затруднения.

2. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками.

3. Чётко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими детьми.

4. Согласовать объём домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку слабоуспевающих детей.



Методы стимулирования, учащихся в целях предупреждения отставания и неуспеваемости (посредством)

1 группа


2 группа


3 группа



Содержание

Организация деятельности

Воспитательные воздействий в плане общения, отношения, внимания







  1. Особый подход к освещению учебного материала, характер его преподнесения:

а) эмоционально-образный;

б) аналитический (разъяснительный);

в) деловой;

г) необычный.

  1. Использование, показ, подчеркивание различных элементов, привлекательных сторон содержания:

а) важность отдельных частей;

б) трудность, сложность;

в) новизна, познавательность материала;

г) историзм, современные достижения науки;

д) интересные факты, противоречия, парадоксы.

  1. Задания с интересным содержанием, занимательными вопросами.

  2. Показ значимости знаний, умений:

а) общественной;

б) личностной.

5.   Межпредмет-

ные связи.

1. Целевая установка на работу, ее краткая характеристика, постановка задач.

2. Предъявление требований к учащимся:

по содержанию (к дисциплине, к работе);

по форме (развернутые, свернутые (указания, замечания, мимика);

единые и индивидуально-групповые, общие и детальные, прямые и косвенные.

3.Характер деятельности (копирующий, репродуктивный, творческий)

4.Создание ситуаций различного характера: интеллектуального, игрового, эмоционального.

5.Анализ ошибок и оказание необходимой помощи.

6.Контроль за деятельностью учащегося (тщательный, беглый), взаимо- и самоконтроль, оценка.

7.Четкое использование ТСО, наглядности, дидактических материалов, красочных пособий и т.д.

  1. Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям учащихся.

  2. Проявление личного отношения учителя к ученику, классу, высказывание собственного мнения.

  3. Проявление учителем собственных качеств, данных личности (в плане общения, эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств…) и побуждение учащихся к подобным проявлениям

  4. Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь).





Оказание помощи ДАТ в урочной деятельности

Этапы урока

Виды помощи в учении

В процессе контроля за подготовленностью учащихся

  • Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

  • Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

  • Предложение учащимся примерного плана ответа.

  • Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

  • Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

При изложении нового материала

 

  • Применение мер поддержания интереса к усвоению темы

  • Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.

  • Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.

  • Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.

При организации самостоятельной работы

  • Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

  • Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

  • Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.

  • Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

  • Напоминание приема и способа выполнения задания.

  • Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

В ходе самостоятельной работы на уроке

  • Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых.

  • Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.

  • Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.

  • Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.

  • Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправление.





Система работы по формированию положительного отношения к учению ДАТ

Формируемые отношения

Этапы работы

1

2

3

4

Отношение к содержанию учебного материала

Наиболее легкий занимательный материал независимо от его важности, значимости

Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого

Существенный, важный, но непривлекательный материал

 

Отношение к процессу учения

(усвоение знаний)

Действует учитель – ученик только воспринимает

Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса

Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса

Ученик действует самостоятельно

Отношение к себе, к своим силам

Поощрение успехов в учебе, работе, не требующей усилий

Поощрение успеха в работе, требующей некоторых усилий

Поощрение успеха в работе, требующей значительных усилий

 

Отношение к учителю (коллективу)

Подчеркнутая объективность, нейтралитет

Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие

Использование осуждения наряду с доброжелательностью, помощью и др.

 



Профилактика неуспеваемости ДАТ на этапах урока

Этапы урока

Акценты в обучении

В процессе контроля за подготовленно­стью учащихся

 

Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. По окончании усвоения темы или раздела, обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявлять причины отставания.

При изложении нового материала

 

Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал.

В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке

Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль. 

При организации самостоятельной работы вне класса

Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками. Согласовать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.













План работы с детьми академическими трудностями

на 2016 - 2017 учебный год



Мероприятия

Сроки

1

Проведение контрольного среза по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения с целью:

а) определение фактического уровня знаний неуспевающих детей;

б) выявление в знаниях детей пробелов, которые требуют ликвидации.


2

Установление причин отставания слабоуспевающих детей через беседы с классным руководителем, школьным психологом, врачом, родителями и ребенком.


3

Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть.


4

Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока.


5

Вести тематический учет знаний слабоуспевающих детей по русскому языку и математике.


6

Отражать индивидуальную работу со слабоуспевающим учеником в рабочих или специальных тетрадях по предмету.


7

Встречи с отдельными родителями и беседы с самими учащимися.


8

Подведение итогов проделанной работы.


9

Анализ работы по работе с детьми с категорией ДАТ.
































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!