СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Индивидуальный проект" для 10-11 классов на 2020-2021 учебный год

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлена рабочая программа по проектной и исследовательской деятельности старшеклассников (10-11 класс). Программа расчитана на два года. Составлена на основе ФГОС второго поколения.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Индивидуальный проект" для 10-11 классов на 2020-2021 учебный год»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

города Ржева Тверской области

имени Воинов 100 и 101 отдельных стрелковых бригад




ПРИНЯТО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на методическом объединении учителей с заместитель директора по УВР Директор МОУ «СОШ №5»

естествознания

Руководитель ШМО _________________ _______________ Шершакова Н.В. ____________ Ханина И.И.


протокол от «» августа 2020 года № приказ от «» августа 2020 года №



Уровень обучение: среднее (общее) образование



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Элективный курс: ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Классы: 10-11

Всего часов: 68

Количество часов в неделю: 1



Шагов Сергей Николаевич

учитель физики и астрономии

высшей квалификационной категории



Ржев, 2020-2021 учебный год

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по элективному курсу «Индивидуальный проект» для обучающихся 10-11 классов составлена на основании Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта ФГОС СОО (утверждённого приказом МОиН Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413, с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 года, 31 декабря 2015 года, 29 июня 2017 года), основной образовательной программой среднего общего образования МОУ «СОШ №5».

Согласно ФГОС среднего общего образования, индивидуальный проект представляет собой особую форму деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).

Индивидуальный проект выполняется обучающимися самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).

Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:

- сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;

- способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;

- сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;

- способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.

Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.

Целью элективного курса «Индивидуальный проект» является создание условий для развития личности обучающегося, способной:

- адаптироваться в условиях сложного, изменчивого мира;

- проявлять социальную ответственность;

- самостоятельно добывать новые знания, работать над развитием интеллекта;

- конструктивно сотрудничать с окружающими людьми;

- генерировать новые идеи, творчески мыслить.

Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

- обучение навыкам проблематизации (формулирования ведущей проблемы и под проблемы, постановки задач, вытекающих из этих проблем);

- развитие исследовательских навыков, то есть способности к анализу, синтезу, выдвижению гипотез, детализации и обобщению;

- развитие навыков целеполагания и планирования деятельности;

- обучение выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;

- обучение поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;

- развитие навыков самоанализа и рефлексии (самоанализа успешности и результативности решения проблемы проекта);

- обучение умению презентовать ход своей деятельности и её результаты;

- развитие навыков конструктивного сотрудничества;

- развитие навыков публичного выступления.

В учебно-воспитательном процессе используются современные образовательные технологии (ИКТ, тьюторские технологии, проблемное обучение, учебное исследование, проблемно-поисковые технологии, творческие проекты).

Сроки реализации программы – 2 года, 10-11 классы

Форма аттестации: предзащита/защита проекта.


2.Место элективного курса «Индивидуальный проект» в учебном плане.


Согласно учебному плану элективный курс «Индивидуальный проект» изучается в 10-11 классах в объёме 68 часов (1 час в неделю).

В связи с тем, что в настоящее время в федеральном перечне учебников отсутствуют учебники и методические пособия по преподаванию элективного курса «Индивидуальный проект», при создании настоящей программы были использованы образовательные ресурсы сети Интернет, а также следующие учебные пособия:

1.Ковалёва Г.С., Логинова О.Б. «Физика, планируемые результаты, 7-9 классы». Пособие для учителей общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2014 год.

2.Янушевский В.Н. «Методика и организация проектной деятельности в школе. 5–9 классы». Методическое пособие для учителей и руководителей школ. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2015 год.









3.Планируемые результаты изучения элективного курса «Индивидуальный проект».


Личностные результаты включают:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

- сформированность мотивации к обучению и целенаправленной деятельности;

- систему значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, антикоррупционное мировоззрение, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в политкультурном социуме.

Метапредметные результаты включают:

- освоенные межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике;

- самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;

- способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.

Предметные результаты включают:

- умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях;

- владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.


В результате освоения элективного курса «Индивидуальный проект» обучающийся научится:

- планировать и выполнять учебный проект, учебное исследование, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные проблеме;

- формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы;

- выделять основные задачи по реализации поставленной цели в проекте и исследовательской работе;

- распознавать проблемы и ставить вопросы, формулировать на основании полученных результатов;

- отличать факты от суждений, мнений и оценок;

- подбирать методы и способы решения поставленных задач; использовать основные методы и приёмы, характерные для естественных и гуманитарных наук;

- оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели, определять допустимые сроки выполнения проекта или работы;

- находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;

- работать с литературой, выделять главное;

- оформлять результаты своего исследования или отчёт о выполнении проекта;

- подготовить доклад и компьютерную презентацию по выполненной работе (проекту) для защиты на школьной конференции;

- грамотно, кратко и чётко высказывать свои мысли, уметь отвечать на вопросы и аргументировать ответы;

- вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества.

В результате освоения элективного курса «Индивидуальный проект» обучающийся получит возможность научиться:

- владению понятийным аппаратом проектно-исследовательской деятельности;

- применению знания технологии выполнения самостоятельного исследования;

- реализовывать общую схему хода научного исследования: выдвигать гипотезу, ставить цель, задачи, планировать и осуществлять сбор материала, используя предложенные или известные методики проведения работ, оценивать полученные результаты с точки зрения поставленной цели, используя различные способы и методы обработки;

- грамотно использовать в своей работе литературные данные и материалы сайтов Internet;

- соблюдать правила оформления исследовательской работы и отчёта о выполнении проекта;

- иллюстрировать полученные результаты, применяя статистику и современные информационные технологии;

- осознанно соблюдать правила сбора материала и его обработки и анализа;

- прогнозировать результаты выполнения работ и проектов, самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;

- адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;

- адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечёт в жизни других людей, сообществ);

- адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов;

- отслеживать и принимать во внимание тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;

- подготовить доклад и компьютерную презентацию по выполненной работе (проекту) для выступлений на научно-практической конференции;

- подготовить тезисы по результатам выполненной работы (проекта) для публикации;

- выбирать адекватные стратеги и коммуникации, гибко регулировать собственное речевое поведение;

- осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.

4.Содержание элективного курса «Индивидуальный проект», 10-11 классы


Раздел 1. Введение, 3 часа.

Понятия «индивидуальный проект», «проектная деятельность», «проектная культура». Типология проектов. Проекты в современном мире. Цели, задачи проектирования в современном мире, проблемы. Научные школы. Методология и технология проектной деятельности.

Раздел 2. Инициализация проекта, 24 часа.

Инициализация проекта, курсовой работы, исследования. Конструирование темы и проблемы проекта, курсовой работы. Проектный замысел. Критерии безотметочной самооценки и оценки продуктов проекта. Критерии оценки курсовой и исследовательской работы. Презентация и защита замыслов проектов, курсовых и исследовательских работ.

Методические рекомендации по написанию и оформлению курсовых работ, проектов, исследовательских работ.

Структура проектов, курсовых и исследовательских работ.

Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.). Рассмотрение текста с точки зрения его структуры.

Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия.

Логика действий и последовательность шагов при планировании индивидуального проекта. Картирование личностно - ресурсной карты. Базовые процессы разработки проекта и работы, выполняемые в рамках этих процессов. Расчёт календарного графика проектной деятельности.

Применение информационных технологий в исследовании, проекте, курсовых работах. Работа в сети Интернет. Научные документы и издания. Организация работы с научной литературой. Знакомство с каталогами. Энциклопедии, специализированные словари, справочники, библиографические издания, периодическая печать и другое. Методика работы в музеях, архивах.

Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования. Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация материалов.


Раздел 3. Оформление промежуточных результатов проектной деятельности, 7 часов.

Эскизы и модели, макеты проектов, оформление курсовых работ. Коммуникативные барьеры при публичной защите результатов проекта, курсовых работ. Главные предпосылки успеха публичного выступления.



11 класс

Раздел 1. Введение, 4 часа.

Анализ итогов проектов 10 класса. Анализ достижений и недостатков. Корректировка проекта с учётом рекомендаций. Планирование деятельности по проекту на 11 класс.


Раздел 2. Управление оформлением и завершением проектов, 24 часа.

Применение информационных технологий в исследовании и проектной деятельности. Работа в сети Интернет. Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования. Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация материалов по проектной работе. Основные процессы исполнения, контроля и завершения проекта, курсовых работ. Мониторинг выполняемых работ и методы контроля исполнения. Критерии контроля. Управление завершением проекта. Корректирование критериев оценки продуктов проекта и защиты проекта. Архив проекта. Составление архива проекта: электронный вариант. Коммуникативные барьеры при публичной защите результатов проекта. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Навыки монологической речи. Аргументирующая речь. Умение отвечать на незапланированные вопросы. Публичное выступление на трибуне и личность. Подготовка авторского доклада.


Раздел 3. Защита результатов проектной деятельности, 5 часов.

Публичная защита результатов проектной деятельности. Экспертиза проектов. Оценка индивидуального прогресса проектантов.


Раздел 4. Рефлексия проектной деятельности, 1 час.

Рефлексия проектной деятельности. Дальнейшее планирование осуществления проектов.












5.Формы контроля за результатами освоение программы.

Формами отчётности проектной деятельности являются доклады, презентации, видеофильмы, фоторепортажи с комментариями, стендовые отчёты и т.д.

Предусматривается организация учебного процесса в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих формах:

- урочная форма, в которой учитель объясняет новый материал и консультирует обучающихся в процессе выполнения ими практических заданий на компьютере;

- внеурочная форма, в которой обучающиеся после уроков (дома или в школьном компьютерном классе) выполняют на компьютере практические задания для самостоятельного выполнения.

Проект должен быть представлен на носителе информации вместе с описанием применения на бумажном носителе. В описании применения должна содержаться информация об инструментальном средстве разработки проекта, инструкция по его установке, а также описание его возможностей и применения.

В течение учебного года осуществляется текущий и итоговый контроль за выполнением проекта.

Первый контроль осуществляется после прохождения теоретической части (цель контроля: качество усвоения теории создания проекта) и оценивается «зачтено-незачтено».

В течение работы над учебным проектом контроль за ходом выполнения осуществляется два раза (в декабре и в апреле), в ходе которого обучающиеся совместно с руководителем представляют рабочие материалы и проделанную работу (оценивается «зачтено-незачтено»).

Контроль за ходом выполнения краткосрочного социального проекта осуществляется один раз и оценивается «зачтено-незачтено».

Во время ученической научно-практической конференции работу оценивает экспертная группа, в состав которой входят педагоги – независимые эксперты и обучающиеся из числа наиболее успешных в области выполнения проектов и имеющие опыт защиты проектов на других конференциях.

В качестве формы итоговой отчётности в конце изучения курса проводится конференция обучающихся с предоставлением проектной работы. Форма итоговой аттестации – зачёт.









6.Календарно-тематическое планирование элективного курса.

10 класс

Тема занятия

Количество часов

Тип занятия

Всего часов

Дата проведения

теоретическое

практическое

По плану

Факт

Раздел 1. Введение, 3 часа.

1

Понятия «индивидуальный проект», «проектная деятельность», «проектная культура». Стартовая диагностика.

1

1


1



2

Типология проектов.

1

1


1



3

Методология и технология проектной деятельности.

1

1


1



Раздел 2. Инициализация проекта, 24 часа.

4

Тема и проблема проекта.

2

1


2



5


1



6

Критерии оценивания проектов и исследовательских работ.

1

1


1



7

Методика презентации и защиты проектов, курсовых и исследовательских работ.

2

1


2



8


1



9

Методические рекомендации по написанию и оформлению работ.

2

1


2



10


1



11

Структура проектов, курсовых и исследовательских работ.

1

1


1



12

Методы исследования: методы эмпирического исследования.

2

1


2



13


1



14

Методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования.

2

1


2



15


1



16

Методы теоретического исследования.

1

1


1



17

Виды переработки чужого текста.

2

1


2



18


1



19

Логика действий при планировании работы.

1

1


1




20

Календарный график проекта.

1


1

1



21

Применение информационных технологий в исследовании, проекте, курсовой работе.

1

1


1



22

Работа в сети Интернет.

1


1

1



23

Работа с научной литературой.

1


1

1



24

Методика работы в музеях, архивах.

2

1


2



25


1



26

Сбор и систематизация материалов

1


1

1



27

Способы и формы представления данных.

1

1


1



Раздел 3. Оформление промежуточных результатов проектной деятельности, 7 часов.

28

Оформление эскизов, моделей, макетов проектов.

3

1


3



29


1



30


1



31

Практикум «Снятие коммуникативных барьеров при публичной защите результатов проекта».

2


1

2



32


1



33

Защита пробных исследовательских работ, проектов.

2


1

2



34


1




11 класс

Раздел 1. Введение, 4 часа.

1

Анализ итогов проектов 10 класса. Стартовая диагностика.

1


1

1



2

Корректировка проекта с учётом рекомендаций.

2

1


2



3


1



4

Планирование деятельности по проекту на 11 класс.



1

1



Раздел 2. Управление оформлением и завершением проектов, 24 часа.

5

Применение информационных технологий, работа в сети Интернет.

2

1


2



6


1



7

Компьютерная обработка данных исследования.

2

1


2



8




1




9

Библиография, справочная литература, каталоги.

2

1


2



10


1



11

Сбор и систематизация материалов по проектной работе.

2

1


2



12


1



13

Основные процессы исполнения, контроля и завершения проекта.

2

1


2



14


1



15

Мониторинг выполняемых работ.

1


1

1



16

Методы контроля исполнения.


1


2



17


1



18

Управление завершением проекта.

2

1


2



19


1



20

Корректирование критериев оценки продуктов проекта и защиты проекта.

2


1

2



21


1



22

Архив проекта. Составление архива проекта.

1

1


1



23

Составление архива проекта: электронный вариант.

1


1

1



24

Главные предпосылки успеха публичного выступления.

1

1


1



25

Навыки монологической речи.

1

1


1



26

Аргументирующая речь.

1

1


1



27

Публичное выступление и личность.

1

1


1



28

Подготовка авторского доклада

1

1


1



Раздел 3. Защита результатов проектной деятельности, 5 часов

29

Публичная защита результатов проектной деятельности.

3


1

3



30


1



31


1



32

Экспертиза проектов.

2

1


2



33


1





Раздел 4. Рефлексия проектной деятельности, 1 час.

34

Дальнейшее планирование осуществления проектов.



1

1






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!