Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
города Ржева Тверской области
имени Воинов 100 и 101 отдельных стрелковых бригад
ПРИНЯТО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на методическом объединении учителей с заместитель директора по УВР Директор МОУ «СОШ №5»
естествознания
Руководитель ШМО _________________ _______________ Шершакова Н.В. ____________ Ханина И.И.
протокол от «» августа 2020 года № приказ от «» августа 2020 года №
Уровень обучение: среднее (общее) образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективный курс: ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Классы: 10-11
Всего часов: 68
Количество часов в неделю: 1
Шагов Сергей Николаевич
учитель физики и астрономии
высшей квалификационной категории
Ржев, 2020-2021 учебный год
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по элективному курсу «Индивидуальный проект» для обучающихся 10-11 классов составлена на основании Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта ФГОС СОО (утверждённого приказом МОиН Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413, с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 года, 31 декабря 2015 года, 29 июня 2017 года), основной образовательной программой среднего общего образования МОУ «СОШ №5».
Согласно ФГОС среднего общего образования, индивидуальный проект представляет собой особую форму деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
Индивидуальный проект выполняется обучающимися самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
- сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
- способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
- сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
- способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
Целью элективного курса «Индивидуальный проект» является создание условий для развития личности обучающегося, способной:
- адаптироваться в условиях сложного, изменчивого мира;
- проявлять социальную ответственность;
- самостоятельно добывать новые знания, работать над развитием интеллекта;
- конструктивно сотрудничать с окружающими людьми;
- генерировать новые идеи, творчески мыслить.
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
- обучение навыкам проблематизации (формулирования ведущей проблемы и под проблемы, постановки задач, вытекающих из этих проблем);
- развитие исследовательских навыков, то есть способности к анализу, синтезу, выдвижению гипотез, детализации и обобщению;
- развитие навыков целеполагания и планирования деятельности;
- обучение выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;
- обучение поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;
- развитие навыков самоанализа и рефлексии (самоанализа успешности и результативности решения проблемы проекта);
- обучение умению презентовать ход своей деятельности и её результаты;
- развитие навыков конструктивного сотрудничества;
- развитие навыков публичного выступления.
В учебно-воспитательном процессе используются современные образовательные технологии (ИКТ, тьюторские технологии, проблемное обучение, учебное исследование, проблемно-поисковые технологии, творческие проекты).
Сроки реализации программы – 2 года, 10-11 классы
Форма аттестации: предзащита/защита проекта.
2.Место элективного курса «Индивидуальный проект» в учебном плане.
Согласно учебному плану элективный курс «Индивидуальный проект» изучается в 10-11 классах в объёме 68 часов (1 час в неделю).
В связи с тем, что в настоящее время в федеральном перечне учебников отсутствуют учебники и методические пособия по преподаванию элективного курса «Индивидуальный проект», при создании настоящей программы были использованы образовательные ресурсы сети Интернет, а также следующие учебные пособия:
1.Ковалёва Г.С., Логинова О.Б. «Физика, планируемые результаты, 7-9 классы». Пособие для учителей общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2014 год.
2.Янушевский В.Н. «Методика и организация проектной деятельности в школе. 5–9 классы». Методическое пособие для учителей и руководителей школ. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2015 год.
3.Планируемые результаты изучения элективного курса «Индивидуальный проект».
Личностные результаты включают:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
- сформированность мотивации к обучению и целенаправленной деятельности;
- систему значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, антикоррупционное мировоззрение, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в политкультурном социуме.
Метапредметные результаты включают:
- освоенные межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике;
- самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;
- способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.
Предметные результаты включают:
- умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях;
- владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
В результате освоения элективного курса «Индивидуальный проект» обучающийся научится:
- планировать и выполнять учебный проект, учебное исследование, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные проблеме;
- формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы;
- выделять основные задачи по реализации поставленной цели в проекте и исследовательской работе;
- распознавать проблемы и ставить вопросы, формулировать на основании полученных результатов;
- отличать факты от суждений, мнений и оценок;
- подбирать методы и способы решения поставленных задач; использовать основные методы и приёмы, характерные для естественных и гуманитарных наук;
- оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели, определять допустимые сроки выполнения проекта или работы;
- находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;
- работать с литературой, выделять главное;
- оформлять результаты своего исследования или отчёт о выполнении проекта;
- подготовить доклад и компьютерную презентацию по выполненной работе (проекту) для защиты на школьной конференции;
- грамотно, кратко и чётко высказывать свои мысли, уметь отвечать на вопросы и аргументировать ответы;
- вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества.
В результате освоения элективного курса «Индивидуальный проект» обучающийся получит возможность научиться:
- владению понятийным аппаратом проектно-исследовательской деятельности;
- применению знания технологии выполнения самостоятельного исследования;
- реализовывать общую схему хода научного исследования: выдвигать гипотезу, ставить цель, задачи, планировать и осуществлять сбор материала, используя предложенные или известные методики проведения работ, оценивать полученные результаты с точки зрения поставленной цели, используя различные способы и методы обработки;
- грамотно использовать в своей работе литературные данные и материалы сайтов Internet;
- соблюдать правила оформления исследовательской работы и отчёта о выполнении проекта;
- иллюстрировать полученные результаты, применяя статистику и современные информационные технологии;
- осознанно соблюдать правила сбора материала и его обработки и анализа;
- прогнозировать результаты выполнения работ и проектов, самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;
- адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;
- адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечёт в жизни других людей, сообществ);
- адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов;
- отслеживать и принимать во внимание тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;
- подготовить доклад и компьютерную презентацию по выполненной работе (проекту) для выступлений на научно-практической конференции;
- подготовить тезисы по результатам выполненной работы (проекта) для публикации;
- выбирать адекватные стратеги и коммуникации, гибко регулировать собственное речевое поведение;
- осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
4.Содержание элективного курса «Индивидуальный проект», 10-11 классы
Раздел 1. Введение, 3 часа.
Понятия «индивидуальный проект», «проектная деятельность», «проектная культура». Типология проектов. Проекты в современном мире. Цели, задачи проектирования в современном мире, проблемы. Научные школы. Методология и технология проектной деятельности.
Раздел 2. Инициализация проекта, 24 часа.
Инициализация проекта, курсовой работы, исследования. Конструирование темы и проблемы проекта, курсовой работы. Проектный замысел. Критерии безотметочной самооценки и оценки продуктов проекта. Критерии оценки курсовой и исследовательской работы. Презентация и защита замыслов проектов, курсовых и исследовательских работ.
Методические рекомендации по написанию и оформлению курсовых работ, проектов, исследовательских работ.
Структура проектов, курсовых и исследовательских работ.
Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.). Рассмотрение текста с точки зрения его структуры.
Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия.
Логика действий и последовательность шагов при планировании индивидуального проекта. Картирование личностно - ресурсной карты. Базовые процессы разработки проекта и работы, выполняемые в рамках этих процессов. Расчёт календарного графика проектной деятельности.
Применение информационных технологий в исследовании, проекте, курсовых работах. Работа в сети Интернет. Научные документы и издания. Организация работы с научной литературой. Знакомство с каталогами. Энциклопедии, специализированные словари, справочники, библиографические издания, периодическая печать и другое. Методика работы в музеях, архивах.
Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования. Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация материалов.
Раздел 3. Оформление промежуточных результатов проектной деятельности, 7 часов.
Эскизы и модели, макеты проектов, оформление курсовых работ. Коммуникативные барьеры при публичной защите результатов проекта, курсовых работ. Главные предпосылки успеха публичного выступления.
11 класс
Раздел 1. Введение, 4 часа.
Анализ итогов проектов 10 класса. Анализ достижений и недостатков. Корректировка проекта с учётом рекомендаций. Планирование деятельности по проекту на 11 класс.
Раздел 2. Управление оформлением и завершением проектов, 24 часа.
Применение информационных технологий в исследовании и проектной деятельности. Работа в сети Интернет. Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования. Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация материалов по проектной работе. Основные процессы исполнения, контроля и завершения проекта, курсовых работ. Мониторинг выполняемых работ и методы контроля исполнения. Критерии контроля. Управление завершением проекта. Корректирование критериев оценки продуктов проекта и защиты проекта. Архив проекта. Составление архива проекта: электронный вариант. Коммуникативные барьеры при публичной защите результатов проекта. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Навыки монологической речи. Аргументирующая речь. Умение отвечать на незапланированные вопросы. Публичное выступление на трибуне и личность. Подготовка авторского доклада.
Раздел 3. Защита результатов проектной деятельности, 5 часов.
Публичная защита результатов проектной деятельности. Экспертиза проектов. Оценка индивидуального прогресса проектантов.
Раздел 4. Рефлексия проектной деятельности, 1 час.
Рефлексия проектной деятельности. Дальнейшее планирование осуществления проектов.
5.Формы контроля за результатами освоение программы.
Формами отчётности проектной деятельности являются доклады, презентации, видеофильмы, фоторепортажи с комментариями, стендовые отчёты и т.д.
Предусматривается организация учебного процесса в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих формах:
- урочная форма, в которой учитель объясняет новый материал и консультирует обучающихся в процессе выполнения ими практических заданий на компьютере;
- внеурочная форма, в которой обучающиеся после уроков (дома или в школьном компьютерном классе) выполняют на компьютере практические задания для самостоятельного выполнения.
Проект должен быть представлен на носителе информации вместе с описанием применения на бумажном носителе. В описании применения должна содержаться информация об инструментальном средстве разработки проекта, инструкция по его установке, а также описание его возможностей и применения.
В течение учебного года осуществляется текущий и итоговый контроль за выполнением проекта.
Первый контроль осуществляется после прохождения теоретической части (цель контроля: качество усвоения теории создания проекта) и оценивается «зачтено-незачтено».
В течение работы над учебным проектом контроль за ходом выполнения осуществляется два раза (в декабре и в апреле), в ходе которого обучающиеся совместно с руководителем представляют рабочие материалы и проделанную работу (оценивается «зачтено-незачтено»).
Контроль за ходом выполнения краткосрочного социального проекта осуществляется один раз и оценивается «зачтено-незачтено».
Во время ученической научно-практической конференции работу оценивает экспертная группа, в состав которой входят педагоги – независимые эксперты и обучающиеся из числа наиболее успешных в области выполнения проектов и имеющие опыт защиты проектов на других конференциях.
В качестве формы итоговой отчётности в конце изучения курса проводится конференция обучающихся с предоставлением проектной работы. Форма итоговой аттестации – зачёт.
6.Календарно-тематическое планирование элективного курса.
10 класс
№ | Тема занятия | Количество часов | Тип занятия | Всего часов | Дата проведения |
теоретическое | практическое | По плану | Факт |
Раздел 1. Введение, 3 часа. |
1 | Понятия «индивидуальный проект», «проектная деятельность», «проектная культура». Стартовая диагностика. | 1 | 1 | | 1 | | |
2 | Типология проектов. | 1 | 1 | | 1 | | |
3 | Методология и технология проектной деятельности. | 1 | 1 | | 1 | | |
Раздел 2. Инициализация проекта, 24 часа. |
4 | Тема и проблема проекта. | 2 | 1 | | 2 | | |
5 | | 1 | | |
6 | Критерии оценивания проектов и исследовательских работ. | 1 | 1 | | 1 | | |
7 | Методика презентации и защиты проектов, курсовых и исследовательских работ. | 2 | 1 | | 2 | | |
8 | | 1 | | |
9 | Методические рекомендации по написанию и оформлению работ. | 2 | 1 | | 2 | | |
10 | | 1 | | |
11 | Структура проектов, курсовых и исследовательских работ. | 1 | 1 | | 1 | | |
12 | Методы исследования: методы эмпирического исследования. | 2 | 1 | | 2 | | |
13 | | 1 | | |
14 | Методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования. | 2 | 1 | | 2 | | |
15 | | 1 | | |
16 | Методы теоретического исследования. | 1 | 1 | | 1 | | |
17 | Виды переработки чужого текста. | 2 | 1 | | 2 | | |
18 | | 1 | | |
19 | Логика действий при планировании работы. | 1 | 1 | | 1 | | |
20 | Календарный график проекта. | 1 | | 1 | 1 | | |
21 | Применение информационных технологий в исследовании, проекте, курсовой работе. | 1 | 1 | | 1 | | |
22 | Работа в сети Интернет. | 1 | | 1 | 1 | | |
23 | Работа с научной литературой. | 1 | | 1 | 1 | | |
24 | Методика работы в музеях, архивах. | 2 | 1 | | 2 | | |
25 | | 1 | | |
26 | Сбор и систематизация материалов | 1 | | 1 | 1 | | |
27 | Способы и формы представления данных. | 1 | 1 | | 1 | | |
Раздел 3. Оформление промежуточных результатов проектной деятельности, 7 часов. |
28 | Оформление эскизов, моделей, макетов проектов. | 3 | 1 | | 3 | | |
29 | | 1 | | |
30 | | 1 | | |
31 | Практикум «Снятие коммуникативных барьеров при публичной защите результатов проекта». | 2 | | 1 | 2 | | |
32 | | 1 | | |
33 | Защита пробных исследовательских работ, проектов. | 2 | | 1 | 2 | | |
34 | | 1 | | |
11 класс
Раздел 1. Введение, 4 часа. |
1 | Анализ итогов проектов 10 класса. Стартовая диагностика. | 1 | | 1 | 1 | | |
2 | Корректировка проекта с учётом рекомендаций. | 2 | 1 | | 2 | | |
3 | | 1 | | |
4 | Планирование деятельности по проекту на 11 класс. | | | 1 | 1 | | |
Раздел 2. Управление оформлением и завершением проектов, 24 часа. |
5 | Применение информационных технологий, работа в сети Интернет. | 2 | 1 | | 2 | | |
6 | | 1 | | |
7 | Компьютерная обработка данных исследования. | 2 | 1 | | 2 | | |
8 | | | | 1 | | | |
9 | Библиография, справочная литература, каталоги. | 2 | 1 | | 2 | | |
10 | | 1 | | |
11 | Сбор и систематизация материалов по проектной работе. | 2 | 1 | | 2 | | |
12 | | 1 | | |
13 | Основные процессы исполнения, контроля и завершения проекта. | 2 | 1 | | 2 | | |
14 | | 1 | | |
15 | Мониторинг выполняемых работ. | 1 | | 1 | 1 | | |
16 | Методы контроля исполнения. | | 1 | | 2 | | |
17 | | 1 | | |
18 | Управление завершением проекта. | 2 | 1 | | 2 | | |
19 | | 1 | | |
20 | Корректирование критериев оценки продуктов проекта и защиты проекта. | 2 | | 1 | 2 | | |
21 | | 1 | | |
22 | Архив проекта. Составление архива проекта. | 1 | 1 | | 1 | | |
23 | Составление архива проекта: электронный вариант. | 1 | | 1 | 1 | | |
24 | Главные предпосылки успеха публичного выступления. | 1 | 1 | | 1 | | |
25 | Навыки монологической речи. | 1 | 1 | | 1 | | |
26 | Аргументирующая речь. | 1 | 1 | | 1 | | |
27 | Публичное выступление и личность. | 1 | 1 | | 1 | | |
28 | Подготовка авторского доклада | 1 | 1 | | 1 | | |
Раздел 3. Защита результатов проектной деятельности, 5 часов |
29 | Публичная защита результатов проектной деятельности. | 3 | | 1 | 3 | | |
30 | | 1 | | |
31 | | 1 | | |
32 | Экспертиза проектов. | 2 | 1 | | 2 | | |
33 | | 1 | | |
Раздел 4. Рефлексия проектной деятельности, 1 час. |
34 | Дальнейшее планирование осуществления проектов. | | | 1 | 1 | | |