Департамент образования Министерства образования Тульской области
Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области
«Новомосковский областной центр образования»
П Р И Н Я Т О Педагогическим советом государственного общеобразовательного учреждения Тульской области «Новомосковский областной центр образования» Протокол №_______ от «______» августа 2019 г. | | У Т В Е Р Ж Д Е Н О д и р е к т о р о м государственного общеобразовательного учреждения Тульской области «Новомосковский областной центр образования» Приложение № ___ к приказу № ___ от «_____» ________________2019 г. |
РАБОЧАЯ П Р О Г Р А М М А ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И ГРУППОВЫХ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ по русскому языку 7 - 9 класс
На основании авторской программы
М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, М.,«Просвещение», 2006
составитель:
учитель русского языка и литературы
Молоствова О.С.
г. Новомосковск
2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку для учащихся 7-9 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы основного общего образования по русскому языку, авторской программы для образовательных учреждений "Русский язык, 5-9 классы" под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского, учебного плана на 2019-20 учебный год.
Структура календарно-тематического планирования соответствует структуре базовых учебников "Русский язык, 7 класс", под редакцией Л.А. Тростенцовой, Т.А.Ладыженской, А.Д.Дейкиной. М.: "Просвещение", 2010 год.
Цель занятий:
- повышение орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, обеспечение подготовки учащихся к прохождению итоговой аттестации по русскому языку в форме ГВЭ.
Задачи:
- обобщать и систематизировать орфографические и пунктуационные правила русского языка, совершенствовать грамотность учащихся;
- способствовать развитию творческих способностей учащихся, коммуникативных умений и навыков;
-формировать навыки, обеспечивающие успешное прохождение итоговой аттестации.
Программа рассчитана на три года обучения (32 часа в год в 7 - 8 классах / 1раз в неделю; 31 час в год в 9 классе / 1 раз в неделю).
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства.
Программа предусматривает поурочное усвоение материала, для чего значительное место отводится повторению.
Одно из основных направлений – организация работы по овладению учащихся прочными и осознанными знаниями. Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении различных видов разбора.
Различные средства обучения, разрабатываемые как компоненты комплекса, основой которого является учебник, методически согласуется с ним. Все это помогает в организации самостоятельной работы, облегчает реализацию внутрипредметных связей.
Изучение каждого раздела, каждой темы содействует развитию логического мышления и речи учащихся. Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения и письма).
Приемы:
- организационные
(беседа, работа с учебником, ответы с места и у доски; индивидуальная, групповая, фронтальная работа);
- технические
(работа с таблицами и карточками, перфокартами; использование компьютерных технологий).
Технологии:
- личностно-ориентированного обучения, игровые, ИКТ.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса:
УМК учителя:
Бройде М. Г. Занимательные упражнения по русскому языку 5-9 классы. Москва, « ВАКО»,2012
Галкина Г.В., Полонецкая Л.З.Занимательные задачи по русскому языку. «Феникс», Ростов-на-Дону,2009.
Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку к учебнику Баранова М. Т. и др. Москва «ВАКО»,2008
Никитина Е.И. «Русская речь». Учебное пособие по развитию связной речи. Научный редактор В.В. Бабайцева. «Просвещение»,М., 1993.
Павлова Т. И.,Гунина Л. Н. Практика формирования лингвистических знаний в 5-8 классах. Изд –е 2-ое, исп. и доп. «Легион», Ростов- на Дону, 2013
Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. Книга для учителя. «Просвещение», М.,1994.
2. УМК учащихся:
Учебник. « Русский язык». Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Баранов М.Т., Тростенцова Л. А Ладыженская Т.А. М.: Просвещение.
3. Мультимедийные пособия:
1. Электронные словари: Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Словари русского языка
Содержание программы индивидуально-коррекционных занятий
в 7 классе
№ | Тема | Количество часов | Количество проверочных и контрольных работ |
1. | Фонетика. Орфоэпия. | 2 | |
2 | Морфемика. Словообразование. | 4 | 1 |
3 | Морфология. | 1 | |
4 | Лексикология. | 2 | |
5 | Фразеология. | 3 | 1 |
6 | Орфография. | 16 | 1 |
7 | Синтаксис и пунктуация. | 4 | 1 |
| Итого | 32 | 4 |
Индивидуально-коррекционное планирование в 7 классе
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Виды деятельности | Дата |
| ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ Классификация гласных и согласных. Фонетический разбор. Развитие внимания, слухового сосредоточения. | 1 | Составление памяток, работа по карточкам | |
| Орфоэпические нормы. Развитие запоминания, сохранения, воспроизведения изученного. | 1 | Работа по карточкам, мини-тестирование, практикум. | |
| МОРФЕМИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ Типы морфем. Функции морфем. Развитие внимания, мышления. | 1 | Тестирование, работа со словарем. | |
| Способы словообразования. Ликвидация пробелов в знаниях. | 1 | Оформление дидактических материалов, тестирование | |
| Морфемный и словообразовательный разборы. Развитие внимания. | 1 | Работа со словарем, практикум, тестирование | |
| Проверочная работа. Упражнения в выполнении фонетического, морфемного и словообразовательного разборов. | 1 | Проверочная работа | |
| МОРФОЛОГИЯ. САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. Развитие внимания, памяти. | 1 | Составления таблицы, работа с текстом | |
| ЛЕКСИКОЛОГИЯ Типы лексического значения слова. Развитие речи. | 1 | Работа по карточкам, конкурс опорных конспектов, тестирование. | |
| Многозначные слова, синонимы, антонимы и омонимы. Развитие речи, мышления. | 1 | Практикум | |
| ФРАЗЕОЛОГИЯ Фразеологизм как единица языка. Развитие слухового сосредоточения. | 1 | Работа со словарем, практикум, тестирование | |
| Фразеологизмы активные и пассивные. Развитие внимания, памяти. | 1 | Работа со словарем, практикум, тестирование | |
| Проверочная работа по темам: «Фонетика, орфоэпия, морфемика, словообразование, морфология, фразеология» | 1 | Проверочная работа | |
| ОРФОГРАФИЯ Правописание безударных гласных в корне слова (проверяемые, непроверяемые, чередующиеся). Ликвидация пробелов в знаниях. | 1 | Оформление дидактических материалов, тестирование | |
| Правописание приставок. Развитие внимания, мышления. | 1 | Работа со словарем, практикум. | |
| Правописание О – Ё после шипящих и Ц в корнях, суффиксах и окончаниях. Развитие внимания. | 1 | Составление опорных схем, конспектов, тестирование | |
| Правописание разделительного Ь и Ъ. Ликвидация пробелов в знаниях. | 1 | Составление опорных схем, конспектов, тестирование | |
| Правописание Ь после шипящих. Развитие памяти, внимания. | 1 | Тестирование, работа с художественными текстами | |
| И – Ы после шипящих и Ц. Развитие речи, темпа мышления. | 1 | Составление таблиц, тестирование | |
| Правописание личных окончаний глаголов. Развитие внимания, памяти. | 1 | Практикум, тестирование | |
| Н и НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий и наречий. Ликвидация пробелов в знаниях. | 1 | Практикум, тестирование | |
| Слитное и раздельное написание НЕ с частями речи. Развитие внимания, мышления. | 1 | Практикум, тестирование | |
| Правописание суффиксов причастий. Развитие памяти, способности к переключению внимания. | 1 | Практикум, тестирование | |
| Буквы О – А на конце наречий. Развитие слухового сосредоточения. | 1 | Индивидуальная работа по карточкам | |
| Слитное и раздельное написание приставок в наречиях. Ликвидация пробелов в знаниях. | 1 | Практикум | |
| Слитное и раздельное написание производных предлогов. Подготовка к восприятию трудной темы учебной программы. | 1 | Словарный диктант, работа с упражнениями | |
| Слитное написание союзов также, тоже, чтобы. Подготовка к восприятию трудной темы учебной программы. | 1 | Составление памяток, работа по карточкам | |
| Частица НИ, приставка –НИ, союз НИ-НИ. Развитие внимания, мышления. | 1 | Индивидуальная работа по карточкам | |
| Проверочная работа по теме «Орфография» | 1 | Проверочная работа | |
| СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ Знаки препинания при однородных членах предложения. Ликвидация пробелов в знаниях. | 1 | Работа по памяткам, практикум | |
| Выделение запятыми причастных и деепричастных оборотов. Развитие внимания. | 1 | Задания по карточкам | |
| Знаки препинания в сложных предложениях. Развитие запоминания, сохранения, воспроизведения изученного. | 1 | Практикум. Работа с текстом | |
| Проверочная работа о теме: «Синтаксис. Пунктуация». Итоговое занятие | 1 | Проверочная работа. | |
Содержание индивидуально-коррекционных занятий
в 8 классе
№ | Тема | Количество часов | Количество проверочных и тестовых работ |
1. | Функции русского языка в современном мире | 1 | |
2 | Повторение изученного в 5-7 классах | 2 | |
3 | Синтаксис, пунктуация, культура речи | 1 | |
4 | Словосочетание | 1 | |
5 | Простое предложение | 1 | |
6 | Главные члены предложения | 2 | |
7 | Второстепенные члены предложения | 2 | |
8 | Односоставные предложения | 4 | |
9 | Осложнённое предложение. Однородные члены предложения | 4 | |
10 | Обособленные члены предложения | 6 | 1 |
11 | Обращение | 1 | |
12 | Вводные и вставные конструкции | 2 | |
13 | Чужая речь | 1 | |
14 | Повторение и систематизация изученного в 8 классе | 3 | 1 |
| Итого | 32 | 2 |
Индивидуально-коррекционное планирование в 8 классе
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Виды деятельности | Дата |
| Функции русского языка в современном мире. Русский язык в современном мире. Развитие внимания, слухового сосредоточения. | 1 | Составление памяток, работа с тестом | |
| Повторение изученного в 5-7 классах. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения. Развитие запоминания, сохранения, воспроизведения изученного. | 1 | Работа по карточкам, мини-тестирование, практикум. | |
| Буквы н и нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. Развитие внимания, мышления. | 1 | Работа со словарем, работа с текстом | |
| Синтаксис, пунктуация, культура речи. Основные единицы синтаксиса. Ликвидация пробелов в знаниях. | 1 | Оформление дидактических материалов, работа по карточкам | |
| Словосочетание. Виды словосочетаний, синтаксические связи слов в словосочетаниях. Развитие внимания. | 1 | Работа со словарем, практикум | |
| Простое предложение. Простое предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. | 1 | Оформление дидактических материалов, работа по карточкам | |
| Главные члены предложения. Подлежащее. Сказуемое Развитие внимания, памяти. | 1 | Составления таблицы, работа с текстом | |
| Составное глагольное и составное именное сказуемое Развитие речи. | 1 | Работа по карточкам, составление опорных конспектов. | |
| Тире между подлежащим и сказуемым Развитие речи, мышления. | 1 | Практикум | |
| Второстепенные члены предложения. Дополнение. Определения. Приложения. Развитие слухового сосредоточения. | 1 | Работа со словарем, практикум. | |
| Обстоятельство. Синтаксический разбор двусоставного предложения. Развитие внимания, памяти. | 1 | Работа со словарем, практикум. | |
| Односоставные предложения. Назывные предложения. Развитие мышления, памяти. | 1 | Составление опорных схем, конспектов. | |
| Определённо-личные, неопределённо-личные и обобщённо-личные предложения. Ликвидация пробелов в знаниях. | 1 | Оформление дидактических материалов, работа с текстом. | |
| Безличные предложения. Неполные предложения. Развитие внимания, мышления. | 1 | Работа со словарем, практикум. | |
| Синтаксический разбор односоставного предложения. Развитие внимания. | 1 | Составление опорных схем, конспектов. | |
| Осложнённое предложение. Однородные члены предложения. Однородные и неоднородные определения. Ликвидация пробелов в знаниях. | 1 | Составление опорных схем, конспектов, работа по карточкам. | |
| Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. Развитие памяти, внимания. | 1 | Работа с художественными текстами | |
| Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. Развитие речи, темпа мышления. | 1 | Составление таблиц, схем, практикум. | |
| Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с однородными членами. Развитие внимания, памяти. | 1 | Практикум | |
| Обособленные члены предложения. Обособленные определения, выделительные знаки препинания при них. Ликвидация пробелов в знаниях. | 1 | Практикум | |
| Обособленные приложения, выделительные знаки препинания при них. Развитие внимания, мышления. | 1 | Практикум, работа с текстом. | |
| Обособленные обстоятельства, выделительные знаки препинания при них. Развитие памяти, способности к переключению внимания. | 1 | Практикум, работа с текстом. | |
| Обособленные уточняющие члены предложения, выделительные знаки препинания при них. Развитие слухового сосредоточения. | 1 | Индивидуальная работа по карточкам | |
| Синтаксический разбор предложения с обособленными членами. Ликвидация пробелов в знаниях. | 1 | Практикум | |
| Тестирование по теме «Обособленные члены предложения» | 1 | Тестирование | |
| Обращение. Распространённые обращения. Назначение обращений. Выделительные знаки препинания при обращении. Развитие слухового сосредоточения. | 1 | Составление памяток, работа по карточкам | |
| Вводные и вставные конструкции. Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов, вводных предложениях. Развитие внимания, мышления. | 1 | Индивидуальная работа по карточкам | |
| Вставные слова, словосочетания и предложения. Направленная подготовка к восприятию трудных тем учебного материала. | 1 | Составление схем, опорных конспектов, практикум | |
| Чужая речь. Чужая речь. Синтаксический разбор предложений с чужой речью. Развитие памяти, способности к переключению внимания. | 1 | Работа с карточками | |
| Повторение и систематизация изученного в 8 классе. Синтаксис и морфология. Ликвидация пробелов в знаниях. | 1 | Работа по памяткам, практикум. | |
| Синтаксис и пунктуация. Синтаксис и культура речи. Развитие внимания. | 1 | Задания по карточкам. | |
| Синтаксис и орфография. Итоговое занятие. Тестирование за курс 8 класса. | 1 | Практикум, тестирование, подведение итогов года. | |
Содержание индивидуально-коррекционных занятий
в 9 классе
№ | Тема | Кол-во часов | Кол-во проверочных работ |
| Повторение изученного в 5-8 классах -11 ч. | | |
1 | Орфография | 3 | |
2 | Лексика | 2 | |
3 | Словосочетание | 2 | |
4 | Синтаксис и пунктуация простого предложения. | 3 | |
5 | Диагностическая работа | 1 | 1 |
| Синтаксис и пунктуация сложного предложения- 14 ч. | | |
6 | Сложносочиненное предложение | 3 | |
7 | Сложноподчиненное предложение | 3 | |
8 | СПП с несколькими придаточными | 2 | |
9 | Бессоюзное сложное предложение | 3 | |
10 | Сложное предложение с разными видами связи | 2 | |
11 | Диагностическая работа | 1 | 1 |
| Текстоведение - 6 ч. | | |
12 | Тема и основная мысль текста. Микротема. Абзацное членение текста как средство предупреждения логических ошибок. | 2 | |
13 | Функциональные стили речи. Типы текста. | 2 | |
14 | Основные виды тропов. Использование тропов как средства художественной выразительности | 2 | |
| Итого: | 31 | |
Индивидуально-коррекционное планирование в 9 классе
№ п/п | Тема занятия | Кол- во часов | Основные виды деятельности | Дата |
| Повторение изученного в 5-8 классах (11 ч.) |
1 | Правописание гласных и согласных в корне слова. Развитие внимания, слухового сосредоточения. | 1 | Составление памяток, работа с текстом | |
2 | Правописание приставок, суффиксов. Правописание Н, НН в разных частях речи. Развитие запоминания, сохранения, воспроизведения изученного. | 1 | Работа по карточкам, мини-тестирование, практикум. | |
3 | Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Правописание окончаний. Развитие внимания, мышления. | 1 | Работа со словарем, работа с текстом | |
4 | Лексика. Лексическое значение слова. Лексика русского языка с точки зрения происхождения и употребления. Ликвидация пробелов в знаниях. | 1 | Оформление дидактических материалов, работа по карточкам | |
5 | Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы. Развитие внимания. | 1 | Работа со словарем, практикум | |
6 | Виды связи слов в словосочетании. Развитие внимания, памяти. | 1 | Оформление дидактических материалов, работа по карточкам | |
7 | Виды связи слов в словосочетании. Развитие речи. | 1 | Составления таблицы, работа с текстом | |
8 | Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. Развитие речи, мышления. | 1 | Работа по карточкам, составление опорных конспектов. | |
9 | Знаки препинания при однородных членах предложения. Обособленные члены предложения. Развитие слухового сосредоточения. | 1 | Работа со словарем, практикум. | |
10 | Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения. Развитие внимания, памяти. | 1 | Работа со словарем, практикум. | |
11 | Диагностическая работа. | 1 | Выполнение самостоятельной работы | |
Синтаксис и пунктуация сложного предложения (14 ч.) |
12 | Сложносочиненное предложение с соединительными союзами. Развитие мышления, памяти. | 1 | Составление опорных схем, конспектов. | |
13 | Сложносочиненное предложение с противительными союзами. Ликвидация пробелов в знаниях. | 1 | Оформление дидактических материалов, работа с текстом. | |
14 | Сложносочиненное предложение с разделительными союзами. Развитие внимания, мышления. | 1 | Работа со словарем, практикум. | |
15 | Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. Развитие внимания. | 1 | Составление опорных схем, конспектов. | |
16 | Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. Ликвидация пробелов в знаниях. | 1 | Составление опорных схем, конспектов, работа по карточкам. | |
17 | Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Развитие памяти, внимания. | 1 | Работа с художественными текстами | |
18 | СПП с несколькими придаточными. Однородное подчинение. Развитие речи, темпа мышления. | 1 | Составление таблиц, схем, практикум. | |
19 | СПП с несколькими придаточными. Последовательное подчинение. Развитие внимания, памяти. | 1 | Практикум | |
20 | СПП с несколькими придаточными. Параллельное подчинение. Ликвидация пробелов в знаниях. | 1 | Практикум | |
21 | Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях. Развитие внимания, мышления. | 1 | Практикум, работа с текстом. | |
22 | Тире в бессоюзных сложных предложениях. Развитие памяти, способности к переключению внимания. | 1 | Практикум, работа с текстом. | |
23 | Двоеточие в бессоюзных сложных предложениях. Развитие слухового сосредоточения. | 1 | Индивидуальная работа по карточкам | |
24 | СП с разными видами связи. Ликвидация пробелов в знаниях. | 1 | Практикум | |
25 | Диагностическая работа | 1 | Выполнение самостоятельной работы | |
Текстоведение (6 ч.) |
26 | Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема, структура текста. Развитие слухового сосредоточения. | 1 | Составление памяток, работа по карточкам | |
27 | Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Развитие внимания, мышления. | 1 | Индивидуальная работа по карточкам | |
28-29 | Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические. Развитие памяти, способности к переключению внимания. | 2 | Работа по памяткам, практикум. | |
30 | Функциональные стили речи. Типы текста. Ликвидация пробелов в знаниях. | 1 | Задания по карточкам. | |
31 | Основные виды тропов. Использование тропов как средства художественной выразительности. | 1 | Практикум, подведение итогов года. | |