СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуальных занятий обучающегося 6 класса (вариант 8.4) по предмету: «Сенсорное развитие»

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

индивидуальных занятий обучающегося 6 класса (вариант 8.4)по предмету: «Сенсорное развитие»

 

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуальных занятий обучающегося 6 класса (вариант 8.4) по предмету: «Сенсорное развитие»»

Министерство образования и науки республики Бурятия.

ГБОУ «Селенгинская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат»



Согласовано

Зам. директора по УВР

___________ С.В Мисайлова

«____»____________20__г.


Утверждаю

Директор ГБОУ «Селенгинская СКОШИ»

__________________ Т.А.Яковлев

«____»______________20__г.














РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

индивидуальных занятий обучающегося 6 класса

(вариант 8.4)

по предмету: «Сенсорное развитие»







Составитель:

учитель Елизова А.А.











Селенгинск

2023



Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с РАС и умеренной и тяжелой(глубокой) умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР и в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.

Проблемы аутистического спектра биологически обусловлены, но конкретные причины их проявления могут быть разными. Происхождение РАС накладывает отпечаток на характер и динамику нарушения психического развития ребенка, определяет сопутствующие трудности, влияет на прогноз социального развития. Ребёнок может быть и внешне безразличным к происходящему, и иметь стойкие страхи; совсем не пользоваться речью, использовать простые речевые штампы, но также и иметь богатый словарь и развёрнутую, не по возрасту сложную фразовую речь.

Развитие связей аутичного ребёнка с близким человеком и социумом в целом нарушено и осуществляется не так в норме, и не так, как у других детей с ОВЗ. Психическое развитие при аутизме не просто задержано или нарушено, оно искажено, поскольку психические функции такого ребёнка развиваются не в русле социального взаимодействия и решения реальных жизненных задач, а в большой степени как средство аутостимуляции, средство ограничения, а не развития взаимодействия со средой и другими людьми.

Искажение развития характерно проявляется в изменении соотношения простого и сложного в обучении ребёнка. Он может иметь фрагментарные представления об окружающем, не выделять и не осмыслять простейших связей в происходящем в обыденной жизни, чему специально не учат обычного ребёнка. Может не накапливать элементарного бытового жизненного опыта, но проявлять компетентность в более формальных, отвлечённых областях знания – выделять цвета, геометрические формы, интересоваться цифрами, буквами, грамматическими формами и т.п. Этому ребёнку трудно активно приспосабливаться к меняющимся условиям, новым обстоятельствам, поэтому имеющиеся у таких детей способности и даже уже выработанные навыки и накопленные знания плохо реализуются в жизни.

Передача таким детям социального опыта, введение их в культуру представляют особенную трудность.

Целью обучения является обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.

Основными задачами являются:

-формирование адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств на основе активизации работы всех органов чувств;

-коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

-формирование пространственно-временных ориентировок;

-развитие слухоголосовых координаций;

-формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

-совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;

-обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;

-исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;

-формирование точности и целенаправленности движений и действий.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие умственной деятельности школьников.

Общая характеристика коррекционного курса.

Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей

действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени

зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок

воспринимает окружающий мир. Вследствие органического поражения ЦНС у детей с

умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия,

памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены,

поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У

многих детей с ТМНР, достигших школьного возраста. действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная

обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных

специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные

целенаправленные действия с различными предметами и материалами.

Место курса в учебном плане.

Изучение предмета «Сенсорное развитие» в 6 классе рассчитано на 34 часа (академических) (34 недели – 30 мин. в неделю).

Содержание учебного предмета.

Содержание учебного предмета «Сенсорное развитие», 4 класс полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Учебно - тематический план


Наименование разделов

Количество часов


1 четверть

8

1

«Кинестетическое восприятие»

8


2 четверть

8

1

«Кинестетическое восприятие»

4

2

«Зрительное восприятие»

4


3 четверть

11

1

«Зрительное восприятие»

7

2

«Восприятие особых свойств предметов» («Восприятие запаха, вкуса»)

4


4 четверть

7

1

«Слуховое восприятие»

3

2

«Зрительное восприятие»

4

Зрительное восприятие. Фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки). Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от ребенка). Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад). Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. Узнавание (различение) цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный и др.). Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза. Сравнение трех-четырех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

Слуховое восприятие. Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии). Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. Локализация неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его источником. Нахождение одинаковых по звучанию объектов.

Кинестетическое восприятие. Эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. Реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий). Реакция на вибрацию, исходящую от объектов. Реакция на давление на поверхность тела. Реакция на горизонтальное (вертикальное) положение тела. Реакция на положение частей тела. Реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей. Различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода и др.) по температуре (холодный, горячий), фактуре (гладкий, шероховатый), влажности (мокрый, сухой), вязкости (жидкий, густой). Выполнение упражнений по заданию педагога, вербализация собственных ощущений. Выразительность движений - имитация животных (походка гуся, зайца, кенгуру и т. д.), инсценирование.

Восприятие запаха. Реакция на запахи. Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе и др.).

Восприятие вкуса. Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий). Узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.). Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).


Планируемые результаты освоения предмета «Сенсорное развитие» в 4 классе

Личностными результатами изучения курса «Сенсорное развитие» в 4 классе является формирование следующих умений:

-Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

-Уметь адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя.

-Развивать у ребёнка любознательность, наблюдательность, способность замечать новое.

-В предложенных педагогом ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Предметными результатами изучения курса в 4 классе являются формирование следующих умений.

-описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.


Материально - техническое обеспечение

Для проведения занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов

используется специально организованная коррекционно-развивающая среда, к которой

относятся сенсорно-стимулирующее пространство, дидактические игры и пособия:

- функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных

функций (конструкторы с комплектом цветных деталей, «почтовые (проблемные)

ящики», раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры, и тела

разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое

лото, сенсорные модули, вкладыши-формы и др.);

игрушки и пособия для развития тонкой и общей моторики: спортивный инвентарь для

развития крупной моторики (мячи, кольцебросы, обручи, кегли, сенсорная «тропа» для

ног, массажный коврик и др.); для развития мелкой моторики: шнуровки, мозаики,

разнообразные мелкие предметы, различные виды застежек и др.;

- иллюстрированный и образно-символический материал: схемы-планы

пространственного расположения предметов, специально разработанные «пособия»,

расширяющие круг представлений ребенка, способствующие установлению

сходства и различия классификационных признаков, определению временных и

пространственных отношений (наборы карточек с разнообразными изображениями,

серии карточек и т.д.);

- нормативно-знаковый материал: наборы цифр и букв, алфавитные таблицы и др., т.е.

материал, который способствует овладению ребенком универсальными

человеческими средствами внутренней мыслительной деятельности;

- материалы и принадлежности для изобразительной деятельности (для рисования,

лепки, аппликации, выполнения графических заданий).

- компьютер, принтер, доска, тетради, карандаши, ручки.

Учебно- методическое обеспечение

1. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ.

сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В.

Вохмянина; Под ред. И.В.Дубровиной. - М., 1998..

2. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников

{Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). -

М.: «Ось-89», 2006.

3. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями в

развитии / сост. и общая редакция В.М.Астапов, Ю.В.Микадзе. - СПб.: Питер

4. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет - форма - количество. М.«Просвещение».

5. Бабина Н.В. Развивающие игры с элементами логики. - Москва-Воронеж.

6. Башаева Г.В. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук. Ярославль.

7. Венгер А.А. Восприятие сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет. - М..

8. Забрамная С.Д. Ваш ребёнок учится во вспомогательной школе: Раб. Книга - М.

9. Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка. Динамические упражнения для детей

6-10 лет. - М.

10. Комплексная методика психомоторной коррекции. А.В. Семенович, Е.А.Воробьёва. -

М.

11. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет.

Практикум для психологов и логопедов. - М.

12. Любимова Т.Г. Учить не только мыслить, но и чувствовать. - Чебоксары.

13. Методика психомоторной практики./ Под ред. Н.Я. Большуновой. - Бердск.

14. Развитие внимания. Пособие для практических психологов, воспитателей,

родителей./ Под ред. Н.Я. Большуновой. - Бердск.

15. Разина М.С. Страна пальчиковых игр: развивающие игры и оригами для

детей и взрослых. СПБ. «Кристалл».

16. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. - М.

17. Сенсорное воспитание в детском саду. /Под ред. Н.Н. Поддъякова, В.Н.

Аванесовой. - М.

18. Фомина Л.В. Сенсорное развитие: программа для детей в возрасте (4) 5-6 лет - М.,

ТЦ «Сфера».

19. Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. - СПБ.

Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова. Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителей

специальных (коррекционных) образовательных учреждений.






































Календарно – тематическое планирование.

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности.

Оценка результативности освоения СИПР.

06.09

Вводный урок. Исследование психомоторики и сенсорных процессов.

1

Работа по картинкам. Практическая работа (рисование).

Опрос по теме.



13.09

Исследование моторных и графомоторных навыков.

1

Упражнения «Счетные палочки», «Обведи по контору», «Раскраски».


20.09

Пальчиковая и артикуля

ционная гимнастика с речевым сопровождением.

1

Работа по картинкам. Подвижная игра.


27.09

Обводка контуров изображений предметов и геометрических фигур. 

1

Работа по картинкам. Упражнения: «Обводки», «Обведи по контуру», «Раскраски».


04.10

Упражнения «Вырезание ножницами»

1

Упражнение «Вырежи по контуру», «Травка», «Ёжик».


11.10

Упражнения на штриховку в разных направлениях. 

1

Работа по сюжетным картинкам. Упражнения: «Штриховка».


18.10

Упражнения на совершенствование точности мелких движений рук.

1

Игры со шнурками: завязывание, развязывание, шнуровка- «Умные шнурочки»; нитками, тонкими веревочками «Нитяные узоры», «Косички».


25.10

Аппликация

«Дерево»

1

Работа с цветной бумагой и клеем. Практическая работа (апликация).



Закрепление пройденного материала.

2

Практическая работа. Опрос по теме.



Упражнения на восприятие поверхности на ощупь.

1

Дидактические игры и упражнения: «Гладкая – шершавая», «Колючая – пушистая», «Угадай, какой это предмет?»



Определение различных свойств и качеств предметов на ощупь : мягкие- жесткие, мелкие- крупные.

1

Дидактические игры и упражнения: «Предметы», «Мягкий – жесткий», «Мелкие – Крупные», «Соотнести предмет с геометрической фигурой», «Какие это волосы?», «Чем прикоснулись?», «Тактильный мешочек».



Игры на нахождение на ощупь контура нужного предмета из 3-5 предложенных. 

1

Дидактические игры и упражнения:

«Узнай предмет по контуру», «Угадай на ощупь», «Найди цифру».




Формирование ощущений от статических и динамических поз различных мелких частей лица и тела (глаза, рот, пальцы и т. д.).

1

Игры и упражнения: «Как говорят части тела», «Запретное число».



Комбинирование разных форм из геометрического конструктора и счетных палочек. 

1

Дидактические игры и упражнения: «Комбинирование», «Составь рисунок из предложенных фигур», «Составь рисунок по образцу из геометрических фигур и счетных палочек. 



Сравнение и обозначение словом величин разных предметов по двум параметрам.

1

Работа по картинкам.

Подвижная игра. Сравнение, «Шаги», «Найди наоборот», «Сортировщик», «Найди одинаковые».



Закрепление пройденного материала.

1

Практическая работа. Опрос по теме.



Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку. 

1

Дидактические игры и упражнения: «Предметы», «Геометрические формы», «Одинаковые», «Соедини соседей», «Разложи по кучкам».



Узнавание предмета по его отдельным частям. 

1

Дидактические игры и упражнения: «Узнай предмет», «Часть – целое», «Дорисуй»



Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные. 



1

Дидактические игры и упражнения: «Цветовой круг», «Радуга цветов», «Волшебные формулы», «Что бывает такого цвета?», «Оживи матрешек».



Составление предмета или целостной конструкции из более мелких деталей (5 – 8 деталей). 

1

Дидактические игры и упражнения: «Дорожки», «Строители», «Из каких фигур состоят предметы?»



Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (5 – 7 деталей с разрезами по диагонали и вертикали).

1

Работа по картинкам. Дидактические игры и упражнения: «Разрезанные изображе

ния», «Собери целое», «Найди недостающее».



Совершенствование зрительно-двигатель

ной координации рук и глаз. 

1

Рисование бордюров по наглядному образцу. Дидактические игры и упражнения: «Нарисуй по точкам», «Рисуем по клеточкам»



Составление картинки из разрезных частей.

1

Дидактические игры и упражнения: «Разрезная мозаика», «Разрезные изображения.



Упражнения на различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение. 

1

Дидактические игры и упражнения: «Вспомни, как они пахнут», «Определи по запаху», «Назови вкус продуктов», «Вкусовые банки».



Закрепление пройденного материала.

1

Практическая работа. Опрос по теме.



Развитие чувства ритма. 

1

Игровые упражнения: «Похлопаем в ладоши», «Мы – барабанщики». «Двигаемся под музыку».



Упражнения на различение музыкаль

ных и речевых звуков по высоте тона.

1

Дидактические игры и упражнения: «Рисуем под музыку», «Музыкаль

ная радуга», «Звоночки», «Высокий и низкий звуки».



Различение музыкаль

ных звуков и звуков окружаю

щей среды.

1

Дидактические игры и упражнения: «Быстро и медленно», «Какая мелодия?», «Определи, что звучало?», «Музыкальные зарисовки».



Ориентировка в помещении по инструкции педагога.

1

Дидактические игры и упражнения: «Назови самые высокие и самые низкие предметы в классе», «Левее – правее», «Выполни задание», «Что где находится?»



Развитие пространст

венного праксиса.


1

Дидактические игры и упражнения: «Что наверху, что внизу», «Что находится справа (слева) от меня?», «Робот», «Куда пойдешь, то и найдешь».



Определение времени по часам.

1

Дидактические игры «Часы», «Определяем время по часам», «Точные часы».



Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год).

1

Дидактическая игра «Расставь по порядку», «Определи, что длится дольше?», «Назови соседей», «Найди ошибку».



Времена года, их закономерная смена.

Закрепление пройденного материала.

1


Дидактическая игра «Когда это бывает?», «Что сначала, что потом?», «Что перепутал художник?».

Практическая работа. Опрос по теме.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!