МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО»
Физико-технологический институт
Кафедра информатики и информационных технологий
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Информационно-коммуникационные технологии в журналистской
деятельности
Направление подготовки (специальность)
42.03.02 Журналистика
заочная форма обучения
Квалификация (степень) выпускника – бакалавр
Утверждено на заседании кафедры
протокол № 11 от 04.07.2016
(№ протокола и дата)
Зав. кафедрой_________________
(подпись)
Калуга
2016
1. Цели и задачи дисциплины
Цель курса: формирование у студентов навыков применения информационных технологий в повседневной работе журналиста; использования сервисов и ресурсов Интернета для поиска информации, оперативной связи, коммуникации, фиксации получаемых сведений и их обработки.
Задачи курса:
познакомить студентов с веб-технологиями поисковых работ, научить грамотно выстраивать последовательность (алгоритм) поиска;
познакомить студентов с виртуальным рабочим местом журналиста (на примере Офиса 365);
2. Место дисциплины в структуре ОПОП
Дисциплина «Информационно-коммуникационные технологии в журналистской деятельности» относится к математическому и естественнонаучному циклу дисциплин (вариативной части). Преподавание дисциплины опирается на знание студентами школьного курса информатики и ИТ. Необходимыми условиями для освоения дисциплины являются: знание основ информатики, умение работы с ПК, владение навыками работы с офисными приложениями и в сети Интернет.
3. Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующей компетенции:
Коды компетенции | Наименование компетенции |
профессиональные компетентности |
ОПК-13 | Способность следовать принципам работы журналиста с источниками информации, знать методы её сбора, селекции, проверки и анализа, возможности электронных баз данных и методы работы с ними. |
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
особенности поиска информации в информационно-поисковых системах и базах данных;
алгоритмы информационного поиска в соответствии с информационными потребностями;
возможности облачных технологий для хранения, совместной обработки, анализа и передачи информации разного типа.
Уметь:
осуществлять поиск и систематизацию информации, необходимой для профессиональной и творческой деятельности журналиста;
использовать возможности Офиса 365 в рабочем процессе журналиста.
Владеть:
Иметь представление:
об особенностях современного информационного общества и информационного пространства;
об аппаратном обеспечении творческого процесса, практических аспектах его применения в журналистской деятельности;
об основных проблемах информационной безопасности.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц, 144 часа.
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры |
1 | 2 | | |
Аудиторные занятия (всего) | 12 | 8 | 4 | | |
В том числе: | | | | | |
Лекции | | | | | |
Практические занятия (ПЗ) | | | | | |
Семинары (С) | | | | | |
Лабораторные работы (ЛР) | 12 | 8 | 4 | | |
Самостоятельная работа (всего) | 123 | 60 | 63 | | |
В том числе: | | | | - | - |
Контрольная работа | | | 30 | | |
Расчетно-графические работы | | | | | |
Реферат | | | | | |
Другие виды самостоятельной работы | | | | | |
Подготовка к лабораторным работам | | 20 | 10 | | |
Групповой проект | | 40 | 10 | | |
Контроль (отчёты по лабораторным работам) | 10 | | | | |
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | | | 13 | | |
Общая трудоемкость час. зач. ед. | 144 | 68 | 67 | | |
4 | 2 | 2 | | |
5. Содержание дисциплины
5.1.1 Содержание разделов дисциплины
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела | Формируемые компетенции | Образовательные технологии (интерактивные формы проведения занятий) |
1. | Способы поиска информации в сети Интернет. Типы поисковых систем | Три способа поиска информации в Сети Интернет. Поисковые системы (поисковые указатели и каталоги). Сервисы популярных поисковых систем. Правила поиска информации с помощью поисковых систем. | ОПК-13 | Акцент на практическую значимость материала для учебной или будущей профессиональной деятельности. Постановка проблемных вопросов. Самостоятельная работа. Проектная работа. |
2. | Использование расширенного поиска и языка запросов | Понятие усложнённого запроса в поисковых системах. Настройка расширенного поиска; использование языка запросов (морфология, поисковый контекст, документные операторы). Уточнение правил поиска информации с учётом возможностей усложненного запроса. | ОПК-13 |
3. | Открытые источники информации Интернета для журналистов | Информационные агентства. Средства массовой информации (СМИ) в Интернете. Библиотеки и справочные источники (энциклопедии, словари, справочники). Сайты для обмена информацией (социальные сети, форумы, чаты, телеконференции, др.). Мир платной информации. Специализированные порталы для журналистов | ОПК-13 |
5.1.2. Самостоятельная работа студентов
Вход в Офис 365. Начало работы: создание папки в One Drive, создание документа в online-Word, предоставление удалённого доступа к документам другим людям.
Форма контроля самостоятельного задания 1
Изучение рекомендуемой литературы
Формы контроля самостоятельного задания 2
Подготовка к лабораторным работам, их выполнение и защита
Формы контроля самостоятельного задания 3
Ответы на вопросы для допуска к лабораторным работам (в online-Word, до занятия).
Выполнение практических заданий на компьютере.
Отчёт о выполнении лабораторных работ (в online-Word и online-Excel или (online-Access), после занятия).
Форма контроля самостоятельного задания 4
5.1.3. Контрольная работа
Срок выполнения 4 месяца.
Изучите материал «Интернет в профессиональной информационной деятельности» из папки Учебники или, перейдя по ссылке http://textbook.vadimstepanov.ru/index.html.
Ответьте на вопросы. Отредактируйте и отформатируйте материал. Создайте титульный лист. (Предоставляется в печатном виде).
Профессиональный поиск информации в Интернете.
Глобальные справочники ресурсов и поисковые системы.
Российские справочники и поисковые системы.
Стратегия и методика профессионального информационного поиска.
Справочные ресурсы Интернета.
Библиографические ресурсы Интернета.
Электронные библиотеки и полнотекстовые базы данных в Интернете.
Электронные коллекции текстов.
Коммерческие полнотекстовые базы данных.
5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п | Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин | № № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1. | Техника и технология СМИ | + | + | + | | | | | |
2. | Прикладные дисциплины (фотодело, компьютерный дизайн) | + | + | + | | | | | |
3. | Работа с источниками информации | + | + | + | | | | | |
4. | Выпуск учебных СМИ | + | + | + | | | | | |
5. | Интернет-журналистика | + | + | + | | | | | |
Дисциплина имеет междисциплинарные связи со всеми последующими дисциплинами.
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Лек | Пр. зан | Лаб. зан. | Сем | СРС | Все-го ч. |
1. | Способы поиска информации в сети Интернет. Типы поисковых систем | - | - | 4 | - | 10 | 14 |
2. | Использование расширенного поиска и языка запросов | - | - | 4 | - | 10 | 14 |
3. | Открытые источники информации Интернета для журналистов | - | - | 4 | - | 10 | 14 |
6. Лабораторные работы
№ п/п | Наименование лабораторных работ | Трудоёмкость (час.) |
1. | Способы поиска информации в сети Интернет. Типы поисковых систем | 14 |
2. | Использование расширенного поиска и языка запросов | 14 |
3. | Открытые источники информации Интернета для журналистов | 14 |
7. Практические работы (семинары)
Не предусмотрены
8. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
8.1. Тест http://textbook.vadimstepanov.ru/chapter2/test2.html
Начало формы
8.2. Контроль качества подготовки студентов
В период изучения дисциплины осуществляется текущий промежуточный и итоговый контроль над усвоением изучаемого материала.
Текущий контроль качества усвоения знаний предполагает:
Промежуточный контроль качества усвоения знаний предполагает:
Итоговый контроль – экзамен
8.3. Критерии оценки итоговой формы контроля – экзамен
«отлично»
Владение материалом. Студент в совершенстве разбирается в материале дисциплины, демонстрирует способность к самостоятельному рассуждению, построению гипотез, обоснованным выводам.
Владение умениями и навыками. Студент в совершенстве владеет инструментами ИКТ, демонстрирует умения поиска, обработки, сохранения и передачи информации другим людям.
Мотивы. Студент демонстрирует интерес к проблемам дисциплины, потребность к самостоятельному их исследованию.
Волевые качества. Студент проявляет настойчивость в решении новой проблемы.
«хорошо»
Владение материалом. Студент демонстрирует знания материала дисциплины, способен применить их на практике, однако его знания и навыки не обладают устойчивостью в изменённых учебных условиях.
Владение умениями и навыками. Студент хорошо владеет инструментами ИКТ; демонстрирует умения поиска, обработки, сохранения и передачи информации другим людям, однако не показывает способность к самостоятельному «открытию» новых технологических приёмов.
Мотивы. Студент осознаёт необходимость решения поставленной проблемы для успешной профессиональной деятельности, однако проявляет при этом только ситуативный интерес.
Волевые качества. Студент проявляет настойчивость в решении проблемы только в том случае, если для этого не требуется больших усилий.
«удовлетворительно»
Владение материалом. Студент демонстрирует репродуктивные знания (воспроизведение, соотнесение, обсуждение); перенос приемов и методов работы со средствами ИТ на новый учебный материал и профессиональную работу неустойчив.
Владение умениями и навыками. Студент владеет инструментами ИКТ; в новых условиях действует методом «проб и ошибок».
Мотивы. Неустойчивое отношение к проблеме, направленность на её решение только под действием требований преподавателя.
Волевые качества. Демонстрирует отрицательное отношение к преодолению трудностей, даже интересная работа выполняется, только если она посильна.
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература
Название издания | Место и год издания | Кол-во экземпляров |
Затулий А.И. Компьютерные технологии в журналистике: Учебно-методическое пособие. – Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет, 2010. – 37 с. Нечта И.В. Введение в информатику [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Нечта И.В.— Электрон. текстовые данные.— Новосибирск: Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2016.— 31 c. Основы информатики [Электронный ресурс]: учебное пособие / Метелица Н.Т., Орлова Е.В. – Электрон. текстовые данные. – Краснодар: Южный институт менеджмента, 2012. – 113 c. Информатика. Основы информатики. Представление и кодирование информации. Часть 1. [Электронный ресурс]: учебное пособие / Сальникова Н.А. – Электрон. текстовые данные. – Волгоград: Волгоградский институт бизнеса, Вузовское образование, 2009. – 94 c. | http://pnu.edu.ru/media/filer_public/2013/02/25/kt_journalism.pdf http://www.iprbookshop.ru/55471 http://www.iprbookshop.ru/9751 http://www.iprbookshop.ru/11321 | |
б) дополнительная литература
Название издания | Место и год издания | Кол-во экземпляров |
Кихтан В. В. Информационные технологии в журналистике. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. (Серия Высшее образование≫) — 160 с. Информатика [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / А. В. Могилев, Е. К. Хеннер, Н. И. Пак. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 336 с. Войниканис Е.А. Право интеллектуальной собственности в цифровую эпоху: монография / Войниканис Е.А. – М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Юриспруденция, 2014. – 550 c. Острейковский, В. А. Информатика [Текст] : учебник / В. А. Острейковский. – 4-е изд., стер. – М. : Высшая школа, 2007. – 511 с. : ил. – ISBN 978-5-06-003533-9 Лабораторный практикум по информатике [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / ред. В. А. Острейковский. – 3-е изд., стер. – М. : Высшая школа, 2008. – 376 с. : ил. – ISBN 978-5-06-006048-5 Кудинов, Ю. И. Основы современной информатики [Текст] : учеб. пособие для вузов / Ю. И. Кудинов, Ф. Ф. Пащенко. – СПб. : Лань, 2009. – 256 с. : ил. – ISBN 978-5-8114-0918-1 | http://www.twirpx.com/file/107227/ М.: Академия http://www.iprbookshop.ru/23028 М.: Высшая школа М.: Высшая школа СПб.: Лань | 99 15 20 5 |
Цифровые образовательные ресурсы Интернета:
http://www.rubricon.ru/ – формационно-энциклопедический проект: свободный доступ к полным электронным версиям важнейших энциклопедий и словарей, изданных за последние сто лет в России
http://pokoleniye.ru/ – коллекции ссылок, статьи, эссе, новости
Основные каталоги и базы данных:
Библиографическая база данных «Ingenta» - http://www.ingenta.com/
Базы данных «ИНИОН» - http://www.inion.ru/
База данных SciSearch - http://thomsonscientific.com/
База данных Dialog - http://www.dialog.com/
Библиотека РГИУ - http://www.vusnet.ru/biblio/
Большая научная библиотека - http://sci-lib.com/
Научная электронная библиотека - http://www.elibrary.ru/
Каталог научных публикаций - http://www.scholar.ru/
Библиотека конгресса США - http://www.loc.gov/
Научная поисковая система Scirus - http://www.scirus.com/
Научная поисковая система Scholar - http://scholar.google.com/
Поисковая система Science Research - http://www.scienceresearch.com/search/
Портал научных исследований СМИ - http://www.mediascope.ru/
Новости научной журналистики - http://sciencejournalist.ru/
МедиаСпрут - http://www.mediasprut.ru/
Право и СМИ - http://www.medialaw.ru/
Центр экстремальной журналистики - http://cjes.ru/
Гильдия издателей периодической печати - http://www.gipp.ru/
European Journalism Centre - http://www.ejc.nl/
A Journalist's Guide to the Internet - http://reporter.umd.edu/
Poynter University / Университет Пойнтера - http://www.poynter.org/
Сервисы TILE.NET - http://www.tile.net/news
Google Groups - http://groups.google.com/
Yahoo Groups - http://groups.yahoo.com/
Google Alerts - http://www.google.com/alerts/
Yandex - подписка - http://news.yandex.ru/podpiska/login.pl
ProfNet - http://www.profnet.com/
Поиск Экспертов - http://www.findexpert.ru/
ExpertClick.com - http://www.expertclick.com/
MediaBridge - http://www.alertnet.org/mediabridge/
RefDesk - http://www.refdesk.com/
SearchEngineWatch - http://searchenginewatch.com
Meta Eureka - http://www.metaeureka.com/
MetaBear - http://www.metabear.ru/
Google News Archive Search - http://news.google.com/archivesearch
Международная журналистская сеть, Вашингтон, США http://www.ijnet.org/ru
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для обеспечения дисциплины необходимы специально оборудованные аудитории, имеющие:
11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
11.1 Методические рекомендации (материалы) для преподавателя
Содержание курса распределяется между лабораторной и самостоятельной частями на основе принципов преемственности и дополнительности.
Информационный материал извлекается студентами из методических материалов, рекомендованной литературы и электронных материалов, расположенных на общедоступном электронном ресурсе (в Офисе 365) и по адресу https://multiurok.ru/files/ikt-v-zhurnalistskoi-dieiatiel-nosti-poisk-informa.html
Курс предполагает:
построение обучения на основе решения учебных задач, представляющих собой модели реальных профессиональных задач и проблем;
развитие способностей студентов к групповой деятельности и коммуникативных умений; для этого студентам предлагается работать в малых группах, участвовать в дискуссиях, делать презентацию перед аудиторией;
инициирование взаимодействия студентов друг с другом, обращение внимания студентов на приемы и технику обмена информацией в соответствии с учебными и развивающими целями;
построение отношений со студентами на основе сотрудничества;
размещение на общедоступном ресурсе всех учебных материалов для использования студентами при подготовке к лабораторным занятиям и для дополнительного чтения;
размещение на общедоступном ресурсе (с первых дней занятий) всех материалов контроля, а также критериев оценок, чтобы студенты имели возможность самостоятельно спланировать свое обучение и развитие;
размещение на общедоступном ресурсе электронного журнала с оценками студентов.
Такой подход к обучению одновременно с повышением качества подготовки по конкретным вопросам программы, способствует формированию у студентов общекультурных, профессиональных и ИКТ- компетенций.
11.2 Методические указания для студентов
Дисциплина «ИКТ в журналистской деятельности» предполагает аудиторные занятия – лабораторные работы (12 часов), самостоятельную работу (123 часа), домашнюю контрольную работу, сдачу экзамена.
Наименование лабораторных работ | Лаб. раб. | СРС | Трудоёмкость |
1. Способы поиска информации в сети Интернет. Типы поисковых систем | 4 | 10 | 14 |
2. Использование расширенного поиска и языка запросов | 4 | 10 | 14 |
3. Открытые источники информации Интернета для журналистов | 4 | 10 | 14 |
Выполнение лабораторных работ происходит индивидуально по инструкциям (с допуском и защитой). Также на лабораторных занятиях проводится индивидуальное собеседование по ключевым вопросам теоретического материала, предоставленного в электронном виде в общедоступной папке и в списке рекомендуемой литературы.
Самостоятельная работа необходима:
для подготовки к лабораторным работам, получения допуска, для доработки заданий в случае отставания на занятии, редактирования и форматирования отчётов по выполненным работам (30 часов);
для выполнения группового проекта (50 часов);
для выполнения домашней контрольной работы (30 часов);
для подготовки к экзамену (13 часов).
В процессе занятий должны быть приобретены умения, необходимые в учебной и будущей профессиональной деятельности: поиск информации в сети Интернет, создание, хранение документов, совместная их обработка, анализ и передача информации разного типа.
Дисциплина имеет междисциплинарные связи со всеми последующими дисциплинами и, в частности, с дисциплинами, предполагающими использование ИКТ: «Техника и технология СМИ», «Прикладные дисциплины (фотодело, компьютерный дизайн)», «Выпуск учебных СМИ», «Работа с источниками информации», «Интернет-журналистика».
Весь материал, необходимый для аудиторной и самостоятельной работы, имеется в электронной папке на общедоступном сетевом ресурсе. Рекомендуется до начала занятий скопировать эту папку, познакомиться с представленным в ней материалом, зарегистрироваться в Офисе 365.
На аудиторных занятиях студенты получают инструкции для выполнения лабораторных работ в печатном виде, а для проработки (или доработки) заданий во время, отведённое для самостоятельной работы, используют электронный вариант этих инструкций https://multiurok.ru/files/ikt-v-zhurnalistskoi-dieiatiel-nosti-poisk-informa.html
Разработчики:
ГОУ ВО КГУ им. К.Э. Циолковского | Доцент | Н.И. Прокопенко |
Эксперты:
(место работы) | (занимаемая должность) | (инициалы, фамилия) |
11