программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии технологического профиля 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов на базе
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы (программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих) (ОПОП ППКРС), в соответствии с ФГОС по профессии СПО 09.01.03 «Оператор информационных систем и ресурсов». Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной переподготовке квалифицированных рабочих.
Учебная дисциплина Иностранный язык в профессиональной деятельности изучается в социально-гуманитарном учебном цикле учебного плана ОПОП СПО (ППКРС). В учебных планах ППКРС место учебной дисциплины Иностранный язык в профессиональной деятельности — в составе социально-гуманитарных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС СПО.
В результате изучения дисциплины обучающийся должен освоить общие и профессиональные компетенции, личностные результаты программы воспитания:
Личностные результаты реализации программы воспитания |
Осознающий себя гражданином России и защитником Отечества, выражающий свою российскую идентичность в поликультурном и многоконфессиональном российском обществе и современном мировом сообществе. Сознающий свое единство с народом России, с Российским государством, демонстрирующий ответственность за развитие страны. Проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументированно отстаивать суверенитет и достоинство народа России, сохранять и защищать историческую правду о Российском государстве. | ЛР 1 |
Демонстрирующий приверженность традиционным духовно нравственным ценностям, культуре народов России, принципам местности, порядочности, открытости. Действующий и оценивающий свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных, социокультурных ценностей и норм с учетом осознания последствий поступков. Готовый к деловому взаимодействию и неформальному общению с представителями разных народов, национальностей, вероисповеданий, отличающий их от участников групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие социально опасного поведения окружающих и предупреждающий его. Проявляющий уважение к людям старшего поколения, готовность к участию в социальной поддержке нуждающихся в ней. | ЛР 3 |
Проявляющий и демонстрирующий уважение к труду человека, осознающий ценность собственного труда и труда других людей. Экономически активный, ориентированный на осознанный выбор сферы профессиональной деятельности с учетом личных жизненных планов, потребностей своей семьи, российского общества. Выражающий осознанную готовность к получению профессионального образования, к непрерывному образованию в течение жизни. Демонстрирующий позитивное отношение к регулированию трудовых отношений. Ориентированный на самообразование и профессиональную переподготовку в условиях смены технологического уклада и сопутствующих социальных перемен. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа» | ЛР 4 |
Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, народу, малой родине, знания его истории и культуры, принятие традиционных ценностей много национального народа России. Выражающий свою этнокультурную идентичность, сознающий себя патриотом народа России, деятельно выражающий чувство причастности к много национальному народу России, к Российскому Отечеству. Проявляющий ценностное отношение к историческому и культурному наследию народов России, к национальным символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в России, к соотечественникам за рубежом, поддерживающий их заинтересованность в сохранении общероссийской культурной идентичности, уважающий их права | ЛР 5 |
Ориентированный на профессиональные достижения, деятельно выражающий познавательные интересы с учетом своих способностей, образовательного и профессионального маршрута, выбранной квалификации. | ЛР 6 |
Осознающий и деятельно выражающий приоритетную ценность каждой человеческой жизни, уважающий достоинство личности каждого человека, собственную и чужую уникальность, свободу мировоззренческого выбора, самоопределения. Проявляющий бережливое и чуткое отношение к религиозной принадлежности каждого человека, предупредительный в отношении выражения прав и законных интересов других людей | ЛР 7 |
Проявляющий и демонстрирующий уважение законных интересов и прав представителей различных этнокультурных, социальных, конфессиональных групп в российском обществе; национального достоинства, религиозных убеждений с учѐтом соблюдения необходимости обеспечения конституционных прав и свобод граждан. Понимающий и деятельно выражающий ценность межрелигиозного и межнационального согласия людей, граждан, народов в России. Выражающий сопричастность к преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства, включенный в общественные инициативы, направленные на их сохранение. | ЛР 8 |
Сознающий ценность жизни, здоровья и безопасности. Соблюдающий и пропагандирующий здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, физическая активность),демонстрирующий стремление к физическому совершенствованию. Проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных привычек и опасных наклонностей (курение, употребление алкоголя, наркотиков, психоактивных веществ, азартных игр, любых форм зависимостей), деструктивного поведения в обществе, в том числе в цифровой среде. | ЛР 9 |
Бережливо относящийся к природному наследию страны и мира, проявляющий сформированность экологической культуры на основе понимания влияния социальных, экономических и профессионально производственных процессов на окружающую среду. Выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред природе, распознающий опасности среды обитания, предупреждающий рискованное поведение других граждан, популяризирующий способы сохранения памятников природы страны, региона, территории, поселения, включенный в общественные инициативы, направленные на заботу о них. | ЛР 10 |
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры. Критически оценивающий и деятельно проявляющий понимание эмоционального воздействия искусства, его влияния на душевное состояние и поведение людей. Бережливо относящийся к культуре как средству коммуникации и самовыражения в обществе, выражающий сопричастность к нравственным нормам, традициям в искусстве. Ориентированный на собственное самовыражение в разных видах искусства, художественном творчестве с учѐтом российских традиционных духовно-нравственных ценностей, эстетическом обустройстве собственного быта. Разделяющий ценности отечественного и мирового художественного наследия, роли народных традиций и народного творчества в искусстве. Выражающий ценностное отношение к технической и промышленной эстетике. | ЛР 11 |
Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности |
Демонстрирующий умение эффективно взаимодействовать в команде, вести диалог, в том числе с использованием средств коммуникации | ЛР 13 |
Демонстрирующий навыки анализа и интерпретации информации из различных источников с учетом нормативно-правовых норм | ЛР 14 |
Демонстрирующий готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности. | ЛР 15 |
Содействующий поддержанию престижа своей профессии, отрасли и образовательной организации. | ЛР17 |
Принимающий цели и задачи научно-технологического, экономического, информационного и социокультурного развития России, готовый работать на их достижение. | ЛР18 |
Управляющий собственным профессиональным развитием, рефлексивно оценивающий собственный жизненный опыт, критерии личной успешности, признающий ценность непрерывного образования | ЛР19 |
Способный генерировать новые идеи для решения задач цифровой экономики, перестраивать сложившиеся способы решения задач, выдвигать альтернативные варианты действий с целью выработки новых оптимальных алгоритмов; позиционирующий себя в сети как результативный и привлекательный участник трудовых отношений. | ЛР20 |
Самостоятельный и ответственный в принятии решений во всех сферах своей деятельности, готовый к исполнению разнообразных социальных ролей, востребованных бизнесом, обществом и государством | ЛР21 |
Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектом Российской Федерации | |
Проявляющий социальную активность и социальную компетентность в вопросах социально-экономического, национально-культурного и инновационного развития своего региона (своей малой родины) | ЛР 17 |
Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные ключевыми работодателями | |
Выполнять преобразование данных, связанных с изменениями структуры документов | ЛР 19 |
Выполнять разметку и форматирование документов различных форматов. | ЛР 20 |
Конвертировать аналоговые данные в цифровые. | ЛР 21 |
Формировать запросы для получения информации в базах данных | ЛР 23 |
Структурировать цифровые данные для публикации. | ЛР 25 |
Размещать и обновлять информационный материал через систему управления контентом. | ЛР 26 |
Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектами образовательного процесса | |
Проявлять доброжелательность к окружающим, деликатность, чувство такта и готовность оказать услугу каждому кто в ней нуждается. | ЛР 32 |
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках | ЛР 33 |
Код компетенции | Формулировка компетенции | Знания, умения |
ОК 01 | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам | Умения: самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; развивать креативное мышление при решении жизненных проблем Знания: основы проектной деятельности, способы решения задач профессиональной деятельности. |
ОК 02 | Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности | Умения: определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска, применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение; использовать различные цифровые средства для решения профессиональных задач. |
Знания: номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации, современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности в том числе с использованием цифровых средств. |
ОК 04 | Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде | Умения: организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности |
Знания: психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности |
ОК 06 | Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе духовно-нравственных ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения | Умения: описывать значимость своей профессии; применять стандарты антикоррупционного поведения |
Знания: сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной деятельности по профессии; стандарты антикоррупционного поведения и последствия его нарушения |
ОК 09 | Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках | Умения: понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы; участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; кратко обосновывать и объяснять свои действия (текущие и планируемые); писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы |
Знания: правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности |
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | ЛР |
1 | 2 | 3 | 4 |
I курс | 48 | |
Введение | 1 | Роль английского языка при освоении профессий СПО. | 1 | ЛР1,4 |
Самостоятельная работа обучающихся Чтение, перевод текста | 1 | |
Раздел 1. Основное содержание | 16 | |
Тема 1 Страна/страны изучаемого языка: географическое положение, столица, крупные города, регионы, система образования, достопримечательности, культурные особенности (национальные и популярные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи), страницы истории. | Содержание учебного материала | 8 | ЛР 1, 3, 7, 8, 10.11, 13, 32; ОК 02,04,06; |
1 | Лексический материал по теме. Чтение текста «Факты о Британии». | 2 |
2 | Текст «Традиции и праздники Великобритании» Грамматика: Определенный артикль с географическими названиями | 2 |
3 | Работа с текстом «Образование в Великобритании.» Выполнение тренировочных упражнений. | 2 |
4 | Работа с текстом «Канада». Работа с текстом «США». | 2 |
Тема 2 Современный мир профессий. Проблемы выбора профессии (возможности продолжения образования в высшей школе, в профессиональном колледже, выбор рабочей специальности),. | Содержание учебного материала | 8 | |
1 | Лексика: Мир профессий. Работа с текстом «Шаг в профессию». | 2 | ЛР 1,3.4,6,7,13,15,17-19.32;ОК 01,02,04,06; |
2 | Составление профессионального резюме. Проблема выбора профессии. Грамматика: Употребление неопределенного артикля с названиями профессий. | 2 |
3 | Текст «Моя будущая профессия». Сочинение «Моя профессия». | 2 |
4 | Грамматика: Числительные. Контрольная работа по темам 1 и 2 | 2 |
Раздел 2. Профессионально-ориентированное содержание | 23 | |
Тема 2.1 Служебные телефонные переговоры и переписка | Содержание учебного материала | 5 | ЛР 3,4,6-8,13,15,19-21,23,32; ОК 01,02,04,06; ПК 1.2, 1.3, 1.6, 2.1, 2.2 |
1 | Лексика по теме. Модальные глаголы в процессе телефонных переговоров профессиональной направленности. | 2 |
2 | Модальные глаголы при ответах на запросы пользователей информационных систем. | 1 |
3 | Диалог профессиональной тематики. Языковые клеше при ведении телефонных переговоров. | 2 |
Тема 2.2 Интернет: способы подключения. История появления сети Интернет. | Содержание учебного материала | 6 | ЛР 6,13,15,20,32; ОК 02,04, 09; |
1 | Профессиональная лексика по теме. Грамматика: Сложноподчиненные предложения. | 2 |
2 | Выполнение тренировочных упражнений. Текст «Интернет. Способы подключения». | 2 |
3 | Текст «История появления сети Интернет». Диалог-беседа «Опасности сети Интернет». | 2 |
Тема 2.3 Устройство компьютера и его функции. | Содержание учебного материала | 6 | ЛР 6,13,15,32; ОК 02,04; ПК 1.1. ПК 1.8 |
1 | Лексический материал: детали компьютера.. Грамматика: Безличные предложения. | 2 |
2 | Чтение текста «Комплектующие компьютера: принтер, сканер, мышь, клавиатура, CD - ROM и их особенности». Выполнение упражнений к тексту. | 2 |
3. | Текст «Основные неисправности персональных компьютеров». Выполнение тренировочных упражнений. | 2 |
Тема 2.4 Человек и компьютер: электронная почта, социальные сети. Компьютерные вирусы. | Содержание учебного материала | 6 | ЛР 3,4,6-9,11,13-15, 17,19,20,25,26,32; ОК 01,02,04,06; ПК 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.8,2.1, 2.2. |
1 | Лексика по теме. Грамматика: Наречия some, any, no, every и их производные. | 2 |
2 | Чтение и пересказ текста «Человек и компьютер». Работа с текстом «Компьютерные вирусы». | 2 |
3 | Диалог-игра «Интернет – общение: электронная почта, социальные сети». Контрольная работа по 2 разделу. | |
Раздел 3. Перевод профессионально-технической литературы | 6 | |
Тема 3.1 Введение в основы перевода научно-популярных текстов | Содержание учебного материала | 4 | ЛР 6,15,21,32,33; ОК 01,02,04,09; ПК 1.1, 1.2, 1.3. |
1 | Особенности перевода иностранной научно-технической литературы. Грамматика: Словообразование, страдательный залог. | 2 |
2 | Перевод инструкций по эксплуатации на устройства информационно-коммуникационных систем. Грамматика: числительные, даты, системы измерения. | 2 |
Содержание учебного материала | 2 | |
Тема 3.2 Работа с материалами производителей устройств | 1 | Перевод публикаций на сайтах производителей устройств информационно - коммуникационных систем. | 2 | ЛР 6,14,15,21.32, 33; ОК 01,02,04,09; ПК 1.2, 2.3 |
| Дифференцированный зачет | 2 | |
Итого | Аудиторные занятия | 46 | |
Всего | | 48 | |
| Промежуточная аттестация – Дифференцированный зачет | | |
Для реализации учебной дисциплины в лицее имеется в наличии учебный кабинет иностранного языка.
Библиотечный фонд лицея укомплектован печатными и электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия) по модулю на одного обучающегося.
В наличии электронная информационно-образовательная среда - имеется доступ студентов к цифровой (электронной) библиотеке (https://urait.ru/)
1. Безкоровайная Г.Т., Койранская Е.А., Соколова Н.И., Лаврик Г.В. Planet of English: учебник английского языка для учреждений СПО. — М., 2021г.
Невзорова Г.Д. Английский язык. Грамматика : учеб.пособие для СПО/ Г.Д. Невзорова, Г.И. Никитушкина. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 213с. – (Серия:Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-09886-0. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL:http://www.biblio-online.ru/bcode/437254.
Куряева, Р.И. Английский язык. Лексико-грамматическое пособие в 2 ч. Часть 1: учеб.пособие для СПО/Р.И. Куряева. – 6 изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 264с. – (Серия:Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-09890-7. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL:http://www.biblio-online.ru/bcode/437048
Куряева, Р.И. Английский язык. Лексико-грамматическое пособие в 2 ч. Часть 2: учеб.пособие для СПО/Р.И. Куряева. – 6 изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 254с. – (Серия:Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-09927-0. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL:http://www.biblio-online.ru/bcode/437049
Буренко, Л.В. Грамматика английского языка. Grammar in levels elementary-pre-intermediate: учеб. пособие для СПО / Л.В. Буренко, О.С. Тарасенко, Г.А. Краснощекова; под общей редакцией Г.А. Краснощековой. – Москва: Издательство Юрайт, 2019.- 227с. - (Серия: Профессиональное образование). – ISBN 978-5-9916-9261-8. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL:http://www.biblio-online.ru/bcode/437709
Стогниева, О. Н. Английский язык для ИТ-специальностей: учеб.пособие для СПО / О.Н. Стогниева. - Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 143с. – (Серия:Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-07972-2. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL:http://www.biblio-online.ru/bcode/441263
Бутенко, Е.Ю. Английский язык для ИТ – специальностей. IT – English: учеб. пособие для СПО / Е.Ю. Бутенко.- 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 119с. – (Серия:Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-07790-2. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL:http://www.biblio-online.ru/bcode/437372
Код и наименование формируемых компетенций | Результаты обучения | Методы оценки |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам | Овладение универсальными учебными познавательными действиями: а) базовые логические действия: - самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; - устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; - определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; - выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; - вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; - развивать креативное мышление при решении жизненных проблем б) базовые исследовательские действия: - владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; - выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; - анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; -- уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; - уметь интегрировать знания из разных предметных областей; - выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; и способность их использования в познавательной и социальной практике | Контрольная работа, тестирование, экспертное наблюдение в процессе практических занятий |
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности | Работа с информацией: - владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; - создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; - оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; - использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности, готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению; -овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности; | Контрольная работа, тестирование, экспертное наблюдение в процессе практических занятий. |
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде | а) совместная деятельность: - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; - принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы; - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; - осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным. б) принятие себя и других людей: - принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; - признавать свое право и право других людей на ошибки; - развивать способность понимать мир с позиции другого человека. | Контрольная работа, тестирование, экспертное наблюдение в процессе практических занятий. |
ОК 06 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения | - умение описывать значимость своей профессии; - знать значимость профессиональной деятельности по профессии; | Контрольная работа, тестирование, экспертное наблюдение в процессе практических занятий |
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках | а) базовые исследовательские действия: - владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; - способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; - овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; - формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами; -осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду | Контрольная работа, тестирование, экспертное наблюдение в процессе практических занятий. |