Программа
развития навыков ухода за растениями
«Я садовником родился»
Пояснительная записка
Создание программы «Я садовником родился» продиктовано необходимостью эстетического оформления и озеленения участка учреждения посредством привлечения воспитанников и педагогов к деятельности по благоустройству территории. А также для отработки эффективных форм и методов социально - трудовой реабилитации воспитанников центра.
Содержание программы направлено на формирование у воспитанников знаний и умений по уходу за растениями, развитие познавательного интереса к изучаемой теме, создание экологически благоприятных условий для реабилитации воспитанников, а также на формирование у них бережного отношения к природе и труду человека. Все вышеизложенное является необходимым условием трудовой и нравственной реабилитации детей и подростков.
Цель программы: обучить детей и подростков специфическим знаниям, необходимым для цветовода, и привить практические умения и навыки по выращиванию растений посредством приобщения к социально значимой природоохранной деятельности.
Задачи программы:
Обучающие:
формирование знаний и практических умений по выращиванию растений и уходу за ними;
формирование практических умений, связанных с проведением наблюдений за ростом и развитием декоративных растений в открытом грунте.
Развивающие:
развитие умений: усваивать и применять биологические знания, планировать свою деятельность;
способствовать развитию любознательности, расширять кругозор воспитанников.
Воспитательные:
формировать у воспитанников ответственного отношения к труду, к окружающей среде, к деятельности по её сохранению и улучшению.
Программа «Я садовником родился» представляет собой цикл практических занятий. Знания и практические умения воспитанники усваивают из личного опыта на занятиях.
На первом занятии с каждым воспитанником проводится экскурсия с целью ознакомления с декоративными растениями, произрастающими на территории реабилитационного центра. Занятия проводятся индивидуально или в микрогруппах. Выбор темы занятия зависит от сезона и погодных условий.
В процессе обучения педагог осуществляет индивидуализацию обучения и дифференцированный подход, что поддерживает мотивацию к труду. Продолжительность занятия 30-40 минут.
При реализации программы используются практические, наглядно-практические и словесные методы обучения. На занятиях воспитанники знакомятся с технологией выращивания декоративных растений открытого грунта и уходу за ними, проведению наблюдений, за ростом и развитием растений, учатся обобщать итоги работы. Объектами наблюдений являются однолетние и многолетние декоративные растения открытого грунта.
Программа «Я садовником родился» рассчитана на воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних среднего и старшего школьного возраста (12-17 лет) и является модифицированной и апробированной на практике. Состоит из 23 занятий. Работа по программе проводится в течение сезонных работ: с апреля по октябрь.
На территории учреждения разбиты клумбы и цветники. Подготовлено необходимое оборудование и материалы для выращивания различных видов декоративных растений: лопаты, тяпки, грабли, рыхлители, метлы, совки, лейки, шланг для полива растений, семена, посевные ящики, контейнеры для рассады.
По данной программе могут работать инструкторы по труду, социальные педагоги, воспитатели.
По окончании обучения по программе воспитанники
должны знать:
- разницу между культурными и дикорастущими цветковыми растениями.
- особенности выращивания растений в открытом грунте;
- основные способы размножения декоративных растений;
- требования к условиям выращивания и уборки декоративных растений;
- основные правила размещения растений на клумбе;
- способы защиты от вредителей;
- правила и приёмы полива;
- признаки созревания семян цветковых растений;
правила безопасного труда на участке
должны уметь:
- готовить земельную смесь, для посадки растений;
- работать с лопатой, тяпкой, рыхлителем;
-выращивать и проводить посадку рассады однолетних растений;
-высаживать растения в приготовленную смесь;
-подвязывать растения;
-обрезать засохшие части растений;
-ухаживать за садовыми дорожками и площадками;
-собирать семена, закладывать их на хранение
Литература:
1. Программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы, сборник 1 под ред. В.В. Воронковой, М..: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС , 2011г.
2.Е.А. Ковалёва «Сельскохозяйственный труд» для учащихся 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, М., Просвещение, 2006г.,
3.С.Л. Быховец «Энциклопедия комнатных растений»; Минск « Харвест», 2003.
4.А.А. Карпов «Энциклопедия цветовода-любителя»; Ростов-на-Дону
«Феникс»,2003.
5.В.А.Родина «Цветоводство в школе»; Москва «Просвещение», 1974.
6. А.Н.Мальцева, Г.А. Алексеев-Малахов «Декоративные деревья и кустарники:
ландшафтный дизайн и озеленение участка»; Ростов-на-Дону «Феникс», 2002.
7. З.А. Клепинина, В.С. Капралова «Трудовое обучение: сельскохозяйственные
работы. 5-7 класс средней школы»; Москва «Просвещение», 1990.
8. В. Воганка «Защита растений от болезней и вредителей»; Москва Издательство «Мир книги», 2010.
Календарно-тематический план
занятий к программе развития навыков ухода за растениями
для воспитанников среднего и старшего школьного возраста
«Я садовником родился»
№ п/п | Дата проведения | Тема занятия | Количество часов |
всего | теорети-ческие | практи-ческие |
1 | при поступлении апрель-сентябрь | Экскурсия «Декоративные растения на территории учреждения» | 1 | - | 1 |
2 | в течение сезона | Почва. Питательные вещества. Удобрение почвы. Полив. Почвенные смеси. | 1 | - | 1 |
3 | в течение сезона | Садовые инструменты. Меры безопасности. Уход за инструментами. | 1 | - | 1 |
4 | апрель | Весенняя перекопка почвы. | 1 | - | 1 |
5 | апрель | Практическая работа: приготовление земельной смеси | 1 | - | 1 |
6 | в течение сезона | Борьба с сорняками. | 1 | - | 1 |
7 | апрель | Выращивание растений из семян. Практическая работа: подготовка семян к посеву. | 1 | - | 1 |
8 | апрель | Практическая работа «Посев семян в посевные ящики» | 1 | - | 1 |
9 | апрель | Пикирование рассады | 1 | - | 1 |
10 | апрель | Уход за рассадой однолетних цветущих растений | 1 | - | 1 |
11 | апрель | Практическая работа «Подкормка рассады» | 1 | - | 1 |
12 | апрель | Практическая работа «Посев семян в грунт» | 1 | - | 1 |
13 | апрель-май | Прореживание всходов | 1 | - | 1 |
14 | май | Высадка рассады декоративных цветущих растений в грунт | 1 | - | 1 |
15 | июнь-июль | Борьба с вредителями растений | 1 | - | 1 |
16 | май, август, сентябрь | Размножение растений методом черенкования | 1 | - | 1 |
17 | март, сентябрь | Размножение растений методом деления корневищ | 1 | - | 1 |
18 | апрель-сентябрь | Уход за растениями на клумбе: полив | 1 | - | 1 |
19 | в течение сезона | Уход за растениями: прополка сорняков | 1 | - | 1 |
20 | в течение всего сезона | Уход за растениями: рыхление почвы вокруг растений | 1 | - | 1 |
21 | сентябрь | Посадка луковичных, клубне-луковичных и клубневых растений | 1 | - | 1 |
22 | август-сентябрь | Сбор семян однолетних декоративных растений. Закладка семян на хранение семян. | 1 | - | 1 |
23 | октябрь | Осенняя перекопка почвы | 1 | - | 1 |