СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа инструктора по труду ГКУ СО КК "Армавирский СРЦН" по развитию навыков ухода за растениями "Трудяжки"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана для реализации в условиях социально0реабилитационног центра для несовершеннолетних. Предназначена для педагогов, воспитателей, инструкторов по труду. Для детей младшего школьного возраста

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа инструктора по труду ГКУ СО КК "Армавирский СРЦН" по развитию навыков ухода за растениями "Трудяжки"»

Программа

развития навыков ухода за растениями

для воспитанников младшего школьного возраста

«Трудяжки»


Пояснительная записка


Большое значение в реабилитационном процессе несовершеннолетних уделяется трудовой реабилитации воспитанников. Цель всей системы трудового воспитания - нравственно-психологическая и практическая подготовка детей к добросовестному труду на общую пользу и формирование начал трудолюбия.

Поскольку в учреждении имеется большая территория, на которой разбиты цветники и клумбы, воспитанники совместно со взрослыми регулярно включаются в работу по благоустройству прилегающей территории. Поэтому возникла необходимость разработки программы по обучению детей уходу за растениями.

Труд по уходу за растениями имеет большое воспитательное значение. В процессе труда у детей формируется бережное, заботливое отношение к природе и ответственное отношение к своим обязанностям. Ухаживая за растениями, дети убеждаются в его необходимости. Непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями природы, дети приобретают конкретные знания о ней, устанавливают некоторые связи между развитием растений и уходом за ними человека. Все это положительно влияет на развитие мышления у детей.

Совместная деятельность по уходу за растениями способствует воспитанию положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать друг другу помощь.

Программа развития по уходу за растениями «Трудяжки» направлена на ознакомление воспитанников младшего школьного возраста с основами агротехники выращивания декоративных растений открытого грунта и уходу за ними, проведению наблюдений за ростом и развитием растений.

Цель программы: дать детям основные знания, необходимые для цветовода, и привить практические умения и навыки по выращиванию растений посредством приобщения к социально значимой природоохранной деятельности.

Задачи программы:

Образовательные:

- знакомство с инструментами и садовым инвентарем;

- знакомство с техникой безопасности при работе с садовыми инструментами;

- формирование трудовых умений и навыков, связанных с уходом за растениями, и их дальнейшее совершенствование

Развивающие:

- развитие интереса к трудовой деятельности, сознательного и ответственного отношение к ней;

- развитие навыков организации своей работы

Воспитательные:

- воспитание положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь;

- воспитание у детей положительных личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде.

Преобладающее место в программе занимают практические работы. Выполняя их, воспитанники овладевают трудовыми умениями, усваивают знания о процессе труда (о том, какие практические действия по выращиванию растений надо производить, в какой последовательности и как), и приобретают способность осуществлять процесс труда, т.е. выполнять эти действия, постоянно контролируя их правильность.

Большое место в программе уделяется организации наблюдений за действиями педагога и старших воспитанников по выращиванию растений. Наряду с наблюдениями труда окружающих, имеет место и собственная трудовая деятельность ребенка. Формирование у младших школьников навыков выращивания растений ограничено поливом, рыхлением почвы, удалением сорняков на дорожках.

В процессе приучения детей к уходу за растениями большое место занимает совместный труд ребенка и взрослого. Эта работа помогает детям усвоить направление движений (движения корпуса, повороты рук и ног при рыхлении и поливке). Все это можно осуществить тогда, когда взрослый с самого начала работает с ребенком индивидуально, или с небольшой группой детей, за которой закрепляется определенный участок работы.

Педагог гибко подбирает для детей доступные виды труда в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями. Они должны быть, с одной стороны, посильны детям, с другой стороны - требовать от них известного напряжения. Работая вместе с детьми, педагог ставит им конкретную задачу, намечает, какой они получают результат, по мере необходимости показывает нужные приемы, сообщает знания, но делает это по уходу выполнения работы. Имея постоянное задание, ребенок прилагает известные усилия, учится преодолевать трудности.

Усвоение знаний и формирование трудовых умений и навыков происходит не только на специально организованных занятиях, но преимущественно в повседневном труде. Время работы, а также трудовые поручения подбираются индивидуально. Примерная продолжительность занятий составляет 25-30 минут.

При реализации программы используются практические, наглядно-практические и словесные методы обучения. На занятиях воспитанники знакомятся с технологией выращивания декоративных растений открытого грунта и уходу за ними, проведению наблюдений, за ростом и развитием растений, учатся обобщать итоги работы. Объектами наблюдений являются однолетние и многолетние декоративные растения открытого грунта.

Программа «Трудяжки» рассчитана на воспитанников реабилитационных центров для несовершеннолетних младшего школьного возраста (7-11лет) и является модифицированной и апробированной на практике. Состоит из 16 занятий. Работа по программе проводится в течение сезонных работ: с апреля по октябрь. Тематика занятий определяется в зависимости от сезона и погодных условий.

На территории учреждения разбиты клумбы и цветники, подготовлено необходимое оборудование и материалы для выращивания различных видов декоративных растений: лопаты, грабли, рыхлители, метлы, совки, лейки, шланг для полива растений, семена, посевные ящики, контейнеры для рассады.

По данной программе могут работать инструкторы по труду, социальные педагоги, воспитатели.

По окончании работы по программе воспитанники должны уметь:

1) отличать культурные растения от сорных трав;

2) совместно с педагогом и старшими воспитанниками:

- принимать участие в перекопке клумб, в посадке многолетних цветущих растений;

- рыхлить землю, делать гряды, клумбы;

- сеять крупные и мелкие смена проводить посадку рассады в посевные ящики и в грунт;

- поливать всходы,

- проводить наблюдения за ростом и развитием растений,

- в цветнике поливать, пропалывать, прореживать, окучивать, подвязывать растения;

- понимать значение этих работ

А также должны иметь представление

- о сроках посева семян и высадке рассады в грунт;

- о вредителях растений и способах борьбы с ними;

- о сроках сборки и правилах хранения семян декоративных растений




Литература:


1. Беляков, Н.Д. Покровская, А.И. Цейтлин, Н.Е. Кружок «Умелые руки» в школе. [Текст] /Н.Д. Беляков, А.И. Покровская, Н.Е. Цейтлин // - Москва: Просвещение, 1957. - с. 158.

. Винер, А.В. Материалы и техника мозаичной живописи. [Текст] /А.В. Винер // Москва: Просвещение, 1953. - с. 95.

. Геронимус Т.М. Программа по трудовому обучению 1-4 классы «Школа мастеров». [Текст] // Москва: АСТ-ПРЕСС школа, 2011 г.

4. Гусакова, М.А. Аппликация. [Текст] /М.А. Гусакова// - Москва: Просвещение, 1987. - с. 153.

. Гульянц, Э.К. Базик, И.Я. Что можно сделать из природного материала. [Текст] /Э.К. Гульянц, И.Я. Базик// - Москва: Просвещение, 1984. - 185 с.

. Конышева, Н.М. «Методика трудового обучения младших школьников». Учебное пособие. [Текст] / Н.М. Конышева//- Москва: Просвещение, 1999.

. Крылова, О.Н., Самсонова, Л.Ю. Поурочные разработки по трудовому обучению. 1 класс. Учебное пособие. [Текст] / О.Н. Крылова, Л.Ю. Самсонова//- Москва: Экзамен, 2006. - с. 86.

. Майорова, И.Г. Трудовое обучение в начальных классах. [Текст] /И.Г. Майорова // Москва: Педагогика, 1978. - 147 с.

. Макаренко, А. С. Сочинения в 7-ми томах, т. 4. [Текст] /А.С. Макаренко// Москва: Педагогика, 1957. - 399 с.

10. Махмутов, М.И. Современный урок: Вопросы теории. [Текст] /М.И. Махмутов//Москва: Просвещение, 2003. - с. 92.

11. Неменский, Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания: Книга для учителя. [Текст] /Б.М. Неменский// - Москва: Просвещение, 1987. - с. 210.

12. Огерчук, Л.Ю. Технология труда в начальной школе. Работа с клеем и ножницами. (Библиотека журнала "Школа и производство". Выпуск 6.) [Текст] /Л.Ю. Огерчук. //М., Школа-Пресс, 2001.

. Петровский, В.С. Возрастная и педагогическая психология. [Текст] /В.С. Петровский // Москва: Просвещение, 1973.

14. Самородский, П.С. Дидактические основы специальной подготовки учителя технологии и предпринимательства. [Текст] / П.С. Самородский// - Брянск: Издательство БГПУ, 2000. - с. 68.

15. Соловьянюк, В.Г. Основные понятия технологического образования. Учебно-методическое пособие. [Текст] /В.Г. Соловьянюк // - Бийск: Педагогика, 2007. - 114 с.

16. Трегубенко, Б.Н. Трудовое обучение.1-4 классы. (Библиотека учителя начальных классов). М., Владос, 2001.















Календарно-тематический план

занятий к программе развития навыков ухода за растениями

для воспитанников младшего школьного возраста

«Трудяжки»


п/п

Дата

проведения

Тема занятия

Количество часов

всего

теорети-ческие

практи-ческие

1

при поступлении

апрель-сентябрь

Экскурсия «Декоративные растения на территории учреждения»

Ознакомление с грунтовыми цветочно-декоративными растениями, кустарниками, травами, используемыми для озеленения. Беседа о значении зеленых насаждений в жизни человека, в народном хозяйстве нашей страны.

1

-

1

2

в течение сезона

«Весенняя подготовка почвы»

Наблюдение за весенней подготовкой почвы к посеву однолетних декоративных культур

1

-

1

3

в течение сезона

«Приготовление земельной смеси»

Практическая работа по заготовке земли и песка для приготовлению земельной смеси

1

-

1

4

апрель

«Посев семян в посевные ящики»

Знакомство с правилами посева семян в посевные ящики: заглубление семян в зависимости от их размера.

Практическая работа «Посев семян в посевные ящики»

1

-

1

5

апрель

«Посев семян в грунт»

Знакомство с правилами посева семян в грунт: выбор участка, заделка рядов и лунок, глубина посева.

Практическая работа «Посев семян в грунт»

1

-

1

6

в течение сезона

«Уход за рассадой однолетних цветущих растений»

Практическая работа «Уход за рассадой однолетних цветущих растений»: наблюдение за рассадой, полив, уборка сорняков, расчистка дорожек

1

-

1

7

апрель

«Подкормка рассады»

Знакомство с видами удобрений и правилами их внесения. Практическая работа: «Подкормка рассады»

1

-

1

8

апрель

«Пикирование рассады»

Наблюдение за пикированием рассады

1

-

1

9

апрель

Практическая работа: «Высадка рассады однолетних растений в грунт»

Наблюдение за ростом рассады в грунте.

1

-

1

10

апрель

«Уход за растениями на клумбе: полив»

Практическая работа: «Полив растений на клумбах»

1

-

1

11

апрель

«Уход за растениями: прополка сорняков»

Практическая работа: «Прополка сорняков на клумбах и дорожках»

1

-

1

12

апрель-май

«Уход за растениями: рыхление почвы вокруг растений»

Практическая работа: «Рыхление почвы вокруг растений»

1

-

1

13

июнь-

август

«Вредители растений»

Ознакомление с наиболее распространенными вредителями растений и причиняемым ими вередом (улитки, слизни, тля, гусеницы). Меры борьбы с вредителями.

1

-

1

14

май-

июль, сентябрь

«Вредители растений»

Знакомство с вегетативным способом размножения растений, с правилами заготовки и посадки черенков. Уход и наблюдение за черенками.

1

-

1

15

август, сентябрь

«Сбор семян однолетних декоративных растений. Хранение семян»

Практическая работа: «Сбор семян однолетних декоративных растений», «Закладка семян на хранение»

1

-

1

16

сентябрь,

октябрь

«Осенняя перекопка почвы»

Беседа о значении осенней перекопки почвы. Практическая работа: «Перекопка почвы»

1

-

1