Рабочая программа по курсу «Интеллектика» в 4 классе
2. Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Интеллектика» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования МБОУ гимназии « УВК №1» на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов А.З. Зака «Интеллектика».
Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности ребенка на более высоком уровне, чем в дошкольном детстве. Источниками полноценного развития младших школьников выступают два вида деятельности:
- учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе, на освоение прошлого опыта человечества и приобщения к современной культуре;
- творческая деятельность, которая способствует формированию самостоятельности ребенка, реализации его собственных идей, направленных на создание нового.
Основная цель курса развивающих занятий «Интеллектика» состоит в том, чтобы обеспечить достаточно высокую интеллектуальную готовность детей к обучению в средней и старшей школе. Это означает более широкие, чем обычно, возможности произвольного и смыслового восприятия, воображения, запоминания и воспроизведения и, главное, абстрактно - логического и творческого мышления.
Вместе с тем, данный курс развивающих занятий призван способствовать гуманизации процесса образования в начальной школе и разностороннему развитию интеллектуальной сферы младших школьников за счет гармоничного сочетания учебной деятельности с поисковой, творческой деятельностью.
Систематический курс, построенный на разнообразном - по содержанию и сложности поисковых задач – не учебном материале, создает благоприятные возможности для развития личности ребенка, его познавательной активности и инициативы, для формирования в мыслительной деятельности самостоятельности, сообразительности и находчивости. Стремление к размышлению и поиску вызывает у детей чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.
2.1. Направленность дополнительной образовательной программы.
Рабочая программа по курсу «Интеллектика» предназначена для развития мыслительных способностей на неучебном материале учащихся 4 «А» класса. Эта программа призвана способствовать гуманизации процесса образования в начальной школе и разностороннему развитию интеллектуальной сферы младших школьников за счёт сочетания учебной деятельности, (связанной с усвоением знаний, умений, навыков), с поисковой, творческой деятельностью, способствующей развитию познавательной активности и инициативы учащихся, созданию благоприятных условий для самостоятельного решения нетиповых задач и проявления индивидуальных особенностей.
Курс развивающих занятий «Интеллектика» направлен на развитие познавательной сферы младших школьников (процессов восприятия, памяти, воображения, мышления) и совершенствования волевой регуляции вообще и отмеченных познавательных процессов в частности.
2.2.Новизна
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения внеучебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы курса, воспитательного результата положены диагностические методики, предложенные А.З.Заком.
5. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.
2.3.Актуальность
Актуальность выбора определена следующими факторами: на основе диагностических фактов у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.
2.4. Цель. Задачи дополнительной образовательной программы
Цель данного курса: развитие интеллектуальных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие интеллектуальных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний.
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Развитие восприятия. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика доминирования долговременной и кратковременной памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие внешнего и внутреннего плана речи. Обогащение и активизация словаря учащихся. Формирование умения давать несложные определения понятиям.
2.5.Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы
от уже существующих образовательных программ
Особенности организации учебного процесса.
Материал каждого занятия рассчитан на 45 минут. Во время занятий у обучающегося происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы, специальных заданий, представленных в форме интеллектуальных мини-игр.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.
2.6. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся в возрасте от 7 до 10 лет.
Курс включает 34 занятия: 1 занятие в неделю.
Программа реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом.
2.7. Сроки реализации дополнительной образовательной программы
Программа рассчитана на 1 год обучения — 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю
2.8.Формы занятий
Форма и режим занятий: интеллектуальные игры, игры с правилами.
Методы: Словесные, поисково-творческие.
Форма занятий: Индивидуально – групповое занятие проходит в игровой форме, насыщенном большим разнообразием практических заданий, их чередований и прекрасно иллюстрированным большим фактическим материалом.
Формы подведения итогов: экспресс – диагностика в конце года.
2.9.Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
Определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью преподавателя.
Проговаривать последовательность действий.
Учиться высказывать своё предположение о возможном варианте решения проблемного задания.
Учиться оценивать результат, выполненного задания.
Учиться давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности одноклассников.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в рабочей тетради (в оглавлении).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от преподавателя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать различные объекты.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять логические, комбинаторные задачи на основе простейших графических моделей (рисунков, таблиц, схематических рисунков, схем);
Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Грамотно формулировать и оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Совместно договариваться о правилах общения и на занятии.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
выделять существенные признаки предметов;
сравнивать между собой предметы, явления;
обобщать, делать несложные выводы;
классифицировать явления, предметы;
определять последовательность событий;
судить о противоположных явлениях;
давать определения тем или иным понятиям;
определять отношения между предметами типа;
выявлять функциональные отношения между понятиями;
выявлять закономерности и проводить аналогии.
Предполагаемая результативность
В основу изучения положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
3.Учебно-тематический план
Дата
Кол.
Тема занятия
Интеллектуальная игра
УУД
Форма контроля
1
3.09
1
Вводное занятие.
Методика «Фигурки в контуре»
-проводить обоснованное рассуждение о связи полученного результата с исходными условиями;
-совершать точный анализ содержания задач;
-формирование способности рассуждать
-формирование способности анализировать;
-формирование способности комбинировать;
-выполнять разнообразное комбинирование поисковых действий
Стартовый
2
8.09
1
Развитие способности комбинировать
«Перестановки – 1»
Рефлексивный
3
16.09
1
Развитие способности
анализировать
«Одинаковое, разное у двух – 1»
Прогностический
4
23.09
1
Развитие способности рассуждать
«Так же, как…»
Рефлексивный
5
30.09
Развитие способности планировать
«Шаги - 1»
Практическая работа
6
7.10
1
Развитие способности
комбинировать
«Передвижения – 1»
Рефлексивный
7
14.10
1
Развитие способности
анализировать
«Одинаковое, разное у двух –2»
Рефлексивный
8
21.10
1
Развитие способности рассуждать
«Сходство, отличие»
Прогностический
9
28.10
1
Развитие способности планировать
«Прыжки – 1»
Рефлексивный
10
4.11
1
Развитие способности комбинировать
«Перестановки – 2»
- формирование познавательных интересов;
-формирование стремления к размышлению и поиску;
- формирование способности планировать;
Рефлексивный
11
11.11
1
Развитие способности анализировать
«Одинаковое, разное у двух –3»
Прогностический
12
18.11
1
Развитие способности рассуждать
«Совпадения»
Рефлексивный
13
25.11
1
Развитие способности планировать
«Шаги – 2»
Рефлексивный
14
2.12
1
Развитие способности комбинировать
«Передвижения – 2»
Практическая работа
15
9.12
1
Развитие способности планировать
«Прыжки – 2»
Рефлексивный
16
16.12
1
Развитие способности рассуждать
«Родственники»
-формирование способности рассуждать;
-формирование способности анализировать;
-формирование способности комбинировать;
-развитие критичности и обоснованности
Рефлексивный
17
23.12
1
Развитие способности планировать
«Шаги – 3»
18
27.12
1
Развитие способности комбинировать
«Перестановки – 3»
развитие критичности и обоснованности мышления;
-формирование глубины мышления;
-формирование способности анализировать;
-формирование способности комбинировать;
-навык самоконтроля;
-осуществлять далекое планирование своих шагов по реализации способа решения;
- формирование способности планировать;
-формирование гибкости мышления;
Прогностический
19
13.01
1
Развитие способности анализировать
«Одинаковое, разное у трех – 1»
Рефлексивный
20
20.01
1
Развитие способности рассуждать
«Больше, чем…»
Практическая работа
21
27.01
1
Развитие способности планировать
«Прыжки – 3»
Рефлексивный
22
3.02
1
Развитие способности комбинировать
«Передвижения – 3»
Рефлексивный
23
10.02
1
Развитие способности анализировать
«Одинаковое, разное у трех – 2»
Рефлексивный
24
17.02
1
Развитие способности рассуждать
«Старше, моложе»
Прогностический
25
02.03
1
Развитие способности планировать
«Шаги, прыжки – 1»
Практическая работа
26
16.03
1
Развитие способности комбинировать
«Обмены – 1»
Рефлексивный
27
23.03
1
Развитие способности анализировать
«Одинаковое, разное у трех – 3»
Рефлексивный
28
30.03
1
Развитие способности рассуждать
«Ближе, левее»
- формирование способности планировать;
-формирование гибкости мышления;
-формирование способности рассуждать;
-формирование способности анализировать;
-формирование способности комбинировать;
-навык самоконтроля;
-осуществлять далекое планирование своих шагов по реализации способа решения
Прогностический
29
6.04
1
Развитие способности планировать
«Шаги, прыжки –2»
Практическая работа
30
13.04
1
Развитие способности комбинировать
«Обмены – 2»
Рефлексивный
31
20.04
1
Развитие способности планировать
«Шаги, прыжки – 3»
Рефлексивный
32
27.04
1
Развитие способности рассуждать
«То ли одно, то ли другое»
Рефлексивный
33
18.05
1
Развитие способности комбинировать
«Обмены – 3»
Рефлексивный
34
25.05
1
Экспресс- диагностика мыслительных способностей.
Контрольный
4. Содержание программы.
Систематический курс развивающих занятий «Интеллектика» включает в себя 4 темы:
«Развитие способности анализировать» ( 8ч.)
«Развитие способности комбинировать» ( 8 ч.)
«Развитие способности рассуждать» (7 ч.)
«Развитие способности планировать»( 9 ч.)
Вводное занятие, диагностика ( 2 ч.)
Выбор указанных способностей связан с их принципиально важной ролью в мыслительной деятельности человека.
Способность анализировать обеспечивает возможность точного разбора условий задач и совершенствуется в ходе решения задач «на сопоставление», в провидении интеллектуальных игр: «Одинаковое, разное у двух», «Одинаковое, разное у трех».
Способность комбинировать выступает условием использования разнообразных сочетаний поисковых действий при разработке способа решения и формируется в ходе решения задач «на преобразование», в интеллектуальных играх: «Перестановки», «Передвижения», «Обмены».
Способность рассуждать необходима для обоснования верности найденного способа решения при соотнесении его с условиями и требованиями задачи и обеспечивается за счет решения задач «на выведение» и интеллектуальных игр: «Что подходит?», «Раньше, позже», «У кого что», «Соседний, через один», «Так же, как …», «Сходство, отличие», «Совпадения», «Родственники», «Больше, чем», «Старше, моложе», «Ближе, левее», «То ли одно, то ли другое».
Способность планировать лежит в основе построения программы деятельности по достижению требуемого результата и формируется в ходе решения задач «на перемещение» и в проведении интеллектуальных игр: «Шаги», «Прыжки», «Шаги, прыжки».
5. Список использованной литературы
Нормативные документы
Закон Российской Федерации «Об образовании».
Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года.
Методические рекомендации Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодёжи Минобразования России по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях. (Приложение к письму Минобразования России от 11.06.2002 г. № 30-15-433/16).
Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844.
А. З. Зак. Интеллектика. Книга для учителя. Издательство Интеллект – Центр. Москва 2007 г.
А. З. Зак. Интеллектика для школьников. Тетрадь для развития мыслительных способностей детей 4 класс. Интеллект – Центр. Москва 2013