Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
Рассмотрено МО начальных классов Руководитель МО _________ Зарубина Е.Ю. Протокол от «26» августа 2024 г. № 1 | Согласовано Зам директора по УВР ______ Калашникова М.П. «30» августа 2024 г. | Утверждено Директор МОБУ СОШ № 4 _____________Наумова А.В. Приказ от «30» августа 2024 г. № О-75 |
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
курса «Весёлая грамматика»
для группы обучающихся 3а класса
Предметная область: филология
Разработала: Шинакова Т.В., учитель начальных классов первой квалификационной категории |
р. п. Лесогорск 2024
Пояснительная записка
Рабочая программа курса составлена на основе следующих нормативно- правовых документов:
Рабочая программа курса «Весёлая грамматика» для обучающихся 3 классов на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Примерной программе воспитания.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе следующих нормативно- правовых документов:
Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений, рекомендованной Министерством образования РФ, В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык: – М.: Просвещение, 2020.
Программа реализуется 1 год.
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (с изменениями);
- Приказа Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 № 992 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказа Министерства просвещения РФ от 21.09.2022 № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников»
и других нормативно – правовых актов, не противоречащих действующему законодательству в сфере образования.
Цель, задачи, актуальность
Русский язык – один из основных учебных предметов. От того, как школьники овладеют русским языком, зависит успешность прохождения всего учебного материала.
Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям и интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется как на уроках, так и на курсе «Весёлая грамматика».
Обращение к мнемотехнике – системе различных приёмов – облегчает запоминание и увеличивает объём памяти за счёт искусственных ассоциаций.
Изучение лингвистических интересов, учащихся показывает, как велико желание младших школьников узнать новое о русском языке. Строгие рамки урока и насыщенность программы по русскому языку не всегда позволяет ответить на многие вопросы, интересующие детей. В этом случае на помощь приходят занятия курса «Весёлая грамматика»
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками.
Основная цель углубление, расширение и закрепление у младших школьников знаний по русскому языку, обеспечение языкового развития обучающихся, мотивация и заинтересованность в предмете русский язык.
Задачи:
способствовать углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний;
расширять лингвистический кругозор школьников;
воспитывать языковое чутьё;
повышать общую языковую культуру обучающихся;
выявлять одарённых в лингвистическом отношении обучающихся.
Главные принципы реализации программы.
В основе программы лежат следующие принципы:
Принцип связи программы с уроками русского языка. Его сущность заключается в том, что основой должны являться знания, полученные обучающимися на уроках русского языка, которые углубляются на занятиях кружка.
Принцип систематичности в подаче языкового материала. Последовательность подачи материала, изучаемого на кружке, совпадает с последовательностью его изучения на уроках.
Принцип индивидуальных особенностей обучающихся. Согласно этому принципу, содержание работы строится с учётом индивидуальных интересов школьников и способствует развитию каждого ученика.
Принцип занимательности. Занимательность является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к занятиям данного курса, однако занимательность не сводится к развлекаловке. Для обучающихся начальных классов занимательно то, что имеет практическое значение.
Принцип разнообразия форм и видов работы. Интерес обучающихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.
Общая характеристика курса
Содержание занятий строится на основе:
- системно-деятельностного подхода;
- системного подхода к отбору содержания и последовательности изучения грамматических понятий.
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития обучающихся средствами предмета. Линии, общие с курсом литературного чтения:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи. Линии, специфические для курса «Русский язык»:
1) приобретение и систематизация знаний о языке;
2) овладение орфографией и пунктуацией;
3) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
4) развитие чувства языка.
Из области фонетики дети знакомятся с понятием звук в сопоставлении с буквой, звуками гласными и согласными; согласными звуками звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими; с ударением, ударными и безударными гласными; с делением слова на слоги; с обозначением мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь; наблюдают случаи несоответствия написания и произношения (буквосочетания жи–ши, чу–щу, ча–ща, безударные гласные). Дети учатся произносить звуки, слушать звучащее слово, соотносить произношение и написание, делать слого-звуковой и звукобуквенный анализ слов.
В процессе изучения курса закладываются основы для развития у детей орфографической зоркости. Проходит ознакомление с явлениями и понятиями из области словообразования: в процессе наблюдения и практической работы со словом дети осознают, что в слове выделяются части; знакомятся с корнем, однокоренными словами, суффиксом, приставкой, графическим обозначением этих частей слова, наблюдают за приставочным и суффиксальным способами образования слов. В ходе рассредоточенной лексической работы дети наблюдают за тем, что слова называют предметы, их признаки; действия людей, животных и предметов; осознают, что каждое слово что-то означает, то есть имеет значение; что значений у одного слова может быть несколько. Постоянно ведётся наблюдение над сочетаемостью слов в русском языке, над особенностями словоупотребления. Из области морфологии дети получают первоначальное представление о существительных, прилагательных, глаголах и личных местоимениях; о предлогах; учатся ставить вопросы от слова к слову, различать предлоги и приставки. Вводятся также такие синтаксические понятия, как предложение, текст. Дети учатся правильно писать и пунктуационно оформлять простые предложения, читать и произносить предложения с правильной интонацией. В ходе чтения текстов идёт целенаправленное формирование у них типа правильной читательской деятельности.
Основные виды деятельности:
выполнение различных упражнений;
оформление газет;
участие в олимпиаде по русскому языку;
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с русским языком;
проектная деятельность
самостоятельная работа;
творческие работы.
Описание места курса в учебном плане
Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю)
Требования к планируемым результатам обучения и освоения курса
В результате реализации программы, обучающие получат возможность:
применять полученные знания и умения в практической деятельности;
участвовать в городских и районных олимпиадах, интеллектуальных марафонах по русскому языку;
работать с информацией в разных областях языковых знаний;
вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта и представлений.
Требования к уровню подготовки, обучающихся к концу третьего класса
Обучающиеся должны:
Иметь представление:
о происхождении слов русского языка;
о словарях русского языка (толковом, орфографическом, этимологическом, фразеологическом);
о прямом и переносном значении слов;
о многозначных и однозначных словах.
Знать термины: фонетика, морфемика, морфология, лексикология, транскрипция, словообразование, омонимы, синонимы, антонимы, архаизмы, фразеологизмы, эпитет, анаграмма, метаграмма, чайнворд, шарада, калейдоскоп, палиндром, криптограмма.
Уметь:
применять алфавит в работе со словарями и каталогом;
выполнять фонетический разбор слова;
различать части речи и части слова; слова близкие по смыслу и однокоренные;
определять орфограмму и объяснять правильное написание слова.
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Формы контроля, критерии и нормы оценки
Индивидуальный контроль – каждый ученик получает свое задание, которое он должен выполнить без посторонней помощи. Такая форма контроля целесообразна в случае, если требуется выяснить индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся.
Групповой контроль – при проведении такого контроля состав учащихся делится на несколько групп (от 2 до 4 учащихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели контроля группам предлагаются одинаковые или разные задания. Иногда групповой контроль проводится в виде уплотненного опроса.
Фронтальный контроль – задания предлагаются всем учащимся. В процессе этого контроля изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, вскрываются слабые стороны в знаниях учащихся, обнаруживаются недочеты, пробелы, ошибки в работах и ответах учащихся, что позволяет вовремя наметить меры по их преодолению и устранению.
Взаимный контроль – взаимопроверка знаний значительно активизирует деятельность учащихся, повышает интерес к знаниям и даже нравится им. В ходе взаимного контроля раскрываются индивидуальные особенности детей, их взаимоотношения с товарищами.
Самоконтроль – ученики участвуют в управлении своей собственной учебной деятельностью. Это порождает у них удовлетворенность своими занятиями, своей работой, позволяет им поверить в себя, в свои познавательные способности, открывает простор для творческой инициативы и самостоятельности.
Система оценки, достижений планируемых результатов освоения курса направлена на обеспечение качества образования.
Инструментом для оценки динамики образовательных достижений является портфолио ученика, конкурсы, фестивали, выставки.
Содержание курса
Содержание курса ориентировано на овладение универсальными учебными действиями (личностными, регулятивными, познавательными и коммуникативными) и предметными результатами, обеспечивающими интеллектуальное развитие ребенка, которое включает в себя накопленные знания по предмету и развитую способность к самостоятельному поиску и усвоению новых знаний, новых способов действий, что составляет основу умения учиться.
Основное содержание курса:
Виды речевой деятельности
Слушание. Адекватное восприятие звучащей речи.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи.
Чтение. Понимание учебного текста.
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы.
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных (ударных, безударных) и согласных (парных и непарных по твёрдости-мягкости, парных и непарных по звонкости-глухости) звуков в словах. Деление слов на слоги. Ударение. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика1. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что?, собственных и нарицательных. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам, по падежам. Начальная форма имени существительного. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Словообразование глаголов от других частей речи. Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением; чк—чн, чт, нч, щн;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• орфограммы корня;
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь;
• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);
• соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)
• е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).
• раздельное написание предлогов с именами существительными; личными местоимениями; другими словами, частицы не с глаголами;
• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
• знаки препинания в конце предложения; запятая в предложениях с однородными членами; • запятая при обращении; между частями в сложном предложении.
Развитие речи. Практическое овладение диалогической формой речи. Практическое овладение монологической формой речи. Текст. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. План текста.
Содержание рабочей программы 3 класс (34 ч)
Содержание рабочей программы
Виды речевой деятельности
Введение (1 ч)
Знакомство с курсом. Выявление границ знания и незнания. Цели и задачи. Составление индивидуального маршрута.
Наша речь и наш язык (1 ч).
Путешествие в царство Речь и язык.
Как возникла наша речь, язык, письменность? Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит».
Текст. Предложение. Словосочетание (5 ч).
Текст. Тайны текста.
Текст как единица языка и речи. Тема и основная мысль текста. Заголовок. Части текста. Типы текстов. Поиск информации. Мозговой штурм. Интеллектуальный тренинг.
Синтаксис и пунктуация. Лексика
Предложение.
Загадки простого и сложного предложения.
Предложение, его назначение и признаки. Виды предложений по цели высказывания. Распространённые и нераспространённые предложения. О значении слов. Грамматическая пьеса-сказка. Простое и сложное предложения.
Главные и второстепенные члены предложения. Грамматическая сказка.
Грамматическая сказка. Практическая работа по разбору предложений по членам. Памятка «Как разобрать предложение по членам».
Мои друзья – знаки препинания.
Пунктуация. Грамматические сказки и рассказы А. Каневский «Бродячий цирк», «О пользе знаков препинания». Веселые рифмы. Дидактические игры и упражнения. Знаки препинания в сложном предложении. Союзы в сложном предложении.
Словосочетание.
Связь слов в предложении. Строим схему предложения.
Путешествие по стране Слово. (Слово в языке и речи (1 ч).
На карнавале слов.
Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словосочетание как сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов (фразеологизм. Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи. Словари русского языка и их использование. Поиск информации. Мозговой штурм. Интеллектуальный тренинг.
Занимательное словообразование (Состав слова (6 ч).
В гостях у слов родственников.
Знакомство с разными группами родственных слов. Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников.
Что такое окончание? Тренировочные упражнения.
Приставки-труженицы.
Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка с-. Самые трудные (пре- и при-). Песенка – «напоминайка». Игры и упражнения с приставками.
Роль суффиксов. Игры и упражнения с суффиксами.
Много ли на свете суффиксов. Роль суффиксов. Правила написания суффиксов. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Игры и упражнения с суффиксами.
Строим слова. Семья слов.
Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Основа слова. Разбор слов по составу. Ознакомление со словообразовательным словарём.
Тест достижений. Анализ работы.
Секреты орфографии (8ч)
На сцене гласные. Корень и «главное» правило.
Способы проверки безударных гласных. Самоинструкция. Игра «Словесный мяч». Дидактические упражнения по проверке безударных гласных корня.
Опасные согласные.
Звуки – «волшебники». Правописание глухих и звонких согласных в корне слова. Сопоставление правил о правописании гласных и согласных в корне. Упражнения по проверке написания гласных и согласных разными способами.
В прятки с непроизносимым согласным.
Правописание непроизносимых согласных в наиболее распространённых словах. Сочетание сн. Если тренировка необходима… Дидактические игры и упражнения.
Удвоенные согласные.
Правописание слов с двойными согласными. Ребусы. Загадки. Грамматическая сказка.
Для разных приставок – разные законы.
Правописание приставок в слове. Приставки, которые пишутся всегда одинаково. Игры с приставками. Развитие навыка правописания безударных гласных корня в словах с приставками.
Правописание суффиксов. Дидактические игры и упражнения.
Суффиксы -ик, -ек, -ок, -оньк, -еньк.
Отличия приставки от предлога.
Приставки и предлоги. Формирование умения отличать приставку от предлога. Дидактические игры и упражнения
Секреты мягкого и твердого знаков.
Разделительный твёрдый знак. Упражнения в правописании слов с разделительным твёрдым и мягким знаками.
Морфология
Части речи. (8 ч)
В гостях у частей речи.
Имя существительное. Местоимение. Имя прилагательное. Глагол (повторение). Имя числительное как часть речи (общее представление). Поиск информации. Мозговой штурм. Интеллектуальный тренинг. Дидактические игры по распознаванию частей речи.
Здравствуйте, Имя Существительное! (2 ч)
Существительное – существует. (Понятие об имени существительном как части речи.) Его роль в речи. Игры «Одушевлённые и неодушевлённые», «Собственные и нарицательные». Изменение по числам. Имена существительные, употребляемые в форме одного числа. Род имён существительных. Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих и его отсутствие у существительных мужского рода. Изменение существительных по падежам. Ознакомление с признаками имён существительных в каждом падеже. Несклоняемые имена существительные. Роль существительных в предложении.
Доброе утро, Имя Прилагательное! (2 ч)
Значение и употребление в речи. Согласование с именами существительными. Наблюдение над употреблением прилагательных в описательном тексте. Общее представление о сложных именах прилагательных и их написании. Изменение прилагательных по числам. Правописание окончаний имён прилагательных множественного числа. Изменение имён прилагательных в единственном числе по родам при сочетании с именем существительным. Правописание родовых окончаний имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по падежам. Роль имён прилагательных в предложении. Дидактические игры и упражнения
Привет, Местоимение
Личные местоимения, значение и употребление в речи. Лицо и число личных местоимений. Наблюдения над употреблением местоимений в тексте. Роль местоимений в предложении. Поиск информации. Мозговой штурм. Интеллектуальный тренинг.
Здравствуй, дядюшка Глагол! (2 ч)
Значение и употребление в речи. Начальная (неопределённая) форма глагола. Изменение глаголов по числам. Времена глагола. Изменение по временам. Изменение глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе. Частица не. Правописание глаголов с частицей не. Роль глаголов в предложении. Дидактические игры и упражнения
Связная речь. (2 ч)
Искусство красноречия.
Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Пишем изложение.
В стране Сочинителей.
Беседа о рифмах. Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле.
Повторение изученного за год (2 ч).
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
элементарные умения в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (поурочно и по результатам изучения темы);
элементарные умения самостоятельного выполнения работ и осознание личной ответственности за проделанную работу;
элементарные правила общения (знание правил общения и их применение);
уверенность в своих силах и действиях
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Учащийся научится:
понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности и самостоятельно;
составлять под руководством учителя и самостоятельно план действий для решения учебных задач;
выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и самостоятельно;
в сотрудничестве с учителем находить несколько способов решения учебной задачи, выбирать наиболее рациональный;
проверять работу по образцу или обратному действию.
Познавательные
Учащийся научится:
искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
моделировать ситуацию.
использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
конструировать последовательность «шагов» (алгоритм).
объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
воспроизводить способ проверки орфограмм, грамматических разборов.
сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
анализировать предложенные варианты решения учебной задачи, выбирать из них верные.
оценивать предъявленное готовое решение.
участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения.
представлять собранную в результате расширенного поиска информацию в разной форме (памятки).
пользоваться словарями, справочниками;
Коммуникативные
Учащийся научится:
оценивать различные подходы и точки зрения на обсуждаемый вопрос;
уважительно вести диалог с товарищами, стремиться к тому, чтобы учитывать разные мнения;
вносить и отстаивать свои предложения по организации совместной работы, понятные для партнёра, по обсуждаемому вопросу;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь;
работать самостоятельно, не мешая и не отвлекая товарищей
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
Предметные результаты
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 3-го класса
Обучающиеся должны знать:
Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола).
Главные члены предложения.
Состав слова.
Обучающиеся должны уметь:
Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
Разбирать предложения по членам предложения.
Обозначать на письме интонацию перечисления.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
Писать правильно слова с удвоенными согласными.
Определять род, число имен существительных и имен прилагательных.
Определять число, время глаголов.
Писать НЕ с глаголами.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке.
Целью мониторинговых исследований является сбор, обработка и анализ информации, отражающей результативность внеурочной деятельности по следующим критериям:
рост активности обучающихся; рост мотивации к активной познавательной деятельности;
уровень достижения обучающимися предметных и межпредметных умений, качественное изменение в личностном развитии;
удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью школы.
Способами определения результативности программы являются:
Диагностика, проводимая в начале и в конце каждого курса обучения в виде естественно-педагогического наблюдения.
В начале года Тесты способностей позволяют выявить и измерить уровень развития тех или иных психических функций, познавательных процессов.
В конце года Тесты достижений ориентированы на выявление уровня сформированности конкретных знаний, умений и навыков.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.
результаты выполнения тестовых базовых заданий и заданий повышенного уровня, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно.
Программное обеспечение по курсу «Индивидуальный маршрут/русский язык» 3 класс в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования.
Книгопечатная продукция:
«Сборник рабочих программ УМК «Школа России» в соответствии с требованием ФГОС 1 – 4 классы по новому образовательному стандарту». Издательство «Просвещение». 2011 г.
Авторская программа В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, М.Н. Дементьевой, Н.А. Стефаненко, М.В. Бойкиной: Русский язык. 1– 4 классы. Издательство «Просвещение». 2011 г.
Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.
Учебники:
Учебник «Русский язык. 3 класс». Ч.1. Ч.2. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Издательство «Просвещение», М. 2012;
Компьютерные и информационно - коммуникативные средства
Электронные учебные пособия:
CD –ROM. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение к учебнику.
http://www.umnikk.ru
http://animashky.ru
nsportal.ru›Начальная школа
http://images.yandex.ru/yandsearch?text (картинки для словарных диктантов)
http://www.teremoc.ru/zagadki/zagadk_givotnie.htm (загадки)
http://detkam.e-papa.ru/zagadki/6/43/ (загадки)
www.planetaznaniy.astrel.ru
www.nachalka.com
www.school.edu.ru
www.4stupeni.ru
Компьютерные и информационно - коммуникативные средства:
Компьютерное оборудование.
Технические средства:
Классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Проектор
Персональный компьютер с принтером.
Ксерокс.
Экран.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Демонстрационные таблицы по русскому языку для 1 – 4 классов.
Набор предметных картинок.
Наборное полотно.
Дидактические карточки для учащихся.
Список использованной литературы
«Сборник рабочих программ УМК «Школа России» в соответствии с требованием ФГОС 1 – 4 классы по новому образовательному стандарту». Издательство «Просвещение». 2023 г.
Авторская программа В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, М.Н. Дементьевой, Н.А. Стефаненко, М.В. Бойкиной: Русский язык. 1– 4 классы. Издательство «Просвещение». 2011 г.
Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 2020 г.
Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.
1