СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа «Юные пчеловоды»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа внеурочной деятельности заключается в создании условий для осуществления нравственного, экологического и трудового воспитания младших школьников в процессе внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа «Юные пчеловоды»»







Рабочая программа

«Юные пчеловоды»

Срок реализации- 4 года

Возраст воспитанников: 7-12 лет



















п. Садовый - 2019г.

ОГЛАВЛЕНИЕ.




1. Пояснительная записка 3


2. Планируемые результаты освоения курса 5


3. Содержание курса 6


4. Тематическое планирование 13


5. Информационное обеспечение. 17


6. Список литературы, рекомендуемой для детей 18

7. Приложение
































































2.Пояснительная записка.



Рабочая программа «Юные пчеловоды» для детей 7-12 лет, обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Она разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и с учетом авторской программы «Юный пчеловод» учителя начальных классов Поваляевой Галины Геннадьевны.



Актуальность и практическая значимость данной программы внеурочной деятельности заключается в создании условий для осуществления нравственного, экологического и трудового воспитания младших школьников в процессе внеурочной деятельности.

Ведущая педагогическая идея программы: формирование осознанной позиции жить в согласии с природой и окружающим сообществом, вовлечение обучающихся в деятельность по изучению и сохранению природы.

.

Цель программы:

Формирование и обогащение обще интеллектуального опыта обучающихся начальной школы посредством занятий по пчеловодству.

Задачи программы:

  1. Повышение качества воспитательного процесса через развитие интереса к пчеловодству.

  2. Формирование экологической культуры обучающихся.

  3. Развитие мотивации личности к познанию и творчеству.

  4. Формирование здорового образа жизни школьников.

  5. Развитие индивидуальности и коммуникативных способностей ребенка.

  6. Профилактика асоциального поведения младших школьников.

  7. Привитие навыков профессионального самоопределения.

  8. Укрепление нравственных качеств школьников.

  9. Создание условий для приобретения обучающимися исследовательских умений и практических навыков.



На данном возрастном этапе происходит социализация младших школьников, важное место занимает общение со сверстниками, стремление к самоутверждению. Данная программа внеурочной деятельности способствует удовлетворению потребностей школьников, возникающих в результате психологических новообразований. Кроме того, занятия пчеловодством неразрывно связаны с формированием здорового образа жизни, отказом от вредных привычек.



Программа реализуется 4 года.

Год реализации программы 1 2 3 4

Количество занятий в неделю 1 1 1 1

Длительность занятия (часы) 35 мин 40 мин 40 мин 40 мин

Всего часов в неделю 1 1 1 1

Всего часов в год 33 34 34 34



Форма обучения в течение учебного года предполагает использование групповых занятий в рамках детского объединения «Юные пчеловоды». Занятия длятся 40 мин и проводятся 1 раз в неделю (в соответствии с требованиями СанПиН). Выбор форм и методов обучения определяется содержанием учебного занятия: это разнообразные экскурсии, практические и лабораторные работы в кабинете, в природе, беседы, конференции, выставки, наглядно-иллюстративные методы, виртуальные экскурсии, презентации, работа с литературой.

При составлении рабочей программы я учитывала местные условия, возрастные особенности, уровень подготовки обучающихся 1-4 класс, оснащённость кабинета, возможность использования библиотеки.

Основная задача заключается в организации насыщенной и интересной внеурочной деятельности, направленной на достижение следующих результатов.

Ожидаемые результаты освоения программы внеурочной деятельности (личностные и метапредметные):

- приобретение школьниками знаний о пчеловодстве:

  • правила поведения при работе с пчелами, техника безопасности

  • строение пчел

  • поведение пчел

  • жизнь пчелиной семьи по сезонам года

  • медоносные растения

  • устройство пасеки

  • инвентарь пчеловода

  • продукты пчеловодства

- приобретение школьниками основных умений:

  • определять пчелу по внешним признакам;

  • характеризовать роль пчел в природе и хозяйственной деятельности людей;

  • пользоваться научной, справочной литературой и Интернет-ресурсами;

  • определять медоносные растения;

  • собирать гербарий медоносных растений;

  • составлять календарь работ на пасеке;

  • проводить простейшие исследования меда;

  • моделировать строение улья и рамки;

  • использовать простейший пчеловодческий инвентарь.

развитие ценностных отношений к родной природе, к труду других людей, к своему здоровью,

- приобретение опыта природосберегающей деятельности, организации совместной деятельности с другими детьми, работа в паре, сотрудничество со взрослыми, публичного выступления, элементарных навыков работы с пчелами.



Планируемые результаты освоения курса:


Ученик научиться:

  • правилам поведения при работе с пчелами, техника безопасности

  • определять пчелу по внешним признакам;

  • характеризовать роль пчел в природе и хозяйственной деятельности людей;

  • пользоваться научной, справочной литературой и интернет-ресурсами;

  • определять медоносные растения;

  • собирать гербарий медоносных растений;

  • составлять календарь работ на пасеке;

  • проводить простейшие исследования меда;

  • моделировать строение улья и рамки;

  • использовать простейший пчеловодческий инвентарь.

  • развитие ценностных отношений к родной природе, к труду других людей, к своему здоровью,

  • приобретёт опыт природосберегающей деятельности, организации совместной деятельности с другими детьми, работе в паре, со взрослыми, публичного выступления.

























СОДЕРЖАНИЕ

курса «Юные пчеловоды»


1 год обучения

  1. Вводное занятие.

Теория:

Ознакомление обучающихся с планом работы детского объединения, расписанием занятий. Инструктаж по технике безопасности при выполнении работ, предусмотренных программой, в кабинете и на экскурсиях в природу.


2. Общее знакомство с пчелами и пчеловодством.

2.1. Общие сведения о пчелах и их роли в природе и хозяйственной деятельности человека.


Теория: Общие сведения о пчелах и их роли в природе и хозяйственной деятельности человека.

Практика: Экскурсия в природу. Просмотр презентации. Знакомство со справочной литературой. Игры: «Экологический светофор», «Цветы и пчелы». Выполнение аппликации из готовых деталей.


2.2. Пчеловодческий инвентарь.

Практика: Просмотр презентации.


2.3. Устройство пасеки.

Практика: Экскурсия на пасеку. Изготовление макета пасеки.


2.4. Продукты пчеловодства.

Практика: Настольная игра «Пчелки». Просмотр презентации. Загадки о пчелах. Лабораторная работа.


3.Пчелиная семья.

3.1. Теория: Беседа о составе пчелиной семьи. Характеристика групп особей (матка, рабочая пчела, трутень).

Практика: Просмотр презентации. Конкурс рисунков.


3.2. Поведение пчел.

Теория: Изучение стихотворений Н. Лысенко и С. Черного. Прослушивание отрывка из книги И. Акимушкина «Невидимые нити природы».

Практика: Просмотр мультфильма.

3.3. Гнездо пчел.

Теория: Изучение сказки «Медвежонок Борька».


4. Корма и кормление пчел.

Теория: Беседа о еде пчел.

Практика: Игры «Дорога к меду» и «Сбор нектара и пыльцы».


5. Жизнь пчел по сезонам года.

Теория: Сказка «Чей дом лучше?». Беседа.

Практика: Экскурсии. Изготовление поделки – пчелы - из пластилина.

Игра «Спят ли пчелы зимой?»


6. Медоносные растения.

Теория: Беседа о медоносных растениях. Обсуждение экологических ситуаций.

Практика: Изготовление открыток. Экскурсия в лес.

Просмотр презентации.


7. Итоговое занятие.

Подведение итогов работы. Проведение праздника (чаепития) «Целый год мы проучились, чему у пчелок научились».




  1. год обучения

  1. Вводное занятие.

Теория:

Ознакомление обучающихся с планом работы детского объединения, расписанием занятий. Инструктаж по технике безопасности при выполнении работ, предусмотренных программой, в кабинете и на экскурсиях в природу.


2. История развития пчеловодства.

2.1. Пчеловодство: вчера и сегодня.

Теория: Беседа о развитии пчеловодства.


3. Жизнь пчелиной семьи.

3.1. Встреча с пчеловодом.

Практика: Встреча с пчеловодом.


3.2. Строение пчелы.

Теория: Беседы: о покровителях пчеловодства Зосима и Севватия, о строении пчелы по книге «Как Винни Пух стал пчеловодом».

Практика: Изготовление поделок из желудей.


3.3. Развитие пчел.

Практика: Просмотр презентации.


3.4. Породы пчел.

Практика: Изучение рассказа в книге Т. Рузанкиной «Как Винни Пух

стал пчеловодом».


3.5. Поведение пчел и ориентировка их в пространстве.

Теория: Беседа о поведении пчел.

Практика: Изготовление панно.


4. Кормовая база и опыление. Медоносные растения.

4.1. Как происходит опыление.

Практика: Просмотр презентации.


4.2.Ранние медоносы.

Теория: Беседа о ранних медоносах.

Практика: Просмотр презентации. Изготовление и распространение листовок. Изготовление объемных поделок. Викторина.


5. Содержание пчел.

5.1.Подготовка пчел к зиме. Зимняя подкормка.

Теория: Беседа о содержании пчел зимой.


5.2. Первые весенние заботы.

Теория: Беседа о подготовке пчел к наступлению тепла, о работах на

пасеке.


5.3. Летние работы на пасеке.

Теория: Беседа о работе на пасеке летом.


5.4. Осенние работы на пасеке.

Теория: Беседа о подготовке пчел к зимовке.


6.Пчеловодческий инвентарь и оборудование.

6.1. Как стать пчеловодом.

Практика: Встреча с пчеловодом.


6.2. Улей – дом для большой семьи.

Практика: Экскурсия.


7.Родственники пчелы

7.1.Удивительный мир насекомых.

Практика: Игра «Экологический светофор».


7.3. Проектная работа: «Родственники пчелы»

Практика: Работа со справочной литературой, интернет - ресурсами. Игра «Кто из животных какую пользу приносит».


8. Продукты пчеловодства.


8.1. Продукты пчеловодства.

Практика: Просмотр презентации. Лабораторная работа.


8.2. Пчелиная школа здоровья.

Теория: Беседа о пользе продуктов пчеловодства.

Практика: Работа над проектом.


9. Итоговое занятие. Интересные факты из жизни пчел.

Викторина.



  1. год обучения

  1. Вводное занятие.

Теория:

Ознакомление обучающихся с планом работы детского объединения, расписанием занятий. Инструктаж по технике безопасности при выполнении работ, предусмотренных программой, в кабинете и на экскурсиях в природу.


2. История развития пчеловодства.

2.1. История развития пчеловодства

Теория: Беседа о развитии пчеловодства.


2.2. Пчеловодство в Челябинской области

Практика: Просмотр презентации. Игра «Путешествие по Уралу».


3. Биология пчелиной семьи

3.1. Состав пчелиной семьи

Теория: Беседа о составе пчелиной семьи. Правила поведения на пасеке.

Практика: Конкурс рисунков. Фоторепортаж.


3.2. Гнездо пчелиной семьи.

Теория: Рассказ о строении улья.


3.3. Жизнь пчелиной семьи в течение года.

Теория: Беседа о жизни пчелиной семьи в течение года.

Практика: Просмотр видеофильма. Экскурсия на пасеку. Выполнение фоторепортажа. Игра «Поле чудес». Выполнение лабораторной работы.


4. Кормовая база и опыление. Медоносные растения.

4.1. Сбор корма и опыление цветков растений пчелами

Теория: Беседа об опылении растений.


4.2. Медоносные растения лесов

Теория: Беседа о медоносах лесов.


4.3. Луговые и пастбищные растения- медоносы

Теория: Беседа о медоносах лугов и пастбищ.


4.4.Сельскохозяйственные полевые культуры- медоносы

Теория: Беседа о сельскохозяйственных полевых культурах- медоносах.


4.5. Медоносы Уральского края.

Практика: Работа с гербарием и определителем растений. Выполнение творческой работы из соленого теста. Работа над проектом «Медоносы моего края». Презентация проекта. Выполнение лабораторно-практической работы (приложение 8, задание 5)


5. Разведение и содержание пчел. Работа на пасеке по сезонам года

Теория: Беседа о зимовке пчел, об уходе за ними зимой.

Практика : Экскурсия на пасеку. Наблюдение за весенними работами на пасеке. Рассказ пчеловода о летних и осенних работах на пасеке.

Просмотр видеофильма «Подготовка пчел к зимовке». Выполнение лабораторно-практической работы (приложение 8, задание 6)


6. Пчеловодческий инвентарь и оборудование

Практика: Встреча с пчеловодом. Выполнение лабораторно-практической работы (приложение 8, задание 3)


7. «Пчелиная школа здоровья». Продукты пчеловодства в медицине и кулинарии.

Практика: Просмотр презентации «Использование продуктов пчеловодства в медицине и других отраслях народного хозяйства» (приложение 7). Выполнение лабораторной работы «Исследование школьного меда» (приложение 4, задания 1-5).


8. Итоговое занятие.

Практика: Проведение праздника




  1. год обучения

1. Вводное занятие.

Теория:

Ознакомление обучающихся с планом работы детского объединения, расписанием занятий. Инструктаж по технике безопасности при выполнении работ, предусмотренных программой, в кабинете и на экскурсиях в природу.


2. История развития пчеловодства в России.

2.1. История развития пчеловодства

Теория: Беседа о развитии пчеловодства в России.


Практика: Презентация проекта «Выдающиеся пчеловоды России».


3. Биология пчелиной семьи

3.1. Чем человек с пчелкой схож?

Теория: Беседа о сходстве человека с пчелкой. Пчелы живут семьями.

Практика: Проект «Профессии рабочих пчел». Презентация детей «Рабочие органы пчел». Выполнение практической работы «Род продолжает матка». Выполнение практической работы «Мужская часть семьи».

3.2 Голос улья.

Практика: Экскурсия на пасеку.

3.3 «Танцы на сотах».

Теория: Беседа о поведение пчел.

3.4 От дупла к высотному улью.

Теория: Беседа о взаимосвязи в природе.


4. Первые шаги к созданию школьной семьи

4.1. Выполнение объемного панно в технике квиллинг.

Практика: Моделирование объемного панно в технике квиллинг.

4.2. Как расположить пасеку? Где же взять пчел? Проект.

Практика: Выполнение проекта «Как расположить пасеку?». Просмотр презентации «Без них как без рук?».

4.3 Создаем правила поведения на пасеке.

Практика: Создание правил поведения на пасеки.

4.4 Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие.

Практика: Выполнение тестов.

4.5 Каких пчел разводить?

Теория: Беседа о видах пчел.

4.6 Рождение семьи.

Практика: Работа над презентацией «Рождение семьи».

4.7 Как снять рой?

Теория: Беседа о роении пчел.

4.8 Выполнение книжки-малышки. «Медоносные пчелы – полезные насекомые».

Практика: Выполнение книжки-малышки «Медоносные пчелы – полезные насекомые».

4.9 Размножение пчел.

Теория: Беседа о размножении пчел.


5. Содержание пчел. Работа на пасеке по сезонам года

Теория: Беседа о пчелиной семье весной.

Практика: Экскурсия на пасеку. Презентация «Медосбор». Выполнение календаря пчеловода.

6. Медоносные растения.


Теория: Беседа о растениеводстве в нашем крае.

Практика: Выполнение практической работы с гербарием. Проект

«Первоцветы родного края». Экскурсия на пасеку.


7. Здоровье на крыльях пчелы.

Практика: Презентация «Какого цвета бывает мед?»


8. Итоговое занятие.

Теория: Беседа о интересных и необычных историях из жизни пчел.

Практика: Выполнение тестов.







Тематическое планирование

1 год обучения


п/п

Наименование разделов.

Темы разделов

Всего часов

В том числе

теоретические занятия

практические работы

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

1

1

-

2

Общее знакомство с пчелами и пчеловодством

2.1. Общие сведения о пчелах и их роли в природе и хозяйственной деятельности человека

2.2. Пчеловодческий инвентарь

2.3. Устройство пасеки

2.4. Продукты пчеловодства

13


6




1

2

4

1


1




-

-

-

12


5




1

2

4

3

Пчелиная семья

3.1. Состав пчелиной семьи. Характеристика групп особей

3.2. Поведение пчел

3.3. Гнездо пчел

6

2


3

1

3

-


2

1

3

2


1

-

4

Корма и кормление пчел

2

1

1

5

Жизнь пчел по сезонам года

5

2

3

6

Медоносные растения

5

1

4

7

Итоговое занятие

1

-

1

Итого:

33

9

24







2 год обучения


п/п

Наименование разделов.

Темы разделов.

Всего часов

В том числе

теоретические занятия

практические работы

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

1

1

-

2

История развития пчеловодства

2.1.Пчеловодство: вчера и сегодня

1

1

1

1

-

-

3

Жизнь пчелиной семьи

3.1. Встреча с пчеловодом

3.2. Строение пчелы

3.3.Развитие пчелы

3.4. Породы пчел

3.5.Поведение пчел и ориентировка их в пространстве

3.5. Семья пчел весной

9

1


3

1

1

1


2

5

-


2

-

1

1


1

4

1


1

1

-

-


1

4

Кормовая база и опыление

Медоносные растения

4.1. Как происходит опыление

4.2. Ранние медоносы

7


1

6

1


-

1

6


1

5

5

Содержание пчел

5.1. Подготовка пчел к зиме Зимняя подкормка

5.2. Первые весенние заботы

5.3. Летние работы на пасеке

5.4. Осенние работы на пасеке

4

1


1

1

1

4

1


1

1

1

-

-


-

-

-

6

Пчеловодческий инвентарь и оборудование

6.1. Как стать пчеловодом

6.2. Улей – дом большой семьи

3


1

2

-


-

-

3

1


2

7

Родственники пчелы

7.1. Удивительный мир насекомых

7.2. Проектная работа «Родственники пчелы»

3

1


2

-

-


-

3

1


2

8

Продукты пчеловодства

8.1.Продукты пчеловодства

8.2. Пчелиная школа здоровья

5

3

2

1

-

1

4

3

1

9

Итоговое занятие

Интересные факты из жизни пчел

1

1

-

Итого:

34

14

20



3 год обучения


п/п

Наименование разделов.

Темы разделов.

Всего часов

В том числе

теоретические занятия

практические работы

1.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

1

1


2.

История развития пчеловодства.


2

1

1

3.

Биология пчелиной семьи

3.1.Состав пчелиной семьи

3.2.Гнездо пчелиной семьи

3.3. Жизнь пчелиной семьи в течение года:

- осень, зима, весна;

- роение, «танцы пчел»

11

3

2

6

3

1

1

1

8

2

1

5


4.

Кормовая база и опыление.

4.1. Сбор корма и опыление цветков растений пчелами

4.2. Медоносные растения лесов

4.3.Луговые и пастбищные растения- медоносы

4.4.Сельскохозяйственные полевые культуры- медоносы

4.5. Медоносы Уральского края.


1


1

1


1


5

4

1


1

1


1


-

6

-


-

-


-


5

5.

Разведение и содержание пчел.

Работа на пасеке по сезонам года.

5

1

4

6.

Пчеловодческий инвентарь и оборудование

2

-

2

7.

«Пчелиная школа здоровья». Продукты пчеловодства в медицине и кулинарии.

3

-

3

8.

Итоговое занятие.

1

-

1

Итого:

34







  1. год обучения


п/п

Наименование разделов.

Темы разделов.

Всего часов

В том числе

теоретические занятия

практические работы

1.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

1

1


2.

История развития пчеловодства в России

2

1

1

3.

Биология пчелиной семьи

3.1Чем человек с пчелкой схож?

3.2 Голос улья. Экскурсия.

3.3 «Танцы на сотах». Теория.

3.4 От дупла к высотному улью. Загадки о пчелах.

9

6

1

1


1


2


1



4

1



1

4.

Первые шаги к пасеки

4.1. Выполнение объемного панно в технике квиллинг.

4.2. Как расположить пасеку? Где же взять пчел? Проект.

4.3 Создаем правила этикета на пасеке.

4.4 Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие.

4.5 Каких пчел разводить? Теория.

4.6 Рождение семьи. Работа над презентацией.

4.7 Как снять рой? Беседа.

4.8 Выполнение книжки-малышки «Медоносные пчелы – полезные насекомые».

4.9 Размножение пчел.

10


1


2


1


1

1


1

1



1

1










1



1




1



1


2


1


1



1




1

5.

Содержание пчел.

Работа на пасеке по сезонам года


5


1


4

6.

Медоносные растения.

Растениеводство в нашем крае


4


1


3

7.

Здоровье на крыльях пчелы.. Продукты пчеловодства.


1




1

8.

Итоговое занятие.

8.1 Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие.

2

1


1


1

Итого:

34

11

23


Информационное обеспечение.

  1. В.В. Петров «Растительный мир нашей Родины» Просвещение 1991г.

  2. А.А. Плешаков «Зелёные страницы»Просвещение 1994г.

  3. Васильев Н. Ужаление пчел / Н. Васильев // Пасека России. – 2011.- № 6.- С. 15.

  4. Вредители пчелы медоносной // Пчелы плюс.- 2009.- №4-5.- С. 46- 48.

  5. Дом для крылатых // Пчелы плюс. – 2009.- №12. -С. 34 -35

  6. Доходы большой пасеки // Пасека России.- 2011.- №1. – С.12.

  7. Доходы большой пасеки // Пасека России. – 2011.- №2. – С. 6-7.

  8. Декларация прав человека.

  9. Елисеев В. В. Медоносный лес / В.В. Елисеев // Пчеловодство. –

  10. Зарецкий Н. Н. Пособие для начинающего пчеловода. – М.: Московский рабочий, 1985.

  11. Иаошин О.Ю. Противоречивая технология / О.Ю. Иаошин // Пчелы плюс.- 2009.- №6-7.- С. 30-31.

  12. Конвенция о правах ребёнка.

  13. Конституция РФ – М : 1995., ст. 36 и 43.

  14. «Красная книга Челябинской области»

  15. Корж В. Н. Прополис пчелиный бальзам / В. Н. Корж // Пасека России.- 2011.- №8. - С.9.

  16. Атлас определитель «От земли до неба» А.А. ПлешаковПрсвещение 1998г.

  17. Лисицина С. С., Россинская Т. Е. Как стать фермером. – Строитель., 1995.

  18. Лихачёв Б.Т. Педагогика. – М.: Педагогика, 1993.

  19. Нуждин А. С. Учебник пчеловода. – Колос, 1984.

  20. «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей Министерства образования и науки России» от 11.12.06 №06-1844.

  21. Пастушенков Л.В., Пастушенков А.Л., Пастушенков В.Л. Лекарственные растения: Использование в народной медицине и в быту. – Л.: Лениздат, 1990.

  22. Программа педагога дополнительного образования.: От разработки до реализации/ Сост. Н.К. Беспятова. Изд. 2 – е – М.: Айрис – пресс, 2004.































Список литературы, рекомендуемой для детей:

  1. Большая энциклопедия природы для детей. – М: Гриф – фонд, Межкнига, 1994.

  2. Бровкина Е. Т. Животные луга / Е.Т. Бровкина, В.И. Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2007.

  3. Дмитриев Ю. Соседи по планете. Домашние животные. – М: СП Юнисам, 1993.

  4. Дроздов Н.Н., Макеев А.К. Ключи к тайнам природы: О некоторых актуальных проблемах биологии и рационального природоиспользования. – М.: Знание, 1988.

  5. Еськов Е.К. Жилища насекомых. – М.: Знание, 1983.

  6. Еськов Е. К. Поведение медоносных пчел. М.: Колос, 1981.

  7. Жеребкин М. В. Зимовка пчел. М.: Колос, 1979.

  8. Злотин А.З. Насекомые служат человеку. – Киев: Наукова думка, 1986.

  9. Козлова Т.А. Цветы садов и парков / Т.А. Козлова, В.И. Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2007.

  10. Крижан В. 1000 вопросов и ответов из пчеловодства/Перевод со словацкого. Алма-Ата: Кайнар, 1976.

  11. Нуждин А. С. Основы пчеловодства. М.: Россельхозиздат, 1982.

  12. Пришвин М. Календарь природы. – Петропавловск – Камчатский: Дальневосточное книжное издательство, 1988.

  13. Рахманов А.И. домашний зооуголок. – Смоленск: Русич, 1996

  14. Сластэнский И. В. Пчеловодство для начинающих. Л.: Лениздат, 1975.

  15. Тетюшев В. М. В помощь пчеловоду. Л.: Лениздат, 1982.

  16. Трайтак Д.И. Книга для чтения по ботанике: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1981.

  17. Цветков И. П. Пасека пчеловода-любителя. М.: Россельхозиздат, 1974.

  18. Чайнери М. Насекомые / М. Чайнери; Пер. с англ. Д.С. Щигель. – М.: ООО Астрель: ООО АСТ, 2001.

  19. Шабаршов И. А. Юному пчеловоду. – М.: Просвещение, 1983.

  20. Энциклопедия для детей. Т.2. Биология. – 5-е изд., перераб. И доп./ ред. Коллегия: М. Аксенова, Г. Вильчек и др. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2007.































Материалы для педагога



Приложение 1

Перечень медоносных растений, определяющих цвет меда.

Растение – цвет меда

Абрикос обыкновенный – коричнево-желтый

Акация – бледно-желтый

Боярышник – темно-коричневый

Василек луговой - коричневый

Вероника – белый

Вишня обыкновенная – светло коричневый

Горчица белая – лимонно –желтый

Гречиха обыкновенная – темно-коричневый

Груша – светло-зеленый

Жимолость татарская – желто-горячий

Ива – светло-желтый

Иван-чай – зеленый

Каштан конский – бордовый

Каштан обыкновенный – темно-красный

Клевер белый – коричневый

Клевер красный – шоколадный

Клен остролистный – темно-желтый

Клен татарский – серовато-белый

Клен-явор – серовато-желтый

Коровяк –светло-желтый

Липа – нежнозеленый

Люцерна посевная – грязно-серый

Малина – серовато-белый

Овсяница сборная – белый

Одуванчик лекарственный – оранжевый

Орех грецкий – желто-зеленый

Подорожник – серовато-белый

Посолнечник – золотисто-желтый

Рапс – лимонно-желтый

Редька – бледно-желтый

Синяк обыкновенный – темно-синий

Слива – желтовато-коричневый

Фацелия – голубой

Черешня –желто-коричневый

Эспарцет – коричневый

Яблоня – грязно-желтый



























Приложение 2

Некоторые сорта мёда

Практически никогда мёд не бывает собран пчелами только с одного вида растений-медоносов. Поэтому мёд называется гречишным, липовым и т.д., если 40-60% нектара собрано с данного медоноса.

Клеверный мед – бесцветен и почти прозрачен, имеет слабо выраженный аромат цветов клевера, после кристаллизации приобретает вид белой салообразной массы, имеет хорошие вкусовые качества. Преобладает в семьях серых горных кавказских пчел.

Малиновый мед – светло-золотистого цвета с исключительно приятным ароматом и вкусом; пользуется большим спросом как лечебное средство. Собирают на многих пасеках.

Гречишный мед – имеет ярко-коричневый цвет с немного красноватым оттенком, обладает сильным приятным ароматом и хорошим вкусом. Гречишный мед содержит до 0,3% белка и значительно больше железа, чем светлые меды.

Вересковый мед – красновато-бурого цвета, имеет сильный специфический аромат и немного терпкий вкус, после кристаллизации остается бурого цвета. Вересковый мед самый богаты по количеству белка (1,86%) и минеральных солей. По вкусовым качествам его относят к медам низшего сорта.

Полевой мед – имеет много оттенков, от светло-янтарного до светло-коричневого. Это мед высокого качества, с сильным ароматом и хорошими вкусовыми данными, а поэтому пользуется большим спросом.

Лесной мед – имеет также множество оттенков, от светло-желтого до темно-коричневого. Он всегда более темный, чем луговой и полевой мед. По вкусовым качествам мед, собранный с лесного разнотравья, не уступает луговому и полевому, но при наличии в нем большого процента пади или крушины и вереска он теряет свои вкусовые качества.

Луговой мед – от светло-желтого до светло-коричневого цвета, имеет очень ароматный букет (особенно с разноцветных) и приятный вкус и поэтому не уступает другим медам.



Приложение 3

Как определить подделку меда?

Покупая развесной мед в условиях рынка у пчеловодов, необходимо руководствоваться следующими признаками: приятный специфический медовый аромат и вкус, т.е. букет, соответствующий определенному сорту натурального меда; цвет должен соответствовать этому сорту натурального меда. Если он слишком белый – должен вызвать подозрение, не сахарный ли это мед? Если цвет темно – бурый, можно подумать о падевом меде. Если же цвет темный, а мед с ослабленным ароматом и привкусом карамели, значит, расплавленный мед. Консистенция зрелого меда должна быть густой, но не слишком. При температуре 200С и выше мед должен навертываться (намазываться) на ложку, как лента, складками (нитями), прерывающимися в определенный момент. Если мед жидкий, значит, незрелый, содержит много воды, быстро закиснет и, конечно, такой мед навертывается на ложку не будет, он будет стекать с нее, а если мед зимой, то это значит, что он подогрет.

Надо смотреть, не имеет ли мед признаков брожения – активного вспенивания и газовыделения на поверхности или в объеме меда. О брожении будет также свидетельствовать специфический кисловатый запах и спиртовой подгорелый прикус такого меда.

Желательно во всех случаях спросить у продавца, где и когда собран мед, с каких медоносов? При покупке больших количеств меда необходимо приобрести сначала 100-200г для заключения лаборатории ветсанэкспертизы. Обязательно и детальное ознакомление с этикеткой, наклеенной на таре и дающей право на продажу меда. На ней должен быть указан стандарт, сорт. ботанический вид меда. Время и место его сбора. Наименование и адрес поставщика. У продавцов, приехавших издалека, мед покупать не следует. Так как документы на него бывают нередко просроченными и с исправлениями. Нужно просматривать и контрольный талон качества, выдаваемый продавцу лабораторией ветсанэкспертизы после проверки качества частного меда. Необходимо также иметь в виду, что при покупке меда на пасеках, расположенных вдоль дорожных трасс с интенсивным автомобильным движением, в нем может быть повышенное количество соединений свинца и других веществ, попадающих на цветы и растения из выхлопных газов автомобилей. С нектаром и пыльцой свинец в дальнейшем попадет в мед, что опасно для здоровья. Губительно действуют на мед и высокая температура воздуха, прямые солнечные лучи, которые его денатурируют.

По весу – в предварительно взвешенную бутылку налить 1 л воды и отметить уровень воды меткой. Воду вылить, бутылку высушить, а затем наполнить ее медом без пузырьков воздуха. Бутылка с медом взвесить и определить вес 1 л меда (минус вес бутылки) при 150С. 1 л меда должен весить БОЛЕЕ 1400г.

По вязкости - зачерпнуть мед столовой ложкой и быстро повернуть ее вокруг оси. Зрелый мед с нормальной влажностью при этом будет наворачиваться на ложку, а не стекать с нее. Незрелый мед будет стекать, как бы быстро ни вращалась ложка. Это метод применим при температуре 200 С.

Механические примеси – 50г. меда растворить в 50 мл дистиллированной воды, нагреть до 500 С, затем раствор вылить в цилиндр из светлого стекла вместимостью 100 мл, механические примеси, в зависимости от их удельного веса, будут плавать в растворе или же находиться на дне или поверхности.

Тест на зрелость – Возьмите в руки нож или палочку и выберите самый густой мед на прилавке. Этот мед и будет самый зрелый (если речь идет о свежее откаченном меде). Итак, если мед жидкий и не удерживается на ноже, он незрелый, в летний период это особенно заметно, так как с наступлением холодов он начинает загустевать. Стекать с ножа мед должен ровной струйкой, не разрываясь на капли. При этом на поверхности должна образоваться горка. Последняя капля натурального меда (тут уж без нее не обойтись) подтянется и спружинит назад к ножу. Густой по консистенции мед имеет большой удельный вес, обладает высокой вязкостью и течет медленно.

Вязкость меда зависит от температуры, так, при температуре 300 С его вязкость почти в четыре раза меньше, чем при 200 С. Вязкость также зависит от влажности. Поэтому следует запомнить, что зрелость меда напрямую связана с вязкостью и влажностью. Незрелый мед получается, когда в погоне за «урожаем» пчеловоды иногда откачивают напрыск (мед с повышенной влажностью – мед без восковой печатки), и это имеет печальные последствия для покупателя. Мед с влажностью более 21% в тепле храниться не будет, в нем начнутся процессы брожения. Покупайте только густой мед! Если мед в недрах банки прозрачен и просматривается дно – запомните, перед вами гретый мед! Настоящий мед менее прозрачен. Возьмите нож и подцепите мед с поверхности банки. Гретый мед выглядит очень соблазнительно, он абсолютно чистый и прозрачный, никаких пыльцевых зерен, взвешенных частиц, капля такого меда выглядит как отполированный драгоценный камень.

Способы фальсификации многочисленны и разнообразны: это и грубые, легко обнаруживаемые подделки (механические примеси муки, мела и других заменителей), и изощренные, которые неспециалисту очень трудно выявить (например, подкормка пчел сахарным сиропом).









































Приложение 4

Методы определения качества меда

Для того чтобы определить зрелость жидкого (незасахарившегося, свежего) меда, в него опускают ложку и начинают вращать его. Незрелый мед стекает с ложки, а зрелый – наматывается, ложась на ложку складками, как лента.

Возьмите жидкий (незасахарившийся) мед на пробу, опустив в емкость тонкую палочку. Если это настоящий мед, то он тянется вслед за палочкой длинной непрерывной нитью, а когда эта нить прервется, то она целиком опустится, образуя на поверхности меда башенку, пагоду, которая затем медленно разойдется.

Фальшивый же мед поведет себя, как клей: будет обильно стекать и капать с палочки вниз, образуя брызги.

Качественный мед не должен пениться. Пенистость свидетельствует о брожении, т.е. порче меда. Натуральный мед не может бродить, т.к. он бактерициден. (Для получения из меда спиртных напитков путем брожения его или растворяют в воде и доводят до кипения. При нагревании мед утрачивает бактерицидность и может быть сброжен.)

Со временем мед мутнеет и густеет (засахаривается)- это верный признак хорошего качества. Жидкий мед бывает, как правило, летом (июль-август) в период его откачки. Через 1-2 месяца (в зависимости от сорта) он кристаллизируется. Поэтому, если зимой или весной продается жидкий мед, значит, он подогрет, или фальсифицирован. Следует помнить, что при нагревании до температуры + 400С и выше мед утрачивает свои основные полезные свойства, превращаясь в простой сладкий фруктозно - глюкозный сироп. В засахаренном натуральном меде все полезные свойства сохраняются, и нежелательно его подогревать или добавлять в горячие блюда, напитки. Настоящий мед обязательно засахаривается к 20 октября или ранее. Исключение составляет мед из белой акации (акациевый мед), который долго не кристаллизуется (иногда до весны), и вересковый, превращающийся в желеобразную массу. Бывает, что мед при хранении образует снизу закристаллизовавшийся слой, а сверху- сиропообразный. Это указывает на то, что мед незрелый и содержит повышенное количество воды.

Проверьте запах и вкус. Фальсифицированный мед, как правило, не имеет запаха. Настоящий мед отличается душистым ароматом. Этот запах ни с чем несравним. Мед с примесью сахара не имеет аромата, а его вкус близок к вкусу подслащенной водички.

Определите, есть ли в меде крахмал. Для этого налейте в стакан немного меда, затем разбавьте кипятком, размешайте и охладите. После этого капните туда несколько капель йода. Если состав посинеет, значит, в мед добавлен крахмал.

Добавление крахмальной патоки можно определить нашатырным спиртом, который добавляют по каплям к пробе меда, предварительно растворенного в дистиллированной воде (1:2). Раствор окрашивается в белый цвет с бурым осадком.

Примесь мела можно обнаружить, если к меду, разбавленному дистиллированной водой, добавить несколько капель уксуса. При наличии мела происходит вскипание смеси вследствие выделения углекислого газа. Или можно просто капнуть на мед уксусом или какой-либо иной кислотой. Если мед «закипит», значит, мел есть.

Определение добавки в мед сахарозы (сахара). Растворите мед в горячей дистиллированной воде (в крайнем случае - кипяченой) в соотношении 1:2 до получения легко текучего (достаточно жидкого) раствора. Осмотрите на предмет обнаружения механических примесей – раствор натурального меда (без привнесенных нерастворимых добавок) обязательно будет прозрачным, без осадка и без посторонних примесей на поверхности. Затем аккуратно капните туда несколько капель раствора азотнокислого серебра, наблюдая реакцию. Если мед без добавки сахара, помутнения не будет. Если в мед добавлен сахар, вокруг капель сразу начнется отчетливо заметное белесое помутнение.

Наличие механических примесей. В небольшую пробирку берем пробу меда, добавляем кипяченную или дистиллированную воду и растворяем его. Натуральный мед растворяется полностью, раствор прозрачный. При наличии нерастворимых добавок (для фальсификации) на поверхности или в осадке обнаружится механическая примесь к нему.

Светлые сорта считаются лучшими. Однако это не всегда справедливо. К примеру, мед темной окраски, скажем гречишный, может содержать больше железа, меди, марганца и других важных веществ и быть более ценным для организма, чем светлый.

Приложение 5

Определение органолептических показателей

Органолептическая оценка не всегда позволяет достоверно определить натуральность меда, но она более доступна. Органолептически определяют цвет, запах, вкус, вязкость меда. Свежеоткачанный мед представляет собой вязкую сиропообразную сладкую жидкость. Вязкость его зависит как от степени зрелости так и от вида растений, с которых он собран. Цвет меда бывает различный – от почти прозрачного до темного. Аромат специфический – «медовый».

Кристаллизируется мед через несколько месяцев после его откачки. Почти все натуральные меды осенью и зимой находятся в закристаллизировавшемся состоянии. Исключение представляет мед, собранный пчелами с белой акации и некоторых других растений, который может длительное время (до зимы) не кристаллизоваться. Если зимой мед будет жидким, то это свидетельствует или о фальсификации его, или о сильном прогревании. Вкус натурального меда сладкий. Сильно разогретый мед может иметь подгорелый вкус, а испорченный от неправильного хранения приобретает спиртовой или подгорелый привкус. Отстой и вспенивание меда свидетельствует о его брожении.

Определение водности меда по его плотности

Чем воды меньше, тем больше плотность меда.

Стеклянную сухую банку емкостью 1л взвешивают в лесах. В нее наливают доверху дистиллированную воду и у нижнего мениска на стекле банки делают отметку. Банку с водой взвешивают и воду выливают. По разности весов сухой и наполненной банки определяют массу воды. Высушив банку, наполняют ее медом до того уровня, как была налита вода, и вновь взвешивают. Определяют массу меда. Разделив массу меда на массу воды, находим плотность меда и по таблице устанавливаем его водность.

Таблица 1. Плотность и водность меда

Масса меда (кг) Содержание воды в меде (%) Масса меда (кг) Содержание воды в меде (%)

1,433 16 1,402 22

1,436 17 1,395 23

1,429 18 1,388 24

1,416 20



Приложение 6

Труды выдающихся пчеловодов России

- Петра Ивановича Рычкова. В 1767 г. была опубликована его большая статья «О содержании пчел». И.П. Рычков первым в России стал изучать пчел и публиковать статьи о русском пчеловодстве. До него на русском языке были только переводные работы. Таким образом, ученый-исследователь открыл путь русской национальной оригинальной литературе о пчелах.

- Петра Ивановича Прокоповича, знаменитого пчеловода, изобретателя рамочного улья.

- Алексея Фомича Андрияшева, педагога и пропагандиста южнорусского пчеловодства. По его инициативе при обществе пчеловодов были основаны пчеловодные курсы и склад пчеловодных принадлежностей. Андрияшев проявил широкую инициативу в организации на Украине школы пчеловодства. Стоя во главе всего южнорусского пчеловодства,

А. Ф. Андрияшев издавал журнал «Листок пчеловода», «Ежегодник пчеловодства» и «Труды Южнорусского общества пчеловодства». Он был автором многих книг и брошюр, например, «Руководство к разумному пчеловодству» (1888), «Беседы по пчеловодству для народного чтения» (1897), «Упрощенное пчеловодство в рамочных ульях и в дуплянках» (1898), «Правильное пчеловодное хозяйство» (1899) и др. Не удовлетворившись известными системами ульев, Андрияшев изобрел улей-лежак своей конструкции.

- Александра Михайловича Бутлерова — гениального химика, творца теории химического строения вещества, крупнейшего организатора русского пчеловодства. А. М. Бутлеров провел большую и плодотворную работу по перестройке и развитию русского рационального пчеловодства. В 1871 г. Общество издало его книгу «Пчела, ее жизнь и главные правила толкового пчеловодства». В ней в доступном изложении автор рассказал о жизни пчел, устройстве ульев и уходе за пчелами. В «Трудах Вольного экономического общества» А. М. Бутлеров редактировал открытый по его инициативе отдел пчеловодства, организовал при обществе пчеловодную комиссию, объединившую в своем составе виднейших передовых пчеловодов того времени. В 1882 г. по инициативе А.М. Бутлерова в Москве организовалось Отделение пчеловодства при Русском обществе акклиматизации животных и растений, и он стал первым его председателем. А. М. Бутлеров редактировал основанный им журнал «Русский пчеловодный листок», много занимался и практическим пчеловодством. На его пасеке имелись ульи всех наиболее известных тогда систем, где он производил свои опыты и наблюдения за жизнью и размножением пчел, в том числе по искусственному размножению пчел, выводу маток.

- Геннадия Петровича Кандратьева — ученика и соратника А.М. Бутлерова на поприще пчеловодства, замечательного пропагандиста рационального пчеловодства. Ученый увлекался пчеловодством настолько, что организовал и редактировал журнал «Вестник иностранной литературы пчеловодства». Этот журнал получил в России широкое распространение, так как не только знакомил с новостями пчеловодной техники, но и содержал в каждом номере оригинальные статьи Кандратьева на разные темы: о зимовке пчел, естественном и искусственном роении, о ведении наблюдений на пасеках. Главная заслуга Г.П. Кандратьева — в пропаганде передового пчеловодства. В результате многолетних наблюдений Кандратьев выдвинул свой знаменитый лозунг: «В сильных семьях — все спасение».

- Владимира Ивановича Ломакина, известного русским пчеловодам как изобретателя медогонки оригинальной конструкции (без чана), дымаря, а главное, вальцев для изготовления искусственной вощины. Его вальцы получили высокую оценку и широкое распространение в России. Он поставил на очередь вопросы улучшения пчеловодной техники: о новой конструкции рамочного улья, об инвентаре и искусственной вощине.

- Ивана Ивановича Трубникова — замечательного русского пчеловода. Наибольшую известность он заслужил изданием своей книги «Руководство для русских пчеловодов», с подробными указаниями, как строить рамочные ульи самому, с приложением таблиц, с 92 крупными оригинальными рисунками, из которых некоторые, представляющие важнейшие части улья, сделаны в натуральную величину. Усилия И. И. Трубникова в пропаганде здоровых начал в пчеловодстве, в частности, установление тесной зависимости между ульем, климатом и взятком, были правильными и оказали большое влияние на дальнейшее улучшение и развитие отечественного пчеловодства.

- Иллариона Семеновича Кулланда, известного педагога и автора многих книг по пчеловодству. В 1882 г. вышла его книга «Народная пчела», а в 1899 году. «Курс пчеловодства» — оригинальные труды с изложением основ рационального пчеловодства. И.С. Кулланда — изобретатель известного в свое время соломенного, так называемого золотого улья. Он был противником применения «различных решеток для отгораживания маток на нескольких вощинах, ради увеличения сбора меда». И.С. Кулланда испытывал вертикальные и горизонтальные ульи с узковысокой и низкоширокой рамкой, его работы в этом вопросе имели большое значение в развитии русского пчеловодства.

- Василия Федоровича Ващенко, широко известного конструктора улья-лежака с узко- высокой рамкой и автора противороевого метода.

- Михаила Александровича Дернова, выдающегося деятеля русского пчеловодства. В 1896 г. Дернов издал свою первую работу под названием «Друг пчеловода». В 1902 г. вышел его капитальный труд «Главные пасечные работы». Эта книга по полноте содержания и ясности изложения более 20 лет была лучшей из пчеловодных книг того времени. Достаточно сказать, что она выдержала девять изданий, но ней учились и работали тысячи пчеловодов. Вслед за тем Дернов написал книгу о зимовке пчел «Омшаники», систематизировал материалы о пчеловодном инвентаре в книге «Пчеловодные принадлежности», выпустил оригинальную книгу «Организация пасечного хозяйства». Из-под его пера вышли популярные книги: «Устройство пчельника», «Пчелы и их жизнь», «Колодное пчеловодство» и др. М. А. Дернов занимался и журнальной деятельностью. С 1906 г. он стал издавать журнал «Пчеловодная жизнь», а позднее, с 1910 г., второй журнал — «Пчеловод». Оба журнала пользовались большой популярностью.

- Григория Александровича Кожевникова. В 1890 г. вышла из печати его исследовательская работа «Строение органов размножения трутня». В большой научной монографии «Материалы по естественной истории пчелы» подробно разбирался вопрос о видах и породах пчел. Ученый установил также прямую зависимость величины тела пчелы от величины ячеек. Г.А. Кожевников отдал изучению пчелы 45 лет своей жизни, сам учился пчеловодству и учил многих. Он оставил о себе память неутомимого исследователя пчелы. Его труды легли в основу современного практического пчеловодства.

- Константина Александровича Горбачева, ученого пчеловода, пионера в деле изучения болезней пчел. К.А. Горбачев не только заново «открыл» кавказскую горную пчелу, но принял деятельное участие в организации и работе питомника кавказских маток. Благодаря ему кавказская горная пчела получила повсеместное распространение и мировую известность.

- Всеволода Юльевича Шимановского - летописца русской пчеловодной техники. В своей книге «Методы пчеловождения» он систематизировал достижения пчеловодов, собрав в ней все, что важно для поднятия доходности пчеловодства, увеличения медосборов и рационализации труда. Первым его трудом по пчеловодству была книжка «Пасека при народной школе» (Киев, 1889 г.). Более 40 лет своей жизни отдал В. Ю. Шимановский делу развития пчеловодства в России и народному просвещению, из них 20 лет работал, будучи слепым.

- Алексея Григорьевича Блинова, который предложил широко известный в пчеловодной практике и литературе метод весеннего сокращения гнезда под названием «способа Блинова».

- Павел Львович Снежневский занимает в нашем пчеловодстве особое место и заслуженно считается новатором, поборником применения принципов зоотехнии к пчеловодству. Он изобрел способ он называл «искусственным роением с сохранением индивидуальности семьи с поновлением гнезда и ремонтом пасеки».

- Николая Михайловича Кулагина, перу которого принадлежит более 30 статей и книг по пчеловодству. Среди них монография «Современное положение вопроса о русском воске» и ряд популярных книг, написанных им в советское время: «Кормление пчел», «Роение пчел» и др.

- Ивана Алексеевича Каблукова - почетного члена Академии наук СССР, знаменитого советского химика, выдающегося деятеля русского пчеловодства, ученика и друга основоположника рационального пчеловодства А. М. Бутлерова. Наряду с другими работами он уделял много внимания химическому исследованию меда и воска. Его книга «О меде, воске, пчелином клее и их подмесях» дает исчерпывающий материал о продуктах пчеловодства и содержит почти все, что известно в настоящее время по химии продуктов пчеловодства.

- Абрама Евлампиевича Титова, вошедшего в историю русского пчеловодства как изобретатель распространенной и всем известной маточной клеточки. Но это далеко не все, что сделано им для пчеловодства. Издавал двухнедельные журналы «Пчеловодный мир», «Пчеловодное дело» и «Пчеловодпрактика».

- Сергея Алексеевича Розова, крупного специалиста в области пчеловодства. Много внимания он уделил разработке методов исследований опыления пчёлами сельскохозяйственных энтомофильных культур, основные принципы которых используются и в настоящее время. Возглавил исследования по выявлению роли пчёл в опылении растений и изысканию эффективных путей использования их для повышения медосборов и урожайности сельскохозяйственных культур. В1948 г. выходит учебник «Пчеловодство» (соавтор). Розов опубликовал свыше 30 крупных печатных научных работ и более 200 статей в научных и научно-производственных журналах и сборниках. Наиболее значительные его работы: «Пчелоопыление в агротехнике плодовых» (1936); «Пчелоопыление подсолнечника» (1937); «Пчеловодство» (1948, соавтор); «Пчеловодство» (Киев, 1954, соавтор); «Основы пчеловодства» (1961, соавтор); «Содержание пчел в многокорпусных ульях» (1964, соавтор); «Очерки по истории отечественного пчеловодства» (1972).





















Приложение 7

Медицинская ценность

В состав меда входят в основном плодовый и виноградный сахара (до 75 %), которые полностью усваиваются организмом человека. Помимо сахаров, в меде в небольшом количестве имеются железо, фосфор и другие микроэлементы, необходимые для образования крови и роста костей. В состав крови человека входят 24 микроэлемента, из которых 22 содержатся в меде. Как и всякий другой натуральный продукт, мед содержит много витаминов.

Мед полезен не только как общее укрепляющее организм человека средство. Мед благотворно влияет при нервном истощении, помогает при сердечных и желудочных заболеваниях, болезнях печени.

Мед смягчает слизистые оболочки, поэтому рекомендуется при кашле и болезнях горла.

В годы Великой Отечественной войны многие медицинские учреждения успешно применяли мед как наружное лечебное средство при заживлении ран и при лечении таких гнойниковых болезней кожи, как карбункулы и фурункулы. Выяснилось, что мед обладает бактерицидными свойствами, то есть способностью убивать болезнетворные микроорганизмы или задерживать их рост. В Древнем Египте тела умерших фараонов мумифицировали, опускали в ванны, наполненные медом. Такие мумии тысячелетиями не подвергались разложению. В дошедших до наших дней египетских папирусах, в древнеиндийских и китайских рукописных книгах по медицине говорится о меде как о сильном лечебном средстве. В этих манускриптах отмечается, что мед «сохраняет молодость, продлевает жизнь».

Мед может быть использован в качестве лечебного средства при многих заболеваниях пищеварительного тракта, особенно при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, хроническом гастрите с повышенной и пониженной кислотностью. В состав меда входит около 300 различных веществ, в пчелином меде имеются почти все химические элементы, необходимые для правильного функционирования человеческого организма, который усваивает его на 100%.





Приложение 8

Примерные лабораторно-практические занятия

Занятие 1

Рассмотрите под лупой внешнее строение тела пчелы, пчелиной матки и трутня. Найдите их общие и отличительные признаки.

Расскажите, что умеет делать пчела в семье и вне ее.

Расскажите о функциях пчелиной матки и трутня.

Что Вам известно о гнезде пчел?

Занятие 2

Рассмотрите образцы продуктов пчеловодства.

Дайте краткую характеристику их назначения в жизни пчелиной семьи.

Дайте краткую характеристику меду, воску, цветочной пыльце, прополису, пчелиному яду.

Роль пчел в растительном мире. Рассмотрите под микроскопом пыльцу, принесенную пчелами в улей.

Занятие 3

Рассмотрите ульи, пчеловодный инвентарь, зимовник.

Охарактеризуйте существующие системы ульев и требования, предъявляемые к ним как к жилищам пчелиных семей.

Расскажите о требуемом пчеловодом инвентаре по уходу за пчелами и его назначении.

Покажите, как им пользоваться.

Занятие 4

Изучите различные болезни пчел и препараты их лечения.

Изучите классификацию болезней и их лечение, врагов, вредителей пчел и борьбу с ними.

По пораженным экспонатам пчел определите болезни и вредителей пчел.

Занятие 5

Изучите по гербарию основные медоносные растения и попробуйте их определить в поле, лесу.

Как найти медоносный участок для пасеки?

Подготовьте пчелиные семьи к перевозке на пасеку.

Загрузите пчел работой в предмедосборный период.

Занятие 6

Как подготовить гнездо пчел к зимовке.

Укомплектование кормами.

Проведение лечебно-профилактической обработки.

Произведение подкормки пчел сахарным сиропом.

Занятие 7

Составьте годовой календарный план последовательно выполняемых работ в пчеловодстве.



























Приложение 9

Фотоприложение

Пчеловодческий инвентарь

Дымарь

Сетка

Нож

Стамеска

Клеточки и колпачки для матки

Фильтр для меда,

рамка и щетка

Медогонка

Поилка для пчел

Рамка с вощиной

Мёд

Справочник 








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!