Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Богучарская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза Бондарева Дмитрия Ивановича»
«УТВЕРЖДАЮ» |
Директор МКОУ «Богучарская СОШ №1 имени Героя Советского Союза Д.И.Бондарева » _____________/Г.Ю. Алабина/ Приказ №373-ОД от 26.08.2024г |
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный авиаконструктор» 2024–2025 учебный год 2025–2026 учебный год 2026–2027 учебный год
Срок реализации: 3 года
Основное общее образование, базовый уровень, 5-7классы Составитель Гапченко Ирина Владимировна
Богучар,2024
Пояснительная записка Введение
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный авиаконструктор» (далее – Программа) рассчитана на обучающихся в возрасте 12 – 17 лет, срок реализации программы 3 учебных года. Программа предполагает развитие обучающихся в области моделирования, программирования, пилотирования, а также направлена на формирование знаний и навыков, необходимых для работы с беспилотными авиационными системами, способствует развитию инженерно-конструкторского мышления. Программа
«Юный авиаконструктор» разработана с учетом возрастных особенностей и интересов целевой аудитории обучающихся.
Программа является авторской и составлена для организации дополнительной деятельности на базе основного общего, среднего общего образования и ориентирована на обучающихся, проявляющих интересы и склонности в области информатики, математики, физики, технологии, основ безопасности жизнедеятельности и авиации.
Нормативные основания для разработки программы:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204
«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
«Об утверждении Стратегии развития беспилотной авиации Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2035 года и плана мероприятий по ее реализации»;
«Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и признании утратившим силу распоряжения Правительства Российской Федерации от 04.09.2024
№ 1726-р»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648–20 «Санитарно– эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
2
Направленность программы – техническая.
Актуальность программы.
В соответствии с утвержденной Правительством Российской Федерации распоряжением от 21 июня 2023 № 1630–р Стратегией развития беспилотной авиации на период до 2030 года и на перспективу до 2035 года, в ближайшие шесть с половиной лет в России должна появиться новая отрасль экономики, связанная с производством и использованием гражданских беспилотных аппаратов. Данная Программа в рамках федерального проекта1 «Кадры для Беспилотных авиационных систем» национального проекта «Беспилотные авиационные системы» обеспечивает обучающимся возможность освоить знания в области беспилотных летательных аппаратов, навыки программирования, моделирования и пилотирования, которые в настоящее время являются востребованными. Концепция Программы оказывает влияние на расширение дополнительного образования обучающихся, реализацию молодежной политики и создание системы подготовки специалистов в области разработки, производства и эксплуатации беспилотных авиационных систем, а также контроль за уровнем квалификации таких специалистов. При реализации проекта большое внимание уделяется привлечению обучающихся образовательных организаций к участию в программах по беспилотным авиационным системам. Таким образом, возможно усилить технологический потенциал для обеспечения безопасности страны, повышения эффективности экономики и улучшения качества жизни граждан. В итоге в России должна возникнуть новая экономическая отрасль, связанная с разработкой и использованием гражданских беспилотных аппаратов.
Новизна этой программы заключается в интеграции современных и инновационных достижений в области малой беспилотной авиации, а также использовании цифровых технологий, включая цифровой образовательный контент.
Методы и формы реализации Программы:
одним из ключевых методов является проектно–ориентированное обучение, которое позволяет обучающимся принимать активное участие в разработке и реализации реальных проектов, связанных с использованием БАС. Этот метод способствует углублению знаний, развитию творческого мышления и навыков командной работы;
интерактивные методы обучения, такие как симуляция и виртуальные лаборатории, играют важную роль в подготовке специалистов по БАС. Специальные программные комплексы позволяют моделировать различные сценарии полета дронов,
1 https://firpo.ru/activities/projects/federalnyy–proyekt–kadry–bas/
3
анализировать поведение аппаратов в сложных условиях и проводить эксперименты без риска повреждения дорогостоящей техники;
практические занятия, где обучающиеся могут непосредственно управлять беспилотными авиационными системами, являются неотъемлемой частью учебного процесса. Эти занятия позволяют отработать навыки управления дроном, оценить его поведение в различных ситуациях и усовершенствовать технику пилотирования;
теоретические лекции и семинарские занятия, направленные на изучение основ беспилотных авиационных систем, принципов полета и управления, технического устройства и аспектов применения БАС в различных отраслях;
соревновательный метод – это способ выполнения практических упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности обучающихся.
Формами организации занятий являются групповая (теоретическая часть) и индивидуально – групповая (практическая часть).
Педагогическая целесообразность настоящей программы заключается в том, что после ее освоения обучающиеся получат знания и умения, которые позволят им понять основы устройства беспилотного летательного аппарата, принципы работы всех его систем и их взаимодействия, технологию пилотирования и управления, а также отточить свои навыки в пилотировании БАС и получить соревновательный опыт на различных тренировочных базах.
Настоящая программа соответствует общекультурному уровню освоения и предполагает удовлетворение познавательного интереса обучающегося, расширение его информированности в области беспилотных летательных аппаратов и систем, а также обогащение навыками общения и приобретение умений совместной деятельности при освоении программы.
Цель Программы дополнительного образования предполагает формирование и развитие профессиональной ориентации обучающегося, развитие интеллектуальных способностей и познавательного интереса к беспилотным авиационным системам.
Задачи:
Личностные (воспитательные):
воспитать интерес к технике и труду, развивать творческие способности и формировать конструкторские умения и навыки;
привить культуру производства и сборки беспилотных авиационных систем;
сформировать чувства коллективизма, взаимопомощи;
4
воспитать волю, чувство самоконтроля, ответственности;
сформировать сознательное отношение к безопасности труда при изготовлении моделей;
воспитать гражданственность, толерантность, духовно – нравственное самосознание;
формировать патриотическую позицию подростка через включение его в техническое творчество и познавательную деятельность.
Метапредметные (развивающие):
развить у обучающихся элементы технического мышления, изобретательности, творческой инициативы;
развить глазомер, быстроту реакции;
развить усердие, терпение в освоении знаний;
формировать осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества;
повышение сенсорной чувствительности, развитие мелкой моторики и синхронизации работы обеих рук за счет обучения пилотирования беспилотных летательных аппаратов;
развитие психофизиологических качеств учеников: память, внимание, способность логически мыслить, анализировать, концентрировать внимание на главном.
Предметные (обучающие):
выработка навыков пилотирования беспилотных летательных аппаратов;
дать первоначальные знания о конструкции беспилотных летательных аппаратов;
научить правилам обслуживания, сборки беспилотных летательных аппаратов;
научить программированию БАС;
ознакомить с правилами безопасной работы с инструментами;
ознакомить с принципом работы авиамодельных двигателей и их грамотной эксплуатации;
дать первоначальные знания по радиоэлектронике и обучить принципам работы радиопередающего оборудования, его настройкой;
дать знания в области 3D – моделирования и проектирования БАС;
обучить правилам безопасной эксплуатации беспилотных летательных аппаратов.
5
Сроки реализации Программы: 204 часа.
Уровень программы: одноуровневая (базовый уровень освоения).
Режим занятий: группа из 12 человек, 2 раза в неделю по 1 часа (2 часа в неделю, 8 часов в месяц, 68 часов в год); 1 академический час - 45 минут.
Планируемые результаты обучения:
В результате обучения обучающиеся в конце учебного года овладеют
необходимой системой знаний, умений и навыков.
Будет знать и уметь в рамках освоения базового уровня: |
Знать: | технику безопасности при работе с инструментами и электрооборудованием; основы БАС; основ технического устройства и компонентов БАС; языки программирование БАС; значение и применение БАС в современном мире; особенности регулировки и управления квадрокоптером; устройство и принцип работы электродвигателей. |
Уметь: | пользоваться рабочим инструментом; работать с электрооборудованием; осуществлять пилотирование квадрокоптеров; управлять квадрокоптером FPV; настраивать частоты видео передающих устройств; настраивать полетный контроллер квадрокоптера; настраивать аппаратуру управления; заряжать аккумуляторы. |
Будет знать и уметь в рамках освоения продвинутого уровня: |
Знать: | устройство и принцип работы радиопередатчиков; процедуру получения, обработки и анализа данных полета БАС; принцип работы фото передающих устройств; правила эксплуатации аккумуляторов процесс 3D – моделирования и проектирования БАС. |
Уметь: | диагностировать и исправлять ошибки в работе программного обеспечения при работе с данными, полученными при работе с полезной нагрузкой; моделировать и производить печать комплектующих моделей БАС на 3 – D принтере. |
По окончанию курса будет обладать следующими качествами: | творчески подходить к сборке квадрокоптера; уметь анализировать; доводить начатое дело до конца; выполнять поручения коллектива, работать в группе; оказывать помощь в работе над моделью ровесникам и младшим ребятам; стремиться соревноваться, проявлять себя в соревновании. |
6
Процесс набора и формирования групп. Образовательные организации руководствуются внутренними нормативно – правовыми основаниями при формировании процесса набора и укомплектовки групп на программы дополнительного образования.
Учебный план программы
Наименование уровня программы | Номер и наименование модуля | Всего часов | Теория | Практика |
Базовый уровень изучения. | Модуль №1. «Основы беспилотных | | | |
авиационных систем (БАС): | 8 | 8 | 0 |
архитектура, БАС» | | | |
Модуль №2. «Техническое устройство и | 8 | 6 | 2 |
компоненты БАС» | | | |
Модуль №3. «Принципы полета и | 66 | 2 | 64 |
управления БАС» |
Модуль №4. «Программирование БАС | 10 | 0 | 10 |
для полетов внутри помещения Python» |
Модуль №5. «Программирование | | | |
контроллера, установленного на БАС | 10 | 2 | 8 |
при помощи С++» | | | |
Модуль №6. «Использование датчиков | 12 | 4 | 8 |
БАС и сбор данных» |
Модуль №7. «Обработка и анализ | 8 | 4 | 4 |
данных полета БАС» |
Модуль №8. «Применение БАС в | 12 | 12 | 0 |
различных отраслях» |
Модуль №9. «3D – моделирование и | 30 | 7 | 23 |
проектирование БАС» |
Модуль №10. «Гоночный БАС» | 40 | 2 | 38 |
Итого: | 204 | 47 | 157 |
Учебно–тематический план
УТП программы состоит из одного базового уровня освоения. Содержание каждого уровня построено на модульном принципе. Структурной единицей учебного модуля являются темы. В реализации программы применяется поэтапная технология обучения от
«простого» к «сложному».
Важная роль при освоении программы отводится материалам, разработанным в рамках применения цифрового образовательного контента.
По окончании каждого модуля программой предусмотрена форма контроля в виде тематического опроса, практического задания, проектной работы.
Наименование уровня программы | Номер и наименование модуля | Трудоемкост ь всего часов | Теория | Практика | Форма контроля | Материал для ЦОК (цифровой образовательный контент) * |
Базовый уровень освоения программы. | Модуль №1. «Основы беспилотных авиационных систем (БАС): архитектура, БАС». | 8 | 8 | 0 | Тест | ЦОК № 1. |
Тема 1. Вводное занятие (техника безопасности). | 2 | 2 | 0 | | |
Тема 2. Теоретические основы БАС. | 2 | 2 | 0 | | |
Тема 3. Архитектура БАС. | 2 | 2 | 0 | | |
Тема 4. Значение и применения БАС в современном мире. | 2 | 2 | 0 | Опрос в рамках пройденных тем | |
Модуль №2. «Техническое устройство и компоненты БАС». | 8 | 6 | 2 | Тест | ЦОК № 2. |
Тема 1. Основные технические характеристики БАС вертолетного и самолетного типов. | 2 | 2 | 0 | | |
Тема 2. Классификация беспилотных летательных аппаратов. | 2 | 2 | 0 | | |
Тема 3. Комплекс управления БАС. | 2 | 0 | 2 | | |
8
| Тема 4. Российские производители БАС и их цели. | 2 | 2 | 0 | Опрос в рамках пройденных тем | |
Модуль №3. «Принципы полета и управления БАС». | 66 | 2 | 64 | Тест | ЦОК № 3. |
Тема 1. Безопасность полетов. | 2 | 1 | 1 | | |
Тема 2. Техника базового пилотирования FPV. | 12 | 0 | 12 | | |
Тема 3. Управление БАС. | 2 | 1 | 1 | | |
Тема 4. Практика полетов БАС. | 8 | 0 | 8 | | |
Тема 5. Аэродинамика и динамика полета. | 2 | 0 | 2 | | |
Тема 6. Полеты в ограниченном пространстве», дрон – рейсинг. | 6 | 0 | 6 | | |
Тема 7. Захват груза. | 2 | 0 | 2 | | |
Тема 8. Выполнение контрольного полетного задания. | 2 | 0 | 2 | Выполнить полет с поднятием груза | |
Модуль №4. Программирование для полетов внутри помещения Python». | 10 | 0 | 10 | Тест | ЦОК № 4. |
Тема 1. Основы программирования БАС на Python. | 4 | 0 | 4 | | |
Тема 2. Работа со списком данных. | 2 | 0 | 2 | | |
Тема 3. Разработка алгоритма автономного полета БАС. | 2 | 0 | 2 | | |
Тема 4. Создать скрипт на языке программирования Python для самостоятельного управления квадрокоптером в помещении без использования сигнала GPS. | 2 | 0 | 2 | Практическое задание | |
9
| Модуль №5. «Программирование контролера, установленного на БАС при помощи С++». | 10 | 2 | 8 | Тест | ЦОК № 5. |
Тема 1. Изучение навыков создания алгоритмов для беспилотных летательных аппаратов. (программирование автономного полета) (Outdoor и Indoor). | 2 | 0 | 2 | | |
Тема 2. Общие сведения о языке программирования С++. | 2 | 2 | 0 | | |
Тема 3. Реализация С++ в программировании дронов. | 2 | 0 | 2 | | |
Тема 4. Программирование алгоритмов управления БАС. | 2 | 0 | 2 | | |
Тема 5. Создать скрипт на языке программирования С++. | 2 | 0 | 2 | Практическое задание | |
Модуль №6. «Использование датчиков БАС и сбор данных». | 12 | 4 | 8 | Тест | ЦОК № 6. |
Тема 1. Сенсоры и датчики для сбора данных. | 4 | 2 | 2 | | |
Тема 2. Датчики: акселерометр, гироскоп, дальномер GPS. | 4 | 2 | 2 | | |
Тема 3. Датчики при сборке в мастерской. | 4 | 0 | 4 | Практика сборки | |
Модуль №7. «Обработка и анализ данных полета БАС». | 8 | 4 | 4 | Тест | ЦОК № 7. |
Тема 1. Сбор, обработка и анализ данных фотограмметрической съемки. | 4 | 2 | 2 | | |
Тема 2. Сбор, обработка и анализ данных ортофотосъемки. | 4 | 2 | 2 | | |
Модуль №8. «Применение БАС в различных отраслях». | 12 | 12 | 0 | Тест | ЦОК № 8. |
10
| Тема 1. Технология применения БАС в геодезии и картографии. | 4 | 4 | 0 | | |
Тема 2. Технологии применения БАС в других отраслях, таких как: | 8 | 8 | 0 | Проектная работа. Доклад о технологии применения | |
Модуль №9. «3D – моделирование и проектирование БАС». | 30 | 7 | 23 | Тест | ЦОК № 9. |
Тема 1. Основы авиамоделирования самолетного типа. | 8 | 2 | 6 | | |
Тема 2. Основы 3D – моделирования. | 2 | 2 | 0 | | |
Тема 3. ПО для 3D – моделирования. | 4 | 0 | 4 | | |
Тема 4. Подготовка 3D – модели к печати. | 6 | 0 | 6 | | |
Тема 5. Использование 3D– принтера для печати комплектующих. | 4 | 2 | 2 | | |
Тема 6. Выбор навесного оборудования БАС. | 4 | 0 | 4 | | |
Тема 7. Материалы для производства БАС. | 2 | 1 | 1 | Произвести модель для печати. | |
Модуль №10 «Гоночный БАС». | 40 | 2 | 38 | Тест | ЦОК № 10. |
Тема 1. Гоночный БАС. | 2 | 1 | 1 | | |
Тема 2. Классы, правила, судейство. | 2 | 1 | 1 | | |
Тема 3. Построение спортивной тренировки и совершенствование мастерства. | 2 | 0 | 2 | | |
Тема 4. Гоночные трассы». 4.1 В открытом пространстве. | 2 | 0 | 2 | | |
11
| 4.2 На FPV. | | | | | |
Тема 5. Прохождение гоночного испытания. | 2 | 0 | 2 | Прохождение гоночного испытания | |
Итого: | 204 | 47 | 157 | | |
* – https://firpo.ru/activities/projects/
12
БАС».
Содержание программы
4.1. Базовый уровень освоения
Модуль № 1. «Основы беспилотных авиационных систем (БАС): архитектура
Тема 1. Вводное занятие. Техника безопасности.
Лекция: Инструктаж по технике безопасности. Техника безопасности. Правила
поведения в помещении, где проводятся занятия.
Тема 2. Теоретические основы БАС.
Лекция: Знакомство с беспилотными авиационными системами (БАС).
Определение Беспилотной Авиационной Системы (БАС).
Тема 3. Архитектура БАС.
Лекция: Значение архитектуры для эффективного функционирования и управления БАС. Компоненты БАС самолетного типа.
Тема 4. Значение и применения БАС в современном мире.
Лекция: Роль технических характеристик и различных видов БАС в решении различных задач.
Модуль № 2. «Техническое устройство и компоненты БАС».
Тема 1. Основные технические характеристики БАС, вертолетного и самолетного
типов. типов.
Лекция: Основные технические характеристики БАС вертолетного и самолетного Тема 2. Классификация беспилотных летательных аппаратов.
Лекции: Виды и технические характеристики БАС: Аэростатические БАС,
Реактивные БАС, БАС самолетного типа, БАС вертолетного типа, мультикоптерные и гибридные БАС.
Тема 3. Комплекс управления БАС.
Практика: Способы оборудования управления системы БАС. Тема 4. Российские производители БАС и их цели.
Лекция: Основные Российские производители БАС. Вклад в развитие отечественной индустрии БАС.
Модуль № 3. «Принципы полета и управления БАС».
Тема 1. Безопасность полетов.
Лекция: Определение безопасности полетов в контексте БАС. Значение безопасности для эффективного и надежного функционирования БАС. Анализ рисков и опасностей.
13
Практика: Выполнение безопасного полета.
Тема 2. Техника базового пилотирования FPV.
Практика: Тренажер FPV, управление БАС. В симуляторе выполните взлет с точки старта и посадку на точно обозначенную площадку, используя FPV – режим для управления. Пролетите сквозь серию ворот или между обозначенными маркерами, сохраняя стабильную высоту и скорость, в режиме FPV. Выполните полет по заранее заданному маршруту с изменением высоты, используя как FPV, так и вид с третьего лица для сравнения эффективности управления. Выполните серию разворотов на 180 градусов на ограниченной территории, используя FPV для точного маневрирования. Выполните задачу по сбору объектов с различных точек карты, используя FPV для навигации и точности при приближении к каждому объекту.
Тема 3. Управление БАС.
Лекция: Принципы управления самолетными БАС. Практика: выполните взлет БАС самолетного типа, достигните заданной высоты и стабилизируйте полет на прямой линии. Осуществите серию поворотов.
Тема 4. Практика полетов БАС. Практика: Практика полетов БАС.
Тема 5. Аэродинамика и динамика полета.
Практика: Выполните полет на дроне в симуляторе при различных условиях полета. (Задание включает в себя выполнение маневров высшего пилотажа, полеты на разной скорости и высоте, а также в различных погодных условиях).
Тема 6. Полеты в ограниченном пространстве, дрон – рейсинг.
Практика: Выполните задание полет дрона в ограниченном пространстве, внутри здания или сквозь узкие проходы между препятствиями.
Тема 7. Захват груза.
Практика: Выполните задание захват и перемещение груза, аккуратная транспортировка.
Тема 8. Выполнение контрольного полетного задания.
Практика: Выполните контрольное задание по модулю. Пролететь трассу. Модуль № 4. «Программирование для полетов внутри помещения. Python». Тема 1. Основы программирования БАС на Python.
Практика: Основные понятия о программировании и управлении БАС. Основные функции программного полета. Операционные системы и программы для программирования полета.
Тема 2. Работа со списком данных.
14
Практика: Программирование алгоритмов управления БАС. Тема 3. Разработка алгоритма автономного полета БАС. Практика: Разработка алгоритма автономного полета БАС.
Тема 4. Практическое задание: Написать программу на Python для автономного полета БАС мульти роторного типа внутри помещения (В отсутствии GPS сигнала).
Модуль № 5. «Программирование контролера, установленного на БАС при помощи С++».
Тема 1. Изучение навыков создания алгоритмов для беспилотных летательных аппаратов (программирование автономного полета Outdoor и Indoor).
Практика. Разработать алгоритм автономного полета Outdoor и Indoor. Тема 2. Общие сведения о языке программирования С++.
Лекция: Основные понятия. Алфавит языка. Простые операции. Тема 3. Реализация С++ в программировании дронов.
Практика: Применение практических навыков программирования. Тема 4. Программирование алгоритмов управления БАС.
Практика: Программировать беспилотник на выполнение простейших действий
«вверх, вниз», «влево, вправо».
Тема 5. Написать программу на С++.
Практика: Выполнить скрипт написания программы.
Модуль № 6. «Использование датчиков БАС и сбор данных».
Тема 1. Сенсоры и датчики для сбора данных.
Лекция: Как работают датчики. Роль датчиков на устройстве. Практика: как датчики работают с информацией.
Тема 2. Датчики: акселерометр, гироскоп, дальномер GPS.
Лекция: Определение датчиков и их роль в системе управления и навигации БАС. Значение датчиков для обеспечения автономности, стабильности и безопасности полета.
Практика: Интегрируйте датчики в систему управления дрона, подключив их к ардуино–контроллеру полета.
Тема 3. Датчики при сборке в мастерской.
Практика: Тренажер Дальномер расстояние в мастерской.
Модуль № 7. «Обработка и анализ данных полета БАС».
Тема 1. Сбор, обработка и анализ данных фотограмметрической съемки.
Лекция: Изучение технологии сбора и обработка данных фотограмметрия съемки. Практика: Анализ полученных данных по средствам фотограмметрической съемки. Тема 2. Сбор, обработка и анализ данных ортофотосъемки.
15
Лекция: Изучение технологии сбора и обработка данных ортофотосъемки. Практика: Анализ полученных данных по средствам ортофотосъемки.
Модуль № 8. «Применение БАС в различных отраслях».
Тема 1. Технология применения БАС в геодезии и картографии.
Лекция: Развитие и применения БАС в геодезии и картографии. Сбор и обработка данных. Процедура по использованию воздушного пространства.
Тема 2. Технологии, применяемые БАС в других отраслях, таких как:
Лекция: Мониторинг и инвентаризация угодий. Создание электронных карт полей.
Лекция: Уточнение границ лесничеств. Выявление и оценка ущерба от чрезвычайных ситуаций.
Лекция: Сбор, анализ и актуализация данных о состоянии окружающей среды. Фиксация выявленных нарушений экологического законодательства. Выявление несанкционированных свалок и определение их объемов.
Модуль № 9. «3D – моделирование и проектирование БАС».
Тема 1. Основы авиамоделирования самолетного типа.
Лекция: Определение авиамоделирования и его значение в обучении, развлечениях и научных исследованиях. Практика: выбрать материалы и собрать корпус БАС.
Тема 2. Основы 3D – моделирования.
Лекция: Основные термины и понятия в 3D – моделировании. Процесс создания 3D моделей.
Тема 3. Программное обеспечение для 3D – моделирования. Практика: Проектирование корпуса и деталей БАС.
Тема 4. Подготовка 3D – модели к печати.
Практика: Подготовить 3D-модель для печати на 3D-принтере. Отработать применение соответствующего инструментария программного обеспечения.
Тема 5. Использование 3D – принтера, печать комплектующих БАС. Лекция: технология работы 3D принтера.
Практика: Печать комплектующих деталей. Шлифовка и обработка деталей. Тема 6. Выбор навесного оборудования БАС.
Практика: Эксплуатация навесного оборудования БАС. Тема 7. Материалы для производства БАС.
Лекция: Значение правильного выбора материалов для производства БАС.
16
Практика: Выбрать оптимальные материалы для производства корпуса БАС с учетом требований по прочности, аэродинамике и экономической эффективности.
Модуль № 10. «Гоночный БАС».
Тема 1. Гоночный БАС.
Лекция: Определение гоночного БАС и их роль в соревнованиях и чемпионатах. Практика: Разработать и настроить спортивную БАС для участия в гонках.
Тема 2. Классы, правила, судейство.
Лекция: значение соревнований по БАС для развития индустрии и технологий в области беспилотной авиации.
Практика: Подготовка к участию в соревнованиях по автономному пилотированию, соблюдая правила и требования к участникам.
Тема 3. Построение спортивной тренировки и совершенствование мастерства.
Практика: Улучшение навыков маневрирования и навигации путем прохождения сложных маршрутов на время.
Тема 4. Гоночные трассы.
Практика: Прохождение гоночных трасс в открытом пространстве.
Практика: Прохождение гоночных трасс на симуляторе, отработка сложных маршрутов.
Тема 5. Прохождение гоночного испытания. Практика: Прохождение гоночных трасс на время, выполнение сложных и простых гоночных испытаний.
17
Календарный учебный график
Наименование (номер) группы | Сроки реализации, количество учебных недель | Дисциплины (модули). Базовый уровень освоения | Всего академ. часов в год | Количество занятий в неделю | Продолжительность. одного занятия (мин) |
1 | 2 | Модуль № 1. «Основы беспилотных авиационных систем (БАС): архитектура, БАС». | 8 | 2 | 45 |
1 | 4 | Модуль № 2. «Техническое устройство и компоненты БАС». | 8 | 2 | 45 |
1 | 18 | Модуль № 3. «Принципы полета и управления БАС». | 66 | 2 | 45 |
1 | 5 | Модуль № 4. «Программирование БАС для полетов внутри помещения Python». | 10 | 2 | 45 |
1 | 5 | Модуль № 5. «Программирование контроллера, установленного на БАС при помощи С++». | 10 | 2 | 34 |
1 | 6 | Модуль № 6. «Использование датчиков БАС и сбор данных». | 12 | 2 | 45 |
1 | 4 | Модуль № 7. «Обработка и анализ данных полета БАС». | 8 | 2 | 45 |
1 | 6 | Модуль № 8. «Применение БАС в различных отраслях» | 12 | 2 | 45 |
1 | 15 | Модуль № 9. «3D – моделирование и проектирование БАС». | 30 | 2 | 45 |
1 | 5 | Модуль № 10. «Гоночный БАС». | 40 | 2 | 45 |
18
Оценочные материалы
6.1. Формы диагностики успешного освоения модулей программы
Наименование модуля | Формы занятий | Формы подведения итогов | Уровни освоения знаний |
Низкий уровень знаний | Средний уровень знаний | Отсутствие знаний |
Базовый уровень освоения программы |
Модуль № 1. «Основы беспилотных авиационных систем (БАС): архитектура, БАС». | Лекции, дискуссии (теоретические занятия) | Опрос слушателей по пройденным темам, подведение итогов диагностики освоения модуля. Темы для опроса: − правила техники безопасности; − определение БАС; − компоненты БАС; − значение и применение БАС; − роль БАС в современном мире, какие задачи решают при помощи БАС | Отсутствие знаний, слабые знания о пройденном материале | Незначительные затруднения в ответах по терминологии и определениях БАС | Прочные знания в правилах техники безопасности, определениях, применении и структуре БАС |
Модуль № 2. «Техническое устройство и компоненты БАС». | Лекции, дискуссии (теоретические занятия). Практические занятия | Опрос слушателей по пройденным темам, подведение итогов диагностики освоения модуля. − технические характеристики БАС (вертолетного/самолетного типа); − Классификации БАС; − Российские производители БАС | Отсутствие знаний, слабые знания о пройденном материале | Незначительные пробелы в знании терминологии и определениях технического устройства БАС | Прочные знания в области технического устройства. Знания по параметрам классификации БАС. Технические характеристики самолетного и вертолетного типа |
Модуль № 3. «Принципы полета и управления БАС». | Выполнение полетного задания: Пилотирование при помощи симуляторов и FPV. (прохождение трассы за 20 секунд) | Слабое умение пилотирования | Умение правильно пользоваться оборудованием | Уверенная работа в программе FPV |
Модуль № 4. «Программирован ие БАС для полетов внутри | Практические занятия | Написать программу на Python для автономного полета БАС мульти роторного типа, внутри | Модель не летает | Не уверенное управление | Модель летает |
19
помещения Python». | | помещения». (В отсутствии GPS сигнала). − движение модели | | | |
Модуль № 5. «Программирован ие контроллера, установленного на БАС при помощи С++». | Лекции, дискуссии (теоретические занятия). Практические занятия | Написать программу С++: − движение модели «вверх−вниз»; − движение «открыть, закрыть захват» | Слабое умение программирова ния | Умение правильно пользоваться оборудованием | Уверенная работа с программой |
Модуль № 6. «Использование датчиков БАС и сбор данных». | Лекции, дискуссии (теоретические занятия). Практические занятия | Использование программного обеспечения для обработки данных и применения, получение информации из полученных данных | Слабый навык сборки и эксплуатации оборудования | Умение правильно пользоваться оборудованием и применение технологии | Уверенная работа с оборудованием для получения информации |
Модуль № 7. «Обработка и анализ данных полета БАС». |
Модуль № 8. «Применение БАС в различных отраслях». | Лекции, дискуссии (теоретические занятия) | Написать доклад, подготовить презентацию на тему: «БАС в различных отраслях» | Не раскрыта тема доклада, презентация не подготовлена | Презентация подготовлена, не раскрыта тема доклада | Выбрана актуальная отрасль применения БАС, доклад полностью раскрывает тему |
Модуль № 9. «3D – моделирование и проектирование БАС». | Лекции, дискуссии (теоретические занятия) Практические занятия | Организовать мастер – класс, в рамках которого слушатели смоделируют и оформят модель БАС | Слабый навык сборки и моделирования БАС | Умение правильно пользоваться оборудованием | Уверенная работа, моделирование и сборка модели |
Модуль № 10. «Гоночный БАС». | Проведение итогового гоночного соревновательного полета и участие всех слушателей в соревновании | | | |
20
Ресурсное обеспечение
Требования к помещениям
Специализированные классы (кружки) создаются на базе общеобразовательных организаций (школ).
Количество рабочих мест для создания специализированного класса (кружка) – не менее 12 рабочих мест для обучающихся.
Для создания специализированных классов (кружков) необходимо предусмотреть помещения для проведения аудиторных, практических занятий и организации полетных зон.
Для проведения аудиторных и практических занятий, которое включает в себя следующие зоны в соответствии с количеством рабочих мест:
рабочая зона со столами, оборудованная в том числе персональными компьютерами;
ремонтная станция и зона 3D−печати;
рабочее место преподавателя;
малая полетная зона.
Для проведения аудиторных, практических занятий и организации малой полетной зоны рекомендовано обеспечить помещение площадью не менее 100−120 м 2 и высотой потолка не менее 3 м.
Основная полетная зона – оборудованная площадка для дистанционного пилотирования беспилотных воздушных судов рекомендовано обеспечить помещение общей площадью не менее 100 м2 и высотой потолка не менее 3 м.
Во всех помещениях необходимо обеспечить освещение в соответствии с действующими требованиями (СанПиН) к внутреннему освещению рабочих мест.
Во всех помещениях необходимо обеспечить наличие сети Интернет со скоростью не менее 100 Мб/с.
При организации полетных зон необходимо обеспечить наличие демпфирующего покрытия пола. Поверхность должна быть матовой и иметь неоднородный рисунок. Допустимо использование напечатанных баннеров.
7.1.9 При организации рабочих мест обучающихся для практических работ необходимо обеспечить функциональные системы вентиляции и отопления, позволяющие производить практические занятия, а также наличие контура заземления для электропитания и сети слаботочных подключений с опторазвязкой и внутренним сопротивлением к электропитанию и слаботочным сетям. Необходимо обеспечить создание условий для сохранности дорогостоящего оборудования (складское помещение для хранения, наличие инженерно−технических средств охраны, в том числе системы видеонаблюдения). Обязательно: требование по
пожаробезопасности – наличие проверенного огнетушителя, а также наличие огнеупорных сейфов или сумок для хранения аккумуляторов.
Материально – техническое оснащение площадки проведения образовательного
процесса
Общая зона:
стеллажи для хранения оборудования;
интерактивный инвентарь;
ящики для хранения вещей и оборудования.
Малая полетная зона:
сетчатый куб не менее чем 3х3х3м;
маты для смягчения удара при падении коптеров;
стационарный модуль; ультразвуковые излучатели маяки (не менее 4 шт.);
комплект проводов для соединения излучателей; крепление излучателей на стену.
Основная полетная зона:
общая площадь не менее 100−300 м2, ограждение защитной сеткой;
комплект трассы для полетов;
амортизирующие маты на пол общей полетной зоны;
система ультразвуковой навигации в помещении, совместимой с БВС.
Ремонтная станция и зона 3D−печати:
стол рабочий монтажника;
радиоаппаратуры;
рабочее кресло на колесах;
стол компьютерный;
3D – принтер;
программное обеспечение для создания 3D – моделей;
программа для печати 3D – принтера;
паяльная станция с феном;
дымоуловитель;
клеевой пистолет;
набор надфилей;
штангенциркуль;
набор шарнирно−губцевого инструмента;
22
ключи для пропеллеров;
набор инструментов для пайки;
держатель «Третья рука» с лупой;
коврик для пайки;
прибор измерения напряжения батареи;
рулетка измерительная;
зажим для моторов;
набор шестигранных ключей удлиненных;
набор отверток для точных работ;
торцевой ключ;
кримпер;
шуруповерт + набор бит;
ноутбук;
мышь компьютерная;
ремкомплект, предназначенный для программируемого учебного набора квадрокоптера;
ремкомплект, предназначенный для конструктора спортивного квадрокоптера;
тумба для инструментов слесарная.
Рабочее место обучающегося:
программируемый учебный набор квадрокоптера;
программируемый учебный квадрокоптер;
конструктор спортивного квадрокоптера;
дополнительные аккумуляторы для программируемых учебных наборов квадрокоптеров и спортивных квадрокоптеров;
FPV очки (шлем);
клеевой пистолет;
набор надфилей;
штангенциркуль;
набор шарнирно−губцевого инструмента;
ключ для пропеллеров;
прибор измерения напряжения LiPo батареи;
23
рулетка измерительная;
зажим для моторов;
набор шестигранных ключей удлиненных;
набор отверток для точных работ;
торцевой ключ;
кримпер;
ноутбук (или ПЭВМ);
десктопное программное обеспечение для ноутбука (или ПЭВМ);
фотограмметрическое программное обеспечение;
компьютерная мышь;
симулятор для автономных полетов;
программное обеспечение для трехмерного моделирования;
рабочее кресло на колесах;
тумба для инструментов слесарная;
стол компьютерный.
Рабочее место педагога:
ноутбук (или ПЭВМ);
пульт радиоуправления;
десктопное программное обеспечение для ноутбука (или ПЭВМ);
компьютерная мышь;
стол компьютерный;
рабочее кресло на колесах;
МФУ;
маршрутизатор;
роутер.
24
Список использованной литературы:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204
«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Распоряжение Правительства РФ от 21.06.2023 № 1630–р «Об утверждении Стратегии развития беспилотной авиации Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2035 года и плана мероприятий по ее реализации».
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678–р
«Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и признании утратившим силу распоряжения Правительства Российской Федерации от 04.09.2014
№ 1726-р».
Организация обслуживания воздушного движения: учебник для среднего профессионального образования / А. Д. Филин, А. Р. Бестугин, В. А. Санников; под научной редакцией Ю. Г. Шатракова. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 515 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978 − 5 − 534 − 07607 − 3.
Беспилотные летательные аппараты. Основы устройства и функционирования
/Афанасьев, Учебники и учеб. пособ. – Москва: МАИ. ISBN:978−5−85597−093−7.
Беспилотные летательные аппараты: нагрузки и нагрев: учебное пособие для среднего профессионального образования / В. И. Погорелов. — 2−е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 191 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978−5−534−10061−7. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].
— URL: https://urait.ru/bcode/541222.
25