СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Юный петербуржец"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Юный петербуржец"»







Пояснительная записка

Нормативно-правовая база

В условиях реализации ФГОС НОО содержание внеурочной деятельности определяют следующие документы:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ № 1241 от 26.10.2010 года «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 года № 373»;

  • Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральной государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждѐнный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

  • Санитарно - гигиенические требованиия к условиям обучения в образовательных учреждениях (Санитарно – гигиенические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10), утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189);

  • Распоряжением Комитета по образованию от 03.04.2019 № 1010-р"О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы в 2019-2020 учебном году"

  • Распоряжением комитета по образованию от 20.03.2019 N 796-р «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2019/2020 учебный год»;

  • Инструктивно-методическим письмом Комитета по образованию от 10.04.2019 г. № 03-28-2905/19-0-0 «О формировании учебных планов образовательных учреждений С6анкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2019/2020 учебный год»;

  • Учебным планом ГБОУ средняя школа № 511, утвержденным приказом директора, №219 о.д. от 30.08.2019 г.;

  • Письмо Министерства образования и науки от 18.08.2017 № 09–1672 « О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»

  • Инструктивно-методическое письмо «Об организации внеурочной деятельности при реализации ФГОС начального общего и основного общего образования, в образовательных учреждениях Санкт- Петербурга» от 21.05.2015 № 03-20-2057/15-003.

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010;

  • Устав ГБОУ школа № 511 Пушкинского района Санкт-Петербурга;

  • Программа развития ГБОУ школа № 511 Пушкинского района Санкт-Петербурга;


Инновационные процессы, идущие сегодня в системе педагогического образования, наиболее остро ставят вопрос о подготовке высокообразованной интеллектуально развитой личности. Научно-технический прогресс диктует определенные требования к человеку XXI века: он должен быть не просто созидателем, а созидателем творческим и интеллектуально развитым, поэтому воспитанием и становлением такого человека должна заниматься современная школа, где реализуются принципы индивидуального подхода к учащимся.

Актуальность данной программы состоит в том, что перед школьными образовательными учреждениями в числе наиболее важных стоят задачи формирования базовой культуры личности ребенка, основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к ее историческому и культурному наследию. А любовь к Родине, как известно, начинается с любви к родному городу. Программой предусмотрено ознакомление учащихся с богатым культурным наследием города на Неве, формировавшим духовный склад многих поколений людей, творивших новую историю России.

Цель и задачи курса

Целью программы курса «Юный петербуржец» является создание условий для формирования нравственных чувств, духовно-ценностной и практической ориентации младших школьников в окружающем их городском пространстве. Воспитание эстетического восприятия, расширение эмоционально-чувствительной сферы учащихся, пробуждение интереса и стремления к дальнейшему изучению историко-художественных путей развития Санкт-Петербурга, чувства сопричастности тому, что в нём происходит, и ответственности за происходящее.

Основные задачи программы:

  • формирование представления об историческом прошлом и настоящем нашего города; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие Санкт-Петербурга;

  • формирование умений и навыков поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его;

  • воспитание трепетного отношения к прошлому и ответственного отношения к будущему своего родного города;

Условия реализации программы

Данная программа не заменяет общеобразовательную программу, а является хорошим дополнением любой общеобразовательной программы. Занятия могут проходить в форме пешеходных прогулок, заочных экскурсий, творческих мастерских, маршрутов выходного дня.

Знакомство с городом организовано не только в информационно-просветительском ключе, но и в эмоциональном плане. Важно помочь ощутить, пережить единение с городом, вступать в диалог с Петербургом.

Возраст детей:

Программа рассчитана на младших школьников, возраст которых – 10 – 11 лет.

Формы проведения занятий:

  • беседа

  • заочные экскурсии

  • пешеходные прогулки

  • викторины

  • игры

  • исследовательская деятельность

  • презентации

  • театрализованные выступления

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю.).

Продолжительность занятия – 35 минут.

Предполагаемые результаты обучения.

В результате изучения данного курса воспитанники получат возможность формирования

личностных результатов:

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.

Метапредметных результатов:

Регулятивные УДД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;

  • учиться работать по предложенному педагогом плану;

  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

  • учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УДД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;

  • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу.

Коммуникативные УДД:

  • учиться выражать свои мысли;

  • овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

Предметных результатов:

  • знать где и когда возник Санкт-Петербург;

  • уметь называть основные достопримечательности нашего города, их архитектора (скульптора);

  • знать символы Санкт - Петербурга;

  • знать основные детали зданий (шпиль, башенка, купол, колоннада, рельеф);

  • уметь найти на иллюстрации нужный объект.


Критерии оценки достижения планируемых результатов:

Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

Текущий:

  • задания по текущему контролю освоения программы представлены в пособии по истории города «Санкт-Петербург». Например, «вставь буквы в слова», «узнай по плану, по фрагменту здания», «разгадай кроссворд», «подчеркни в стихотворении слова, которые указывают на памятник», «отгадай ребус», «объясни понятие».

Тематический:


  • игровые формы учета результатов обучения, такие как «Составь слово», «Собери дом», «Построй улицу», «Собери герб», «Проведи кораблик» , «Своя игра», «Что? Где? Когда? Почему?», «Верю – не верю», «Звездный час», «Умники и умницы», игры по станциям, викторины.

Итоговый контроль в конце каждого года:


  • в виде викторины «Знаете ли вы свой город?»;

  • в виде подготовки и проведения презентаций и видеоэкскурсий учащимися.


Методической обеспечение (формы, методы работы, дидактические материалы)

Формы проведения занятий:

Для проведения занятий чаще всего используется комбинированная форма, состоящая из теоретической и практической частей.

1. Учебное занятие.

2. Обобщающее занятие.

3. Заочная экскурсия.

4. Игра.


Методы, используемые при проведении занятий:

1. Словесные методы:

  • беседа;

  • рассказ;

  • объяснение.

2. Наглядные методы:

  • показ презентаций;

  • наблюдение;

  • видеоэкскурсии.

3. Практические методы:

  • выполнение заданий и упражнений в рабочей тетради;

  • самостоятельная работа;

  • развивающая игра;

  • выполнение творческих заданий;

  • экскурсии;

  • физкультурные минутки.






Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  • Наглядные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);

  • Печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, раздаточный материал, справочники и т.д.);

  • Аудиовизуальные (слайды, видеофильмы образовательные, учебные фильмы на цифровых носителях )

  • Электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)

Интернет-ресурсы о Санкт-Петербурге

  • Все музеи Санкт-Петербурга / URL: http://www.museys.ru/

  • Записки о Петербурге / URL: http://o-spb.ru/archives/category/istoriya-peterburga

  • Карта Санкт-Петербурга / URL: http://www.kartaspb.ru/

  • Кунсткамера / URL: http://www.kunstkamera.ru/

  • Мир Петербурга / URL: http://www.mirpeterburga.ru/online/history/

  • Мосты Санкт-Петербурга / URL: http://www.most-spb.ru/

  • Нева. Сайты о Санкт-Петербурге / URL: http://www.nevariver.ru/links.php

  • Петербург: интерактивная карта / URL: http://peterburg2.ru/map/

  • Прогулки по Петербургу / URL: http://walkspb.ru/

  • Экскурсионный Петербург / URL: http://www.gidspb.ru/

  • Энциклопедия Санкт-Петербурга / URL: http://www.encspb.ru/index.php

  • Энциклопедия Санкт-Петербурга / URL: http://www.spbin.ru/encyclopedia.htm

  • Я люблю Петербург / URL: http://www.ilovepetersburg.ru/history

Список литературы

1. Горбачевич К.С., Хабло Е.П. Почему так названы? СПб., «Норинт», 1998.

2. Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград. Энциклопедический справочник/ Гл. ред. Б.Б. Пиотровский. – М., 1992.

3. Махинько Л.Н. «Я –Петербуржец» СПб, «Питер», 1997.

4. Стихи о городе М.Басиной, М.Борисовой, Е.Ефимовского, С.Маршака, Н.Поляковой, С.Скаченкова, В.Суслова, О.Тарутина в различных сборниках и изданиях.

5.Воскобойников В. Санкт-Петербург,СПб, «Золотой век»,2002

6. Энциклопедия для детей. Российские столицы Москва и Санкт-Петербург, М. «Авента+», 2001

7. Яковлева Н.А. Санкт-Петербург. Путешествие через три столетия, СПб, «Литера», 2003

Содержание курса «Юный петербуржец»

- Раскрывает уникальные особенности города Санкт-Петербурга, отличающие его от любого другого города (удивительное имя, возраст, герб, ровесник города, природные особенности, удивительный наряд и характер);

- Раскрывается ценность труда создателей Санкт-Петербурга;

- Знакомит учащихся с центром города, его главными достопримечательностями, ансамблями-символами города, расположенными на берегах Невы (Зимний дворец – символ столичного города, центр мировой культуры; Петропавловская крепость – символ рождения города, военной славы России; Адмиралтейство символ рождения военно-морского флота, города военно-морской славы; Стрелка Васильевского острова – символ торгового порта России; Сенатская площадь – символ столичного города, основанного Петром I) Раскрывается их эстетическая, историческая значимость, а также ценность труда людей, создавших эти достопримечательности.

- Знакомит учащихся с самыми интересными в истории и культуре объектами города (Дворцовая площадь – самая главная площадь нашего города, Невский проспект – самый главный проспект нашего города, Александро-Невская лавра – самый первый монастырь, духовный центр нашего города). Раскрывается их эстетическая, историческая, утилитарная значимость и ценность труда их создателей.

















Календарно-тематическое планирование курса «Юный петербуржец» на 2018-2019 учебный год



Дата

Тема занятия

Количество часов

Вид занятия

Планируемые результаты


По плану

По факту


Регулярные

теория

практика


1

05.09


Введение. Наш город - Санкт Петербург

1

1


Личностные:

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.


2

06.09


Жители Петербурга. Одежда горожан

1

1


3

12.09


Жители Петербурга. Одежда горожан

1


1

4

13.09


Город на берегах Невы. Покровитель города.

1

1


5

19.09


История развития общественного транспорта

1

1


6

20.09


История развития общественного транспорта

1


1

7

26.09


Петербург в русской литературе

1

1


8

27.09


Архитекторы Великого города

1

1


9

03.10


Архитекторы Великого города

1

1


10

04.10


Архитекторы Великого города

1


1

11

10.10


Неприступная твердыня. (Заячий остров. Петропавловская крепость)

1

1


12

11.10


Неприступная твердыня. (Заячий остров. Петропавловская крепость)

1


1

13

17.10


Первые городские постройки.

1

1


14

18.10


Первые городские постройки.

1

1


Метапредметные:

Регулятивные УДД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;

  • учиться работать по предложенному педагогом плану;

  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

  • учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УДД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;

  • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу.


15

24.10


Первые городские постройки.

1

1


16

25.10


Летний сад.

1

1


17

07.11


Летний сад.

1


1

18

08.11


Дворцовая площадь – главная площадь города.

1

1


19

14.11


Главная улица - Невский проспект.

1

1


20

15.11


Путешествие по улицам города. История названий улиц, которые нас окружают

1

1


21

21.11


Путешествие по улицам города. История названий улиц, которые нас окружают

1

1


22

22.11


Путешествие по улицам города. История названий улиц, которые нас окружают

1


1

23

28.11


Васильевский остров.

1

1


24

29.11


Зимний дворец.

1

1


25

05.12


Зимний дворец.

1


1

26

06.12


Санкт-Петербург- город рек и каналов.

1

1


27

12.12


Санкт-Петербург- город рек и каналов.

1

1


28

13.12


Санкт-Петербург- город рек и каналов.

1

1


29

19.12


Санкт-Петербург- город рек и каналов.

1


1

Коммуникативные УДД:

  • учиться выражать свои мысли;

  • овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.


30

20.12


Мосты.

1

1


31

26.12


Мосты.

1

1


32

27.12


Мосты.

1

1


33

16.01


Мосты.

1


1

34

17.01


Дворцы нашего города

1

1


35

23.01


Дворцы нашего города

1

1


36

24.01


Дворцы нашего города

1


1

37

30.01


Сады и парки города

1

1


38

31.01


Сады и парки города

1

1


39

06.02


Сады и парки города

1


1

40

07.02


Музеи нашего города.

1

1


41

13.02


Музеи нашего города.

1

1


42

14.02


Музеи нашего города.

1

1


43

20.02


Музеи нашего города.

1

1


44

21.02


Животные, застывшие в камне.

1

1


45

27.02


Животные, застывшие в камне.

1

1


46

28.02


Животные, застывшие в камне.

1

1


47

05.03


Животные, застывшие в камне.

1


1

Предметные:

  • знать где и когда возник Санкт-Петербург;

  • уметь называть основные достопримечательности нашего города, их архитектора (скульптора);

  • знать символы Санкт - Петербурга;

  • знать основные детали зданий (шпиль, башенка, купол, колоннада, рельеф);

  • уметь найти на иллюстрации нужный объект.


48

06.03


Театры нашего города. (Знакомство с театрами города)

1

1


49

12.03


Театры нашего города. (Знакомство с театрами города)

1

1


50

13.03


Театры нашего города. (Знакомство с театрами города)

1


1

51

19.03


Никто не забыт, ничто не забыто! (Памятники героям ВОВ)

1

1


52

20.03


Никто не забыт, ничто не забыто! (Памятники героям ВОВ)

1


1

53

02.04


Художественный Петербург (Знакомство с памятниками художникам; Русским музеем, картинной галереей, Российской академией художеств)

1

1


54

03.04


Художественный Петербург (Знакомство с памятниками художникам; Русским музеем, картинной галереей, Российской академией художеств)

1

1


55

09.04


Художественный Петербург (Знакомство с памятниками художникам; Русским музеем, картинной галереей, Российской академией художеств)

1

1


56

10.04


Художественный Петербург (Знакомство с памятниками художникам; Русским музеем, картинной галереей, Российской академией художеств)

1


1

57

16.04


Музыкальный Петербург (Знакомство с музеем музыки, музеем-квартирой Римского-Корсакого, памятникиками композиторам)

1

1



58

17.04


Музыкальный Петербург (Знакомство с музеем музыки, музеем-квартирой Римского-Корсакого, памятникиками композиторам)

1


1

59

23.04


Литературный Петербург (Знакомство с памятниками и мемориальными досками писателями поэтам)

1

1


60

24.04


Литературный Петербург (Знакомство с памятниками и мемориальными досками писателями поэтам)

1

1


61

30.04


Литературный Петербург (Знакомство с памятниками и мемориальными досками писателями поэтам)

1


1

62

07.05


Пригороды Санкт-Петербурга

1

1


63

08.05


Пригороды Санкт-Петербурга

1

1


64

15.05


Пригороды Санкт-Петербурга

1

1



65

16.05


Пригороды Санкт-Петербурга

1


1


66

22.05


Мой любимый памятник

1


1


67

23.05


Наш район

1

1



68

24.05


«Знаешь ли ты свой город?»

1


1





Итого:

68 часов