Пояснительная записка
Нормативно-правовая база
В условиях реализации ФГОС НОО содержание внеурочной деятельности определяют следующие документы:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;
Приказ Министерства образования и науки РФ № 1241 от 26.10.2010 года «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 года № 373»;
Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральной государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждѐнный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
Санитарно - гигиенические требованиия к условиям обучения в образовательных учреждениях (Санитарно – гигиенические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10), утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189);
Распоряжением Комитета по образованию от 03.04.2019 № 1010-р"О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы в 2019-2020 учебном году"
Распоряжением комитета по образованию от 20.03.2019 N 796-р «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2019/2020 учебный год»;
Инструктивно-методическим письмом Комитета по образованию от 10.04.2019 г. № 03-28-2905/19-0-0 «О формировании учебных планов образовательных учреждений С6анкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2019/2020 учебный год»;
Учебным планом ГБОУ средняя школа № 511, утвержденным приказом директора, №219 о.д. от 30.08.2019 г.;
Письмо Министерства образования и науки от 18.08.2017 № 09–1672 « О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»
Инструктивно-методическое письмо «Об организации внеурочной деятельности при реализации ФГОС начального общего и основного общего образования, в образовательных учреждениях Санкт- Петербурга» от 21.05.2015 № 03-20-2057/15-003.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010;
Устав ГБОУ школа № 511 Пушкинского района Санкт-Петербурга;
Программа развития ГБОУ школа № 511 Пушкинского района Санкт-Петербурга;
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе педагогического образования, наиболее остро ставят вопрос о подготовке высокообразованной интеллектуально развитой личности. Научно-технический прогресс диктует определенные требования к человеку XXI века: он должен быть не просто созидателем, а созидателем творческим и интеллектуально развитым, поэтому воспитанием и становлением такого человека должна заниматься современная школа, где реализуются принципы индивидуального подхода к учащимся.
Актуальность данной программы состоит в том, что перед школьными образовательными учреждениями в числе наиболее важных стоят задачи формирования базовой культуры личности ребенка, основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к ее историческому и культурному наследию. А любовь к Родине, как известно, начинается с любви к родному городу. Программой предусмотрено ознакомление учащихся с богатым культурным наследием города на Неве, формировавшим духовный склад многих поколений людей, творивших новую историю России.
Цель и задачи курса
Целью программы курса «Юный петербуржец» является создание условий для формирования нравственных чувств, духовно-ценностной и практической ориентации младших школьников в окружающем их городском пространстве. Воспитание эстетического восприятия, расширение эмоционально-чувствительной сферы учащихся, пробуждение интереса и стремления к дальнейшему изучению историко-художественных путей развития Санкт-Петербурга, чувства сопричастности тому, что в нём происходит, и ответственности за происходящее.
Основные задачи программы:
формирование представления об историческом прошлом и настоящем нашего города; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие Санкт-Петербурга;
формирование умений и навыков поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его;
воспитание трепетного отношения к прошлому и ответственного отношения к будущему своего родного города;
Условия реализации программы
Данная программа не заменяет общеобразовательную программу, а является хорошим дополнением любой общеобразовательной программы. Занятия могут проходить в форме пешеходных прогулок, заочных экскурсий, творческих мастерских, маршрутов выходного дня.
Знакомство с городом организовано не только в информационно-просветительском ключе, но и в эмоциональном плане. Важно помочь ощутить, пережить единение с городом, вступать в диалог с Петербургом.
Возраст детей:
Программа рассчитана на младших школьников, возраст которых – 10 – 11 лет.
Формы проведения занятий:
беседа
заочные экскурсии
пешеходные прогулки
викторины
игры
исследовательская деятельность
презентации
театрализованные выступления
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю.).
Продолжительность занятия – 35 минут.
Предполагаемые результаты обучения.
В результате изучения данного курса воспитанники получат возможность формирования
личностных результатов:
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.
Метапредметных результатов:
Регулятивные УДД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
учиться работать по предложенному педагогом плану;
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УДД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу.
Коммуникативные УДД:
учиться выражать свои мысли;
овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
Предметных результатов:
знать где и когда возник Санкт-Петербург;
уметь называть основные достопримечательности нашего города, их архитектора (скульптора);
знать символы Санкт - Петербурга;
знать основные детали зданий (шпиль, башенка, купол, колоннада, рельеф);
уметь найти на иллюстрации нужный объект.
Критерии оценки достижения планируемых результатов:
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
Текущий:
задания по текущему контролю освоения программы представлены в пособии по истории города «Санкт-Петербург». Например, «вставь буквы в слова», «узнай по плану, по фрагменту здания», «разгадай кроссворд», «подчеркни в стихотворении слова, которые указывают на памятник», «отгадай ребус», «объясни понятие».
Тематический:
игровые формы учета результатов обучения, такие как «Составь слово», «Собери дом», «Построй улицу», «Собери герб», «Проведи кораблик» , «Своя игра», «Что? Где? Когда? Почему?», «Верю – не верю», «Звездный час», «Умники и умницы», игры по станциям, викторины.
Итоговый контроль в конце каждого года:
в виде викторины «Знаете ли вы свой город?»;
в виде подготовки и проведения презентаций и видеоэкскурсий учащимися.
Методической обеспечение (формы, методы работы, дидактические материалы)
Формы проведения занятий:
Для проведения занятий чаще всего используется комбинированная форма, состоящая из теоретической и практической частей.
1. Учебное занятие.
2. Обобщающее занятие.
3. Заочная экскурсия.
4. Игра.
Методы, используемые при проведении занятий:
1. Словесные методы:
беседа;
рассказ;
объяснение.
2. Наглядные методы:
показ презентаций;
наблюдение;
видеоэкскурсии.
3. Практические методы:
выполнение заданий и упражнений в рабочей тетради;
самостоятельная работа;
развивающая игра;
выполнение творческих заданий;
экскурсии;
физкультурные минутки.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Наглядные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
Печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, раздаточный материал, справочники и т.д.);
Аудиовизуальные (слайды, видеофильмы образовательные, учебные фильмы на цифровых носителях )
Электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)
Интернет-ресурсы о Санкт-Петербурге
Все музеи Санкт-Петербурга / URL: http://www.museys.ru/
Записки о Петербурге / URL: http://o-spb.ru/archives/category/istoriya-peterburga
Карта Санкт-Петербурга / URL: http://www.kartaspb.ru/
Кунсткамера / URL: http://www.kunstkamera.ru/
Мир Петербурга / URL: http://www.mirpeterburga.ru/online/history/
Мосты Санкт-Петербурга / URL: http://www.most-spb.ru/
Нева. Сайты о Санкт-Петербурге / URL: http://www.nevariver.ru/links.php
Петербург: интерактивная карта / URL: http://peterburg2.ru/map/
Прогулки по Петербургу / URL: http://walkspb.ru/
Экскурсионный Петербург / URL: http://www.gidspb.ru/
Энциклопедия Санкт-Петербурга / URL: http://www.encspb.ru/index.php
Энциклопедия Санкт-Петербурга / URL: http://www.spbin.ru/encyclopedia.htm
Я люблю Петербург / URL: http://www.ilovepetersburg.ru/history
Список литературы
1. Горбачевич К.С., Хабло Е.П. Почему так названы? СПб., «Норинт», 1998.
2. Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград. Энциклопедический справочник/ Гл. ред. Б.Б. Пиотровский. – М., 1992.
3. Махинько Л.Н. «Я –Петербуржец» СПб, «Питер», 1997.
4. Стихи о городе М.Басиной, М.Борисовой, Е.Ефимовского, С.Маршака, Н.Поляковой, С.Скаченкова, В.Суслова, О.Тарутина в различных сборниках и изданиях.
5.Воскобойников В. Санкт-Петербург,СПб, «Золотой век»,2002
6. Энциклопедия для детей. Российские столицы Москва и Санкт-Петербург, М. «Авента+», 2001
7. Яковлева Н.А. Санкт-Петербург. Путешествие через три столетия, СПб, «Литера», 2003
Содержание курса «Юный петербуржец»
- Раскрывает уникальные особенности города Санкт-Петербурга, отличающие его от любого другого города (удивительное имя, возраст, герб, ровесник города, природные особенности, удивительный наряд и характер);
- Раскрывается ценность труда создателей Санкт-Петербурга;
- Знакомит учащихся с центром города, его главными достопримечательностями, ансамблями-символами города, расположенными на берегах Невы (Зимний дворец – символ столичного города, центр мировой культуры; Петропавловская крепость – символ рождения города, военной славы России; Адмиралтейство символ рождения военно-морского флота, города военно-морской славы; Стрелка Васильевского острова – символ торгового порта России; Сенатская площадь – символ столичного города, основанного Петром I) Раскрывается их эстетическая, историческая значимость, а также ценность труда людей, создавших эти достопримечательности.
- Знакомит учащихся с самыми интересными в истории и культуре объектами города (Дворцовая площадь – самая главная площадь нашего города, Невский проспект – самый главный проспект нашего города, Александро-Невская лавра – самый первый монастырь, духовный центр нашего города). Раскрывается их эстетическая, историческая, утилитарная значимость и ценность труда их создателей.
Календарно-тематическое планирование курса «Юный петербуржец» на 2018-2019 учебный год
№ | Дата | Тема занятия | Количество часов | Вид занятия | Планируемые результаты |
| По плану | По факту | | Регулярные | теория | практика | |
1 | 05.09 | | Введение. Наш город - Санкт Петербург | 1 | 1 | | Личностные: определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы. |
2 | 06.09 | | Жители Петербурга. Одежда горожан | 1 | 1 | |
3 | 12.09 | | Жители Петербурга. Одежда горожан | 1 | | 1 |
4 | 13.09 | | Город на берегах Невы. Покровитель города. | 1 | 1 | |
5 | 19.09 | | История развития общественного транспорта | 1 | 1 | |
6 | 20.09 | | История развития общественного транспорта | 1 | | 1 |
7 | 26.09 | | Петербург в русской литературе | 1 | 1 | |
8 | 27.09 | | Архитекторы Великого города | 1 | 1 | |
9 | 03.10 | | Архитекторы Великого города | 1 | 1 | |
10 | 04.10 | | Архитекторы Великого города | 1 | | 1 |
11 | 10.10 | | Неприступная твердыня. (Заячий остров. Петропавловская крепость) | 1 | 1 | |
12 | 11.10 | | Неприступная твердыня. (Заячий остров. Петропавловская крепость) | 1 | | 1 |
13 | 17.10 | | Первые городские постройки. | 1 | 1 | |
14 | 18.10 | | Первые городские постройки. | 1 | 1 | | Метапредметные: Регулятивные УДД: определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога; учиться работать по предложенному педагогом плану; учиться отличать верно выполненное задание от неверного; учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УДД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога; учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу. |
15 | 24.10 | | Первые городские постройки. | 1 | 1 | |
16 | 25.10 | | Летний сад. | 1 | 1 | |
17 | 07.11 | | Летний сад. | 1 | | 1 |
18 | 08.11 | | Дворцовая площадь – главная площадь города. | 1 | 1 | |
19 | 14.11 | | Главная улица - Невский проспект. | 1 | 1 | |
20 | 15.11 | | Путешествие по улицам города. История названий улиц, которые нас окружают | 1 | 1 | |
21 | 21.11 | | Путешествие по улицам города. История названий улиц, которые нас окружают | 1 | 1 | |
22 | 22.11 | | Путешествие по улицам города. История названий улиц, которые нас окружают | 1 | | 1 |
23 | 28.11 | | Васильевский остров. | 1 | 1 | |
24 | 29.11 | | Зимний дворец. | 1 | 1 | |
25 | 05.12 | | Зимний дворец. | 1 | | 1 |
26 | 06.12 | | Санкт-Петербург- город рек и каналов. | 1 | 1 | |
27 | 12.12 | | Санкт-Петербург- город рек и каналов. | 1 | 1 | |
28 | 13.12 | | Санкт-Петербург- город рек и каналов. | 1 | 1 | |
29 | 19.12 | | Санкт-Петербург- город рек и каналов. | 1 | | 1 | Коммуникативные УДД: учиться выражать свои мысли; овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи. |
30 | 20.12 | | Мосты. | 1 | 1 | |
31 | 26.12 | | Мосты. | 1 | 1 | |
32 | 27.12 | | Мосты. | 1 | 1 | |
33 | 16.01 | | Мосты. | 1 | | 1 |
34 | 17.01 | | Дворцы нашего города | 1 | 1 | |
35 | 23.01 | | Дворцы нашего города | 1 | 1 | |
36 | 24.01 | | Дворцы нашего города | 1 | | 1 |
37 | 30.01 | | Сады и парки города | 1 | 1 | |
38 | 31.01 | | Сады и парки города | 1 | 1 | |
39 | 06.02 | | Сады и парки города | 1 | | 1 |
40 | 07.02 | | Музеи нашего города. | 1 | 1 | |
41 | 13.02 | | Музеи нашего города. | 1 | 1 | |
42 | 14.02 | | Музеи нашего города. | 1 | 1 | |
43 | 20.02 | | Музеи нашего города. | 1 | 1 | |
44 | 21.02 | | Животные, застывшие в камне. | 1 | 1 | |
45 | 27.02 | | Животные, застывшие в камне. | 1 | 1 | |
46 | 28.02 | | Животные, застывшие в камне. | 1 | 1 | |
47 | 05.03 | | Животные, застывшие в камне. | 1 | | 1 | Предметные: знать где и когда возник Санкт-Петербург; уметь называть основные достопримечательности нашего города, их архитектора (скульптора); знать символы Санкт - Петербурга; знать основные детали зданий (шпиль, башенка, купол, колоннада, рельеф); уметь найти на иллюстрации нужный объект. |
48 | 06.03 | | Театры нашего города. (Знакомство с театрами города) | 1 | 1 | |
49 | 12.03 | | Театры нашего города. (Знакомство с театрами города) | 1 | 1 | |
50 | 13.03 | | Театры нашего города. (Знакомство с театрами города) | 1 | | 1 |
51 | 19.03 | | Никто не забыт, ничто не забыто! (Памятники героям ВОВ) | 1 | 1 | |
52 | 20.03 | | Никто не забыт, ничто не забыто! (Памятники героям ВОВ) | 1 | | 1 |
53 | 02.04 | | Художественный Петербург (Знакомство с памятниками художникам; Русским музеем, картинной галереей, Российской академией художеств) | 1 | 1 | |
54 | 03.04 | | Художественный Петербург (Знакомство с памятниками художникам; Русским музеем, картинной галереей, Российской академией художеств) | 1 | 1 | |
55 | 09.04 | | Художественный Петербург (Знакомство с памятниками художникам; Русским музеем, картинной галереей, Российской академией художеств) | 1 | 1 | |
56 | 10.04 | | Художественный Петербург (Знакомство с памятниками художникам; Русским музеем, картинной галереей, Российской академией художеств) | 1 | | 1 |
57 | 16.04 | | Музыкальный Петербург (Знакомство с музеем музыки, музеем-квартирой Римского-Корсакого, памятникиками композиторам) | 1 | 1 | | |
58 | 17.04 | | Музыкальный Петербург (Знакомство с музеем музыки, музеем-квартирой Римского-Корсакого, памятникиками композиторам) | 1 | | 1 |
59 | 23.04 | | Литературный Петербург (Знакомство с памятниками и мемориальными досками писателями поэтам) | 1 | 1 | |
60 | 24.04 | | Литературный Петербург (Знакомство с памятниками и мемориальными досками писателями поэтам) | 1 | 1 | |
61 | 30.04 | | Литературный Петербург (Знакомство с памятниками и мемориальными досками писателями поэтам) | 1 | | 1 |
62 | 07.05 | | Пригороды Санкт-Петербурга | 1 | 1 | |
63 | 08.05 | | Пригороды Санкт-Петербурга | 1 | 1 | |
64 | 15.05 | | Пригороды Санкт-Петербурга | 1 | 1 | | |
65 | 16.05 | | Пригороды Санкт-Петербурга | 1 | | 1 | |
66 | 22.05 | | Мой любимый памятник | 1 | | 1 | |
67 | 23.05 | | Наш район | 1 | 1 | | |
68 | 24.05 | | «Знаешь ли ты свой город?» | 1 | | 1 | |
| | | Итого: | 68 часов | | | |