СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Юный спасатель»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа секции "Юный Спасатель" для обучающихся старших классов.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Юный спасатель»»












  МБУ КМЦ

Долгопрудный



 



 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

секции «Юный спасатель»



 

Педагог-организатор  Комстачева О. В.

 

 

























Долгопрудный 2015 – 2016




 

1.Пояснительная записка

 

Организация работы с детьми и подростками в области защиты от чрезвычайных ситуаций и подготовки к действиям в условиях социальных и военных конфликтов, как и криминогенных ситуаций, а также формирование активной позитивной жизненной позиции у подрастающего поколения являются одной из наиболее острых социальных проблем. Все еще велико число детей, пострадавших в результате различных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, дорожно-транспортных происшествий, неосторожного обращения с огнем, на воде и т. д. В подростковой среде наблюдаются проявления социального равнодушия и высокий уровень преступности.

Изменить сложившуюся ситуацию проведением какой-либо одной воспитательной кампании невозможно, только постоянное и систематическое применение воспитательных и образовательных средств в профилактической работе с подрастающим поколением может обеспечить определенный успех.

Значительную работу по созданию и реализации социально-педагогических и образовательных программ обучения детей действиям в экстремальных ситуациях природного и техногенного характера ведут учреждения дополнительного образования детей туристской направленности. Хороших результатов в вопросах патриотического воспитания, социализации и подготовки детей и подростков к действиям в чрезвычайных ситуациях различного характера достигли такие общественные объединения и движения, как: Российский союз молодежи, «Школа безопасности», «Юный спасатель», дружины юных пожарных и др.

В социально-педагогической и образовательной деятельности используются различные формы работы: от семинаров с руководителями детско-юношеских объединений, организаций и учреждений, формирования и подготовки поисково-спасательных отрядов из числа педагогической и родительской общественности и до полевых и стационарных лагерей с учебно-воспитательными программами, тренировочными занятиями, походами и соревнованиями.

Практика работы и анализ проведенных мероприятий позволяют сделать выводы о необходимости: развития указанных видов деятельности среди молодежи по профориентации и начальной профессиональной подготовке в области защиты от чрезвычайных ситуаций; как и сети общественных пунктов Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; объединения от­рядов «Юный спасатель» в единую общественную организацию; координации деятельности учреждений дополнительного образования детей и подготовки кадров общественных спасателей, имеющих опыт поисково-спасательных работ.

Реализация этих мероприятий требует программно-целевого подхода.

 

 

Цели и задачи.

 

Целью настоящей программы является совершенствование военно-патриотического воспитания подростков и молодежи, основанного на принципах взаимопомощи, благородства, любви к людям и природе, приобщения к вопросам личной и коллективной безопасности.

 

Основными задачами данной программы является:

·        Привлечение подростков и молодежи к вопросам личной и коллективной безопасности;

·        Обучение практическим навыкам оказанию само и взаимопомощи,  умелым и быстрым действиям в любой чрезвычайной ситуации;

·        Обучение практическим навыкам и умению пользоваться  индивидуальными и коллективными средствами защиты;

·        Улучшение физической подготовки и приобщение подростков и молодежи к здоровому образу жизни;

·        Защита и пропаганда прав детей, подростков и молодежи, определенных отечественными правовыми нормами;

·        Проведение различных тренировок в форме слетов и соревнований по закреплению навыков поведения в экстремальных ситуациях соблюдения здорового образа жизни;

 

2.Общая характеристика курса

В процессе овладения этой практико-ориентированной деятельностью обеспечиваются целостное и системное видение мира в его важнейших взаимосвязях, осознание места и роли в нём человека.

Содержание программы предполагает широкое использование на занятиях аудио-,

видео- и компьютерной техники, различных информационных сетей, что в значительной

мере повышает воспитательную эффективность дополнительного образования детей и

организовывает самостоятельную работу учеников.

Особенностью построения образовательной программы является изучение в ряде случаев одних и тех же тем на разных этапах обучения; правда, происходит это с различной глубиной погружения в материал. Реализуется дидактический прием «от простого к сложному».

В процессе реализации программы используются разнообразные формы и методы занятий:

поисково-исследовательский;

метод самореализации;

самоуправление, через различные творческие дела, участие в экспедициях, походах, экскурсиях;

метод контроля: врачебный, самоконтроль, контроль успеваемости, роста динамики спортивных показаний;

метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, единство нравственного, физического и эстетического воспитания.

В пределах одного занятия виды деятельности могут несколько раз меняться. Это способствует удержанию внимания учащихся и позволяет избежать их переутомления.

К практическим заданиям, адресованным обучающимся, могут привлекаться родители.

Программа реализует личностный подход в обучении и воспитании учащихся, интеграцию научных знаний и образовательных технологий.

Программа «Юный спасатель» рассчитана на 1 год обучения 324 часа в год и включает в себя ряд лекционных занятий, практические занятия, соревнования.



Работа ведется по следующим направлениям:

Основы туристских навыков

Слеты и соревнования (правила и судейство)

Ориентирование

Краеведение и экология

Медицинская помощь

ПДД

ОФП

СФП

Плавание

Школа выживания

Техника спасработ

Стрелковая подготовка

Общая военная подготовка

Информационная безопасность

Самозащита




3.Содержание курса

 

При разработке содержания данной учебной программы принималась во внимание специфика содержания курса, которая заключается в следующем:

  • учёт основных закономерностей развития теории безопасности;

  • интегративность (проблематика курса охватывает многие сферы человеческой деятельности и является результатом взаимодействия разнообразных систем, направленных на сохранение жизни человека и окружающей среды);

  • направленность на формирование у подростков. современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности и государства

При разработке структуры и содержания программы были учтены педагогические принципы организации учебно-воспитательного процесса

  • В период обучения широко используются любительские и хроникальные фильмы, содержащие различные аспекты действий человека в условиях той или иной чрезвычайной ситуации, специальные фильмы, рассказывающие об особенностях работы в той или иной ситуации, тематические встречи со специалистами и спасателями поисково-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спортсменами, судьями, инструкторами прикладных видов спорта и др.







4. Тематическое планирование занятий секции «Юный спасатель»



п/п

Тема занятий

Кол-во часов

Вид занятий

1

Общая подготовка.

16



1

Топографическая  подготовка

4

Практ.


2

Техническая подготовка 

4

Беседа


3

Тактическая подготовка

4

Практ.


4

Психологическая подготовка

4

Лекция

2

Практические навыки и умения.

64



5

Узлы их назначение, техника вязки узлов.

12

Практ.


6

Снаряжение: личное, общественное, специальное.

4

Рассказ


7

Подготовка рюкзака к походу. Способы укладки рюкзака.

4

Практ.


8

Ремонт снаряжения в полевых условиях. Самодельное снаряжение

4

Практ.


9

Туристское хозяйство.

4

Рассказ


10

Техника бивуачных работ.

4

Практ.


11

Выбор места привала и расположение на нем.

4

Рассказ


12

Установка палатки, оборудование полевого лагеря.

4

Практ.


13

Правила разведения костров, виды костров.

4

Рассказ


14

Организация питания и обеспечения водой группы.

4

Рассказ


15

Свертывание туристического лагеря.

4

Практ.


16

Обеспечение безопасности в походе.

4

Лекция


17

Подготовка снаряжения для слетов и соревнований.

4

Практ.


18

Распределение обязанностей в походе.

4

Беседа

3

Медицинская подготовка.

52



19

Способы оказания медицинской помощи в полевых условиях.

4

Рассказ,

демонстрация


20

Различные виды травм.

8



21

Десмургия.

8

Практ.


22

Правила и способы остановки кровотечения.

4

Рассказ, практ


23

Способы транспортировки пострадавшего полевых условиях.

4

Практ.


24

Асфиксия, правила оказания первой помощи при асфиксии.

4

Практ.


25

Порядок и способы проведения сердечно-легочной реанимации.

4

Практ.


26

Комплектование походной аптечки.

4

Практ.


27

Пищевое отравление, правила оказания первой помощи при отравлении.

4

Практ.


28

Инфекционные заболевания.

4

Рассказ


29

Основы гигиенических знаний.

4

Рассказ

4

Основы ориентирования.

28



30

Компас. Его назначение.

4

Рассказ


31

Азимут. Хождение по азимуту.

4

Рассказ, практ


32

Измерение расстояний.

4

Практ.


33

Ориентирование по небесным светилам и особенностям местных предметов.

4

Практ.


34

Топографические знаки.

4

Практ.


35

Топографическая карта.

4

Практ.


36

Ориентирование на местности.

4

Практ.

5

Общая военная подготовка.

16



37

Строевая подготовка

4

Практ.


38

Сборка-разборка АК

4

Практ.


39

Огневая подготовка

4

Практ.


40

Порядок организации маскировки и способы наблюдения.

4

Рассказ,

демонстрация

6

Средства индивидуальной защиты.

14



41

Классификация средств индивидуальной защиты.

2

Лекция


42

Средства индивидуальной защиты органов дыхания.

2

Практ.


43

Средства индивидуальной защиты кожи.

2

Практ.


44

Нормативы надевания противогаза, ОЗК и Л-1

8

Практ.

7

Противопожарная подготовка.

12



45

Общие понятия о пожаре, определение его причины, характера и силы.

2

Беседа


46

Огнетушители, назначение, подготовка к применению, правила пользования.

2

Рассказ,

демонстрация


47

Самоспасение людей при пожарах.

2

Практ.


48

Способы эвакуации.

2

Практ.


49

Составление плана эвакуации из различных зданий.

2

Демонстрация


50

Пожарная техника и её применение.

2

Практ.

8

Специальная подготовка.

4



51

Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени, возможные на территории Московской области.

1

Лекция


52

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и Гражданская оборона России.

1

Видеолекция



53

Правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций.

1

Лекция


54

Обеспечение безопасной жизнедеятельности человека при чрезвычайных ситуациях.

1

Лекция

9

Судейская подготовка и инструкторская практика

12



55

Обзор руководящих документов, литературы и учебно-методических пособий.

4

Рассказ,

демонстрация


56

Права и обязанности младшего инструктора.

4

Рассказ,

демонстрация


57

Воспитательная работа инструктора.

4

Беседа

10

Выживание в экстремальных условиях.

14



58

Экстремальные ситуации в природе, их разновидности

1

Лекция


59

Автономное существование человека в природе.

1

Рассказ


60

Приспособление и использование обычных вещей в аварийной ситуации. Аварийно-спасательные наборы.

1

Беседа


61

Организация водопотребления в аварийной ситуации.

1

Практ


62

Обеспечение питанием в аварийной ситуации.

1

Рассказ


63

Защита потерпевших от неблагоприятных климатических воздействий.

1

Рассказ, практ


64

Послеаварийный переход (правила, организация перехода в зимнее время, передвижение по льду, преодолдение водных преград, болот, изготовление самодельного походного снаряжения, примитивной обуви и одежды).

1

Рассказ,

демонстрация


65

Защита от опасных животных и насекомых.

1

Рассказ


66

Выживание в условиях жаркого климата.

1



67

Общая стратегия выживания в горах.

1

Рассказ


68

Выживание в открытых водоемах.

1

Рассказ,

демонстрация


69

Выживание в зоне стихийного бедствия.

1

Беседа


70

Психологические аспекты выживания и организация отношений в группе, потерпевшей бедствие.

1

Беседа


71

Практические занятия.

1

Тестирование.

11

Физическая подготовка.

46



72

Развитие ВЫНОСЛИВОСТИ

8

Практ


73

Развитие силовых качеств

8

Практ


74

Развитие ГИБКОСТИ

8

Практ


75

Развитие координации движений

8

Практ


76

ОФП

14

Практ

12

Занятия на местности.

46



77

Техника и тактика движения

4

Практ


78

Страховка и самостраховка.

8

Практ


79

Правила и способы преодоления различных преград.

8

Практ


80

Преодоление простейших препятствий маршрута по слабопересеченной местности.

4

Практ


81

Организация переправ.

8

Практ


82

Ориентирование заданном направлении.

4

Практ


83

Ориентирование по выбору.

4

Практ


84

Техника спасательных работ.

6

Практ









5. Планируемые результаты



По окончании занятий воспитанники должны  

з н а т ь:

·        основные положения руководящих документов  по вопросам организации и ведения аварийно-спасательных работ (АСР);

·        функции спасательной службы и законодательную базу по ней;

·        специфику аварий, катастроф и стихийных бедствий региона, их поражающие факторы и последствия;

·        принципы организации и порядок ведения АСР при различных ЧС;

·        свои задачи, права и обязанности;

·        способы поиска, извлечения и транспортировки пострадавших в различных условиях;

·        последствия применения современных видов оружия и специфику ведения АСР в этой ЧС;

·        приемы оказания первой медицинской помощи;

·        особенности оказания первой медицинской помощи при переломах различной локализации;

·        способы переноски и транспортировки пострадавших при различных переломах;

·        средства для оказания первой медицинской помощи;

·        способы страховки и самостраховки;

·        технику безопасности при выполнении АСР;

 

у м е т ь:

·        ориентироваться в законодательной базе по аварийно-спасательному делу;

·        оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;

·        работать с компасом и картой, ориентироваться на местности в любое время суток при различных погодных условиях;

·        контролировать свое морально-психологическое состояние при ЧС;

·        применять приемы управления своим состоянием;

 



иметь представление:

·        об отечественном и зарубежном опыте ведения АСР в различных ЧС природного и техногенного характера;

·        о природных явлениях региона;

·        о процессе горения, пожаре и его развитии;

·        об особенностях тушения пожаров различных категорий на различных объектах;

·        об основах психологических знаний и особенностях поведения человека в ЧС.


 



Таблица контрольных нормативов



Вид

Удовлетворительно

Хорошо

юноши

девушки

юноши

девушки

1

Приседание на одной ноге (правой и левой) (кол-во раз)

5  + 5

4 + 4

7 + 7

5 + 5

2

Подтягивание на перекладине (кол-во раз)

3

-

5

-

3

Отжим руками лежа в упоре (кол-во раз)

-

3

-

5

4

Кросс по пересеченной местности (юноши — 800 м, девушки — 500 м) (в мин)

3,00

2,20

2,50

2,10

5

Прохождение обрывистого (35 — 40°) склона вверх, вниз и траверсом (по 3 чел.)

Слишком замедлено, недостаточно надежно страхуясь, слабо помогая друг другу

Уверенно, за оптимальное время, надежно страхуясь альпенштоком

6

Преодоление горизонтального участка взрытой (рассеченной) поверхности с рюкзаком (средняя, крупная россыпь, беспорядочный навал бревен, кирпича)

Неритмично, слабо владея альпенштоком, покачиваясь, слишком замедленно

За оптимальное время, уверенно, ритмично хорошо страхуясь альпенштоком

7

Прохождение по бревну (по поваленному дереву)

Неуверенно, замедленно, излишне осторожно

Уверенно, без остановок, спокойно

8

Марш-бросок с грузом до 2—3 кг по грунтовым дорогам и тропам протяженностью 30 км

За любое время в течение дня

3а 6 ч 30 мин (чистое время)









6. Учебно – методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса

Технические средства обучения:

  • слайдпроектор

  • магнитофон

  • фотоаппарат

  • видеокамера

  • рация - 2 шт

  • компас - 10 шт

Наглядные и дидактические пособия:

  • картографический материал

  • плакаты, схемы по технике туризма и технике безопасности

  • фото- и видеоматериалы, слайды

Литература для учителя.

  • Волович В.Г. Академия выживания. – М.: Толк. Техноплюс, 1995.

  • Ильичев А. А. Популярная энциклопедия выживания. – М., 2001.

  • Маслов Ф. Г., Константинов Ю. С., Латчук В. Н. Способы автономного выживания человека в природе. – М., 2004.

  • Черныш И. В. Энциклопедия выживания. – М., 2002.

  • Чеурин Г.С. Самоспасение без снаряжения. – М.: ЗАО Издательство «Русский журнал», 2002 –

  • Григорьев ДВ, Степанов ПВ. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М-Просвещение 2010 год.

  • Поломис К. дети в пионерском лагере. Прогулки, Походы, Экскурсии. Профиздат 1990 год

  • Примерные программы внеурочной деятельности, начальное и основное образование. Горский ВА, Тимофеев АА, Смирнов: под ред. Горского ВА. М… Просвещение 2010 год

  • Рыбин А.Л.. Дорожное движение : безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: пособие для учащихся : 5-9 кл./А.Л. Рыбин ,М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова.- М.. Просвещение,2008г.


  • .



12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!