Рабочая программа
внеурочной деятельности объединения
«Юный пожарный»
количество часов в год: 34
Составитель: учитель начальных классов,
Валиахметова А.Ф.
2023 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа и тематическое планирование внеурочной деятельности объединения «Юный пожарный» составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
«Закон об образовании в РФ» 273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05. 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 (ред. от 25.12.2013 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011 г. № 19993), (в ред. Изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011 г. № 85, Изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.12.2013 г. № 72, Изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.11.2015 г. № 81);
Учебный план МБОУ СОШ № 12 городского округа город Октябрьский РБ.
Учебный календарный график реализации основной программы МБОУ СОШ № 12 городского округа город Октябрьский РБ.
Актуальность программы:
Техногенная деятельность современного общества, обострение социальных противоречий, проявление разрушительных сил природы, явившихся следствием непродуманных отношений общества с окружающей средой, создают предпосылки для возникновения множества опасностей, угрожающих жизни и здоровью человека. Преодолеть эти опасности или, в крайнем случае, уменьшить, смягчить их воздействие возможно при условии систематического обучения каждого человека стратегии поведения в различных ситуациях, создающих угрозу для его нормальной жизни, труда и отдыха.
В связи с этим особую роль приобретает школьное обучение, где закладывается фундамент отношений человека с окружающим миром и где, в силу возрастных психофизиологических особенностей – чрезвычайная любознательность и эмоциональность, подвижность и физическая слабость по сравнению со взрослыми людьми, незнание и непонимание подстерегающих человека опасностей и неумение прогнозировать последствия своего поведения при встрече с ними, а также отсутствие самостоятельного опыта взаимоотношений с людьми, природными обитателями и явлениями, техникой. Подтверждением этому служат печальные факты гибели и получения травм детей в быту, в природном окружении, на транспортных магистралях, при общении с социально-опасными личностями. Эти обстоятельства говорят о необходимости усиления систематического и планомерного, а не эпизодически, от случая к случаю, обучения ребёнка умению безопасно жить, учиться, отдыхать, играть, трудиться. Важную роль в этом процессе может сыграть предлагаемая для внеурочной деятельности программа «Юные друзья пожарных».
В процессе обучения по данной программе дети приобретают знания, умения и навыки по поведению в быту, на улицах, в природе; на занятиях рассматриваются необходимые меры по безопасности в обращении с огнем, с приборами пожаротушения и во многих других ситуациях.
Целью рабочей программы является повышение уровня знаний обучающихся по пожарной безопасности, подготовка детских добровольных пожарных дружин.
Формы организации внеурочной деятельности:
Планируемые результаты освоения учебного курса
Регулятивные:
способность извлекать информацию из разных источников, включая СМИ, учебные диски, ресурсы Интернета, справочную литературу;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умение вести самостоятельный поиск
информации, её отбор и анализ;
способность определять цели предстоящей деятельности, последовательность действий;
соотносить выполненное задание с образцом и выстраивать личный коррекционный маршрут;
самооценка своего результата и хода выполнения задания.
Коммуникативные:
умение договариваться, находить общее решение;
сохранять доброжелательность по отношению к товарищам, уметь разрешать конфликтные ситуации;
устанавливать взаимоконтроль и взаимопомощь при выполнении задания.
умение создавать устные и письменные тексты (презентации) разных типов и стилей речи с учетом требований и условий;
способность оценивать свою речь в соответствии с критериями оценки;
умение выступать перед аудиторией;
уважать позицию других людей, учитывать разные мнения и уметь отстаивать собственную через аргументацию.
Рефлексивные:
умение планировать свою деятельность и выстраивать коммуникацию в рабочей группе;
умение самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию и преобразовывать её;
оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной форме.
Личностные:
уметь проводить самооценку собственной деятельности;меет высокую мотивацию своей деятельности, её результатов, стремление к самоизменению;
имеет представление о нравственных нормах;
имеет позитивный опыт осуществления личностного морального выбора;
умение принимать решения в соответствии с моральными нормами.
В ходе освоения курса
учащиеся научатся:
- различать основные причины пожаров в жилом доме.
- использовать правила сообщения о пожаре и вызова пожарных.
- применять сведения о первичных средствах тушения пожара.
- использовать правила пожарной безопасности в общественных местах.
- различать виды травм, полученные при пожаре.
- различать знаки пожарной безопасности.
Учащиеся получат возможность научиться:
- эвакуироваться из здания школы.
- пользоваться всеми видами огнетушителей.
- работать с мотопомпой и воздуходувкой-опрыскивателем «Ангара».
- уметь оказывать посильную первую медицинскую помощь при травмах, полученных во время пожара.
Содержание курса
Тема 1. Цели и задачи дружин юных пожарных, обязанности и права члена дружины.
Порядок организации и задачи дружин юных пожарных. Права и обязанности члена дружины юных пожарных в соответствии с Положением о ДЮП.
Тема 2. История становления пожарной охраны России.
История становления пожарной охраны в России.
Правовые основы деятельности Государственной противопожарной службы РФ. Виды и задачи пожарной охраны. Государственный пожарный надзор.
Тема 3. Пожары в жилых помещениях и общественных зданиях, их причины и последствия.
Пожар. Причины возникновения пожара. Опасные факторы пожара.
Пожарная безопасность в многоквартирных жилых домах, в современных квартирах, в индивидуальных жилых домах.
Действия при возникновении пожара. Правила вызова пожарных и сообщения о пожаре. Способы эвакуации из помещения.
Противопожарная безопасность в школе. Эвакуация при пожаре из здания школы.
Тема 4. Первичные средства пожаротушения.
Пожарные щиты, их назначение. Ручной пожарный инструмент, его виды и назначение. Подсобные средства тушения пожара.
Правила пользования первичными средствами пожаротушения. Пожарный топор. Пожарный лом. Пожарный багор. Пожарный крюк. Противопожарные водопроводы. Пожарный водоем.
Виды и назначение огнетушителей. Правила эксплуатации огнетушителей.
Тема 5. Системы пожарной автоматики. Знаки безопасности. Противопожарная защита.
Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации.
Установки пожаротушения и пожарные извещатели.
Назначение охранно-пожарной сигнализации.
Знаки безопасности их применение и места установки.
Огнестойкость зданий и сооружений. Предел огнестойкости.
Тема 6. Пожарные автомобили и противопожарное оборудование.
Марки и назначение пожарных автомобилей.
Пожарно-техническое вооружение, вывозимое на машинах, его назначение и порядок применения во время пожаров.
Состав боевого расчета на пожарном автомобиле.
Боевая одежда и средства защиты органов дыхания пожарного.
Краткие сведения о средствах радио- и телефонной связи, применяемой в пожарной охране. Пункт связи части и его оборудование.
Виды приспособленной и переоборудованной сельскохозяйственной и другой техники для целей пожаротушения.
Тема 7. Первая помощь пострадавшим на пожаре.
Внешние признаки (симптомы) пострадавшего на пожаре.
Способы оказания первой медицинской помощи при остановке сердца и прекращении дыхания. Ожоги. Термические, химические, лучевые ожоги. Тяжесть ожога. Ожоги горячей водой, пламенем. Правила оказания доврачебной медицинской помощи при отравлении продуктами горения.
Тема 8. Пожары в лесу и их последствия
Виды лесных пожаров. Классификация лесных пожаров по площади, по сложности (уровню).
Основные причины лесных пожаров. Влияние лесных пожаров на окружающую среду и на атмосферные процессы.
Правила поведения в лесу. Тушение начинающегося лесного пожара.
Тема 9. Пожарно-спасательный спорт юных пожарных.
История пожарно-прикладного спорта (ППС) России.
Виды состязаний и соревнований по ППС, боевое развертывание.
Тематическое планирование
№ п.п. | Тема | Кол-во часов |
1 | Организационное занятие. Эмблема, гимн объединения «Юный пожарный» | 1 ч |
2,3 | Маршрут «Пожарная часть № 38» -экскурсия | 2 ч |
4 | Пожары 2019-2020 гг. | 1 ч |
5 | Безопасность игры с огнем. Викторина «01.» | 1 ч |
6 | Учебно-тренировочные занятия. Обращение с огнетушителем | 1 ч |
7,8 | Противопожарная листовка. | 2 ч |
9 | Пожарная машина. | 1 ч |
10 | Практическое занятие. Боевое развертывание | 1 ч |
11,12 | Пожарная тревога. Практические навыки, решение ситуативных задач | 2 ч. |
13 | Маршрут «Пожарная часть № 38. Встреча с пожарными расчётами». | 1 ч |
14 | «Огонь- друг, огонь – враг» - викторина. | 1 ч |
14,15 | «Огонь – друг или враг» - конкурс рисунков | 2 ч |
16 | Маршрут «В гости к малышам» для начальных классов. | 1 ч |
17 | «Осторожно, огонь» -выпуск листовок. | 2 ч |
18 | Учебно-тренировочные занятия. Эвакуация. | 1 ч |
19 | «Шалости с огнем опасны» | 1 ч |
21 | Если ты один дома. Возгорание. | 1 ч |
22 | Тест «Будь осторожен» | 1 ч |
23,24 | Предназначение разных видов пожарных машин. | 2 ч |
25 | Творческий конкурс: Профессия – огнеборцы. | 1 ч |
26 | Акция «Защити себя сам» | 1 ч |
27 | Маршрут в парк «Лесной пожар». | 1 ч |
28 | Факты по городу Октябрьский, публикации в СМИ | 1 ч |
29 | Конкурс фотографий: оформление стенда | 1 ч |
30,31 | Практическое занятие. Подручные средства пожаротушения. | 2 ч |
32 | Костры. Виды и правила разведения костров. | 1 ч |
33,34 | Основы противопожарной безопасности. Безопасные каникулы | 2 ч. |
Итого | 34 ч |