СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Изложение и сочинение на 5",9 класс ФГОС

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Изложение и сочинение на 5",9 класс ФГОС»

Рабочая программа внеурочной деятельности

по русскому языку

«Изложение и сочинение на "пять"»

9 класс

Пояснительная записка



Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Изложение и сочинение на ʽʽпятьʼʼ» для 9 класса составлена на основе нормативных документов:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования 2004 года (с изменениями и дополнениями);

  1. Приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

5. СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011г., регистрационный номер 19993);

  1. Примерная программа основного общего образования по русскому языку. (2004);

  2. Основная образовательная программа МКОУ Ляпуновской СОШ;

  3. Положение о рабочих программах МКОУ Ляпуновской СОШ;

  4. Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской, 5-9 классы – М.: Просвещение, 2009; предметная линия учебников Бабайцевой В.В., 5-9 классы – М.: Дрофа, 2009);

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку для 9 класса «Изложение и сочинение на ʽʽпятьʼʼ» создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»), Примерной программы основного общего образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения; спецификации контрольных измерительных материалов для проведения основного государственного экзамена по русскому языку; кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по русскому языку (в 2016 году).



Структура документа

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Изложение и сочинение на ʽʽпятьʼʼ» представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по основным разделам курса; требования к уровню подготовки выпускников.


Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 5 – 9 классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Изучение русского языка при получении основного общего образования направлено на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи.

Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Программа основного общего образования предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Основная школа обеспечивает общекультурный уровень человека, позволяющий продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в средней полной школе, в средних специальных учебных заведениях.

Доминирующей идеей предмета «Русский язык» является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Рабочая программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Намеченный в Федеральном компоненте основного общего образования компетентностный подход отражается в содержании экзаменационной работы ОГЭ. Работа проверяет лингвистическую компетенцию обучающихся (знания о языке и речи; умение применять лингвистические знания в работе с языковым материалом; опознавательные, классификационные, аналитические учебно-языковые умения и навыки). О степени сформированности языковой компетенции говорят умения и навыки обучающихся, связанные с соблюдением языковых норм (лексических, грамматических, стилистических, орфографических, пунктуационных). Коммуникативная компетенция проверяется в работе на уровне владения обучающимися продуктивными и рецептивными навыками речевой деятельности.

Для успешного выполнения экзаменационной работы, демонстрирующей соответствие уровня подготовки обучающихся по русскому языку, государственным требованиям, необходимо больше внимания уделить работе с текстом. Данная работа по систематизации навыков речевой деятельности будет проводиться на занятиях по внеурочной деятельности по русскому языку для 9 класса «Изложение и сочинение на ʽʽпятьʼʼ».


Цели обучения

Цели программы внеурочной деятельности по русскому языку для 9 класса «Изложение и сочинение на ʽʽпятьʼʼ» соответствуют целям изучения русского языка при получении основного общего образования, обеспечивающим реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.


Место курса внеурочной деятельности по русскому языку «Изложение и сочинение на ʽʽпятьʼʼ» в учебном плане

Учебный план МКОУ Ляпуновской СОШ предусматривает выделение на изучение курса «Изложение и сочинение на ʽʽпятьʼʼ»

в 9 классе 35 часов (1 час в неделю)


Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность предмета на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).


Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ


В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

  • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь:

различные виды анализа:

  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

  • различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

  • объяснять с помощью словаря значение слов;

аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);

  • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации;

  • свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

  • создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);

  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

  • адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

  • соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.


Содержание курса внеурочной деятельности по русскому языку «Изложение и сочинение на ʽʽпятьʼʼ»
  1. Изложение как один из видов связной речи

Информационная обработка текстов различных стилей и жанров. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от цели, темы, адресата и ситуации общения. Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи. Грамматические нормы (морфологические и синтаксические нормы). Лексические нормы. Пунктуация в простом и сложном предложении. Орфограмма. Проверка умения понимать устную речь и воспроизводить ее в письменной форме. Понимание и верная передача основной мысли исходного текста. Выделение макро- и микротемы. Передача содержания исходного текста в соответствии с его речевыми особенностями, соблюдением речевых норм. Ведущий тип речи и элементы других типов. Стилистическое единство. Первое и второе прослушивание текста

  1. Подробное изложение текста

Особенности подробного изложения. Сохранение подробностей, деталей, стиля предложенного текста. Сохранение 70% исходного текста (слова, обороты речи, синтаксические конструкции). Сохранение авторских средств художественной, эмоциональной выразительности

  1. Сжатое изложение текста

Особенности сжатого изложения. Отбор существенной информации. Вычленение в тексте основных микротем. Способы компрессии текста. Алгоритм работы над сжатым изложением. Обобщение содержания исходного текста. Исключение подробностей и обобщение однородных явлений, сохранение основных микротем. Абзацное членение. Использование авторских ключевых слов и словосочетаний. Объем сжатого изложения

  1. Критерии оценивания изложения

Содержание изложения. Сжатие исходного текста. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

  1. Тестовые задания

Закрытые (с выбором ответа из предложенных вариантов) и открытые (с дописыванием ответа) тестовые задания. Рекомендации по выполнению тестовых заданий.

  1. Структура сочинения-рассуждения

Тезис, аргументы, вывод. Способы введения аргументации. Объем сочинения-рассуждения

  1. Критерии оценивания сочинения-рассуждения

Понимание смысла фрагмента текста. Наличие примеров-аргументов. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Композиционная стройность работы.

  1. Грамотность и фактическая точность речи

Орфографические нормы. Пунктуационные нормы. Грамматические нормы. Речевые нормы. Фактическая точность письменной речи.

  1. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (задание 15.1)

Обоснованный ответ на поставленный вопрос. Приведение аргументов из текста. Смысловая цельность, речевая связность, последовательность сочинения; композиционные части и композиционная стройность работы. Речевое оформление. Последовательность работы.

  1. Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом содержания текста (задание 15.2; 15.3)

Толкование значения слова. Понимание смысла фрагмента текста. Наличие примеров-аргументов. Смысловая цельность, речевая связность, последовательность сочинения; композиционные части и композиционная стройность работы. Речевое оформление. Гармоничное сочетание анализа и интерпретации текста. Композиция сочинения. Абзацное членение. Смысловая и структурная связность. Точность, богатство и выразительность речи. Цитирование. Последовательность работы. Анализ письменных работ обучающихся. Выявление проблемных зон в изученной теме, проектирование индивидуального маршрута преодоления затруднений


Таблица тематического планирования по курсу внеурочной деятельности

«Изложение и сочинение на "пять"»

на 9 класс

35 часов


занятия

Тема занятия

Количество часов

1

Изложение как один из видов связной речи (в письменной или устной форме)

1

2

Подробное изложение текста

1

3-7

Сжатое изложение текста

5

8

Критерии оценивания изложения

1

9-13

Тестовые задания

5

14

Структура сочинения-рассуждения

1

15

Критерии оценивания сочинения-рассуждения

1

16

Грамотность и фактическая точность речи

1

17-21

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

5

22-28

Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом содержания текста

7

29

Зачетная работа. Написание сжатого изложения (по тексту М.Л. Литвака «Сущность понятия власть»)

1

30

Зачетная работа. Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

1

31

Зачетная работа. Написание сочинения-рассуждения, связанного с анализом текста (понимание смысла фрагмента текста)

1

32

Зачетная работа. Написание сочинения-рассуждения, связанного с анализом текста (толкование значения слова)

1

33-34

Анализ письменных работ обучающихся. Выявление проблемных зон в изученной теме, проектирование индивидуального маршрута преодоления затруднений

2

Итого


35 ч

Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся 9 класса по русскому языку


Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения - основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений и изложений проверяется:

1) умение раскрывать тему;

2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Содержание сочинения и изложения оценивается по сле­дующим критериям (в соответствии с критериями оценивания экзаменационных заданий 1; 15.1, 15.2, 15.3)

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ

Баллы

ИК-1

Содержание изложения



Экзаменуемый точно передал содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы

2

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста,

но упустил или добавил одну микротему

1

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста,

но упустил или добавил более одной микротемы

0

ИК-2

Сжатие исходного текста



Экзаменуемый применил один или несколько приемов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста

3

Экзаменуемый применил один или несколько приемов сжатия текста, использовав их для сжатия двух микротем текста

2

Экзаменуемый применил один или несколько приемов сжатия текста, использовав их для сжатия одной микротемы текста

1

Экзаменуемый не использовал приемов сжатия текста

0

ИК-3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения



Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

- логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

- в работе нет нарушений абзацного членения текста

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения,

но:

- допущена одна логическая ошибка,

и/или:

- в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста

1


В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

но:

- допущено более одной логической ошибки,

и/или:

- в работе имеется два случая нарушения абзацного членения текста

0

Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК-1 – ИК-3

7



КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ (задание 15.1)

Баллы

С1К1

Наличие обоснованного ответа



Экзаменуемый привел рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет

2

Экзаменуемый привел рассуждение на теоретическом уровне. Допущена одна фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса

1

Экзаменуемый привел рассуждение на теоретическом уровне. Допущено две и более фактические ошибки, связанные с пониманием тезиса,

или тезис не доказан;

или дано рассуждение вне контекста задания;

или тезис доказан на бытовом уровне

0

С1К2

Наличие примеров-аргументов



Экзаменуемый привел два примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте

3

Экзаменуемый привел два примера-аргумента из текста,

но: не указал их роли в тексте;

или: привел два примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них;

или: привел один пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте

2

Экзаменуемый привел один пример-аргумент из текста, не указав его роли в тексте

1

Экзаменуемый не привел ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис;

или: привел примеры-аргументы не из прочитанного текста

0

С1К3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения



Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

- логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

- в работе нет нарушений абзацного членения текста

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения,

но:

- допущена одна логическая ошибка,

и/или:

- в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста

1


В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

но:

- допущено более одной логической ошибки,

и/или:

- в работе имеется два случая нарушения абзацного членения текста

0

С1К4

Композиционная стройность работы



Работа характеризуется композиционной стройностью и завершенностью, ошибок в построении текста нет

2

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершенностью,

но допущена одна ошибка в построении текста

1

В работе допущено две и более ошибки в построении текста

0

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С1К1 – С1К4

9

Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, то такая работа оценивается нулем баллов по критериям С1К1 – С1К4.

Сочинение, написанное на основе цитаты, отличной от цитаты в задании 15.1 выполняемого варианта, по всем критериям проверки оценивается нулем баллов.

Грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оцениваются отдельно (см. ниже).


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ НА ТЕМУ, СВЯЗАННУЮ С АНАЛИЗОМ ТЕКСТА (задание 15.2)

Баллы

С2К1

Понимание смысла фрагмента текста



Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет

2

Экзаменуемый дал в целом верное объяснение содержания фрагмента,

но допустил одну ошибку в его интерпретации

1

Экзаменуемый дал неверное объяснение содержания фрагмента текста,

или экзаменуемый допустил две или более ошибки при интерпретации содержания фрагмента текста;

или объяснение содержания фрагмента текста в работе экзаменуемого отсутствует

0

С2К2

Наличие примеров-аргументов



Экзаменуемый привел из текста два примера-аргумента, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента

3

Экзаменуемый привел из текста один пример-аргумент, который соответствует объяснению содержания данного фрагмента

2

Экзаменуемый привел пример(-ы)-аргумент(-ы) не из прочитанного текста

1


Экзаменуемый не привел ни одного примера-аргумента, объясняющего содержание данного фрагмента,

или: экзаменуемый привел в качестве примера-аргумента данную в задании цитату или ее часть

0

С2К3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения



Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

- логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

- в работе нет нарушений абзацного членения текста

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения,

но:

- допущена одна логическая ошибка,

и/или:

- в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

но:

- допущено более одной логической ошибки,

и/или:

- в работе имеется два случая нарушения абзацного членения текста

0

С2К4

Композиционная стройность работы



Работа характеризуется композиционной стройностью и завершенностью, ошибок в построении текста нет

2

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершенностью,

но допущена одна ошибка в построении текста

1

В работе допущено две и более ошибки в построении текста

0

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С2К1 – С2К4

9

Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, то такая работа оценивается нулем баллов по критериям С2К1 – С2К4.

Грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оцениваются отдельно (см. ниже).


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ НА ТЕМУ, СВЯЗАННУЮ С АНАЛИЗОМ ТЕКСТА (задание 15.3)

Баллы

С3К1

Толкование значения слова



Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его

2

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение,

но не прокомментировал его

1

Экзаменуемый дал неверное определение,

или толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует

0

С3К2

Наличие примеров-аргументов



Экзаменуемый привел два примера-аргумента: один пример-аргумент приведен из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта;

или экзаменуемый привел два примера-аргумента из прочитанного текста

3

Экзаменуемый привел один пример-аргумент из прочитанного текста

2

Экзаменуемый привел пример(-ы)-аргумент(-ы) из жизненного опыта

1


Экзаменуемый не привел ни одного примера-аргумента

0

С3К3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения



Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

- логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

- в работе нет нарушений абзацного членения текста

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения,

но:

- допущена одна логическая ошибка,

и/или:

- в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

но:

- допущено более одной логической ошибки,

и/или:

- в работе имеется два случая нарушения абзацного членения текста

0

С3К4

Композиционная стройность работы



Работа характеризуется композиционной стройностью и завершенностью, ошибок в построении текста нет

2

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершенностью,

но допущена одна ошибка в построении текста

1

В работе допущено две и более ошибки в построении текста

0

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С3К1 – С3К4

9

Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, то такая работа оценивается нулем баллов по критериям С3К1 – С3К4.

Грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оцениваются отдельно (см. ниже).


КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ГРАМОТНОСТИ И ФАКТИЧЕСКОЙ ТОЧНОСТИ РЕЧИ ЭКЗАМЕНУЕМОГО

Баллы

ГК1

Соблюдение орфографических норм



Орфографических ошибок нет, или допущено не более одной ошибки

2

Допущено две-три ошибки

1

Допущено четыре и более ошибки

0

ГК2

Соблюдение пунктуационных норм



Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более двух ошибок

2

Допущено три-четыре ошибки

1

Допущено пять и более ошибок

0

ГК3

Соблюдение грамматических норм



Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка

2

Допущено две ошибки

1

Допущено три и более ошибки

0

ГК4

Соблюдение речевых норм



Речевых ошибок нет, или допущено не более двух ошибок

2

Допущено три-четыре ошибки

1

Допущено пять и более ошибок

0

ФК1

Фактическая точность письменной речи



Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет

2


Допущена одна ошибка в изложении материала или в употреблении терминов

1


Допущено две и более ошибки в изложении материала или употреблении терминов

0

Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по критериям ГК1-ГК4, ФК1

10


При оценке грамотности (ГК1-ГК4) следует учитывать объем изложения и сочинения.

Указанные в таблице нормативы применяются для проверки и оценки изложения и сочинения, суммарный объем которых составляет более 140 слов.

Если суммарный объем сочинения и изложения составляет 70-139 слов, то по каждому из критериев ГК1-ГК4 не ставится больше 1 балла:

ГК1 – 1 балл ставится, если орфографических ошибок нет или допущена одна негрубая ошибка;

ГК2 – 1 балл ставится, если пунктуационных ошибок нет или допущена одна негрубая ошибка;

ГК3 – 1 балл ставится, если грамматических ошибок нет;

ГК4 – 1 балл ставится, если речевых ошибок нет.

Если в изложении и в сочинении в целом насчитывается менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1-ГК4 оценивается нулем баллов.

Если ученик выполнил только один вид творческой работы (или изложение, или сочинение), то оценивание по критериям ГК1-ГК2 осуществляется также в соответствии с объемом работы:

- если в работе не менее 140 слов, то грамотность оценивается по приведенной выше таблице;

- если в работе 70-139 слов, то по каждому из критериев ГК1-ГК4 ставится не более одного балла;

- если в работе менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1-ГК4 оценивается нулем баллов.

Отметка «5»

Изложение – 11-12 баллов; сочинение – 13-14 баллов

Отметка «4»

Изложение – 8-10 баллов; сочинение – 10-12 баллов

Отметка «3»

Изложение – 6-7 баллов; сочинение – 7-9 баллов

Отметка «2»

Изложение – 5 баллов и менее; сочинение – 6 баллов и менее





Литература

Для учителя:

  1. Архарова Д.И. Алгоритмы подготовки и написания сочинения на лингвистическую тему в 9 классе. – Екатеринбург, 2014.

  2. Архарова Д.И., Долинина Т.А. Методические вопросы подготовки обучающихся к написанию сочинения (ОГЭ, итоговое сочинение в 11 классе, ЕГЭ: Учебно-методический комплекс к одноименной дополнительной профессиональной программе. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2015.

  3. Архарова, Д.И. Подготовка к ОГЭ по русскому языку: алгоритмы подготовки и написания сочинений на лингвистическую тему и на тему, связанную с анализом текста: Учебно-методическое пособие для учителя и ученика/Д.И.Архарова. – Екатеринбург, 2015.

  4. Добротина И.Г. Готовимся к ГИА. Русский язык. Часть С. 7-9 классы/ И.Г. Добротина. – Ярославль, Академия развития, 2011.

  5. Долинина Т.А. Учебно-методический комплекс дополнительной профессиональной программы «Методические вопросы подготовки обучающихся к написанию сочинения (ОГЭ, итоговое сочинение в 11 классе, ЕГЭ)»/ Т.А. Долинина. – Екатеринбург, 2015.

  6. Кулаева Л.М., Влодавская Е.А. Диктанты и изложения по русскому языку. 9 класс. – М.: Экзамен, 2016.

  7. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. 9 класс. – М.: Сфера, 2008.

  8. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы/ автор программы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская,

Н.М.Шанский. – М.: Просвещение, 2009.


Для обучающихся:

  1. Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2010.

  2. Милашевич Н.А. Русский язык. Учебное пособие для подготовки к ЕГЭ: Морфемика. Словообразование. Морфология. Лексика и фразеология. Орфография. – Екатеринбург, 2014.

  3. Миронова Н.И. Русский язык в таблицах и схемах для подготовки к ЕГЭ/ Н.И.Миронова. – М.: Эксмо, 2012

  4. ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты / под ред. И.П.Цыбулько – М.: Национальное образование, 2019.


Электронные образовательные ресурсы:

  1. http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета

  2. http://altnet.ru/%7Emcsmall/cat_ru.htm Тесты по русскому языку (на ОС "Шопен")

  3. http://likbez.h1.ru/ Культура письменной речи

  4. http://likbez.spb.ru/tests/ Тесты по русскому языку

  5. http://mech.math.msu.su/~apentus/znaete/ Знаете слово?

  6. http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку,

  7. http://repetitor.1c.ru/online/disp.asp?2 Тесты по пунктуации

  8. http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»

  9. http://slovar.boom.ru/ Словарь-справочник русского языка

  10. http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов

  11. http://urok.hut.ru/ Урок. Русский язык для школьников и преподавателей

  12. http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

  13. http://www.anriintern.com/rus/orfpun/main.htm Правила русской орфографии и пунктуации

  14. http://www.cde.spbstu.ru/test_Rus_St/register_rus.htm Проверь себя!

  15. http://www.ipk.edu.yar.ru/resource/distant/russian_language/index3.htm Дистанционная поддержка учителей-словесников

  16. http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html Основные правила грамматики русского языка

  17. http://www.mapryal.org/ Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы

  18. http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации

  19. http://www.megakm.ru/ojigov/ Толковый словарь русского языка

  20. http://www.navigator.gramota.ru/ Навигатор. Грамота.ру

  21. http://www.philology.ru/default.htm Русский филологический портал

  22. http://www.repetitor.h1.ru/programms.html Репетитор

  23. http://www.rubricon.ru/nsr_1.asp Новый словарь русского языка

  24. http://www.rusword.com.ua Русское слово

  25. http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

  26. http://www.sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4 Русский язык и культура речи

  27. http://www.slova.ru/ Толковый словарь В.И. Даля

  28. http://www.slovari.ru/lang/ru/ Русские словари. Служба русского языка

  29. http://www.sokr.ru/ Самый полный словарь сокращений русского языка

  30. http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»

  31. http://yamal.org/ook/ Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!