Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Обучающийся научится:
- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративноприкладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
- эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
- узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
- приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
Обучающийся получит возможность научиться:
- воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
- проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
- высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Обучающийся научится:
- создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
- использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно творческого замысла;
- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
- создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
-наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Обучающийся получит возможность научиться:
- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
- моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
- выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство? Обучающийся научится:
-осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
-выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.
- в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
-видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
- понимать и передавать в художественной работе разницу
- представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
- изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая своё
отношение к ним;
- изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
Содержание учебного предмета Виды художественной деятельности
Особенности художественного творчества: художник и зритель. Фотография и произведение изобразительного искусства. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т.д. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, выраженные средствами живописи. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина- раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и.т.д.). Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека.
Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты).
Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия. Элементарные приёмы композиции на плоскости и пространстве. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Многообразие линий (тонкие, толстые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Простые геометрические формы. Объём в пространстве и объём на плоскости.
Способы передачи объёма. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и.т.д.).
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Тема любви, дружбы, семьи, в искусстве. Пейзажи родной природы. Образ защитника Отечества. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта.
Опыт художественно- творческой деятельности
Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно конструкторской деятельности. Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению.
Календарно-тематическое планирование
№ уро ка | Название раздела, тема урока | Кол. часо в | Дата проведени я | Приме чание |
по план у | факт. |
| Виды художественной деятельности 11ч Восприятие произведений искусства 2ч |
1 | Особенности художественного творчества: художник и зритель. Какого цвета осень. Живая природа: цвет. Пейзаж в живописи. | 1 | 05.09 | | |
2 | Фотография и произведение изобразительного искусства. Экскурсия в парк. | 1 | 12.09 | | |
| Рисунок 2ч |
3 | Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т.д. Дерево. Живая природа в графике. Освоение основ рисунка. Изображение с натуры. | 1 | 19.09 | | |
4 | Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Птицы. Декоративная композиция. Освоение основ рисунка, живописи. | 1 | 26.09 | | |
| Живопись 2ч |
5 | Живописные материалы. Осенние перемены в природе. Пейзаж: композиция, пространство, планы. Освоение основ живописи. | 1 | 03.10 | | |
6 | Красота и разнообразие природы, человека, зданий, выраженные средствами живописи. В сентябре у рябины именины. Декоративная композиция. | 1 | 10.10 | | |
| Скульптура 1ч |
7 | Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина- раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). В гостях у народного мастера С. Веселова. Орнамент народов России. | 1 | 17.10 | | |
| Художественное конструирование и дизайн 2ч |
8 | Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). | 1 | 24.10 | | |
9 | Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. Краски природы в наряде русской красавицы. Народный костюм. | 1 | 07.11 | | |
| Декоративно- прикладное искусство 2ч |
10 | Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные | 1 | 14.11 | | |
| узоры на стекле и.т.д.) Твой осенний букет. Декоративная композиция. | | | | |
11 | Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Наши достижения. Что я знаю и могу. Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественноконструкторской деятельности. Наш проект. | 1 | 21.11 | | |
| Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство? 11ч Композиция 2ч |
12 | Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия. По следам зимней сказки. Декоративная композиция. | 1 | 28.11 | | |
13 | Элементарные приёмы композиции на плоскости и пространстве. Зимние забавы. Сюжетная композиция. | 1 | 05.12 | | |
| Цвет 2ч |
14 | Проверочная работа. Основные и составные цвета. В царстве радуги- дуги. Основные цвета. | 1 | 12.12 | | |
15 | Работа над ошибками. Тёплые и холодные цвета. Зимнее дерево. Живая природа в графике. Изображение по памяти и воображению (растения). | 1 | 19.12 | | |
| Линия 1ч |
16 | Многообразие линий (тонкие, толстые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Белоснежные узоры. Вологодские кружева. | 1 | 26.12 | | |
| Форма 2ч |
17 | Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. «У Лукоморья дуб зеленый …». Дерево – жизни украшение. Образ дерева в искусстве. | 1 | 16.01 | | |
18 | Простые геометрические формы. Живая природа: форма. Натюрморт: композиция. | 1 | 23.01 | | |
| Объём 2ч |
19 | Объём в пространстве и объём на плоскости. | 1 | 30.01 | | |
20 | Способы передачи объёма. О чём поведал каргопольский узор. Орнамент народов России. | 1 | 06.02 | | |
| Ритм 2ч |
21 | Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и.т.д.). Цвета радуги в новогодних игрушках. Декоративная композиция. | 1 | 20.02 | | |
22 | Наши достижения. Что я знаю и могу. Наш проект | 1 | 27.02 | | |
| Значимые темы искусства. О чём говорит искусство? Радуйся многоцветью весны и лета 9ч Земля- наш общий дом 3ч |
23 | Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. | 1 | 06.03 | | |
24 | Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. | 1 | 13.03 | | |
| Зимние перемены в природе. Пейзаж: композиция, пространство, планы | | | | |
25 | Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Зимний пейзаж: день и ночь. Зимний пейзаж в графике. | 1 | 20.03 | | |
| Человек и человеческие взаимоотношения 1ч |
26 | Тема любви, дружбы, семьи, в искусстве. Изображение по памяти и воображению (человек). | 1 | 03.04 | | |
| Родина моя- Россия 2ч |
27 | Пейзажи родной природы. Какого цвета страна родная. Пейзаж в живописи. Изображение по памяти, воображению (пейзаж). | 1 | 10.04 | | |
28 | Образ защитника Отечества. Защитники земли Русской. Образ богатыря. | 1 | 17.04 | | |
| Искусство дарит людям красоту 2ч |
29 | Искусство вокруг нас сегодня. О неразлучности доброты, красоты и фантазии. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. | 1 | 24.04 | | |
30 | Наши достижения. Что я знаю и могу. Наш проект. | 1 | 01.05 | | |
| Опыт художественно- творческой деятельности 2ч +1ч |
31 | Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности. Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению. | | 08.05 | | |
32 | Промежуточная аттестационная работа(тестирование). | | 15.05 | | |
33 | Работа над ошибками. Повторение пройденного материала за год. | | 22.05 | | |
8
9
10
11
16