СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа ИЗО 5-7 классы

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ИЗО 5-7 классы»

Краснодарский край, Северский район,

станица Крепостная

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3 имени дважды Героя

Советского Союза маршала авиации Савицкого Евгения Яковлевича

станицы Крепостной муниципального образования Северский район



УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №1

от 30 августа 2022 года

Председатель педсовета

____________Е.А. Подружная





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по изобразительному искусству


Уровень образования (класс) основное общее образование, 5-7 классы


Количество часов 102



Учителя:Замараевой Евгении Николаевны



Программа разработана в соответствии и на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1897 (с изменениями), примерной основной образовательной программы (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 г. №1/15)), программы «Изобразительное искусство 5-8 классы». М.: Просвещение,3-е издание 2020 г., авторы: Б.М. Неменский.






















  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА


Выпускник

по окончании 5 класса научится:

  • определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;


  • характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов;


  • раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;


  • создавать эскизы декоративного убранства русской избы;

  • создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;


  • создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;


  • создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;


  • различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);


  • находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов;


  • умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);


  • выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;


  • владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;


  • различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;


  • характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;


  • понимать язык искусства орнаментации и колористики казачьего женского праздничного костюма.


  • знать основные компоненты, составляющие ансамбль казачьего женского праздничного костюма.


  • использовать декоративные элементы и мотивы русского орнамента для украшения праздничного платья .


  • расширять и углублять знания в области кубанского фольклора


  • понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов Краснодарского края.


получит возможность научиться:


  • различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века);


  • различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);


  • выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора;


  • различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;


  • различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;

  • владеть навыком работы в конкретном материале (батик, витраж, роспись и т. п.);


по окончании 6 класса научится:


  • называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства;


  • классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;


  • объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения;


  • композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;


  • создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов;

  • простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;


  • навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь);


  • изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции;


  • создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел;


  • строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;


  • характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства;


  • передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта;


  • творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне;


  • выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;


  • рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов;


  • применять перспективу в практической творческой работе;

  • навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;


  • навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы;


  • видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе;


  • навыкам создания пейзажных зарисовок;

  • различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;


  • пользоваться правилами работы на пленэре;


  • использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения;


  • навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения;


  • различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);


  • определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;


  • пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;


получит возможность научиться:


  • различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;

  • различать и характеризовать виды портрета;

  • понимать и характеризовать основы изображения головы человека;


  • пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;


  • видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти;


  • видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;


  • использовать графические материалы в работе над портретом;


  • использовать образные возможности освещения в портрете;

  • пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;


  • называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и определять их произведения;


  • знать имена выдающихся мастеров отечественного и зарубежного искусства и их наиболее известные произведения;


  • использовать свою художественно-практическую компетентность — владение средствами художественной выразительности разных видов искусства (изобразительного, народного и декоративно-прикладного), принимая участие в культурной жизни семьи, школы, своего города, родного края.


по окончании 7 класса научится:


  • систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна;


  • распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;


  • понимать сочетание различных объемов в здании;

  • понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал;


  • иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох;


  • понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;


  • различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;


  • характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды;


  • понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху;


  • осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.;


  • применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы;


  • применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);


  • создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

  • создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн-проектов;


  • получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;


  • приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры;


  • характеризовать основные школы садово-паркового искусства;

  • понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII – XIX веков;

  • называть и раскрывать смысл основ искусства флористики;


  • понимать основы краткой истории костюма;


  • характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды;


  • применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икебаны;

  • использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов;


  • отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел;


  • использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды;


получит возможность научиться:


  • различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;


  • понимать специфику изображения в полиграфии;

  • различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.);


  • различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое);


  • проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;

  • создавать художественную композицию макета книги, журнала;


  • создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;


  • работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);


  • использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;


  • использовать навыки коллективной работы над объемно- пространственной композицией;


  • понимать основы сценографии как вида художественного творчества;

  • понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения;



2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА


5класс ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (34 часа)


  1. Древние корни народного искусства (8ч.)

Древние образы в народном искусстве.

Убранство русской избы.

Внутренний мир русской избы.

Конструкция, декор предметов народного быта и труда.

Русская народная вышивка

Народный праздничный костюм.

Народные праздничные обряды.

  1. Связь времен в народном искусстве

Древние образы в современных народных игрушках

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.

Искусство Городца. Городецкая роспись.

Хохлома.

Искусство Жостова. Роспись по металлу.

Щепа, роспись по лубу и дереву, резьба по бересте.

Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение раздела).

  1. Декор — человек, общество, время

Зачем людям украшения.

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

Одежда «говорит» о человеке.

О чем рассказывают гербы и эмблемы.

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение раздела)

  1. Декоративное искусство в современном мире

Современное выставочное искусство

Ты сам — мастер декоративно-прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале.

Народные промыслы Кубани.


  1. класс ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

(34 часа)


1.Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8ч.)



Изобразительное искусство в семье пластических искусств. Художественные материалы.


Рисунок — основа изобразительного творчества.

Линия и ее выразительные возможности.

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.

Цвет. Основы цветоведения.

Цвет в произведениях живописи.

Объемные изображения в скульптуре.

Основы языка изображения


2.Мир наших вещей. Натюрморт (8ч)

Реальность и фантазия в творчестве художника.

Изображение предметного мира — натюрморт.

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.

Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте.

Выразительные возможности натюрморта


3. Вглядываясь в человека. Портрет (11ч.)


3.1 Вглядываясь в человека

Образ человека — главная тема искусства.

Конструкция головы человека и ее пропорции.

Изображение головы человека в пространстве.

3.1 Портрет

Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок.

Сатирические образы человека. Портрет в живописи. Портрет в скульптуре.

Роль цвета в портрете. Образные возможности освещения в портрете.

Великие портретисты (обобщение темы)



4.Человек и пространство. Пейзаж (7ч.)


Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства.

Правила линейной и воздушной перспективы. Пейзаж — большой мир.

Пейзаж-настроение. Природа и художник. Пейзаж в русской живописи.

Городской пейзаж. Выразительные возможности изобразительного искусства.



  1. класс ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (34 часа)



1.Архитектура и дизайн — конструктивные искусства в ряду пространственных искусств (9)


Мир, который создает человек

Гармония плоскостной композиции

Движение и статика. Ритм.

Прямые линии и организация пространства

Цвет — элемент композиционного творчества

Линии и тоновые пятна

Искусство шрифта

Композиционные основы макетирования

Многообразие форм графического дизайна

2.В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств (8ч.)

Художественный язык конструктивных искусств.

Объект и пространство.

Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.

Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля.

Важнейшие архитектурные элементы здания

Вещь как сочетание объёмов и образ времени.

Форма и материал.

Роль цвета в формотворчестве (в архитектуре и дизайне)

3.Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека (8ч)

Образы материальной культуры прошлого.

Русская архитектура.

Пути развития современной архитектуры и дизайна

Город, микрорайон, улица.

Городской дизайн.

Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды

интерьера.

Организация архитектурно-ландшафтного пространства.

Замысел архитектурного проекта и его осуществление.

4.Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование (9ч)

Скажи мне, как ты живёшь, и я скажу, какой у тебя дом

Интерьер, который мы создаём.

Дизайн и архитектура моего сада. Пугало в огороде, или… Под шёпот фонтанных струй

Цветы-частица сада в доме.

Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды

Встречают по одёжке.

Автопортрет на каждый день. Грим, прическа в практике дизайна.

Моделируя себя — моделируешь мир.

Защита проекта.













3.Тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство»



Раздел

Количество уроков

Тема урока

Количество уроков

Основные виды деятельности

обучающихся

(на

уровне универсальных

учебных действий)


Основные направления воспитательной деятельности

5 класс



Декоративные корни народного искусства

8







Древние образы в народном искусстве.

1

Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского уклада жизни, отмечать их лаконично выразительную красоту.

Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть многообразие варьирования трактовок.

Создавать выразительные декоративно-образные изображения на основе традиционных образов.

Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе практической творческой работы.

гражданско-патриотического воспитания: — становление ценностного отношения к своей Родине — России; — осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; — сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; — уважение к своему и другим народам; — первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;

духовно-нравственного воспитания: — признание индивидуальности каждого человека; — проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;

трудового воспитания: — осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям;

ценности научного познания: — первоначальные представления о научной картине мира; — познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.



Эстетическое воспитание: — понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ; — приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы; — проявление интереса к разным видам искусства, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия: — соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); — бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

Экологическое воспитание: — бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях; — неприятие действий, приносящих ей вред




Убранство русской избы.

1

Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре.

Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы.

Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы через конструктивную, декоративную и изобразительную деятельность.

Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных регионов России.

Создавать эскизы декоративного убранства избы.

Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении.



Внутренний мир русской избы.

1

Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре.

Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы.

Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы через конструктивную, декоративную и изобразительную деятельность.

Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных регионов России.

Создавать эскизы декоративного убранства избы.

Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении.



Конструкция, декор предметов народного быта и труда.

1

Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда. Рассуждать о связи произведений крестьянского искусства с природой. Понимать, что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов. Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам. Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать ее. Выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства.



Русская народная

вышивка

1

Анализировать и понимать особенности образного языка народной вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов. Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию. Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив (птицы, коня, всадника, матери-земли, древа жизни) дополняя его орнаментальными поясами. Использовать традиционные по вышивке сочетания цветов. Осваивать навыки декоративного обобщения. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы.



Народный праздничный костюм.

1

Понимать и анализировать образный строй народного костюма, давать ему эстетическую оценку. Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением предков. Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов на примере Белгородской области. Осознать значение традиционной русской одежды как бесценного достояния культуры народов. Создавать эскизы народного праздничного костюма и его отдельных элементов, выражать в форме, в цветовом решении черты национального своеобразия.



Народные праздничные обряды.

1

Понимать и анализировать образный строй народного костюма, давать ему эстетическую оценку. Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением предков. Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов на примере Белгородской области. Осознать значение традиционной русской одежды как бесценного достояния культуры народов. Создавать эскизы народного праздничного костюма и его отдельных элементов, выражать в форме, в цветовом решении черты национального своеобразия.



Народные праздничные обряды (обобщение)

1

Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества. Участвовать в художественной жизни класса, школы. Создать атмосферу живого общения и красоты. Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, участвовать в народных действах. Проявлять себя в роли знатоков искусства, экспертов, народных мастеров. Находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства. Отмечать в них единство конструктивное, декоративной и изобразительной деятельности. Понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции

Связь времён в народном искусстве

8







Древние образы в современных народных игрушках.

1

Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки. Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов, в том числе и старо оскольскую глиняную игрушку.

Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов. 

Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции старо оскольской игрушки. Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя.

гражданско-патриотического воспитания: — становление ценностного отношения к своей Родине — России; — осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; — сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; — уважение к своему и другим народам; — первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;

духовно-нравственного воспитания: — признание индивидуальности каждого человека; — проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;

трудового воспитания: — осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям;

ценности научного познания: — первоначальные представления о научной картине мира; — познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.



Эстетическое воспитание: — понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ; — приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы; — проявление интереса к разным видам искусства, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия: — соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); — бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

Экологическое воспитание: — бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях; — неприятие действий, приносящих ей вред






Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.

1

Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции старо оскольской игрушки. Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя. Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов. 




Искусство Городца. Городецкая роспись.

1

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения городецкого промысла. Определять характерные особенности произведений городецкого промысла. Осваивать основные приемы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками.

Создавать композицию росписи в традиции Городца.



Хохлома

1

Эмоционально воспринимать,

выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы.

Иметь представление о видах

хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «Кудрина»), различать их.

Создавать композицию травной росписи в единстве с

формой, используя основные элементы травного узора.



Искусство Жостова. Роспись по металлу.

1

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения жостовского промысла. Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов. Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров. 

Осваивать основные приемы жостовского письма. 

Создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы.



Щепа. Роспись по лубу и дереву.

1

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение,

давать эстетическую оценку произведениям росписи по

дереву и лубу, резьбе по бересте

Сравнивать и различать неповторимость орнаментов и

технику исполнения предметов разных народных промыслов.

Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях деревенских умельцев.

Осваивать приемы резьбы и росписи по бересте.

Создавать композицию росписи или резьбы в процессе

практической творческой работы



Теснение и резьба по бересте.

1

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение,

давать эстетическую оценку произведениям росписи по

дереву и лубу, резьбе по бересте

Сравнивать и различать неповторимость орнаментов и

технику исполнения предметов разных народных промыслов.

Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях деревенских умельцев.

Осваивать приемы резьбы и росписи по бересте.

Создавать композицию росписи или резьбы в процессе

практической творческой работы



Роль народных художественных промыслов в современной жизни

1

Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего, как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя). 

Выявлять и объяснять, в чем заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства. 

Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь. 

Декор – человек, общество, время

10







Зачем людям украшения.

1

Участвовать в отчете поисковых групп, связанном со сбором и систематизацией художественно-познавательного материала. 

Участвовать в презентации выставочных работ. 

Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по теме «Связь времен в народном искусстве».

гражданско-патриотического воспитания: — становление ценностного отношения к своей Родине — России; — осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; — сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; — уважение к своему и другим народам; — первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;

духовно-нравственного воспитания: — признание индивидуальности каждого человека; — проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;

трудового воспитания: — осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям;

ценности научного познания: — первоначальные представления о научной картине мира; — познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.



Эстетическое воспитание: — понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ; — приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы; — проявление интереса к разным видам искусства, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия: — соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); — бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

Экологическое воспитание: — бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях; — неприятие действий, приносящих ей вред




Роль декоративного искусства в жизни

древнего общества


1

Эмоционально воспринимать, различать по характерным

признакам произведения декоративно-прикладного искусства. Древнего Египта, давать им эстетическую оценку.

Выявлять в произведениях декоративно-прикладного

искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, формы и декора.

Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материала) по декоративно-прикладному искусству Древнего Египта. Создавать эскизы украшений

(браслет, ожерелье, алебастровая ваза) по мотивам декоративно-прикладного искусства Древнего Египта.

Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе

выполнения практической творческой работы.



Одежда

«говорит» о

человеке

1

Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов Древней Греции, Древнего Рима и Китая и у людей разных сословий. 

Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе.

Участвовать 

в индивидуальной и коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы. 

Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей. 



Одежда и национальный колорит.

1

Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города и городов области. 

Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании герба. 

Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов. 

Создавать декоративную композицию герба, в соответствии с традициями цветового и символического изображения гербов



О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.

1

Участвовать в итоговой игре-викторине с активным привлечением экспозиций музея, в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала. 

Распознавать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству и систематизировать его по социально-стилевым признакам. 

Соотносить костюм, его образный строй с владельцем. 

Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно-прикладного искусства и его отличии от искусства народного (крестьянского). 

Использовать в речи новые художественные термины.



Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики.

1

Создавать декоративную композицию герба, в соответствии с традициями цветового и символического изображения гербов



Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

1

Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства. 




Украсить – значит наполнить вещь общественно значимым смыслом.

1

Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д. 

Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства. 

Находить и определять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора. 

Использовать в речи новые термины, связанные с декоративно-прикладным искусством. 

Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства



Гербы и эмблемы – знаки отличия.

1

Находить и определять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора. 

Использовать в речи новые термины, связанные с декоративно-прикладным искусством. 

Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства




Герб - знак достоинств его владельца, символ чести рода.

1

Находить и определять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора. 

Использовать в речи новые термины, связанные с декоративно-прикладным искусством. 

Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства

Декоративное искусство в современном мире

8







Современное повседневное и выставочное декоративное искусство.

1

Разрабатывать, создавать эскизы коллективных· панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы. 

Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. 

Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств 

Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого к сложному».

гражданско-патриотического воспитания: — становление ценностного отношения к своей Родине — России; — осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; — сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; — уважение к своему и другим народам; — первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;

духовно-нравственного воспитания: — признание индивидуальности каждого человека; — проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;

трудового воспитания: — осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям;

ценности научного познания: — первоначальные представления о научной картине мира; — познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.



Эстетическое воспитание: — понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ; — приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы; — проявление интереса к разным видам искусства, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия: — соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); — бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

Экологическое воспитание: — бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях; — неприятие действий, приносящих ей вред




Современное декоративное искусство. Витраж.

1

Разрабатывать, создавать эскизы коллективных· панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы. 

Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами в процессе выполнения практической творческой работы. 

Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания плоскостных или объемных декоративных композиций. 

Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого к сложному». 

Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ.



Создание коллективной декоративной работы из мозаики.

1

Разрабатывать, создавать эскизы коллективных· панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы. 

Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами в процессе выполнения практической творческой работы. 

Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания плоскостных или объемных декоративных композиций. 

Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого к сложному». 

Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ.



Создание декоративной композиции из соленого теста «Весна - красна».

1

Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях. Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов.

Различать и называть виды искусства, которые используются в проекте.

Участвовать в отчете поисковых групп, связанном со сбором и систематизацией художественно-познавательного материала. 

Участвовать в презентации творческих работ. 

Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по различным темам.



Произведения мозаичного искусства художников Дейнеки, Корина, Лансере.

1

Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д. 

Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства. 

Находить и определять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора. 

Использовать в речи новые термины, связанные с декоративно-прикладным искусством. 

Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства



Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства.

1

Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д. 

Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства. 

Находить и определять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора. 

Использовать в речи новые термины, связанные с декоративно-прикладным искусством. 

Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства



Народные промыслы

Кубани.

1

Ориентироваться в широком разнообразии народных

промыслов, различать по материалам, технике исполнения

художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и тд

Выявлять и называть характерные особенности

разнообразных промыслов.

Высказываться по поводу роли выразительных средств и

пластического языка материала в построении декоративного

образа.

Находить и определять в произведениях народных

мастеров связь конструктивного, декоративного и

изобразительного видов деятельности, а также неразрывное

единство материала, формы и декора.

Использовать в речи новые термины, связанные с

народными промыслами Кубани.





Проект: «Украсить школу своими руками»

1

Разрабатывать, создавать эскизы коллективных панно,

витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров

школы.

Пользоваться языком декоративно- прикладного искусства,

принципами декоративного обобщения в процессе

выполнения практической творческой работы.

Владеть практическими навыками выразительного

использования формы, объема, цвета, фактуры и других

средств в процессе создания в конкретном материале

плоскостных или объемных декоративных композиций.

Собирать отдельно выполненные детали в более крупные

блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого — к

сложному».

Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих

работ.



34


34



6 класс



Виды изобразительного искусства

8







Изобразительное искусство в семье пластических искусств.

1

Моделирование, поиск информации, создание алгоритма деятельности, анализ, синтез, самостоятельное создание проблем творческого характера, контроль, коррекция, оценка, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение точно выражать свои мысли. Ознакомление с видами искусства. Расширение представлений о культуре прошлого и настоящего, об обычаях и традициях своего народа. Развитие умения видеть не только красоту природы, но и красоту предметов, вещей.

Освоение основ декоративно-прикладного искусства. Привитие любви к произведениям искусства.

Развиваем уч. сопереживание и взаимовыручка. Умение отличать и выполнять тональные соотношения. Привитие аккуратности и терпеливому выполнению сложной работы.

Создание

проблем творческого характера, контроль, коррекция, оценка. Знать основы языка изобразительного искусства(тон, выразительные возможности тона. Уметь выполнять цветовые растяжки, плавные переходы от одного цвета к другому.

Сравнивать литературные произведения и художественные. Высказывать мнение. Учиться передавать эмоциональное состояние средствами живописи; активно воспринимать произведения станковой живописи.

Знать понятие «Анималистический жанр» Выразительные средства и возможности скульптуры. Связь объема с окружающим пространством и окружением. Уметь использовать выразительные возможности пластического материала в самостоятельной работе.

Знать виды пластических и изобразительных искусств. Знать имена и произведения выдающихся художников, творчество которых рассматривалось на уроке.


гражданско-патриотического воспитания: — становление ценностного отношения к своей Родине — России; — осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; — сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; — уважение к своему и другим народам; — первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;

духовно-нравственного воспитания: — признание индивидуальности каждого человека; — проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;

трудового воспитания: — осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям;

ценности научного познания: — первоначальные представления о научной картине мира; — познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.



Эстетическое воспитание: — понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ; — приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы; — проявление интереса к разным видам искусства, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия: — соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); — бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

Экологическое воспитание: — бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях; — неприятие действий, приносящих ей вред




Рисунок – основа изобразительного творчества.




1



Линия и ее выразительные возможности.

1



Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.




1



Цвет.

Основы цветоведения.




1



Цвет в произведениях живописи.







1



Объемные изображения в скульптуре.

1



Основы языка изображения.

1

Мир наших вещей. Натюрморт

8







Реальность и фантазия в творчестве художника.


1

Понимать значение изобразительного искусства в жизни человека и общества. Уметь планировать деятельность в результате работы над проектом. Формирование представлений о ритме и цвете. Привитие любви к произведениям искусства.

Уметь активно воспринимать и понимать жанр натюрморта. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Творческое обсуждение выполненных работ, работать, используя выразительные возможности натюрморта.

Иметь представление о многообразии и выразительности форм.

Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства выразительности.

Научиться выполнять геометрические тела, которые составляют основу всего многообразия форм.

Знать правила объемного изображ. геометрических тел с натуры, основы композиц. на плоскости. Творческое обсуждение выполненных работ. Перспектива, как способ изображения на плоскости предметов в пространстве.

Знать выдающихся художников- графиков.Творчество Ф.Дюрера.В. Фаворского. Знать основы изобразительной грамоты: светотень. Уметь видеть и использовать в качестве средства выражения характер освещения при изображении с натуры.

Натюрморт, как выражение художником своего отношения к вещам, окружающим его. Понимать роль языка изо. искусства в выражении худож. своих переживаний. Уметь составлять натюрмортную композицию на плоскости, работать в техники печатной графики.

Знать выразительные возможности цвета. Цветовая организация натюрморта- И. Машков «Синие сливы». Уметь передавать настроение с помощью форм и цветов красок.

Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника. Натюрморт в искус. 19-20 веков. Натюрморт и творческая индивидуальность художника. Знать жанр изобразительного искусства (натюрморт. Уметь анализировать образный язык произведений натюрмортного жанра.

гражданско-патриотического воспитания: — становление ценностного отношения к своей Родине — России; — осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; — сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; — уважение к своему и другим народам; — первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;

духовно-нравственного воспитания: — признание индивидуальности каждого человека; — проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;

трудового воспитания: — осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям;

ценности научного познания: — первоначальные представления о научной картине мира; — познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.



Эстетическое воспитание: — понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ; — приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы; — проявление интереса к разным видам искусства, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия: — соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); — бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

Экологическое воспитание: — бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях; — неприятие действий, приносящих ей вред




Изображение предметного мира: натюрморт.


1



Понятие формы, Многообразие форм окружающего мира.

1



Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива

1



Освещение.

Свет и тень.

1



Натюрморт в графике.

1



Цвет в натюрморте.

1



Выразительные возможности натюрморта.

1

Вглядываясь в человека. Портрет

11






3.1 Вглядываясь в человека






Образ человека - главная тема искусства.

1

Умение видеть в произведениях искусства различных эпох, единство материала, формы и декора.

Понимать смысл слов: образный смысл вещи,(ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция). Умение работать с выбранным материалом. Презентация своих работ. Найти и прочитать материал в исторической литературе.

Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов. Творческое обсуждение работ. Эпоха и стиль в формировании культуры изображения портретов разных людей.

Поиск информации, создание алгоритма деятельности. Развитие эстетического восприятия мира, художественного вкуса. Воспитание любви и интереса к

Произведениям худ.литературы. Взаимосвязь литературы и изобразительного искусства.

Знать материалы и выразительные возможности. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете. Человек основной объект изображения в скульптуре Материалы скульптуры.Уметь передать пропорции лица.

Понимание правды жизни и язык искусства. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж. Уметь работать графическими материалами.

Постоянство формы и вариации изменения ее восприятия. Понимать роль света в разных видах искусства. Театр, кино Уметь применять полученные знания при выполнении работы.

Уметь активно работать в технике коллажа. Знать худож. Портрет Леонардо да Винчи. Роль живопис. портрета в истории искус Композиция в портрете.

Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон Понимание живописной фактуры. Знать о выразительных возможностях цвета в произведениях живописи, литературы, искусства. Уметь анализировать цветовой строй произведения живописи.

Выражение творческой индивидуальности. Личность героев портрета и творческая интерпритация ее художником. Уметь активно воспринимать и анализировать произведения портретного жанра.

гражданско-патриотического воспитания: — становление ценностного отношения к своей Родине — России; — осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; — сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; — уважение к своему и другим народам; — первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;

духовно-нравственного воспитания: — признание индивидуальности каждого человека; — проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;

трудового воспитания: — осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям;

ценности научного познания: — первоначальные представления о научной картине мира; — познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.



Эстетическое воспитание: — понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ; — приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы; — проявление интереса к разным видам искусства, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия: — соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); — бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

Экологическое воспитание: — бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях; — неприятие действий, приносящих ей вред




Конструкция головы человека и её пропорции.

1




Изображение головы человека в пространстве.

1



3.1 Портрет




Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.

1



Портрет в скульптуре


1



Портрет в скульптуре

1



Сатирические образы

человека.

1



Образные возможности освещения в портрете.

1



Портрет в живописи.

1



Роль цвета в портрете.


1



Великие портретисты (обобщение темы).

1

Человек и пространство в изобразительном искусстве

7






Жанры в изобразительном искусстве.

1

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера, контроль. Специфика языка художественных материалов. Развитие интереса к предмету изобразительного искусства. Фронтальный опрос. Работа в художественно-конструктивной деятельности.

Знать правила воздушной и линейной перспективы. Уметь организовать пространство на листе бумаги.Выделить горизонт и точку зрения. Уметь использовать правила воздушной и линейной перспективы.

Уметь организовывать перспективное пространство пейзажа. Уметь использовать выразительные возможности материала. Роль выбора формата. Творческое обсуждение работ. Принять участие в беседе. Уметь отличать работы Рериха от Левитана.

Отметить отличие и красоту разных состояний в природе: утро, вечер, закат, рассвет. Понимать роль колорита. Уметь пользоваться гуашью, используя основные средства художественной выразительности. Привитие любви к изобразительному искусству Знакомство с художественными образцами. Творчески подойти к составлению композиции, работе с цветом, светотенью, иперспективой.

Уметь осознанно говорить о видах искусства, изученных в пятом классе.

Знать виды и жанры худож. деятельности. Эстетическая оценка результатов.

Уметь анализировать содержание, образный язык произведений портретного, натюрмортного и пейзажного жанров. Остановить внимание на образцах современного искусства. Жанры, изученные в этом году.

Знать основы изобразительной грамотности и уметь применять приобретенные знания на практике.

гражданско-патриотического воспитания: — становление ценностного отношения к своей Родине — России; — осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; — сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; — уважение к своему и другим народам; — первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;

духовно-нравственного воспитания: — признание индивидуальности каждого человека; — проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;

трудового воспитания: — осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям;

ценности научного познания: — первоначальные представления о научной картине мира; — познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.



Эстетическое воспитание: — понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ; — приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы; — проявление интереса к разным видам искусства, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия: — соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); — бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

Экологическое воспитание: — бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях; — неприятие действий, приносящих ей вред




Изображение пространства.

1



Правила линейной и воздушной перспективы.

1



Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства.

1



Пейзаж – настроение.

1



Природа и художник.

1



Выразительные возможности изобразительного искусства.

Язык и смысл.

1


34


34



7 класс



Архитектура и дизайн — конструктивные искусства в ряду пространственных искусств

9







Мир, который создает человек

1

Называть виды искусства и объяснять, в чем состоит

различие видов искусства.

Знать о конструктивных искусствах как средстве

организации окружающей нас среды жизни.

Различать виды конструктивных искусств.

Ориентироваться в многообразии современной

материально-вещевой среды.




гражданско-патриотического воспитания: — становление ценностного отношения к своей Родине — России; — осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; — сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; — уважение к своему и другим народам; — первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;

духовно-нравственного воспитания: — признание индивидуальности каждого человека; — проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;

трудового воспитания: — осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям;

ценности научного познания: — первоначальные представления о научной картине мира; — познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.



Эстетическое воспитание: — понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ; — приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы; — проявление интереса к разным видам искусства, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия: — соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); — бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

Экологическое воспитание: — бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях; — неприятие действий, приносящих ей вред




Гармония плоскостной композиции

1

Характеризовать основные типы композиций, объяснять их

различное назначение в жизни людей.

Давать определение баланса масс и уметь применять эти

знания при создании творческих работ. Ориентироваться в

многообразии современной материально-вещевой среды.



Движение и статика. Ритм.

1

Рассуждать о роли доминанты в создании плоскостной

композиции.

Характеризовать и объяснять восприятие произведений

плоскостной композиции с точки зрения гармонии, динамики

и статики.

Овладевать навыками построения фронтальной и глубинной

композиции.

Уметь сравнивать и обобщать плоскостные формы.



Прямые линии и организация пространства

1

Знать о видах и характере линий.

Приобретать навыки работы графическими и

аппликационными материалами в процессе создания

творческой работы.

Овладевать навыками размещения элементов в создании

выразительной композиции.



Цвет — элемент композиционного творчества

1

Понимать роль цвета в конструктивных искусствах.

Различать технологию применения цвета в конструктивных

искусствах.

Применять цвет в плоскостных композициях как акцент или

доминанту.

Определять функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах.



Линии и тоновые пятна

1

Рассуждать о выразительности линии и пятна.

Определять роль пятна и его выразительных возможностях

при создании плоскостной композиции.

Овладевать навыками определения тона и тональных

отношений при восприятии и создании композиций.



Искусство шрифта

1

Понимать букву как исторически сложившееся обозначение

звука. Различать «архитектуру» шрифта и особенности шрифтовых

гарнитур.

Применять печатное слово, типографскую строку в качестве

элементов графической композиции. Уметь самостоятельно

планировать пути достижения целей, в том числе

альтернативные.



Композиционные основы макетирования

1

Понимать и объяснять образно-информационную цельность

синтеза слова и изображения в плакате и рекламе.

Создавать творческую работу в материале.

Уметь самостоятельно планировать пути достижения

целей, в том числе альтернативные,

Выбирать наиболее эффективные способы решения

учебных и познавательных задач.



Многообразие форм графического дизайна

1

Уметь соотносить свои действия с планируемыми

результатами, осуществлять контроль своей деятельности в

процессе достижения результата.

Понимать и объяснять образно-информационную цельность

синтеза слова и изображения в плакате и рекламе.

Создавать творческую работу в материале.

В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств

8







Художественный язык

конструктивных искусств.


1

Осознавать взаимное влияние объѐмов и их сочетаний на

образный характер постройки.

Овладевать способами обозначения на макете рельефа

местности и природных объектов.

Применять модульные элементы в создании макета

Освоение художественной культуры во всем многообразии ее

видов, жанров и стилей как материального выражения

духовных ценностей.

гражданско-патриотического воспитания: — становление ценностного отношения к своей Родине — России; — осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; — сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; — уважение к своему и другим народам; — первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;

духовно-нравственного воспитания: — признание индивидуальности каждого человека; — проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;

трудового воспитания: — осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям;

ценности научного познания: — первоначальные представления о научной картине мира; — познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.



Эстетическое воспитание: — понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ; — приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы; — проявление интереса к разным видам искусства, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия: — соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); — бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

Экологическое воспитание: — бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях; — неприятие действий, приносящих ей вред




Объект и

пространство.

1

Понимать и объяснять структуру различных типов зданий,

выявлять элементы, входящие в конструкцию.

Применять модульные элементы в создании эскизного макета

здания.

Создавать оригинальную постройку из модулей разных объѐмов.




Взаимосвязь

объектов в

архитектурно

м макете.


1

Осознавать взаимное влияние объѐмов и их сочетаний на

образный характер постройки.

Овладевать способами обозначения на макете рельефа

местности и природных объектов.

Применять модульные элементы в создании макета

Освоение художественной культуры во всем многообразии ее

видов, жанров и стилей как материального выражения

духовных ценностей.



Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля.

1

Понимать и объяснять структуру различных типов зданий,

выявлять элементы, входящие в конструкцию.

Применять модульные элементы в создании эскизного макета

здания.

Создавать оригинальную постройку из модулей разных объѐмов.




Важнейшие архитектурные элементы здания

1

Иметь представление о главных архитектурных элементах

здания, их изменениях в процессе исторического развития.

Создавать творческие работы в смешанных техниках.

Развивать визуально-пространственное мышление как формы

эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и

ориентации в художественном пространстве.



Вещь как сочетание объёмов и образ времени.

1

Понимать общее и различное во внешнем облике вещи и

здания.

Уметь выявлять сочетание объѐмов, образующих форму

вещи. Осознавать дизайн вещи как искусство и как социальное

проектирование.

Определять вещь как объект, несущий отпечаток дня

сегодняшнего и вчерашнего.

Создавать творческие работы в материале



Форма и материал.

1

Понимать и объяснять, в чѐм заключается взаимосвязь

формы и материала.

Развивать творческое воображение.

Создавать новые фантазийные или утилитарные

функции для старых вещей.

Определять вещь как объект, несущий отпечаток дня

сегодняшнего и вчерашнего.

Создавать творческие работы в материале.



Роль цвета в формотворчестве (в архитектуре и дизайне)

1

Получать представления о влиянии цвета на восприятие

формы объектов архитектуры и дизайна.

Понимать и объяснять особенности цвета в живописи,

архитектуре, дизайне.

Выполнять творческую работу по теме.

Уметь определять психологическое воздействие цвета на

восприятие пространства человеком.

Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека

8







Образы материальной культуры прошлого.

1

Иметь общее представление об особенностях архитектурно-

художественных стилей разных эпох.

Создавать образ культуры прошлого в творческой работе.

Уметь самостоятельно определять цели своего обучения,

ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и

познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы

своей познавательной деятельности.

Понимать взаимосвязь города с природой и бытовой

средой



гражданско-патриотического воспитания: — становление ценностного отношения к своей Родине — России; — осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; — сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; — уважение к своему и другим народам; — первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;

духовно-нравственного воспитания: — признание индивидуальности каждого человека; — проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;

трудового воспитания: — осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям;

ценности научного познания: — первоначальные представления о научной картине мира; — познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.



Эстетическое воспитание: — понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ; — приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы; — проявление интереса к разным видам искусства, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия: — соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); — бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

Экологическое воспитание: — бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях; — неприятие действий, приносящих ей вред






Русская

архитектура.

1

Знать архитектуру Руси X – XII,

XIII – XVII веков, знаменитые архитектурные ансамбли.

Понимать значение преемственности в искусстве

архитектуры.

Осознавать современный уровень развития технологий и

материалов, используемых в архитектуре.

Выполнять в материале разнохарактерные практические

творческие работы.



Пути развития современной архитектуры и дизайна

1

Знать технологические

и эстетические предпосылки градостроительной

революции ХХ века.

Понимать современные поиски новой эстетики

архитектурного решения в градостроительстве.

Рассматривать и объяснять планировку города как способ

оптимальной организации образа жизни людей.

Создавать практические творческие работы, развивать

чувство композиции.



Город, микрорайон, улица.

1

Объяснять планировку города как способ оптимальной

организации образа жизни людей.

Создавать практические творческие работы, развивать

чувство композиции.

Осознавать роль малой архитектуры и архитектурного

дизайна в установке связи между человеком и архитектурой, в

«проживании» городского пространства.

Иметь представление об историчности и социальности

интерьеров прошлого.

Понимать роль цвета

в формировании пространства и влияния цветовой среды.



Городской дизайн.

1

Осознавать роль малой архитектуры и архитектурного

дизайна в установке связи между человеком и архитектурой, в

«проживании» городского пространства.

Иметь представление об историчности и социальности

интерьеров прошлого.

Создавать практические творческие работы дизайн-проектов.



Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды

интерьера.

1

Учиться понимать роль цвета, фактур и наполнения

интерьерного пространства.

Уметь различать и использовать дизайнерские детали

интерьера Определять влияние отделочных материалов,

фактуры и цвета на создание гармонии и контраста.

Создавать практические творческие работы с опорой на

собственное чувство композиции и стиля.



Организация архитектурно-ландшафтного пространства.

1

Понимать эстетическое и экологическое взаимное

сосуществование природы и архитектуры.

Приобретать общее представление о традициях

ландшафтно-парковой архитектуры.

Развивать и реализовывать своѐ чувство красоты,

художественную фантазию в сочетании с архитектурно -

смысловой логикой при оформлении ландшафтного пространства.



Замысел архитектурного проекта и его осуществление.


1

Совершенствовать навыки коллективной работы над

пространственной композицией.

Развивать и реализовывать своѐ чувство красоты,

художественную фантазию в сочетании с архитектурно -

смысловой логикой. Совершенствовать навыки коллективной работы над пространственной композицией.


Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование

9







Скажи мне, как ты живёшь, и я скажу, какой у тебя дом

1

Осуществлять в собственном архитектурно – дизайнерском

проекте реальные и фантазийные представления о своѐм

будущем доме.

Проявлять знание законов композиции и умение владеть

художественными материалами.

Знать принципы организации и членения пространства на различные функциональные зоны

гражданско-патриотического воспитания: — становление ценностного отношения к своей Родине — России; — осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; — сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; — уважение к своему и другим народам; — первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;

духовно-нравственного воспитания: — признание индивидуальности каждого человека; — проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;

трудового воспитания: — осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям;

ценности научного познания: — первоначальные представления о научной картине мира; — познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.



Эстетическое воспитание: — понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ; — приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы; — проявление интереса к разным видам искусства, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия: — соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); — бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

Экологическое воспитание: — бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях; — неприятие действий, приносящих ей вред




Интерьер, который мы создаём.

1

Понимать задачи зонирования помещения.

Отражать в эскизном проекте дизайна интерьера своей

комнаты образный композиционный замысел.

Осваивать способы зонирование помещения с помощью

цвета и мебели.

Развивать и реализовывать своѐ чувство красоты,

художественную фантазию в сочетании с архитектурно -

смысловой логикой



Дизайн и архитектура моего сада. Пугало в огороде, или… Под шёпот фонтанных струй

1

Узнавать о различных вариантах планировки дачной

территории.

Использовать малые архитектурные формы сада:

беседка, бельведер, пергола, ограда и пр. при создании

проектов парков, садов и.т.п.

Развивать и реализовывать своѐ чувство красоты,

художественную фантазию в сочетании с архитектурно -

смысловой логикой



Цветы-

частица сада

в доме.

1

Понимать роль цвета, фактур и наполнения при создании

букетов и аранжировки помещения.

Уметь различать и использовать дизайнерские детали в фитодизайне.

Применять навыки создания объѐмно-пространственной

композиции в формировании букета по принципам

икебаны.



Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды

1

Приобретать общее представление о технологии

создания одежды.

Понимать как применять законы композиции в процессе

создания одежды (силуэт, линия, фасон).

Применять законы композиции в создании одежде и

Костюма. Осваивать технологии создания одежды.



Встречают по одёжке.


1

Ориентироваться в молодѐжной субкультуре и

подростковой моде.

Создавать творческие работы. Проявлять фантазию,

воображение, чувство композиции, умение выбирать

материалы.

Применять законы композиции в создании современной

одежды и костюма.

Осваивать технологии создания современной одежды.



Автопортрет на каждый день. Грим, прическа в

практике дизайна.

1

Понимать и объяснять, в чѐм разница между творческими

задачами, стоящими перед гримѐром и визажистом.

Ориентироваться в технологии нанесения бытового и

театрального грима.

Уметь воспринимать макияж и причѐску как единое целое



Моделируя себя — моделируешь мир.

1

Понимать и объяснять, в чѐм разница между

творческими задачами, стоящими перед гримѐром и

визажистом.

Ориентироваться в технологии нанесения бытового и

театрального грима.

Применять законы композиции в создании костюмов.

Осваивать технологии создания сценических костюмов.



Защита

проекта.

1

Понимать роль дизайна и архитектуры в современном

обществе как важной формирующей его

социокультурного облика.

Объяснять место этих искусств и их образного языка в

ряду пластических искусств

Уметь видеть искусство вокруг себя.

Обсуждать практические творческие работы.


34


34



Всего

102


102




В программе выделены три содержательные линии «Мир изобразительных (пластических) искусств», «Художественный язык изобразительного искусства», «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью», реализующие концентрический принцип предъявления обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения.


Основные характеристики содержательных линий:


«Мир изобразительных (пластических) искусств» ориентирован на освоение содержания и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства. Подразумевает изучение народного творчества и традиций преемственности духовной культуры России, на развитие творческих способностей и совершенствование навыков постижения средств декоративно - прикладного искусства, на обогащение опыта восприятия и оценки произведений декоративно-прикладного искусства, формирование ценностно-смысловой компетенции.


«Художественный язык изобразительного искусства» посвящен изучению собственно изобразительного искусства, формированию основ грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), пониманию основ изобразительного языка. В основу тематического деления положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии. Это позволяет видеть изменения картины мира и образа человека, поставить в центр духовные проблемы, подчиняя им изменения в способах изображения. При этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания. И последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства согласно специфике образного строя конкретного вида и жанра изобразительного искусства.


«Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью» посвящён содержанию и языку двух видов конструктивных искусств – дизайну и архитектуре, их месту в семье уже знакомых нам искусств (изобразительное и декоративно-прикладное искусство). Все виды пространственных искусств связаны многими общими формами выразительных средств и жизненных функций. Между ними нет непроходимых границ, но возникли они в разное время и связаны с разными сторонами жизни общества.






Согласовано Согласовано

Протокол заседания Зам. директора по УВР

методического объединения _____ /Кисленко Н.П./

учителей гуманитарного цикла _____________2022 года

СОШ № 3

От 30. 08. 2022г. № 1

Руководитель. МО

_______/________________/