СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Данная программа составлена по ФГОС для работы в 1-4 классах по внеурочной работе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Туруновская основная общеобразовательная школа»
Чебоксарского района Чувашской Республики
|
ПРИНЯТО «Утверждаю»
на педагогическом Директор школы
совете школы ________ / Васильев В. П. /
Протокол № ___
от ___ августа 2017 года. «___»_____________2017___г.
Рабочая программа
по общекультурному направлению
внеурочной деятельности
«Смотрю на мир глазами художника» (изостудия)
( 1 – 4 классы)
РАССМОТРЕНО
на методическом объединении
учителей школы.
Протокол № ___
от __ августа 2017 года.
Разработчик:
Викторова Светлана Георгиевна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории.
д. Вурманкас- Туруново
2017 год
Пояснительная записка
Программа «Смотрю на мир глазами художника» соответствует требованиям ФГОС НОО и составлена на основе Основной образовательной программы НОО и учебного плана МБОУ «Туруновская ООШ» Чебоксарского района ЧР, примерной программы внеурочной деятельности из сборника «Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование» под редакцией В.А.Горского. Москва. Просвещение, 2014.
Рабочая программа рассчитана на учащихся начальной школы (1-4 классы), увлекающихся изобразительным искусством и художественно-творческой деятельностью.
Актуальность программы:
Занятия по программе позволяют создать условия для самореализации личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.
Цель: гармоничное развитие личности ребёнка через обучение и воспитание средствами искусства.
Задачи:
освоение детьми основных правил изображения;
овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности;
развитие стремления к общению с искусством;
формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира;
развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности;
формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;
развитие умения использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи;
развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
Программа построена так, чтобы учащиеся выполняли сначала небольшие, несложные по способу изготовления вещи, постепенно переходили к более сложным работам.
Опираясь на возрастные особенности при реализации программы, осуществляется личностно – ориентированный подход в обучении, особое внимание уделяется модели обучения в сотрудничестве, различным стилям общения. Задания на занятиях также даются тем сложнее, чем старше дети с учётом их возможностей и способностей.
Личностно-ориентированный подход находит своё выражение в опоре на потребности и интересы ребёнка, его творческие достижения. Тематика и содержание занятий сориентирована на ребёнка, его мир. Отношения с учащимися строятся на принципах сотрудничества, взаимодействия, взаимопонимания, и взаимовыручки с использованием здоровьесберегающих методик. Работа на занятиях предполагает проявление активности детей, самостоятельности и инициативы.
Межпредметные связи.
Данный курс имеет межпредметные связи и интегрируется с такими предметами учебного плана как «Литературное чтение», «Внеклассное чтение», «Мир вокруг нас», «Технология», «ИЗО»
Формы и методы обучения.
Методы обучения: диалог, беседа, игра, групповая работа, экскурсии, заочные путешествия, чтение детской художественной литературы. Формой проведения: занятие - КВН, занятие - сказка, занятие – путешествие.
Продолжительность занятий строится в начальной школе из расчёта 1 час в неделю – 1 класс 33 часа , 2-4 классы -34 часа. Объём учебного времени составляет 135 часов.
Задания практических занятий направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме того, предполагается творческая работа с природными материалами.
Программа состоит из 6 тематических блоков:
1. Живопись 2.Графика 3. Скульптура 4. Бумажная пластика 5. Работа с природными материалами 6. Экскурсии, беседы, организация и проведение выставки детских работ
I. Планируемые результаты освоения курса.
Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром.
1-2 классы: 1 уровень результатов внеурочной деятельности (приобретение социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни)
Личностные результаты:
— эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе);
— приобретение опыта эмоционально-чувственного восприятия цвета, формы,
— приобретение опыта взаимодействия друг с другом и с педагогом;
— первоначальные навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках;
Метапредметные результаты:
— формирование умения видеть и воспринимать явления художественной культуры в окружающей жизни;
— формирование мотивации художественно-творческой деятельности,
— формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности.
Предметные результаты:
- понимание значения искусства в жизни человека и общества;
- формирование интереса к художественным традициям своего народа.
- умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности;
3 класс: 2 уровень результатов внеурочной деятельности (формирование позитивного отношения школьника к основным ценностям нашего общества и к социальной реальности в нем)
Личностные результаты:
— эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям)
— приобретение опыта эмоционально-чувственного восприятия цвета, формы, пространства музыки, мимики и движения;
— приобретение опыта взаимодействия друг с другом и с педагогом;
— способность нестандартно мыслить, работая с разными материалами, выстраивая творческие замыслы и реализуя их;
— навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках, стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения;
— владение изобразительной терминологией: пространство, форма, цвет, перспектива,
Метапредметные результаты:
— умение видеть и воспринимать явления художественной культуры в окружающей жизни;
— использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (русский язык, литература, окружающий мир);
— формирование мотивации и умения организовывать художественно-творческую деятельность, выбирая средства для реализации художественного замысла (с помощью педагога);
— формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты:
- понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства;
- умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, человеку, обществу;
- проявление интереса к художественным традициям своего народа и других народов;
- способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;
- умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности;
4 класс: 3 уровень результатов внеурочной деятельности (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия)
Личностные результаты:
— эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям)
— приобретение опыта эмоционально-чувственного восприятия цвета, формы, пространства музыки, мимики и движения;
— умение свободно выражать свое «Я» с помощью цвета, линии, звука, мимики, пластики движений;
— приобретение опыта взаимодействия друг с другом и с педагогом;
— способность нестандартно мыслить, работая с разными материалами, выстраивая творческие замыслы и реализуя их;
— художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства;
— способность к художественному познанию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
— сформированное представление о жанрах в живописи — натюрморте, портрете, автопортрете, пейзаже;
— навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках, стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения;
— владение изобразительной терминологией: пространство, форма, цвет, перспектива, гармония, колорит и др.
Метапредметные результаты:
— умение видеть и воспринимать явления художественной культуры в окружающей жизни;
— активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (русский язык, литература, окружающий мир);
— формирование мотивации и умения организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирая средства для реализации художественного замысла;
— формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты:
- понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику;
- умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, человеку, обществу;
— осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности;
- проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;
- способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
- умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путём трансформации известных.
Основные виды диагностики результата:
· входной контроль проводится в начале обучения, определяет уровень знаний и художественно-творческих способностей ребенка (беседа);
· текущий – проводится на каждом занятии: акцентирование внимания, просмотр работ;
· промежуточный – проводится по окончании изучения отдельных тем: дидактические игры, кроссворды, выставки;
· итоговый – проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения программы: итоговая выставка.
Критериями результативности программы являются:
1. Уровень воспитанности: (отношение к уроку и занятиям в кружке, к трудовым делам, продуктам труда людей и природе, к людям, к себе);
2.Проявление успешной социализации: (активность в общественно – полезной трудовой деятельности, ответственность, участие в деятельности объединения, умение устанавливать отношения с товарищами);
3.Участие детей в выставках, конкурсах, акциях: (школьные, районные, республиканские)
II. Содержание
№ п/п | Тематический блок
| I год обучения | II год обучения | III год обучения | IV год обучения | Всего |
1 | Живопись | 11 | 8 | 10 | 8 | 37 |
2 | Графика | 8 | 10 | 9 | 7 | 34 |
3 | Скульптура | 4 | 5 | 4 | 4 | 17 |
4 | Бумажная пластика | 4 | 4 | 4 | 4 | 16 |
5 | Работа с природными материалами | 4 | 4 | 3 | 3 | 14 |
6 | Экскурсии, беседы, организация и проведение выставки детских работ | 2 | 3 | 4 | 8 | 17 |
| Итого | 33 | 34 | 34 | 34 | 135 |
Первый год обучения.
1. Живопись
Начальные представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.
Практическая часть:
«Я умею»
Рисунок на свободную тему, с целью определения уровня знаний и умений обучающихся.
«Разнообразие красок»
Ритмическое нанесение точек и мазков. Знакомство с приемами работы красками.
«Моя школа» ( КТД «Моя школа, моя судьба»)
«Листопад».
Живописное изображение с натуры листьев разных пород деревьев.
«Цветы на клумбе»
Составление палитры холодных или теплых цветов
«Скоро, скоро Новый год!» (КТД «Как-то раз под Новый год»)
Изображение новогодней елочной ветки.
«Мир фантастических деревьев».
Контрасты холодного и теплого цветов
«Праздник мам» (КТД «Праздник для пап и мам»)
Составление букета при помощи трафарета
«Волшебный сон»
Составление композиций из форм, отвлеченных от изображений конкретного предмета.
«Сказки зимнего леса»
Составление декоративных композиций
«Фантастический город» (коллективная работа)
Изображение необычных зданий и сооружений (использование красок, карандашей, фломастеров)
2. Графика
Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.
Практическая часть:
«Этот удивительный мир»
Знакомство детей с различными графическими изобразительными материалами (карандашом, цветными мелками, пастелью и др.)
«Такие разные линии»
Приемы работы простым карандашом. Проведение линий разной толщины.
«Точка, точка, запятая..»
Изображение сказочных персонажей, разных по характеру.
«Мое любимое животное»
Знакомство с методом «Сухой кисти»
«Бабочки»
Изображение разных по характеру бабочек (бабочка-ночь, бабочка-день), используя различные графические материалы.
«Мой любимый герой из мультфильма»
Работа с цветными карандашами или мелками.
«Сказочные птицы»
Создание композиции в любой на выбор технике, с использованием любого графического материала.
«Морские обитатели»
Изображение морского дна с использованием акварели и туши.
3. Скульптура
Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки — глиной и пластилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.
Практическая часть:
«Веселые бусинки»
Знакомство с методами и приемами работы с пластическими материалами. Лепка больших и маленьких комочков. Составление единой композиции
«Пряник»Отработка навыков работы (раскатывание, сплющивание).
«Натюрморт»
Отработка навыков лепки предметов разной формы, придавая им сходство с реальными предметами (Вдавливание, прижимание)
«Чудо - дерево» коллективная работа
Использование разных техник и приемов работы.
4. Бумажная пластика
Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.
Практическая часть:
“Большой белый комочек”
Изготовление поделок: заяц, снеговик, козлёнок при помощи сминания бумаги
«Море цветов» коллективная работа
Создание композиции путем надрезания и сгибания бумаги
«Веселые гусеницы»
Изготовление работы при помощи сгибания бумаги в «гармошку»
«Маски животных»
Создание композиции путем надрезания и сгибания бумаги
6. Работа с природными материалами
В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т.д. Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнительных объектов включаются пластилиновые формы и формы, полученные из бумаги.
Практическая часть:
«Домик для «шуршунчика»»
Наклеивание листьев на определенную форму.
«Животный мир»
Подбор листьев для составления фигур животных
«Куколка»
Создание композиции с использованием шишек, веточек
«Подарок»
Создание композиции с использованием различных природных материалов (листьев, трав, цветов)
7. Организация и обсуждение выставки детских работ
Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся
определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержание учебных задач.
Второй год обучения.
Живопись
Углубление знаний об основных и о составных цветах, о тёплых и холодных, о контрасте тёплых и холодных цветов. Расширение опыта получения эмоционального изменения цвета путём насыщения его ахроматической шкалой (насыщение цвета белой и чёрной краской). Осваивается способ насыщения цвета серой краской, и дети знакомятся с эмоциональной выразительностью глухих цветов.
Практическая часть:
«Земляничная поляна»
Отработка навыков работы гуашевыми красками.
«В дремучем лесу»
Отработка навыков работы гуашевыми красками.
«Сказочный сон»
Отработка навыков работы нейтральными цветами.
«Что мы любим»
Изображение с натуры овощей и фруктов (акварель)
«Я люблю цирк»
Отработка навыков работы красками
«Аленький цветочек»
Создание живописной фантазии на тему цветка.
«Солнышко проснулось»
Отработка навыков работы красками
«Волшебный одуванчик»
Стилизация природных форм. Использование ограниченной палитры цветов.
Графика
Продолжение освоения выразительности графической неразомкнутой линии, развитие динамики руки (проведение пластичных, свободных линий). Расширение представлений о контрасте толстой и тонкой линий. Продолжение освоения разного нажима на мягкий графический материал (карандаш) с целью получения тонового пятна. Кроме этого, знакомство с другими графическими материалами — углём, сангиной, мелом и со спецификой работы с ними в различных сочетаниях, Знакомство с техникой рисования цветными карандашами. Закрепление представлений о значении ритма, контраста тёмного и светлого пятен в создании графического образа.
Практическая часть:
«Школа через… лет»
Знакомство с новыми графическими материалами (восковые, масляные мелки)
«Осень»
Изображение голых веточек (2-3 листочка), без предварительного рисунка карандашом.
«Железная дорога с опорами для электропроводов»
Знакомство с приемами работы тушью.
«Что такое орнамент?»
Знакомство с видами орнамента. Составление геометрического орнамента.
«Кружева»
Отработка навыков работы графическими материалами
«Времена года»
Графическое изображение пейзажа с 3-4 планами.
«Конек - горбунок»
Создание иллюстрации к сказке в графической технике (изображение жар-птицы, конька-горбунка и т.д.)
«Чудо-дерево»
Отработка навыков работы графическими материалами. Коллективная работа
«Пробуждение»
Выполнение зарисовок деревьев, листьев на пленэре
«Какие разные деревья»
Отработка навыков работы графическими материалами (карандаш, ручка, фломастер)
Скульптура
Развитие навыка использования основных приёмов работы (защипление, заминание, вдавливание и т.д.) со скульптурными материалами — глиной и пластилином. Работа с пластикой плоской формы (изображение листьев), изучение приёмов передачи в объёмной форме фактуры.
Практическая часть:
Рельеф «Листья»
Сравнение по форме листьев разных видов (пластилин)
«Чаепитие»
Изготовление из пластилина простейшей объемной формы
«Сказочные герои»
Постепенный переход от лепки из отдельных элементов к лепке из целого куска
«Город мастеров»
Лепка рельефных изразцов. Создание коллективное панно «Изразцовая печь»
«Мы такие разные»
Изображение фигуры человека по представлению (пластилин).
Бумажная пластика
Знакомство с выразительностью силуэтного вырезания формы, при котором в создании художественного образа участвует как вырезанный белый силуэт, так и образовавшаяся после вырезания дырка. Углубление представлений о получении объёма с помощью мятой бумаги.
Практическая часть:
« Праздничный букет»
Изготовление цветов из бумаги и салфеток
«Зеленная красавица»
(КТД «Как-то раз под Новый год») Изготовление объемной елки из цветной бумаги
«Открытка для мамы»
(КТД «Праздник для пап и мам») Полуобъемная композиция из креповой бумаги и картона
«Полянка»
Изготовление простейших фигурок в технике оригами
Работа с природными материалами
Разнообразие природных материалов расширяется введением в работу скорлупок грецких орехов, молодых побегов, шишек, косточек, семян и т.д.
Практическая часть:
«У мишки в гостях»
Работа с природным материалом (шишки, веточки)
«Веселый лужок»
Аппликация из листьев
«Наши любимые животные»
Аппликация из листьев
«Коврик»
Использование семян и плодов растений
Организация и обсуждение выставки детских работ.
При организации выставки педагог активизирует общение детей, чтобы они могли воспроизвести темы заданий и вспомнили то новое, что они узнали на занятиях.
Третий год обучения.
Живопись
Знания учащихся расширяются получением информации о существовании дополнительных цветов. Зелёный, фиолетовый и оранжевые цвета, до этого времени известные детям как составные, теперь раскрываются и как дополнительные, поскольку дополняют, усиливают звучание своих пар. Знакомство с живописным приёмом подмалёвок, накопление навыков насыщения цвета тёплыми и холодными цветами, а также ахроматическим рядом.
Практическая часть:
«Сказочный вечерний лес»
Выполнение работы в теплой и холодной цветовой гамме
«Покой»
Выполнение композиции из форм, отвлеченных от изображения конкретного предмета.
«Веселый солнечный день»
Передача состояния и настроения с использованием цвета, тона, ритма, формы в цветовом решении образа.
«Аква»
Методы и способы работы акварельными красками.
«Путешествие».
Отработка навыков работы красками.
«Дерево чудес».
Отработка навыков работы гуашевыми красками (дополнительные цвета).
«Ах, уж эти сказки».
Отработка навыков работы гуашевыми красками.
Фантазия на тему «Космос».
Использование любых живописных материалов.
«Пейзаж».
Разработка серии эскизов с разным колористическим решением (утро, день, вечер, ночь).
«Мой любимый герой из мультфильма».
Отработка навыков работы гуашевыми красками.
Графика
Расширение знаний о выразительности языка графики и об использовании графических техник. Знакомство с техниками печати на картоне и печати «сухой кистью». Получение графических структур, работа штрихом, создание образов при одновременном использовании двух и более выразительных средств (например, толстой и тонкой линий, ритма пятна; ритма элемента и контраста тёмного и светлого пятен и т.д.). Знакомство с воздушной перспективой при изображении пейзажей с двумя-тремя планами.
Практическая часть:
«Школьный вальс».
( КТД «Моя школа, моя судьба») Повторение способов работы графическими материалами.
«Тихо в лесу». Знакомство и отработка навыков работы с углем.
«Домашние животные». Знакомство с графическими техниками и приемами (метод «сухая кисть»).
«Форма, объем». Изображение с натуры простейших геометрических форм, с передачей тени и света.
«Человек». Наброски с натуры фигуры человека (карандаш).
«Лес заиндевелый». Изображение линий (мел, тонированная бумага, тушь).
«Праздничная открытка».
(КТД «Праздник для пап и мам»).
Аэрография с использованием природных материалов.
«Весна». Выполнение зарисовок растений на пленэре.
«В ритме танца». Использование любого графического материала.
Скульптура
Активное закрепление навыков работы с мягкими скульптурными материалами. Ведение работы от общей большой массы без долепливания отдельных частей. Изображение лежащих фигурок животных, сидящей фигуры человека. Освоение приёмов декоративного украшения плоской формы элементами объёмных масс, приёмов продавливания карандашом, передачи фактуры (создание следов с помощью инструментов).
Практическая часть:
«Мама, папа, я – спортивная семья» Лепка людей в движении
«Мир животных» Наблюдение и лепка животных и птиц.
«Сказочный город на острове Буяне»
Выполнение панно из пластилина, глины (коллективная работа)
«Портрет друга» Работа с пластическими материалами
Бумажная пластика
Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приёмов сминания, закручивания, надрезания. Работа над объёмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные приёмы сминания бумаги.
Практическая часть:
«Корзинка» Изготовление корзинки из бумаги по шаблону
«Снегопад»
(КТД «Как-то раз под Новый год») Изготовление полуобьемной снежинки из бумаги.
«Мой двор» Объемная композиция (бумага)
«Сказочный мир бабочки» Использование фантиков, обвертки от шоколада
Работа с природными материалами
Особенностью работы с природными материалами является использование более крупных природных форм. Например, при выборе камней отдаётся предпочтение большему их размеру, а также попытке найти в их форме образ животного или человека с дальнейшей дорисовкой найденного образа гуашью. Кроме этого, учащимся предлагается разрисовка камней как в живописной манере, так и в декоративной.
Практическая часть:
«Праздник осени» Использование семян деревьев
«Морская мозаика» Изготовление работы с использованием различных природных материалов
«Лесные духи» Изготовление сказочных лесных жителей, используя природный материал.
6. Организация и обсуждение выставки детских работ
Третий год творческого развития детей позволяет им в процессе обсуждения достигнутых результатов высказывать свою точку зрения о положительных качествах работ сверстников. Кроме этого, школьники могут высказать и критические замечания о работах, связывая их с реализацией творческой задачи, поставленной на занятии. Таким образом, происходит закрепление новых знаний, полученных за год.
Четвертый год обучения.
Живопись
Развитие у детей цветовосприятия через выполнение ряда заданий на уже знакомые приёмы работы с цветовым пятном. Закрепление навыков получения цветового пятна разной степени эмоциональной выразительности, освоение цветовых контрастов. Один из основных моментов — освоение детьми знаний о тёмном пятне как пятне цветном. В связи с этим выполнение задания на изображение цветных теней.
Практическая часть:
Листопад. Отработка навыков работы красками
Декоративный натюрморт «Букет на память школе».
( КТД «Моя школа, моя судьба») Отработка навыков работы гуашевыми красками.
«Как прекрасен этот мир». Отработка навыков работы живописными материалами.
«Земля - космос».
Создание фриза в заданной цветовой гамме с определенным сочетанием теплой и холодной гамм (коллективная работа).
«Зимние забавы».
(КТД «Как-то раз под Новый год») Отработка навыков работы гуашевыми красками.
«Краски земли». Отработка навыков работы красками.
«Мы путешественники». Отработка навыков работы красками.
«Карнавал, карнавал». Отработка навыков работы живописными материалами.
Графика
Закрепление знаний о языке выразительности графики, использование знакомых приёмов работы, выполнение творческих заданий на передачу перспективы, выразительности тоновых пятен, их контраста. Освоение новых графических материалов (уголь, сангина, мел в различных их сочетаниях). Работа с цветными карандашами, решение образных задач на передачу игры света. Новая учебная задача — рисование без отрыва от плоскости листа гелевой ручкой: от начала и до конца изображения (цветов, пейзажей, деревьев, веток и т.д.) рука не отрывается от поверхности листа.
Практическая часть:
«Райский сад» Знакомство с новыми видами графики (граттаж)
«Узор»
Выполнение декоративного фриза на основе растительных мотивов (цветные карандаши, мелки)
«Мир вокруг нас» Рисование по наблюдению: дождь, туман, снег, иней (графика)
«Краски зимнего леса» Зарисовка наблюдений (цветная бумага, белая гуашь)
«Фигура человека» Изображение набросков с фигуры человека
«Соревнования древнегреческих атлетов». Отработка навыков построения человека в движении
«Предметный мир» Изображение предметов с натуры (простой карандаш).
«Мир растений» Выполнение зарисовок растений на природе.
Скульптура
Новые знания и навыки работа над рельефом. Подготовительный этап по освоению рельефа: продавливание карандашом пространства пластилиновой плиты около изображения, т. е. получение двух уровней в изображении. Выполнение творческого задания на поиск образа в мятом куске мягкого материала (пластилина, глины) с последующей доработкой образа.
Практическая часть:
«Парад - Але»» Скульптурная композиция (коллективная работа)
«Символ» Лепка объемных сувенирных животных, символов очередного года.
«Замки и крепости» Живописная композиция, лепка из пластилина.
«В гостях у мастеров глиняной игрушки» Выполнение дымковской игрушки.
Бумажная пластика
Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приёмов сминания, закручивания, надрезания бумаги. Работа над объёмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные приёмы сминания бумаги.
Практическая часть:
«Птица счастья» Объемная работа из белой бумаги
«Яркий аквариум» Подвижный мобиль (бумага)
«Для любимой мамы»
(КТД «Праздник для пап и мам») Изготовление объемной открытки
«Вертушки - вертушки» Объемная работа из бумаги
Работа с природными материалами
Новые творческие задачи в работе с природным материалом — выполнение тематических заданий. Известными материалами учащиеся выполнят композиции на заданные темы на привычном куске картона или в картонной крышке, а также в маленькой металлической (пластмассовой) крышке от конфет или кофе. Значительное ограничение пространства обусловит более мелкую работу, способствующую развитию более сложной моторики пальцев.
Практическая часть:
«Колючка» Изготовление скульптурных композиций из репейника
«Феечки» Аппликация из сухих цветов и листьев
«Осенний пейзаж» Композиция из сухих листьев.
Организация и обсуждение выставки детских работ
Обсуждение достигнутых результатов позволяет подвести итог художественного развития как всего коллектива, так и отдельных его членов. В результате восприятия продуктов творческой деятельности школьники с помощью педагога могут определить, кто из сверстников достиг наилучших результатов в отдельных видах станкового искусства. Кроме того, в процессе обсуждения дети могут высказывать свои суждения как по поводу отдельных тем занятий, так и по вопросам языка художественной выразительности изобразительного искусства.
III. Тематический план
1 класс (1 час в неделю, 33 часа в год)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
I четверть | ||||
1 | «Я умею» | 1 | - | 1 |
2 | «Разнообразие красок» | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | «Этот удивительный мир» | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | «Веселые бусинки» | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | «Моя школа» ( КТД «Моя школа, моя судьба») | 1 | - | 1 |
6 | «Такие разные линии» | 1 | 0,5 | 0,5 |
7 | «Русские художники - пейзажисты» | 1 | 1 | - |
8 | «Листопад». | 1 | 0,5 | 0,5 |
9 | “Большой белый комочек” | 1 | 0,5 | 0,5 |
Итого: | 9 | 4 | 5 | |
II четверть | ||||
10 | «Точка, точка, запятая..» | 1 | 0,5 | 0,5 |
11 | «Домик для шуршунчика» | 1 | 0,5 | 0,5 |
12 | «Пряник» | 1 | 0,5 | 0,5 |
13 | «Море цветов» коллективная работа | 1 | 0,5 | 0,5 |
14 | «Цветы на клумбе» | 1 | - | 1 |
15 | «Мое любимое животное» | 1 | 0,5 | 0,5 |
16 | «Скоро, скоро Новый год!» (КТД «Как-то раз под Новый год») | 1 | 0,5 | 0,5 |
Итого: | 7 | 3 | 4 | |
III четверть | ||||
17 | «Бабочки» | 1 | 0,5 | 0,5 |
18 | «Натюрморт» | 1 | 0,5 | 0,5 |
19 | «Прекрасное рядом» Заочная экскурсия в музей. | 1 | 1 | - |
20 | Мир фантастических деревьев. | 1 | 0,5 | 0,5 |
21 | «Мой любимый герой из мультфильма» | 1 | 0,5 | 0,5 |
22 | «Животный мир» | 1 | 0,5 | 0,5 |
23 | «Веселые гусеницы» | 1 | 0,5 | 0,5 |
24 | «Праздник мам» (КТД «Праздник для пап и мам») | 1 | 0,5 | 0,5 |
25 | «Куколка» | 1 | 0,5 | 0,5 |
Итого: | 9 | 5 | 4 | |
IV четверть | ||||
26 | «Волшебный сон» | 1 | 0,5 | 0,5 |
27 | «Сказочные птицы» | 1 | 0,5 | 0,5 |
28 | «Маски животных» | 1 | 0,5 | 0,5 |
29 | «Чудо - дерево» коллективная работа | 1 | 0,5 | 0,5 |
30 | «Морские обитатели» | 1 | 0,5 | 0,5 |
31 | «Подарок » | 1 | 0,5 | 0,5 |
32 | «Фантастический город» (коллективная работа) | 1 | 0,5 | 0,5 |
33 | «Вернисаж» (КТД «Весенний звездопад») | 1 | 1 | - |
Итого: | 8 | 4,5 | 3,5 | |
| Всего: | 33 | 16,5 | 16,5 |
2 класс (1 час в неделю, 34 часа в год).
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
I четверть | ||||
1 | «Земляничная поляна» | 1 | - | 1 |
2 | « Праздничный букет» | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | «Школа через… лет» ( КТД «Моя школа, моя судьба») | 1 | - | 1 |
4 | «У мишки в гостях» | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | «Осень» | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | «Железная дорога с опорами для электропроводов» | 1 | 0,5 | 0,5 |
7 | Рельеф «Листья» | 1 | 0,5 | 0,5 |
8 | «Чаепитие» | 1 | 0,5 | 0,5 |
9 | «Прекрасное рядом» | 1 | 1 | - |
Итого: | 9 | 4 | 5 | |
II четверть | ||||
10 | «В дремучем лесу» | 1 | - | 1 |
11 | «Сказочный сон» | 1 | - | 1 |
12 | «Сказочные герои» | 1 | 0,5 | 0,5 |
13 | «Что такое орнамент?» | 1 | 0,5 | 0,5 |
14 | «Кружева» | 1 | 0,5 | 0,5 |
15 | «Веселый лужок» | 1 | 0,5 | 0,5 |
16 | «Зеленая красавица» (КТД «Как-то раз под Новый год») | 1 | 0,5 | 0,5 |
Итого: | 7 | 2,5 | 4,5 | |
III четверть | ||||
17 | «Времена года» | 1 | 0,5 | 0,5 |
18 | «Город мастеров» | 1 | 0,5 | 0,5 |
19 | «Конек - горбунок» | 1 | 0,5 | 0,5 |
20 | «Что мы любим» | 1 | 0,5 | 0,5 |
21 | «Наши любимые животные» | 1 | 0,5 | 0,5 |
22 | «Я люблю цирк» | 1 | - | 1 |
23 | «Чудо-дерево» | 1 | - | 1 |
24 | «Аленький цветочек» | 1 | 0,5 | 0,5 |
25 | «Открытка для мамы» (КТД «Праздник для пап и мам») | 1 | 0,5 | 0,5 |
26 | «Картинки с выставки» | 1 | 1 | - |
Итого: | 10 | 4,5 | 5,5 | |
IV четверть | ||||
27 | «Солнышко проснулось» | 1 | - | 1 |
28 | Пробуждение | 1 | - | 1 |
29 | «Коврик» | 1 | 0,5 | 0,5 |
30 | «Полянка» | 1 | 0,5 | 0,5 |
31 | «Волшебный одуванчик» | 1 | 0,5 | 0,5 |
32 | «Какие разные деревья» | 1 | - | 1 |
33 | «Мы такие разные» | 1 | 0,5 | 0,5 |
34 | «Вернисаж» (КТД «Весенний звездопад») | 1 | 1 | - |
Итого: | 8 | 3 | 5 | |
Всего: | 34 | 14 | 20 |
3 класс (1 час в неделю, 34 часа в год) .
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
I четверть | ||||
1 | «Праздник осени» | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | «Сказочный вечерний лес» | 1 | - | 1 |
3 | «Школьный вальс»( КТД «Моя школа, моя судьба») | 1 | - | 1 |
4 | «Мама, папа, я – спортивная семья» | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | «Корзинка» | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | «Человек» беседа о художниках портретистах | 1 | 1 | - |
7 | «Покой» | 1 | 0,5 | 0,5 |
8 | «Тихо в лесу» | 1 | - | 1 |
9 | «Веселый солнечный день» | 1 | 0,5 | 0,5 |
Итого: | 9 | 3,5 | 5,5 | |
II четверть | ||||
10 | «Эрмитаж» (виртуальная экскурсия в музей) | 1 | 1 | - |
11 | «Аква» | 1 | 0,5 | 0,5 |
12 | «Домашние животные» | 1 | 0,5 | 0,5 |
13 | «Морская мозаика» | 1 | 0,5 | 0,5 |
14 | «Путешествие» | 1 | - | 1 |
15 | «Мир животных» | 1 | 0,5 | 0,5 |
16 | «Снегопад» (КТД «Как-то раз под Новый год») | 1 | 0,5 | 0,5 |
Итого: | 7 | 3,5 | 3,5 | |
III четверть | ||||
17 | «Дерево чудес» | 1 | - | 1 |
18 | «Сказочный город на острове Буяне» | 1 | 0,5 | 0,5 |
19 | «Форма, объем» | 1 | 0,5 | 0,5 |
20 | «Мой двор» | 1 | 0,5 | 0,5 |
21 | «Человек» | 1 | 0,5 | 0,5 |
22 | «Ах, уж эти сказки» | 1 | - | 1 |
23 | «Лес заиндевелый» | 1 | 0,5 | 0,5 |
24 | Фантазия на тему «Космос» | 1 | - | 1 |
25 | «Праздничная открытка» (КТД «Праздник для пап и мам») | 1 | 0,5 | 0,5 |
26 | «Гордость родного края» Беседа о творчестве художников родного края | 1 | 1 | - |
Итого: | 10 | 4 | 6 | |
IV четверть | ||||
27 | «Лесные духи» | 1 | - | 1 |
28 | «Сказочный мир бабочки» | 1 | 0,5 | 0,5 |
29 | «Весна» | 1 | - | 1 |
30 | «Пейзаж» | 1 | 0,5 | 0,5 |
31 | «Портрет друга» | 1 | 0,5 | 0,5 |
32 | «В ритме танца» | 1 | - | 1 |
33 | «Мой любимый герой из мультфильма» | 1 | - | 1 |
34 | «Вернисаж»(КТД «Весенний звездопад») | 1 | 1 | - |
Итого: | 8 | 2,5 | 5,5 | |
Всего: | 34 | 13,5 | 20,5 |
4 класс (1 час в неделю, 34 часа в год) .
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
I четверть |
| |||
1 | Введение | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | «Листопад» | 1 | - | 1 |
3 | «Колючка» | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | «Райский сад» | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | Декоративный натюрморт «Букет на память школе» | 1 | - | 1 |
6 | «Узор» | 1 | 0,5 | 0,5 |
7 | «Парад - Але»» | 1 | - | 1 |
8 | «Как прекрасен этот мир» | 1 | - | 1 |
9 | «Птица счастья» | 1 | 0,5 | 0,5 |
Итого: | 9 | 2,5 | 6,5 | |
II четверть | ||||
10 | «Земля - космос» | 1 | 0,5 | 0,5 |
11 | «Яркий аквариум» | 1 | 0,5 | 0,5 |
12 | «Мир вокруг нас» | 1 | 0,5 | 0,5 |
13 | «Феечки» | 1 | 0,5 | 0,5 |
14 | Творчество русских художников (Урок-презентация ) | 1 | 1 | - |
15 | «Зимние забавы»(КТД «Как-то раз под Новый год») | 1 | - | 1 |
16 | «Символ» | 1 | - | 1 |
Итого: | 7 | 3 | 4 | |
III четверть | ||||
17 | «Фигура человека» | 1 | 0,5 | 0,5 |
18 | «Замки и крепости» | 1 | - | 1 |
19 | «Соревнования древнегреческих атлетов». | 1 | - | 1 |
20 | «Краски земли» | 1 | - | 1 |
21 | «Как прекрасен этот мир»(Заочная экскурсия в музей ) | 1 | 1 | - |
22 | «Мы путешественники» | 1 | - | 1 |
23 | «Осенний пейзаж» | 1 | - | 1 |
24 | «Предметный мир» | 1 | 0,5 | 0,5 |
25 | «Для любимой мамы»(КТД «Праздник для пап и мам») | 1 | 0,5 | 0,5 |
26 | «Изовикторина» | 1 | 1 | - |
Итого: | 10 | 3,5 | 6,5 | |
IV четверть | ||||
27 | «Карнавал, карнавал» | 1 | - | 1 |
28 | «В гостях у мастеров глиняной игрушки» | 1 | 0,5 | 0,5 |
29 | «Мир растений» | 1 | - | 1 |
30 | Творчество зарубежных художников | 1 | 1 | - |
31 | «Лесная ярмарка» Изготовление игрушек с использованием природных материалов | 1 | - | 1 |
32 | «Вертушки - вертушки» | 1 | - | 1 |
33 | Экскурсия в художественный музей | 1 | 1 | - |
34 | «Вернисаж» (КТД «Весенний звездопад») | 1 | 1 | - |
| Итого: | 8 | 3,5 | 4,5 |
| Всего: | 34 | 12,5 | 21,5 |
Материально-техническое обеспечение
1.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010.
Литература для обучающихся:
1.Кузин В.С.Изобразительное искусство: учебник для общеобразовательных учреждений. 1 (2, 3, 4) класс М. : Дрофа
2.Умелые руки найдут себе работу. 1-4 классы. Дид. мат. по технологии./Е.П.Кондратьева. Л.М.Григорьева. – Чеб.: Чув.кн.изд.,2008
3.Чувашское прикладное искусство и трудовое обучение./Е.П.Кондратьева. – Чеб., 1992
4. Аппликационные работы в нач. кл. /И.И.Щеблыкин, В.И.Романина. – М.: Просвещение.1983
Таблицы:
1. Введение в цветоведение
Цвета и гуашь
Палитра
Ахроматические цвета
Основные и смешанные цвета
Теплые цвета
Холодные цвета
Разбелы
Затемнения
Потускнения
Светотени
Цвет в перспективе
Контрастные цвета
Нюансовые цвета
Колорит
Символика цвета
Цвет в геральдике
2. Основы декоративно-прикладного искусства
Стилизация
Композиция орнамента
Дымковские игрушки
Гжель
Хохломская роспись
Деревянные игрушки
Павлово-Посадские платки
Вологодское кружево
Аппликация
Коллаж
Витраж
Мозаика
Детям об искусстве. Альбом репродукций произведений живописи. – М.: Советский художник,1981
Государственная Третьяковская галерея. Несброшюрованный альбом./Составит.: Кузин В.С . – М.,1984
Любимые сказки. Несброшюрованный альбом для нач. шк. – М., 1982
Русская народная игрушка. Набор открыток. – М.,1985
Интернет- ресурсы:
Коллекция цифровых образовательных ресурсов http://schoolcollection.informika.ru;
Википедия - свободная энциклопедия http://ru.wikipedia.org/wiki;
Педсовет.org Живое пространство образования http://pedsovet.org
Клуб учителей начальной школы
http://www.4stupeni.ru/stady/konspekt_1_izo/8932-risovanie-s-natury-osennielistya.html
Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru/
Педсовет http://pedsovet.org/
Педагогическое сообщество http://www.pedsovet.su/
Учебно-методический портал http://www.uchmet.ru/library/material/
Приложение 1.
Словарь юного художника.
Автопортрет – портрет художника или скульптора, выполненный им самим.
Акварель – мелкотёртые краски, разводимые водой, а также живопись этими красками.
Блик – это самая светлая часть на предмете.
Бытовой жанр – область изобразительного искусства, посвященная событиям и сценам повседневной жизни.
Ватман – сорт бумаги высокого качества с шероховатой поверхностью для черчения и рисования.
Графика – это рисунки, выполненные карандашом или тушью.
Гуашь – это непрозрачная краска, хорошо ложится, используется в декоративных работах.
Дополнительные цвета – два цвета, дающие белый при оптическом смешении (красный и голубовато-зеленый, оранжевый и голубой, желтый и синий, фиолетовый и зеленовато-желтый, зеленый и пурпурный).
Зарисовка – рисунок с натуры, выполненный с целью собирания материала для более значительной работы или ради упражнения. В отличие от набросков исполнение зарисовок может быть более детализированным.
Изображение – воссоздание действительности в художественных образах; то, что изображено (рисунок, картина, фотография, скульптура и т.д.).
Изобразительное искусство – раздел пластического искусства, объединяющий скульптуру, живопись, графику, основанный на воспроизведении конкретных явлений жизни в их видимом предметном облике.
Иллюстрация – изображение, сопровождающее текст; область изобразительного искусства, связанная с образным истолкованием литературных произведений.
Исторический жанр – один из важнейших жанров в изобразительном искусстве, объединяет произведения живописи, скульптуры, графики, в которых запечатлены значительные события и герои прошлого, различные эпизоды из истории человечества.
Картина – произведение станковой живописи, имеющее самостоятельное художественное значение.
Кисть – основной инструмент в живописи и многих видах графики.
Композиция – это способ расположения предметов, их объединение, выделение главного образа.
Контур – это линия, передающая внешние очертания животного, человека или предмета.
Лепка – процесс создания скульптурного изображения из пластичных материалов (глина, воск, пластилин).
Мазок – это след кисточки с краской на бумаге.
Натюрморт – это картина, на которой изображаются различные предметы обихода, фрукты, цветы и т.д.
Орнамент – это постоянно повторяющийся узор; узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов.
Палитра – 1) Небольшая, тонкая доска четырехугольной или овальной формы, на которой художник смешивает краски во время работы. 2) Точный перечень красок, которыми пользуется тот или иной художник в своей творческой работе.
Пейзаж – жанр изобразительного искусства, посвященный воспроизведению естественной ил преображенной человеком природы.
Портрет – жанр изобразительного искусства, в котором воссоздается изображение определенного человека или группы лиц в живописи, графике, скульптуре или фотографии.
Пропорции – взаимоотношение форм (частей) предмета по их величине. Соблюдение пропорций в рисунке имеет решающее значение, так как они составляют основу правдивого и выразительного изображения.
Размывка – художественный прием при работе с красками, разводимыми водой.
Рисунок – изображение, начертание на плоскости, основной вид графики.
Ритм – это повторение и чередование фигур.
Светотень – закономерные градации светлого и темного на объемной форме предмета, благодаря которым по преимуществу воспринимаются глазом такие предметные свойства, как объем и материал. Основные градации светотени: свет, полутень, тень собственная, рефлекс, тень падающая.
Силуэт – это способ изображения фигур и предметов черным пятном; очертание предмета, подобие его тени.
Теплые и холодные цвета – теплые цвета, условно ассоциирующиеся с цветом огня, солнца, накаленных предметов: красные, красно-оранжевые, желто-зеленые. Холодные цвета, ассоциирующиеся с цветом воды, льда и других холодных объектов: зелено-голубые, голубые, сине-голубые, сине-фиолетовые.
Тон – термин употребляется художниками для определения светлоты цветов или поверхностей. В цветоведении тон – это название цветности (цветовой тон).
Тональность – это термин, обозначающий внешние особенности колорита или светотени в произведениях живописи и графики В отношении к цвету он более употребителен и совпадает с термином «цветовая гамма».
Фон – это цветовое пространство или среда, в котором находится изображаемый предмет.
Холст – прочная суровая ткань, обычно льняная, выработанная из толстой пряжи; предварительно загрунтованный холст используется для живописи масляными красками.
Цветовые отношения – это различие цветов натуры по цветовому тону (оттенку), светлоте и насыщенности.
Штрих – это черта, короткая линия.
Эскиз – в изобразительном искусстве – предварительный, часто беглый набросок, фиксирующий замысел художественного произведения.
Этюд – изображение вспомогательного характера, ограниченного размера, выполненное с натуры, ради тщательного ее изучения.