| Итого:51 | 51 | | | | |
ЯНВАРЬ (второе полугодие) | |
1. | Основы живописи | | | | | |
1.14 | Натюрморт из двух-трех предметов. Ограничена палитра, выполнить тремя красками (желтой, синей, черной). | 3 | Повторение темы. Передача формы предмета с передачей пространства. Поиск тончайших цветовых оттенков цветов. Материал: формат А3. Наглядный материал: работы учащихся, репродукции, фотографии. | В аудитории индивидуально Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа | |
1.15 | Натюрморт из трех предметов. Ограничена цветовая палитра. Выполнить тремя красками (зеленой, красной, черной). | 3 | Использование технических возможностей акварели. Фактура, мазок, направления, размер и форма мазка. | В аудитории индивидуально Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа | |
1.16 | Несложный контрастный натюрморт. Выполнить в мозаичной манере. | 3 | Разбить все формы на плоскости их покрывающие. Проанализировать изменение цвета плоскостей в зависимости от поворота, удаленности от источника света и цвета окружающей среды. Материал: акварель или гуашь, формат А3. Наглядный материал: работы учащихся, репродукции, фотографии, таблицы. | В аудитории индивидуально Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа | |
1.17 | Натюрморт из двух гладко окрашенных предметов на пестром фоне (ваза и яблоко). | 3 | Уметь расфокусированно смотреть на натуру. Увидеть пестрый фон через предметы. Уметь обобщать несущественное ради выделения главного. Материал: акварель или гуашь, А3. Наглядный материал: работы учащихся, репродукции, фотографии. | В аудитории индивидуально Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа | |
1.18 | Натюрморт из двух предметов на контрастном фоне. | 3 | Знакомство с приемом работы по-сырому. Вливание цвета в цвет. Материал: акварель, А3. Наглядный материал: работы учащихся, репродукции, фотографии. | В аудитории индивидуально Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа | |
1.19 | Наброски цветом фигуры человека. Акварель. | 3 | Предварительно первые наброски выполняются карандашом и более длительное время. Затем время сокращается до 5-7 минут. Последние наброски делаются цветом без предварительного рисунка. Материал: гуашь, А3. Наглядный материал: работы учащихся, репродукции, фотографии, таблицы. | В аудитории индивидуально Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа | |
1.20 | Постановка из трех-четырех предметов нейтральной окраски на нейтральном фоне при теплом (боковом) освещении. Акварель. | 3 | Передача объема предметов с передачей теплохолодности. Повторение по усложнению темы №11. Материал: акварель, А3. Наглядный материал: работы учащихся, репродукции, фотографии, таблицы. | В аудитории индивидуально Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа | |
1.21 | Постановка из трех-четырех предметов более сложной формы на контрастном фоне (3 задания). Акварель | 9 9 9 | Цветовая гармония. Теплохолодность. Пространство. Материал: акварель, формат А3. Наглядный материал: работы учащихся, репродукции, фотографии. | В аудитории индивидуально Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа | |
1.22 | Итоговая постановка. Акварель. | 3 | Проверка приобретенных знаний, умений и навыков. | | | |
| Итого:51 | 51 | | | | |
2 КЛАСС | |
1 полугодие | |
№ п/п | Разделы и темы | Кол-во часов | Содержание | Форма занятия | Виды деятельности | |
1. | Постановка из трех предметов с ясно выраженным цветом (фрукты, овощи, посуда) на нейтральном фоне. Используются непестрые драпировки. Боковая подсветка. | 3 3 | Цель: цветовая характеристика предметов и их связь с окружающей средой. Поиск композиции, работа над рисунком под живопись. Поиск больших цветовых отношений. Продолжение работы в цвете. Уточнение деталей. Обощения. Подведение итогов. Обсуждение. Материал: акварель или гуашь, А 2. Наглядный материал: работы учащихся, репродукции, фотографии. | В аудитории индивидуально Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа | |
2 | Постановка из 3-4 предметов на цветном фоне. Используются однотонные драпировки. Наглядные пособия: работы мастеров (Машков, Кончаловский, Стожаров), работы учащихся школы.. | 3 3 3 3 | Цель: передать цветовую характеристику предметов. Цветовое взаимовлияние, пространство. Рисунок эскиза, поиск композиции, цветовое решение эскиза. Начало работы на формате. Первые цветовые прокладки. Поиск цветовых отношений. Продолжение работы над деталями, прописка главного в работе. Завершение работы. Обобщение. Подведение итогов. Обсуждение. Материал: гуашь или акварель, формат А 2. Наглядный материал: работы учащихся, репродукции, фотографии. | В аудитории индивидуально Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа | |
3 | Декоративный натюрморт из игрушек и декоративных тканей. Техника гуашь. Колорит ограничен 4-5 цветами. | 3 3 3 3 | Цель: организация цветового пространства. Равновесие и гармония цвета. Поиск динамичной композиции. Составление колеров. Первые цветовые прокладки. Цветовое равновесие. Детализация. Завершение работы. Оформление. Обсуждение. Материал: гуашь или акварель, формат А 2. Наглядный материал: работы учащихся, репродукции, фотографии. | В аудитории индивидуально Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа | |
4 | Постановка на цветном фоне 4-5 предметов. | 3 3 3 | Цель: передача пространства (объема предметов), цветовых рефлексов. Поиск композиции и формата листа. Цветовой эскиз. Рисунок под живопись на основном формате. Начало работы цветом. Прописка деталей, поиск общих цветовых отношений. Завершение. Подведение итогов. Материал: гуашь или акварель, формат А 2. Наглядный материал: работы учащихся, репродукции, фотографии | В аудитории индивидуально Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа | |
5 | Постановка из нескольких предметов, более сложных по форме, на цветном фоне. Показываются работы учащихся школы. | 3 3 | Цель: передача характера предметов и их цветовых отношений. Поиск композиции и формата листа. Рисунок на основном формате под живопись. Начало работы цветом. Продолжение. Завершение. Подведение итогов. Материал: гуашь или акварель, формат А 2. Наглядный материал: работы учащихся, репродукции, фотографии | В аудитории индивидуально Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа | |
6 | Постановка из нескольких предметов, более сложных по форме, на цветном фоне. Показываются работы учащихся школы. | 3 3 | Цель: передача характера предметов и их цветовых отношений. Поиск композиции и формата листа. Рисунок на основном формате под живопись. Начало работы цветом. Продолжение. Завершение. Подведение итогов. Материал: гуашь или акварель, формат А 2. Наглядный материал: работы учащихся, репродукции, фотографии | В аудитории индивидуально Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа | |
| Итого:51 | 51 | | | | |
ЯНВАРЬ (2 полугодие) | |
7 | Постановка из предметов, близких по цвету. В теплой цветовой гамме. Показываются работы учащихся школы их фонда. | 3 3 3 | Цель: поиск оттенков одного и того же цвета, разных по тону, теплохолодности и насыщенности. Поиск композиции на заданном формате. Рисунок натюрморта на основном формате. Начало первых цветовых прокладок. Общие цветовые отношения. Работа над деталями. Синтез и анализ этюда. Завершение, подведение итогов. Материал: гуашь или акварель, формат А 2. Наглядный материал: работы учащихся, репродукции, фотографии | В аудитории индивидуально Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа | |
8 | Постановка из предметов, близких по цвету. В холодной цветовой гамме. Показываются работы учащихся школы их фонда. | 3 3 3 | Цель: поиск оттенков одного и того же цвета, разных по тону, теплохолодности и насыщенности. Поиск композиции на заданном формате. Рисунок натюрморта на основном формате. Начало первых цветовых прокладок. Общие цветовые отношения. Работа над деталями. Синтез и анализ этюда. Завершение, подведение итогов. Материал: гуашь или акварель, формат А 2. Наглядный материал: работы учащихся, репродукции, фотографии | В аудитории индивидуально Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа | |
9 | Постановка из 3-4 предметов, различных по материалу. Показываются лучшие работы учащихся ДШИ. | 3 3 3 | Цель: передача формы одним цветом (монохром). Возможный цвет – сиена, умбра. Поиск композиции. Рисунок под живопись. Начало работы цветом. Продолжение работы в цвете. Поиск тоновых отношений. Работа над деталями. Завершение. Обобщение. Подведение итогов. Материал: гуашь или акварель, формат А 2. Наглядный материал: работы учащихся, репродукции, фотографии | В аудитории индивидуально Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа | |
10 | Постановка из нескольких различных по материалу предметов (дерево, металл, стекло, керамика). | 3 3 3 | Цель: передача материальности, фактуры. Поиск композиции в эскизах. Цветовой эскиз. Рисунок под живопись. Начало лессированных прокладок. Поиск больших цветовых отношений. Работа над деталями. Завершение. Обобщение. Подведение итогов. Материал: акварель, формат А 2. Наглядный материал: работы учащихся, репродукции, фотографии | В аудитории индивидуально Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа | |
11 | Постановка из нескольких различных по материалу предметов (дерево, металл, стекло, керамика). | 3 3 3 | Цель: передача материальности, фактуры. Поиск композиции в эскизах. Цветовой эскиз. Рисунок под живопись. Начало лессированных прокладок. Поиск больших цветовых отношений. Работа над деталями. Завершение. Обобщение. Подведение итогов. Материал: гуашь, формат А 2. Наглядный материал: работы учащихся, репродукции, фотографии | В аудитории индивидуально Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа | |
12 | Итоговая постановка, суммирующая полученные знания, 3-4 предмета, 3-4 драпировки, сближенная цветовая гамма. | 6 | Требования: единая цветовая гамма, светотеневая моделировка формы. Передача пространства цветом. Теплохолодность, цельность листа, Техничность выполнения этюда. Материал: гуашь или акварель, формат А 2. Наглядный материал: работы учащихся, репродукции, фотографии | В аудитории индивидуально Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа | |
| Итого:51 | 51 | | | | |
3 КЛАСС | |
1 полугодие | |
№ п/п | Разделы и темы | Кол-во часов | Содержание | Форма занятия | Виды деятельности | |
1 | Постановка из живых цветов. Используется техника по-сырому. В качестве наглядных пособий можно показать репродукции Фонвизина, работы учащихся школы. | 3 | Требования: выявить характер букета, оригинальную композицию, передать цветовую гармонию. Знакомство и углубление знаний о различных приемах работы акварелью, применение их на практике. Рисунок под живопись, работа по-сырому. Материал: акварель, формат А 3. Наглядный материал: работы учащихся, репродукции, фотографии, таблицы. | В аудитории индивидуально Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа | |
2 | Постановка из живых цветов. Используется техника по-сухому. В качестве наглядных пособий можно показать репродукции Андрияки, работы учащихся школы. | 3 | Требования: выявить характер букета, оригинальную композицию, передать цветовую гармонию. Знакомство и углубление знаний о различных приемах работы акварелью, применение их на практике. Рисунок под живопись, работа по-сухому. Материал: акварель, формат А 3. Наглядный материал: работы учащихся, репродукции, фотографии, таблицы. | В аудитории индивидуально Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа | |
3 | Натюрморт с веткой рябины | 3 3 | Цель: выделение главного, режиссура процесса работы, мера обобщения и детализации в работе, Рисунок под живопись. Начало работы цветом. Продолжение. Завершение. Подведение итогов. Материал: гуашь, акварель, А2 Наглядный материал: работы учащихся, репродукции, фотографии, таблицы. | В аудитории индивидуально Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа | |
4 | Натюрморт, составленный из нескольких предметов, различных по окраске и форме, на нейтральном фоне. | 3 3 | Цель: передача тональных и цветовых отношений (боковая подсветка). Рисунок под живопись. Начало работы цветом. Продолжение цветовых прокладок. Завершение. Подведение итогов. Материал: гуашь, акварель, А2 Наглядный материал: работы учащихся, репродукции, фотографии, таблицы | В аудитории индивидуально Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа | |
5 | Краткосрочные этюды с чучелом птиц. | 3 3 | Цель: передача выразительности характера и цвета птицы. Прием а-ля прима. Этюды с грача в разных поворотах на фоне разных по цвету драпировок. Этюды чайки в трех ракурсах на светлом и темном фонах. Обсуждение работ. Материал: акварель, А3 Наглядный материал: работы учащихся, репродукции, фотографии, таблицы | В аудитории индивидуально Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа | |
6 | Постановка из нескольких различных по материалу предметов (дерево, металл, стекло, керамика). Показ репродукций Машкова, Кончаловского. | 3 3 3 | Цель: передача фактуры предмета (материальности). Условная передача пространства. Цветовой эскиз с распределением основных цветовых отношений. Рисунок на основном формате. Начало работы цветом. Анализ. Передача плавности. Детализация. Синтез обобщения. Подведение итогов. Материал: акварель, формат А2 Наглядный материал: работы учащихся, репродукции, фотографии, таблицы | В аудитории индивидуально Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа | |
7 | Постановка из нескольких различных по материалу предметов (дерево, металл, стекло, керамика). Показ репродукций Машкова, Кончаловского. | 3 3 3 | Цель: передача фактуры предмета (материальности). Условная передача пространства. Цветовой эскиз с распределением основных цветовых отношений. Рисунок на основном формате. Начало работы цветом. Анализ. Передача плавности. Детализация. Синтез обобщения. Подведение итогов. Материал: гуашь, формат А2 Наглядный материал: работы учащихся, репродукции, фотографии, таблицы | В аудитории индивидуально Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа | |
8 | Декоративный натюрморт (плоскостное решение). Работа гуашью, колерами в 4-5 цветов. | 3 3 3 3 | Цель: дать понятие о цветовом равновесии, о динамике в композиции. Передать эмоциональное состояние и цельность. Работа над эскизом композиции. Рисунок на основном формате. Начало работы цветом. Подбор колеров и их подготовка. Равновесие каждого цвета. Продолжение работы в цвете по всей плоскости листа. Отделка деталей. Завершение, Подведение итогов. | В аудитории индивидуально Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа | |
Итого:54 | 54 | | | | |
2-полугодие | |
9 | Постановка из предметов, сближенных по окраске. Гуашь. | 3 3 3 3 | Цель: передача колорита, поиск богатства цветовых оттенков. Выразительность и целостность композиции. Закрепление знаний по цветоведению. Цветовой эскиз. Поиск композиции. Передача сближенной цветовой гаммы. Рисунок на основном формате. Построение цветовых отношений. Работа с палитрой. Начало работы цветом. Поиск основных цветовых отношений. Анализ. Завершение. Синтез. Обобщение. Оценка. Материал: гуашь, формат А 2 Наглядный материал: работы учащихся, репродукции, фотографии, таблицы. | В аудитории индивидуально Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа | |
10 | Постановка из предметов, сближенных по окраске. Акварель. | 3 3 3 3 | Цель: передача колорита, поиск богатства цветовых оттенков. Выразительность и целостность композиции. Закрепление знаний по цветоведению. Цветовой эскиз. Поиск композиции. Передача сближенной цветовой гаммы. Рисунок на основном формате. Построение цветовых отношений. Работа с палитрой. Начало работы цветом. Поиск основных цветовых отношений. Анализ. Завершение. Синтез. Обобщение. Оценка. Материал: акварель, формат А 2 Наглядный материал: работы учащихся, репродукции, фотографии, таблицы. | В аудитории индивидуально Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа | |
11 | Наброски цветом фигуры человека. | 12 | Цель: минимум средств, максимум выразительности. Передача теплохолодности. Материал: акварель, формат А 3 Наглядный материал: работы учащихся, репродукции, фотографии, таблицы | В аудитории индивидуально Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа | |
12 | Постановка с введением чучел птиц и узорной драпировки. | 3 3 3 3 | Цель: суммирование накопленных знаний и умений. Цветовой эскиз; выполнение в технике акварели. Рисунок на основном формате под живопись. Первые цветовые прокладки. Поиск цветовых отношений. Работа над деталями. Синтез. Обобщение. Завершение. Материал: акварель, формат А2. Наглядный материал: работы учащихся, репродукции, фотографии, таблицы. | В аудитории индивидуально Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа | |
| Итого:48 | 48 | | | | |
4 КЛАСС | |
1 полугодие | |
№ п/п | Разделы и темы | Кол-во часов | Содержание | Форма занятия | Виды деятельности | |
1 | Постановка из цветов, свежих овощей, фруктов. Используются работы Фонвизина (репродукции) для показа приемов вливания цвета в цвет. | 3 3 3 | Цель: повторение технических приемов акварели, цельность, колористическое единство работы, декоративность решения. Упражнение по- сырому. Вливание цвета в цвет. Поиск оптимального решения обобщенной формы цветка. Изображаются только цветы без вазы и т. д. Поиск композиционного решения натюрморта. Рисунок под живопись. Начало работы цветом. Прописка деталей. Обобщение и завершение. Материал: акварель, формат А2. Наглядный материал: работы учащихся, репродукции, фотографии, таблицы. | В аудитории индивидуально Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа | |
2 | Этюд – растение подсолнух. | 3 | Цель: повторение технических приемов акварели. По-сырому. Выполнение выразительной композиции в быстром этюде. Материал: акварель, формат А3. Наглядный материал: работы учащихся, репродукции, фотографии, таблицы. | В аудитории индивидуально Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа | |
3. | Букет с веткой рябины. | 3 3 3 | Цель: передача пространства. Взаимодействие предметов с фоном. Рисунок под живопись. Начало работы. Композиционное решение. Прописка деталей. Анализ. Завершение работы. Обобщение. Подведение итогов. Материал: на выбор учащегося. Наглядный материал: работы учащихся, репродукции, фотографии, таблицы. | В аудитории индивидуально Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа | |
4 | Натюрморт из нескольких предметов, разных по материалу, усложненных по форме, с богатой по фактуре драпировкой. | 3 3 3 3 | Цель: гармоничное решение композиции, богатство нюансировки. Передача световоздушной среды. Цветовой этюд композиции. Рисунок под живопись. Работа в цвете над композицией. Продолжение работы в цвете над деталями. Завершение. Обобщение. Подведение итогов. Материал: на выбор учащегося. Наглядный материал: работы учащихся, репродукции, фотографии, таблицы. | В аудитории индивидуально Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа | |
5 | Этюд головы человека. Показ лучших работ учащихся ДШИ. | 3 3 3 | Цель: индивидуальная цветовая характеристика. Элементы моделировки головы цветом. Несколько цветовых набросков головы человека ( 5-6 за занятие) по цветовой прокладке. Прием – по-сырому. Рисунок головы человека под живопись. Начало лессировочных прокладок. Продолжение работы в цвете. Моделирование лессировкой частей головы. Материал: акварель, формат А3. Наглядный материал: работы учащихся, репродукции, фотографии, таблицы. | В аудитории индивидуально Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа | |
6 | Фигура человека. Несложная тематическая постановка. | 3 3 3 3 | Цель: цветовое единство работы. Пластическая завершенность форм. Моделировка головы, передача пропорций фигуры. Работа над подготовительными эскизами. Композиционное решение. Поиск. Рисунок под живопись. Начало широких лессировочных прокладок. Продолжение работы в цвете под детали. Завершение работы. Подведение итогов. Материал: акварель, формат А2. Наглядный материал: работы учащихся, репродукции, фотографии, таблицы. | В аудитории индивидуально Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа | |
| Итого:54 | 54 | | | | |
2 полугодие | |
7 | Постановка из 3-4 предметов, разнообразных по фактуре, с введением гипсового орнамента или маски на дальнем плане. Акварель. | 3 3 3 3 | Цель: умение последовательно вести длительную постановку. Лепка формы цветом. Передача материальности предметов. Пространственное решение планов. Объяснение темы с постановкой задач. Композиционное решение. Построение предметов. Выбор цветовой гаммы. Начало работы цветом. Работа над деталями по всей плоскости листа, обобщение. Работа над деталями. Окончание и обсуждение работы. Материал: акварель, формат А2. Наглядный материал: работы учащихся, репродукции, фотографии, таблицы. | В аудитории индивидуально Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа | |
8 | Постановка из 3-4 предметов, разнообразных по фактуре, с введением гипсового орнамента или маски на дальнем плане. Гуашь. | 3 3 3 3 | Цель: умение последовательно вести длительную постановку. Лепка формы цветом. Передача материальности предметов. Пространственное решение планов. Объяснение темы с постановкой задач. Композиционное решение. Построение предметов. Выбор цветовой гаммы. Начало работы цветом. Работа над деталями по всей плоскости листа, обобщение. Работа над деталями. Окончание и обсуждение работы. Материал: гуашь, формат А 2. Наглядный материал: работы учащихся, репродукции, фотографии, таблицы. | В аудитории индивидуально Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа | |
9 | Фрагмент интерьера (ясный по теме). Угол мастерской. | 3 3 3 3 | Цель: передача пространственных планов цветом, передача световоздушной среды. Цветовой эскиз. Поиск выразительной композиции. Выбор точки зрения. Рисунок под живопись. Прописка деталей лессировкой. Обобщение работы (синтез). Подведение итогов. Материал: акварель, формат А 2. Наглядный материал: работы учащихся, репродукции, фотографии, таблицы | В аудитории индивидуально | Практическая работа | |
10 | Итоговая экзаменационная постановка. | 12 | Цель: выявление качества полученных умений и навыков: - умение последовательно вести работу над длительным заданием, 12 часов выдерживать на протяжении всей работы цветовое единство этюда; - умение завершить работу, показав владение «режиссурой», то есть выделять главное в натюрморте и списывать неглавное, передавая световоздушную среду и пространство. Материал: акварель или гуашь, формат А 2. | В аудитории индивидуально | Практическая работа | |
| Итого:48 | 48 | | | | |
Всего: 408 | |