№ п/п | Разделы и темы | Кол-во часов | Содержание | Форма занятия | Виды деятельности |
СЕНТЯБРЬ (Первое полугодие) |
1. | Основы композиции станковой | | | | |
1.1 | Вводная беседа об основных законах и правилах композиции | 4 | Педагог знакомит с основными законами и правилами композиции. Дети выполняют композицию на свободную тему, например: «Декоративная птица» Материал: гуашь, формат А3. Наглядный материал: работы учащихся, репродукции, фотографии, таблицы. Входной контроль. | В аудитории по группам | Беседа, демонстрация практическая работа |
1.2 | Равновесие основных элементов композиции в листе | 2 | Педагог объясняет законы равновесия в композиции. Задание: создать зрительно уравновешенную и ритмически организованную композицию Задачи: решаются экспериментально: вырезанные фигуры перемещаются по листу, заменяются одна другой, результаты анализируются; когда композиция найдена, фигуры приклеиваются Материал: аппликация, графические материалы, формат А3. Наглядный материал: работы учащихся, репродукции, фотографии, таблицы. | В аудитории индивидуально | Беседа, практическая работа |
2. | Цвет в композиции станковой | | | | |
2.1 | Основные цвета, составные и дополнительные цвета (комплиментарные, опонентные). | 4 | Педагог рассказывает о свойствах цвета и тона. Дети составляют цветовой круг, знакомятся с основными и составными цветами. | В аудитории по группам | Беседа, практическая работа |
2.2 | Тональность и тональная пластика. | 6 | Тональность и тональная пластика. Серия графических работ. Дети составляют тоновую шкалу Задание: Выполнить серию графических работ, объединенных общим графическим языком на тему «Мой город». Задачи: поиски графического языка; создать композиции с выразительной тональной пластикой. Материал: по выбору учащихся. Наглядный материал: работы учащихся, репродукции, фотографии, таблицы. | В аудитории индивидуально | Беседа, демонстрация практическая работа |
2.3 | Цветовые гармонии. Эмоциональная характеристика цвета. | 4 | Волшебные цветы. Мозаика. Задание: используя гармонию сближенных цветов придумать зимний, весенний, летний и осенний цветок Задачи: создать с помощью цвета настроение в работе, используя гармонию сближенных цветов, мозаичное решение Материал: гуашь, А3. Наглядный материал: работы учащихся, репродукции, фотографии, таблицы. | В аудитории индивидуально | Беседа, демонстрация практическая работа |
2.4 | Достижения выразительности композиции с помощью цветового контраста. Контраст и нюанс. | 6 | Композиция «Запах осенних листьев». Задание: придумать композицию, используя контрастные (дополнительные) цвета и ассоциативный образный тип видения. Задачи: создать с помощью цвета образ и настроение в работе, поиски цветовых гармоний. Материал: гуашь, формат А3. Наглядный материал: работы учащихся, репродукции, фотографии. | В аудитории по группам | Беседа, демонстрация практическая работа |
3. | Сюжетная композиция | | | | |
3.1 | Сюжетная композиция Понятие «симметрия» и «асимметрия». Палитра в 2 тона. | 6 | Педагог рассказывает о «симметрии» и «асимметрии» в композиции. Задание: создать необычный образ дерева на основе симметричного композиционного построения, используя находки в работе с фактурами. Задачи: беседа о графике, видах, технике, основных средствах выразительности. Создать ритмически организованную работу, уделяя особое внимание выразительному силуэту. Материал: тушь, гуашь, формат А3. Наглядный материал: работы учащихся, репродукции, фотографии, таблицы. | В аудитории по группам | Беседа, демонстрация практическая работа |
| Итого:32 | 32 | | | |
ЯНВАРЬ (второе полугодие) |
1. | Основы композиции станковой | | | | |
1.3 | Ритм в композиции станковой | 4 | Педагог рассказывает о ритме в станковой композиции. Дети рисуют наброски, зарисовки деревьев, веток, морозные узоры. Задание: создать необычный образ, используя выразительные средства графики. Задачи: развитие образного мышления, учимся использовать в работе эскизы. Материал: графические материалы, А3. Наглядный материал: работы учащихся, репродукции, фотографии. | В аудитории индивидуально Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа |
1.4 | Композиционный центр в композиции станковой | 6 | Педагог знакомит детей с понятием композиционный центр. Дети рисуют несложный сюжет с 2-3 фигурами, 2х плановое пространство. | В аудитории индивидуально | Беседа, демонстрация практическая работа |
1.5 | Выразительные средства станковой композиции. Пятно как выразительное средство в композиции и средства его выявления. | 2 | Педагог рассказывает о выразительных средствах композиции. Задание: создать композицию, в которой ясно читается главное и второстепенное, где окружение дополняет главную фигуру композиции по цвету, тону, форме, смыслу. Задачи: Беседа о жанровой композиции. Работа направлена на развитие наблюдательности, умения передавать увиденное в своей работе, выделение главного и второстепенного. Дать понятие форэскиза (предварительного эскиза), его роли в работе над композицией. Преодолеть при расположении элементов композиции пустоту или стесненность изображения. Материал: гуашь, А3. Наглядный материал: работы учащихся, репродукции, фотографии, таблицы. | В аудитории индивидуально | Беседа, демонстрация практическая работа |
1.6 | Выразительные средства станковой композиции. Линия как выразительное средство композиции. Работа с фактурами. | 2 | Композиция «Архитектурное животное». Задание: создать выразительную графическую композицию, используя образный или смысловой тип видения Задачи: изучение типов видения Материал: карандаш, А3. Наглядный материал: работы учащихся, репродукции, фотографии. | В аудитории индивидуально | Беседа, демонстрация практическая работа |
1.7 | Изучение понятий «планы», «пространство», «масштаб», «соизмеримость элементов», состояние пейзажа. Ахроматическая гамма Упражнения на передачу пространства | 8 | Педагог рассказывает о «пространстве», «масштабе», «соизмеримости элементов». Задание: создать графические композиции с ярко выраженным пространством Задачи: развитие техники работы карандашом. Материал: карандаш, А3. Наглядный материал: работы учащихся, репродукции, фотографии. | В аудитории индивидуально | Беседа, демонстрация практическая работа |
1.8 | Выразительность элементов формы. | 4 | Ассоциативные композиции на заданную тему. Задание: используя разнообразные выразительные средства живописи и графики, передать в композиции из абстрактных элементов определенные настроения, состояния. Задачи: развитие образного мышления. Материал: гуашь, А3. Наглядный материал: работы учащихся, репродукции, фотографии, таблицы. | В аудитории индивидуально | Беседа, демонстрация практическая работа |
1.9 | Ритм в композиции. Музыкальная композиция. | 4 | Знакомство с понятиями символ и типы видения. Задание: выполнить композицию символического характера Задачи: развитие образно- смыслового мышления Материал: гуашь, А3. Наглядный материал: работы учащихся, репродукции, фотографии, таблицы. | В аудитории индивидуально | Беседа, демонстрация практическая работа |
1.10 | Движение и покой в станковой композиции. | 4 | Задание: упражнения на передачу движения и покоя. Задачи: используя в работе предварительные эскизы, создать статичную и динамичную композиции. Материал: графические материалы, гуашь, А3. Наглядный материал: работы учащихся, репродукции, фотографии. | В аудитории индивидуально | Беседа, демонстрация практическая работа |
| Просмотр | 2 | | | |
| Итого:36 | 36 | | | |
2 КЛАСС |
СЕНТЯБРЬ (1 полугодие) |
2. | Цвет в композиции станковой | | | | |
2.5 | Понятия «целостность композиции», «виды и формы ритма», «выделение главного», «пропорции тона», «состояние» | 16 | Педагог рассказывает о «целостности композиции». Задание: выполнение композиционного пейзажа со стаффажем (городской мотив) в 3 тона с выделением одного из основных цветов (желтого, красного или синего).2-х или 3-х плановое пространство. С приминением разбела и затемнения. Материал: гуашь, А2. Наглядный материал: работы учащихся, репродукции, фотографии. | В аудитории индивидуально | Беседа, демонстрация практическая работа |
3. | Сюжетная композиция | | | | |
3.2 | Однофигурная, двухфигурная и многофигурная композиция, варианты построения схем (статичная и динамичная) | 16 | Педагог рассказывает о композиционной схеме в станковой композиции. Задание: создать свою композицию на основе заданной композиционной схемы. Задачи: сохранить в работе расположение композиционного центра, характер членения картинной плоскости, пропорциональные соотношения фигур, заданные предложенной композиционной схемой для создания своей работы. Материал: гуашь, А2. Наглядный материал: работы учащихся, репродукции, фотографии. | В аудитории индивидуально | Беседа, демонстрация практическая работа |
| Итого:36 | 32 | | | |
ЯНВАРЬ (2 полугодие) |
4. | Декоративная композиция | | | | |
4.1 | Монокомпозиция в декоративном искусстве, общие проинципы ее построения. Навыки перехода на условную плоскую, аппликационную трактовку формы предмета. | 4 | Педагог рассказывает о монокомпозиции в декоративном искусстве. Дети рисуют с натуры предмет (чайник, кувшин и т. п.), определение «большой тени». Изображение силуэта этого предмета. | В аудитории индивидуально Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа |
4.2 | Трансформация и стилизация изображения. Поиск интересных, выразительных форм предметов, контрастных между собой по форме и величине. | 4 | Трансформации на основе природных форм. Каштан. Гранат. Ракушка. Задание: стилизация на основе природной формы. Задачи: создать выразительную композицию, используя образный тип видения; декоративные возможности живописи и графики; поиски образов. Материал: графические материалы, гуашь, А3. Наглядный материал: работы учащихся, репродукции, фотографии. | В аудитории индивидуально | Беседа, демонстрация практическая работа |
4.3 | Стилизация на основе природных форм «Страна – Тюльпания». | 4 | Задание: стилизация весенних цветов Задачи: создание необычных образов на основе образного или смыслового типов видения Материал: гуашь, А3, А2. Наглядный материал: работы учащихся, репродукции, фотографии. | В аудитории индивидуально | Беседа, демонстрация практическая работа |
4.4 | Декоративная композиция натюрморта. Натюрморт с натуры с выявлением объема при изучении «большой тени» и «большого света» | 4 | Педагог рассказывает о композиционных схемах декоративного натюрморта. Дети рисуют натюрморт с натуры в черно-белой гамме. | В аудитории индивидуально Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа |
4.5 | | 4 | Дети рисуют натюрморт с натуры . Ахроматическая гамма. Светлота. | В аудитории индивидуально Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа |
4.6 | Стилизация изображения животных | 8 | Педагог рассказывает о стилизации в декоративной композиции. Дети копируют зооморфные мотивы в искусстве орнамента: Древнеиранские мотивы; Готические мотивы Эпоха Возрождения | В аудитории индивидуально | Беседа, демонстрация практическая работа |
4.7 | Создание орнаментальных композиций с изображением зверей в выбранном мотиве | 8 | Задание: создать стилизованное изображение кошки, используя выразительные средства графики. Задачи: развитие образного мышления, учимся использовать в работе эскизы. Материал: графические материалы, формат А3. Наглядный материал: работы учащихся, репродукции (животные в духе художника Вазарели), фотографии. | В аудитории индивидуально | Беседа, демонстрация практическая работа |
| Итого:36 | 36 | | | |
3 КЛАСС |
СЕНТЯБРЬ (1 полугодие) |
3 | Сюжетная композиция | | | | |
3.3 | Пейзаж, как жанр станковой композиции. Пейзаж деревенский или городской, передача неглубокого 3-х планового пространства с учетом перспективных построений, соблюдения масштаба | 16 | Городской пейзаж – композиция-картина. Задание: Создание пейзажа Задачи: Выбор сюжета, формата и организация сюжета на плоскости, сбор материала, цветовые и тональные средства выражения, используемые для передачи настроения в пейзаже; смысловое решение эскизов — работа над самой композицией в материале Материал: на выбор учащегося. Наглядный материал: работы учащихся, репродукции, фотографии, таблицы. | В аудитории индивидуально | Беседа, демонстрация практическая работа |
2 | Цвет в композиции станковой | | | | |
2.6 | Живописная композиция в интерьере с небольшим кол-вом персонажей на темы «Школа», «Магазин», «Друзья» с использованием родственно- контрастной группы цветов. Несложный сюжет с 2-3 фигурами, 2х плановое пространство. | 16 | Способы выявления пространства. Задание: создать композицию на тему, например: «В ДХШ». Задачи: создать пространственную композицию, в основе которой лежит ритм, используя выразительные средства композиции, живописи и графики на свой выбор. Материал: гуашь, акварель, А2 Наглядный материал: работы учащихся, репродукции, фотографии, таблицы. | В аудитории индивидуально | Беседа, демонстрация практическая работа |
Итого:32 | 32 | | | |
ЯНВАРЬ (2-полугодие) |
3. | Сюжетная композиция | | | | |
3.4 | Сюжетная композиция (исторический жанр) Совмещение разновременных событий Совмещение переднего и дальнего плана Сочетание разнонаправленного движения Совмещение фигур и групп, переданных в разных ракурсах | 9 | Задание: создать композицию на тему, например: «Эпоха Петра I», «Средневековье». Задачи: создать пространственную композицию, в основе которой лежит ритм, используя выразительные средства композиции, живописи и графики на свой выбор. Выполнение зарисовок групп людей с натуры. Композиционные зарисовки интерьеров, костюмов, предметов быта, образов персонажей в соответствии с выбранной темой. Материал: гуашь, акварель, А 2 Наглядный материал: работы учащихся, репродукции, фотографии, таблицы. | В аудитории индивидуально Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа |
3.5 | Сюжетная композиция (батальный жанр) Создание многофигурной композиции в цвете по военной тематике | 9 | Задание: создать композицию на тему, например: «Бородинское сражение». Задачи: создать пространственную композицию, в основе которой лежит ритм, используя выразительные средства композиции, живописи и графики на свой выбор. Материал: гуашь, акварель, А2 Наглядный материал: работы учащихся, репродукции, фотографии, таблицы. | В аудитории индивидуально | Беседа, демонстрация практическая работа |
5 . | Создание художественного образа в композиции | | | | |
5.1 | Композиционная организация портрета. Изучение портретного жанра. Схемы построения костюмированного портрета и его видов – аллегорического, мифологического, исторического, семейного, жанрового. | 9 | Автопортрет. Задание: живописная композиция декоративного или реалистического характера Задачи: выявить характер портретируемого с помощью композиционных средств, цветовой гаммы, техники и изобразительных приемов. Материал: гуашь, акварель, А2. Наглядный материал: работы учащихся, репродукции, фотографии, таблицы. | В аудитории индивидуально Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа |
5.2 | Портрет литературного героя из русской классики. Однофигурная композиция со стаффажем на заднем плане | 9 | Портрет. Задание: живописная композиция декоративного или реалистического характера Задачи: выявить характер портретируемого с помощью композиционных средств, цветовой гаммы, техники и изобразительных приемов. Материал: гуашь, акварель, А2. Наглядный материал: работы учащихся, репродукции, фотографии, таблицы. | В аудитории индивидуально | Беседа, демонстрация практическая работа |
| Итого:36 | 36 | | | |
4 КЛАСС |
СЕНТЯБРЬ (1 полугодие) |
5. | Создание художественного образа в композиции | | | | |
5.3 | Иллюстрации к литературным произведениям. Анализ произведений великих мастеров, с целью выявления композиционной схемы картины («золотое сечение», «соотношение больших масс», «композиционный центр »). Создание творческой композиции по мотивам произведений зарубежных писателей-классиков. | 11 | Иллюстрирование. Задание: выбрать сюжет и используя выразительные средства композиции: ритм, цвет, тон, колорит, контраст для выражения своего эмоционального отношения к теме, создать художественный образ. Задачи: включив в пространство человеческую фигуру, необходимо передать настроение данного литературного отрывка, состояние героя, освещение Материал: гуашь, акварель, А3. Наглядный материал: работы учащихся, репродукции, фотографии, таблицы. | В аудитории индивидуально | Беседа, демонстрация практическая работа |
3. | Сюжетная композиция | | | | |
3.6 | Осенний пейзаж с элементами дворцово-парковой архитектуры. Передача образа и состояния природы начала осени. | 11 | Осенний пейзаж – композиция-картина. Задание: Создание пейзажа Задачи: Выбор сюжета, формата и организация сюжета на плоскости, сбор материала, цветовые и тональные средства выражения, используемые для передачи настроения в пейзаже; смысловое решение эскизов — работа над самой композицией в материале Материал: на выбор учащегося. Наглядный материал: работы учащихся, репродукции, фотографии, таблицы. | В аудитории индивидуально | Беседа, демонстрация практическая работа |
3.7 | Композиция интерьера – эскизы с разных точек, этюд, последовательная работа | 10 | Интерьер. Задание: Построение интерьера Задачи: Выбор сюжета, формата и организация сюжета на плоскости, сбор материала, цветовые и тональные средства выражения, используемые для передачи интерьера; смысловое решение эскизов — работа над самой композицией в материале Материал: на выбор учащегося. Наглядный материал: работы учащихся, репродукции, фотографии, таблицы. | В аудитории индивидуально | Беседа, демонстрация практическая работа |
| Итого:32 | 32 | | | |
ЯНВАРЬ (2 полугодие) |
6. | Итоговая работа | | | | |
6.1 | Дипломная (итоговая работа). Выбор темы, сбор материала. Зарисовки и эскизы. | 10 | Творческий проект. Задание: Поиски темы – выстраивание концепции серии работ. Сбор и обработка материала, зарисовки, эскизы, этюды. Поиски графических и живописных решений – как отдельных листов серии, так и всей серии в целом. Задачи: Дипломная работа как форма итоговой аттестации учащихся. Создание серии, связанной единством замысла. Итоговая композиция как работа, максимально выявляющая способности, наклонности и умения данного конкретного ученика: его подготовленность к самостоятельному творческому мышлению и умению реализовывать свои замыслы. Материал: Размер работ, техника исполнения – на выбор учащегося. Наглядный материал:работы учащихся, репродукции, фотографии, таблицы. | В аудитории индивидуально | Практическая работа |
6.2 | Цветовые эскизы и этюды итоговой работы. | 8 | Задачи: выполнить цветовые эскизы и этюды итоговой работы | В аудитории индивидуально | Практическая работа |
6.3 | Выполнение больших этюдов итоговой работы. | 8 | Задачи: выполнить большие этюды итоговой работы | В аудитории индивидуально | Практическая работа |
6.4 | Работа в масштабе | 8 | Задачи: работа в масштабе, проработка деталей, завершение работы | В аудитории индивидуально | Практическая работа |
6.5 | Оформление работы и эскизов. Просмотр. | 2 | Задачи: оформление работы, выставка. | В аудитории индивидуально | Практическая работа |
| Итого:36 | 36 | | | |
Всего: 272 |
1. Основные законы композиции.
2. Основные правила композиции.
3. Приемы композиции.
4. Средства композиции.
5. Порядок и методы работы над композицией.
1. Применять навыки рисунка и живописи в композиции.
2. Самостоятельно выбирать сюжет.
3. Грамотно и последовательно вести работу над композицией.
4. Применять на практике основные законы и правила композиции.
5. Применять знания, полученные по истории искусства, для анализа своей работы.
6. Отбирать существенное и важное; эстетически оценивать находить образное выражение действительности.
7. Владеть различными материалами и применять их в соответствии с замыслом.
3.Осуществлять учебно-исследовательскую работу.
1. Внимание, память, образное мышление, пространственное воображение, глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию;
2. Способность анализировать, изображать, видеть, представлять, оценивать;
3. Терпение и стремление к самосовершенству;
4. Целеустремленность, ответственность, трудолюбие;
5. Навыки работы в коллективе.
Результаты выявляются в ходе аттестации обучающихся.