Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе «Чемпион»
1. Пояснительная записка.
Направленность дополнительной образовательной программы «Чемпион» - спортивно-оздоровительное.
Актуальность программы заключается в том, что когда ребенок подрастает, все хотят видеть его здоровым, умным, сильным. Основы этих качеств закладываются в детстве. Только тот, кто активно занимается физическими упражнениями, может укрепить и сохранить свое здоровье на долгие годы.
Процесс физического воспитания оказывает непосредственное воздействие на внутренний мир человека, на его сознание и поведение. Под влиянием физических упражнений изменяется характер деятельности всех органов и систем организма, совершенствуется их строение, повышается устойчивость к заболеваниям, воздействию стрессовых ситуаций, укрепляется соматическое и психическое здоровье.
Повышенная двигательная активность – биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития.
Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья школьников, в основу, которой положены культурологический и личностноориентированный подходы. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья и спроектирована с учётом нивелирования школьных факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья школьников.
Начальная школа – особый этап в жизни ребенка, связанный:
с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребенка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребенка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
с принятием и освоением ребенком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности.
Внеурочная деятельность является взаимодополняющим компонентом базового образования и объединяет все виды деятельности школьников, направленных на формирование нравственных ориентиров, этнокультурной компетенции, социализации личности.
Цель программы: создать условия для овладения знаниями об основах физической культуры и здоровом образе жизни, для формирования жизненно важных двигательных умений и навыков.
Задачи:
содействовать в получении знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья;
развивать физические качества, координационные и кондиционные способности, – приобщать к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и подвижными играми;
прививать навыки дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, смелости во время выполнения физических упражнений;
усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе выполнения физических упражнений, физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Возраст детей, участвующих в реализации программы от 11 – 15 лет.
Программа рассчитана на один год и составлена для обучающихся 5, 6, 8, 9 классов; 1 час в неделю, 35 часов в год. Занятия проводятся через 45 минут после окончания уроков, продолжительность занятия 45 минут.
В процессе обучения используются современные образовательные технологии:
здоровьесберегающие технологии – привитие гигиенических навыков, навыков правильного дыхания, игр на свежем воздухе в целях закаливания, использование физических упражнений имеющих лечебно-воспитательный эффект, корригирующих и коррекционных упражнений;
личностно-ориентированное и дифференцированное обучение – применение тестов и заданий с учетом уровня физической подготовленности и группы здоровья;
информационно-коммуникационные технологии – показ презентаций для улучшения мотивации к занятиям физическими упражнениями и в приобретении знаний основ физической культуры.
Приобретаемые знания умения и навыки в последующем закрепляются во внеурочных формах занятий: физкультурно-оздоровительных мероприятиях, физкультурно-массовых и спортивных мероприятиях, во внеклассной работе.
Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на 1 год (2 часа в неделю – 70 часов в год). 70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся на свежем воздухе подвижные игры. Подвижные игры – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве; желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию психических процессов. Подвижные игры всегда требуют от играющих двигательных усилий, направленных на достижение условной цели, оговорённой в правилах. Остальное время распределено на всевозможные тематические беседы, часы здоровья, подготовку и проведение различных соревнований и внеклассных мероприятий на формирование здорового образа жизни. Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.
Методы: словесный; игровой; исследовательский; наглядно-демонстрационный; проблемный.
Планируемые результаты освоения программы
В ходе реализация программы кружка по физкультурно-спортивной направленности «Чемпион» обучающиеся должны знать:
основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
особенности влияния вредных привычек на здоровье;
особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
основы рационального питания;
правила оказания первой помощи;
способы сохранения и укрепление здоровья;
основы развития познавательной сферы;
свои права и права других людей;
соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.
уметь:
составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
различать “полезные” и “вредные” продукты;
использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;
определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
заботиться о своем здоровье;
находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
применять коммуникативные и презентационные навыки;
использовать навыки исследовательской деятельности в своей работе;
оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
находить выход из стрессовых ситуаций;
принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
отвечать за свои поступки;
отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
В результате реализации программы по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
беседы, тесты и анкетирование
просмотр тематических видеофильмов
экскурсии, спортивные мероприятия
конкурсы рисунков, плакатов, мини-сочинений.
театрализованные представления, кукольный театр
2. Планируемые результаты дополнительной образовательной программы
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
1-й уровень – приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности в повседневной жизни: о технике безопасности при занятиях туризмом, о способах и средствах самозащиты; о способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе; о принятых в обществе нормах отношения к природе; о правилах групповой работы; об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
2-й уровень – формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом: развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к физкультуре, к природе, к родному Отечеству, к труду, к другим людям.
3-й уровень – приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: приобретение школьником опыта актуализации ОБЖ в социальном пространстве; опыта заботы о младших и организации их досуга; опыта волонтерской деятельности; опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками
Прогнозируемыми результатами освоения обучающимися содержания программы по курсу являются следующие умения:
представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
В результате реализации программы по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств:
отношение к самому себе,
отношение к другим людям,
отношение к вещам,
отношение к окружающему миру.
Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как:
товарищество,
уважение к старшим,
доброта, честность, трудолюбие, бережливость,
дисциплинированность, соблюдение порядка,
любознательность,
любовь к прекрасному,
стремление быть сильным и ловким.
Основными компетенциями обучающихся по курсу являются:
умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
В результате освоения содержания программы учащиеся должны:
иметь представление:
об осанке и правилах использования комплексов физических упражнений для формирования правильной осанки;
об общих и индивидуальных основах личной гигиены, правилах использования закаливающихся процедур;
о правилах поведения на занятиях физическими упражнениями и причинах травматизма.
уметь:
– определять уровень развития физических качеств (силы, быстроты, выносливости);
– выполнять закаливающие водные процедуры (обтирание);
– выполнять комплексы упражнений для формирования правильной осанки;
– выполнять комплексы упражнений для развития точности метания малого мяча;
– выполнять комплексы упражнений для развития равновесия;
– выполнять двигательные умения и навыки:
Ожидаемый результат:
– повышение мотивации к здоровому образу жизни;
– снижение заболеваемости среди детей;
– представление о разнообразном мире движений;
– систематичность и регулярность к занятиям физическими упражнениями;
– интерес к игровой деятельности;
– рост физической подготовленности и улучшение физических показателей
3 . Основное содержание дополнительной образовательной программы
Легкая атлетика
(11 часов)
Вводное занятие. История развития легкоатлетического спорта. Подвижные игры: “Гонка мячей по кругу”, “Мяч капитану”. История развития легкоатлетического спорта. Подвижные игры: “Гонка мячей по кругу”, “Мяч капитану”. Специальные беговые и прыжковые упражнения, бег по прямой на 30 метров; бег с последующим ускорением. Подвижная игра: “Кто быстрее”. Челночный бег “3 х 10м”, бег с изменением темпа. Подвижная игра – эстафета с переноской предметов. Легкая атлетика как наиболее доступный для любого возраста вид спорта. Подвижная игра “Охотники и утки”. Тренировка в отдельных видах легкой атлетики. Подвижная игра: “ Передача мяча в шеренгах и колоннах”. Режим дня и режим питания. Повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 м. Подвижная игра “Кто дальше бросит”. Метание малого мяча на дальность с места способом “из-за головы”. Подвижная игра “Кто дальше бросит”. Метание малого мяча на дальность с места способом “из-за головы”. Равномерный “5-ти минутный бег”. Подвижная игра с прыжками в высоту с прямого разбега. Строевые упражнения, специальные беговые и прыжковые упражнения. Подвижная игра с прыжками в высоту с прямого разбега. Правильная осанка и ее значение для здоровья. Строевые упражнения. Комплекс ОРУ с малым мячом. Подвижная игра “Подвижная цель”.
Общая физическая и специальная подготовка
(6 часов)
Строевые упражнения. Комплекс ОРУ с гимнастическими палками. Акробатические упражнения. Подвижная игра – эстафета. Строевые упражнения. Комплекс ОРУ со скакалкой. Акробатические упражнения. Подвижная игра – эстафета с прыжками в высоту с прямого разбега. Строевые упражнения. Комплекс ОРУ на развитие гибкости и подвижности в суставах. Подвижная игра “Охотники и утки”, “Удочка”. Закаливание в домашних условиях. Комплекс ОРУ на развитие гибкости и подвижности в суставах. Подвижные игры “Быстрые и ловкие”, “Удочка”, “Успей выбежать”. Строевые упражнения. Комплекс ОРУ без предметов. Подвижная игра “Не попадись”, игра – эстафета.
Спортивные и подвижные игры
(18 часов)
Упражнения с баскетбольными мячами Ведение мяча на месте правой рукой, ведение мяча шагом. Подвижная игра “Передача мяча в колоннах, шеренге”.
Упражнения с баскетбольными мячами: броски мяча над собой, в стену, ловля мячей. Подвижная игра “Передача мяча в колоннах, шеренгах”. Ведение мяча на месте правой рукой, ведение мяча шагом. Подвижная игра “Передача мяча в шеренгах”, “Кто быстрее”.
Упражнения с баскетбольными мячами, передача мяча с отскоком от пола на месте. Броски мяча в корзину. Подвижная игра “Меткий бросок”. Игровые правила при выполнении бросков мяча в корзину.
Упражнения с баскетбольными мячами, ведение мяча шагом и легким бегом. Отработка игровых приемов при передачах мяча в движении. Подвижная игра – эстафета с ведением мяча. Упражнения с баскетбольными мячами. Броски мяча в корзину. Подвижная игра “Меткий бросок”. Упражнения с баскетбольными мячами: ведение мяча правой рукой легким бегом. Подвижная игра – эстафета с баскетбольным мячом.
Упражнения с баскетбольными мячами: ведение мяча правой рукой легким бегом. Подвижная игра – эстафета с баскетбольным мячом. Легкая атлетика как наиболее доступный для любого возраста вид спорта. Прыжки на месте на одной, двух ногах; с поворотом. Подвижная игра “Охотники и утки”. Строевые упражнения. Прыжки в высоту с прямого разбега. Подвижная игра с прыжками через препятствие. Метание малого мяча на дальность с места. Быстрый бег парами на скорость. Подвижная игра “Кто дальше бросит”. Метание малого мяча на дальность с места способом “из-за головы”. Быстрый бег парами на скорость. Строевые упражнения, комплекс утренней гимнастики без предметов. Повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 метров. Подвижная игра “Кто быстрее”. Повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 метров (с сохраняющимся или уменьшающимся интервалом отдыха). Подвижная игра “Кто быстрее”.
Специальные беговые и прыжковые упражнения, футбольные игровые приемы. Игровые правила игры в футбол. Игровые правила игры в футбол. Игра в футбол, прыжки через скакалку. Подвижные игры. Урок соревнование «Быстрее, выше, сильнее».
Формы организации учебных занятий
беседы
тесты и анкетирование
просмотр тематических видеофильмов
экскурсии
спортивные мероприятия
конкурсы рисунков, плакатов, мини-сочинений.
театрализованные представления, кукольный театр.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем занятий | Дата по плану | Дата по факту |
| Легкая атлетика Вводное занятие. История развития легкоатлетического спорта. | 08.09. | |
| Подвижные игры: “Гонка мячей по кругу”, “Мяч капитану”. | 15.09. | |
| Специальные беговые и прыжковые упражнения. | 22.09 | |
| Челночный бег “3 х 10м”. | 29.09. | |
| Легкая атлетика как наиболее доступный для любого возраста вид спорта. | 06.10 | |
| Тренировка в отдельных видах легкой атлетики. | 13.10 | |
| Режим дня и режим питания. Подвижная игра “Кто дальше бросит”. | 20.10 | |
| Метание малого мяча на дальность с места способом “из-за головы”. | 27.10 | |
| Равномерный “5-ти минутный бег”. | 10.11. | |
| Строевые упражнения, специальные беговые и прыжковые упражнения. | 17.11. | |
| Правильная осанка и ее значение для здоровья. | 24.11 | |
| Общая физическая и специальная подготовка Акробатические упражнения. | 01.12 | |
| Строевые упражнения. Комплекс ОРУ с гимнастическими палками. | 08.12. | |
| Строевые упражнения. Комплекс ОРУ со скакалкой. | 15.12. | |
| Строевые упражнения. Комплекс ОРУ на развитие гибкости. | 22.12. | |
| Закаливание в домашних условиях. | 19.01. | |
| Подвижная игра “Не попадись”, игра – эстафета. | 26.01. | |
| Спортивные и подвижные игры Упражнения с баскетбольными мячами. | 02.02. | |
| Ведение мяча на месте правой рукой, ведение мяча шагом. | 09.02. | |
| Броски мяча над собой, в стену, ловля мяча. | 16.02. | |
| Подвижная игра “ Не попадись», игра- эстафета» | 02.03 | |
| Броски мяча в корзину. Подвижная игра “Меткий бросок”. | 09.03. | |
| Отработка игровых приемов при передачах мяча в движении. | 16.03. | |
| Упражнения с баскетбольными мячами. Броски мяча в корзину. | 23.03. | |
| Подвижная игра – эстафета с баскетбольным мячом. | 06.04. | |
| Подвижная игра – эстафета с баскетбольным мячом. | 13.04. | |
| Легкая атлетика- королева спорта. | 20.04. | |
| Подвижная игра с прыжками через препятствие. | 27.04. | |
| Метание малого мяча на дальность с места. | 04.05. | |
| Метание малого мяча на дальность с места способом “из-за головы”. | 11.05. | |
| Повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 метров. | 18.05. | |
| Повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 метров. | 25.05. | |
| Игровые правила игры в футбол. | | |
| Игра в футбол, прыжки через скакалку. | | |
| Урок соревнование «Быстрее, выше, сильнее». | | |
Лист корректировки
№ п/п | Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту | Подпись директора |
. | | | | | | | |
. | | | | | | | |
. | | | | | | | |
. | | | | | | | |
. | | | | | | | |
. | | | | | | | |
. | | | | | | | |
. | | | | | | | |
. | | | | | | | |
. | | | | | | | |
. | | | | | | | |
. | | | | | | | |
. | | | | | | | |
. | | | | | | | |
. | | | | | | | |
. | | | | | | | |
. | | | | | | | |
. | | | | | | | |
. | | | | | | | |
. | | | | | | | |
. | | | | | | | |
. | | | | | | | |
. | | | | | | | |
. | | | | | | | |
. | | | | | | | |
. | | | | | | | |
. | | | | | | | |
. | | | | | | | |
. | | | | | | | |
. | | | | | | | |
. | | | | | | | |
. | | | | | | | |
. | | | | | | | |
. | | | | | | | |
. | | | | | | | |
. | | | | | | | |
. | | | | | | | |
. | | | | | | | |
. | | | | | | | |
. | | | | | | | |
. | | | | | | | |
. | | | | | | | |
. | | | | | | | |
. | | | | | | | |
. | | | | | | | |
. | | | | | | | |
. | | | | | | | |
. | | | | | | | |
. | | | | | | | |
. | | | | | | | |
. | | | | | | | |
. | | | | | | | |
. | | | | | | | |
. | | | | | | | |
. | | | | | | | |
. | | | | | | | |
. | | | | | | | |