Рабочая программа к курсу «Развитие познавательных способностей»
«Школа будущего первоклассника»
Проблема подготовки детей к школе, не смотря на свою изученность, по-прежнему остаётся актуальной. Это и понятно. С каждым годом усложняются требования обучения. У детей, поступающих в 1 класс, с каждым годом всё больше и больше обнаруживается отклонений в состоянии здоровья, нервно – психическом и функциональном развитии. Эти дети более всех нуждаются в профессиональной помощи психолога, целью которой является профилактика школьной дезадаптации.
Эта работа включает в себя:
- диагностику показателей готовности ребёнка к школе;
- прогнозирование на её основе школьных трудностей;
- построение системы развивающей работы с ребёнком- дошкольником.
Цели программы: развитие конструктивного взаимодействия в системе «УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК», развитие рефлексивной позиции, внимательного отношения детей друг к другу.
Задачи: обучение навыкам конструктивного общения, формирование самоконтроля в процессе общения, создание условий для развития мышления, внимания, памяти, речи, мелкой моторики рук, формирование графо - моторного навыка.
Группа учащихся: 10-12 человек 6-7 лет.
Прогнозируемый результат: повышение уровня мотивации к школьному обучению, формирование взаимодействия ребенка с учителем и с другими детьми, снижение уровня тревожности.
Работа психолога в «Школе будущего первоклассника» включает в себя следующие мероприятия:
1.Проведение развивающих занятий по курсу «Развитие познавательных способностей» ( на основе рабочей тетради О.А. Холодовой «За три месяца до школы»; « Развитие познавательной деятельности» С.В. Коноваленко; « Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет» Пылаева Н.М.; О.В.Хухлаева «Тропинка к своему Я»)
2. Проведение психологического исследования по методике Л. Ясюковой с целью определения уровня готовности детей к обучению в школе.
3.Проведение родительских собраний: «Возрастные особенности детей 5-6 лет», «Психологическая готовность ребенка к школе». Основное пособие, по которому занимаются дети- это тетрадь Холодовой О.А. « За три месяца до школы».
Помочь подготовиться к обучению в школе-основная задача данного пособия. С помощью системного подхода, принятого в пособии, возможно быстро и эффективно развить у дошкольника такие качества, как память, внимание, логическое мышление, воображение, творческое и пространственное мышление, находчивость и сообразительность.
В данном задании предлагаются различные задания, которые позволят научить детей:
- слушать, наблюдать;
- запоминать и перерабатывать полученную информацию;
- определять различные и одинаковые свойства предметов;
- узнавать предметы по заданным признакам; описывать предметы;
- сравнивать предметы между собой;
- определять последовательность событий;
- ориентироваться в пространстве;
- обобщать;
- классифицировать;
- работать по образцу;
- действовать в соответствии с принятым намерением;
- развивать ловкость и подвижность кисти рук.
Занятия проводятся 1 раз в неделю (всего 36 занятий). Кроме данного пособия педагог использует методические пособия: «Развитие познавательной деятельности » Коноваленко С.В. и « Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет» Пылаевой Н.М., а также «Тропинка к своему Я» Хухлаевой О.В. Продолжительность занятий-25 минут.
В курсе « Развитие познавательных способностей» сделана попытка объединить сразу несколько задач по подготовке детей к школе:
1. Формирование познавательной активности и учебной мотивации детей старшего дошкольного возраста.
2. Коррекция и развитие нарушений деятельности и комплекса показателей функционального развития, которые необходимы для успешного обучения в школе. Это организация внимания, аналитического мышления и речи, памяти, зрительного и слухового восприятия, развитие тонких движений руки и зрительно – моторной интеграции.
3. Профилактика и коррекция нарушений зрения, осанки, и физического самочувствия детей. Представленный курс занятий отличается высокой динамичностью, т. к. помимо интеллектуально – развивающихся игр и заданий включает целый комплекс физических и кинезиологических упражнений, пальчиковую гимнастику, что позволяет сделать работу детей насыщенной и менее утомительной. С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём и сложность материала, предлагаемого для запоминания и восприятия, сложнее становятся графические диктанты и симметричные рисунки, увеличивается темп выполнения заданий. Задания и упражнения на занятии педагог использует дифференцированно, учитывая психофизиологические особенности и индивидуальные возможности детей, по своему усмотрению их компоновать и дозировать их в рамках курса.
Для проведения занятий каждому ребёнку необходимы тетрадь в клеточку и два простых карандаша; педагогу – психологу – набор эстетично оформленного демонстрационного и раздаточного материала. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим.
Всего 6 блоков занятий.
1. Интеллектуально – развивающие игры и упражнения. Направленные на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи, внимания, восприятия.
2. Дыхательно – координационные упражнения. Направлены на активизацию и энергетизацию работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария, снятия мышечного напряжения.
3. Симметричные рисунки. Направлены на развитие координации движений и графических навыков, активизацию стволовых структур мозга и межполушарного взаимодействия.
4. Графические диктанты. Направлены на развитие умений действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики руки.
5. Пальчиковая гимнастика. Способствует развитию психических функций (вниманию, памяти, мышлению и речи), а также подвижности и гибкости кистей рук.
6. Упражнения для профилактики нарушения зрения и предупреждения зрительного переутомления. Способствуют снятию рефлекса периферического зрения, ритмированию правого полушария, активизации мозга и межполушарного взаимодействия.
В программе содержание занятий распределено по блокам, их содержание направлено на выявление стартовых возможностей детей. Характеристика будущего первоклассника, прошедшего обучение в подготовительном классе.
1. Социальное развитие
1. Ребёнок спокойно идёт на контакт с взрослыми и сверстниками.
2. Общается со сверстниками, знает правила общения.
3. Управляет своим поведением, знает, что можно, а что нельзя, неагрессивен, недрачлив.
4. Умеет общаться с чужими взрослыми, тактичен с людьми.
5. Хорошо адаптируется к новой обстановке.
6. Умеет различать (чувствует) отношение и настроение взрослого.
7. Не избегает общения.
2. Организация деятельности
1. Может планировать свою деятельность.
2. Выполняет задание до конца, умеет оценить качество своей работы.
3. Самостоятельно находит и исправляет ошибки в работе, не ждёт конкретных указаний.
4. Может сосредоточенно, не отвлекаясь выполнять задание 10-15 минут.
5. Не торопится, не суетится, не требует постоянного внимания взрослых.
6. При неудаче не сердится, принимает помощь взрослых, с подсказкой выполняет задание.
7. Не отказывается от заданий.
3. Речевое развитие
1. Ребёнок правильно произносит звуки русского языка.
2. Может выделить звук в начале, середине и конце слова.
3. Обладает словарным запасом, позволяющим выразить мысль, описать событие, задать вопрос и ответить на него.
4. Правильно использует предлоги, приставки, союзы, строит предложения.
5. Может самостоятельно рассказать сказку или составить рассказ по картинке.
6. В речи нет незаконченных предложений, не связанных между собой.
7. Передаёт интонацией различные чувства, в речи нет нарушений темпа (пауз, запинок).
4. Развитие движений и пространственная ориентация
1. Ребёнок уверенно действует в быту: ориентируется в школьном пространстве, одевается, раздевается самостоятельно.
2. В сохранении равновесия движения координированы и ловки.
3. Хорошо ориентируется в пространстве (способен выполнить движения руками, ногами, туловищем вперёд, назад, вверх, вниз, налево, направо).
4. Не испытывает затруднения при работе с мозаикой, хорошо манипулирует мелкими деталями.
5. Стремиться научиться лепить, выпиливать, вязать и др.
6. Не испытывает затруднений при рисовании, выполнении графических движений (умение чертить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать круг, квадрат, треугольник).
5. Зрительно – пространственное восприятие и зрительно-моторные координации.
1. Ребёнок дифференцирует различные фигуры, буквы, цифры, выделяет их характерные признаки.
2. Классифицирует фигуры по форме, размерам, направлению штрихов и другим признакам.
3. Различает расположение фигур (над-под, назад, перед-возле, сверху-снизу и т.п.).
4. Срисовывает простые геометрические фигуры, а также сочетания фигур, пересекающиеся линии, соблюдая размеры, соотношение и направление всех штрихов и элементов.
5. Копирует буквы, цифры, соблюдая размеренность и направление всех штрихов и элементов.
6. Находит часть всей фигуры, конструирует фигуры из деталей по образцусхеме.
7. Дорисовывает элементы, детали, части фигур по образцу.
6. Личностное развитие
1. Ребёнок осознаёт как вести себя со сверстниками и с взрослыми.
2. Стремится установить и сохранить позитивные отношения в ходе общения с взрослыми, и со сверстниками.
3. Может заниматься, учиться, а не только играть. Может работать самостоятельно, не нужно присутствия взрослого.
4. Стремиться к успеху в тех простых видах деятельности, которые выполняет, способен достаточно объективно оценить результат.
5. Может дифференцировать «что такое хорошо и что такое плохо», оценивать свои поступки, но сама оценка во многом зависит от мнения взрослого.
6. Проявляет активный познавательный интерес к новым видам деятельности, к миру взрослых и т.п.
7. Стремиться к личным достижениям, самоутверждению, признанию (я уже знаю, умею…)
7. Развитие внимания и памяти
1. Ребёнок удерживает внимание в течение 10-15 минут, не отвлекается, даже если деятельность ему не интересна (или трудна).
2. Для концентрации внимания в течение 10-15 минут не требуется дополнительных инструкций, внешней организации.
3. Переключается с одного вида деятельности на другой, не отвлекается на внешние раздражители.
4. Может запоминать 10 не связанных между собой слов при 3-4 кратном повторении.
5. Правильно запоминает 10-12 слов при подкреплении наглядными образами.
6. Может сгруппировать по замыслу слова и запомнить их.
7. После нескольких повторений запоминает стихотворение в 4-8 строк.
Календарно-тематическое планирование занятий с дошкольниками
Тема занятия | Дата | Вид деятельности |
1 Давайте познакомимся | 06.10. | Упражнение на развитие слуховой памяти; игра «Знакомство»; упр. на развитие координации движений и графических навыков; дыхательное упражнение; пальчиковая гимнастика «Разминка»; упр. для профилактики нарушения зрения. |
2 Развитие зрительной памяти и зрения | 13.10. | Упражнение на развитие логического мышления и смысловой памяти; упр. на развитие сообразительности; игра «Колумбово яйцо»; игра «Назови детёнышей домашних животных»; пальчиковая гимнастика «На птичьем дворе»; упр. на развитие сенсомоторики; графический диктант; профилактика Упр. на развитие зрительной памяти и слуховой; игра «какой фигуры не стало?», дыхательное упражнение; упр. на развитие координации движения и графических навыков; слуховой рисование графического узора; пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются»; упр. для профилактики нарушения зрения. |
3 Развитие образно – логического мышления и речи | 20.10 | Упр. на развитие зрительной памяти и слуховой; игра «четвёртый лишний»; дыхательное упражнение,; упр. на развитие координации движения и графических навыков; рисование графического узора; пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются»; упр. для профилактики нарушения зрения |
4 Цветные слова | 27.10 | Упр. на развитие зрительной памяти; игра «цветные слова» на развитие умения проводить ассоциации между цветом, формой и словом в процессе запоминания; дыхательное упражнение; упр. на развитие координации движения и графических навыков; рисование графического узора; пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются»; упр. для профилактики нарушения зрения. |
5 Развитие осязательной памяти и мышления | 03.11 | Упр. на развитие осязательной памяти и мышления; игра «Осенние листья»; дыхательное упражнение; упр. на развитие координации движения и графических навыков; рисование графического узора; пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются»; упр. для профилактики нарушения зрения |
6 Развитие способности к переключению внимания | 10.11 | Игра на развитие слуховой памяти речи и мышления; игра «на развитие логического мышления»; упр. на развитие способности к переключению внимания; дыхательное упражнение; упр. на развитие координации движения и графических навыков; рисование графического узора; пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются»; упр. для профилактики нарушения зрения |
7 Развитие логического мышления и речи | 17.11 | Упр. на развитие слуховой памяти, мышления и речи; игра «на развитие логического мышления»; дыхательное упражнение; упр. на развитие координации движения и графических навыков; рисование графического узора; пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются»; упр. для профилактики нарушения зрения |
8 Развитие логического запоминания и пространственной ориентировки | 24.11 | Упр. на развитие слуховой памяти; Упр. на развитие логического запоминания; игра «Весёлые спортсмены»; игра «Живая страница»; дыхательное упражнение; упр. на развитие координации движения и графических навыков; рисование графического узора; пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются»; упр. для профилактики нарушения зрения |
9 Развитие пространственной ориентировки | 01.12 | Игра « Геометрические ковры»; упр. на развитие ассоциативной памяти; упр. « Ленивые восьмёрки»; развитие сенсомоторики; графический диктант; пальчиковая гимнастика, профилактика нарушения зрения. |
10 Классификация предметов по определённому признаку | 08.12 | Игра « третий лишний»; упр. на развитие механической зрительной памяти; упр. на развитие сенсомоторики; упр. « Художники»; графический диктант; пальчиковая гимнастика «Здравствуй», профилактика нарушения зрения. |
11 Геометрические фигуры | 22.12. | Упр. на расслабление и концентрацию; Упр. на развитие смысловой памяти и логического мышления; упр. «Назови одним словом»; графический диктант; пальчиковая гимнастика «Здравствуй»; профилактика нарушения зрения. |
12 Развитие речи и мышления | 29.12 | Упр. на развитие логического мышления и смысловой памяти; Упр. на развитие зрительной памяти; игра «Говори наоборот»; графический диктант; пальчиковая гимнастика «Комарик»; профилактика нарушения зрения. |
13 Развитие речи и мышления | 12.01 | Упр. на развитие логического мышления и смысловой памяти; игра «Назови отличия»; графический диктант; пальчиковая гимнастика «Комарик»; профилактика нарушения зрения. |
14 Развитие логического мышления и внимания | 19.01 | Упр. «Пары фигурок»; упр. «Пиктограммы»4 Игра «Говори наоборот4 упр. «Счастливые хрюши»; дыхательное упр. «Певец»; графический диктант; пальчиковая гимнастика «Коза рогатая» |
15 Развитие внимания, наблюдательност и воображения | 26.01 | Упр. на развитие речи, мышления и воображения; игра «В снежки»; игра «Магазин»; дыхательное упр. «Певец»; графический диктант; пальчиковая гимнастика «Коза рогатая» |
16 Развитие зрительной опосредованной памяти | 02.02 | Игра «Пары фигурок»; упр. на развитие зрительно – слуховой опосредованной памяти; упр. «Пиктограммы»; игра « Снеговик»; дыхательное упр. «Певец»; графический диктант; пальчиковая гимнастика «Зайчик» |
17 Развитие зрительной опосредованной памяти | 09.02 | Игра «Магазин»; упр. на развитие зрительно – слуховой опосредованной памяти; упр. «Пиктограммы»; игра « Определения»; дыхательное упр. «Певец»; графический диктант; пальчиковая гимнастика «Черепашка» |
18 Развитие мышления | 16.02 | . Упр. «Закончи фразу»; игра «Пиктограммы»; игра на развитие воображения и мышления; дыхательное упражнение; симметричные рисунки; упр. на развитие сенсомоторики; графический диктант; пальчиковая гимнастика «Черепашки». Упр. 20 Развитие зрительно – слуховой и ассоциативной памяти на материале сказок. |
19. Развитие логического мышления и смысловой памяти | 23.02. | Игра «Плохой сторож»; игра на развитие внимания; упр. « продолжи фразу»; упр. «Разрезные квадраты»; дыхательное упражнение; симметричные рисунки; упр. на развитие сенсомоторики; графический диктант; пальчиковая гимнастика «Лягушка»; профилактика нарушения зрения. |
21 Развитие зрительной и слуховой памяти | 02.03 | Упр. на развитие зрительной памяти и слуховой; игра «какой фигуры не стало?», дыхательное упражнение; упр. на развитие координации движения и графических навыков; рисование графического узора; пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются»; упр. для профилактики нарушения зрения. |
22 Развитие образно – логического мышления и речи | 09.03. | Упр. на развитие зрительной памяти и слуховой; игра «четвёртый лишний»; дыхательное упражнение,; упр. на развитие координации движения и графических навыков; рисование графического узора; пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются»; упр. для профилактики нарушения зрения |
23 Развитие способности к переключению внимания | 16.03. | Игра на развитие слуховой памяти речи и мышления; игра «на развитие логического мышления»; упр. на развитие способности к переключению внимания; дыхательное упражнение; упр. на развитие координации движения и графических навыков; рисование графического узора; пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются»; упр. для профилактики нарушения зрения |
24 Развитие мышления | 23.03. | Упр. «Закончи фразу»; игра «Пиктограммы»; игра на развитие воображения и мышления; дыхательное упражнение; симметричные рисунки; упр. на развитие сенсомоторики; графический диктант; пальчиковая гимнастика «Черепашки |
25 Развитие логического мышления и смысловой памяти | 30.03. | Упр. на развитие логического мышления и смысловой памяти; упр. на развитие сообразительности; игра «Назови детёнышей домашних животных»; пальчиковая гимнастика «На птичьем дворе»; упр. на развитие сенсомоторики; графический диктант; профилактика нарушения зрения. |
26 Учить узнавать предметы по заданным признакам; классифицировать предметы | 06.04. | Упр. «Обведи лишние»; Упр. «Назови существенный признак»; Упражнения в тетради |
27 Развитие внимания, наблюдательности | 13.04 | Упр. на развитие речи, мышления и воображения; игра «В снежки»; игра «Магазин»; дыхательное упр. «Певец»; графический диктант; пальчиковая гимнастика «Коза рогатая» |
28 Развитие способности к переключению внимания | 20.04. | Игра на развитие слуховой памяти речи и мышления; игра «на развитие логического мышления»; упр. на развитие способности к переключению внимания; дыхательное упражнение; упр. на развитие координации движения и графических навыков; рисование графического узора; пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются»; упр. для профилактики нарушения зрения |
29 Развивать умение работать по образцу | 27.04. | Упр. «Нарисуйка»; задания в тетради; Пальчиковая гимнастика «Домик». |
30 Развитие зрительно | 04.05. | Игра «Плохой сторож»; слуховой и ассоциативной памяти на материале сказок. игра на развитие внимания; упр. « продолжи фразу»; упр. «Разрезные квадраты»; дыхательное упражнение; симметричные рисунки; упр. на развитие сенсомоторики; графический диктант; пальчиковая гимнастика «Лягушка»; профилактика нарушения зрения. |
31 Учимся выполнять правила | 11.05. | Игры с правилами «Собираю грибы»; « Часовой»; Занятие по тетради. |
32 Развитие внимательности | 18.05 | Игра на развитие слуховой памяти речи и мышления; игра «на развитие логического мышления»; упр. на развитие способности к переключению внимания; дыхательное упражнение; упр. на развитие координации движения и графических навыков; рисование графического узора; пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются»; упр. для профилактики нарушения зрения |
33 Развитие образно – логического мышления и речи | 25.05 | Упр. на развитие логического мышления и смысловой памяти; упр. на развитие сообразительности; игра «Назови детёнышей домашних животных»; |
34 Развитие логического запоминания и пространственной ориентировки | 25.05 | упр. на развитие координации движения и графических навыков; рисование графического узора; пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются»; упр. в тетради. |