Комитет Администрации Баевского района по образованию
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Прослаухинская средняя общеобразовательная школа Баевского района Алтайского края»
«Рассмотрено» МО Баевского округа Ответственный ________ Нарежнова Л.М. «23» августа 2016 г | «Согласовано» и.о. зам директора по УВР _________ Семьян Е. Б. «30» августа 2016 г | «Утверждаю» Директор школы _________ Стахнёва Н. А. Приказ № 62 от « 31» августа 2016 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности 1 класса начального общего образования
«Учись учиться» «Занимательный русский язык»
на 2016 -2017 учебный год
Рабочая программа составлена на основе программы
факультативного курса «Занимательный русский язык»/
Л. В. Мищенкова. – М.: Издательство РОСТ, 2012.
(Юным умницам и умникам)
Разработчик:
Бардикова Людмила Николаевна
учитель начальных классов
Прослауха
2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа к курсу «Занимательный русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием методического пособия Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык».
Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает:
- Методическое пособие для 1 класса «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2012.
- Рабочие тетради «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2012.
Актуальность программы: данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.
В процессе изучения данного курса школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательному русскому языку” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по предмету, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях уделяется заданиям, направленным на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка, этических норм речевого поведения.
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика русского языка не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Таким образом, принципиальной задачей на занятиях данного курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Система представленных задач и упражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.
Познавательный аспект
Формирование и развитие разных видов памяти, внимания, воображения.
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Развивающий аспект
Развитие речи.
Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
Воспитывающий аспект
Воспитание системы нравственных межличностных отношений.
Срок реализации: программа кружка рассчитана на 33 учебных часа, 1 час в неделю.
Планируемые результаты.
Личностные результаты
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметные результаты
умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий;
умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы;
умение называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем;
умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы;
умение пользоваться местоимениями, числительными и наречиями в речи.
Курс «Занимательный русский язык» рассчитан на 33 занятия
Каждое занятие, за исключением «Игротека», имеет следующую структуру:
1. Работа над темой занятия.
2. «Занимательный привал» (переключение с основного вида деятельности, подчиненного теме занятия, на другой - отвлеченный, а также проведение физкультминутки).
3. Продление работы над темой.
4. «Мишуткина академия» (рублика, представляющая собой три вопроса текстового характера, готовящих школьников к участию в конкурсе «Русский медвежонок»).
5. Рефлексия (подведение итогов занятия).
Каждое четвертое занятие имеет название «Игротека» и носит повторительный характер для трех предыдущих занятий. Оно строится на играх и игровых заданиях. В нем отсутствует рублика «Мишуткина академия».
Учебно - тематический план
Раздел, тема | Общее количество часов |
Речь | 1 |
Текст, предложение, диалог | 3 |
Слова | 4 |
Слово. Слог. Ударение | 3 |
Звуки и буквы | 11 |
Пословицы | 1 |
Устное народное творчество | 1 |
Игротека | 8 |
Повторение | 1 |
Итого: | 33 |
Календарно – тематический план
№ п/п | Темы занятий | Содержание занятий | Дата |
план | факт |
1 | Речь устная и письменная | Зачем людям нужна речь? Что такое речь устная. Что такое речь письменная | | |
2 | Что такое слово? | Слово-это название предметов, явлений, действий и т.д. Знакомство с ребусом | | |
3 | В мире звуков | Уточнение представления детей о звуках. Понятия: «фонетика», «фонема», «фонетический слух» | | |
4 | Игротека | Формулировка смыслового значения слова. Понятие «рифма» | | |
5 | Звуки и буквы - не одно и то же | В чем заключается различие между звуками и буквами | | |
6 | Что такое метаграммы? | Знакомство с метаграммами. Разгадывание метаграмм | | |
7 | Жили-были гласные и согласные | Отличая гласных звуков и букв от согласных. Упражнение в определении в слове гласных и согласных букв | | |
8 | Игротека | Повторение: буквы и звуки; буквы и звуки гласные и согласные. Разгадывание метаграмм | | |
9 | Волшебник Ударение | Роль ударения в слове. Понятие «омограф» | | |
10 | Такие разные согласные | Способы отличия твердых согласных звуков от мягких | | |
11 | Такие разные, разные согласные | Парные и непарные звонкие и глухие согласные | | |
12 | Игротека | Поиск омографов в предложениях. Определение ударного слога в слове. Упражнения в умении различать гласные и согласные, согласные по звонкости-глухости, твердости-мягкости. Решение метаграмм. Рифмование слов | | |
13 | Русские народные загадки | Знакомство с загадкой как жанром устного народного творчества. Выделение свойств и признаков загаданного предмета | | |
14 | Зачем шипят шипящие? | Уточнение знаний о шипящих согласных. Знакомством с понятие «пантомима» | | |
15 | Познакомьтесь: алфавит! | Обобщение знаний учащихся об алфавите. Упражнение в правильном названии букв и звуков | | |
16 | Игротека | Разгадывание русских народных сказок. Упражнение в произнесении скороговорок. Запись слов в алфавитном порядке | | |
17 | Привет, пословица! | Упражнение в выявлении скрытого смысла пословицы | | |
18 | Поговорим о предложении | Разновидность предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). Упражнения в умении различать данные предложения, приводить примеры | | |
19 | Еще немного о предложении | Разновидности предложений по интонации. Упражнения в умении различать данные предложения, произносить с соответствующей интонацией | | |
20 | Игротека | Понятие «шарада». Упражнение в умении разгадывать шарады. Подбор пословицы к тексту. Придумывание предложений, разнообразных по цели высказывания и по интонации | | |
21 | Знакомство с анаграммами | Понятие «анаграммы». Упражнения в умении разгадывать анаграммы | | |
22 | Что такое текст? | Уточнение знаний учащихся о тексте. Упражнение в умении составлять рассказ по серии картинок, определять тему и основную мысль текста | | |
23 | Что мы пишем с большой буквы? | Правила написание заглавной буквы. Упражнение в умении писать с заглавной буквы имена собственные | | |
24 | Игротека | Разгадывание анаграмм. Придумывание анаграмм к данным словам. Определение темы и основной мысли текста. Упражнение в написании имен собственных с заглавной буквы | | |
25 | О безударных гласных | Уточнение знаний учащихся о безударных гласных в корне, требующих проверки, и о способе их проверки. Упражнение в умении подбирать проверочные слова, исправлять допущенные ошибки | | |
26 | О парных звонких и глухих согласных | Уточнение знаний учащихся о правописании парных согласных в словах. Упражнение в умении подбирать проверочные слова | | |
27 | Слова-приятели | Знакомство с понятием «синоним». Упражнение в умении подбирать синонимы к данным словам, находить среди слов синонимичные пары | | |
28 | Игротека | Упражнение в написании безударных гласных и парных согласных в корне, нахождении среди групп слов синонимов, подборе синонима к данному слову | | |
29 | Слова-неприятели | Знакомство с понятием «антоним». Упражнение в умении подбирать антонимы к словам, находить антонимичные пары в группе слов | | |
30 | Волшебное слово предлог | Знакомство с предлогами. Упражнение в умении подбирать подходящие по смыслу предлоги, писать их раздельно со следующим словом | | |
31 | Что за зверь такой - фразеологизм? | Знакомство с фразеологизмами и их значениями. Упражнение в умении подбирать к ситуации соответствующий фразеологизм | | |
32 | Игротека | Понятие «омоним». Упражнение в умении различать синонимы, антонимы, омонимы, вставлять в предложение по смыслу предлоги, соотносить фразеологизмы и их значения | | |
33 | Повторяем, повторяем, повторяем… | Упражнения в умении правильно называть буквы и звуки, составляющие слово, решать метаграммы, объяснять смысл пословиц, подбирать пословицу, соответствующую основной мысли данного текста, различать виды предложений по цели высказывания и по интонации | | |
| Итого: 33 часа | | | |
Методическое обеспечение
Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу учащихся в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей.
Творческая деятельность включает проведение игр, викторин, использование метода проектов, поиск необходимой информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в сети Интернет.
Технологии, методики:
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
моделирующая деятельность,
поисковая деятельность;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии.
Методы проведения занятий: беседа, игра, самостоятельная работа, творческая работа.
Межпредметные связи на занятиях по развитию познавательных способностей:
с уроками русского языка;
с уроками литературного чтения;
с уроками окружающего мира.
Формы контроля: стартовый, текущий, итоговый.
Техническое оборудование:
компьютер;
принтер;
сканер;
мультмедиапроектор.
Информационное обеспечение
Методические пособия:
Методическое пособие для 1 класса «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2012.
Рабочие тетради «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2012
Цифровые ресурсы:
Ресурсы Интернет.
ЦОР по русскому языку для начальной школы.
ЦОР по развитию логики учащихся начальных классов.
Технические средства обучения:
Компьютер с художественным программным обеспечением.
Мультимедиа – проектор.
Экран.
Лист регистрации изменений, вносимых в рабочую учебную программу
№ п/п | Предмет | Дата | Основание для изменений | Содержание откорректированных разделов (тем) | Способ внесения изменений (слияние тем) | Подпись |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
Экспертиза рабочих программ учебных предметов
Учебный предмет (курс)
Составитель программы
Класс Дата заполнения
Эксперт
№ | Структурные элементы программы | Наличие | Рекомендации |
1 | Титульный лист | | |
2 | Планируемые результаты. Описание уровней воспитательных результатов внеурочной образовательной деятельности. | | |
3 | Содержание курса, количество часов курса | | |
| Количество часов, отводимых на реализацию рабочей программы, должно соответствовать учебному плану ОУ | | |
4 | Учебно-тематическое планирование | | |
| - соответствие названия тем рабочей программы авторской программе | | |
| изменения, внесенные в авторскую учебную программу и их обоснование | | |
| - соответствие количества часов в теме рабочей программы и авторской программы | | |
5 | Перечень учебно-методических средств обучения | | |
6 | Таблица контрольных и практических работ по предмету | | |
18